Научная статья на тему 'Инновационные педагогические технологии на занятиях по английскому языку как средство становления личностного достоинства курсантов морского вуза'

Инновационные педагогические технологии на занятиях по английскому языку как средство становления личностного достоинства курсантов морского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ ДОСТОИНСТВО / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ДОСТОИНСТВА / САМОЦЕННОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ТИПОВАЯ ЗАДАЧА ТРУДА / РЕШЕНИЕ ТИПОВОЙ ЗАДАЧИ ТРУДА / PERSONAL DIGNITY / FORMATION OF PERSONAL DIGNITY / WORTHINESS / SELF-DEVELOPMENT / STANDARD PROBLEM OF WORK / SOLUTION OF A STANDARD PROBLEM OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Юлия Сергеевна, Паутова Светлана Николаевна

В статье рассматриваются вопросы становления личностного достоинства курсантов морского вуза посредством применения инновационных педагогических технологий на занятиях по английскому языку, приводится пример использования типовой задачи труда как основополагающего педагогического условия становления данного качества будущего профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котова Юлия Сергеевна, Паутова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative pedagogical technologies in english classes as means of formation of personal dignity of cadets of a maritime university

In the article problems of formation of personal dignity of cadets of maritime university by means of application of innovative pedagogical technologies in English classes have been considered, the example of use of a standard problem of work as fundamental pedagogical condition of formation of this quality of a future professional has been given

Текст научной работы на тему «Инновационные педагогические технологии на занятиях по английскому языку как средство становления личностного достоинства курсантов морского вуза»

УДК 6:[37.016:811.111] ББК 74.261.7Англ К-73

Котова Юлия Сергеевна, кандидат филологических наук кафедры иностранных языков Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, e-mail: kotovaus@yandex.ru;

Паутова Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, e-mail: korobova2002@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ДОСТОИНСТВА КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА

(рецензирована)

В статье рассматриваются вопросы становления личностного достоинства курсантов морского вуза посредством применения инновационных педагогических технологий на занятиях по английскому языку, приводится пример использования типовой задачи труда как основополагающего педагогического условия становления данного качества будущего профессионала.

Ключевые слова: личностное достоинство, становление личностного

достоинства, самоценность, саморазвитие, типовая задача труда, решение типовой задачи труда.

Kotova Yulia Sergeyevna, Candidate of Philology, assistant professor of the Department of Foreign languages of the State maritime university name after Admiral F. F. Ushakov, e-mail: kotovaus@yandex.ru;

Pautova Svetlana Nikolaevna, Candidate of Pedagogics, Candidate of Philology, assistant professor of the Department of Foreign languages of the State maritime university name after Admiral F. F. Ushakov, e-mail: korobova2002@mail. ru

INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN ENGLISH CLASSES AS MEANS OF

FORMATION OF PERSONAL DIGNITY OF CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY

(reviewed)

In the article problems offormation ofpersonal dignity of cadets of maritime university by means of application of innovative pedagogical technologies in English classes have been considered, the example of use of a standard problem of work as fundamental pedagogical condition offormation of this quality of a future professional has been given.

Keywords: personal dignity, formation of personal dignity, worthiness, self-development, standard problem of work, solution of a standard problem of work.

Любая сфера социальной действительности и профессионального труда - это, прежде всего, сфера человеческих отношений. В связи с этим проблема преодоления бездуховности и дегуманизации современной личности является приоритетной. Очевидно, что гуманизация общества во многом детерминирована высшим образованием, выпускающего «в жизнь» специалистов различного назначения [ 1; 2].

Однако решение данной задачи в вузе достаточно проблематично, так как преобладание технократического подхода к обучению, авторитарно-назидательного, нравоучительного стиля педагогического общения, который, как известно, не срабатывает в молодежной среде, насильственных, приказных методов воздействия, субъективность, а иногда и унизительность оценочной деятельности выступают главными препятствиями роста собственного достоинства будущих специалистов. Они или «через тернии» будут отстаивать собственное Я, выбирая не всегда приемлемые формы поведения, или

конформно приспособятся к среде, или уйдут (или сами, или их отчислят). Одной из причин того, что образование эту задачу не решает, является неразработанность теории данного вопроса [1].

Мы разделяем точку зрения Т.Н. Поддубной с соавт., согласно которой «формирование личностного достоинства студента признается как процесс стимулирования, поддержки и активизации (фасилитирования) личностного саморазвития молодого человека, особенно таких его составляющих, как пробуждение интереса к самому себе и самопознания, укрепление веры в собственные силы и расширение пространства продуктивной самореализации» [3]. В связи с этим становление достоинства будущего работника морского транспорта понимается нами как достижение определенного уровня развития духовных, интеллектуальных и социальных, деятельностных потенциалов, обеспечивающих более высокие возможности проявления достоинства в жизнедеятельности [1].

Наш опыт работы показал, что становление достоинства будущего специалиста в педагогическом процессе вуза будет протекать наиболее результативно, если обеспечить включение курсантов в деятельность посредством развивающих педагогических технологий на занятиях по английскому языку, способствующую их продуктивной самореализации. Проведенные нами исследования, а также наблюдения за курсантами на занятиях показали, что у курсантов с отрицательным отношением к иностранному языку произошли изменения в положительную сторону. Курсанты с низким уровнем зрелости достоинства реже стали пропускать занятия по иностранному языку, что свидетельствует о повышении уровня их комфортности, созданного благодаря эмпатийному нравственнопсихологическому климату в группе при педагогической поддержке преподавателя, желании преодолеть себя, доказать себе, то есть одним из мотивов учебы стала потребность самоуважения, позитивного восприятия себя, активизируемая на занятиях иностранного языка. Именно эта потребность становится точкой опоры деятельности преподавателей [1; 2].

Мы строили учебный процесс таким образом, что курсанты определяли цели и задачи своей деятельности, отбирали необходимый материал, пользуясь разнообразными источниками, планировали содержание деятельности и осуществляли ее, добиваясь искомого результата, так называемое - «автономное учение», так как определенный уровень автономии являлся необходимым условием успешной реализации индивидуального стиля деятельности. При этом учитывались следующие факторы [2]: 1) психологическая готовность и желание студентов отправиться в "автономное плавание" и преподавателя организовать и направлять их деятельность; 2) способность студентов действовать в соответствии с собственными внутренними мотивами и целями, а не навязывание кем бы то ни было извне; 3) способность преподавателя создать необходимые условия для автономного обучения и правильного определения своего Вето в этом процессе. Важное значение отводилось деятельности преподавателя как ментора, сопровождающего и поддерживающего весь образовательный процесс. Основными направлениями, ориентированными на успешное включение курсантов морского вуза в учебную деятельность, выступили следующие:

1. Создание в ходе учебного процесса ситуаций, которые ставят курсанта перед необходимостью самостоятельно выбирать, что и как сказать. Такие ситуации позволяют имитировать процесс коммуникации, в котором человек вынужден принимать ряд осознанных и интуитивных решений относительно содержания и формы высказывания для достижения коммуникативной цели.

2. Выделение курсанту в каждый отдельный момент учебного процесса нужного ему времени. Студент должен располагать временем, необходимым и достаточным для обдумывания и принятия решения, которое позволит ему успешно овладеть новым

языковым явлением, ответить на вопрос преподавателя, понять поставленную типовую задачу труда, найти пути ее решения при помощи иностранного языка и т.д. Обучаемый также должен иметь право на ошибку и располагать временем для ее исправления. Это научит его не пугаться ошибок или временного затруднения в понимании сообщения.

3. Сотрудничество курсантов в группе: они обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. Поэтому значительное место в учебном процессе, по нашему убеждению, должно отводиться работе в парах и в командах, в группах. Как известно, в таких формах работы студенты добиваются поставленной цели, сотрудничая с одногруппниками. Работая в малых группах и командах, каждый получает возможность реализоваться в том, что является его сильной стороной, и получить помощь в том, в чем он слабее других. Это способствует созданию ситуации взаимной поддержки, облегчает формирование коммуникативных умений, стимулирует речевое творчество. Сотрудничая, студенты учатся работать без контроля со стороны преподавателя, совместно с товарищами стремиться к единой самостоятельно выбранной цели.

4. Создание для курсантов возможности обсудить конечные цели обучения, конкретные задачи каждого этапа обучения и в рамках общих задач, решаемых группой, отобрать свои специфические задачи, за решение которых они несут ответственность [2].

Активность курсантов в деятельности закреплялась в ролевой презентации ведения переговоров, организации деловых встреч, разрешения проблем, интервью о приеме на работу. Наблюдения, беседы со студентами показали, что изменение форм проведения языковых занятий («Круглый стол», «урок-дискуссия», «кейс-стади» и другие), применение активных форм и методов обучения («ролевая игра», «мозговой штурм», «языковая разминка» и другие) закономерно влияют на успешное включение студентов в учебную деятельность. Анализ творческого продукта совместной деятельности преподавателей и студентов свидетельствует о том, что студенты отдают приоритет личности, уважительному отношению к ней, достоинству, свободе, ответственности, открытости, равноправному партнерству, что является показателем роста достоинства студентов.

Нами отмечено, что решение типовой задачи труда, участниками которого являются курсанты морского вуза, обладает колоссальной силой влияния: во-первых, создает сильнейшее поле эмоционального выражения, в которое попадает обучающийся и приобретает опыт эмоциональных переживаний; во-вторых, концентрирует внимание курсантов на социальном значении происходящего, высвечивая социально-культурную ценность во всей ее общечеловеческой значимости; в-третьих, реальное взаимодействие курсантов в ходе групповой деятельности с конкретным объектом мира подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для них крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство коллектива, где он способен ощущать свое «Я» среди других и осознавать себя как некую индивидуальность [1].

Одна из форм деятельности на занятиях иностранного языка - работа с текстом. Практика обучения свидетельствует о том, что большинство курсантов не овладевает на должном уровне умением читать оригинальную литературу, испытывает значительные трудности различного характера при работе с текстом. Наиболее значимыми и трудно преодолимыми из-за отсутствия личного опыта, необходимых знаний, языкового окружения являются трудности перевода, связанные с пониманием профессиональных терминов, которые могут быть вызваны отсутствием опыта профессиональной деятельности, неумением своевременно обнаружить в тексте специфическую информацию, связанную с профессиональной деятельностью и необходимую для адекватного понимания. В связи с этим при отборе текстов для работы в кейс-стади мы исходили из их содержательной ценности, наличия тех реалий, знание которых

увеличивает потребность курсантов в иноязычном общении, меняя тем самым отношение к иностранному языку [2].

Решение каждой очередной типовой задачи включается в общую структуру функций специалиста морского транспорта, которые представляют собой прием или выявление информации в контексте технологического процесса производства; определение ее смысла; постановку и решение задачи; формулирование результата ее решения - образование команд-информаций; поиск средств реализации команд-информаций. Типовая задача профессионального труда, связанная с использованием иностранного языка, определяется как обобщенная знаковая модель прошлых проблемных ситуаций иноязычного общения, «вплетенных» в контекст технологических процессов при выполнении определенной профессиональной функции. Такая задача содержит указания на цель, средства, сроки выполнения, пространственную точность действий и ожидаемый результат [4].

Типовая производственная задача, тем более выполняемая с использованием иностранного языка, имеет сложнейшую внутреннюю структуру, в которую входят предметно-технологическая, социокультурная, психологическая, временная и собственно иноязычная компоненты. Их единство, представленное в мотивации, знаниях и опыте специалиста и составляет его профессиональную компетенцию. Для курсантов такая задача в процессе ее овладения предстает как сложная проблемная ситуация, характеризующаяся противоречиями и неопределенностями, необходимостью выделения предметных, социальных, временных и психологических условий, а также иноязычных средств подготовки и осуществления необходимых технологических процессов [4].

Особенность групповой работы заключается в том, что занятия проводятся в форме дискуссии. Каждый курсант, являясь членом группы, занимается своей проблемой. Были опробованы и такие варианты: 2-3 студента разрабатывают одну проблему, но с разных точек зрения, в разных группах. В процессе решения типовой задачи, студенты в ходе дискуссии и живого обмена мнениями по решаемой задаче предлагают пути ее решения с учетом мнения всех членов группы. Курсанты сотрудничают с педагогом, работающим в группе. Несколько первых занятий предполагали работу с должностными инструкциями и технической литературой по проблеме морского транспорта, составление аннотаций и интерпретаций авторских и своих позиций. Превращение замысла в реально принятую модель, а затем в практически осуществляемую программу - длительный и сложный процесс. Он предполагает углубленную совместную работу курсантов и преподавателя по решению типовой задачи и системой преобразований, которые касаются двух важнейших аспектов. Первый из них связан с выделением приоритетных ценностей, идеалов в виде четко обозначенных стратегических и тактических действий, системы критериев таких действий. Вторым важным аспектом является разработка средств и способов, отвечающих намеченным целям и достижением успешного решения типовой задачи [4; 2].

Умение соотносить точно сформулированные цели и идеалы с профессиональной деятельностью является важнейшим критерием достоинства профессионала. Следует отметить, что знания курсант может получить самостоятельно, а овладеть профессиональным поведением - только в совместной работе с практиком. Последний является не только транслятором информации, но и мастером своего профессионального дела, автором и творцом тех или иных новшеств. Использование совместной групповой работы, где все в одинаковой мере могут показать свои творческие способности и умения, помогает сближению позиций практиков и курсантов, где саморазвитие происходит у обеих сторон [2].

Итак, опытно-экспериментальная работа проводилась нами с целью обеспечения активности роста достоинства курсантов морского вуза путем включения их в продуктивную и личностно-значимую деятельность на занятиях английского языка.

Активное приобщение курсантов к деятельности через различные формы и методы, специальный отбор содержания материала, ориентированность в этом процессе на развитие позитивного отношения к предмету и укрепление чувства собственного достоинства значительно отразились на динамике показателей становления достоинства будущих работников морского транспорта. В частности, возросла степень позитивности отношения к иностранному языку, характер самореализации у большинства студентов активно-продуктивный и творческий. Выявлено, что у 68% курсантов, проявляется креативность и самостоятельность в суждениях и поступках, к высокому уровню зрелости достоинства относится большинство студентов экспериментальных групп. Целенаправленная работа преподавателей по организации данного условия позволила, прежде всего, изменить характер самореализации курсантов, обеспечить развитие самостоятельности в деятельности, укрепить уверенность в себе, позитивную самооценку и укрепиться в выборе приоритетных ценностей, характеризующих духовнонравственную основу личности, что в совокупности подтверждает развитие личностного достоинства курсантов морского вуза [1; 2].

Литература:

1. Ющенко С.Н. Педагогические условия становления ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущего юриста в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. ... канд. педагог. наук. Хабаровск: ХГПУ, 2001. 28 с.

2. Ющенко С.Н. Педагогические условия становления ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущего юриста в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. педагог. наук. Хабаровск: ХГПУ, 2001. 212 с.

3. Проблема формирования личностного достоинства обучаемых: концептуальные подходы / Т.Н. Поддубная [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2015. Вып. 3. С. 114-121.

4. Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: автореф. дис. ... д-ра. педагог. наук. Москва, 2008. 44 с.

5. Врублевская Е.Г. Развитие способности педагогов к фасилитирующему общению: учебное пособие. Хабаровск: Колорит, 2001. 182 с.

6. Поддубная Т.Н., Хатит Ф.Р., Шебанец Е.В. К проблеме формирования социальной компетентности подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Педагогика и психология. 2015. Вып. 2. С. 70-76.

References:

1. Yushchenko S. N. Pedagogical conditions for the formation of value attitude to the professional activity of a future lawyer in the course offoreign language learning: abstr. diss. ...Cand. of Pedagogy. Khabarovsk, HSPU, 2001. 28p.

2. Yushchenko S. N. Pedagogical conditions for the formation of value attitude to the professional activity of a future lawyer in the course of foreign language learning: diss. ...Cand. of Pedagogy. Khabarovsk, HSPU, 2001. 212p.

3. Problem of formation of a personal dignity of trainees: conceptual approaches //T.N. Poddubnaya [and oth.]//Bulletin of the Adygh state university. Pedagogics and Psychology series. 2015. Iss. 3. P. 114-121.

4. Tenishcheva, V. F. Integrative and contextual model of formation of professional competence: abstr. diss. ... Dr. of Pedagogics. Moscow, 2008. 44p.

5. Vrublevskaya E. G. Development of the ability of teachers to the facilitating communication: textbook. Khabarovsk: Colors, 2001.182 p.

6. Poddubnaya T.N., Khatit F. R., Shebanets E.V. To the problem of formation of social competence of teenagers//Bulletin of the Adygh state university. Pedagogics and Psychology series. 2015. Iss. 2. P. 70-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.