А.Г. ВЕДЕНЕЕВ (Волгоград)
СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
Показаны содержание и специфика педагогического направления деятельности менеджеров учреждений социально-культурной сферы, способы формирования их педагогической компетентности на основе моделирования профессиональных ситуаций, требующих педагогического подхода в принятии управленческих решений.
Управление учреждением культуры, его своеобразной культуротворческой средой предполагает, наряду с другими признаками профессионализма, компетентность менеджера в педагогической сфере. Востребованность педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы обусловлена самой природой его деятельности: создание творческих коллективов, приобщение к культуре различных слоев населения, пропаганда подлинного искусства, воспитание эстетического вкуса, создание центров межкультурного общения и снятия психологического напряжения - все это не в последнюю очередь требует компетентности менеджера в педагогической сфере. Функция управления в данной сфере состоит в том, чтобы создать благоприятные внешние и внутренние условия для эффективной совместной деятельности людей, работающих в культуротворческой организации. В этом плане исследователями подчеркивается специфика управления, которое влияет на конечные результаты косвенно, через деятельность других людей; говорится о «мягком» подходе: воздействие идет прежде всего на условия жизнедеятельности, средовые факторы; управление понимается не как командование и властвование, а как создание культурных проектов, долгосрочных программ, обслуживание, поддержка условий взаимодействия участников культурного творчества и воспитание. Это, в свою очередь, требует сплоченности, согласованности, скоординированности действий управленческой команды, приоритета личности, индивидуальности каждого участника и воспитательного подхода.
Как отмечают исследователи (М.Г. Гарунов, П. Кравчук, В.И. Орлов и др.), в условиях радикальных перемен в обществе и перехода к рынку профессиональная творческая самостоятельность менеджера всё более активно влияет на научно-техническую, производственную, а в нашем случае - и культурообразующую деятельность учреждения, его конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность. Личностный подход как принцип деятельности и образования будущего менеджера, представленный в трудах Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневича,
Т.Н. Мальковской, Б.М. Неменского, Г. Рэя, В.В. Серикова, В.И. Слободчико-ва, А.П. Тряпицыной, И.С. Якиманской, открывает новые возможности для педагогического осмысления процесса формирования творческой самостоятельности будущего менеджера и позволяет пересмотреть цели, содержание и технологии создания ситуаций, требующих проявления педагогической культуры.
Несмотря на очевидную востребованность педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы как условия использования им педагогических средств в решении управленческих задач, все же отмечается неразработанность представлений о природе и сущностных характеристиках данного аспекта их профессиональной готовности. В этой связи возникает необходимость включения педагогической компетентности в структуру содержания образования менеджера социальной сферы и, соответственно, исследования места и путей формирования педагогического опыта менеджеров данной сферы.
Анализ ситуаций, возникающих в деятельности руководителя учреждения культуры, позволяет выделить в качестве критериев, определяющих уровень педагогической компетентности менеджера, следующие: 1) принятие личностно-развивающего подхода как методологии и ценностной основы решения управленческих задач; 2) владение педагогическими знаниями и опытом проектирования и реализации педагогических ситуаций в процессе управленческого общения и создания среды функционирования социально-культурного учреждения; 3) умение распознавать и идентифицировать управленческие про-
© Веденеев А.Г., 2008
блемы, требующие актуализации педагогических знаний и опыта; 4) уверенность при отборе и применении приемов педагогического воздействия на окружающих, основанная на личном опыте; 5) собственный стиль, подход, самостоятельно выработанная система обеспечения педагогической направленности управленческих стратегий; 6) знание вариантов включения педагогического аспекта в управленческие действия, умение их комбинировать и находить новые решения; 7) опыт саморегуляции и самооценки своих педагогических действий как условий эффективности процесса и результата управления.
Где и для чего руководитель учреждения культуры должен проявлять свою педагогическую компетентность? Область приложения педагогической компетентности руководителя социально-культурного учреждения включает, как показывает мониторинг его деятельности, решение задач, связанных с формированием профессиональной мотивации сотрудников и качеств профессиональной этики; их объединением в организацию с коллективно-распределенной деятельностью и функциями, стимулированием их взаимного интереса друг к другу, познание Другого, дру-годоминантность; поддержкой личностнопрофессионального саморазвития сотрудников; стимулированием поиска ими ресурсов развития в самих себе; созданием в учреждении атмосферы социально ориентированной культуротворческой активности; постановкой сотрудников в позицию субъектов профессионального и жизненного творчества; формированием ценностной структуры индивидуального и группового сознания сотрудников и клиентов социально-культурного учреждения; привитием норм делового и межсубъект-ного общения и творческого образа жизни; созданием в организации коллективов и жизнетворческих групп; включением окружающих в непрерывное образование; делегированием сотрудникам управленческих полномочий; коррекцией нарушений в ценностно-смысловой сфере подчиненных.
Такое понимание профессиональных функций менеджеров учреждений культуры позволяет определить содержание педагогического компонента его образования. В него, как мы предположили, вхо-
дят педагогические концепции, обеспечивающие эффективную ориентировку в ситуациях, требующих педагогического це-леполагания и выбора технологий педагогического воздействия. К такого рода разделам педагогического знания следует отнести современные теории личностно-развивающего образования, педагогического проектирования, педагогического общения и самоорганизации.
В основу технологий формирования педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы включены ситуации, обеспечивающие единство менеджерского и педагогического мышления, применение педагогических технологий как средств мотивирования персонала, доминирование ценностей коллективизма и сотрудничества, решение производственных задач на основе актуализации и развития личностно-творческого потенциала сотрудников и в целом среды образовательного учреждения. В качестве таких ситуаций, подлежащих моделированию в образовательном процессе, предлагаются ситуация выработки у сотрудника эффективного мотива участия в совершенствовании деятельности социально-культурного учреждения; ситуация совместного с сотрудником поиска его наиболее эффективной позиции в коллективной деятельности; ситуация побуждения сотрудника к профессиональному саморазвитию; ситуация проектирования и организации системы личностно-развивающих деловых и межсубъектных отношений в организации; ситуация выбора менеджером педагогически целесообразного стиля руководства.
Руководитель такого рода выступает в качестве педагога в отношениях со своими сотрудниками и по отношению к посетителям культурно-досугового учреждения. По отношению к первым его воспитательные функции связаны с решением таких задач, как изучение личностно-профессионального потенциала сотрудников, формирование их мотивационно-смысловой сферы и направленности на коллективную творческую деятельность, проектирование и реализация системы профессионального воспитания. Педагогическое влияние руководителя учреждения на его посетителей носит опосредованный характер и обеспечивается организацией видов творчески развивающей деятельности, со-
зданием психологически привлекательной, аттрактивной среды.
Содержание и способ профессиональной подготовки педагога существенно зависят от понимания его миссии в структуре целостной педагогической реальности. Иными словами, необходимо понимание не только того, какого педагога требует данная профессиональная сфера, но и какого именно операционально-предметного и личностного «вклада» ожидает от него создаваемая им педагогическая система, в чем состоит его назначение в педагогической реальности, что именно зависит от него как носителя культурной информации, организатора педагогической среды, личности. Ориентировка будущего руководителя на педагогические ценности предполагает выработку у него адекватного педагогического мышления, в основе которого лежит ориентировка на человека как целостность, а не на его значимые для чего-либо функции, как это в большинстве случаев имеет место в политике, на производстве, в управлении, на госслужбе и т. п. Будущий руководитель ориентируется при этом на целостность человека, которая проявляется в первую очередь в его субъектности - способности к жизнетворчеству, индивидуальному ми-ровидению, ответственности, личностному бытию. Педагогическая реальность деформируется, а подчас и вырождается в какую-либо другую «реальность», когда приоритетной целью и предметом педагогического воздействия становится не личность как целостность, а какие-либо ее атрибуты - успешность («успеваемость»), адекватность социальным нормам («правильное поведение») и др.
Одним из теоретических оснований исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные феномену педагогической культуры. Исследователи исходят из представления о педагогической культуре как части общечеловеческой культуры. Однако не все концепции культуры, развиваемые мировой научной мыслью, могут быть использованы в рамках гуманитарной парадигмы образования. Наиболее адекватной гуманистической сущности педагогической культуры, возникающей и реализующейся в процессе педагогического взаимодействия, является гуманистическая концепция культуры М.М. Бахтина - В.С. Библера, которая используется и в нашем исследовании.
Специфика педагогического воздействия, оказываемого руководителем, состоит в том, что оно не носит характера специального педагогического процесса, а органически включено в другие управленческие функции. Проявлением педагогической компетентности руководителя является его управленческая «политика», в которой он руководствуется принципами личностно ориентированного подхода (создания личностно-развивающей среды), к которым отнесены принципы постановки сотрудника в позицию субъекта профессиональной деятельности; приоритета смысла перед функциональным исполнением обязанностей; создания положительных событий; возможности проявить инициативу, индивидуальность и собственную позицию; приоритетного внимания к самостоятельно добываемым выводам, извлекаемым жизненным смыслам и опыту, собственному видению проблем; востребованности личностных проявлений сотрудника. Последнее проявляется в поддержке руководителем личностных действий участников коллективной работы, включающих выбор, самооценку, рефлексию смысла, поступок, связанный с принятием ответственности, проявлением творчества, свободы. Последнее обеспечивается не искусственной «активизацией» работников, а созданием реальных проектов, требующих компетентностного уровня профессиональной деятельности. К важнейшим мы относим также принцип межсубъектного взаимодействия руководителя и подчиненного (в ситуациях формального «делового» сотрудничества снижается возможность руководителя влиять на смысловую сферу сознания работника, это влияние остается на традиционном гностическом уровне; принцип предполагает взаимную открытость, знание друг друга, взаимный интерес, заинтересованность в личностном утверждении партнера, наконец, дружбу руководителя и подчиненного, не выходящую за рамки культуры профессионального общения. Нако-нец,принцип опоры руководителя на собственный педагогический опыт.
Чтобы обрести опыт включения педагогического аспекта в свою управленческую деятельность, руководитель в процессе подготовки должен освоить стратегию разрешения ситуаций, в которых достижение управленческой цели основывается на актуализации воспитательных факто-
ров. Первую из таких ситуаций мы назвали ситуацией обеспечения мотивационной готовности сотрудников. Здесь речь идет об обретении руководителем умения стимулировать и развивать различные мотивы профессиональной деятельности сотрудников, ведущими из которых являются мотивы профессионально-творческой самореализации. Вторая ситуация связана с включением сотрудников в коллективную творческую инновационную деятельность. Третья - с побуждением работников к профессиональному саморазвитию и созданием необходимых для этого условий. Четвертая ситуация — делегирование полномочий и создание системы эффективных производственных и межсубъектных отношений, пятая — выбор менеджером оптимальной стилевой линии поведения (стратегии): наиболее эффективны личный пример, психологическая поддержка сотрудников, демонстрация компетентности в производственных вопросах, коллегиальность, готовность к компромиссу, приоритет развития личности над выполнением производственной задачи (в узком смысле слова). Шестая ситуация -предвидение и преодоление конфликтов разных типов и форм протекания.
Учебный процесс развертывается как система занятий, диалогов и тренингов, реальных мини-проектов, осуществляемых в имитационно-игровой форме, в проблемно-поисковых условиях. Студенты должны уяснить суть предстоящей работы: руководитель, действующий в данном случае как воспитатель, должен определить средства поддержки работников и клиентов организации, помочь им увидеть причины своих неудач и тем самым поддержать зарождающуюся потребность в саморазвитии.
Для обучения студентов таким приемам необходимо было познакомить их с различными способами получения сотрудниками представления о самом себе: «встреча со значимым Другим» - получение оценочных суждений в свой адрес во время бесед с авторитетным человеком; «восприятие других культурообразующих организаций» - наблюдение дружной сплоченной команды во время соревнований или при участии в ее работе; «участие в инновационном проекте» - в работе или мероприятии в форме оргдеятельностной игры, где демонстрируются отношения дружбы, под-
держки; «игра-тренинг с элементами самоанализа» - выявление своих характерологических свойств в игровой ситуации.
Студентам предлагались приемы достижения цели, среди которых «показ примера самоисправления», в качестве которого может выступать конфликтная ситуация из жизни; совместное составление плана ее преодоления, программы-минимум и максимум для исправления своих привычек; игра «каким бы я хотел быть» -опробование себя в новых ролях, требующих отказа от привычных форм мышления и поведения.
Каждая ситуация трансформировалась, таким образом, в совокупность учебных задач, мини-проектов, реализуемых в учебной или квазипрофессиональной (проектной) деятельности, а также в практической работе будущих руководителей. Итогом реализации предложенной модели подготовки явилось изменение количественных и качественных характеристик подготовленности студентов, различных уровневых групп.
С.Н. СИДОРОВА (Волгоград)
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Раскрываются условия формирования профессионально-творческой активности будущего учителя музыки. Рассматривается одно из организационно-педагогических условий — организация диалогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Реализация данного условия обеспечивается созданием педагогических ситуаций, способствующих поиску студентами личностного смысла учебной деятельности и направленных на стимулирование проявления студентами профессиональной позиции, обретение ими опыта творческой деятельности.
Интеграция России в европейское образовательное пространство определяет новые стратегии в музыкально-педагогическом образовании. Ведущими проблемами становится разработка новых информационных и педагогических технологий
© Сидорова С.Н., 2008