УДК 378.09 ББК 74.58 Г-12
Гаврилова Светлана Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, email: [email protected];
Манецкая Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, email: mane@,list.ru
СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК КОМПОНЕНТА КОМПЛЕКСНОЙ ГОТОВНОСТИ
(рецензирована)
Воспитательный профиль деятельности будущих военных специалистов является составляющей его комплексной готовности. Будущий военный специалист должен иметь организаторские и коммуникативные способности, уметь руководить, учить, убеждать, воспитывать, знать формы и методы организации воспитательной работы, а так же обладать профессиональным мировоззрением. Сформированность профессионального мировоззрения будущих военных специалистов становится необходимым условием его профессиональной компетентности, способности эффективно управлять войсками, а также выполнять долг перед Отечеством.
Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, офицер запаса, гражданский морской вуз, сформированность профессионального мировоззрения, критерии и показатели сформированности профессионального мировоззрения.
Gavrilova Svetlana Grigorievna, Candidate of Pedagogics, assistant professor of Foreign Languages Department of the State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov, e-mail: [email protected];
Manetskaya Svetlana Victorovna, Candidate of Pedagogics, assistant professor of Foreign Languages Department of the State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov, e-mail: mane@,list.ru
FORMATION OF A PROFESSIONAL OUTLOOK OF FUTURE MILITARY EXPERTS AS A
COMPONENT OF COMPLEX READINESS
(reviewed)
The educational profile of the future military professionals is an integrated component of their complex readiness. A future military specialist must have organizational and communication skills, be able to rule, teach, persuade, to educate, to know the forms and methods of educational work, as well as to have a professional outlook. Maturity of the professional world of future military experts becomes a necessary condition of their professional competence, the ability to effectively manage the troops, andperform the duty to the Motherland.
Keywords: professional outlook, a reserve officer, a civilian maritime university, formation of professional philosophy, criteria and indicators of formation of professional outlook.
В нашей стране накоплен огромный опыт по подготовке будущих военных специалистов, обучающихся на факультетах военного обучения в условиях гражданского вуза. Предметнопрофессиональная подготовка направлена, прежде всего, на формирование у обучающихся высокого профессионализма, выступающего основой для успешного выполнения ими служебных обязанностей. При этом под «профессионализмом» в данной статье следует понимать комплексную готовность
будущих военных специалистов к выполнению военно-профессиональной деятельности.
Проблема «готовности к профессиональной деятельности» будущих военных специалистов нашла свое отражение в научных трудах Ю.В. Бабулевич, Г.А. Бокарева, К.В. Греля, В.Г. Гурьев, А.Ю. Орешков и д.р. Данные авторы рассматривают понятие «готовность» в соответствии со спецификой будущей военно-профессиональ-ной деятельности военнослужащих и использованием учебно-методического обеспечения при подготовке военных специалистов. В данной ситуации преподавательский состав военных кафедр гражданских вузов адаптирует программы военной подготовки к специфике гражданских специальностей, формируя комплексную готовность к профессиональной деятельности. Таким образом, под «комплексной готовностью будущих военных специалистов» следует понимать создание интегральной способности, отражающей сформированность компетенций командного, военно-инженер-ного и воспитательного профилей, необходимых для выполнения будущих профессиональных действий в условиях мирного и военного времени.
Командный профиль деятельности будущих военных специалистов включает в себя умение управлять воинскими коллективами, планировать, осуществлять и контролировать воинские перевозки морским и внутренним водным транспортом; анализировать различные способы выполнения воинским коллективом поставленных задач и др. Военно-инженерный профиль - это сформированность компетенций, направленных на создание, обслуживание и управление сложными техническими системами, совершенствование правовых и военно-инженерных знаний. В данном случае речь идет о сформированности таких качеств как: общие и специальные знания, навыки и умения, критичность мышления, умение работать с информацией и т.д.
Воспитательный профиль профессиональной деятельности предполагает формирование и развитие способностей будущего военного специалиста, как воспитателя, обладающего психологопедагогическими знаниями, организаторскими и коммуникативными способностями, умеющего легко вступать в контакт, решать нестандартные ситуации, знать формы и методы организации воспитательной работы, обучать личный состав правилам погрузки и крепления вооружения, военной техники и др.
Важным составляющим воспитательного профиля является сформированность профессионального мировоззрения, способствующего развитию профессиональной направленности личности и отражающего нравственный базис профессии, обеспечивая личностный смысл, значимость и результативность деятельности будущего специалиста.
Мировоззрение будущего военного специалиста меняется в соответствии с изменениями экономических, политических и социальных условиях. В последние годы подготовка гражданских и военных специалистов носит интегрированный характер и связана со спецификой предметнопрофессионального и гуманитарного обучения, поэтому возникла необходимость разработки педагогического сопровождения, создания организационно-педагогических условий его формирования.
Сформированность мировоззрения российского офицера - это способность офицера сохранять в норме основные характеристики своего духовного мира при воздействии различного рода негативных факторов и в полном объеме выполнять возложенные военно-служебные обязанности, иметь возможность и способность для реализации своих интересов, выбранного пути, достижения намеченных целей. Тем самым максимально обеспечивается процесс его свободного и самостоятельного развития как личности в настоящее время и в будущем [1].
Профессиональное мировоззрение рассматривается нами как интегративная система профессиональных качеств миропонимания и мировосприятия специалиста, которые формируются под влиянием полученных знаний в вузе и приобретённого опыта в сфере практической деятельности. Структура профессионального мировоззрения будущего военного специалиста представлена
познавательным, ценностно-нормативным, эмоционально-волевым, операциональным и оценочнорефлексивным компонентами.
Познавательный компонент - это знания развития и достижений естественных и прикладных наук, связанных с использованием боевых средств в военном деле и применением современной методики расчетов. При разрешении вопросов руководства будущий военный специалист должен уметь распределять задачи для каждого исполнителя и контролировать выполнение приказов. Воспитательная деятельность офицера как будущего военного специалиста связана с обучением и воспитанием подчиненных, формированием морально-боевых качеств и умением выполнять поставленные цели.
Ценностно-нормативный включает в себя социальные, профессиональные и личностные ценности, внутреннюю и внешнюю стабильность и идеалы, придающие будущему специалисту целеустремленность и являются стимулом духовного развития.
Эмоционально-волевой компонент - это сформированное^ эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость, управление отношениями.
Операциональный компонент представляет собой совокупность умений и навыков на основе профессиональной деятельности и предполагает наличие профессиональной готовности восприятия и понимания явлений окружающей действительности, умения применять полученные знания на практике и решать профессиональные задачи, распознавать и формулировать профессиональные проблемы с учетом перспективы развития, а также самостоятельно определять цели и формулировать задачи в профессиональной деятельности.
Оценочно-рефлексивный компонент означает понимание собственной значимости и необходимости самореализации. Особое значение приобретают: адекватная самооценка, наличие состояния сформированности компонентов профессионального мировоззрения, а также выполнение профессиональной военной, инженерной и воспитательной деятельности офицера.
Понятие «мировоззрение» определяется по критериям его сформированности. Особый интерес представляют критерии сформированности мировоззрения, выделенные Н.Г. Огурцовым [2]:
- интеллектуально-логический, позволяющий выяснить содержательную сторону мировоззрения с помощью таких характерных знаний, как полнота, объем, научность, системность, доказательность, прочность;
- эмоционально-волевой, характеризующий отношение учащегося к усвоенным знаниям: интерес и доверие к ним, желание применять приобретённые знания, проявляющиеся в эмоциональности и непринужденности высказываний;
- активно-действенный, содержащий совокупность показателей социальной активности ученика, связанный с выполнением различных видов деятельности: познавательной, трудовой, общественно-политической, организаторской.
И.Я. Лернер описывает иные показатели сформированности мировоззрения [3]:
- объем усвоенных мировоззренческих знаний и умение ими пользователя; чем больше этот объем, тем шире область их применения, тем глубже осознание связи между знаниями и отражаемыми ими явлениями действительности, тем выше теоретический уровень мировоззрения личности;
- соотнесенность знаний с адекватной им системой ценностей и жизненных принципов, ставших личной установкой, позицией человека;
- устойчивость системы ценностей, убеждений, принципов, направленности применения мировоззренческих знаний в конфликтных ситуациях.
С точки зрения Э.И. Моносзон [4] и Р.М. Роговой [5] критериями сформированности мировоззрения являются следующие основные характеристики:
- оптимальное усвоение важнейших понятий, законов, теорий науки, имею-щих
определяющее значение для понимания сущности процессов развития природы, общества, мышления;
- устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию;
- готовность отстаивать свои убеждения и идеалы;
- проявление убежденности в повседневной деятельности и поведении;
- учет и анализ случаев неадекватности сложившемуся мировоззрению.
Общий критерий сформированности мировоззрения по мнению В.Н. Жуковой [6] является определенный уровень развития трех сфер личности, получивший выражение в знаниях, отношениях и готовности личности к деятельности.
Проведенный анализ литературы сформированности профессионального мировоззрения будущих военных специалистов позволил выделить следующие критерии сформированности профессионального мировоззрения.
Разработанная методика предполагает профессиональную подготовку с изучением иностранного языка не только как основы для иноязычного общения, но и как базы становления у будущих военных специалистов профессионального мировоззрения. Для этого было разработано междисциплинарное учебное пособие «История и традиции Российского Флота» на английском языке. Профессиональная компетенция в ситуациях иноязычного общения достигается за счёт операционально-технологической компоненты, содержащей в себе знания, умения и навыки, необходимые специалисту в процессе обучения в вузе. Профессиональная деятельность офицера морского флота сопряжена с общением в условиях иноязычной коммуникации и включает: получение информации; перевод её; анализ её в ситуации; определение цели; постановку задач; выбор способов для реализации процесса достижения цели и анализ полученных результатов [7].
Таблица 1 - Критерии и показатели сформированности профессионального мировоззрения будущих военных специалистов
№ Критерии Показатели
1. Ценностно- мотивационный Личностные и профессиональные ценности (признание значимости профессионального мировоззрения для продуктивной профессиональной деятельности и личностного роста; положительное отношение к профессиональной деятельности, процессу формирования профессионального мировоззрения; мотивы и потребности).
2. Эмоционально- оценочный Сформированность эмоционального интеллекта (самосознания, самоконтроля, социальной чуткости, умения управлять отношениями).
3. Инструменталь -ный Умения и навыки, основанные на нормах профессиональной деятельности (информационно-аналитические, профессиональные, ком-муникативные и иноязычные умения; умение видеть, формулировать проблему с учётом дальней и ближней перспективы; умение самостоятельно определять цели и задачи, принимать решения).
4. Оценочно- рефлексивный Понимание собственной значимости, познание себя (адекватная самооценка состояния сформированности инвариантных компонентов профессионального мировоззрения; рефлексия осуществляемой деятельности).
Проверка эффективности разработанной методики обучения осуществлялась на практических занятиях по иностранному языку в «Государственном морском университете им. адмирала Ф.Ф. Ушакова». Проведенный уровневый, сравнительный и комплексный анализ и статистическая проверка достоверности полученных данных, позволили выявить повышение
уровня сформированности профессионального мировоззрения курсантов экспериментальных групп, которое свидетельствует об эффективности разработанной методики.
Таким образом, полученные критерии представляют собой определенную норму, которая характеризует степень становления профессионального мировоззрения будущих военных специалистов и уровень их готовности к выполнению профессиональной деятельности. Являясь компонентом комплексной готовности к деятельности, профессиональное мировоззрение становится необходимым для формирования профессиональной компетентности, а также способности надлежащим образом управлять подразделениями как в боевой, так и в повседневной деятельности, выполняя долг перед Отечеством.
Литература:
1. Манецкая С.В. Формирование профессионального мировоззрения будущих офицеров запаса в образовательном пространстве гражданского вуза: автореф. дис. ... канд. педагог. наук:
13.00. 08. Великий Новгород, 2012. 25 с.
2. Огурцов Н.Г. Формирование коммунистического мировоззрения. Работа со старшеклассниками при изучении гуманитарных предметов: книга для учителя. Минск: Нар. Асвета, 1986. 223 с.
3. Лернер И.Я. Понятийный состав проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся // Проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся 7-10 классов. Москва, 1973. С. 5-10.
4. Моносзон Э.И., Правдик Р., Рогова P.M. Формирование научного мировоззрения учащихся. Москва: Педагогика, 1985. 231 с.
5. Рогова Р.М. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся во внеурочной деятельности // Советская педагогика. 1976. №4. С. 35-41.
6. Жукова В.Н. Формирование мировоззрения учащихся средней общеобразовательной и профессиональной школы в процессе литературного образования: дис. ... д-ра педагог. наук:
13.00. 01. Казань, 1994. 362 с.
7. Тенищева В.Ф., Аванесова Т.П. Формирование профессиональной компетенции морских специалистов в ситуациях иноязычного общения с помощью компьютерных средств // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV международной научной конференции (Челябинск, дек. 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 189-193.
References:
1. Manetskaya S.V. Formation ofprofessional outlook offuture reserve officers in the educational space of a civil university: abstr. of Dis. ... Cand. of Ped.: 13.00.08. Veliky Novgorod, 2012. 25 p.
2. Ogurtsov N.G. Formation of a communist outlook. Working with senior students in the study of the humanities: teacher’s book. Minsk: Nat. Asveta, 1986. 223 p.
3. Lerner I.J. The conceptual part of the problem offorming the communist outlook of students // Problems of formation of the communist outlook of pupils of 7-10 classes. Moscow, 1973. P. 5-10.
4. Monoszon E.I., Pravdik R., Rogova P.M. Formation of scientific outlook of pupils. Moscow: Pedagogy, 1985. 231 p.
5. Rogova R.M. Formation of a communist outlook of students in extracurricular activities // Soviet pedagogy. 1976. № 4. P. 35-41.
6. Zhukova V.N. Formation of outlook of students of secondary and vocational schools in the course of literary education: dis. ... Dr.of Ped.: 13.00.01. Kazan, 1994. 362p.
7. Tenishcheva V.F., Avanesova T.P. Formation of a professional competence of marine specialists in
foreign language communication situations with the help of computer tools // Education: traditions and
innovations: proceedings of IVinternational scientific conference (Chelyabinsk, Dec., 2013). Chelyabinsk: Two Komsomol members, 2013. P. 189-193.