Научная статья на тему 'Ориентиры нравственного воспитания подростков: аксиологический подход'

Ориентиры нравственного воспитания подростков: аксиологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / терминальные и инструментальные ценности / нравственные ценности / воспитание / поведение подростка / teenagers / instrumental values / moral values / upbringing / teen behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Г. Шестирекова

В условиях становления Белорусской государственности и развертывания глобализационных процессов важно сохранить исторически оправдавшие себя лучшие традиции народа, в которых закреплены многие нравственные ценности. Они являются основой национально-культурной идентичности и служат индикатором отношения людей друг к другу, к другим культурам и к социальным изменениям. Автор делает вывод о том, что процесс воспитания подростков требует особого внимания, так как именно в этом возрасте закладываются базовые ценности, которые в будущем определят социально-нравственный облик личности. Размытость в понимании нравственных ценностей может обусловливать непоследовательность поступков и сделать подростков уязвимыми для разного рода манипуляций. Поэтому важно строить воспитательный процесс не на абстрактных понятиях, а на конкретных ценностях, суть которых учащиеся должны понять и усвоить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES FOR MORAL EDUCATION OF ADOLESCENTS: AN AXIOLOGICAL APPROACH

In the context of the formation of the Belarusian state and the deployment of globalization processes, it is important to preserve the best traditions of the people that have historically justified themselves, in which many moral values are enshrined. These values are the basis of national and cultural identity and serve as an indicator of people’s attitude to each other, to other cultures, and to social changes. The author concludes that the process of educating teenagers requires special attention, since it is at this age that the basic values are laid, which in the future will determine the social and moral appearance of the individual. Blurring the understanding of moral values can cause inconsistency of actions, and make teenagers vulnerable to all sorts of manipulations. Therefore, it is important to build the educational process not on abstract concepts, but on specific values, the essence of which students must understand and assimilate.

Текст научной работы на тему «Ориентиры нравственного воспитания подростков: аксиологический подход»

Таблица 2

Специфика основных видов физических упражнений

№ Виды физических упражнений Их содержание

1. Игры Удовлетворяют естественную потребность детей и подростков в двигательной деятельности, способствуют формированию коллективизма, содействуют укреплению дружбы между учащимися, взаимовыручке, умению осуществлять совместные усилия, направленные на достижение одной цели. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших - спортивные.

2. Гимнастика Направлена на избирательное воздействие на организм. В процессе занятиями гимнастикой развиваются физические силы, гибкость, ловкость, сноровка и т.д.

3. Туризм позволяет сочетать физическую активность с силами и мощным воздействием природы на организм, как и игры способствует формированию коллективизма, взаимовыручки, способности слаженно действовать в процессе совместной деятельности.

4. Спорт Направлен на достижение максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Спортивные соревнования проводятся с целью выявления спортивных результатов и определения победителей. Соревнования помогают учащимся преодолевать физические и нервные перегрузки, учат максимально концентрироваться с целью достижения максимальных результатов.

Библиографический список

1. Абзалов РА., Ярукин P.X. Физическое образование как социальный институт подготовки человека и жизни средствами физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2003; № 7.

2. Агеевец В.И., Выдрин В.М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности. Спорт в современном обществе. Москва, 2000: 110 - 123.

3. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. Новые ценности образования. 2006; Выпуск 6: 71 - 80.

4. Барышева Н. Педагогические основы развития физической культуры личности. Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: тезисы докладов Международного конгресса. Москва, 1998; Т. 2: 359 - 361.

5. Воспитание физической культуры личности. Availaable at: https://infourok.ru/statya-vospitanie-fizicheskoy-kulturi-lichnosti-3879600.html

6. Зеер Э.Ф., Карпова ГА. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ: учебное пособие. Свердловск, 2009.

7. Земцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 1996.

8. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. Новое педагогическое мышление. Под редакцией А.В. Петровского. Москва, 2009: 90 - 102.

9. Зотов Ю.И. Воспитательные возможности физической культуры и спорта. Воспитание подростков в спортивном коллективе. Москва, 2004: 5 - 14.

10. Зотова Н.Г. Формирование смысловой сферы личности педагога (на материале изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурном вузе). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 1998.

11. Иванова Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла). Автореферат ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 1991.

12. Карташевич Л.И., Бяшарова Т.Н. Постановка образовательно-воспитательных задач (о методике проведения уроков физ. культуры). Физическая культура в школе. 2008; № 2.

13. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НГГУ «Эксперимент», 2015.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва,1997.

15. Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических услуг. Липецк, 1999.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). Available at: http://минобрнауки.рф/документы/2365

References

1. Abzalov R.A., Yarukin P.X. Fizicheskoe obrazovanie kak social'nyj institut podgotovki cheloveka i zhizni sredstvami fizicheskoj kul'tury. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2003; № 7.

2. Ageevec V.l., Vydrin V.M. Vliyanie sporta na vospitanie intellektual'nyh, nravstvennyh kachestv i social'noj aktivnosti lichnosti. Sport v sovremennom obschestve. Moskva, 2000: 110 - 123.

3. Anohina T. Pedagogicheskaya podderzhka kak real'nost' sovremennogo obrazovaniya. Novye cennosti obrazovaniya. 2006; Vypusk 6: 71 - 80.

4. Barysheva N. Pedagogicheskie osnovy razvitiya fizicheskoj kul'tury lichnosti. Chelovek v mire sporta: Novye idei, tehnologii, perspektivy: tezisy dokladov Mezhdunarodnogo kongressa. Moskva, 1998; T. 2: 359 - 361.

5. Vospitanie fizicheskoj kul'tury lichnosti. Availaable at: https://infourok.ru/statya-vospitanie-fizicheskoy-kulturi-lichnosti-3879600.html

6. Zeer 'E.F., Karpova G.A. Pedagogicheskaya diagnostika lichnosti uchaschegosya SPTU: uchebnoe posobie. Sverdlovsk, 2009.

7. Zemcova A.V. Lichnostnyj opyt v strukture soderzhaniya obrazovaniya (teoreticheskij aspekt). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 1996.

8. Zinchenko V.P. Obrazovanie. Myshlenie. Kul'tura. Novoepedagogicheskoe myshlenie. Pod redakciej A.V. Petrovskogo. Moskva, 2009: 90 - 102.

9. Zotov Yu.l. Vospitatel'nye vozmozhnosti fizicheskoj kul'tury i sporta. Vospitanie podrostkov v sportivnom kollektive. Moskva, 2004: 5 - 14.

10. Zotova N.G. Formirovanie smyslovojsfery lichnostipedagoga (na materiale izucheniya disciplin psihologo-pedagogicheskogo cikla v fizkul'turnom vuze). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 1998.

11. Ivanova T.V. Formirovanie pedagogicheskoj kul'tury buduschego uchitelya v uchebnom processe (na materiale disciplin pedagogicheskogo cikla). Avtoreferat ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 1991.

12. Kartashevich L.I., Byasharova T.N. Postanovka obrazovatel'no-vospitatel'nyh zadach (o metodike provedeniya urokov fiz. kul'tury). Fizicheskaya kul'tura v shkole. 2008; № 2.

13. Klarin M.V. Innovacii v mirovojpedagogike: obuchenie na osnove issledovaniya, igry idiskussii (Analiz zarubezhnogo opyta). Riga: NGGU «'Eksperiment», 2015.

14. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva,1997.

15. Shutkin S.N. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya osnov samoorganizacii lichnosti na uroke fizkul'tury. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih uslug. Lipeck, 1999.

16. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 maya 2012 g. № 413). Available at: http:// minobrnauki.rf/dokumenty/2365

Статья поступила в редакцию 07.02.20

УДК 371

Shestikova N.G., Head of Educational and Methodological Office, Smorgon District Center for Children and Youth Creativity', Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Pedagogy and Social Work, Yankee Kupala Grodno State University (Grodno, Belorus), E-mail: kolom-olga@mail.ru

GUIDELINES FOR MORAL EDUCATION OF ADOLESCENTS: AN AXIOLOGICAL APPROACH. In the context of the formation of the Belarusian state and the deployment of globalization processes, it is important to preserve the best traditions of the people that have historically justified themselves, in which many moral values are enshrined. These values are the basis of national and cultural identity and serve as an indicator of people's attitude to each other, to other cultures, and to

social changes. The author concludes that the process of educating teenagers requires special attention, since it is at this age that the basic values are laid, which in the future will determine the social and moral appearance of the individual. Blurring the understanding of moral values can cause inconsistency of actions, and make teenagers vulnerable to all sorts of manipulations. Therefore, it is important to build the educational process not on abstract concepts, but on specific values, the essence of which students must understand and assimilate.

Key words: teenagers, instrumental values, moral values, upbringing, teen behavior.

Н.Г. Шестирекова, зав. учебно-методическим кабинетом ГУО «Сморгонский районный центр творчества детей и молодежи», г. Сморгонь,

соискатель УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно, E-mail: kolom-olga@mail.ru

ОРИЕНТИРЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В условиях становления Белорусской государственности и развертывания глобализационных процессов важно сохранить исторически оправдавшие себя лучшие традиции народа, в которых закреплены многие нравственные ценности. Они являются основой национально-культурной идентичности и служат индикатором отношения людей друг к другу, к другим культурам и к социальным изменениям. Автор делает вывод о том, что процесс воспитания подростков требует особого внимания, так как именно в этом возрасте закладываются базовые ценности, которые в будущем определят социально-нравственный облик личности. Размытость в понимании нравственных ценностей может обусловливать непоследовательность поступков и сделать подростков уязвимыми для разного рода манипуляций. Поэтому важно строить воспитательный процесс не на абстрактных понятиях, а на конкретных ценностях, суть которых учащиеся должны понять и усвоить.

Ключевые слова: подростки, терминальные и инструментальные ценности, нравственные ценности, воспитание, поведение подростка.

Исторические ценности являлись духовными опорами, которые помогали человеку устоять перед лицом жизненных испытаний, но радикальные перемены, происходившие в обществе за последние десятилетия в сторону техноло-гизации и коммерциализации, способствовали принижению таких ценностей, как долг достоинство, честь, ответственность, справедливость и др. Произошел перевод значимости на ценности, связанные с физическим существованием человека, что вылилось в эгоистическо-потребительский характер отношений к человеческим и природным ресурсам [1 - 7].

Необходимость ценностного переосмысления современного общества в сторону духовности и нравственности описана в философских работах А.А. Бо-родич, Я.С. Яскевич, А.М. Цыбулька, М.П. Данилова.

Сегодня мы можем наблюдать, как технократический подход с преобладающими инструментальными ценностями, доведший человечество до кризисов планетарного масштаба, вынужден сменяться на гуманистический, где в приоритете ценности духовные. Например, сегодня существенно возрастает ценность знания, и важнейшим ресурсом общества становится информация, но совершенно очевидно, что знания и информация сами по себе аксиологически нейтральны. При этом не всякое знание ведет к созиданию. Лишь морально оправданное знание может служить облагораживанию жизни. В конце XIX века Д.И. Менделеев предупреждал о том, что любые знания в руках безнравственного человека могут стать оружием.

Наравне с ценностью мира выдвигается и ценность самой природы, так называемый экологический императив. Человек является частью экосистемы, которой за последние десятилетия он нанес непоправимый урон. Поэтому жизненно необходимым условием выживания на планете является сохранение естественной среды обитания. В 2015 г Республика Беларусь взяла на себя обязательства по достижению целей устойчивого развития - это стратегия всего человечества для того, чтобы будущему поколению передать планету в хорошем состоянии и сформировать условия для развития общества, экономики и экологии.

Таким образом, мы видим объективную потребность общества в формировании нравственных ценностных ориентиров и необходимости их переосмысления с позиции современных тенденций.

Обратимся к определению понятия «ценности». В научной литературе существует множество подходов к определению данного понятия. В середине ХХ века Милтоном Рокичем была разработана уникальная концепция ценностных ориентаций личности, которая до сих пор активно используется специалистами. Он выделяет два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, касаются вопросов о том, для чего живет каждый человек - ценности-цели; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации - ценности-средства. Они связаны с образом действий человека [4].

Проблема ценности у В.А. Малахова - это проблема того, как действует и мыслит человек. Другими словами, «...ценность - это то, во имя чего человек действует и живет.» [7, с. 55].

Категория ценности у А.А. Бородича выражает положительный социокультурный смысл явлений, включенных в систему межсубъектных отношений и соответствующих индивидуальным или коллективным экспектациям людей, что делает ее регулятором человеческих действий [2, с. 53].

В педагогике ценность понимают как субъективную значимость свойств и качеств предмета, явления, обстоятельств в конкретной ситуации. Она может быть только положительной и представляет собой социокультурный феномен, возникающий в процессе предметно опосредованных межсубъектных отношений, обладающий положительным смыслом и выступающий в качестве внутреннего регулятива человеческих действий [5, с. 396].

М.А. Дьячкова под ценностью понимает «нравственные и эстетические нормы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Индивид усваивает их в процессе своей социализации» [6, с. 146].

В определении З.И. Васильевой ценностные ориентации предстают как сложное интегральное и динамичное качество личности, которое «выражает индивидуальное, избирательное отношение человека к духовным и материальным ценностям, к жизни общества, науке, культуре, труду, образованию и к самому себе» [3, с. 12].

Таким образом, мы определили, что ценности есть важнейшие конструкты внутреннего мира личности, влияющие на поведение и поступки человека, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям.

Базовые ценности, которые определяют социально-нравственный облик личности, закладываются в подростковом возрасте, когда идет освоение норм и правил поведения, принятых в обществе. Поэтому разрушительные последствия смены ценностных парадигм, аксиологического вакуума в современном транзитивном обществе в большей степени наносят урон подросткам и юношеству, для которых основным источником ценностей становится массовая культура. Это приводит к ценностному релятивизму, экспансии потребительских установок, проявлению гедонизма, инфантилизма и социальной незрелости [1].

В такой ситуации все больше возрастает роль образования, где акценты должны быть смещены в сторону нравственного воспитания подростков, основанного на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, и отражающие интересы личности, общества и государства, что отмечено в Кодексе об образовании Республики Беларусь.

Влияние ценностей на поведение подростка зависит от степени ясности их понимания и непротиворечивости. Размытость в понимании ценностей обусловливает непоследовательность поступков, на такого человека легче оказывать влияние. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.

Для того чтобы определить приоритетные ценности подростков и ясность их понимания, следует использовать диагностические методы, которые позволят получить необходимые данные. С учащимися проводились беседы и письменный опрос. Нами разработан опросник, состоящий из двух частей. В первой части -учащимся предлагались 13 ценностей: чувство собственного достоинства, любовь, деньги, счастье, самосовершенствование, честь, семья, красота, здоровье, альтруизм, карьера, свобода, самореализация. Каждой ценности необходимо было присвоить ранговый номер от 1 до 13 в порядке убывания их значимости. Во второй части учащиеся должны были написать напротив каждой ценности, как они ее понимают.

В первой части опросника мы смогли диагностировать структуру ценностных ориентаций группы, систематизировав результаты ранжирования, вычислили средний балл по каждой из тринадцати ценностей. Средний балл определялся путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число учащихся данной группы. В опросе приняли участие 95 учащихся 9 - 11 классов. Мы рассчитали средний арифметический ранг каждой ценности и выстроили итоговые ранги. Результаты опроса представлены в табл.

Для более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемых во второй части опросника учащимся предлагалось написать напротив каждой ценности то, как они ее понимают. Это дает дополнительную диагностическую информацию и позволяет сделать более обоснованные выводы.

По результатам опроса второй части был проведен качественный анализ. В тройку самых значимых для подростков ценностей вошли счастье, любовь и

Таблица 1

Ранжирование ценностей подростками

Ценность Среднее значение ранга Общий ранг ценности

Счастье 9,3 1

Любовь 9 2

Свобода 8,2 3

Семья 8 4

Чувство собственного достоинства 7,7 5

Самосовершенствование 7,6 6

Здоровье 7,3 7

Честь 7,1 8

Самореализация 6 9

Деньги 5,8 10

Карьера 5,3 11

Красота 5,2 12

Альтруизм 4,5 13

свобода. При этом в большинстве случаев счастье понималось как успех, удовольствие, кайф, беззаботность, покой, отсутствие нужды. Любовь 54% респондентов пояснили как привязанность к человеку противоположного пола, 30% отметили любовь к родным и близким. Не было ни одного ответа, где бы это чувство распространялось на отношение к Родине или природе. Свободу 22% учащихся описали как вседозволенность, 48,6% как полную независимость и неограниченность своих действий и мыслей, 14,2% затруднились ответить. Данные ответы лишний раз подтверждают гедонистическую позицию современных подростков.

Семью как родственные связи определили 47,6%; место, где любят, ценят, защищают и понимают - 23,8%; самым дорогим в жизни она является для 18,6%. Здоровье как не только внешнее физическое состояние и здоровый образ жизни, но и как внутреннее и душевное состояние отметили лишь 19%. Ценность самосовершенствования оставили без ответа 33%, а самореализацию - 37% респондентов.

Три последние позиции в ответах учащихся заняли карьера, красота и альтруизм. Только 45,6% респондентов правильно определили суть слова «карьера»; 9,8% учащихся отметили карьеру как второстепенную нужду, 14,2% затруднились дать ответ. Мы можем наблюдать невысокую значимость ценностей, предполагающих долгосрочные перспективы: материальное благополучие и успешная профессиональная деятельность.

14,5% респондентов затруднились ответить, как они понимают ценность красоты, 12% употребляли абстрактные понятия, не определяя суть слова, например, «душа», «восхищение», 62% отметили красоту исключительно как внешнюю привлекательность и уход за собой, 11,5% добавили к внешней внутреннюю

Библиографический список

красоту. Ответов, где бы понятие «красота» было связано с природой или искусством, не было.

Неожиданным результатом опроса стал тот факт, что 81% учащихся не знают, что такое «альтруизм». Чувство собственного достоинства 16% респондентов понимают как отрицательное качество сродни высокомерию, себялюбию и гордыни, 37% затруднились ответить, остальные дали близкие по значению ответы: самоуважение, умение постоять за себя, не унижаться. Такое качество, как честь подростки затруднились описать в 47,6% случаев. 4,3% воспринимают честь как почет и положение в обществе, 38,1% объясняют честь как важное качество, которое принимается обществом.

В 70% случаев ответы носят односложный характер, большой процент ценностей остался без ответов и пояснений. В большинстве случаев опросники заполнялись учащимися без особого энтузиазма. В процессе работы с написанием сути ценностей они предпринимали попытки заглянуть в опросники соседей по парте, ждали помощи от педагога, задавали уточняющие вопросы, что говорит о том, что задание для большинства было сложным.

В беседах с учащимися мы также выясняли отношение их к таким ценностям, как мир, природа и знания. Оказалось, что подростки выступают за мир во всем мире и мирное разрешение конфликтов между людьми, они понимают, что экологическая ситуация на планете имеет катастрофический характер, но личную ответственность за это нести не готовы.

В результате исследования мы определили приоритетные ценности подростков и выяснили противоречивость и размытость в понимании многих из них. Значимые ценности, которые определяют нравственную сторону личности (честь, чувство собственного достоинства, альтруизм), подростками в большинстве случаев не осознаны. Описание таких ценностей, как свобода, красота, любовь, счастье показывают у них одностороннее, иногда искаженное представление о сути этих ценностей.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. В современных условиях возникла объективная потребность в формировании нравственных ценностей и ценностного переосмысления мироустройства.

2. Ценности формируются в процессе воспитания, потому область ответственности смещается в сферу педагогики, где возможно совершенствование методики нравственного воспитания.

3. Процесс воспитания подростков требует особого внимания, так как именно в этом возрасте закладываются базовые ценности, которые в будущем определят социально-нравственный облик личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Размытость в понимании нравственных ценностей может обусловливать непоследовательность поступков и сделать подростков уязвимыми для разного рода манипуляций. Поэтому важно строить воспитательный процесс не на абстрактных понятиях, а на конкретных ценностях, суть которых учащиеся должны понять и усвоить (честь, чувство собственного достоинства, альтруизм, красота и др.).

Результаты проведенного исследования могут стать ориентирами для организации работы по нравственному воспитанию подростков в учреждениях образования.

1. Баджаева З.М. Проблемы нравственного воспитания современных подростков. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2009; № 3: 69 - 71.

2. Бородич А.А. Социокультурные ценности как регулятивный центр человеческих действий. Веснк ГрДУшя Янк Купалы. Серiя 1. 2006; № 2: 50 - 55.

3. Васильева З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы XXв. Россия): научно-методическое пособие для студентов педагогических учреждений. Санкт-Петербург, 2003.

4. Гарванова М.З. Исследование ценностей в современной психологии. Современная психология: материалы III-й Международной научной конференции. Казань: Бук, 2014: 5 - 20.

5. Духовность человека: педагогика развития: учебное пособие. Минск, 2006.

6. Дьячкова М.А. Понятие ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике. Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2004; № 4: 141 - 148.

7. Малахов В.А. Философия и время: вектор сопротивления. Вопросы философии. 2011; № 1: 49 - 59.

References

1. Badzhaeva Z.M. Problemy nravstvennogo vospitaniya sovremennyh podrostkov. Izvestiya DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2009; № 3: 69 - 71.

2. Borodich A.A. Sociokul'turnye cennosti kak regulyativnyj centr chelovecheskih dejstvij. Vesnik GrDU imya Yanki Kupaly. Seriya 1. 2006; № 2: 50 - 55.

3. Vasil'eva Z.I. Gumanisticheskie cennosti obrazovaniya i vospitaniya (90-e gody XX v. Rossiya): nauchno-metodicheskoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchrezhdenij. Sankt-Peterburg, 2003.

4. Garvanova M.Z. Issledovanie cennostej v sovremennoj psihologii. Sovremennaya psihologiya: materialy III-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kazan': Buk, 2014: 5 - 20.

5. Duhovnost' cheloveka: pedagogika razvitiya: uchebnoe posobie. Minsk, 2006.

6. D'yachkova M.A. Ponyatie cennost' i duhovno-nravstvennye cennosti v pedagogike. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. Novosibirsk, 2004; № 4: 141 - 148.

7. Malahov V.A. Filosofiya i vremya: vektor soprotivleniya. Voprosy filosofii. 2011; № 1: 49 - 59.

Статья поступила в редакцию 08.02.20

УДК 378+514.18

Ten M.G., senior teacher, Novosibirsk State University of Civil Engineering (Novosibirsk, Russia), E-mail: manana2008@gmail.com Maksimova S.V., senior teacher, Novosibirsk State University of Civil Engineering (Novosibirsk, Russia), E-mail: svima@ngs.ru Subbotina I.V., senior teacher, Novosibirsk State University of Civil Engineering (Novosibirsk, Russia), E-mail: is28@ngs.ru

INNOVATIVE APPROACHES FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS AT A TECHNICAL UNIVERSITY UNDER CONDITIONS OF MODERNIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION. The article solves a problem of teaching engineering and computer graphics in the first year of a technical university in the context of the intensification of the educational process. An innovative approach to the development of professional competencies of first-year students in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.