РАЗДЕЛ VII
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 74.00
К. И. Султанбаева
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НИКОЛАЯ ФЕДОРОВИЧА КАГАНОВА
В условиях больших научно-культурных открытий нового тысячелетия по-новому оцениваются прошлые исторические события, заново переосмысливаются известные факты, открываются новые имена ученых. Имя выдающегося востоковеда, тюрколога Николая Федоровича Катанова (19.05.1862-10.03.1922) широко известно, прежде всего, специалистам -лингвистам, тюркологам, фольклористам и этнографам благодаря его вкладу в эти научные области в Х1Х-ХХ столетиях. Вместе с тем, его педагогические взгляды, педагогическая система практически неизвестны современникам, за исключением отдельных эпизодов, представленных в книге И. Ф. Коковой «Н. Ф. Катанов» (Абакан, 1993). Необходимо возвращение имени Н. Ф. Катанова в историю науки как исследователя тюркских языков и их культур, как педагога, общественного деятеля - просветителя, занимавшего достойное место не только среди казанских, но российских и мировых ученых - ориенталистов в конце XIX - начале XX в. Обратимся к его научно-педагогической, общественно-просветительской деятельности в качестве профессора Казанского университета в период с 1894 по 1922 гг. и представим его как педагога, народного просветителя, сыгравшег о немаловажную роль в образовании Казанского округа и повлиявшего на судьбы многих ученых - представителей национальной интеллигенции дореволюционной Татарии, Чувашии, Башкирии и Сибири.
Время прибытия Н. Ф. Катанова в Казанский университет совпало с периодом упадка востоковедения в Казани. В архиве историко-филологичее-кого факультета Казанского университета имеются документы за подписью ректора К, Ворошилова о том, что «12 сего января явился ко мне назначенный Г. Министром Народного Просвещения преподавателем вое точных языков в Казанский Университет, кандидат С-Петербургского Университета Николай Федорович Катанов» [4, л. 2]. Появление Н. Ф. Катанова в качестве преподавателя турецко-татарского наречия в дальнейшем, как показала история, явилось знаменательным событием для Казани.
Для целостного освещения педагогической деятельности ученого предлагается рассматривать общественно-педагогическую и преподавательскую деятельность Н. Ф. Катанова в соответствии с авторской периодизацией. В основу подобной периодизации положена мысль о взаимосвязи и взаи-
мозависимости конкретно-исторических и социально-экономических событий с судьбой отдельной личности. Поворотные моменты в судьбе ученого отражают общественные, социально-кулыурные изменения ближайшего окружения. Соответственно даны три периода научно-педагогической, общественной и просветительской деятельности Я. Ф. Катанова.
Первый период охватывает 1894-1906 (1907) гг. Этот период можно обозначить как время становления и поиска собственного «почерка» педагогической деятельности, обусловленного прежде всего наличием солидных знаний в области востоковедения, полученных не только теоретическим путем в С-Петербургском университете, но и в результате многолетней лингвистической и этнографической экспедиции в Сибирь, Китай и Восточный Туркестан (1889-1892). Фундаментальные научные знания по востоковедению существенно определили его педагогическую систему впоследствии.
Второй период приходится на 1906(1907)—1917 гг. Этот период жизнедеятельности ученого характеризуется расширением видов и направлений научной, творческой и общественно-педагогической деятельности. В это время сильное влияние на общественные настроения и самочувствие казанской профессуры, в том числе Н. Ф. Катанова, оказали события буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. Оказавшись в числе профессоров — «академистов», несмотря на бурные волнения студентов университета, Катанов среди других немногочисленных преподавателей продолжил занятия. Приобретя большой авторитет как знаток турецко-татарских наречий, музейного дела и нумизматики, также как редактор, разработчик методических трудов по татарским наречиям среди российских и зарубежных востоковедов, Н. Ф. Катанов, тем не менее, работал в должности экстраординарного профессора, не имея специализированной кафедры в Казанском университете. Неоднократные попытки ученого повысить статус востоковедческих кафедр в университете были безрезультатны.
Третий период - осень 1917-1922 гг. Этот период отражает активное восстановление организаторской, преподавательской деятельности Н. Ф. Катанова в послереволюционное время до самой его кончины 10.03.1922 г.
Рассмотрим педагогические идеи и практическую систему ученого в соответствии с данной периодизацией. Началом профессиональной педагогической деятельности ученого считается время чтения первой лекции в Казанском университете 29.01.1894 г. История сохранила текст первой обзорной лекции начинающего преподавателя «Этнографический обзор турецко-татарских племен», при чтении которого нельзя не обратить внимания на насыщенность содержания лекции, на полноту списка доступных для изучения источников, где они изложены в четкой системе с дополнительными пояснениями в отдельных случаях. Лекция показала научную, теоретическую подготовленность, также осведомленность лектора в рассмат-
риваемой сфере. Кроме того, состояние тюркологии в тот период, когда Ка-танов начинал свою преподавательскую деятельность, и его личное отношение к ней определены в конце лекции: «Недостаток в солидных исследованиях на русском языке зависел не оттого, чтобы русские ученые не интересовались тюркологией вовсе, чтобы материал был за тридевять земель, а оттого, что до сих пор среди самих русских не было, так сказать, постоянных рабочих рук: русские занимались тюркологией не специально, а только мимоходом» [1, с. 39]. Очевидно, что с начала своей педагогической деятельности Н. Ф. Катанов руководствуется идеей научности в изучении тюркологии, затем - идеей специального изучения тюркских народов в комплексе, доказывая необходимость специальной подготовки к исследовательской деятельности людей из числа российских ученых, так как в этот период среди тюркологов преобладали западные исследователи. Более того, в Казанском университете к этому времени востоковедение как самостоятельная наука практически перестала развиваться.
В первый учебный 1894-1895 г. II. Ф. Катанов ведет несколько предметов турецко-татарского языка: грамматику казанско-татарского языка (диалекта); чтение легких текстов; обозрение турецко-татарских племен (древние и новые государства тюрков, быт тюркских племен и сказания иностранцев о тюрках); историю турецко-татарской литературы (османская, джа-гатайская и общетюркская литература) и сравнительную грамматику тюркских наречий. В следующем учебном году с разрешения Министра народного просвещения он читает курсы арабского и персидского языков, также ведет спецкурс «Надписи на монетах Золотой Орды и надгробных памятниках Казанского и Булгарского ханств», курсы казахского, киргизского, алтайского наречий и др. [1, с. 39]. Особенностью педагогической деятельности начинающего преподавателя являлось привлечение и применение комплекса археологических, исторических, этнографических и фольклорных сведений, добытых не только из литературных источников, но и во время своих путешествий «из первых рук».
В отличие от современных методов преподавания, доцент или профессор российского университета имел лекционную нагрузку не более 4 часов еженедельно, отдавая значительную часть рабочего времени научно-исследовательской деятельности и просветительской работе в различных общественных организациях или обществах. Значимость каждого преподавателя высшей школы определялась его научно - теоретической, методологической подготовкой, реальным личностным вкладом и приверженностью к сложившимся научным традициям. В начале педагогической деятельности Н. Ф. Катанов в преподавании тюркских языков придерживался научной школы своего учителя В. В. Радлова, который давал «наглядные и правильные образцы того, как должен быть по-настоящему изучаем язык и сам по себе и в сравнении с другими ему родственными» [2, с. 55]. Чтение лекций экстраординарными (внештатными) доцентами и профессорами предпо-
лагало добровольное посещение студентами занятий. Отсюда, лектор должен был не просто знать содержание нескольких родственных предметов, но в совершенстве владеть методикой преподавания и педагогическим мастерством для того, чтобы заинтересовать слушателей с различным уровнем мотивации и подготовленности.
История сохранила несколько свидетельств о методике преподавания Н. Ф. Катанова. Их описание дано в нескольких архивных источниках [5; 6; 7], также в изданных воспоминаниях. Из воспоминаний Н. А. Васильева: «Мой отец и Н. Ф. Катанов были последовательными учениками и проводниками гуманных принципов системы преподавания Н. И. Ильминского... Бережно относиться к национальным особенностям народа - ставили в основу просвещения ильминовцы...» [2, с. 105]. Далее, в рассказе приведены размышления Васильева о методах работы разных лекторов, в совершенстве овладевших ораторским искусством, в том числе, Н. Ф. Катанова. «Лекции Н. Ф. Катанова посещались незначительным количеством востоковедов - тюркологов. На первом курсе я услышал от товарищей-юристов Кожевникова и Ивановского о том, что они решили бывать на лекциях Н. Ф. Катанова; они признались, что, случайно попав на его часы, они просидели в его малолюдной аудитории с живейшим интересом. Их поразила простота, глубина изложения и ясность мысли по каждой теме, в передаче Николая Федоровича. Он не смущался и вопросами слушателей. Легко пользуясь лексическим материалом из обыденной жизни, он приводил примеры словарных параллелей, и действительно выяснялась культура слова, величайшего фактора человеческой жизни от санскритских корней до народных речений Подмосковья» [2, с. 109].
Лекции читались Катановым в небольшой аудитории, где стояли собранные ученым глыбы камней с арабскими письменами. «Лекции Николая Федоровича всегда были просты, без вычурных фраз, без концовок и “заключительных аккордов”, чему не чужды были даже такие лекторы, как профессора Флавицкий, Фирсов и другие» [там же]. Интересным свидетельством и характеристикой педагогической деятельности востоковеда является другое воспоминание Н. В. Чехова, товарища по университету, со ссылкой на самого ученого. Николай Федорович «обращался к студентам и спрашивал: “Вы русские?”. Получив утвердительный ответ, говорил: “Значит, вы уже знаете 25 татарских слов”. Для примера беру какое-нибудь татарское слово, вошедшее в русский язык, например - “башлык”, и начинаю его анализировать, говоря “баш” - голова, а суффикс “лык” обозначает предмет, в который что-нибудь вкладывается» [1, с. 40]. Очевидно, что таким подходом (методом) мог пользоваться человек, компетентный в нескольких языках, как живых, так и мертвых. На подобных примерах формировался не только исследовательский интерес, но, полагаем, развивалось еще и языковое чутье слушателей. Кроме того, доказывались этимологически общие языковые корни. Можно резюмировать, что ведущим методом Катанова в преподавании
турецко-татарских языков был аналитический на основе сравнительно-сопоставительного привлечения лексического материала из одной группы языков. Важнейшими дидактическими принципами его преподавательской деятельности являлись:
- принцип синтеза и анализа лингвистической единицы для доступности понимания и усвоения;
- принцип опоры на родной язык слушателя;
- принцип развития языкового чутья обучаемого;
- принцип обучения на доступных, живых примерах из жизни;
- принцип уважения к носителям языка и веры в положительный результат;
- принцип интеграции материала из родственных областей знания. Как великолепный знаток музейного дела он применял на занятиях музейные экспонаты. В каждом описанном ученым музейном экспонате присутствует полное, подробное описание с убедительным заключением-резюме о его принадлежности к той или иной культуре. Вне культурного контекста им не рассматривалось ни одно явление языка, быта, науки и культуры. Несомненно, культурное наполнение содержания его лекций привлекало слушателей. Иначе говоря, он руководствовался также принципом культурного обогащения слушателей в процессе преподавания.
Таким образом, можно утверждать, что на первом этапе своей педагогической деятельности Н. Ф. Катанов как выпускник отечественной школы востоковедения заявил о себе как специалист своего дела, знаток предметов востоковедения, обладающий современной методологической культурой и владеющий передовыми для своего времени методами, приемами трансляции знаний.
Будучи студентом С-Петербургского университета Н. Ф, Катанов четко осознал характер образовательной политики царского правительства в отношении нерусских народов России. Прежде всего, данная политика поддерживала сословный, элитарный характер высшей школы. В целом общее и высшее образование 60-90-х гг. XIX в. в России представляло собой недемократическую систему Представителям трудящихся «инородцев» мечтать о высшем образовании не приходилось, за исключением отдельных случаев. Н. Ф. Катанов как представитель «гущи народной» и представитель «минусинских татар» (совр. - хакасов) добивался признания лишь упорным трудом, силой ума и характера. По прибытии в Казань у него уже имелись навыки педагогической деятельности в качестве учителя-репетитора детей богатых господ. В архивах имеется краткое упоминание полицейского управления о том, что он проживал в С-Петербурге на собственные заработанные частными уроками средства.
Если целостно представить педагогические взгляды ученого, следует сказать о гуманистической их направленности. При этом необходимо принимать во внимание общие исторические, социокультурные тенденции эпо-
хи, когда жил и трудился Николай Федорович. Взращенный на миссионерских идеях просвещения, он постепенно определил собственную точку зрения на народное образование и просвещение. Во-первых, он считал, что в народном образовании фундаментальной основой является опора на культуру и язык самого народа. Далее, успех педагогического процесса обеспечивается привлечением самого интересного, содержательно богатого материала. В-третьих, Н. Ф. Катанов придерживался интегрированного подхода в обучении студентов. Опора на межнаучные (интегрированные) знания обнаруживается в материалах его лекций, дневниковых записях, выступлениях и докладах. Кроме того, педагогическое мастерство преподавателя выражалось в методах обучения и способах общения. Сам ученый как преподаватель великолепно владел основами ораторского искусства, добиваясь нужного результата силой убеждения, четкостью, логичностью изложения.
Специальных педагогических трудов ученого обнаружить удалось немного. Вероятно, библиотека ученого, в настоящее время являющаяся собственностью Стамбульского университета (около 9 тысяч томов), содержит его педагогические труды. К педагогическим трудам ученого следует отнести, прежде всего, учебники на русском, татарском, казахском и других языках, также словари в соавторстве с предисловием, комментариями Н. Ф. Каганова. В его письмах нашли отражение педагогические взгляды, методические рекомендации ученого. Прогрессивные идеи содержатся в дневниках путешествий, несмотря на лаконичность записей. Одной из важных задач этнографической экспедиции Катанов считал изучение постановки образования в национальных окраинах России и Китае. Это направление, наряду с лингвистическими материалами, нашло отражение в сохранившихся дневниках и его письмах. Непосредственное изучение жизни и быта, языков тюркских народов ясно показывало отсталость и практическое отсутствие системы образования в отдаленных уголках государства. Таким образом, вопрос о просвещении и образовании инородцев России, занимавший умы передовой российской интеллигенции Х1Х-ХХ вв. не просто ставился Н. Ф. Кагановым, а рассматривался им как вопрос выживания нерусских народов российской империи. В особенности остро ставился он Н. Ф. Кагановым в отношении сибирских народов. Как выходец из народа Н. Ф. Катанов глубоко понимал и осознавал роль школы и просвещения в развитий коренных народов. Предположительно, еще до Казани обозначились его педагогические взгляды на просвещение «инородцев», получившие дальнейшее развитие в процессе преподавания в университете, затем в Духовной академии и во вновь созданных Советской властью образовательных учреждениях.
7 декабря 1903 г. Н, Ф. Катанов блестяще защитил магистерскую диссертацию в С-Петербургском университете на тему «Опыт исследования урянхайского языка». Вму была присвоена степень магистра турецко-татарской
словесности. Отзывы в газетах «Новое время», «С.Петербургские ведомости» «Казанский телеграф» показали интерес научной общественности к защите. Так, в «Казанском телеграфе» от II декабря 1903 г. сказано: «II. Ф. Катанов в среде инородцев г. Казани пользуется не только популярностью, но и общим уважением; не менее лестное расположение к себе он снискал и в среде профессоров университета и всего образованного казанского общества» [5, л. 4]. Известность И. Ф. Катановым была заслужена не только благодаря научным трудам, но и его человеческим нравственным качествам как гражданина, готового помочь любому, кто обращался к нему. Он обладал даром увлекающего рассказчика, тонким чувством юмора и доброжелательностью к собеседнику, независимо от его сана и происхождения.
Об интересе ученого к проблемам педагогики разных народов свидетельствует его личная библиотека, частично сохранившаяся в Национальном архиве Татарии. Так, в фонде 969, описи 2. числятся до 74 наименований книг по педагогике разных авторов: Ахмерова, Агеева, Госмани, Богородицкого, Покровского и т. д. Имеются книги для чтения детям, буквари, географии и т. д. Отдельно выделены учебники арифметики - 13 единиц различных авторов. Представлены материалы научных конференций, посвященные проблемам разработки орфографии и алфавита татарского языка. Педагогическая деятельность Катанова в первую очередь была связана с вопросами инородческого образования. Следует заметить, что он никогда не стремился рассматривать проблемы лингвистики и обучения языкам изолированно от общей культуры и истории, также этнических традиций народа. Свидетельством тому является проект возрождения востоковедения, представленный Николаем Федоровичем в Совет историко-филологического факультета 30 ноября 1905 г. Удивительным является сам факт проявления заботы о востоковедении в самый активный период развития революционных волнений. Так, Катанов предлагал усилить восточное отделение общегуманитарными дисциплинами, систематизированными в 4 группы. В группу А он предлагал отнести «предметы лингвистические, в группу Б - предметы историко-этнографические, В — литература и искусство Востока и Г - история религий Востока» [6, л. 135]. Как видно из проекта, Николай Федорович хорошо представлял себе общую структуру и логику востоковедения как науки. В результате долгих размышлений и практического опыта им выстроена собственная система изучения востоковедения. В отношении просвещения нерусских народов России взгляды ученого согласуются с гуманистическими идеями российских просветителей и представителей рождающейся нерусской интеллигенции.
Таким образом, в народном образовании инородцев Н. Ф. Катанов стоял на прогрессивных для своего времени позициях - обучение детей нерусских народов следует проводить на родном языке, на основе родного языка и русской графики, разработанной Н. И. Ильминским. Особенно острая борьба развернулась между сторонниками русификации и исламизации нерус-
ских народов России. Сторонники исламизации отстаивали использование арабской графики при составлении букварей и учебников в медресе и мек-тсбах, что предполагало насаждение и механическое заучивание сур Корана и минимальное обеспечение учащихся светским образованием. По существу это означало отставание от европейского образования. Одним словом, мусульманская часть инородческих народов оказалась в сложной ситуации. Анализ разных источников позволяет заключить, что Катанов был сторонником сближения с передовой европейской культурой и вместе с тем он был самым серьезным образом озабочен доступностью образования для инородцев, простых трудящихся.
Сущность педагогической системы Н. Ф. Катанова можно выразить следующим образом. Целью педагогической деятельности ученого как настоящего интеллигента является просвещение народа на основе знания родного языка. Язык рассматривался им как главный источник образования и развития культуры народа. Все языки народов одной группы близки, имеют общие структурные компоненты, овладение ими в процессе обучения имеет практическое значение. Овладение языком родственных народностей означает приобщение к культуре этого народа. Это он доказывал на личном примере, владея в общей сложности 114 языками и диалектами. Влияние Н. Ф. Катанова на инородческое образование в Казанском крае было огромным, поскольку он как специалист с энциклопедическими знаниями рецензировал и переводил сочинения местных авторов, продвигал их работы в печать, редактировал статьи начинающих исследователей, в переписке с учеными - востоковедами Европы и России обменивался информацией, являясь своеобразным связующим звеном. Педагогическая система
Н. Ф. Катанова строилась на научно проверенных истинах, принципах доступности и учета родного языка обучающегося. Он всемерно доказывал необходимость всеобщего народного просвещения, особенно нерусской части населения России, так как именно эта часть населения составляла львиную долю неграмотных граждан, испытывая на себе двойной гнет.
В преподавательской деятельности ученого очевидна большая забота об учебно-методическом оснащении читаемых курсов, специально для студентов им были разработаны краткий словарь татарско-русского языка, хрестоматия и словарик по диалектам татарского корня и другие педагогические труды. Ученый сочетал огромную общественно-просветительскую и преподавательскую деятельность в качестве профессора Казанского университета и Казанской духовной академии. Он состоял членом 22 общественных организаций и обществ, удовлетворяя свои научные и творческие интересы в разных сферах. Как показали архивные материалы, эта сторона его общественно-просветительской деятельности нуждается в специальном изучении. Где бы он ни трудился, занимая различные должности и посты, не оставлял забот о просветительстве. Известно, что обычное общение ученого с простыми людьми из «народа» естественным образом превращалось в
содержательную и познавательную беседу. Дальнейшее изучение научнотворческого, педагогического наследия Н. Ф. Катанова является самостоятельной задачей, сулящей открытие новых граней его незаурядной личности и богатого творчества.
Библиографический список
1. Кокова, И. Ф. Н. Ф. Катанов / И. Ф. Кокова, - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 128 с.
2. Катанов, Н. Ф. Материалы и сообщения. / Сост. Н. Г. Доможаков. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958. -214 с.
3. Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 969. «Н. Ф. Катанов - ординарный профессор сравнительного языкознания Казанского университета», Опись I. Д. 4.
4. Там же. Фонд 977. Опись Историко-филологический факультет. Д. 1590.
5. Там же. Д. 1928. Л. 4.
6. Там же. Д. 1949.Л.135.
7. Отдел рукописей и редких книг научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета. Фонд 7. Д. 9048.
УДК 37.012
И. В. Руденко
ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Для современной действительности характерен повышенный спрос на исторические знания. Смысл изучения и анализа опыта внешкольного воспитания дореволюционной России заключается в актуализации многих проблем педагогической теории и практики. Не с целью бездумного копирования реалий прошлого, а с точки зрения осмысления и творческого использования в современной практике детского движения вновь и вновь обращаемся к идеям педагогики 20-х гг. XX в.
В арсенале организаторов внешкольного воспитания того периода времени есть немало “забытых подсказок” поколению нынешнему. Одна из них связана, например, с идеей использования длительной игры при создании детского объединения различной направленности. ■
Воспитательную систему, построенную на методе длительной игры, впервые пытался разработать американский писатель Сетон-Томпсон. В 1901 г. в штате Коннектикут он стал инициатором детского природоохранного движения «Знатоков леса», которое объединило ребят на игровой основе. Воз-