Научная статья на тему 'Педагогическая система М. Монтессори'

Педагогическая система М. Монтессори Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2649
602
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МОНТЕССОРИ / МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ / МАТЕРИАЛЫ МОНТЕССОРИ / МОНТЕССОРИ-СРЕДА / MONTESSORI''S SYSTEM / MONTESSORI''S METHOD / MONTESSORI''S MATERIALS / MONTESSORI''S ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуторской Андрей Викторович

В статье рассказывается о педагогической системе М. Монтессори, которая построена на идеях свободного воспитания и родилась в результате живого наблюдения за детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational system of M. Montessori

The article is devoted to pedagogical system of M. Montessori, which is build on the ideas of free education; it appears as the result of alive monitoring of children.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система М. Монтессори»



Педагогическая система М. Монтессори

Андрей Викторович Хуторской,

доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека

• система Монтессори • методика Монтессори • материалы Монтессори • Монтессори-среда •

Мария Монтессори (1870-1952 гг.) — итальянский педагог, врач. Разработав эффективные методы развития слабоумных детей, она пришла к выводу, что эти методы применимы и к обычным здоровым детям. Система построена на идеях свободного воспитания и предназначена для детей от 3 до 9 лет.

В бытность врачом ей удавалось с помощью своеобразных заданий и применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, успешно влиять на развитие умственно отсталых детей. К моменту поступления в школу они по своему развитию превосходили обычных детей. Монтессори это так поразило, что она писала: «... что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?». Позднее Мария Монтессори перенесла свой метод на здоровых детей.

Система Монтессори родилась из живого наблюдения за детьми, их возрастными особенностями и потребностями.

Основные принципы системы Монтессори

• Игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.

• Индивидуальный подход к ребёнку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме.

• Создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребёнок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.

• Материалы Монтессори позволяют ребёнку самому увидеть и исправить свои ошибки.

• Роль педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребёнка.

В центре всей системы стоит ребёнок, вокруг него создаётся специальная среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде ребёнок упражняет свои физические функции, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ним и помогает ему, когда это требуется.

Активная роль педагога на занятиях отрицается, основной его метод — наблюдение. Преобладают методы автодидактики, когда ребёнок делает самостоятельные шаги в специально разработанной для обучения среде. Устройство дидактического материала таково, что позволяет ребёнку самому обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок развивает активность, задача приобретения знаний оказывается попутной. Ребёнок учится ставить цель и находить пути её решения.

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6'2013

87

#

Главный принцип дидактической системы Монтессори: «<помоги мне это сделать самому».

Методика занятий

Методика Монтессори построена на основе многообразной практической деятельности детей со специально подготовленным дидактическим материалом (кубики, цилиндры, вкладыши, рамки с гнёздами разной формы, цепочки из бусин для счёта и т.д.). Развитие и обучение ребёнка основываются на его физических органах чувств. Для этого используются всевозможные средства: коробочки с запахом, доска для ощупывания, шумящие коробки, звоночки, вкусовые баночки, тёплые кувшины и т.п.

Оборудование по величине и удобству подбирается соответственно силе и росту ребёнка. Ребёнку предоставляется выбор материала для занятия, каждый может заниматься в своей части комнаты. В месте занятия не должно быть посторонних предметов. Особое внимание уделяется эмоциональной атмосфере и личному контакту педагога с ребёнком. Нельзя порицать ребёнка за неправильность его действий.

Для педагога важно правильно выбрать момент начала занятия на уроке. Учитель как можно меньше говорит, делает всё медленно и понятно для детей. Последовательность действий учителя такова, чтобы ребёнок мог её повторить.

Материал привлекает ребёнка тогда, когда соответствует его естественным желаниям в том или ином возрасте. Монтессори заметила, например, что малыши 2-3 лет любят вставлять предметы в разные отверстия, и создала серию игр, основанных на этом стремлении — рамки и вкладыши, цилиндры на подставках и др. Такие игры развивают моторику малыша, его мышление.

Часть упражнения Монтессори подобрала из повседневных дел. Чтобы дети получали радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены: переливание воды, завязывание бантов, уход за цветами, чистка ботинок, приготовление завтрака.

Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности.

Недостатками системы Монтессори являются преимущественные занятия с искусственно созданными пособиями, ограниченное изучение реальной жизни, формирование в детях «инстинкта послушания». Дух индивидуализма затрудняет развитие у детей умений общаться между собой.

В России широко используются материалы из системы Монтессори для природосооб-разного обучения и развития детей детского сада и начальной школы. Например, учителем Е.Н. Потаповой разработана методика обучения детей письму с помощью буквенных трафаретов Монтессори.

Упражнения из системы Монтессори

УПРАЖНЕНИЯ В ТИШИНЕ

Материал: для этого упражнения не нужно никакого особенного материала. В упражнении могут быть использованы мебель и предметы, находящиеся в комнате.

Цель: ощутить полную тишину. Тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой. Восприятие слабого шума.

Возраст: около трёх лет.

Как работать с материалом. Учитель предлагает ребёнку удобно сесть и не двигаться. Он говорит примерно следующее: «Все мы абсолютно безмолвны; рот закрыт; мы не двигаемся; руки остаются в покое». Упражнение непригодно для мгновенного преодоления сиюминутной тревоги или беспокойства. Учитель ждёт, пока все, в том числе и он сам, расслабятся. Предпосылка состоит в том, что ребёнок, приобретая в других упражнениях навыки, полезные для повседневной жизни, уже отчасти научился владеть собой. Через несколько минут учитель зовёт к себе детей по одному, называя каждого ребёнка по имени тихим голосом. Ребёнок встаёт и как можно тише идёт к учителю. Для детей очень важно,

88

ХУТОРСКОЙ А.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА М. МОНТЕССОРИ

$

чтобы их называли по именам. Им приходится слушать внимательно, чтобы расслышать своё имя.

Контроль над ошибками: кто-то из детей шумит.

Дальнейшие упражнения: в тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их добровольно. Учитель тихим голосом даёт поручение одному из детей, которого он назвал. Для детей лучше, когда комната немного затемнена. При этом внимание и концентрация смещаются со зрительного восприятия на слуховое. Посредством упражнений в тишине можно создать совершенно особую атмосферу. Учитель должен использовать возрастающую способность к восприятию у детей: предложить им рассказ, рассматривание картинок, песню, молитву.

Практические задания для освоения элементов системы М. Монтессори

1. Учитель Е.Н. Потапова разработала методику обучения детей письму с помощью буквенных трафаретов Монтессори. В основе этой методики следующие элементы: рисование инженерной линейкой произвольных фигурок с последующей штриховкой (слева направо, сверху вниз и снизу вверх); запоминание правописания букв с помощью зрительного восприятия и ощупывания вырезанных из тонкой наждачной бумаги букв; многократное написание букв сначала через трафарет, затем без него. Перенесите подобный подход к обучению математике и естествознанию, предложите идеи создания соответствующих дидактических средств для обучения этим предметам.

2. Ознакомьтесь с уроком естествознания по системе Монтессори и проанализируйте его по следующим критериям: природосо-образность занятия, возможность индивидуальной самореализации учеников, возможность коммуникативной самореализа-

ции детей, соотношение логической и эмоционально-образной составляющей учебной деятельности школьников.

Тема урока: «Семя и его развитие» раст детей 6-7 лет.

воз-

Место урока: любая аудитория, в которой дети будут чувствовать себя уютно. На стенах не должны висеть плакаты на отвлечённые темы.

Цели и ожидания урока: при выращивании цветка у детей будет появляться чувство ответственности за него, они прочувствуют условия, проблемы и трудности выращивания цветка из его семени.

Ход занятия. Учитель сажает семя в землю. Поливает, ставит на подоконник к солнцу, проветривает помещение. После каждого действия учителя ученики повторяют то же самое. Учитель детально рассказывает о необходимости тех или иных поступков относительно выращивания цветка, о мерах по уходу за ним. Одновременно соотносятся и сопоставляются семя и ребёнок, растение и человек, уход за растением и забота о близких.

Результатом занятия является чувственное восприятие, ощущение детьми зарождения новой жизни. Появляются признаки заботы о младшем и нуждающемся.

Дети пишут свои впечатления, родившиеся мысли, выводы. Затем проращивают семя у себя дома самостоятельно.

3. Сравните занятие на тему «Соль» (возраст детей 8-9 лет), проводимое в двух различных дидактических системах: Мон-тессори и Дьюи. В обеих системах познание мира происходит посредством эксперимента, через практическую деятельность детей. Но если в школе Монтессори основная идея — это развитие чувств, то в школе Дьюи — развитие активности, прагматического восприятия обучения. Дополните данную таблицу характеристиками элементов занятия на одну тему в разных системах обучения:

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6'2013

89

$

Система Монтессори Система Дьюи

Цели занятия Обеспечить эстетическое восприятие детьми кристалликов соли, дать возможность ощутить процесс их выращивания, проявить заботу о них.

Мотивы учеников

Задание ученикам Вырастите кристаллики соли на ниточке из насыщенного раствора поваренной соли

Деятельность учеников Ученики индивидуально наблюдают за происходящими в своём сосуде процессами, делают зарисовки. Трогают образующиеся кристаллы, нюхают их, пытаются лизнуть. Сравнивают форму кристаллов со стоящими рядом объёмными геометрическими фигурами. Когда кристаллики уже выросли, смотрят на них, любуются тем, как они переливаются на солнце. Ученики работают в парах или группах. Периодически вынимают кристаллики из раствора и замеряют их размеры. Изучают реакцию кристаллов на изменение условий среды — концентрацию, температуру раствора. Обсуждают результаты и создают более благоприятные условия для их роста. Ведут лабораторные записи. Обсуждают перспективы применения выполненной работы.

Деятельность учителя

Результаты занятия Нахождение условий, где можно с пользой применить проведённый опыт.

Послесловие к системе Монтессори

Липина Светлана, студентка Московского педагогического университета:

Когда мы в детстве играли в школу, казалось всё легко и просто: учитель даёт какое-то задание, а потом его проверяет. Когда же у нас начался курс «Педагогические теории», я поняла, что не всё-то так просто. Было очень интересно узнать о различных школах, а тем более об их существовании в наше время. Самым ведущим чувством на занятиях был интерес. Сначала — интерес «теоретический», а потом — «практический». А действительно ли действуют те или иные приёмы, методики? И я решила попробовать.

Когда я встретила зимой (или весной, но ещё лежал снег) своего маленького соседа, я спросила: «Как ты думаешь, вот лежит снег зимой, а куда он потом исчезает?». Он мне ответил, что снег исчезает весной. Зимой солнышко спит, а весной оно просыпается и съедает снежок. На этом я не остановилась и решила применить метод Марии Монтессори, предложив моему соседу по-

быть солнышком: я провела с ним как бы занятия по превращению льда в воду. И это действительно сработало! Он понял, что лёд может «исчезать» — таять от тепла его ладошек, он это почувствовал. Это такое замечательное чувство — «чувство знания, что у тебя что-то получилось». Можно считать это моим первым педагогическим опытом. Это, конечно, результат занятий. □

90

ХУТОРСКОЙ А.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА М. МОНТЕССОРИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.