Научная статья на тему 'Педагогическая ситуация как средство подготовки студентов-менеджеров к профессиональной деятельности'

Педагогическая ситуация как средство подготовки студентов-менеджеров к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Н. А.

В статье рассматривается проблема использования педагогической ситуации как одного из средств, нацеленных на развитие профессиональных и личностных качеств у студентов-менеджеров. Проанализированы различные виды педагогических ситуационных задач (иллюстративных, функциональных, стратегических). Раскрыты этапы принятия командного решения в проблемной ситуации. Выявлена и обоснована необходимость использования педагогической ситуации с позиции личностно ориентированного педагогического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая ситуация как средство подготовки студентов-менеджеров к профессиональной деятельности»

Список литературы:

1. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учеб. пособие / Н.В. Бордовская. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 408 с.

2. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учеб.-метод. пособие / О.П. Гаврилушкина. - М.: Дрофа, 2010. - 207 с.

3. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособ. для студ. вузов / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. - М.: Владос, 2010. - 143 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Киселева Н.А.*

Волжский институт экономики, педагогики и права, г. Волжский

В статье рассматривается проблема использования педагогической ситуации как одного из средств, нацеленных на развитие профессиональных и личностных качеств у студентов-менеджеров. Проанализированы различные виды педагогических ситуационных задач (иллюстративных, функциональных, стратегических). Раскрыты этапы принятия командного решения в проблемной ситуации. Выявлена и обоснована необходимость использования педагогической ситуации с позиции личностно ориентированного педагогического взаимодействия.

О качествах управленца любого ранга, по мнению А. Морита, следует судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно может добиваться наилучших результатов от каждого из них [1, с. 24]. В классическом понимании менеджер - это логически мыслящий и хорошо информированный человек, имеющий цель, план и волю для достижения поставленной цели. Менеджер, профессионально выполняющий сложные управленческие функции, должен владеть достаточными знаниями для решения управленческих, финансовых вопросов, обладать достаточной интеллектуальной мощью и работоспособностью, необходимыми для того, чтобы взять на себя бремя проблем и деловых обязательств [2, с. 239].

Профессиональную подготовку будущих менеджеров в вузе мы рассматриваем как процесс формирования личности, обладающей убеждениями, собственной позицией, характером, обоснованным уровнем самооценки,

* Декан факультета Менеджмента, доцент кафедры Психологии, кандидат педагогических наук, доцент.

творческими способностями, высокой мотивацией к решению задач, которые перед ней ставятся в профессиональной деятельности. Причем мотивацией не только внешней (высокая заработанная плата), но внутренней (заинтересованность в самореализации и самоотдаче). Все это образует круг так называемых личностных факторов.

Процесс становления специалиста в вузе, по нашему мнению, должен опираться на положения системного подхода, рассматривающий обучение в вузе с позиции не только формирования профессиональных качеств, но и качеств личности обучающегося, таких как способность к самосовершенствованию и саморазвитию. Для этого необходимо реализовать главное условие процесса обучения - четкая организация всего педагогического процесса в вузе.

Современный менеджер с развитой социальной, коммуникативной и интерактивной компетентностью в настоящее время наиболее востребован на рынке труда. В соответствии с ФГОС ВПО 080200 «Менеджмент», чтобы сформировать у будущего менеджера необходимые компетенции необходимо вооружить их не только теоретической базой знаний, но и развить у них определенные практические умения и навыки. Логика и механизм организации педагогического процесса в вузе, нацеленного на профессиональную подготовку менеджеров, позволяет определить исходное состояние уровня сформированности готовности студентов к управленческой деятельности на начальном этапе обучения, поставить цель преобразования выявленного уровня, спроецировать определенную систему психолого-педагогических средств, организующих не только учебную деятельность студентов, но и позволяющие преподавателю и студентам анализировать полученный результат.

Белова С.В., Зайцев В.Б., Крюкова Е.А., Сериков В.В. в своих исследованиях показывают, что наиболее продуктивным является такой процесс проектирования формирования определенного качества, в основу которого заложены достижения студентов как конечный результат, то есть следует определить набор тех новообразований, которые должны появиться у студентов по окончанию курса обучения.

Стратегия современного профессионального образования состоит в профессионально-личностном развитии и саморазвитии специалиста, способности свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения профессионально-педагогических задач. В качестве механизма формирования готовности будущего выпускника вуза к профессиональной, к управленческой деятельности, нами определяется становление студента как субъекта, что и должно рассматриваться как постоянная самоорганизация будущим специалистом своего личностного образовательно-развивающегося пространства на основе единства педагогических действий преподавателя и ответных действий студентов.

Для того, чтобы обучающийся в учебно-воспитательном процессе смог не только получать сведения из разных научных областей, но и развивать свои личностные качества, он должен быть включен в «ситуацию деятель-

ности», которая в отечественной науке рассматривается как «часть учебно-воспитательного процесса, стимулирующая разностороннюю деятельность учащихся...» [3, с. 86]. Еще В.С. Ильин утверждал, что моделирование ситуаций жизнедеятельности человека в обучении выражает связь процесса обучения с другими социальными процессами, что это «... единица анализа образа жизни человека».

В качестве одного из средств подготовки студентов-менеджеров к профессиональной деятельности, мы использовали систему ситуаций личностно ориентированного педагогического взаимодействия, которые максимально ориентированы на развитие личности студента и включают в себя реализацию всех условий педагогической деятельности [8]. Ситуация личностно ориентированного взаимодействия в нашем понимании носит не только учебно-профессиональный, но и личностно развивающий характер. Причем личностно развивающая ситуация является особым педагогическим механизмом, позволяющим ставить студента в новые условия, требующие от него нового стиля поведения, осмысление и переосмысление предшествующей ситуации [5, с. 61].

На основании вышеизложенного, считаем возможным выделить некоторые требования к системе средств подготовки будущих студентов-менеджеров к профессиональной деятельности:

1. средства должны применяться как комплекс педагогических воздействий на обучающегося (содержание обучения, формы, методы, приемы, отношение педагога к студентам и др.);

2. доминирующая роль отдельного средства в учебном процессе должна определяться главной целью и возможностями ее достижения;

3. в процессе формирования профессиональной компетентности у студентов-менеджеров следует использовать ситуации личностно-ори-ентированного взаимодействия, имитирующие условия межличностного взаимодействия в управленческом процессе;

4. используемые средства должны влиять не только на развитие личности студента, но и формировать у них готовность к профессиональной, в том числе и к другим видам деятельности.

В соответствии с ФГОС ВПО 080200 «Менеджмент» 30 % занятий должны проводиться в интерактивной форме. Активные методы обучения в том случае, формируют профессиональные качества специалистов, являясь своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным [13, с. 182].

Рассматривая зарубежный и отечественный опыт обучения менеджеров, считаем необходимым отметить широкое использование методов активного обучения. На наш взгляд, наибольший практический интерес представляют: Master of Business Administration, метод ключевых слов и выражений, метод бизнес-кейсов, методика самостоятельного приобретения знаний (опыт американской высшей школы), обучение действием (action leaning), программа NBA («Мастер делового администрирования»), мозговой штурм и др. [4].

Толчком развития активных методов обучения подготовки менеджеров в отечественном опыте послужили методы обучения, разработанные О. С. Ви-ханским, А. Наумовым, А.М. Зобовым, А.П. Егоршиным, Т.П. Фокиной. Следует отметить, что главная идея данных методов заключается в том, что профессиональная деятельность требует от выпускников-менеджеров не только глубоких теоретических знаний, но и умения грамотно строить межличностные отношения. Современному менеджеру необходимы не просто знания, представляющие собой систему понятий и взаимосвязь между данными понятиями, но более актуальным является вопрос использования полученных в процессе обучения в вузе знаний на практике. Причем, доказано, что лучший способ развития данных качеств - это их тренировка через моделирование действий. Такой концептуальной основой было признано «практикующее научение» [9].

Практикующее научение (experiential learning), исходит из предположения, что навыки, умения и адекватное поведение в целом эффективно формируется в ходе приобретения опыта, который необходимо переосмыслить, связав с теоретическими знаниями и затем с практическим применением. Итак, «практикующее научение» переносит на студента всю ответственность усвоения необходимого содержания теоретической и практической составляющей любой дисциплины.

Содержание ситуаций практической направленности позволяют сформировать у студентов целостное представление о сущности и способах, позволяющих наиболее эффективно использовать полученные профессиональные знания и умения в будущей профессиональной деятельности.

В современной отечественной педагогической практике используются средства мышления, позволяющие наиболее плодотворно организовать их продуктивную деятельность:

1. Логико-технические (содержат технологию решения проблем - ситуации, задачи). К ним относят технологии принятия управленческих решений, а также техники мышления (анализ, синтез, рефлексию, проблематизацию, критику, отрицание и «взращивание» идеи).

2. Социо-технические средства, включающие организацию работы в группах и дискуссии, позволяющие реализовать процедуру группо-образования, позиционную динамику, а также научить работать в духе сотрудничества, соревнования, конфликта и наиболее эффективно реализовывать коллективную мыследеятельность.

3. Психотехнические средства нацелены на преодоление «ограничений» человека, раскрывающие и развивающие способности обучающегося. Они позволяют развивать организационные умения и навыки, формируют представление о тех продуктивных формах ситуационного поведения, которые включаются в различные виды тренингов, используемые преподавателем в процессе обучения студентов-менеджеров.

С этой целью можно использовать не только тренинг делового общения, позволяющий лучше понять основы теории управления, развить умение не только моделировать процессы и ситуации, но учат формулировать задачи и проблемы. Социально-психологический тренинг, позволяет осознать свои личностные проблемы, сформировать или скорректировать самооценку, разрушить стереотип поведения, освоить методику получения содержательных результатов в процессе коммуникационного процесса, приобретения средств мышления и навыков коммуникаций.

К сожалению, до сегодняшнего дня в педагогических исследованиях существует различное понимание термина «педагогическое средство», равно как и их классификации [6, с. 53]. «Педагогическое средство» нами понимается как комплекс форм, методов, как определенная педагогическая ситуация, развивающая готовность студентов к применению специальных умений в профессиональной деятельности.

Рассматривая более подробно педагогические ситуации, следует отметить, что в отечественной науке выделено несколько вариантов педагогических ситуаций: ситуации-стимулы, ситуации-упражнения [5]; ориентировочно-аналитические, проектировочно-целеполагающие, практико-имита-ционные [12], ситуации усвоения типового содержания деятельности, ситуации с элементами выбора варианта деятельности, ситуации самосознания через общение с другими и саморегуляция [10], аналитические, конструктивные, операциональные [7, с. 52].

Используя данные задачи, следует помнить, что они обладают относительной самостоятельностью и имеют последовательный характер. Так, формируя профессиональный «язык» менеджера и развивая у него способности идентифицирования проблемы в данной для анализа ситуации, можно использовать иллюстративные задачи, которые преподаватель включает в лекционный материал. С этой целью можно использовать мини-ситуации, «решая» их как в устной, так и в письменной форме.

Задачами, лежащими в четко очерченной области и требующими от студентов глубоких знаний теоретического материала конкретной дисциплины, являются функциональные задачи, ориентированные на развитие инновации через предметное знание. В них включается информация противоречивого свойства. При их решении студенты учатся умению аргументировать и доказывать свое решение.

Стратегические задачи характеризуются множеством противоречивых критериев выбора. Решая их, появляется потребность «проиграть» предложенные решения, что в свою очередь позволяет студентам, работающим в команде, более полно осмыслить принимаемые управленческие решения и выбрать правильную стратегию активного решения поставленных проблем.

Используя технологию принятия командного решения в проблемной ситуации, следует ориентироваться на реализацию следующих этапов:

1 этап - Целеполагание, где определяются главные цели собственных действий и потребности, возникающие в команде при решении проблемной ситуации.

2 этап - Описание ситуации, где выясняются условия действий команды и складывается полная картина командного видения проблемной ситуации, получаемой из информации, которой владеет каждый член команды.

3 этап - Выделение основной и дополнительных проблем, возникающих в процессе решения главной проблемы и позволяющих подвести команду к решению главной поставленной цели. При решении возникающих проблем, происходит переход актуальных проблем в неактуальные, или наоборот, та проблема, которая казалась неважной, становится ключевой.

4 этап - Создание теоретического проекта, который заключается в планировании действий по решению выделенных проблем. В этом случае оперируют теоретическими понятиями, символами и абстракциями. В данной схеме отражены принципы решения проблемных ситуаций и пути их реализации.

5 этап - Создание и реализация рабочего проекта, который заключается в детальном описании необходимых действий, нацеленных на решение всех проблем команды, описании обязанностей каждого члена команды, согласно пакету и графику выполнения этих обязанностей.

6 этап - Выявление недостатков разработки решения проблемной ситуации и определение ошибок, мешающих до конца реализовать рабочий проект.

Итак, решение управленческих задач не имеет определенного стандарта. Это связано с тем, что профессиональная деятельность менеджера, требует от него эффективного использования полученных знаний в конкретной ситуации, а личностное отношение к ситуации рассматривается как определенный компонент профессионального мышления менеджера. Профессиональные умения позволяют менеджеру адекватно реагировать на действия подчиненных, принимая при этом «грамотные решения» и выработать собственный стиль управления. Студенты в роли менеджера учатся не только оценивать предложенную ситуацию, но и формулировать адекватный в данной ситуации ответ. Так, диагностика Т. Лири [11], позволяет каждому студенту-менеджеру отнести себя к конкретному типу руководителя, познакомиться с положительными и отрицательными чертами данного стиля управления, определить стиль собственного поведения в конкретной ситуации, а также стиль и тактику поведения с определенным «типом» руководителя. Все это позволяет эффективно решать поставленные перед менеджером профессиональные задачи.

Педагогическое средство, служащее целям профессиональной подготовки будущих менеджеров, на наш взгляд, можно представить в виде педагогической конструкции, которая включает следующие педагогические ситуационные задачи: иллюстративные, функциональные и стратегические. Причем, следует отметить, что педагогические задачи, их разнообразные ви-

ды, используемые нами в педагогическом процессе, учат студента не только анализировать и решать профессиональные, управленческие задачи, но и формируют у него умение «грамотно» вести себя в конфликтной ситуации, анализировать её, «грамотно» строить собственную стратегию выхода из создавшейся конфликтной ситуации.

Если принять за основу положение о том, что весь процесс учебной деятельности в целом, и каждая форма его в отдельности, могут быть эффективны лишь при условии активного взаимодействия преподавателя и студента в качестве равноправных партнеров в совместной познавательной деятельности, то возникает необходимость разработки механизма такого взаимодействия на лекционных и практических занятиях.

Развивая творческие способности, педагогические ситуационные задачи нацелены на формирование у студентов-менеджеров умения работать в группе, коллективе, что особенно актуально для будущего менеджера, деятельность которого протекает в системе «человек-человек». Именно с этой позиции следует использовать педагогическую ситуацию, рассматривая её как эффективное средство развития процесса взаимодействия не только между обучающимися, но и в диалоговой связке «преподаватель-студент».

Итак, использование педагогической ситуации как одного из средств формирования у студентов-менеджеров готовности к различным видам профессиональной деятельности, позволяет нам подготовить студентов, ориентированных на сотрудничество и сотворчество не только в учебной, но и готовых к дальнейшей профессиональной деятельности.

Все это доказывает, что педагогическая ситуация как разновидность активных методов обучения могут быть использованы в качестве одного из средств формирования готовности к профессиональной деятельности студентов-менеджеров и студентов других специальностей, чья профессиональная деятельность протекает в системе «человек-человек». А взаимосвязь организационных форм и средств процесса обучения позволяют сориентировать учебный процесс на целостное и системное формирование творческой личности, обладающей высокими профессиональными и социально значимыми качествами, необходимыми при реализации профессиональных задач.

Список литературы:

1. Герасимов Б.Н. Моделирование профессиональной деятельности менеджера // Менеджмент. - 1997. - № 5. - С. 23-25.

2. Дункан Дж.У Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Дж.У Дункан; пер. с англ. - М.: Дело, 1996. - 272 с.

3. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М., 1984. - 144 с.

4. Японское чудо и советская экономическая реформа / Под ред. Хидэд-зо Инаба, Сейди Цуцуми. - М.: Шелковый путь, 1991. - 328 с.

5. Кондрашова Л.В. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1989. - 18 с.

6. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: монография. - Волгоград: Перемена, 1999. - 196 с.

7. Крюкова Е.А. Педагогические задачи в курсе философии как фактор профессиональной направленности обучения в педвузе: дисс. . канд. пед. наук. - Волгоград, 1996. - 152 с.

8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. - 168 с.

9. Методическое пособие по преподаванию конкретных ситуаций / Под ред. И.А. Наумова. - М.: МГУ1997. - 208 с.

10. Подгорская О.Н. Подготовка будущих учителей к применению содержания специальных предметов в педагогической практике: автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Волгоград, 1991. - 19 с.

11. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: методическое руководство / Л.Н. Собчик. - М.: МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. - 48 с.

12. Черничкина Е.К. Формирование готовности студентов педвуза к овладению индивидуальным стилем педагогической деятельности (на материале специальных и общеобразовательных предметов): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1991. - 19 с.

13. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК АППЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Коваленко И.Г.*

Детский сад № 25 «Незабудка», г. Таганрог

В статье описываются нетрадиционные техники аппликации, которые способствуют развитию творческий способностей дошкольников.

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период

* Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.