УДК 6:359
ББК 754.58+68.66
П-21
Паутова Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, email: [email protected];
Котова Юлия Сергеевна, кандидат филологических наук кафедры иностранных
языков Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, e-mail: kotovaus@yandex. ru;
Дражан Регина Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранного языка Института водного транспорта им. Г.Я. Седова - филиала Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, e-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
(рецензирована)
В статье научно обоснована и раскрыта сущность, структура, особенности становления ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих специалистов морского транспорта при изучении иностранного языка, предложены критерии и показатели результативности такой деятельности.
Ключевые слова: саморазвитие, ценностное отношение, становление, педагогическое обеспечение, диалогическое общение, коммуникативность.
Pautova Svetlana Nicholaevna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Foreign Languages Department of the State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov, e-mail: [email protected];
Kotova Julia Sergeevna, Candidate of Philology, assistant professor of the Foreign Languages Department of the State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov, e-mail: [email protected];
Drazhan Regina Vladislavovna, Candidate of Pedagogy, associate professor, head of the Department of Foreign Languages of the Institute of Water Transport named after G.Y. Sedov- branch of the National Maritime University named after Admiral Ushakov, e-mail: [email protected]
FORMATION OF A VALUABLE RELATION TO THE PROFESSION IN MARINE CADETS BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE
(reviewed)
The article scientifically proves and discloses the essence, structure, features of the formation of a valuable relation to professional activity of future specialists of maritime transport in the study of a foreign language, criteria and performance indicators of such activities are suggested.
Keywords: self-development, valuable attitude, formation, pedagogical support, dialogic communication, communication.
В новых образовательных стандартах формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности обозначено в числе общекультурных компетенций. Образовательный процесс высшей школы ориентирован сегодня на развитие ценностного отношения к профессиональной деятельности будущих выпускников. Вместе с тем, как показало теоретическое исследование работ отечественных и зарубежных исследований, в науке в настоящее
время не в полной мере раскрыта проблема педагогической поддержки становления ценностного отношения к профессии у будущих специалистов средствами иностранного языка. В меньшей степени исследуемый аспект разработан применительно к курсантам морского вуза.
Опираясь на точку зрения И.С. Якиманской, под сущностью педагогического обеспечения становления ценностного отношения к профессиональной деятельности курсантов в процессе изучения иностранного языка мы понимаем гуманистически-ориентированное взаимодействие преподавателей и курсантов, направленное на инициирование и поддержание собственных усилий курсантов в процессе ценностно-профессионального саморазвития курсантов - самопознание, самоовладение и самореализацию, позволяющих продуцировать ценностные отношения в группе в контексте профессионализации [5, с. 98]. Основными условиями, способствующими успешному становлению ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущего специалиста являются: обогащение материала ценностными смыслами будирующими восприятие и
мотивационную готовность; использование культурно-рефлексивных возможностей курсанта в становлении ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности: опора на индивидуальный стиль деятельности курсанта [3].
Предпосылками становления ценностного отношения курсантов к будущей профессии являются: создание целостной системы содержания ученого материала, текстов, в соответствии с основными ценностями, составляющими кодекс чести специалиста; отбор методик и технологий, фасилитирующих оценочную позицию студента; создание психолого-педагогического климата в коллективе курсантов, отвечающего ценностно-рефлексивным традициям, насыщенного эмпатическими отношениями; совершенствование педагогической компетенции преподавателей о природе ценностей, их важности и способах педагогической поддержки их развития в процессе изучения иностранного языка. Ценностное отношение к профессии, характеризуется критериями самосознательности и автономности в суждениях и поступках (процессуальный) и их позитивной, нравственной направленностью (потенциально-содержательный) - критерии диапазона нравственных ценностей, включенных в ценностное отношение к профессии и степени продуктивности ценностного отношения, в ситуации профессионального выбора и деятельности [5, с. 102-104]. Исходя из динамики качественных изменений критериев степени и диапазона продуктивного ценностного отношения профессиональной деятельности, и самостоятельности в выборе и деятельности мы выделили три уровня ценностного отношения профессиональной деятельности у курсантов - низкий, средний и высокий.
Собственный многолетний опыт работы с курсантами морского вуза позволил нам выделить закономерности эффективности становления ценностного отношения курсантов к профессии при изучении иностранного языка. В числе таковых можно выделить следующие: чем больше насыщен учебный материал ценностным содержанием, тем интенсивнее процесс становления ценностного отношения курсанта к будущей профессиональной деятельности; чем интенсивнее работа педагога по освоению курсантами эмоционально-оценочного опыта, тем выше ценностное отношение к будущей профессии; чем шире спектр применяемых методов и форм учебной деятельности, в которых курсант проявляется как творческая личность, тем активнее происходит процесс становления его ценностного отношения к будущей профессии.
Теоретический анализ проблемы становления ценностного отношения к профессии у курсантов в процессе изучения иностранного языка позволил нам перейти к эмпирическому поиску и обоснованию эффективности педагогических условий. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 2010-2015 гг. на базе Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф.Ушакова г. Новороссийска и Института водного транспорта им. Г.Я. Седова - филиала Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.
На констатирующем этапе эксперимента мы анализировали причины, затрудняющие процесс становления ценностного отношения к профессии у курсантов при изучении иностранного языка. В анкетировании приняли участие 150 рес-пондентов - курсантов 1-2 курсов юридического и судоводительского факультетов. 65 курсантов (29-63,9% - контрольная группа, 26-43,3% - экспериментальная группа) управляют своим профессиональным ростом. 24 (56,7%) курсанта экспериментальной группы и 22 (36,1%) курсанта контрольной группы не уверены, что управляют своим профессиональным развитием. Только 36,1% из всех участвующих в анкетировании курсантов считают иностранный язык значимым учебным предметом в аспекте ценностно-профессионального роста. Контрольная группа - 4 (16,6%), экспериментальная - 4 (19%). 37 участников анкетирования (20 - 83,3% - контрольная группа, 17 - 80,9% -экспериментальная группа) отводят иностранному языку важную роль в своем жизненном самоопределении.
Выявление отношения будущих специалистов к иностранному языку как средству роста ценностного отношения к будущей профессии показало, что 92% не осознают значение иностранного языка для личностно-профессионального роста, подходят к его изучению репродуктивно. Лишь 12% курсантов отметили огромную значимость иностранного языка для собственного духовного, профессионального самосовершенствования. 87 человек отличается репродуктивным и потребительским отношением к иностранному языку. Большинство курсантов контрольной и экспериментальной групп (83,8% и 78,8% соответственно)имеют средние показатели самостоятельности и автономности. Автономный потенциал 6 (10%) курсантов экспериментальной группы и 8 (13,1%) курсантов контрольной группы невелик. Анализируя различные программы по английскому языку с точки зрения педагогического обеспечения ценностного отношения к профессиональной деятельности у курсантов, мы пришли к выводу о недостаточности материала, способного вызвать у курсанта живой интерес и активизировать его ценностно-рефлексивную деятельность.
Итак, на констатирующем этапе выявлено следующее: ВУЗ минимально использует в учено-воспитательном процессе при изучении иностранного языка нравственно-рефлексивный опыт содержания образовательного материала с целью создания рефлексивной среды, тогда, как курсанты предрасположены рефлексивно и сотворчески осваивать ценностные координаты своей будущей профессии; работающие преподаватели иностранного языка не вводят в свою деятельность продуктивные методы, активизирующие мотивационно-смысловую сферу каждого субъекта образовательного процесса; автономный, индивидуальный стиль деятельности на занятиях не реализуется, чаще востребуется репродуктивный; первоначальный уровень развития ценностного отношения к профессии у будущих специалистов - преобладающе низкий.
Программа преобразующего эксперимента была ориентирована на доминирование культурно-рефлексивной деятельности, в результате чего ценностно-рефлексивная среда стала ведущим в образовательном процессе. Первым условием, проверяемым нами в ходе эксперимента, было освоение содержания образования по иностранному языку, активизирующее духовное самоукрепление курсантов в процессе рефлексивной практики. Отбор содержания материала был построен с учетом межпредметной связи литературы, искусства, основ этики и психологии, что позволило создать целостную систему текстов, стимулирующих саморазвитие ценностного отношения к профессии у будущих специалистов. Основными формами занятий выступили позиционные дискуссии, рефлексивный полилог, аукцион разрабатываемых решений и другие. Использование данных форм и методов позволяло вовлечь любую из ценностей в рефлепрактику с целью создания культурно-рефлексивной среды сотворчества каждого участника. В результате обращенности к рефлексии, активизирующей личностные функции ценностного освоения специально отобранного материала, актуализировалось понимание ценностных оснований
собственной профессии. Это подтверждают исследования динамики названных критериев в экспериментальной группе: констатирующий замер сообразно критериям, низкий уровень - 47,6%, дифференцированность нравственных ценностей, 87% среднего и низкого уровня по критерию степени продуктивности ценностного отношения, 82% среднего и низкого уровня по критерию автономности и самостоятельности. В процентном отношении уровень дифференцированности нравственных ценностей возрос в экспериментальной группе на 9% (высокий уровень), позитивное изменение степени продуктивности ценностного отношения к профессии увеличилось на 10% (высокий уровень), произошло повышение уверенности в себе и самостоятельности в выборе на 11% (высокий уровень) (табл. 1).
Таблица 1 - Взаимосвязь развития мотивационно-ценностной сферы и становления ценностного отношения курсантов к будущей профессиональной деятельности
Критерий Начало работы Конец работы
Уровень ЭГ КГ Уровень ЭГ КГ
Высокий 25% 21% Высокий 39% 31%
Дифференцированность Средний 39% 42% Средний 47% 47%
нравственных ценностей Низкий 36% 37% Низкий 12% 22%
Высокий 21% 17% Высокий 37% 23%
Степень продуктивности Средний 39% 32% Средний 43% 37%
ценностного отношения Низкий 40% 51% Низкий 20% 40%
Самостоятельность Высокий 26% 21% Высокий 34% 25%
поведения и Средний 34% 29% Средний 46% 35%
деятельности Низкий 40% 50% Низкий 20% 40%
В ходе эксперимента была выявлена взаимосвязь изменений мотивационно-ценностной сферы личности и педагогического обеспечения становления ценностного отношения у курсантов к своему будущему профессиональному труду. Особенное увеличение в процентном отношении получили показатели степени продуктивности и диапазона нравственных ценностей в структуре ценностного отношения. Так высокие и средние показатели выросли на 15,7%, соответственно низкие -уменьшились. Уровень самостоятельности в выборе и деятельности возрос на 6% (табл. 2).
Таблица 2 - Взаимосвязь поддержки реализации индивидуального стиля деятельности и становления ценностного отношения курсантов к будущей профессиональной деятельности
Критерий Начало работы Конец работы
Уровень ЭГ КГ Уровень ЭГ КГ
Высокий 39% 31% Высокий 56% 42%
Дифференцированность Средний 47% 47% Средний 44% 46%
нравственных ценностей Низкий 12% 22% Низкий - 12%
Высокий 37% 23% Высокий 59% 30%
Степень продуктивности Средний 43% 37% Средний 41% 58%
ценностного отношения Низкий 20% 40% Низкий - 12%
Самостоятельность Высокий 34% 25% Высокий 57% 29%
поведения и Средний 46% 35% Средний 43% 40%
деятельности Низкий 20% 40% Низкий - 31%
Третьим условием выступает опора на реализацию индивидуального стиля деятельности курсантов на занятиях иностранному языку, которое является системно охватывающим первые два условия. Этап обеспечения активности ценностного отношения осуществлялся нами в рефлексивноинновационном практикуме, организованном на занятиях по иностранному языку. Экспериментальная проверка проходила на базе второго курса судоводительского факультета в течение года, когда проверялись все три условия (2014-2015 учебный год). Полученные данные показывают, что Процесс саморазвития индивидуального стиля предполагает осознание будущим специалистом себя как
индивидуальности, определение свих профессионально-личностных, нравственных качеств, требующих дальнейшего развития готовности специалиста к профессии.
Позитивная динамика всех показателей - уровня диапазона и дифференцированности нравственных ценностей в структуре ценностного отношения, степени продуктивности ценностного отношения к профессии и самостоятельности в профессиональном выборе и деятельности -подтверждает актуальность и действенность выявленных нами условий педагогического становления ценностного отношения к профессии у будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка.
В результате экспериментальной работы отмечается позитивная динамика по каждому критерию как в ЭГ, так и в КГ. Как видно из таблиц, по первому критерию дифференцированности нравственных ценностей в структуре ценностного отношения результаты возросли на 35%, т.е. к высокому уровню относятся 56% курсантов, курсантов с низким уровнем развития ценностного отношения не обнаруживается. Наибольшая динамика наблюдается по критерию продуктивности ценностного отношения и самостоятельности деятельности. Динамика роста уровня ценностного отношения к профессии у будущих специалистов подтверждает эффективность применения различных путей и средств педагогического обеспечения становления этого феномена личностной направленности. Следовательно, проведенный нами эксперимент подтверждает заявленные педагогические условия становления ценностного отношения к профессиональной деятельности. Вместе с тем, исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с решение проблемы становления ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка. Открытыми остались такие вопросы, как более достоверная диагностика мотивационной сферы становления ценностного отношения к профессиональной деятельности, использование особенностей педагогического пространства морского ВУЗа для формирования данного качества у будущих специалистов и др.
Литература:
1. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в XXI век. Москва: Изд-во политической литературы, 1991. 414 с.
2. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. Москва: АСТ, 2012. 64 с.
3. Куликова Л.Н. Саморазвитие личности как основание обновления образования. Хабаровск, 1991. С. 25-28.
4. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. №1. С. 164-168.
5. Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования. Москва: Бином лаборатория знаний, 2011. 224 с.
References:
1. Bibler V.S. From the science of knowledge - to the logic of culture. Two philosophical introductions to the XXI century. Moscow: Publishing House of political literature, 1991. 414p.
2. Bratus B.S. The moral consciousness of a person. Moscow: AST, 2012. 64 p.
3. Kulikova L.N. Personal development of an individual as the basis of renovation of education. Khabarovsk, 1991. P. 25-28.
4. Rogers K. Creativity as strengthening oneself // Questions of psychology. 1990. № 1. P. 164168.
5. Yakimanskaya I.S. Fundamentals of student-centered education. Moscow: Bean knowledge laboratory, 2011. 224p.