Научная статья на тему 'Педагогическая система С. А. Рачинского (1833-1902): гуманистическая направленность образования'

Педагогическая система С. А. Рачинского (1833-1902): гуманистическая направленность образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / СЕЛЬСКИЙ УЧЕНИК / СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ / ПОДГОТОВКА К ЖИЗНИ / SOCIAL ENVIRONMENT / RURAL SCHOOL / RURAL PUPIL / RURAL TEACHER / PREPARING FOR LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздняков Александр Николаевич

В статье раскрывается педагогическая система С. А. Рачинского профессора Московского университета, одного из ярких представителей общественно-педагогического движения XIX в. Прервав профессорскую карьеру, он посвятил себя народному образованию, стал сельским учителем. На основе анализа педагогического наследия С. А. Рачинского сделан вывод о том, что созданная им педагогическая система была построена на всестороннем и глубоком учете той социально-культурной среды, в которой находились дети. В статье подчеркиваются оценочные суждения С. А. Рачинского о разительном отличии сельского ученика от своего городского сверстника: для него характерны слабая дошкольная подготовка, но глубокая жажда знаний. Приведенные в статье материалы позволяют увидеть высокую оценку, которую давал С. А. Рачинский потенциалу крестьянских детей. Он был убежден в том, что от учителя в решающей степени зависело, чтобы заложенные в детях задатки получили развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical System S. A. Rachinsky (1833-1902): Humanistic Orientation of Education

The article reveals pedagogical system S. A. Rachinsky Professor of the Moscow University, which was one of the brightest representatives of social-pedagogical movement of the XIX century. He, interrupting a professorial career, devoted himself to education, became a rural teacher. Based on the analysis of pedagogical heritage of S. A. Rachinsky concluded that its educational system was built on a comprehensive and deep view of the socio-cultural environment in which there were children, in which they had to live. The article highlights the value judgments of S. A. Rachinsky on stark contrast to the rural students from their urban peers: characterized by weak preschool preparation, but a deep thirst for knowledge. The materials allow to see the high praise that was given by S. A. Rachinsky potential of peasant children. He was convinced that from a teacher to a great extent depended, below inherent in the child’s natural inclinations of a received development.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система С. А. Рачинского (1833-1902): гуманистическая направленность образования»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

УДК 37.0(092) Рачинский С. А.

Поздняков Александр Николаевич

Доктор исторических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Институт дополнительного профессионального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, alnikpoz@mail.ru, Саратов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С. А. РАЧИНСКОГО (1833-1902): ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается педагогическая система С. А. Рачинского - профессора Московского университета, одного из ярких представителей общественно-педагогического движения XIX в. Прервав профессорскую карьеру, он посвятил себя народному образованию, стал сельским учителем. На основе анализа педагогического наследия С. А. Рачинского сделан вывод о том, что созданная им педагогическая система была построена на всестороннем и глубоком учете той социально-культурной среды, в которой находились дети. В статье подчеркиваются оценочные суждения С. А. Рачинского о разительном отличии сельского ученика от своего городского сверстника: для него характерны слабая дошкольная подготовка, но глубокая жажда знаний. Приведенные в статье материалы позволяют увидеть высокую оценку, которую давал С. А. Рачинский потенциалу крестьянских детей. Он был убежден в том, что от учителя в решающей степени зависело, чтобы заложенные в детях задатки получили развитие.

Ключевые слова: социальная среда, сельская школа, сельский ученик, сельский учитель, подготовка к жизни.

Введение в проблему. Развитие педагогической науки во многом зависит от того, насколько изучен опыт прошлого, насколько он может быть адаптирован к условиям сегодняшнего дня, использован в практике современной школы. Важным в связи с этим представляется изучение уникального опыта педагогической деятельности одного из ярких представителей общественно-педагогического движения второй половины XIX в. Сергея Александровича Рачинского. Профессор Московского университета, он на пике карьеры неожиданно покинул его и переехал в родовое поместье Татево Бель-ского уезда Смоленской губернии. С. А. Ра-чинский решил посвятить себя делу народного образования, став сельским учителем. Он разработал и успешно реализовывал собственную педагогическую систему.

В советский период имя С. А. Рачинского как одного из идеологов церковно-приход-ского образования на долгие десятилетия оказалось под запретом. Лишь в 1990-е гг. оно стало упоминаться, получая широкое признание в научной среде. Появились диссертационные исследования, посвященные педагогической деятельности С. А. Рачин-

ского. Среди них работа Н. Н. Коншина на тему: «Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С. А. Рачинского» [1]. Опубликован ряд статей, касающихся наследия педагога. Нужно отметить, что оценки педагогических идей С. А. Рачинского, его практической деятельности по развитию народного образования неоднозначны. Так, Е. Б. Лавицкая относит С. А. Рачинского к числу авторов новаторских педагогических идей XIX в. [2]. В то же время Ю. Л. Марковская считает его одним из инициаторов консервативно-православной реформы начальной школы [3]. Однако практически все исследователи, включая авторов статей «Народная школа С. А. Рачинского: взгляд с позиций современности» [4], «С. А. Рачинский и его роль в истории русской мысли» [5], сходятся во мнении о важности его вклада в педагогическую науку и практику.

В статье мы ставим задачу подойти к оценке педагогических идей такой неординарной личности, как С. А. Рачинский, с точки зрения гуманизации образования, выделяя его глубокий интерес к индивидуальным особенностям детей, социально-культурным

условиям их быта, складыванию жизненных планов.

Источники историко-педагогического исследования. Основной источник этого историко-педагогического исследования -наследие С. А. Рачинского. Следует отметить, что оно включает в себя небольшое количество печатных трудов. Дело в том, что, работая в школе, он сосредотачивался на учительской деятельности, уводя научную на второй план. Его главным научно-педагогическим трудом стали «Заметки о сельских школах». Впервые они были опубликованы в 1881 г. в нескольких номерах еженедельника «Русь» [6-14]. Изучение этих публикаций позволяет увидеть замечательные идеи С. А. Рачинского об обучении и воспитании детей, проследить процесс формирования и развития его педагогической системы.

Исследование проблемы. Взгляды С. А. Рачинского относительно места и роли сельской школы во многом отличались от официальной образовательной политики. Он признавался, что, читая различные педагогическая руководства, обращаясь к печати, беседуя о школах, он постоянно чувствовал, что речь идет не о той сельской школе, в которой приходилось трудиться, а о какой-то схеме, заимствованной из наблюдений над иностранными учебными заведениями. С. А. Рачинский подчеркивал, что в отличие от западной российская сельская школа возникала при «весьма слабом» участии духовенства, при «глубоком равнодушии» образованных классов и правительственных органов, из потребности безграмотного населения дать своим детям «известное образование». В этом была ее слабость, но в этом же была и ее сила. По мнению С. А. Ра-чинского, в сущности, только безграмотное население было искренне заинтересовано в развитии народного образования. И это несмотря на наличие крайне сложных для крестьянских детей условий. «Девять десятых из учеников наших сельских школ, - писал С. А. Рачинский, - не ходят в школу, а живут в ней. Деревни наши так разбросаны, ученики наши так малы и так плохо одеты, что лишь из одной, много из двух, трех деревень они могут ходить ежедневно в школу. Все живущие в деревнях более отдаленных приходят на целую неделю, с запасом хлеба, целый день сидят в школе, или толкутся око-

ло нее, ночуют, где попало - в классе, церковной сторожке; более зажиточные в особо нанятых квартирах» [6, с. 10].

Отвечая на вопрос, каким же путем совершалось воздействие этого официально бесправного, безграмотного, «по-видимому, совершенно некомпетентного населения» на школу, С. А. Рачинский отмечал: «Медленным, почти бессознательным, но упорным давлением снизу, - пассивным сопротивлением всему, не подходящему к народному понятию о школе, выживанием негодных учителей, поощрением удовлетворяющих народным нуждам...» [6, с. 10].

Все эти обстоятельства, по словам С. А. Рачинского, превращали сельскую школу из учебного заведения в воспитательное. Не случайно Татевская школа стала одной из первых, где был создан специальный интернат для детей. Это была не просто мера, направленная на улучшение быта детей. Наличие интерната было одной из составных частей реализовавшейся здесь педагогической системы. Ученики поступали в школу с твердым намерением стать грамотными, с полной готовностью учиться «без перерыва с утра до вечера». Таким было и желание родителей. Все это заставляло увеличивать число учебных часов. По заявлению С. А. Рачинского, «главными двигателями» процесса являлись сами ученики, их постоянное присутствие в школе, их «ненасытная жадность к учению».

Ученик сельской школы разительно отличался от своего городского сверстника. Показательна та характеристика, которую давал сельскому мальчику, будущему ученику, С. А. Рачинский: «Он не видал еще букваря, но твердо знает азбуку жизни. Он уже испытал много недетского горя, участвовал во многих недетских трудах. <...> Он неуч перед пятилетним ребенком образованных классов, он неизмеримо зрелее для жизни, чем двадцатилетний юноша, выхоленный в богатом, просвещенном семействе» [7, с. 14].

Особенностью сельских учеников, по убеждению С. А. Рачинского, были их добрые взаимоотношения. Он отмечал, что «заботливость старших о новичках» составляла такую же характерную особенность в российской сельской школе, как противоположная черта в школе немецкой. Эта каче-

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

ственная черта была рождена самой жизнью, той средой, в которой формировался будущий ученик. По «доброй домашней привычке» он «носился» и «нянчился» с младшими. Эта заботливость проявлялась во всем: «в играх, в работах, в постоянной помощи в школьных занятиях».

С. А. Рачинский высоко оценивал потенциал своих учеников. Он отмечал, что способности у детей разнообразны, но заметно преобладали математические и художественные. Любимая забава детей - устный счет, в нем они легко достигали быстроты и ловкости. Успешно прививалось пение, поскольку «музыкальная даровитость» крестьян являлась «поистине изумительной». Ничуть не меньше была распространена другая художественная способность - способность к рисованию, однако она лишь в редких случаях имела возможность проявиться.

От учителя зависело, чтобы эти задатки получили развитие. Для этого нужен был необычный учитель. Как писал С. А. Рачин-ский, исключительные условия сельской школы налагали на учителя особый отпечаток. Если это был человек по личным качествам достойный своего звания, если это звание не было только ремеслом, навязанным ему «случайными обстоятельствами», - он неминуемо брал на себя нелегкий труд «приладиться к этим тяжким, своеобразным условиям», чтобы извлечь из них пользу для своих учеников. Сила вещей заставляла учителя заботиться о многом другом, кроме успехов учеников «в арифметике и чистописании». Его затягивал педагогический труд, и он привязывался к нему навсегда.

Для С. А. Рачинского главная цель педагогической деятельности состояла в подготовке учеников к будущей практической жизни. Именно на этом основывались разрабатывавшиеся им учебные программы, методы преподавания, осуществлялось воспитание детей. Большая часть учеников ограничивала свое образование рамками сельской школы. Этого им было достаточно, потому что они получали хорошую подготовку, ориентированную на практическую пользу. По описанию С. А. Рачинского, выпускник сельской школы отличался от своих безграмотных односельчан, во-первых, более правильной русской речью. В обыденной жизни это приносило ему практическую пользу.

Во-вторых, он мог писать письма и деловые бумаги, которые нужно было писать в крестьянском быту. В-третьих, у него появлялась способность читать «для своей забавы, для своего поучения и назидания», что приносило пользу не только ему, но и окружающим. Наконец, и это, по мнению С. А. Ра-чинского, было важнее всего, у выпускника сельской школы был сформирован интерес к вопросам веры и духа.

Однако способные ученики на этих результатах не останавливались. Их было немало, потому что именно на развитие заложенных в детях способностей была направлена педагогика С. А. Рачинского. Учащиеся, превышавшие средний уровень, легко могли перейти в первый или подготовительный класс гимназии. Но Сергей Александрович не спешил давать такого рода советы. «Окончательный, бесповоротный разрыв с крестьянскою средою, неизбежный при таком шаге, редко вознаграждается приобретением истинного образования» [14, с. 14], - считал он. Реальными он видел другие пути для способных выпускников. Там, где поблизости от школы существовала земская больница, из способных учеников можно было готовить надежных фельдшеров. Точно так же везде, где поблизости жил или работал землемер, легко было обучить крестьянских мальчиков практической геодезии. Для юношей, одаренных художественными способностями, превосходным выходом могли служить иконописные мастерские при монастырях.

Наряду с этим С. А. Рачинский видел две профессии, в которые наплыв из сельских школ был «желателен, нужен, необходим». Первая из них - профессия сельского учителя. Он был убежден, что школьных учителей должна плодить сама сельская школа. Другой «исход для способнейших учеников» Сергей Александрович видел в возможности поступать в духовные училища и со временем «достигать священства».

С большой любовью говоря о сельской школе и ее учениках, Сергей Александрович Рачинский стремился донести свою искренность до всех, кого интересовало народное образование. Обращаясь к своему читателю, он просил помнить, что с ним говорит не случайный посетитель, «подкупленный веселым и бодрым видом школы», а учи-

тель, проводящий в ней всю свою жизнь. «Этот учитель, - говорил он о себе, - человек больной и старый, избалованный иным образом жизни. Поручите ему, при тех же условиях, столько же детей того же возраста, самого тщательного воспитания, из самых лучших семейств, - и он через неделю сошел бы с ума. Физическое утомление, неизбежное при этом образе жизни, с избытком вознаграждается тем душевным отдыхом, который он нашел на склоне лет и сил» [7, с. 16-17].

Выводы. Изучение трудов С. А. Рачин-

ского позволяет увидеть, как нам кажется, главное в его педагогическом наследии -идеи гуманизации образовательного пространства. Его педагогическая система, построенная на таких важных основах, как всесторонний учет социально-культурных особенностей жизни обучавшихся, развитие их природных задатков и склонностей, ориентация на достижение достойного места в социальной среде, обладала жизненной силой. Представляется важным использование многих идей С. А. Рачинского в современной педагогической практике.

Библиографический список

1. Коншин Н. Н. Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С. А. Рачинского: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2011. - 23 с.

2. Лавицкая Е. Б. Новаторские идеи XIX века: С. А. Рачинский // Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы: сб. тр. международной научно-практической конференции (03 мая 2012 г.). - Витебск, 2012. -С. 211-213.

3. Марковская Ю. Л. С. А. Рачинский и К. П. Победоносцев: рождение программы консервативно-православной реформы начальной школы во второй половине XIX века (на примере личной переписки) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. -2015. - № 3 (36). - С. 131-139.

4. Лобзаров В. М., Журавлева Т. А. Народная школа С. А. Рачинского: взгляд с позиций современности // Проблемы современного образования. - 2012. - № 1. - С. 44-48.

5. Кабанова Н. И. С. А. Рачинский и его роль

в истории русской мысли (по материалам публицистического и эпистолярного наследия) // Вестник Брянского государственного университета. -2016. - № 1 (27). - С. 174-179.

6. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. - 1881. - № 45. 19 сентября. - С. 9-11.

7. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. - 1881. - № 46. 26 сентября. - С.14-17.

8. Рачинский С. Заметкио сельских школах // Русь. - 1881. - № 47. 3 октября. - С. 12-14.

9. Рачинский С. Заметкио сельских школах // Русь. - 1881. - № 48. 10 октября. - С. 13-16.

10. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. - 1881. - № 49. 17 октября. - С. 15-17.

11. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. - 1881. - № 50. 24 октября. - С. 10-12.

12. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. - 1881. - № 51. 31 октября. - С. 11-12.

13. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. - 1881. - № 52. 7 ноября. - С. 16-18.

14. Рачинский С. Заметки о сельских школах // Русь. - 1881. - № 53. 14 ноября. - С.13-15.

Поступила в редакцию 08.11.2016

Pozdnyakov Alexander Nikolaevich

Dr. Sci. (Histor.), Prof. of the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, of the Institute of Additional Professional Education, Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky, alnikpoz@mail.ru, Saratov

PEDAGOGICAL SYSTEM S. A. RACHINSKY (1833-1902): HUMANISTIC ORIENTATION OF EDUCATION

Abstract. The article reveals pedagogical system S. A. Rachinsky - Professor of the Moscow University, which was one of the brightest representatives of social-pedagogical movement of the XIX century. He, interrupting a professorial career, devoted himself to education, became a rural teacher. Based on the analysis of pedagogical heritage of S. A. Rachinsky concluded that its educational system was built on a comprehensive and deep view of the socio-cultural environment in which there

_ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ_

were children, in which they had to live. The article highlights the value judgments of S. A. Rachinsky on stark contrast to the rural students from their urban peers: characterized by weak preschool preparation, but a deep thirst for knowledge. The materials allow to see the high praise that was given by S. A. Rachinsky potential of peasant children. He was convinced that from a teacher to a great extent depended, below inherent in the child's natural inclinations of a received development. Keywords: social environment; rural school; rural pupil; rural teacher; preparing for life.

References

1. Konshin, N. N., 2011. Ideya formirovaniya duxovno-nravstvennyx tsennostej lichnosti kak os-nova pedagogicheskoj sistemy S. A. Rachinskogo [The idea of formation of spiritual and moral values of personality as a basis of the pedagogical system S. A. Rachinsky]. Cand. Sci. (Pedag.). Smolensk, 23 p. (in Russ.).

2. Lavitskaya, E. B., 2012. Novatorskie idei XIX veka: S. A. Rachinskij [Innovative ideas of the nineteenth century: S. A. Rachinsky]. Mezhdunarod-naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya "Peda-gogicheskie innovatsii: traditsii, opyt, perspektivy" [Pedagogical innovations: traditions, experience, prospects. Sci. Prac. Conf.]. Vitebsk: VSU Publ., pp. 211-213 (in Russ.).

3. Markovskaya, Yu. L., 2015. S. A. Rachinskij i K. P. Pobedonostsev: rozhdenie programmy kon-servativno-pravoslavnoj reformy nachal'noj shkoly vo vtoroj polovine XIX veka (na primere lichnoj perepiski) [S. A. Rachinsky and K. P. Pobedonost-sev: the birth of the program of the conservative Orthodox reform elementary school in the second half of the XIX century (on the example of personal correspondence)]. Vestnik Surgutskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut state pedagogical University], 3(36), pp. 131-139 (in Russ., abstr. in Eng.).

4. Lobzarov, V. M., Zhuravleva, T. A., 2012. Nar-odnaya shkola S. A. Rachinskogo: vzglyad s pozitsij sovremennosti [Public school of S. A. Rachinsky: a view from the standpoint of today]. Problemy sovre-mennogo obrazovaniya [Problems of modern education], 1, pp. 44-48 (in Russ., abstr. in Eng.).

5. Kabanova, N. I., 2016. S. A. Rachinskij i ego

rol' v istorii russkoj mysli (po materialam publitsis-ticheskogo i ehpistolyarnogo naslediya) [S. A. Rachinsky and its role in the history of Russian thought (on materials of the journalistic and epistolary heritage)]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo uni-versiteta [Bulletin of the Bryansk state University], 1(27), pp. 174-179 (in Russ., abstr. in Eng.).

6. Rachinskij, S., 1881. Zametki o sel'skikh shkolakh [Notes on rural schools]. Rus' [Rus], 45, 19 September, p. 10 (in Russ.).

7. Rachinskij, S., 1881. Zametki o sel'skikh shkolakh [Notes on rural schools]. Rus' [Rus], 46, 26 September, p. 14. (in Russ.).

8. Rachinskij, S., 1881. Zametki o sel'skikh shkolakh [Notes on rural schools]. Rus' [Rus], 47, 3 Oktober, p. 12-14. (in Russ.).

9. Rachinskij, S., 1881. Zametki o sel'skikh shkolakh [Notes on rural schools]. Rus' [Rus], 48, 10 Oktober, p. 13-16. (in Russ.).

10. Rachinskij, S., 1881. Zametki o sel'skikh shkolakh [Notes on rural schools]. Rus' [Rus], 49, 17 Oktober, p. 15-17. (in Russ.).

11. Rachinskij S., 1881. Zametki o sel'skikh shkolakh [Notes on rural schools]. Rus' [Rus], 50, 24 Oktober, p. 10-12. (in Russ.).

12. Rachinskij S., 1881. Zametki o sel'skikh shkolakh [Notes on rural schools]. Rus' [Rus], 51, 31 Oktober, p. 11-12. (in Russ.).

13. Rachinskij, S., 1881. Zametki o sel'skikh shkolakh [Notes on rural schools]. Rus' [Rus]. No. 52, 7 November, p.16-18 (in Russ.).

14. Rachinskij, S., 1881. Zametki o sel'skikh shkolakh [Notes on rural schools]. Rus' [Rus], 53, 14 November, p. 14. (in Russ.).

Submitted 08.11.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.