Е.В. Немолот
Психологические механизмы развития универсальных учебных действий в рамках биоадекватного занятия
Рассмотрен один из подходов к построению научной методологической основы Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В качестве показателя успешности усвоения школьниками учебного материала акцентировано внимание на универсальность предлагаемых учебных действий. В рамках обеспечения биоадекватности проводимых занятий определена возможность повышения разнообразия видов используемых психологических механизмов.
Ключевые слова: ФГОС, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия, психологические механизмы развития УУД, биоадакватное занятие.
psychological mechanisms of development of general teaching actions at bioadequate studying
Scientific methodological basis of FSES is under consideration, the main point is general teaching action as showing of progress studying by a pupil. The opportunity of developing different kinds of general teaching actions at bioadequate studying with the help of psychological mechanisms is determined.
Keywords: FSES, the approach of methodological activity, general teaching actions, psychological mechanisms of developing general teaching actions, bioadequate studying.
Введение
Школьный возраст — детство, подростни-чество и юношество являются этапами формирования и развития личности школьника и выпускника образовательного учреждения. На сегодняшний день к выпускникам предъявляются требования, отмечающиеся некоторыми исследователями (Б.Д. Парыгин, Е. Быданова и др.). К признакам успешной личности специ-
алисты относят не только хорошее знание своей профессиональной деятельности, но и общительность; умение работать в стрессовой ситуации; выполнение задач с учетом четко установленных временных рамок; умение быстро осваивать новую информацию; работать в группе; грамотно выражать свои мысли; способность находить новые и оспаривать старые идеи. То есть, на сегодняшний день приветствуется освоение учащимися разного рода компетенций. Именно такая личность будет успешно функционировать и развиваться в системе современных общественных отношений. Подобные требования социума учтены новым ФГО стандартом общего образования. В нем выдвигается ряд требований по отношению к участникам образовательно-воспитательного процесса, что определяет траекторию формирования образовательной системы. «Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, а также Конвенции ООН о правах ребенка, учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации» [3].
ФГОС базируется на принципах гражданственности, соответствия культурным основам населения, равенства, доступности образова-
Сведения об авторе
Елена Владимировна Немолот,
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Филиала ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Анжеро-Судженск Тел.: +7(913) 125 5282 E-mail: [email protected]
Elena V. Nemolot
Candidate of Psychological Science, Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University, Anzhero-Sudzhensk, Russia Tel.: +7(913) 125 5282 E-mail: [email protected]
ния, социализации, непрерывности, учета нужд государства, результативности, здоровьесбере-жения, экологичности, гарантии финансовой поддержки.
Его методологической основой является системно-деятельностный подход. Деятельнос-тным подходом в образовании называют «образовательную деятельность, согласованную работу всех участников педагогического процесса» (А.В. Купавцев). Термин «деятельност-ный подход» употребляется в тех случаях, когда процесс обучения, его закономерности рассматриваются в ракурсе теории деятельности, которую обосновал А.Н. Леонтьев, раскрывший процесс её становления, функционирования и перерастания в новый вид деятельности субъекта, которая характеризуется беспрестанной модификацией, развитием, проявлением самостоятельности и индивидуального своеобразия. В дальнейшем этот подход разрабатывали С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, О.К. Тихомиров, В.В. Давыдов, Ю.Б. Гиппенрейтер, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов, В.Д. Шадриков, А.Л. Андреев, и др.
Большой вклад в разработку системного подхода был внесен К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинским, В.А. Ганзеном, Е.А. Климовым, В.Д. Шадриковым. Особо стоит выделить вклад отечественного ученого Б.Ф. Ломова. По его мнению, ядро системного подхода образуют шесть принципов, в рамках одного из которых «целостное познание психического явления подразумевает множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, а также внешние и внутренние факторы». По Б.Ф. Ломову эффективная реализация принципа системности в психологии предполагает два условия, одним из которых является комплексный, междисциплинарный подход к природе человека.
Таким образом, все аспекты образовательной деятельности, рассмотренные в ФГОС, имеют научную методологическую основу, в том числе и универсальные учебные действия (УУД). УУД обращают на себя особое внимание в связи с тем, что уровень их развития является общим показателем успешности усвоения школьником учебного материала. Подобные идеи встречаются в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. По мнению А.В. Федотовой, УУД — это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [2].
Развитие универсальных учебных действий в рамках биоадекватного занятия как один из подходов к построению научной методологической основы Федерального государственного образовательного стандарта
Понятие биоадекватности активно разрабатывается в русле деятельностного подхода, согласно которому, универсальные учебные действия — это умение учиться, то есть особое проявление способности, принимающее новое качество — переход из потенциального в актуальное, проявляющееся в самосовершенствовании человека через усвоение нового социального опыта.
В ФГОСе УУД включены в одну из трех групп требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Первая группа — личностные требования, они трактуются как готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
Предметные требования, включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Метапредметные требования включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
Таким образом, можно говорить о системообразующей функции УУД, поскольку они включены в метапредметные (надпредметные) требования ФГОСа. Выделяют четыре вида УУД:
• Личностные. Они включают: — личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыс-лообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
• Познавательные. Их содержание состоит из:
— общеучебных учебных действий. Это: умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
— логических учебных действий, которые состоят из: умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения;
— постановки и решения проблемы. А именно: умение сформулировать проблему и найти способ её решения.
• Коммуникативных: умения вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей.
• Регулятивных: целеполагания, планирования, корректировка плана.
К функциям УУД относят:
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области;
• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Напоминая о синтезирующей и универсальной роли УУД в процессе обучения и формирования личности школьника, следует отметить, что развитие УУД необходимо решать в русле системного подхода в силу их универсального характера и полифункиональности [1].
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
• носят надпредметный, метапредметный характер;
• обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
• обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
• лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
• обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
В качестве критериев оценки сформирован-ности УУД нами предлагается использовать:
• соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
• соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
• сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
В целом, УУД предлагается рассматривать как необходимый компонент и инструмент учебной деятельности школьника, на развитие которого следует обращать особое внимание.
В данной работе развитие исследуется как процесс перехода от одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. В этой связи развитие психики можно рассматривать в виде закономерного изменения психических процессов во времени, выраженного в оценках их количественных, качественных и структурных преобразований.
Системность рассмотрения образовательных процессов предполагает необходимость учета взаимосвязи понятий «развитие», «активность», «субъектность». Поэтому в нашем рассмотрении в качестве условий развития УУД будем использовать оценки: соположенность субъект-субъектных, либо субъект-объектных отношений; существования субъекта в конкретно-исторический период, что определяет выбор инструмента деятельности; полноты реализации субъекта в его деятельности; характеристики субъекта сознанием и самосознанием; определение субъекта через свое отношение к другому. Анализ того, что субъект сам формируется и создается в своей деятельности, субъект всегда активен и пристрастен показан в работах А.Н. Леонтьева, А.Маркса, С.Л. Рубинштейна, А. Смита.
Ноосферный подход существенно углубляет понимание универсальное качество учебных действий, обращаясь к «всеобщему субъету» (И. Кант) образования, который наделен врожденным стремлением к самореализации, закрепленным в генетических, психоморфоструктурах (И.Н. Шванева) личности обучающихся.
В биоадекватной методике преподавания учебных дисциплин, построенной на психогенетической основе (Ж. Пиаже), учащийся выступает в качестве активного субъекта учебной
деятельности. Первым и главным признаком субъектности ноосферного образования выступает работа с учебным мыслеобразом. Мысле-образ — это голографическая микроструктура мышления [2]. Согласно концепции развития интеллекта Ж. Пиаже, любая информация, воспринимаемая человеком, проходит четыре этапа: сенсо-моторный, символьный, логический, лингвистический.
В биоадекватной методике учебная информация преподносится таким образом, что учащийся представляет ее, задействуя все репрезентативные системы: аудиальную, визуальную, кинестетическую. Они представляют собой сенсо-моторный уровень интеллектуальной обработки информации. На мыслебраз проецируются характеристики личности учащегося. Создание мыслеобраза, а, затем, и собственного образона природосообразно, так как оно происходит самостоятельно, без постороннего вмешательства, на основе естественных ритмов организма человека (чередование активности и релаксации). Впоследствие, в ходе усвоения учебной информации ученик сравнивает свой образон, построенный на основе мыслеобраза, с образоном учителя и своих товарищей. Это происходит на логическом и лингвистическом уровне усвоения учебного материала.
В ходе такого активного процесса восприятия, усвоения и воссоздания учебной информации происходит развитие УУД. Причем, здесь задействованы все сферы личности: потребнос-тно-мотивационная, ценностно-смысловая, де-ятельностно-практическая, интеллектуальная,
коммуникативная, морально-нравственная, экзистенциально-бытийная [3]. А в зависимости от преподаваемого предмета и изучаемой темы актуализируются и развиваются отдельные УУД.
Особое внимание следует уделить спектру механизмов, способствующих развитию УУД. Под психологическими механизмами развития понимают целостный набор психических состояний и процессов, реализующих движение к некоторому результату в соответствии со стандартной или часто встречающейся последовательностью (Е.А. Доценко). По мнению Л.А. Анцыферовой, «психологические механизмы можно представить, как закрепившийся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, в результате которых появляются различные психологические новообразования, повышается или понижается уровень организованности личной системы, меняется режим ее функционирования».
Понятие «психологические механизмы» разрабатывалось в рамках теории активности. П.К. Анохиным они определяются как сложные виды поведения; В.Г. Леонтьевым — как мотивация деятельности; О.А. Конопкиной — как саморегуляция; Б.М. Тепловым — как механизмы процесса отражения.
В соответствии с [4] в таблице 1 показаны механизмы развития УУД.
Истоки выделения механизмов развития берут начало в 30-х годах ХХ века. В рамках классического психоанализа З. Фрейдом был выделен механизм идентификации как отож-
Таблица 1
Механизмы развития УУд
Механизм развития УУД Содержание понятия Функция механизма в развитии УУД
1 Идентификация отождествление субъекта с кем-либо, с чем-либо определяет развитие личностных и коммуникативных УУД; посредством нее осуществляется ориентация в социуме, в межличностных отношениях, личностное самоопределение
2 Эмпатия сочувствие, сопереживание, вчувство-вание, «аффективное понимание» определяет развитие коммуникативных и личностных УУД
3 Интериоризация усвоение индивидом содержания внешнего социокультурного контекста способствует личностному самоопределению, социализации, ориентацию личности в социальных ролях
4 Экстериоризация переход внутреннего во внешнее осуществляет материализацию содержания психологической сущности личности
5 Обратная связь получение информации о себе от других содействует развитию личностной, познавательной, коммуникативной и регулятивной составляющих УУД
6 Коммуникация взаимодействие; передача информации; восприятие друг друга и информации; способ построения диалогов в системах ученик-учитель и ученик-ученик в рамках учебного процесса; развитие всех видов УУД
7 Осознание процесс понимания чего-либо, что ранее не осознавалось обеспечивает становление у ученика адекватного понимания «образа Я»; развитие личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД
8 Переживание эмоциональный аспект процесса осознания принятие учеником чего-либо не только и не только через интеллект, но и через эмоциональную сферу; развитие личностных УУД
9 Спонтанность самопроизвольность, свобода, искренность, подлинность, аутентичность умение быть свободным от стереотипов в поведении и мыслях и действовать творчески; развитие личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД
дествления субъекта с кем-либо, с чем-либо. В рамках биоадекватной методики REAL [2] данный механизм способствует вживанию в контекст учебного материала и закрепление его на уровне репрезентативных систем: аудиаль-ной, визуальной, кинестетической. На основе данного механизма действуют подражание, имитация, стереотипизация (А.Г. Ковалев). Данные механизмы определяют развитие личностных и коммуникативных УУД, которые опосредуются нравственно-этической оценкой информации. Посредством нее осуществляется ориентация в социуме, в межличностных отношениях, личностное самоопределение.
Механизм интериоризации описывается как усвоение индивидом содержания внешнего социокультурного контекста и встречается в педагогических идеях Ж. Пиаже, Л. Жане, А. Валлона. Интериоризация подразумевает проживание ситуации, «вживление» знания. «Знание должно быть пережито и вживлено» (Н. Козлов). В отечественной психологии данный механизм описан в культурно-исторической концепции Л.С. Выготским. В его учении, любая высшая психическая функция, прежде чем стать содержанием личности, локализуется в социокультурном контексте и усваивается индивидом по мере его развития. В русле биоадекватного урока интериоризация способствует личностному самоопределению, социализации, ориентацию личности в социальных ролях.
Противоположный ему, механизм экстерио-ризации — как переход внутреннего во внешнее, осуществляет материализацию содержания психологической сущности личности.
Биоадекватный подход — это принципиальный шаг в сторону саморазвития УУД, так как он уравновешивает процессы интериоризации и экстериоризации. Учитель сначала формирует зону комфортного мышления учащегося на уровне ощущений, затем только ученик сам «запрашивает» учебную информацию.
Синонимичные термины встречаются у А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. В их терминологии активность проявляется в опредмечивании и распредмечивании сущностных сил человека. Сущностные силы человека, по мнению А.Н. Леонтьева — это то, что потенциально заложено в человеке, актуализируется на основе осмысленного отношения к действительности, реализуются посредством деятельности, во взаимодействии с окружающей реальностью, проявляются на более высоком уровне активности и оптимизации его ресурсов. Опредмечивание — это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом». Распредмечивание — это процесс, в котором свойства, сущность, «логика
предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием (Гегель, К. Маркс., Ф.Энгельс).
В ходе обучения, посредством биоадекватной методики, учащиеся в большей степени «опредмечивают» уже усвоенный учебный материал, становится активным и пристрастным субъектом учебной деятельности, в противовес пассивному усвоению или «распредмечиванию» учебной информации.
К другим механизмам, обусловливающим развитие УУД, относят: обратную связь, по-другому, конфронтация личности со своим «Я», либо информация о себе в восприятии других; понимание и принятие других (см. эмпатия); открытое выражение своих чувств, осознание потребности в коммуникации и степень удовлетворенности ею и др. Содействует развитию личностной, познавательной, коммуникативной и регулятивной составляющих УУД.
Психотерапевтичность биоадекватной методики и развитие УУД опосредуются также механизмами коммуникации (К. Роджерс), осознания (З. Фрейд), переживания (Ф. Перлз, К. Роджерс, В. Франкл), спонтанности (Я. Морено). Коммуникация определяется как способ построения диалогов в системах ученик-учитель и ученик-ученик в рамках учебного процесса. Общение происходит через метафоры, образы, символы, а также обсуждения учебного материала. Способствует развитию всех видов УУД.
Выводы
Осознание механизма становления адекватного понимания учеником «образа Я» предполагает выведение в область сознания тех элементов, которые ране им не осознавались. Наряду с учебной информацией биоадекватный подход ориентирован на глубинное понимание собственного «Я» и его места в системе мироздания. Поэтому данный механизм, воздействуя на личностные УУД, опосредованно содействует развитию познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД.
Механизм переживания нами предлагается рассматривать как принятие учеником чего-либо не столько через интеллект, сколько через эмоциональную сферу. В результате то, что переживает индивид, становится частью его самого, частью его внутренней феноменологии. Здесь можно говорить о личностной составляющей УУД.
Спонтанность в данном случае понимается как умение быть свободным от стереотипов в поведении и мыслях, действовать творчески, опираясь на себя и свое понимание ситуации. Основной характеристикой такого субъекта ста-
новится активность в деятельности. Творчество и креативность также определяется, прежде всего, активностью и могут способствовать развитию всех перечисленных УУД.
Мы акцентировали внимание лишь на нескольких механизмах развития УУД, которые возможны в русле применения данного метода.
Биоадекватная методика оперирует широким спектром способов и механизмов развития УУД, что с точки зрения системно-деятельностного подхода вызывает системный эффект, затрагивает и развивает различные сферы личности, что находится в соответствии с ФГОС среднего образования.
Литература
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Маслова Н.В. Ноосферное образование: монография. — М.: Инст. Холодинамики, 2002. 338 с.
3. Петрова Е.Л. Психологические механизмы развития личностной целостности учащихся в процессе обучения и воспитания // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование». 2012. Вып. 1 [Электронный ресурс] // М1р://с1ру.ги/81аИс.ркр?тоде=е1ес1;гошс_ риЪИса1юш_2012_02
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.