Научная статья на тему 'Газета И. С. Аксакова «Русь» о православной духовности как основе народного просвещения в России'

Газета И. С. Аксакова «Русь» о православной духовности как основе народного просвещения в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
468
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.С.АКСАКОВ / ГАЗЕТА "РУСЬ" / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВОСЛАВИЕ / ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ / НАРОДНАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / С.А.РАЧИНСКИЙ / ЦЕРКОВНОЕ ЧТЕНИЕ И ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / СРЕДНЯЯ И ВЫСШАЯ ШКОЛА / И.Н.ПАВЛОВ / М.Ф.ДЕ-ПУЛЕ / I.S.AKSAKOV / THE NEWSPAPER "RUS'" / CHILDREN'S READING / S.A. RACHINSKIY / I.N. PAVLOV / M.F.DE-PULE / PUBLIC EDUCATION AND ORTHODOXY / PUBLIC COUNTRY SCHOOL / CHURCH READING AND CHURCH SINGING / SECONDARY AND HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федосеева Т. В.

В статье публикуются результаты исследования деятельности И.С.Аксакова как издателя и автора газеты «Русь» (1880-1886). Анализируются публикации газеты, связанные с вопросом об органичной связи народного образования и православной духовности: рецензии на книги для детского чтения И.С.Аксакова, статьи С.А.Рачинского о сельской школе, И.Н.Павлова о средней и высшей школе, М.Ф.Де-Пуле о последствиях реформирования образовательной системы в России 1860-1870-х годов. Выявляются предлагаемые в публикациях газеты возможности для поддержания корневой связи образовательной деятельности с основами православной духовности в детском чтении, образовательно-воспитательной системе народной сельской, средней и высшей школы. В ходе проведенного исследования обнаружено последовательное стремление издателя и авторов газеты к разрешению назревших в образовательной системе проблем, активное участие в преодолении распространенных в обществе нигилистических настроений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEWSPAPER BY I.S.AKSAKOV “RUS’” ABOUT ORTHODOX SPIRITUALITY AS THE BASIS FOR PUBLIC EDUCATION IN RUSSIA

The paper looks at I.S.Aksakov’s work as a publisher and an author of the newspaper “Rus’” (1880-1886). We analyze the publications of the newspaper in close connection with public education and Orthodox spirituality: reviews of the books for children by I.S.Aksakov, the articles by S.A.Rachinskiy about the country school, the articles by I.N.Pavlov about the secondary and higher school, the articles by M.F.De-Pule about the consequences of reforms in the system of Russian education in the 1860-1870-ies. We single out the opportunities for the maintenance of the close connection between educational environment and the basic elements of Orthodox spirituality in children’s reading, in the educational system of the country, secondary, and higher school. In conclusion the author states that the publisher and the authors of the newspaper were eager to find the solution to the problems in public education and to change overwhelming nihilistic public sentiment.

Текст научной работы на тему «Газета И. С. Аксакова «Русь» о православной духовности как основе народного просвещения в России»

УДК 371

ГАЗЕТА И.С.АКСАКОВА «РУСЬ» О ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОСТИ КАК ОСНОВЕ НАРОДНОГО

ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ

Т.В.Федосеева

THE NEWSPAPER BY LS.AKSAKOV "RUS'" ABOUT ORTHODOX SPIRITUALITY AS THE BASIS FOR

PUBLIC EDUCATION IN RUSSIA

T.V.Fedoseyeva

Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, info@rsu.edu.ru

В статье публикуются результаты исследования деятельности И.С.Аксакова как издателя и автора газеты «Русь» (1880—1886). Анализируются публикации газеты, связанные с вопросом об органичной связи народного образования и православной духовности: рецензии на книги для детского чтения И.С.Аксакова, статьи С.А.Рачинского о сельской школе, И.Н.Павлова о средней и высшей школе, М.Ф.Де-Пуле о последствиях реформирования образовательной системы в России 1860—1870-х годов. Выявляются предлагаемые в публикациях газеты возможности для поддержания корневой связи образовательной деятельности с основами православной духовности в детском чтении, образовательно-воспитательной системе народной сельской, средней и высшей школы. В ходе проведенного исследования обнаружено последовательное стремление издателя и авторов газеты к разрешению назревших в образовательной системе проблем, активное участие в преодолении распространенных в обществе нигилистических настроений.

Ключевые слова: И.С.Аксаков, газета «Русь», народное образование и Православие, детское чтение, народная сельская школа, С.А.Рачинский, церковное чтение и церковное пение, средняя и высшая школа, И.Н.Павлов, М.Ф.Де-Пуле

The paper looks at I.S.Aksakov's work as a publisher and an author of the newspaper "Rus'" (1880—1886). We analyze the publications of the newspaper in close connection with public education and Orthodox spirituality: reviews of the books for children by I.S.Aksakov, the articles by S.A.Rachinskiy about the country school, the articles by I.N.Pavlov about the secondary and higher school, the articles by M.F.De-Pule about the consequences of reforms in the system of Russian education in the 1860—1870-ies. We single out the opportunities for the maintenance of the close connection between educational environment and the basic elements of Orthodox spirituality in children's reading, in the educational system of the country, secondary, and higher school. In conclusion the author states that the publisher and the authors of the newspaper were eager to find the solution to the problems in public education and to change overwhelming nihilistic public sentiment.

Keywords: I.S.Aksakov, the newspaper "Rus'", public education and Orthodoxy, children's reading, public country school, S.A. Rachinskiy, church reading and church singing, secondary and higher school, I.N. Pavlov, M.F.De-Pule

Иван Сергеевич Аксаков (1823—1886) вошёл в русскую историю как талантливый литератор, поэт и литературный критик. Активная издательская и публицистическая его деятельность начинается с конца 1850-х годов, когда остался позади период «мрачного семилетия» (1848—1854), в который, как утверждают специалисты, «малейшее отклонение от дозволенного неукоснительно каралось, не говоря уже о превентивных мерах по усмирению печатного слова» [1]. Иван Аксаков испытал на себе эти меры «усмирения» в самом начале своего творческого пути. Когда в 1852 году в «Московском сборнике» были опубликованы отрывки из его поэмы «Бродяга», главное управление цензуры сочло, что история крестьянина, не смирившегося со своим бесправным положением и нашедшего возможность свободным трудом добывать себе пропитание, может «неблагоприятно действовать на читателей низшего класса» [2]. Результатом публикации стал запрет заниматься литературной деятельностью. Начиная с 1856 года, с приходом к власти Александра II, общественная и литературная ситуация в России изменилась. В 1858 году запрет на заня-

тие литературной и издательской деятельностью с Аксакова был снят, а в 1859 году он после долгих хлопот получил право на издание еженедельной газеты «Парус». Газета просуществовала недолго, по выходе двух номеров была запрещена цензурой. Начиная с 1861-го года Иваном Аксаковым было предпринято несколько самостоятельных издательских проектов. Это были газеты «День» (1861—1866), «Москва» (1867—1868). После многочисленных предупреждений и приостановления выхода газеты «Москва» ее направление было признано «вредным», и лишь спустя двенадцать лет появилась возможность для осуществления нового замысла — издания газеты «Русь» (1880—1886), прославившей имя И.С.Аксакова.

Все издания И.С.Аксакова утверждали глубокую убежденность в том, что судьбы русского и других славянских народов немыслимы вне православной духовности. Так, в письме Н.Н.Страхову от 16 июня 1863 года он высказывался по поводу статьи «Роковой вопрос», послужившей поводом к закрытию журнала М.М. и Ф.М.Достоевских «Время». Аксаков указывал на главную, по его мнению, ошибку

журнала в понимании вопроса о национальной почве, состоявшую в стремлении «ухватить субстанцию русской народности вне религии, вне Православия», утверждал, что историю цивилизации «нельзя понять, устранив от неё действие просветительных духовных начал» (выделено в источнике. — Т.Ф.) [3].

Именно тенденцию к устранению православных духовных начал из системы народного просвещения второй половины XIX в. обнаруживают многие публикации газеты «Русь». В том, чтобы активно противостоять этим тенденциям и влиять на духовное и нравственное состояние общества, видел свою цель И.С.Аксаков. Штат газеты был невелик, есть сведения, что единственным постоянным (получавшим жалованье) сотрудником газеты был Сергей Федорович Шарапов (1856—1911) — русский мыслитель, ученый-экономист, писатель и общественный деятель. Им утверждалась самобытность русской хозяйственной системы, состоящая в особом характере общинных и артельных отношений. Отмечая нравственный характер русской общины, Шарапов связывал с ней развитие хозяйственного самоуправления на основе Православия. Главной единицей духовного и хозяйственного развития России, по мнению Шарапова, должен стать церковный приход, который может совмещать вероисповедную функцию с административной, судебной, полицейской, финансовой, учебной и почтовой. Внештатными сотрудниками газеты были Д.Ф.Самарин, Н.Н.Страхов, Ор.Ф.Миллер, Вл.Ламанский, П.Д.Голохвастов, И.Н.Павлов, С.А.Рачинский, протоиерей А.М.Иванцов-Платонов, Вл. Соловьев. Среди авторов публикуемых в газете материалов мы встречаем имена Н.С.Лескова, Н.Я.Данилевского, С.Ю.Витте, А.М.Бутлерова и других известных в России и за ее пределами писателей, ученых, государственных и общественных деятелей, умонастроения которых были близки редакции газеты.

Вопросам народного просвещения, которые остро стояли в русском обществе на протяжении 1860—1870-х годов, что в немалой степени было обусловлено произведенными в стране реформами, уделялось первостепенное значение издателем газеты «Русь». В ходе реформ 1860-х годов были приняты меры по демократизации системы: расширена сеть народных училищ, в 1864 году был утверждён новый Школьный устав, по которому в стране наряду с классическими гимназиями были созданы реальные училища. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию — выборность ректоров и деканов, расширение прав профессорской корпорации. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. Предпринятые меры способствовали либерализации российской образовательной системы.

Проблематичность образовательной системы в России второй половины XIX века в немалой степени была обусловлена проведенными реформами. Особенно остро неблагоприятные их последствия проявились в широко распространившемся в обществе нигилизме, справоцированном отрывом целого поко-

ления молодых людей от основ традиционной для России православной духовности. Острота проблемы была заявлена в передовице газеты «Русь» от 13 декабря 1880 года, которая была написана самим И.С.Аксаковым и стала откликом на прокатившуюся по стране волну студенческих беспорядков. Эти беспорядки были вызваны широким распространением революционных настроений в обществе. В течение предыдущего года, когда на жизнь императора Александра II было совершено несколько покушений, власти приняли энергичные меры к тому, чтобы нейтрализовать разрушающее страну изнутри действие духовного и нравственного нигилизма. Коснулись они и управления университетами. В 1880 году в знак протеста было нанесено публичное «оскорбление действием» (пощечина) представителям учебного начальства в Московском, Варшавском и Казанском университетах, учинены беспорядки на улицах Москвы и Петербурга. И.С.Аксаков возлагает ответственность за судьбы молодых людей, вовлеченных в политические игры, на либерально настроенных профессоров университетов, а также на органы печати. Отношение к молодежи либералов, способствующее формированию ложной позиции вседозволенности, он называет «фальшивым». Главное дело молодежи, убежден Аксаков, — «учение, постижение жизни с точки зрения того, что подло и благородно, честно и бесчестно, нравственно и безнравственно» [4].

В 1881 году газета «Русь» опубликовала ряд статей, принадлежащих Ипполиту Николаевичу Павлову (1839—1882), — писателю, педагогу и журналисту. По окончании курса в Московском университете кандидатом историко-филологического факультета (1859) он преподавал словесность, был сотрудником газет «Московские ведомости», «Русь», журналов «Русский вестник», «Русский архив», опубликовал «Воспоминания о К.С.Аксакове» под псевдонимом «Н.Бицына».

3 января 1881 года в статье И.Н.Павлова «В чем дело?» было замечено, что сокращение часов на изучение древних языков в гимназиях наносит ощутимый вред системе народного просвещения. В статье утверждается, что образовательный процесс обращен к вечным ценностям, что знание древних языков способствует лучшему усвоению родного и включенности молодого человека в национальную духовную культуру. Размышляя о том, что сокращение объема изучения древних языков мотивировано трудностями в их изучении, Павлов замечает, что истинной причиной такого положения дел является слабая подготовка преподавателей. «Понижение требований к образованию, — утверждается автором статьи, — не к радости, а к горю!» [5]. В статье «Живое дело мертвых языков (к вопросу о наших гимназиях)» Павлов утверждает значение языков для формирования гармоничной личности: «... смысл и звук, содержание и форма в слове соединены как дух и тело» [6]. Рассуждения автора «Руси» о значении гуманитарного и, в частности, филологического образования на редкость актуальны для нашего времени. Современный ученый замечает: «Слова, как любой другой художественный символ, являются своеобраз-

ными сосудами, передающими от души к душе духовную пищу» [7].

В статье «Самоотрицание нашей школы (По поводу съезда попечителей в Петербурге)» Ипполит Павлов суммирует свои суждения о современном образовании в России. Он уверен в необходимости более основательного изучения древней и новой словесности, придавая этому процессу не только образовательное, но и большое воспитательное значение.

Педагог и писатель Михаил Федорович Де-Пуле (1822—1885) расценил реформирование русской школы как «разгром научного, гуманитарного образования», что сказалось, прежде всего, на духовно-нравственном состоянии общества. В 1883 году он писал: «Наше поверхностное образование, достигнув своего апогея, растлило общество, возбудило в нем самые низкие страсти, самые отвратительные явления...» [выделено в источнике. — Т.Ф.] [8]. Губительные последствия для отторгнутого от национальной духовности поколения были вскрыты Де-Пуле в опубликованной им ранее статье «Нигилизм как патологическое явление русской жизни» («Русский вестник», 1881).

Считаем особенно ценным в отношении газеты «Русь» к проблемам народного просвещения то, что ее публикации не ограничены критикой. Значительная часть связанных с этими проблемами обращена к освещению положительного опыта. Так, уделяя самое серьезное внимание детскому домашнему и школьному чтению, И.С.Аксаков вводит постоянно действующий в газете отдел «Критика и библиография», материалы которого в значительной своей части посвящены рецензированию изданий, предназначенных для детей и школьников. Автором большей части материалов отдела в первые два года был сам Аксаков. Его позиция была четко обозначена в передовице первого номера газеты — свою задачу издатель видит в том, чтобы оказывать помощь в выборе учебников и книг для чтения, пригодного детям.

Среди книг, рекомендованных редакцией газеты для широкого распространения, выделялись те, в которых авторы стремятся говорить с детьми без искусственного приспособления к возрасту, излагая ясно и последовательно свои мысли, создавая объективно правдивую картину жизни. Так, высокая оценка дается книге известной писательницы Т.Толычевой «Приемыш» (настоящее имя — Екатерина Владимировна Новосильцева (Новосильцова), 1820—1885). Эта книга не была исключением в своей патриотической направленности, большинство произведений писательницы посвящено отечественной истории, событиям 1812 года («Рассказ старушки о двенадцатом годе». М., 1878; «Смоленск и его предания о двенадцатом годе», 1880; «Рассказы очевидцев о двенадцатом годе». М., 1872 и др.), Крымской войны («Рассказы о домашнем быте севастопольских жителей во время осады 1854-55 гг.», 1880; «Рассказы старушки об осаде Севастополя». М., 1881), более отдаленным во времени событиям («Начало и крещение Руси»; «Минин и Пожарский» и другие) [9].

Высокая оценка дается книгам писательницы Елизаветы Николаевны Водовозовой (1844—1923), в

которых отмечается знание детской психологии, детского быта, задушевность и естественность тона (сборник рассказов «На отдых», СПб, 1880). За легким, соответствующим возрасту читателей содержанием книги для чтения Елизаветы Михайловны Се-мевской (1850—1913) «Маленьким детям» (СПб., 1881) автор рецензии увидел тонкое выражение глубокого религиозного чувства. Высокую оценку в рецензии Аксакова получил ежемесячный иллюстрированный журнал «Детский отдых» (М., 1881). Было подчеркнуто, что занимательное чтение, представленное издателями журнала, служит «пробуждению тех способностей, тех сил души, гармониею которых обусловливается полнота духовного и нравственного развития» [10].

Для авторов детской книги, считает И.С. Аксаков, необходимо не только знание детской психологии и детского быта, но и усилие к привитию сформированных в лоне Православной Церкви прочных нравственных оснований личности. Внимание к изданиям детских писательниц на страницах «Руси» не было случайным. Им удавалось в решении важнейшей задачи духовного и нравственного воспитания детей выдержать искренность тона, простоту стиля и безыскусственность нравоучения.

Выделены рецензентами газеты «Русь» и некоторые книги, предназначенные для детского чтения в народных школах («Зорька, книга для чтения в народных школах. Год первый» В.Добровольского. СПб, 1880; «Изборник, заключающий в себе народные сказки, песни, пословицы, басни и стихотворения, рассказы духовного содержания, из русской и естественной истории, из житейского и сельского быта и о разных предметах, для народных училищ». Сост. Владимир Новаковский. СПб., 1880; «В школе и дома. Книга 1» Свящ. Н.Пономарева. М., 1880; «Русско-славянская азбука для народных и других элементарных училищ и для домашнего обучения, с 800-ми рисунками в тексте» Пуцыковича. СПб., 1881 и др.). Более всего в них ценится ясная осознанность автором цели. Положительно оценивая названные издания, рецензент газеты особо отмечает те, в которых уделяется внимание внутренней духовной жизни народа, сближению его с церковью. Рецензент формулирует собственное понимание цели преподавания в народной школе — оно состоит не в приобретении знания, но развитии умения, в частности владения родной речью.

Заметное место в публикациях газеты, посвященных вопросам народного просвещения, заняли статьи С.А.Рачинского [11]. Сергей Александрович Рачинский (1833—1902) — российский ученый, профессор, педагог, человек европейского образования и крупный ученый — в 1875 году оставил научную деятельность, всецело посвятив себя организации учебно-воспитательного процесса в народной школе. В своих статьях, основываясь на собственном педагогическом опыте, Рачинский утверждал необходимость создать общий тип народной школы.

Родовое имение С.А.Рачинского Татево, Бель-ского уезда Смоленской губернии, стало своеобразным образовательным и духовно-просветительским центром для всего окрестного населения. Им было

создано приходское училище, ряд сельских училищ и сельских школ. Первостепенное внимание уделялось обучению церковнославянскому и русскому языкам, а также — математике, особенно устному счету. Немало места в учебном процессе им отводилось Закону Божию и церковно-славянскому языку. Рачинский был глубоко убеждён в том, что чтение на церковнославянском языке — это прямой путь к глубокому пониманию текстов на русском, путь к прочной грамотности. Созданные им школы представляют опыт классического образования для народа.

В 1881 году в «Руси» была опубликована серия статей С.А.Рачинского «Заметки о сельских школах» (в 1883 году вышла отдельным изданием). Приступив к публикации «Заметок», редакция особо рекомендовала их своим читателям.

Проведя несколько лет в Европе и обладая знанием об устройстве там народных школ, автор «Заметок» выражал убеждение в том, что русская сельская школа имеет свои особенности. Он считал, что беда российской школы в отходе от национальных традиций в угоду Западу, в ориентации на расширение умственного кругозора, сопровождавшегося сужением духовного горизонта.

Положительно характеризуется им нравственное состояние сельских школьников, обусловленное домашним религиозным воспитанием, привычкой к труду, природной одаренностью к учению и творчеству. Сравнивая русский опыт с европейским, Рачин-ский отмечает, что в России народная школа существует при равнодушии к вопросам народного просвещения общественности и слабом участии духовенства, что надзор за народным просвещением правительства носит формальный характер и что крестьяне вынуждены отрывать детей от семьи, оставлять при школе на жительство, не имея средств для ежедневных трат на дорогу. В последнем Рачинский находил и свои плюсы — не регламентиуемые учебным временем возможности для общения учеников с учителем, что, несомненно, повышало требования к личности последнего. Особенностям народной сельской школы в России, по мнению автора «Заметок», вполне отвечает церковно-приходская школа.

В 1882 году в «Руси» была опубликована серия статей С.А.Рачинского «Народное искусство и сельская школа» (в том же году вышло отдельным изданием) [12]. В них содержится характеристика современного профессионального искусства с точки зрения выраженного в нем нравственного идеала и духовного содержания. Отмечается, что театр, имеющий большой потенциал для благотворного влияния на формирование человеческой души, в настоящих условиях его не реализует. Опираясь на свой педагогический опыт, Рачинский утверждает, что в основании воспитания ученика сельской школы должны быть церковное чтение и церковное пение, исторически связанные с национальной культурой и находящиеся в развитии. Опираясь на собственные наблюдения, автор статьи замечает, что «наш грамотный народ» тяготеет отнюдь не к газете и театру, «а к церкви и книге», и предлагает целую систему мер по усовершенствованию подготовки сельских учителей, в ча-

стности усиление средств музыкально-церковного образования [13]. Созданная Рачинским школа цер-ковно-славянского чтения и пения, труда и молитвы была, по определению современного исследователя, школой умственного и нравственного воспитания, школой духовной культуры [14].

Таким образом, вопросы народного просвещения активно обсуждались на страницах газеты И.С.Аксакова «Русь» на протяжении 1880—1883 годов в публикациях редактора и сотрудников газеты. Были вскрыты слабые места современной авторам образовательной системы, которые сосредоточены, преимущественно, в гуманитарной области. Выход из создавшегося положения корреспонденты газеты «Русь» видели в повышении требований к нравственному и духовному содержанию книг для детского домашнего и школьного чтения, учебных книг, особенно для обучения грамоте, а также в укреплении связи всей образовательной системы с Православием.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 13-04-00033 «Газета "Русь" (1880—1886): исследование и комментарий».

1. Кантор В.К., Осповат А.Л. Русская эстетика середины XIX века: теория в контексте художественной культуры // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М.: Искусство, 1982. С. 30.

2. Лебедев С. Аксаков Иван Сергеевич // Славянофилы. Историческая энциклопедия / Сост. и отв. ред. О.А.Платонов. М.: Ин-т русской цивилизации, 2009. С. 18.

3. И.С.Аксаков — Н.Н.Страхову // И.С.Аксаков — Н.Н.Страхов. Переписка / Сост. М.И.Щербакова. М.: ИМЛИ РАН; Оттава: SRG, 2007. С. 15.

4. Аксаков И.С. Москва. 13 декабря 1880 г. // Русь. 1880. № 5. С. 3.

5. Павлов И.Н. В чем дело? // Русь. 1881. № 8. С. 11-13.

6. Павлов И.Н. Живое дело мертвых языков (к вопросу о наших гимназиях) // Русь. 1881. № 10. С. 16-17.

7. Моторин А.В. Духовный смысл православного воспитания // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 74. Т. 2. С. 44.

8. Де-Пуле М.Ф. Наше образовательное дело и учебная смута. Мысли и заметки. (Посвящается Николаю Семеновичу Рындовскому) // Русь. 1883. № 17. С. 32.

9. Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. М-П / Гл. ред. П.А.Николаев. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. Т. 4. С. 355-356.

10. Детский отдых. Ежемесячный иллюстрированный журнал для детей. №№ 2, 3, 4. М., 1881 // Русь. 1881. № 24. С. 23.

11. Рачинский С. А. Заметки о сельских школах // Русь. 1881. №№ 45-53.

12. Рачинский С.А. Народное искусство и сельская школа // Русь. 1882. №№ 40-42.

13. Рачинский С.А. Народное искусство и сельская школа // Русь. 1882. № 40. С. 9-11.

14. Прот. Павел Калинин. Традиции русской школы в педагогике С. А. Рачинского // Из Материалов международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки в контексте православных традиций». Армавир: Армавирский Православно-социальный институт, 2008. [Электр. ресурс]. URL: http://otc-pavel.ortox.ru/

otec_pavel_stati_/view/id/1111917 (дата обращения:

11.11.2014).

References

1. Kantor V.K., Ospovat A.L. Russkaya estetika serediny XIX veka: teoriya v kontekste khudozhestvennoy kul'tury [Rus-

sian aesthetics in the middle of the XIX century: the theory in the context of artistic culture], Russkaya estetika i kritika 40—50-kh gg. XIX v. [Russian aesthetics and critics in the 40—50-ies of the XIX century.]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1982, p. 30.

2. Lebedev S. Aksakov Ivan Sergeevich. Slavyanofily. Is-toricheskaya entsiklopediya [Slavophiles. History encyclopedia]. Moscow, In-t russkoy tsivilizatsii Publ., 2009, p. 18.

3. I.S. Aksakov — N.N. Strakhov. I.S. Aksakov — N.N. Strakhov. Correspondence. Moscow, IMLI RAN Publ., Ottawa, SRG Publ., 2007, p. 15.

4. Aksakov I.S. Moskva [Moscow], 13th of December, 1880. Rus', 1880, no. 5, p. 3.

5. Pavlov I.N. V chem delo? [What's the matter?]. Rus', 1881, no. 8, pp. 11-13.

6. Pavlov I.N. Zhivoe delo mertvykh yazykov (k voprosu o nashikh gimnaziyakh) [Vital issue of dead languages (talking about our gymnasiums)// Rus', 1881, no. 10, pp. 16-17.

7. Motorin A.V. Dukhovnyy smysl pravoslavnogo vospitaniya [Spiritual significance of orthodox education]. Vestnik NovSU. Issue: Pedagogics. Psychology, 2013, no. 74, vol. 2, p. 44.

8. De-Pule M.F. Nashe obrazovatel'noe delo i uchebnaya smuta. Mysli i zametki. (Posvyashchaetsya Nikolayu Semenovichu

Ryndovskomu) [Our business and educational unrest. Thoughts and notes. (Dedicated to Nikolai Semenovich Ryn-dovskiy)]. Rus', 1883, no. 17, p. 32.

9. Nikolaev P.A., ed. Russkie pisateli. 1800-1917. Bi-ograficheskiy slovar'. M-P [Biographical dictionary of Russian writers. 1800-1917. M-P], Moscow, Bol'shaya rossiy-skaya entsiklopediya, 1999, vol. 4, pp. 355-356.

10. Detskiy otdykh. Ezhemesyachnyy illyustrirovannyy zhurnal dlya detey (Moscow, 1881) [Children's leisure. Monthly children's magazine, no. 2, 3, 4]. Rus', 1881, no. 24, p. 23.

11. Rachinskiy S.A. Zametki o sel'skikh shkolakh [Notes on country schools], Rus' 1881, no. 45-53.

12. Rachinskiy S.A. Narodnoe iskusstvo i sel'skaya shkola [Folk art and country schools]. Rus', 1882, no. 40-42.

13. Rachinskiy S.A. Narodnoe iskusstvo i sel'skaya shkola [Folk art and country schools]. Rus', 1882, no. 40, pp. 9-11.

14. Prot. Pavel Kalinin. [Russian school traditions in pedagogics of S.A. Rachinskiy]. Iz Materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Aktual'nye problemy nauki v kontekste pravoslavnykh traditsiy" [Int. Conf. Proc. "Topical issues of science in the context of Orthodox traditions"]. Armavir, Armavirskiy Pravoslavno-sotsial'nyy inst Publ., 2008. Available at: http://otc-pavel.ortox.ru/ otec_pavel_stati_/view/id/1111917 (accessed 11.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.