Научная статья на тему 'Педагогическая система развития физической культуры личности'

Педагогическая система развития физической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая система / физическая культура личности / физкультурное сознание / физических упражнений / pedagogical system / physical culture of personality / physical consciousness / exercise

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. Н. Шапка, Л. Г. Габуева

В статье обосновывается необходимость формирования физической культуры у учащихся. Одним из решающих условий, обеспечивающих результативность и продуктивность труда человека, является наличие высокой общей работоспособности, базирующейся на крепком здоровье и нормальном физическом развитии. А также систематически выполняемый режим дня сохраняет баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создаст бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, самоконтроль. Авторы делают вывод о том, что воспитание физической культуры учащихся будет эффективным, если осуществляется и направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива – руководителей школы, учителей, классных руководителей, органов ученического самоуправления при активной поддержке и помощи родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SYSTEM OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE OF AN INDIVIDUAL

The article substantiates the need to form a physical culture among students. One of the crucial conditions for human productivity and productivity is the presence of high overall performance based on good health and normal physical development. As well as the systematically executed mode of the day keeps the balance between expenditure and recovery of the forces expended, strengthens health, will create a cheerful, cheerful mood, brings up accuracy, accuracy, organization, discipline, sense of time, self-control. The authors conclude that the education of students’ physical culture will be effective if carried out and guided by the joint coordinated efforts of the entire teaching staff – school leaders, teachers, classroom leaders, educational authorities with the active support and assistance of parents.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система развития физической культуры личности»

&

о

о

5 -

:

г -

О =

& С

Я

5 =

я 2

5 =

Я

О

Я -

: —

н =

: а

• Технология портфолио позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей магистранта посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;

• в данной технологии поощряется не только оценка, но и самооценка, а также взаимооценка магистрантов, самоанализ и самоконтроль;

• учебное портфолио направлено на сотрудничество преподавателя и студента магистратуры и способствует реализации личностно ориентированной парадигмы;

• учебные портфолио выступают в форме постоянной оценки в процессе непрерывного образования, способствуют смещению акцентов от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной;

• учебные портфолио легко интегрируются в профессиональные и служебные системы оценки, это дает возможность формирования основ профессиональной компетентности будущих педагогов.

Рис.2. Выявленныепреимуществапортфолиокак формыконтроля иоценивания магистрантов

Тем самым, по мнению магистрантов, портфолио не только позволяет наиболее полно отразить способы и результаты обучения, но и способствует активизации творческих способностей студентов, создает у них дополнительную мотивацию и развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности. С этой точки зрения ведение портфолио целесообразно в ходе изучения некоторых дисциплин и может применяться как инновационная форма контроля при подготовке будущих педагогов.

В целом в ходе эксперимента по применению портфолио как формы контроля и оценивания магистрантов, обучающихся по программам педагогического и психолого-педагогического образования, были выявлены следующие его преимущества (рис. 2).

В то же время у портфолио как средства оценивания есть и существенные недостатки. Прежде всего, нами были выделены следующие:

- высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности,

- организационные трудности, связанные с необходимостью дополнительных площадей и помещений для хранения портфолио;

Библиографический список

- портфолио требуют больше времени для реализации и большего мастерства педагога, чем традиционная система оценки [6, 7];

- внедрение портфолио требует развития как у преподавателей, так и у магистрантов(студентов) новыхкомпетенций;

- иногда наблюдается размытость критериев оценки отдельных элемен-товпортфолиоитрудоемкость процесса их проверки и др. [3].

В заключение обозначим основные направления практической реализации портфолио как формы оценки студентов магистратуры психолого-педагогических направлений:

- организация в рамках магистратуры разработки чётких критериев по структуре и оценке портфолио;

- разработка механизмов, обеспечивающих достоверность портфолио, прозрачность его наполнения и результатов оценивания;

- организация взаимодействия участников образовательного процесса, а также работодателей по разработке структуры портфолио и оценке в контексте востребованных компетенций, профессионально значимых качеств будущих работников образования.

1. Воронин Ю.А., Трубина Л.А., Васильева Е.В., Козлова О.В. Современные средства оценивания результатов обучения: курс лекций. Воронеж, 2004.

2. Карпова Е.В, Пятакова Ю.М. Проблема оценивания: традиции и инновации. Актуальные проблемы психологии и педагогики начального образования. Ярославль, 2010.

3. Технология портфолио. Available at: http://cl.rushkolnik.ru/docs/8178/index-743041.html

4. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Использование методологии тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию. Вестник университета. 2014; № 2: 235 - 238.

5. Сорокопуд Ю.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы. Мир образования - образование в мире. 2010; № 3: 10.

6. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.

7. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

References

1. Voronin Yu.A., Trubina L.A., Vasil'eva E.V., Kozlova O.V. Sovremennye sredstva ocenivaniya rezul'tatov obucheniya: kurs lekcij. Voronezh, 2004.

2. Karpova E.V, Pyatakova Yu.M. Problema ocenivaniya: tradicii i innovacii. Aktual'nye problemy psihologii i pedagogiki nachal'nogo obrazovaniya. Yaroslavl', 2010.

3. Tehnologiya portfolio. Available at: http://cl.rushkolnik.ru/docs/8178/index-743041.html

4. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Ispol'zovanie metodologii tyuninga pri proektirovanii magisterskih programm po pedagogicheskomu obrazovaniyu. Vestnik universiteta. 2014; № 2: 235 - 238.

5. Sorokopud Yu.V. Koncepciya modernizacii podgotovki prepodavatel'skih kadrov dlya vysshej shkoly. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010; № 3: 10.

6. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.

7. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

Статья поступила в редакцию 10.02.20

УДК 371

Shapka S.N., senior lecturer, Department of Physical Culture and Sports, North Ossetian State Educational Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: valida.tarieva@mail.ru

Gabueva L.G., senior teacher, Department of Physical Culture and Sports, North Ossetian State Teachers' Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: valida.tarieva@mail.ru

PEDAGOGICAL SYSTEM OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE OF AN INDIVIDUAL. The article substantiates the need to form a physical culture among students. One of the crucial conditions for human productivity and productivity is the presence of high overall performance based on good health and normal physical development. As well as the systematically executed mode of the day keeps the balance between expenditure and recovery of the forces expended, strength-

ens health, will create a cheerful, cheerful mood, brings up accuracy, accuracy, organization, discipline, sense of time, self-control. The authors conclude that the education of students' physical culture will be effective if carried out and guided by the joint coordinated efforts of the entire teaching staff - school leaders, teachers, classroom leaders, educational authorities with the active support and assistance of parents.

Key words: pedagogical system, physical culture of personality, physical consciousness, exercise.

С.Н. Шапка, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: valida.tarieva@mail.ru

Л.Г. Габуееа, ст. преп., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: valida.tarieva@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В статье обосновывается необходимость формирования физической культуры у учащихся. Одним из решающих условий, обеспечивающих результативность и продуктивность труда человека, является наличие высокой общей работоспособности, базирующейся на крепком здоровье и нормальном физическом развитии. А также систематически выполняемый режим дня сохраняет баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создаст бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, самоконтроль. Авторы делают вывод о том, что воспитание физической культуры учащихся будет эффективным, если осуществляется и направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива - руководителей школы, учителей, классных руководителей, органов ученического самоуправления при активной поддержке и помощи родителей.

Ключевые слова: педагогическая система, физическая культура личности, физкультурное сознание, физических упражнений.

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в социально-культурной сфере мирового сообщества, в том числе и в России, связанные с виртуализацией многих аспектов общественной жизни, желание человека улучшить и сохранить собственное здоровье всё ещё является важнейшей потребностью. Однако изменения в производстве, характере досуга населения, которые всё чаще лежат в плоскости виртуального мира и всё больше связаны с компьютерами, привели к резкому ухудшению показателей здоровья населения. В этой связи существенно возрос интерес к проблемам здоровья со стороны не только медиков, но и всего населения, так как здоровье - это не просто отсутствие болезней, но также составляет основу физического, психического и социального благополучия каждого человека.

Необходимо также отметить, что проблема развития физической культуры личности существенно актуализируется и в связи с требованиями, предъявляемыми к человеку системой рыночных отношений в стране, основными характеристиками которой выступают высокая конкуренция, психическая напряженность труда, повышенная ответственность специалистов в любой сфере жизнедеятельности и т.д. [1 - 15]

Как считают многие исследователи (Р.А. Абзалов, В.И. Агеевец, Р.Х. Ярукин, В.М. Выдрин, Н. Барышева и др.) [1, 2, 6 и др.], среди важнейших параметров, определяющих успешную адаптацию и социальную мобильность личности, можно выделить следующие:

• стрессоустойчивость;

• общая физическая кондиция человека;

• работоспособность;

• способность к самоуправлению психическим и физическим состоянием.

Однако существующая система формирования физической культуры не

справляется с существующими проблемами в этой области. Между тем физическая культура выполняет ряд базовых функций:

Таблица 1

Основные функции физической культуры

№ Функции Содержание функций

1. воспитательная направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека;

2. образовательная направлена на знакомство с системой знаний в области физической культуры, связанных с влиянием физической культуры на развитие личности; знаниями различных видов физической культуры;

3. развивающая состоит в процессе совершенствования физических параметров человека, влияния на мышечную систему, различные психические процессы, формирование таких качеств, как ловкость, гибкость, выносливость, способность ориентироваться в экстремальных ситуациях, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды;

4. общекультурная направлена на активную организацию свободного времени, умение восстанавливаться после умственного переутомления средствами сбалансированных физических нагрузок;

5. оздоровительно-рекреационная предполагает регулярное проведение утренней зарядки, разнообразных физкультурных пауз с целью грамотного чередования психической и физической активности организма.

Физкультурное сознание является одним из основных критериев физической культуры. Физкультурное сознание включает в себя знания в области теории и практики физической культуры и спорта, способствует выработке на основе полученных знаний практических умений и навыков физкультурной и спортивно-игровой деятельности.

Как отмечает Т.В. Иванова и многие другие исследователи [11], физкультурное сознание - это интегративное качество личности, включающее:

- систему представлений о физическом совершенстве человеческого

тела,

- сформированную потребность в сохранении здоровья на основе периодического участия в разнообразных видах физической активности,

- сформированные физкультурные и спортивные интересы;

- творческий подход к решению задач, связанных с физическим совершенствованием, и др.

Формирование физической культуры личности осуществляется в процессе физического воспитания.

Физическое воспитание - это «целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности» [4 с. 23].

Физическое воспитание школьников должно осуществляться на основе положений личностно ориентированной парадигмы и быть направлено, прежде всего, на:

- развитие у учащихся разнообразных двигательных умений и навыков,

- развитие у формирующейся личности школьника способностей к различным видам физической культуры,

- развитие мотивационно-ценностной сферы, связанной с формированием у учащихся потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом,

- отработку и совершенствование у учащихся внешней культуры поведения: осанки, ловкости, подтянутости, оптимального веса и др.

К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения.

Физические упражнения - это специально организованные и выполняемые двигательные действия в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.

Можно выделить следующие, наиболее распространённые виды физических упражнений:

- различные гимнастические упражнения,

- спортивные и подвижные игры,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- туризм,

- спорт [12].

На основе анализа работ авторов (В.И. Агеевец, Т. Анохина Н. Барышева В.М. Выдрин С.Н. Шуткин и др.) рассмотрим специфику каждого из указанных видов (табл. 2).

Однако хотелось бы отметить, что физическое воспитание учащихся должно сопровождаться строгим соблюдение ряда требований, в том числе к школьным спортивным залам, а также к рекреационным и вспомогательным помещениям, применяемым для занятий. Спортивные снаряды и оборудование должны строго соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьники должны иметь спортивную обувь и одежду, соблюдать гигиену и др. [8].

Резюмируя вышеизложенное отметим, что воспитание физической культуры учащихся будет эффективным, если осуществляется на основе совместных скоординированных усилий педагогического и тренерского коллектива при активной поддержке и помощи родителей.

Таблица 2

Специфика основных видов физических упражнений

№ Виды физических упражнений Их содержание

1. Игры Удовлетворяют естественную потребность детей и подростков в двигательной деятельности, способствуют формированию коллективизма, содействуют укреплению дружбы между учащимися, взаимовыручке, умению осуществлять совместные усилия, направленные на достижение одной цели. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших - спортивные.

2. Гимнастика Направлена на избирательное воздействие на организм. В процессе занятиями гимнастикой развиваются физические силы, гибкость, ловкость, сноровка и т.д.

3. Туризм позволяет сочетать физическую активность с силами и мощным воздействием природы на организм, как и игры способствует формированию коллективизма, взаимовыручки, способности слаженно действовать в процессе совместной деятельности.

4. Спорт Направлен на достижение максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Спортивные соревнования проводятся с целью выявления спортивных результатов и определения победителей. Соревнования помогают учащимся преодолевать физические и нервные перегрузки, учат максимально концентрироваться с целью достижения максимальных результатов.

Библиографический список

1. Абзалов РА., Ярукин P.X. Физическое образование как социальный институт подготовки человека и жизни средствами физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2003; № 7.

2. Агеевец В.И., Выдрин В.М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности. Спорт в современном обществе. Москва, 2000: 110 - 123.

3. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. Новые ценности образования. 2006; Выпуск 6: 71 - 80.

4. Барышева Н. Педагогические основы развития физической культуры личности. Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: тезисы докладов Международного конгресса. Москва, 1998; Т. 2: 359 - 361.

5. Воспитание физической культуры личности. Availaable at: https://infourok.ru/statya-vospitanie-fizicheskoy-kulturi-lichnosti-3879600.html

6. Зеер Э.Ф., Карпова ГА. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ: учебное пособие. Свердловск, 2009.

7. Земцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 1996.

8. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. Новое педагогическое мышление. Под редакцией А.В. Петровского. Москва, 2009: 90 - 102.

9. Зотов Ю.И. Воспитательные возможности физической культуры и спорта. Воспитание подростков в спортивном коллективе. Москва, 2004: 5 - 14.

10. Зотова Н.Г. Формирование смысловой сферы личности педагога (на материале изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурном вузе). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 1998.

11. Иванова Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла). Автореферат ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 1991.

12. Карташевич Л.И., Бяшарова Т.Н. Постановка образовательно-воспитательных задач (о методике проведения уроков физ. культуры). Физическая культура в школе. 2008; № 2.

13. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НГГУ «Эксперимент», 2015.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва,1997.

15. Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических услуг. Липецк, 1999.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). Available at: http://минобрнауки.рф/документы/2365

References

1. Abzalov R.A., Yarukin P.X. Fizicheskoe obrazovanie kak social'nyj institut podgotovki cheloveka i zhizni sredstvami fizicheskoj kul'tury. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2003; № 7.

2. Ageevec V.I., Vydrin V.M. Vliyanie sporta na vospitanie intellektual'nyh, nravstvennyh kachestv i social'noj aktivnosti lichnosti. Sport v sovremennom obschestve. Moskva, 2000: 110 - 123.

3. Anohina T. Pedagogicheskaya podderzhka kak real'nost' sovremennogo obrazovaniya. Novye cennosti obrazovaniya. 2006; Vypusk 6: 71 - 80.

4. Barysheva N. Pedagogicheskie osnovy razvitiya fizicheskoj kul'tury lichnosti. Chelovek v mire sporta: Novye idei, tehnologii, perspektivy: tezisy dokladov Mezhdunarodnogo kongressa. Moskva, 1998; T. 2: 359 - 361.

5. Vospitanie fizicheskoj kul'tury lichnosti. Availaable at: https://infourok.ru/statya-vospitanie-fizicheskoy-kulturi-lichnosti-3879600.html

6. Zeer 'E.F., Karpova G.A. Pedagogicheskaya diagnostika lichnosti uchaschegosya SPTU: uchebnoe posobie. Sverdlovsk, 2009.

7. Zemcova A.V. Lichnostnyj opyt v strukture soderzhaniya obrazovaniya (teoreticheskij aspekt). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 1996.

8. Zinchenko V.P. Obrazovanie. Myshlenie. Kul'tura. Novoepedagogicheskoe myshlenie. Pod redakciej A.V. Petrovskogo. Moskva, 2009: 90 - 102.

9. Zotov Yu.I. Vospitatel'nye vozmozhnosti fizicheskoj kul'tury i sporta. Vospitanie podrostkov v sportivnom kollektive. Moskva, 2004: 5 - 14.

10. Zotova N.G. Formirovanie smyslovojsfery lichnostipedagoga (na materiale izucheniya disciplin psihologo-pedagogicheskogo cikla v fizkul'turnom vuze). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 1998.

11. Ivanova T.V. Formirovanie pedagogicheskoj kul'tury buduschego uchitelya v uchebnom processe (na materiale disciplin pedagogicheskogo cikla). Avtoreferat ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 1991.

12. Kartashevich L.I., Byasharova T.N. Postanovka obrazovatel'no-vospitatel'nyh zadach (o metodike provedeniya urokov fiz. kul'tury). Fizicheskaya kul'tura v shkole. 2008; № 2.

13. Klarin M.V. Innovacii v mirovojpedagogike: obuchenie na osnove issledovaniya, igry idiskussii (Analiz zarubezhnogo opyta). Riga: NGGU «'Eksperiment», 2015.

14. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva,1997.

15. Shutkin S.N. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya osnov samoorganizacii lichnosti na uroke fizkul'tury. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih uslug. Lipeck, 1999.

16. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 maya 2012 g. № 413). Available at: http:// minobrnauki.rf/dokumenty/2365

Статья поступила в редакцию 07.02.20

УДК 371

Shestikova N.G., Head of Educational and Methodological Office, Smorgon District Center for Children and Youth Creativity', Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Pedagogy and Social Work, Yankee Kupala Grodno State University (Grodno, Belorus), E-mail: kolom-olga@mail.ru

GUIDELINES FOR MORAL EDUCATION OF ADOLESCENTS: AN AXIOLOGICAL APPROACH. In the context of the formation of the Belarusian state and the deployment of globalization processes, it is important to preserve the best traditions of the people that have historically justified themselves, in which many moral values are enshrined. These values are the basis of national and cultural identity and serve as an indicator of people's attitude to each other, to other cultures, and to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.