Таким образом, подводя итог можно обозначить следующие выводы, которые получены в результате анализа и систематизации психолого-педагогической литературы:
1) несмотря на то, что понятию самостоятельности в научной литературе уделено большое внимание, но можно утверждать об отсутствии логического определения этому феномену;
2) разные позиции ученых позволил обозначить в них общие характеристики, раскрывающие понятие самостоятельности, что позволило сформулировать
Библиографический список
(как вариант) его определения посредством перечня выделенных существенных признаков, что нами принимается за состав определения самостоятельности как системы;
3) отсутствие четкого определения понятия самостоятельности, а поэтому невозможность ее развивать у обучающейся молодежи, с неизбежностью потребовало системного подхода к решению проблемы, которая адекватна имеющему место противоречию, на современном этапе развития высшего профессионального образования в целом и в подготовке специалистов юридических кадров, в частности.
1. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. Москва: Политиздат, 1984.
2. Пекелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х кн., которая поможет: тебе стать сильнее, умнее, лучше. Москва: Дет. энц., 1989.
3. Исаева Т.Е. Формирование самостоятельности как интегративного качества личности подростков. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 1990.
4. Кирсанов А.А., Зайцева Ж.А. Развитие творческой активности личности в педагогическом процессе. Казань, 1995. References
1. Kon I.S. Vpoiskah sebya: lichnost'i ee samosoznanie. Moskva: Politizdat, 1984.
2. Pekelis V.D. Kak najti sebya. Enciklopediya v 3-h kn., kotoraya pomozhet tebe stat' sil'nee, umnee, luchshe. Moskva: Det. 'enc., 1989.
3. Isaeva T.E. Formirovanie samostoyatel'nosti kak integrativnogo kachestva lichnosti podrostkov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 1990.
4. Kirsanov A.A., Zajceva Zh.A. Razvitie tvorcheskoj akiivnosti lichnosti v pedagogicheskom processe. Kazan', 1995.
Статья поступила в редакцию 16.10.18
УДК 377.3:796
Zaseka M.V., senior teacher, Humanities and Education Science Academy (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),
E-mail: [email protected]
DIFFERENTIATION OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS. This article highlights numerous aspects of the process of differentiation of components of educational and developmental influences. Attention is paid to the actual problem of increasing the level of physical fitness of students of a vocational college, taking into account their typological features of the body. It is noted that the study of program-normative documents regulating the content and organization of the basic forms of physical education in secondary vocational schools also suggests that their developers, declaring the feasibility of a system of accounting for various typological features of students, and this is limited, without offering evidence-based recommendations for the implementation of this provision in practice. The purpose of the pedagogical research is to evaluate the effectiveness of the pedagogical model of the process of differentiated physical training of students mastering the profession 43.01.09 "Cook & Confectioner" taking into account their physique. To achieve this goal, the following tasks have been used: 1) on the basis of the analysis of scientific and methodical literature to study the existing approaches and requirements for the organization of the process of physical education of students of vocational schools; 2) to define features of changes of indicators of the physical status and a Constitution of students during their physical education in professional and technical educational institution on the basis of the state program and normative documents; 3) to identify significant differences between the indicators of speed-strength training of youth of technical colleges.
Key words: students, body type, differentiation, physical status, physical fitness, vocational education (VET).
М.В. Засека, ст. преп., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Ялта,
Е-mail: [email protected]
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье освещается многочисленные аспекты процесса дифференциации компонентов учебно-развивающих воздействий. Уделено внимание актуальной проблеме повышения уровня физической подготовленности студентов профессионально-технического колледжа с учетом их типологических особенностей телосложения. Отмечается, что изучение программно-нормативных документов, регламентирующих содержание и организацию основных форм процесса физического воспитания в средних профессиональных учебных заведениях также свидетельствует о том, что их разработчики, декларируя целесообразность системного учета различных типологических особенностей студентов, этим и ограничиваются, не предлагая научно обоснованных рекомендаций по реализации данного положения в практике. Целью педагогического исследование являлось оценка эффективности педагогической модели процесса дифференцированной физической подготовки студентов, осваивающих профессию 43.01.09 - Повар, кондитер с учетом их телосложения. Для реализации поставленной цели использовались следующие задачи: 1) на основании анализ научно-методической литературы изучить существующие подходы и требования к организации процесса физического воспитания учащихся профессионально-технических учебных заведений; 2) определить особенности изменений показателей физического статуса и телосложения студентов в ходе их физического воспитания в профессионально-техническом учебном заведении на основе государственных программно-нормативных документов; 3) выявить достоверные различия между показателями скоростно-силовой подготовленности юношей ПТУЗ.
Ключевые слова: студенты, телосложение, дифференциация, физический статус, физическая подготовленность, профессионально-техническое учебное заведение (ПТУЗ).
Введение
Система среднего профессионального образования в общей образовательной структуре Российской Федерации является одним из важнейших звеньев обеспечения отечественных производственных отраслей профессиональными кадрами [1]. Она всегда отличалась хорошей материально-технической базой, высококвалифицированными педагогами, достаточным научно-методическим обеспечением и существенным уровнем признания у подростков и молодежи [2]. В то же время значительно изменившиеся за последние годы общественные требования к содержанию профессиональной деятельности выпускников учебных заведений (ССУЗов, колледжей и т. д.), в том числе и в связи с появлением многочисленных новых и перспективных специальностей, повлекли за собой необходимость модернизации практически всех компонентов процесса их профес-
сиональной подготовки [3]. Это положение в полной мере относится и к процессу физического воспитания обучающихся, включая его проективные, содержательные, методико-технологические и результирующие (контрольно-учетные) составляющие. Оно также подтверждается и значительным количеством научных и научно-методических публикаций, посвященных проблеме совершенствования физического воспитания специалистов среднего звена в процессе их профессиональной подготовки в профильных специализированных учебных заведениях [4]. Их анализ позволил сформулировать заключение о наличии следующих особенностей проведенных исследований по указанной проблеме.
Во-первых, вне зависимости от их цели, объекта и предмета авторы, как правило, за методологическую основу проведенной экспериментальной работы принимают положения теории физкультурного воспитания обучающихся [5].
Данная позиция требует обращения ученых к разработке экспериментальных подходов к формированию личностной физической культуры обучающихся в совокупности ее собственно-биологического, интеллектуального и социально-психологического (мотивационно-потребностного) компонентов [6].
Во-вторых, процесс физического воспитания в профильных учебных заведениях должен быть неразрывно связан с развитием личностной профессионально-прикладной физкультурной подготовленности студентов, в том числе и их профессионально важных качеств и свойств [7].
В-третьих, учебная дисциплина «Физическая культура» в соответствии с ее социально-биологическим содержательным контекстом позиционируется как важное средство повышения культурологической и образовательной направленности учебно-воспитательного процесса в специализированных профильных учебных заведениях [8; 9].
Общей тенденцией, характерной для абсолютного большинства исследований по различным аспектам процесса физического воспитания студенческой молодежи, является разработка научно обоснованных моделей, методик и технологий, эффективность которых, доказанная в соответствующих формирующих педагогических экспериментах, является основанием для их тиражирования в практику [10]. В связи с вышеизложенным, основной целью проведенной многолетней работы являлось обоснование структуры и содержания педагогической модели процесса физической подготовки студентов колледжа, осваивающих профессию 43.01.09 - Повар, кондитер, характеризующейся следующими сущностными признаками:
1. Системообразующим фактором, определяющим базовых признак дифференциации педагогических воздействий в ходе развития основных физических качеств студентов, являются особенности их телосложения.
2. Конструктивной особенностью разработанной модели является ее мно-гокомпонентность, содержательно дублирующая базовые составляющие идеального педагогического процесса, в том числе:
- формирование системы взаимосвязанных целевых установок, основных групп задач педагогических воздействий и проектируемых результатов реализации модели;
- организация систематического повышения квалификации педагогических работников профильного учебного заведения среднего профессионального образования;
Контрольная группа (КГ) занималась согласно учебному плану по разработанной рабочей программе и календарно-тематическому плану, предложенными цикловой комиссией физического воспитания и одобренными методическим кабинетом данного колледжа. В программу и календарно-тематический план входили все базовые виды физкультурно-спортивной деятельности, используемые в стандартных рабочих программах по дисциплине «Физическая культура».
В экспериментальной группе (ЭГ) в дополнение содержания учебных программ по физической культуре основных и подготовительных групп. Он заключался в распределении обучающихся на группы по типу телосложения, в соответствии с индексом Пинье. Было выделено 6 подгрупп, которые определяли крепость телосложения обучающихся. Среди них встречались такие типы телосложения как: очень крепкое, крепкое, хорошее, среднее, слабое, очень слабое. Обучающиеся с очень крепким и крепким (ОКиК) типом телосложения были объединены в одну группу, аналогично объединили в группы обучающихся с хорошим и средним (ХОиС) типом телосложения, и со слабым и очень слабым (СиОС). В итоге, в каждой академической группе все обучающиеся были распределены по 3 группам.
Для каждой группы обучающихся с учетом типа их телосложения были подобраны специальные упражнения, связанные с развитием физических качеств.
Результаты и их обсуждение
Оценка эффективности экспериментальной педагогической модели осуществлялась на основе определения уровня достоверности различий между достижениями студентов обоего пола из контрольных и экспериментальных групп по показателям физической и функциональной подготовленности и особенностям телосложения.
До начала экспериментальной работы достоверных различий по анализируемым признакам между результатами студентов обоего пола из контрольных и экспериментальных групп не установлено.
Данные, характеризующие достоверность различий показателей физической подготовленности юношей 1 и 2 курсов из экспериментальных и контрольных групп, представлены в таблице 1.
Из данных таблицы видно, следующая иерархия показателей физической подготовленности студентов по признаку снижения абсолютных значений темпов прироста:
Таблица 1
Достоверность различий показателей физической подготовленности между обучающимися юношами 1 и 2 курсов экспериментальных и контрольных групп в течении педагогического эксперимента
№ п/п Контрольные упражнения курс После эксперимента t Р
Эгр. (n: 1 курс = 35; 2 курс=29) Кгр. (n: 1 курс = 32; 2 курс=33)
М ±m М ±m
1 Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин (кол-во раз) 1 47,8 1,95 41,6 2,34 2,04 <0,05
2 45,4 1,54 40,0 2,13 2,05 <0,05
2 Прыжок в длину с места (см) 1 218,6 4,18 204,1 5,78 2,03 <0,05
2 223,1 4,41 207,3 5,46 2,25 <0,05
3 Челночный бег (с) 1 12,2 0,23 13,4 0,46 2,33 <0,05
2 13,4 0,24 14,8 0,45 2,75 <0,05
- содержательный контент, отличающийся многокомпонентным составом средств физкультурно-спортивной деятельности, используемых в ходе различных форм физического воспитания: учебных и секционных занятий, самостоятельной работы, мероприятий спортивно-массовой направленности и специализированных двигательных действий, в контексте развития некоторых личностных характеристик студентов, относящихся к духовно-нравственной сфере;
- детализированные обоснованные в ходе многолетних исследований рекомендации по перспективным и наиболее эффективным подходам по реализации задачи формирования и развития интеллектуальной, социально-психологической (мотивационно-потребностной) и собственно-биологической составляющей физкультурной подготовленности обучающихся;
- индивидуализированные подходы к оценке физической подготовленности студентов.
Методы и организация исследования
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, метод антропометрии, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
В эксперименте принимало участие 259 обучающихся 1-го и 2-го курсов торгово-экономического колледжа г Ялта по специальности повар кондитер. По академическому принципу из них были сформированы контрольная и экспериментальные группы. Все обучающиеся относятся к основной и подготовительной медицинской групп. Контроль за экспериментальной и контрольной группой проводился на протяжении 2013-2015 годов.
- юноши из экспериментальных групп 1 курса: поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин. (кол-во раз) (29,3%), челночный бег (с) (15,8%), прыжок в длину с места (см) (5,3%).
- юноши из контрольных групп 1 курса: поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин. (кол-во раз) (16,2%), челночный бег (с) (3,6%), прыжок в длину с места (см) (0,4%);
- юноши из экспериментальных групп 2 курса: челночный бег (с) (20,1%), поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин. (кол-во раз) (11,4%), прыжок в длину с места (см) (6,4%);
- юноши из контрольных групп 2 курса: челночный бег (с) (7,58%), поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин. (кол-во раз) (3,6%), прыжок в длину с места (см) (0,9%);
Заключение
1. В образовательной системе Российской Федерации одним из приоритетов профессиональной деятельности педагогических коллективов всех видов и форм учебных заведений является формирование общей личностной и профессионально-прикладной физической культуры обучающихся. За последние годы в перечень проективных установок процесса физического воспитания учащихся в отдельных учебных заведениях (общеобразовательных школ, высших учебных заведений) также включена задача развития у детей, подростков и молодежи элементов спортивной культуры, в том числе на основе ее эффективных и перспективных методико-технологических подходов. Взаимовлияние и взаимообусловленность этих личностных характеристик человека создает предпосылки
для существенного повышения качества физического воспитания обучающихся на физическом, двигательном, психическом и социальном уровне.
Учеными в области профессиональной педагогики доказано, что любые важные характеристики обучающихся в профильных учебных заведениях необходимо рассматривать на системном уровне и, прежде всего, с учетом результатов анализа тенденций развития мирового, отечественного и отраслевого профессионального образования
2. Основными критериями результативности реализации экспериментальной модели являются:
1. Выявление закономерностей динамики показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности и особенностей телосложения в ходе профессионального обучения на основе традиционных программ физического воспитания.
2. Определение степени информативности изучаемых личностных характеристик студентов в качестве их взаимосвязи с параметрами физической подготовленности.
3. Создание в учебном заведении образовательно-воспитательной среды, способствующей повышению качества процесса физического воспитания, в том числе на основе усиления его культурологической и образовательной направленности.
4. Повышение уровня физической подготовленности обучающихся.
Библиографический список
5. Сопутствующее реализации экспериментальной модели повышение уровня личностной физической культуры юношей и девушек в совокупности ее интеллектуального, социально-психологического (мотивационно-потребностно-го) и собственно-биологического компонента.
6. Расширение возможностей процесса физического воспитания студентов в связи с его профессионально-прикладным контентом.
7. Повышение качества методической составляющей профессионального мастерства педагогов.
8. Расширение возможностей совершенствования процесса физического воспитания обучающихся на основе установления широкого спектра межпредметных связей.
3. Таким образом, результаты формирующих педагогических экспериментов в части оценки физической подготовленности студентов позволяют сформулировать следующие частные выводы:
- разработанная педагогическая модель процесса физической подготовки студентов более эффективна по сравнению с общепринятыми методико-техно-логическими подходами, что подтверждается существенным преимуществом обучающихся юношей из экспериментальных групп по результатам выполнения абсолютного большинства тестовых заданий;
- установлены достоверные различия по всем трем результатам контрольных упражнений.
1. Борисов А.Б. Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2012.
2. Авдеева Н.А., Шамрова Е.А. Медико-социальные аспекты здоровья. Учебное пособие для студентов Mедицинского института. Саранск: Референт, 2014.
3. Динаев БМ Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля. Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Шуя, 2009.
4. Викулов А.В. Профессиональная подготовка студентов в период практики: учебно-методическое пособие. Николаев: 2005.
5. Динаев БМ Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля. Автореферат. диссертации кандидата педагогических наук. Шуя, 2009.
6. Дудко А.С. Формирование профессиональных двигательных способностей курсантов-летчиков средствами физического воспитания. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Mосква, 2010.
7. Засека ME., Помещикова И.П. Изучение взаимосвязи между состоянием физического развития и уровнем двигательной подготовленности учащихся профессионально-технического учебного заведения. Матерiали I Всеукра!нсько!науково-практично!конференцц. Харюв : ХДАФК, 2015: 50 - 53.
8. Крилер Л.А. Педагогические условия реализации многоступенчатого начального профессионального образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук, Ярославль, 2005.
9. Кузнецова Л.Н. Методика повышения физической подготовленности студентов на основе комплексного использования средств и методов развития общей выносливости. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ижевск, 2013.
10. Раевский РТ. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений: учебно-методическое пособие. Омск: Наука и техника, 2010.
References
1. Borisov A.B. Formirovanie professionai'no-prikiadnoj fizicheskoj kuitury kursantov morskih koiiedzhej «'Ekspiuataciya vodnogo transporta i transportnogo oborudovaniya». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2012.
2. Avdeeva N.A., Shamrova E.A. Mediko-sociai'nyeaspektyzdorov'ya. Uchebnoe posobie dlya studentov Medicinskogo instituta. Saransk: Referent, 2014.
3. Dinaev B.M. Sovershenstvovanie professionai'no-prikiadnoj fizicheskoj podgotovki kursantov v vuzah pozharno-tehnicheskogo profiiya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Shuya, 2009.
4. Vikulov A.V. Professionai'naya podgotovka studentov v period praktiki: uchebno-metodicheskoe posobie. Nikolaev: 2005.
5. Dinaev B.M. Sovershenstvovanie professionai'no-prikiadnoj fizicheskoj podgotovki kursantov v vuzah pozharno-tehnicheskogo profiiya. Avtoreferat. dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Shuya, 2009.
6. Dudko A.S. Formirovanie professionai'nyh dvigatei'nyh sposobnostej kursantov-ietchikov sredstvami fizicheskogo vospitaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.
7. Zaseka M.V., Pomeschikova I.P. Izuchenie vzaimosvyazi mezhdu sostoyaniem fizicheskogo razvitiya i urovnem dvigatel'noj podgotovlennosti uchaschihsya professional'no-tehnicheskogo uchebnogo zavedeniya. Materiaii I Vseukrains'koinaukovo-praktichnoïkonferenciï. Harkiv : HDAFK, 2015: 50 - 53.
8. Kriler L.A. Pedagogicheskie usioviya reaiizaciimnogostupenchatogo nachai'nogo professionai'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk, Yaroslavl', 2005.
9. Kuznecova L.N. Metodika povysheniya fizicheskoj podgotoviennosti studentov na osnove kompieksnogo ispoi'zovaniya sredstv i metodov razvitiya obschej vynosiivosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Izhevsk, 2013.
10. Raevskij R.T. Professionai'no-prikiadnaya fizicheskaya podgotovka studentov vysshih uchebnyh zavedenij: uchebno-metodicheskoe posobie. Omsk: Nauka i tehnika, 2010.
Статья поступила в редакцию 10.10.18
УДК 796.077
Ivanov D.A., senior teacher, Siberian State Automobile and Highway University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
Alzhanov H.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Omsk State Technical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
ADVANTAGES OF THE SITUATIONS OF THE FIGHT MODELING METHOD AT THE PHYSICAL CULTURE LESSON OF SECONDARY SCHOOL. In the
article the authors discusses the main advantages of an approach to building situations of fight, based on the functional purpose of the episodes of fights. Selected from a holistic fight, relatively independent episodes of fight contain all the components of a fight, but each of them is aimed at developing fighters' qualities matching the meaning. The key feature of the episodes is their coherence and interdependence from each other that requires consideration when selecting them. Such approach makes it possible to qualitatively increase the effectiveness of the lessons of physical culture by stimulating the manifestations of the students creative abilities.
Key words: fight, martial arts, modeling, physical culture lesson.
Д.А. Иванов, ст. преп., Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск, E-mail: [email protected] Х.Х. Альжанов, канд. пед. наук, ст. преп., Омский государственный технический университет, г. Омск, E-mail: [email protected]