Научная статья на тему 'Биоадекватная подготовка конкурентоспособных специалистов культуры и искусства'

Биоадекватная подготовка конкурентоспособных специалистов культуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
HARMONIZATION OF RELATIONS BETWEEN PEOPLE AND WITH THE SURROUNDING WORLD / CARDINAL REORGANIZATION OF THE SYSTEM OF EDUCATION / NATURAL INFORMATION / INTERSUBJECT CONNECTIONS / BIOADEQUATE TEACHING / СОТВОРЧЕСТВО OF TEACHER AND STUDENT / ГАРМОНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ / КАРДИНАЛЬНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИРОДОСООБРАЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / БИОАДЕКВАТНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ / СОТВОРЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деева О.А., Еряшкина М.В.

Показана целесообразность гармонизации ценностных, духовных и практических отношений людей между собой и окружающим миром. Кардинальную реорганизацию системы образования предложено начинать с презентации учебной информации в принципиально новом, природосообразном, виде. Даны примеры обогащения учебной информации межпредметными связями, определяющими встраивание в «живую ткань» урока музыкальных и литературных фрагментов. Показано, что в период биоадекватного преподавания организация учебновоспитательного процесса поднимается на уровень сотворчества учителя и ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOADEQUATE PREPARATION OF COMPETITIVE SPECIALISTS OF CULTURE AND ART

Expediency of harmonization of the relations of people valued, spiritual and practical is shown inter se and by the surrounding world. Cardinal reorganization of the system of education is suggested to begin with presentation of educational information in fundamentally new, natural, kind. The patterns are set of enriching of educational information intersubject connections, qualificatory building in “living fabric” of lesson of musical and literary fragments. It is shown that in the period of the bioadequate teaching organization of учебноof educator process walks up the level in creations of teacher and student.

Текст научной работы на тему «Биоадекватная подготовка конкурентоспособных специалистов культуры и искусства»

О.А. Деева, М.В. Еряшкина

Биоадекватная подготовка конкурентоспособных специалистов культуры и искусства

Показана целесообразность гармонизации ценностных, духовных и практических отношений людей между собой и окружающим миром. Кардинальную реорганизацию системы образования предложено начинать с презентации учебной информации в принципиально новом, природо-сообразном, виде. Даны примеры обогащения учебной информации межпредметными связями, определяющими встраивание в «живую ткань» урока музыкальных и литературных фрагментов. Показано, что в период биоадекватного преподавания организация учебно- воспитательного процесса поднимается на уровень сотворчества учителя и ученика.

Ключевые слова: гармонизация отношений между людьми и с окружающим миром, кардинальная реорганизация системы образования, природосообразная информация, межпредметные связи, биоадекватное преподавание, сотворчество учителя и ученика.

bioadequate preparation of competitive specialists of culture and art

Expediency of harmonization of the relations of people valued, spiritual and practical is shown inter se and by the surrounding world. Cardinal reorganization of the system of education is suggested to begin with presentation of educational information in fundamentally new, natural, kind. The patterns are set of enriching of educational information intersubject connections, qualificatory building in "living fabric " of lesson of musical and literary fragments. It is shown that in the period of the bioadequate teaching organization of учебно- of educator process walks up the level in creations of teacher and student.

Keywords: harmonization of relations between people and with the surrounding world, cardinal reorganization of the system of education, natural information, intersubject connections, bioadequate teaching, сотворчество of teacher and student.

«Чтобы выжить, нам нужен иной способ мышления» А. Эйнштейн

Введение

Накануне третьего тысячелетия заметно возросли поиски концепций новой школы и образования на основе синтеза космического, биосферного, антропосферного и культурот-ворческого начал жизни. «Взрыв» творческой энергии деятелей науки, культуры и образования обусловлен потребностями гармонизации ценностных, духовных и практических отношений людей между собой и окружающим миром. Лишь глубокое осознание происходящих перемен во взглядах на мир, овладение новой методологией и инструментарием для его познания позволит органично вступить в новый этап духовной эволюции нашей страны [1]. Требуется кардинальная реорганизация системы образования, начиная с самого ответственного момен-

Сведения об авторах

Ольга Андреевна Деева,

преподаватель КГБПОУ «Минусинский колледж

культуры и искусства»

Тел. +7 (39132) 2 07 62

E-mail: kkkki@yandex.ru

Марина Владимировна Еряшкина,

методист по работе с одарёнными детьми

информационно-методического отдела

управления образования администрации

г. Минусинск

Тел. +7 (39132) 2 07 62

E-mail: kkkki@yandex.ru

olga A. Deeva,

teacher, «Minusinskiy College of Culture and Arts»,

Minusinsk, Russia

Tel.: +7 (39132) 2 07 62

E-mail: kkkki@yandex.ru

Marina V. Eryashkina

Methodist, Minusinsk administration, Minusinsk, Russia,

Tel.: +7 (39132) 2 07 62

E-mail: kkkki@yandex.ru

та — презентации учебной информации в принципиально новом, природосообразном, виде, на что в первую очередь обращает внимание концепция ноосферного образования (проф. Н.В. Маслова).

Процесс инновирования непосредственно коснулся преподавания школьных уроков музыки, литературы, изобразительного искусства, обращённых к душе и сердцу ребёнка. В средних специальных учебных заведениях этим инновациям также нашлось достойное место. Педагогами Красноярского краевого колледжа культуры и искусства на протяжении последних 5 лет для лучшего освоения обучающимися образовательных программ используются но-осферные информационные технологии, стимулирующие ассоциативно-образное мышление и эмоционально-психологический настрой на учёбу, использующие «синтез искусств». На таких занятиях учебная информация обогащается межпредметными связями через встраивание в «живую ткань» урока музыкальных и литературных фрагментов.

Биоадекватная методика

как технологическое ядро концепции

ноосферного образования

«Суть методики ноосферного образования состоит в разделении урока на фазы повышенной (action) и сниженной (relaxation) мышечной активности адекватно природным ритмам детей. В фазе расслабления (это достигается по предложению учителя) даётся учебный материал, который учащийся эмоционально и логически моделирует, а также создаёт собственный опорный образ. Закрепление в памяти происходит в фазе активности посредством многоразового логического и образного воспроизведения учебного материала» [3].

На основе биоадекватного преподавания в колледже проходят уроки по дисциплинам «Декоративная композиция», «История орнамента» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Согласно такой методике, новый материал, в его необходимом минимуме, обязательно подаётся в состоянии мышечного расслабления учащихся. Именно в релаксационном компоненте занятия они имеют уникальную возможность ощутить подъём огненного оптимизма Феникса, изображённого на орнаменте украшений построек Русского Севера и Поволжья, или историчность стиля барокко в символе тюльпана, возникает постижение подлинных смыслов культурологического образования. Именно на этапе релаксации, вместе с архетипическими учебными образами, формируется образ преподавателя как позитивного проводника в мир внутренних, знаний и носителя знаний внешних,

открытых учёными и практиками. В динамике продолжительного периода биоадекватного преподавания мы удостоверились в том, что «организация учебно- воспитательного процесса постепенно поднимается на уровень сотворчества учителя и ученика» [2, 3].

«В данной методике преподавания ничего нового, кроме активизации творческих способностей и экономии мышления... В методике ставится цель: смонтировать учебный мысле-образ как микроструктуру знания по учебному предмету, заложить его в долговременную память ученика и научить ученика пользоваться новым мыслеобразом, т. е. сделать его творческой подвижной микроструктурой мышления, вовлечь его в динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобра-зов...» [5].

Приведём пример мыслеобразования в рамках учебной релаксации урока декоративной композиции по теме «Иллюзорно-пространственная модульная сетка» (данная тема изучается на 2 курсе, в 3—4 семестрах, когда учащиеся осваивают помимо плоскостного декоративного видения объёмно-пространственные решения композиции).

«Представьте, что вы находитесь в апельсиновом саду. Ощутите пространство сада, его движение, запахи, звуки... Видите в гуще растений апельсиновое дерево? Подойдите к нему, возьмите в руки плод. Какого он цвета? Рассмотрите его красивую неровную кожуру, почувствуйте его вес и запах. Ощутите, как вы наполняетесь свежестью и природной силой. А сейчас попросите апельсин стать для вас символом «Оверлепинга». Прочитайте на нём надпись «Оверлеппинг — это способ наложения модульной сетки». Попросите апельсин помочь вам постигнуть тайны оверлеппинга. Видите, кожурка апельсина раскрылась, обнажив плотную мякоть. На ней отчётливо видны пухлые дольки. Они так похожи на «Виды модульной ячейки». Дольки раскрылись, обнажив на своих полированных бочках ещё одну надпись: «Ячейка простой конфигурации». Полюбуйтесь на них. Теперь приглядитесь внимательно. Видите, сквозь оболочку просвечивает семечко. Какое оно по форме, цвету, размеру? Семечко — это «Ячейка сложной конфигурации». Возьмите его и посадите в землю. Глядите, вон из семечка уже появился росток. Он растёт. Выше. Ещё выше. Перед вами большое, красивое дерево. Вам оно нравится? Пообщайтесь с ним, если вам хочется. Прочтите на его коре надпись: «Ячейки создаются». Как создаются ячейки? Давайте посмотрим на ветку. Дотянитесь до неё рукой. «Ячейки создаются при помощи линии». Посмотрите, как линия расположилась прямо по ветке апельсинового дерева. Видите, рядом необычный нарост? «Ячейки

создаются при помощи пятна». Изучите этот интересный нарост. Смотрите, как красиво зацвело апельсиновое дерево! Какое благоуханье! «Ячейки создаются при помощи цвета».

Поднимите голову, рассмотрите крону дерева, полюбуйтесь сказочной сеткой переплетённых ветвей, листьев, цветов. Видите, как в области кроны появляется надпись «Иллюзорно-пространственная сетка — это передача объёма и пространства»...»

Способность осуществления мыслительных операций и умение ими пользоваться, эмоционально-волевые проявления, способы деятельности и поведения, ценности и ценностные ориентации, знания, обеспечивающие принятие оптимальных решений, опыт — такие категории делают будущего специалиста способным в дальнейшем конкурировать на рынке труда. Биоадекватный способ презентации дисциплин специализации «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» стал той неотъемлемой методической находкой преподавателей, которая действительно способствует качественной подготовке преподавателей дополнительного образования, руководителей кружков.

Заключение

В 2014 году 80% выпускников базовой подготовки по этой специализации, не имеющих педагогической направленности в обучении, были приглашены на конкурсной основе в художественные школы, школы искусств, кружки дополнительного образования; 95% продолжили обучение в вузах страны на дневной и заочной формах обучения. В 2015 году 100% выпускников поступили на бюджетные места дневной формы обучения в вузы Красноярска и Улан-Удэ.

Конкурентоспособность молодых специалистов проявляется и в сфере практической деятельности. Быстрая смена приоритетов в сфере культурно-досуговой занятости населения предъявляют требования гибко применять профессиональные компетенции, адаптировать их к условиям конкретного региона, области, становиться и быть специалистом широкого профиля. Наши выпускники свободно ориентируются в динамичном пространстве современной культурной работы, успешно участвуют в Краевой ярмарке ремесел и побеждают в профессиональных конкурсах.

Литература

1. Маслова Н.В. Ноосферное образование. URL: http://raen-noos.narod.ru/library_l.htrn (дата обращения: 06.10.2014).

2. Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. М.: Академия, 2007.

3. Пархомова Н.Г. Природообразный метод преподавания учебных дисциплин как инструмент здоровьеразвития и здоровьесбережения. URL:K3ruix!)>files/statya_v_sbornik.doc (дата обращения: 06.10.2014).

4. Познай себя Влияние звуковых и электромагнитных волн на мозг человека. URL: http:// nepoznannoe.rolevaya.ru/viewtopic.php?id=480 (дата обращения: 06.10.2014).

5. Юшкова Е.Б. Ноосферное образование — новый этап в развитии педагогики. URL: http:// nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ (дата обращения: 06.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.