Научная статья на тему 'Педагогическая система биоадекватного развития личности'

Педагогическая система биоадекватного развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LITERATURE TEACHER / AN AUTHOR AND A READER'S CONSCIOUSNESS / A HARMONIOUS MIX OF IMAGINATION / FEELINGS AND MIND / THE BASE METHOD OF TEACHING ASSOCIATIVE THINKING / VISUALIZATION / AWAKENING OF CREATIVITY / THE FOUNDATION OF AN OPEN SYSTEM OF EDUCATION / УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ / АВТОРСКОЕ И ЧИТАТЕЛЬСКОЕ СОЗНАНИЕ / ГАРМОНИЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ / ЧУВСТВА И РАЗУМА / БАЗА МЕТОДА ПРЕПОДАВАНИЯ / АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ПРОБУЖДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ / ФУНДАМЕНТ ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синявская Т.С.

Предложено рассматривать учителя литературы как каменщика, знающего секрет раствора, скрепляющего авторское и читательское сознания через гармоничное соединение воображения, чувства и разума. Показано, что каждый педагог должен определить краеугольные камни, которые могут стать для него базой, на которой он выстроит свой метод преподавания. Показана важность развития ассоциативного мышления, визуализации и пробуждения творческого потенциала личности как «краеугольных камней», являющихся фундаментом открытой системы образования, взаимодействующей с различными источниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM BIOADEQUATE TEACHING PERSONALITY DEVELOPMENT

Asked to consider the teachers of literature as a Mason, knows a secret solution that binds author and reader consciousness through the harmonious combination of imagination, feelings and mind. It is shown that every teacher has to define the cornerstones that can become the base on which he will build his own teaching methods. Shows the importance of the development of associative thinking, visualization and awakening the creative potential of the individual as “cornerstones” that are the Foundation of an open system of education, interacting with different sources.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система биоадекватного развития личности»

Т.С. Синявская

Педагогическая система биоадекватного развития личности

Предложено рассматривать учителя литературы как каменщика, знающего секрет раствора, скрепляющего авторское и читательское сознания через гармоничное соединение воображения, чувства и разума. Показано, что каждый педагог должен определить краеугольные камни, которые могут стать для него базой, на которой он выстроит свой метод преподавания. Показана важность развития ассоциативного мышления, визуализации и пробуждения творческого потенциала личности как «краеугольных камней», являющихся фундаментом открытой системы образования, взаимодействующей с различными источниками.

Ключевые слова: учитель литературы, авторское и читательское сознание, гармоничное соединение воображения, чувства и разума, база метода преподавания, ассоциативное мышление, визуализация, пробуждения творческого потенциала личности, фундамент открытой системы образования.

тне system bioadequate teaching personality development

Asked to consider the teachers of literature as a Mason, knows a secret solution that binds author and reader consciousness through the harmonious combination of imagination, feelings and mind. It is shown that every teacher has to define the cornerstones that can become the base on which he will build his own teaching methods. Shows the importance of the development of associative thinking, visualization and awakening the creative potential of the individual as "cornerstones" that are the Foundation of an open system of education, interacting with different sources.

Keywords: literature teacher, an author and a reader's consciousness, a harmonious mix of imagination, feelings and mind, the base method of teaching associative thinking, visualization, awakening of creativity, the Foundation of an open system of education.

Введение

Когда бурные потоки воды захлестнули мир, выжил только Ной, заранее спроектировавший свой ковчег. Сейчас мир опять накануне нового потопа: его захлёстывают потоки информации, которая, по расчётам учёных, скоро будет полностью обновляться несколько раз в год. Понятно, что в современных условиях целью образования не может быть усвоение челове-

ком некоей суммы информации, раз и навсегда позволяющей ему «держаться на плаву» в этой жизни. Тем более, когда любую информацию можно почерпнуть в компьютере. Но как-то не вселяют радужных надежд бодро щелкающие мышками ни американская студентка, жизнерадостно щебечущая, что «Великобритания — очень милая страна, находящаяся где-то возле Англии», ни российский выпускник, не знающий исхода Куликовской битвы. Почему не радуют? Потому что живут в мире, не имея о нём четкого представления — ни пространственного, ни временного. Особенно тревожит то, что заменить картину нашего реального мира «поколениям пепси» вполне могут виртуальные картинки, а история человеческой цивилизации предупреждает, что отказ от реальности ведёт, как правило, к гибели цивилизации. Вот это, пожалуй, и есть глобальнейшая проблема мирового образования, в свете которой встают вопросы: чему и как учить?

Настоящий учитель литературы — это каменщик, знающий секрет чудесного раствора,

Сведения об авторе

Татьяна Сергеевна Синявская,

учитель литературы,

почётный работник общего образования, НМБОУ

«Гимназия №11», г. Анжеро-Судженск,

Тел. +7(906) 079 55 92

Tatiana S. Sinyavskaya

Literature teacher, Gymnasium №11,

Anzhero-Sudzhensk, Russia

Tel.: +7(906) 079 55 92

скрепляющего авторское и читательское сознания через гармоничное соединение воображения, чувства и разума. Каким же образом добиться этого на практике? Каждый педагог должен определить для себя какие-то основные вещи, сообразные со структурой его личности, которые могут стать для него краеугольными камнями, на которых он выстроит свой метод преподавания. Именно свой метод, ибо в процессе работы, если она носит характер творчества, каждый педагог получает тот только ему присущий сплав идей, методов и приёмов, технологий, который в его руках и будет методом.

Три своеобразных «краеугольных камня», на которых строится моя педагогическая система: развитие ассоциативного мышления, визуализация и пробуждение творческого потенциала личности. Имея большой опыт преподавания литературы, я могу говорить о том, что это, безусловно, система, причём система открытая и, по закону всех открытых систем, взаимодействующая с разными источниками. Это те краеугольные камни, которые в моей практике направляют к ответу на вопрос «чему учить».

Камень первый.

Развитие ассоциативного мышления

«Чаще всего мы читаем книги, которые хорошо знаем. Поясню. Мы имеем дело с художественной ассоциацией, информационное поле которой безгранично. А ассоциация так просто не возникает. Ей, как и воображению, нужна конкретика, то есть знание. Больше знаний — больше желаний углубить их, то есть ассоциировать. Вот почему литературные шедевры можно читать бесконечно» (Е.Н. Ильин). Безмерно приятно найти созвучие собственных мыслей и мыслей именитого коллеги, тем более что развитие ассоциативного мышления считаю одной из самых значимых педагогических задач.

В чем важность ассоциативного мышления? Оно позволяет устанавливать связи между отдалёнными предметами и явлениями, никак, на первый взгляд, между собой не связанными. Способность к подобному мышлению делает человека более креативным. Интеллект проявляется не в простой организации знаний, применении их к различным ситуациям, а в творческом преобразовании заданного материала и получении на этой основе новых данных (знаний, способов работы, приёмов решения задач и т.д.), в своеобразии и оригинальности такой переработки. Подчёркивая особенности интеллекта, несводимые к прямому усвоению знаний, исследователи ввели термин «креативность», т.е. способность и потребность человека организовывать поиски неизвестного, проявлять большую интеллектуальную активность в решении задач, мотивированную часто изнутри.

Кроме того, работа с ассоциативным полем способствует и лучшему запоминанию и усвоению сложнейших теоретических понятий.

Камень второй. Визуализация

Какие они, наши дети? В чём особенности современной читательской культуры?

Современный читатель... Каков он? Какие качества его отличают? Почему не каждый ребенок становится настоящим читателем? И другой вопрос — а зачем ему становиться читателем? Ведь современный мир так богат другими видами пищи для ума. Но в этом-то и таится главная опасность для неокрепшей души. Нельзя не учитывать особенностей современной культуры, в которой пребывает сегодня любой человек. Такая культура, по мнению французского социолога А. Моля, определена как мозаичная, складывающаяся из отдельно взятых фрагментов, связанных между собой бессистемно, случайными связями.

Средства массовой информации дают человеку невероятный поток информации, который не успевает перерабатываться в его сознании. Поэтому в памяти человека «остаются лишь мимолётные впечатления и осколки знаний-идей». В данной ситуации трудно говорить о глубине полученных знаний, можно судить лишь о невероятном количестве всякой информации, поступающей извне: телевидения, радио, Интернета.

Нельзя закрывать глаза на существующее и достаточно прочно укоренившееся в современном обществе клиповое сознание, имеющее прямое отношение к мозаичной культуре. Клиповое сознание проникло во все сферы деятельности человека, а особенно в кинематограф, в литературное творчество. Проблемами личности, связанными с возникновением этого, сегодня озабочены представители культуры. Клиповое сознание хаотично, разорвано, оно не даёт представления о целостности мира. Но оно существует как факт, от которого нельзя избавиться. Сейчас без клипового сознания — никуда, поскольку визуальная картинка работает на наше восприятие жизни, она очень важна. Мы иногда не верим словам, но верим глазам.

Именно поэтому мне столь важной кажется работа так или иначе ориентированная на использование самых различных приёмов визуализации информации.

Происходит переориентация культуры, связанная с ролью слова и изображения в пространстве формирования культуры восприятия художественных произведений. Крупные произведения детям сложно было читать всегда, но в последнее время эта трудность приобрела массовый характер. Что предпочитают наши дети? Конечно, фрагментарное чтение таких романов, как «Война и мир», используя для этой

цели всяческие «краткие содержания». А где же язык, стиль великих романистов, мастеров слова? О каком читательском диалоге может идти речь? Это одна сторона проблемы, связанная с бурным развитием визуального сознания. Другая сторона тоже требует осмысления.

Если клиповое сознание уже укоренилось в мире, то надо находить выход: открывать и осваивать способы разговора с аудиторией на другом языке и поставить этот язык на службу современному литературному образованию. Только, конечно, освоение новых способов должно быть осторожным, грамотным и разумным. Ведь клипомания таит в себе опасность уничтожения умения воспринимать не поверхностно, а глубоко то или иное произведение. Современный телезритель с пультом в руках, постоянно щёлкающий с кнопки на кнопку разучился контролировать своё внимание, концентрировать его на серьёзных, интересных передачах, фильмах, которые учат думать, ценить глубину, видеть тонкости и детали образа, авторской идеи.

Наши дети живут в клиповой культуре, поэтому важно уловить те положительные моменты, которые всё-таки есть в клиповом сознании, в визуальной культуре и активно использовать их в работе с детьми, не потерять возможности удивляться этому миру, ощущать всю палитру его красок.

Важно, чтобы клиповая, мозаичная культура не привела наших детей к излишнему рационализму и привлекала их только яркими фрагментами, быстро сменяющимися картинками, как в жанре комиксов. Живя в условиях подобной культуры, сложно помочь человеку стать думающим, разбирающимся в литературе читателем. Как следствие мозаичной культуры появляется особый тип читателя, отдающего предпочтение не глубокому чтению, а «скорочтению». В процессе такого чтения человек может уловить лишь обрывочные фрагменты доступной ему информации, за короткий срок он получает скороспелый эффект. Быстро возникающие эмоции так же быстро гаснут. В сознании читателя упрощается замысел автора, глубинное понимание образа заменяется псевдопониманием.

Камень третий.

Творческий потенциал личности

Это же и тот камень преткновения, о который разбивается немало педагогических амбиций. Можно, конечно, утверждать, что все дети талантливы, но вот вопрос: как от слов перейти к делу? Как помочь это увидеть самому человеку? Когда-то на заре позапрошлого века шведская писательница Эллен Кей в нашумевшей книге «Век ребёнка» приводила такое образное выражение: «Мы предчувствуем принцев там,

где видим детей, но где же, право, тогда короли?» Одна из причин, почему из «принцев» не выходят «короли», по её мнению, кроется в том, что школа выступает «фабрикой» по обучению детей и рассматривает учеников как простые единицы класса. В этой обстановке постепенно заглушаются, а то и совсем исчезают такие важные качества ребёнка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть то, что относится к индивидуальности человека и без чего немыслимо пробуждение дремлющего творческого потенциала.

Воспитать человека, творчески подходящего ко всему, разве это не мечта любого педагога, разве это не высший пилотаж педагогического мастерства?

Решение такой задачи под силу только наукоёмким природосообразным методам, каким является биоадекватный метод преподавания учебных дисциплин. Биоадекватный метод так и назван, потому что он действительно адекватен природе человека, сотворенной Её величество эволюцией. Он позволяет в ходе обучения не только форсировать, как это традиционно сложилось, одно левое полушарие (таблицы, схемы, тексты, логика) и даже не только подключить к нему правое, но и через него включить все физиологические каналы восприятия. Человек в ходе обучения в таком режиме не только не устаёт за счет чередования фаз активности и покоя, не только лучше усваивает знания за счёт равномерного распределения нагрузки на оба полушария и тело, но и, что самое главное, творчески её перерабатывает, делая достоянием собственного сознания.

Несколько лет работы по биоадекватной методике преподавания, участие в международной конференции по вопросам ноосферного образования способствовали формированию собственного осмысления проблемы, видения технологии преподавания в этом методе.

«Технология у вас, безусловно, есть, но в чём же новизна метода? Релаксацию использовали ещё буддийские монахи» — точка зрения главного редактора журнала «Народное образование» А.М. Кушнира, с которым автору работы довелось однажды беседовать на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства, в общем отражает ситуацию, сложившуюся в педагогических кругах, не слишком углубляющихся в суть метода. Поэтому хотелось бы заострить внимание на том, что биоадекватный метод включает некую сумму компонентов, каждый из которых сам по себе имеет место быть в практике человечества, но только комплекс их и ведёт к необходимому результату — овладению целостным мышлением.

Первое: обычный урок требует от учащихся постоянного пребывания в фазе активизации (сколько книг написано на тему «активизации

внимания» на уроке!), что совершенно противоречит биологической природе человека. Биоадекватный урок чередует фазы активизации — покоя, причём освоение новых знаний или их обобщение происходит не в состоянии активности, а в релаксации. Таким образом, мозг работает в свойственном ему режиме.

Второе и очень существенное: ребёнок не просто находится в состоянии расслабления и прослушивает некий текст. Информация подаётся так, что проживается человеком через его индивидуальный опыт, накладывается на прекрасные природные образы, хранящиеся в огромном изобилии в нашем сознании и подсознании: берёзка, ромашка, подсолнух и т.д. При этом включается не только зрительные, но и тактильные, вкусовые, обонятельные ощущения. После урока по творчеству Салтыкова-Щедрина, где активизировался образ полыни, учащиеся говорили, что этот запах сразу вызывает в памяти ассоциации «горькой любви к Родине у Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города», а вкус карамели «Коровка» у восьмиклассников ассоциируется с сентиментализмом.

Мыслеобразы формируются исключительно индивидуально. Слово — ключ (например, «ландыш») призывает именно тот мыслеобраз, который есть в архиве личных впечатлений ребёнка. Чем больше каналов восприятия задействовано в момент знакомства с предметом или явлением, тем сильнее мыслеобраз, тем легче он вызывается.

Третье: после выхода из релаксации ребята (обязательно каждый!) проговаривают то, что видели, слышали, чувствовали, ощущали — закрепляя таким образом информацию на лингвистическом этапе.

Четвертое: проговорив, школьники зарисовывают увиденный образ и наносят на него полученную информацию (создают так называемый образон), подключая моторику руки, то есть задействуя ещё один вид памяти.

Образон — опорный образ, наполненный ключевой структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Образон — символ, который отсылает познающего к его бессознательному. Сама структура символа направлена на то, чтобы через личное восприятие перейти к общекультурным архетипам, дать через каждое частное явление целостный образ мира. Слово «символ» происходит от греческого «8ушЪо1оп» и обозначает забрасывание сетей при ловле рыбы. В поисках смысла мы ловим золотую рыбку смысла! Сколько же нужно потрудиться, чтобы «поймать» именно то, что нужно!

Символ в науке — знак. Символ в искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающая через сопоставление образа его смысл. Символ в философском аспекте — это знак,

наделённый ограниченностью формы и неисчерпаемой многозначностью образа (т.е. всякий знак — символ). Символ нельзя расшифровать только рассудком. Смысловая структура символа рассчитана на активную внутреннюю работу. Ассоциативные корни мышления глубже логических. В ассоциации — синтез логического и эмоционального, т.е. целостность мышления. Умение понимать явления и предметы в 2-х смыслах — реальном и символическом — адекватность мышления.

Работа с природными символами и образами безопасна для психики человека. Человек — внутри природы. Тотем — вид, стоящий на вершине экологической пирамиды экосистемы ремона. Связь, охрана, подражание тотему давали человеку чувство безопасности, подключён-ности и единению со Вселенной. Все органы чувств подключал человек, когда учился у тотема. Культура есть вторая природа или символическая вселенная (Ю. Лотман). Её базовое понятие — символ. И он должен занять лидирующее место в образовательном процессе.

Как символ воздействует на сознание?

Подбирая образон, мы ведём поиск подобия. Сравнение, в котором признак подобия не сформулирован или не поддаётся формулировке — метафора. Метафора может не приниматься, если сравниваемые объекты далеки друг от друга и связь не ощущается. Тогда человек находит свою метафору. Этим умением от природы владеют 8%. Для них учёба — процесс поиска, творчества. Остальные 92% нужно учить так мыслить.

Пятое. Детские образоны сравниваются с большим, красочным, выполненным художником, таким образом, «убивается еще два зайца»: восприятие всегда очень эмоциональное (картинка красивая!), и помимо нещадно эксплуатируемого в обучении центрального зрения (сукцессивная функция глаза) включается периферийное (симультанное), процессуально связанное, опять же, с правым полушарием.

Весь этот комплекс компонентов биоадекватного урока: тщательно подобранная музыка, ароматы, конфеты или фрукты, подключающие лимбическую систему, сама обстановка занятия, мягкие диваны, непринуждённая беседа делают такие уроки незабываемыми, информацию, какой бы сложной она ни была, воспринимаемой с удовольствием, запоминаемой намного легче, чем на обычном уроке, усваиваемой творчески. Отсюда и предпочтение творческих заданий репродуктивным, отсутствие страха перед обучением, сложными видами работы, гармонизация личности каждого и коллектива в целом, изменение отношения к себе и к миру.

Предвидя сомневающиеся взгляды и недоуменное пожимание плечами (сколько их уже было-то, экспериментальных методов!), хочет-

ся сказать, что автора статьи подобные чувства не удивляют, поскольку тоже обуревали мысли — а стоит ли огород городить? Но за первым пробным уроком последовал второй, третий, и дети каждый раз спрашивали: «А ещё будут?» Преподаватели литературы, как никто другой, часто ощущают, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»: отношение к прочитанным произведениям даже у старшеклассников в большей степени не рассудочное, а эмоциональное — как увязать с этим еще и теорию литературы. А на таких уроках, по словам детей, знания, «пропущенные ими через себя», творчески ими переработанные, становились частью их самих, а не вызубренными «на оценку» и забытым навсегда после зачёта «материалом». Вот тогда и пришло осознание того, что эта овчинка стоит выделки! А за первыми робкими шагами в этом направлении пришло ощущение, что это — мой путь.

Вывод

Для меня настоящее открытие детей произошло после серии биоадекватных уроков, когда ушло все наносное и проснулось желание поделиться после погружения в релаксе в тот или иной художественный мир своими ощущениями, переживаниями, открытиями художественного мира — именно мира, как виртуального пространства — изучаемого произведения

или автора. Именно тогда я поняла, насколько индивидуален и неповторим каждый человек в своём восприятии этого мира и в отношении к нему, насколько мощный потенциал заложен в каждой личности. Об этом пишут в своих отзывах о таких уроках и дети.

«Уроки интересны мне своей новизной, неповторимостью и непредсказуемостью. Уроки биоадекватного метода помогают расслабиться, найти место покоя, дают волю фантазии и свободу мышлению. С помощью этого метода можно не только систематизировать материал, но и узнать о своих тайных способностях: воображении, фантазии, внимании. Мне кажется, релаксацию нужно использовать и в повседневной жизни для обретения гармонии и понимания смысла жизни» (Катя З.). «Представьте: освободившись от насущных проблем, вы, чистый, спокойный, умиротворенный, погружаетесь в свой собственный мир. Сначала он пустой, но в дальнейшем мир станет таким, каким создадите его вы. Словно родившись заново, вы творите себя, свой мир, свое «Я»; вы — творец, хозяин, первооткрыватель, всё в ваших руках. Это очень интересно, так как появляются новые непонятные и загадочные образы, которые вы пытаетесь понять и разгадать. Биоадекватный метод позволяет представить собственный идеал. Следовательно, появляется цель, а потом стремление достичь этой цели. Это очень важно для каждого человека, особенно подростка» (Саша Д.).

Литература

1. Борев Ю.В. Эстетика [Текст] / Ю.В. Борев. — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988.

2. Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя [Текст]: пособие для учителя / А.П. Ершова, В.М. Букатов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.

3. Иванова Л.Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя [Текст] / Л.Ф. Иванова // Инновации в образовании. — 2003. — № 4.

4. Лернер П.С. Ресурсы продуктивного образования как альтернатива традиционному образованию [Текст] / П.С. Лернер // Школьные технологии. — 2007. — № 4.

5. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие [Текст] / М.И. Лукьянова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

6. Маркова А.К. Психология труда учителя [Текст]: кн. для учителя / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993.

7. Маслова Н.В. Ноосферное образование [Текст]: монография / Н.В. Маслова. — М.: Инст. Холодинамики, 2002.

8. Нефедова Л. Компетентность и образ учителя современной гимназии [Текст] / Л. Нефедова // Народное образование. — 2006. — № 7.

9. Почему наши школьники провалили тест PISA [Текст] / А. Каспржак, К. Митрофанов, К. Поливанова [и др.] // Директор школы. — 2005. — № 4.

10. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика [Текст] / Е.И. Рогов. — Ростов н/Д: Феникс, 1996.

11. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания [Текст]: кн. для учителя / И.Ф. Смольянинов. — М.: Просвещение, 1984.

12. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности [Текст] / под общей ред. С.Г. Вершловского. — СПб, 1994.

13. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя [Текст] / А.П. Чернявская. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.