Научная статья на тему 'Становление педагогической компетентности будущих руководителей учреждений культуры'

Становление педагогической компетентности будущих руководителей учреждений культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веденеев А. Г.

Показаны содержание и специфика педагогического направления деятельности менеджеров учреждений социально-культурной сферы, способы формирования их педагогической компетентности на основе моделирования профессиональных ситуаций, требующих педагогического подхода в принятии управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веденеев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление педагогической компетентности будущих руководителей учреждений культуры»

А.Г. ВЕДЕНЕЕВ (Волгоград)

СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Показаны содержание и специфика педагогического направления деятельности менеджеров учреждений социально-культурной сферы, способы формирования их педагогической компетентности на основе моделирования профессиональных ситуаций, требующих педагогического подхода в принятии управленческих решений.

Управление учреждением культуры, его своеобразной культуротворческой средой предполагает, наряду с другими признаками профессионализма, компетентность менеджера в педагогической сфере. Востребованность педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы обусловлена самой природой его деятельности: создание творческих коллективов, приобщение к культуре различных слоев населения, пропаганда подлинного искусства, воспитание эстетического вкуса, создание центров межкультурного общения и снятия психологического напряжения - все это не в последнюю очередь требует компетентности менеджера в педагогической сфере. Функция управления в данной сфере состоит в том, чтобы создать благоприятные внешние и внутренние условия для эффективной совместной деятельности людей, работающих в культуротворческой организации. В этом плане исследователями подчеркивается специфика управления, которое влияет на конечные результаты косвенно, через деятельность других людей; говорится о «мягком» подходе: воздействие идет прежде всего на условия жизнедеятельности, средовые факторы; управление понимается не как командование и властвование, а как создание культурных проектов, долгосрочных программ, обслуживание, поддержка условий взаимодействия участников культурного творчества и воспитание. Это, в свою очередь, требует сплоченности, согласованности, скоординированности действий управленческой команды, приоритета личности, индивидуальности каждого участника и воспитательного подхода.

Как отмечают исследователи (М.Г. Гарунов, П. Кравчук, В.И. Орлов и др.), в условиях радикальных перемен в обществе и перехода к рынку профессиональная творческая самостоятельность менеджера всё более активно влияет на научно-техническую, производственную, а в нашем случае - и культурообразующую деятельность учреждения, его конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность. Личностный подход как принцип деятельности и образования будущего менеджера, представленный в трудах Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневича,

Т.Н. Мальковской, Б.М. Неменского, Г. Рэя, В.В. Серикова, В.И. Слободчико-ва, А.П. Тряпицыной, И.С. Якиманской, открывает новые возможности для педагогического осмысления процесса формирования творческой самостоятельности будущего менеджера и позволяет пересмотреть цели, содержание и технологии создания ситуаций, требующих проявления педагогической культуры.

Несмотря на очевидную востребованность педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы как условия использования им педагогических средств в решении управленческих задач, все же отмечается неразработанность представлений о природе и сущностных характеристиках данного аспекта их профессиональной готовности. В этой связи возникает необходимость включения педагогической компетентности в структуру содержания образования менеджера социальной сферы и, соответственно, исследования места и путей формирования педагогического опыта менеджеров данной сферы.

Анализ ситуаций, возникающих в деятельности руководителя учреждения культуры, позволяет выделить в качестве критериев, определяющих уровень педагогической компетентности менеджера, следующие: 1) принятие личностно-развивающего подхода как методологии и ценностной основы решения управленческих задач; 2) владение педагогическими знаниями и опытом проектирования и реализации педагогических ситуаций в процессе управленческого общения и создания среды функционирования социально-культурного учреждения; 3) умение распознавать и идентифицировать управленческие про-

© Веденеев А.Г., 2008

блемы, требующие актуализации педагогических знаний и опыта; 4) уверенность при отборе и применении приемов педагогического воздействия на окружающих, основанная на личном опыте; 5) собственный стиль, подход, самостоятельно выработанная система обеспечения педагогической направленности управленческих стратегий; 6) знание вариантов включения педагогического аспекта в управленческие действия, умение их комбинировать и находить новые решения; 7) опыт саморегуляции и самооценки своих педагогических действий как условий эффективности процесса и результата управления.

Где и для чего руководитель учреждения культуры должен проявлять свою педагогическую компетентность? Область приложения педагогической компетентности руководителя социально-культурного учреждения включает, как показывает мониторинг его деятельности, решение задач, связанных с формированием профессиональной мотивации сотрудников и качеств профессиональной этики; их объединением в организацию с коллективно-распределенной деятельностью и функциями, стимулированием их взаимного интереса друг к другу, познание Другого, дру-годоминантность; поддержкой личностнопрофессионального саморазвития сотрудников; стимулированием поиска ими ресурсов развития в самих себе; созданием в учреждении атмосферы социально ориентированной культуротворческой активности; постановкой сотрудников в позицию субъектов профессионального и жизненного творчества; формированием ценностной структуры индивидуального и группового сознания сотрудников и клиентов социально-культурного учреждения; привитием норм делового и межсубъект-ного общения и творческого образа жизни; созданием в организации коллективов и жизнетворческих групп; включением окружающих в непрерывное образование; делегированием сотрудникам управленческих полномочий; коррекцией нарушений в ценностно-смысловой сфере подчиненных.

Такое понимание профессиональных функций менеджеров учреждений культуры позволяет определить содержание педагогического компонента его образования. В него, как мы предположили, вхо-

дят педагогические концепции, обеспечивающие эффективную ориентировку в ситуациях, требующих педагогического це-леполагания и выбора технологий педагогического воздействия. К такого рода разделам педагогического знания следует отнести современные теории личностно-развивающего образования, педагогического проектирования, педагогического общения и самоорганизации.

В основу технологий формирования педагогической компетентности менеджера социально-культурной сферы включены ситуации, обеспечивающие единство менеджерского и педагогического мышления, применение педагогических технологий как средств мотивирования персонала, доминирование ценностей коллективизма и сотрудничества, решение производственных задач на основе актуализации и развития личностно-творческого потенциала сотрудников и в целом среды образовательного учреждения. В качестве таких ситуаций, подлежащих моделированию в образовательном процессе, предлагаются ситуация выработки у сотрудника эффективного мотива участия в совершенствовании деятельности социально-культурного учреждения; ситуация совместного с сотрудником поиска его наиболее эффективной позиции в коллективной деятельности; ситуация побуждения сотрудника к профессиональному саморазвитию; ситуация проектирования и организации системы личностно-развивающих деловых и межсубъектных отношений в организации; ситуация выбора менеджером педагогически целесообразного стиля руководства.

Руководитель такого рода выступает в качестве педагога в отношениях со своими сотрудниками и по отношению к посетителям культурно-досугового учреждения. По отношению к первым его воспитательные функции связаны с решением таких задач, как изучение личностно-профессионального потенциала сотрудников, формирование их мотивационно-смысловой сферы и направленности на коллективную творческую деятельность, проектирование и реализация системы профессионального воспитания. Педагогическое влияние руководителя учреждения на его посетителей носит опосредованный характер и обеспечивается организацией видов творчески развивающей деятельности, со-

зданием психологически привлекательной, аттрактивной среды.

Содержание и способ профессиональной подготовки педагога существенно зависят от понимания его миссии в структуре целостной педагогической реальности. Иными словами, необходимо понимание не только того, какого педагога требует данная профессиональная сфера, но и какого именно операционально-предметного и личностного «вклада» ожидает от него создаваемая им педагогическая система, в чем состоит его назначение в педагогической реальности, что именно зависит от него как носителя культурной информации, организатора педагогической среды, личности. Ориентировка будущего руководителя на педагогические ценности предполагает выработку у него адекватного педагогического мышления, в основе которого лежит ориентировка на человека как целостность, а не на его значимые для чего-либо функции, как это в большинстве случаев имеет место в политике, на производстве, в управлении, на госслужбе и т. п. Будущий руководитель ориентируется при этом на целостность человека, которая проявляется в первую очередь в его субъектности - способности к жизнетворчеству, индивидуальному ми-ровидению, ответственности, личностному бытию. Педагогическая реальность деформируется, а подчас и вырождается в какую-либо другую «реальность», когда приоритетной целью и предметом педагогического воздействия становится не личность как целостность, а какие-либо ее атрибуты - успешность («успеваемость»), адекватность социальным нормам («правильное поведение») и др.

Одним из теоретических оснований исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные феномену педагогической культуры. Исследователи исходят из представления о педагогической культуре как части общечеловеческой культуры. Однако не все концепции культуры, развиваемые мировой научной мыслью, могут быть использованы в рамках гуманитарной парадигмы образования. Наиболее адекватной гуманистической сущности педагогической культуры, возникающей и реализующейся в процессе педагогического взаимодействия, является гуманистическая концепция культуры М.М. Бахтина - В.С. Библера, которая используется и в нашем исследовании.

Специфика педагогического воздействия, оказываемого руководителем, состоит в том, что оно не носит характера специального педагогического процесса, а органически включено в другие управленческие функции. Проявлением педагогической компетентности руководителя является его управленческая «политика», в которой он руководствуется принципами личностно ориентированного подхода (создания личностно-развивающей среды), к которым отнесены принципы постановки сотрудника в позицию субъекта профессиональной деятельности; приоритета смысла перед функциональным исполнением обязанностей; создания положительных событий; возможности проявить инициативу, индивидуальность и собственную позицию; приоритетного внимания к самостоятельно добываемым выводам, извлекаемым жизненным смыслам и опыту, собственному видению проблем; востребованности личностных проявлений сотрудника. Последнее проявляется в поддержке руководителем личностных действий участников коллективной работы, включающих выбор, самооценку, рефлексию смысла, поступок, связанный с принятием ответственности, проявлением творчества, свободы. Последнее обеспечивается не искусственной «активизацией» работников, а созданием реальных проектов, требующих компетентностного уровня профессиональной деятельности. К важнейшим мы относим также принцип межсубъектного взаимодействия руководителя и подчиненного (в ситуациях формального «делового» сотрудничества снижается возможность руководителя влиять на смысловую сферу сознания работника, это влияние остается на традиционном гностическом уровне; принцип предполагает взаимную открытость, знание друг друга, взаимный интерес, заинтересованность в личностном утверждении партнера, наконец, дружбу руководителя и подчиненного, не выходящую за рамки культуры профессионального общения. Нако-нец,принцип опоры руководителя на собственный педагогический опыт.

Чтобы обрести опыт включения педагогического аспекта в свою управленческую деятельность, руководитель в процессе подготовки должен освоить стратегию разрешения ситуаций, в которых достижение управленческой цели основывается на актуализации воспитательных факто-

ров. Первую из таких ситуаций мы назвали ситуацией обеспечения мотивационной готовности сотрудников. Здесь речь идет об обретении руководителем умения стимулировать и развивать различные мотивы профессиональной деятельности сотрудников, ведущими из которых являются мотивы профессионально-творческой самореализации. Вторая ситуация связана с включением сотрудников в коллективную творческую инновационную деятельность. Третья - с побуждением работников к профессиональному саморазвитию и созданием необходимых для этого условий. Четвертая ситуация — делегирование полномочий и создание системы эффективных производственных и межсубъектных отношений, пятая — выбор менеджером оптимальной стилевой линии поведения (стратегии): наиболее эффективны личный пример, психологическая поддержка сотрудников, демонстрация компетентности в производственных вопросах, коллегиальность, готовность к компромиссу, приоритет развития личности над выполнением производственной задачи (в узком смысле слова). Шестая ситуация -предвидение и преодоление конфликтов разных типов и форм протекания.

Учебный процесс развертывается как система занятий, диалогов и тренингов, реальных мини-проектов, осуществляемых в имитационно-игровой форме, в проблемно-поисковых условиях. Студенты должны уяснить суть предстоящей работы: руководитель, действующий в данном случае как воспитатель, должен определить средства поддержки работников и клиентов организации, помочь им увидеть причины своих неудач и тем самым поддержать зарождающуюся потребность в саморазвитии.

Для обучения студентов таким приемам необходимо было познакомить их с различными способами получения сотрудниками представления о самом себе: «встреча со значимым Другим» - получение оценочных суждений в свой адрес во время бесед с авторитетным человеком; «восприятие других культурообразующих организаций» - наблюдение дружной сплоченной команды во время соревнований или при участии в ее работе; «участие в инновационном проекте» - в работе или мероприятии в форме оргдеятельностной игры, где демонстрируются отношения дружбы, под-

держки; «игра-тренинг с элементами самоанализа» - выявление своих характерологических свойств в игровой ситуации.

Студентам предлагались приемы достижения цели, среди которых «показ примера самоисправления», в качестве которого может выступать конфликтная ситуация из жизни; совместное составление плана ее преодоления, программы-минимум и максимум для исправления своих привычек; игра «каким бы я хотел быть» -опробование себя в новых ролях, требующих отказа от привычных форм мышления и поведения.

Каждая ситуация трансформировалась, таким образом, в совокупность учебных задач, мини-проектов, реализуемых в учебной или квазипрофессиональной (проектной) деятельности, а также в практической работе будущих руководителей. Итогом реализации предложенной модели подготовки явилось изменение количественных и качественных характеристик подготовленности студентов, различных уровневых групп.

С.Н. СИДОРОВА (Волгоград)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Раскрываются условия формирования профессионально-творческой активности будущего учителя музыки. Рассматривается одно из организационно-педагогических условий — организация диалогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Реализация данного условия обеспечивается созданием педагогических ситуаций, способствующих поиску студентами личностного смысла учебной деятельности и направленных на стимулирование проявления студентами профессиональной позиции, обретение ими опыта творческой деятельности.

Интеграция России в европейское образовательное пространство определяет новые стратегии в музыкально-педагогическом образовании. Ведущими проблемами становится разработка новых информационных и педагогических технологий

© Сидорова С.Н., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.