Научная статья на тему 'Педагогическая система подготовки будущих квалифицированных рабочих по обработке металлов'

Педагогическая система подготовки будущих квалифицированных рабочих по обработке металлов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
34
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вайнтрауб М. А.

В статье обосновано, что процесс подготовки будущих квалифицированных рабочих по металлообработке в профессиональном техническом учебном заведении (ПТУ) будет более результативным, если в его учебно-производственный и воспитательный процесс внедрить педагогическую систему: теоретические основы которой будут базироваться на компетентностном, интегрированном и развивающем обучениях, с выделением критериев и соответствующих показателей компетентности будущего квалифицированного рабочего и педагога металлообрабатывающего направления с включением содержания и структуры их подготовки, принципов построения модели учебно-производственного и воспитательного процесса ПТУ металлообрабатывающего направления, определением факторов и системы индексов, влияющих на результативность подготовки будущих квалифицированных рабочих по металлообработке в ПТУ; практическая реализация которой будет базироваться на разработанной модели подготовки будущего квалифицированного рабочего по обработке металлов, результатом которой является формирование готовности и способностей обучаемого к профессиональной деятельности, которые определены соответствующими уровнями знаний; организация которой будет основана на инновационных подходах для обеспечения формирования творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вайнтрауб М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система подготовки будущих квалифицированных рабочих по обработке металлов»

учащимся проявлять свою самостоятельность в управлении своей учебной деятельностью.

Список литературы:

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.

2. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. -СПб.: Евразия, 1997. - С. 182.

3. Носачева Е.В. Основы развития профессиональной автономии будущего преподавателя иностранных языков как субъекта учебной деятельности // Педагогика. - С. 37-47.

4. Педагогическое консультирование: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, С.Н. Горычева и др. - М., 2006. - 320 с.

5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.

6. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю.А. Кудрявцев. -М.: Педагогическое общество России, 2001. - 102 с.

7. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под.ред. В.А. Сластё-нина. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

8. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб.пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 527 с.

9. Maslov A. Motivation and personality. - 3-rd еd. - New York, 1992.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ПО ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛОВ

© Вайнтрауб М.А.*

Институт профессионально-технического образования НАПН Украины,

Украина, г. Киев

В статье обосновано, что процесс подготовки будущих квалифицированных рабочих по металлообработке в профессиональном техническом учебном заведении (ПТУ) будет более результативным, если в его

* Докторант.

учебно-производственный и воспитательный процесс внедрить педагогическую систему: теоретические основы которой будут базироваться на компетентностном, интегрированном и развивающем обучениях, с выделением критериев и соответствующих показателей компетентности будущего квалифицированного рабочего и педагога металлообрабатывающего направления с включением содержания и структуры их подготовки, принципов построения модели учебно-производственного и воспитательного процесса ПТУ металлообрабатывающего направления, определением факторов и системы индексов, влияющих на результативность подготовки будущих квалифицированных рабочих по металлообработке в ПТУ; практическая реализация которой будет базироваться на разработанной модели подготовки будущего квалифицированного рабочего по обработке металлов, результатом которой является формирование готовности и способностей обучаемого к профессиональной деятельности, которые определены соответствующими уровнями знаний; организация которой будет основана на инновационных подходах для обеспечения формирования творческой личности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что запланированные изменения в системе профессионально-технического образования при подготовке квалифицированных рабочих по металлообработке не смогут достигнутыми без существенного изменения подготовки в ПТУ [1]. Над проблемой учебно-производственной и воспитательной работы в ПТУ работали В.И. Байденко, Оскассон, Н.Г. Ничкало, А. Радкевич, Л.Б. Лукьянова, С.А. Никитчина и многие другие ученые. Основная идея этих исследований - формирование современной личности будущего специалиста. Ком-петентностям, в том числе ключевым, которыми должны обладать современные квалифицированные рабочие, уделяли внимание В.И. Байденко, Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман, В.А. Болотов, А.К. Маркова, И.А. Зимняя [2, 3] и многие другие. Наиболее универсальными, ключевыми являются компетентности, которых требует современная жизнь. Они конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждого уровня обучения. Однако недостаточно изученными в этих исследованиях остались вопросы, связанные с внедрением новых принципов построения модели учебно-производственного и воспитательного процесса ПТУ металлообрабатывающего направления, определением факторов и системы индексов, влияющих на результативность подготовки будущих квалифицированных рабочих по металлообработке в ПТУ, а также экспериментальных проверок новых современных педагогических технологий по более результативной подготовке будущих рабочих. Поэтому актуальной является задача обосновать и определить новые педагогические технологии по более результативной подготовке квалифицированных рабочих по металлообработке, проанализировать опытно-экспериментальную проверку этой подготовки учащихся ПТУ к их профессиональной деятельности за этими факторами.

Целью статьи является определение новой педагогической системы по подготовке будущих квалифицированных рабочих по обработке металлов, исследование различных критериев, показателей и уровней формирования профессиональной компетентности будущих квалифицированных рабочих по обработке металлов и их экспериментальная проверка.

Основная часть. Были определены факторы, влияющие на результативность подготовки будущих квалифицированных рабочих по металлообработке в ПТУ и система индексов подготовки будущих квалифицированных рабочих в ПТУ металлообрабатывающего направления [6]; определены пути реализации в ПТУ по формированию готовности и способностей учащихся к профессиональной деятельности будущего квалифицированного рабочего по обработке металлов: внедрением в учебно-производственный и воспитательный процесс ПТУ системы интегрированного развивающего обучения (ИРО), усовершенствованием содержания учебного материала в теории и практике производственного обучения [6]. Получили дальнейшее развитие основные направления реализации компетентностного и личностно-развивающего подхода к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих по обработке металлов, уточнено понятие ИРО, создания основы для повышения мотивации и лучшего понимания учебного материала с учетом межпредметных связей с определением уровней знаний учащихся. - Усовершенствованная система организации процесса обучения, которая вместе с внедренной системой ИРО способствует получению приобретенной профессии или интегрированной профессии. Разработана система индексов развития ПТУ, которая предоставляет возможности повысить результативность его учебно-производственного и воспитательного процесса или вовремя скорректировать его. Определена необходимость использования теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), теории тонкого касания (ТОНТОР) и других развивающих курсов в течение всего учебно-производственного и воспитательного процесса при преподавании общеобразовательных и специальных курсов в ПТУ металлообрабатывающего профиля, которая активизирует и развивает культуру мышления, изобретательность и творческое мышление [7]. Автором установлено, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Вот почему, основы ТРИЗ предложено преподавать отдельными опорными фрагментами на протяжении всего учебно-производственного и воспитательного процесса ПТУ. Определены условия повышения результативности подготовки учащихся к профессиональной деятельности, главными из которых являются: непрерывная систематическая творческая изобретательская деятельность в течение всего периода обучения, которая непременно приведет к устойчивой мотивации в творческом труде, интереса к выбранной профессии. Связь изобретательской и рационализаторской работы с производством при изложении основ экономики и финансовой экономики является направлением совершенствования профессии, стимулом к творческому труду.

Монографии и пособия [8-11] способствуют лучшему овладеванию профессиональной деятельности будущего компетентного квалифицированного рабочего, глубокому усвоению политехнических знаний, обновлению содержания учебного материала, связанном с новейшими технологиями новых средств контроля процессов металлообработки. В авторских монографиях [8-11] разработана педагогическая модель сформированное™ готовности и способностей учащихся по обработке металлов к профессиональной деятельности, система ИРО, методика оценки контроля знаний с включением межпредметных связей, методика эффективности экономического развития ПТУ, которая предоставляет возможность прогнозировать и корректировать эффективность деятельности ПТУ металлообрабатывающего направления.

Во время эксперимента осуществлялась проверка созданной внедренной педагогической системы, теоретические основы которой базируются на ком-петентностном, интегрированно-развивающем обучении, следствием которой является формирование готовности и способностей учащихся к профессиональной деятельности, которые определены соответствующими уровнями знаний. При проведении анализа подготовки будущих квалифицированных рабочих в ПТУ в Украине и за рубежом выявлены основные проблемы, требующие научного решения, обоснованны теоретические и методические основы по более результативной подготовке в ПТУ будущих квалифицированных рабочих, связанных с обработкой металлов. Основными теоретическими и методическими основами подготовки будущих квалифицированных рабочих (БКР) металлообрабатывающего направления нами определены следующие: организационно-педагогические условия: с включением формирования мотивации к профессиональной деятельности; интеграции содержания общеобразовательных, профессиональных и специальных дисциплин, внедрение современных систем политехнических знаний и современных технологий, в частности контрольно-измерительных систем в теорию и практику обучения, внедрение содержательного материала по развитию профессиональных и ключевых компетентностей будущего квалифицированного рабочего по обработке металлов в ПТУ, совершенствование организации учебно-производственного и воспитательного процесса ПТУ, в т.ч. системы оценки и коррекции уровня профессиональной подготовки; внедрение системы интегрированного развивающего обучения в течение всего учебно-производственного и воспитательного процесса в ПТУ [5]; комплексное применение при решении различных задач традиционных и нетрадиционных методов, методик и технологий, в том числе теории изобретательства и тонкого касания, упражнений на оптимальность кинематики движения и других личностных и профессиональных показателей для формирования готовности и способностей учащихся к профессиональной деятельности БКР по обработке металлов [5-11].

Теоретические и методологические основы исследования позволили определить ведущую его идею, обосновать внедренную педагогическую

систему, выбрать конкретные оптимальные методы и средства его проведения, провести оценки измерений, проанализировать полученные экспериментальные результаты и установить их адекватность, надежность и достоверность. По соответствующей программе исследования изучалось состояние подготовки будущих квалифицированных рабочих в ПТУ у нас в стране и за рубежом, определялись основные проблемы подготовки будущих рабочих по обработке металлов и возможные перспективы ее развития.

Анализ литературы, диссертационных исследований по подготовке будущих квалифицированных рабочих (БКР) к профессиональной деятельности (ПД) в ПТУ показал, что существующая подготовка недостаточно формирует у учащихся профессиональную компетентность и не способствует формированию у них надлежащей готовности и различных способностей, пригодных к ПД в будущем. Вследствие этого возникла научная педагогическая проблема, связанная с обоснованием теоретических и методических основ профессиональной подготовки БКР к ПД на основе применения ком-петентностного подхода, современных технологий и производства, интегрированного, личностно-деятельного и других современных тенденций обучения в подготовке БКР по обработке металлов. Главная цель экспериментальной работы заключалась в проверке научной гипотезы о педагогической целесообразности формирования профессиональной компетентности при подготовке БКР по металлообработке в ПТУ с помощью педагогической системы, ее теоретических и методических основ с включением разработанного интегрированного развивающего обучения и новейших технологий [5-11]. В исследовании выдвинуто предположение, о том, что формирование профессиональной компетентности у БКР по металлообработке в ПТУ будет более результативным, если: реализовать компетентностный, системный, личност-но-ориентированный и интегрированные развивающие подходы, разработать и обосновать теоретические и методические основы по подготовке учащихся к ПД, смоделировать процесс формирования готовности и способностей учащихся к ПД и реализовать его в педагогической практике. Актуальность проведенного исследования определялась: потребностями рынка труда в профессионально-компетентных станочниках широкого профиля и других квалифицированных рабочих по металлообработке; повышением требований к качеству профессиональной подготовки БКР в ПТУ, необходимостью разработки и научного обоснования результативной педагогической системы по формированию профессиональной компетентности у БКР по металлообработке. Экспериментальное исследование на примере профессии станочника широкого профиля имело целью: диагностировать современное состояние учащихся, выбравших эту профессию; проверить влияние теоретических и методических основ разработанной педагогической системы по подготовке учащихся ПТУ к ПД; выявить готовность и способности у учащихся ПТУ к получению профессии «станочник широкого профиля» с помощью разра-

ботанных критериев, показателей и уровней формирования профессиональной компетентности; подобрать и адаптировать методики определения уровней формирования профессиональной компетентности у будущих станочников широкого профиля (контрольных и экспериментальных групп) на начальном и конечном этапах исследования; по экспериментальным данным проверить результативность внедрения теоретических и методических основ при подготовке будущих станочников широкого профиля к профессиональной деятельности. Апробация предложенных теоретических и методических основ подготовки учащихся в ПТУ была направлена на формирование их готовности и способности к ПД благодаря формированию у них профессиональной и входящей в нее ключевой компетентности.

Уровень формирования профессиональной компетентности, как инте-гративного качества будущих станочников широкого профиля, было определено по четырем разработанными в исследовании критериям: ценностно-мотивационном, когнитивно-деятельном, индивидуально-психологическом и субъектном [4]. Мониторинг аналiзу результапв щодо визначення рiвнiв сформованосп професшно! компетентносп у майбутшх верстатнишв широкого профшю вщображено на рис. 1. Дат пстограми свщчать про те, що тсля завершення дослщження зросла юльюсть учшв експериментальних груп з, середшм, вище середнього та високим рiвнем сформованостi професшно! компетентноеи i знизилась к1льк1сть учнiв з низьким рiвнем.

ш

Рис. 1. Мониторинг рiвнiв сформованосп профеайно! компетентностi у майбутнiх верстатник1в широкого профiлю в ПТНЗ на формувальному етапi екперименту

Н

С

ВС

В

* * *

В статье обосновано, что процесс подготовки будущих квалифицированных рабочих по металлообработке в профессиональном техническом учебном заведении будет более результативным, если в его учебно-производственный и воспитательный процесс внедрить педагогическую систему: теоретические основы которой будут базироваться на компетентностном, интегрированном и развивающем обучениях, с выделением критериев и соответствующих показателей компетентности будущего квалифицированного

рабочего и педагога металлообрабатывающего направления с включением содержания и структуры их подготовки, принципов построения модели учебно-производственного и воспитательного процесса ПТУ металлообрабатывающего направления, определением факторов и системы индексов, влияющих на результативность подготовки будущих квалифицированных рабочих по металлообработке в ПТУ; практическая реализация которой будет базироваться на разработанной модели подготовки будущего квалифицированного рабочего по обработке металлов, результатом которой является формирование готовности и способностей обучаемого к профессиональной деятельности, которые определены соответствующими уровнями знаний; организация которой будет основана на инновационных подходах для обеспечения формирования творческой личности.

Список литературы:

1. Вайнтрауб М.А. Методичт тдходи до структурування компетентно-стей сучасного майбутнього кватфшэваного робiтника з металообробки в ПТНЗ / М.А. Вайнтрауб // Наук.-метод. зб. Новi технологи навчання. - Кшв.,

2011. - Вип. 70. - С. 105-113.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентносного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Зимняя И.А. Компетентностный поход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический поход) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. -С. 21-26.

4. Вайнтрауб М.А. Створення моделi навчально-виробничого та вихов-ного процесу при шдготовщ майбутнього квалiфiкованого робиника з об-робки металу в ПТНЗ до профеайно! дiяльностi / М.А. Вайнтрауб // Науковi записки: [збiрник наукових статей] / МОН молодьспорт Укра1ни, Нац.пед. ун-т iменi М.П. Драгоманова. - К.: Вид-во НПУ iменi М.П. Драгоманова,

2012. - Вип. С (100). - С. 41-49.

5. Вайнтрауб М.А. Результатившсть тдготовки майбутшх квалiфiкова-них робiтникiв з металообробки щд час експерименту у ПТНЗ / М.А. Вайнтрауб // Науковий вюник Нацiонального утверситету бiоресурсiв i природо-користування Укра1ни / Серiя «Педагопка. Психологiя. Фiлософiя / Редкол.: Д.О. Мельничук (вадп. ред.) та iн. - К., 2012. - Вип. 175, Ч. 2. - С. 188-198.

6. Вайнтрауб М.А. 1нтегроване розвивальне навчання у професшнш школi: Монографiя / М.А. Вайнтрауб. - К.: Т. Клочко, 2009. - 179 с.

7. Вайнтрауб М.А. 1нновацшт тдходи до реалiзацil моделi сучасного педагопчного процесу при пiдготовцi майбутнiх квалiфiкованих робiтникiв в ПТНЗ / М.А. Вайнтрауб // Вюник Черкаського Утверситету: Наукове ви-дання Серiя Педагопчш науки, /Черкаський нацiональний унiверситет iменi Богдана Хмельницького. - Черкаси, 2011. - Вип. 203,Ч. 1. - С. 152.

8. Вайнтрауб М.А. Ввдчутники контрольно-вимiрювальних систем: мо-нографiя / Г.С.Тимчик, В.1.Скицюк, Т.Р. Клочко - К.: НТУУ «КП1», 2008. -240 с.

9. Вайнтрауб М.А. Чутники електромагiнiтного випромшювання для бiотехнiчних дослвджень / Г.С.Тимчик, В.1.Скицюк, Т.Р. Клочко - К.: МП Леся, 2004. - 64 с.

10. Вайнтрауб М.А.Фиичт засади технологи ТОНТОР: монографiя / Г.С. Тимчик, В.1. Скицюк, Т.Р. Клочко - К.: НТУУ «КП1», 2010. - 352 с.

11. Вайнтрауб М.А. Засоби контролю процеав механообробки надточ-них деталей: монографiя / Г.С. Тимчик, В.1. Скицюк та ш - К.: НТУУ «КП1», 2011. - 516 с.: ш.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

© Васильев В.В.*

Институт зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск

В данном докладе приводятся и описываются способы и формы организации учебного процесса на примере проектов научного литературного кружка «Мир зарубежной литературы». Данные примеры показывают, как можно, с помощью информационно-технических средств привлечь интерес обучающихся к изучению зарубежной литературы и литературы в целом.

Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно, и порождала такое разнообразие подходов к изучению материала, как информатизация и компьютеризация общества. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека.

Развитие новых технологий передачи знаний и информации влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в методах обучения. Быстрое развитие компьютерных телекоммуникационных и информационных систем, средств мультимедиа также привело к появлению новых педагогических технологий [3].

Как само собой разумеющееся, все эти информационно-технические средства закрепились в процессе учебной деятельности в нашем институте.

* Студент кафедры Перевода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.