Научная статья на тему 'Педагогическая рациональность в средовой интеграции образовательного пространства вуза'

Педагогическая рациональность в средовой интеграции образовательного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / образовательное пространство вуза / педагогическая рациональность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведмич Людмила Васильевна

Рассматривается образовательное пространство педагогического вуза, выявляются среды, методологические подходы, связанные с личностно-профессиональным развитием будущего учителя. Современные тенденции высшего образования в научных поисках педагогической концепции выходят на новое понятие о педагогической среде, которая рассматривается как образовательное пространство вуза, выявляются имеющиеся и новые среды, их взаимодействие и интеграция в контексте рационализма и прагматизма. Выявленные подходы показывают, что рассмотренные общеметодологические и частнометодологические подходы для личностно-профессионального становления будущего учителя в образовательном пространстве вуза должны быть ориентированы на поиск оптимальной меры познания, рационализма, прагматизма, взаимосвязи сред и контроля в факторной неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ведмич Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational space of a pedagogical university, educational environment and methodological approaches connected with personal professional development of a future teacher are considered. Modern tendencies of higher education develop new ideas about the pedagogical environment which is considered to be an educational space of a university, the new environment interacting and integrating with the existing one in the context of rationalism and pragmatism. General and individual methodological approaches to personal and professional development of a future teacher in the educational space of a university should be directed for the search of the most adequate cognition, rationalism, pragmatism, correlation of environment and control in factor vagueness.

Текст научной работы на тему «Педагогическая рациональность в средовой интеграции образовательного пространства вуза»

Л. В. Ведмич

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В СРЕДОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

Рассматривается образовательное пространство педагогического вуза, выявляются среды, методологические подходы, связанные с личностно-профессиональным развитием будущего учителя. Современные тенденции высшего образования в научных поисках педагогической концепции выходят на новое понятие о педагогической среде, которая рассматривается как образовательное пространство вуза, выявляются имеющиеся и новые среды, их взаимодействие и интеграция в контексте рационализма и прагматизма. Выявленные подходы показывают, что рассмотренные общеметодологические и частнометодологические подходы для личностно-профессионального становления будущего учителя в образовательном пространстве вуза должны быть ориентированы на поиск оптимальной меры познания, рационализма, прагматизма, взаимосвязи сред и контроля в факторной неопределенности.

210

Гуманистический мир в средовом пространстве наполняется человеческим трудом и его общественной деятельностью. Труд учителя совмещается с гуманистическим миром только тогда, когда он самореализует и формирует целевые установки на целостное развитие.

Средовое пространство. Развитие общества в пространстве бесконечно. С одной стороны, общество делится на возрастные группы: дошкольная, школьная, юношеская, взрослая. С другой — в пространстве окружающей среды между группами происходит взаимодействие, дифференциация и интеграция, взаимовлияние, взаимообмен в одних и тех же средах.

Помимо этого, философия в пространстве утверждает, что существуют зависимые и независимые среды — не зависимые от общества (природная среда, экологическая среда, энергетическая, человеческая и др.) и зависимые среды (образование, культура, деятельность, здоровье), которые человек может корректировать для улучшения своей жизнедеятельности в пространстве общества.

Пространство образования — пространство, на протяжении которого «сохраняется общегосударственное единство в образовании при проведении децентрализации образования. Сохранение взаимосвязи и преемственности отдельных образовательных структур и соблюдение прав каждого гражданина государства на получение образования независимо от места проживания»\

Рассмотрим сущность пространства образовательной среды вуза, интеграцию образовательной среды с другими средами окружающей среды в личност-но-профессиональном становлении будущего учителя.

Пространство может быть малым и большим. На рис. 1 показано наше представление о пространственном содержа-

нии глобального, окружающего, образовательного, средового пространства, которые интегрируют между собой. Перспективы тенденций развития образования, понятий пространства и среды, использование выявленных методологических подходов и принципов в развитии личности в образовательном пространстве вуза раскрывают сущность присутствия пространств образовательной среды, воспитательной, информационной и других сред.

1 . Глобальное пространство

2. Окружающее пространство

3. Социальная среда

4. Пространство образовательной среды вуза

Рис. 1. Пространство и среда

С точки зрения философии, пространство можно представить в виде глобального простора, в котором содержатся малые пространства замкнутого прямоугольного вида (рис. 1). Каждое пространство представлено в виде прямоугольника, который имеет свою ширину, высоту и глубину. Если глобальное пространство охватывает все пространство мира, то окружающее пространство состоит из больших и малых пространств. Эти пространства могут представляться самостоятельными или в виде матрешки, образовывая определенные средовые пространства.

Окружающее пространство рассматривается как пространство, в котором находится множество интегрирующих между собой сфер жизнедеятельности (медицина, образование, наука, произ-

водство, услуги и др.). Каждая сфера имеет свое средовое пространство (воспитательная среда, образовательная среда и т. п.) (рис. 2).

Для удобства, средовое пространство условно можно представить в виде сфер, что облегчает понимание их взаимодействия в пространстве образовательной среды вуза. Если абитуриент, вошедший в образовательный процесс, сразу попадает в образовательную среду вуза, то

он начинает взаимодействовать со всеми средами сразу, что усложняет процесс его адаптации. Пространство образовательной среды вуза многофункционально, имеет взаимосвязь со всеми средами окружающего пространства. Мы не ставим своей задачей исследовать все образовательное пространство. Остановимся лишь на исследовании личностно-профессио-нального становления будущего учителя в пространстве образовательной среды.

Рис. 2. Социальная среда в окружающем пространстве и пространство образовательной среды

Социализация общества находится в контексте с окружающей средой, следовательно, и с социальной средой, и во взаимосвязи с воспитательной и образовательной средами. Деятельность человека всегда осуществляется в определенной среде, которая заключает в себе условия, стимулирующие или затрудняющие эту деятельность2.

Социальная среда является основой формирования человека как личности. Она дает возможность человеку выбрать среду, заставляет его приложить к этому некоторые усилия. Учитель, знающий о роли социальной среды как о факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды учебно-воспитательного процесса в становлении личности. Социальная среда в педагогической деятельности определяется следующими функциями:

образовательно-воспитательная (полноценное использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса);

диагностическая (изучение личностных особенностей и социально-быто-вых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем); прогностическая и экспертная (разработка программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, экспертизы документов и материалов); организационно-коммуникативная (совместная работа, отдых, деловые и личностные контакты школы, психологов, добровольных помощников); охранно-защитная (использование правовых норм для защиты прав и интересов личности) и другие.

Социальная среда, неотвратимо влияющая на развитие личности и на общество через СМИ (телевидение, радиовещание, социальные и культурные программы), должна контролироваться, корректироваться государственными структурами, иначе воспитательные цели в развитии общества теряют свою актуальность в педагогической направленности. Рассмотрим блоки в становлении личности.

I. Личностное становление будущего учителя. Исследования показали, что каждая среда состоит в тесной взаимосвязи с деятельностью человека. Для активизации деятельности учителя в социальной среде происходит интеграция всех сред (см. рис. 2) с образовательной средой с целью корректировки личностного становления будущего учителя. Деятельность — это специфическая деятельность общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности3.

На рис. 2 представлено пространство образовательной среды вуза, где показана взаимосвязь деятельностного компонента со всеми средовыми пространствами в процессе личностного развития будущего учителя. Но если не существует целенапраленности, интегрирован-ности в социальной среде, то воспитательно-педагогическое воздействие не получит должного результата.

Деятельностный компонент в подсистеме личностного становления учителя является доминантой в личностно-деятельностном подходе в становлении личности.

В процессе деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные, волевые качества личности, ее способности и характер. Педагогическую деятельность рассматриваем «в качестве

методологической основы психологической интерпретации этой катего-

4

рии» .

Рассмотрим деятельность учителя в образовательной среде как неотъемлемый компонент психолого-педагогической деятельности. Деятельность учителя технологии включает в себя следующие основные компоненты: планирование, организация, целенаправленность;

сознательное отношение к предметной деятельности;

взаимосвязь мышления, творчества с деятельностью;

владение четкими движениями, хорошей координацией движений, умение контролировать свои движения с целью определенной предметной технологической деятельности.

Деятельностный компонент в дисциплине «Технология» соответствует содержанию технолого-педагогической деятельности, в которой учитель технологии должен выполнять вышеприведенные основные действия.

Мотивационный компонент. Деятельность личности в большей степени зависит от характера мотивации, и чем она выше, тем более целенаправленно проходит процесс достижения успеха к цели в становлении личности.

Мотивы и цели деятельности зависят от социальных условий жизни будущего учителя, от его моральной устойчивости, индивидуальных способностей, то есть происходит активизация, интеграция сред в окружающем пространстве, взаимосвязь деятельности в социальной среде с образовательной средой, психолого-педагогической средой, воспитательной средой. Необходимо иметь в виду то, что мотивация деятельности личности должна быть желаемой, творческой, разнообразной, но предметно-действенной.

Учебно-воспитательная деятельность учителя интегрируется функциями со средами в образовательном пространстве. Она влияет на результат педагогической деятельности.

Основной целью будущего учителя является усвоение им учебного содержания, имеющегося профессионального и общественного опыта, что побуждает его к активному преодолению возникающих препятствий, то есть происходит интеграция в окружающем пространстве образовательной среды, про-фессиологической среды, оздоровительной среды в образовательном пространстве вуза.

Основным видом психологической интерпретации учителя является развитие умственного мышления и физического развития, для чего необходима взаимосвязь педагогической деятельности со средами: образовательной — профессиологической — оздоровительной — культурологической — воспитательной — гуманистической — психолого-педагогической — предметно-пространственной.

Развитие умственного мышления у будущего учителя направлено на созидание и приобретение духовных ценностей, на воспитание культуры, речи, на восприятие научных преобразований в педагогическом труде, на приобретение профессиональных, педагогических, психологических знаний, для здорового сочетания физического и умственного труда.

Физический труд в образовательной среде связан с практикой и направлен на создание необходимых материальных ценностей, на приобретение навыков труда, культуры труда и служит целям гуманистического отношения к труду.

Здоровье учителя является немаловажным компонентом в профессиональной деятельности. Оно формируется в

оздоровительной среде. Здоровье помогает выдерживать большие психические нагрузки, иметь устойчивость к заболеваниям, сопротивляемость к неблагополучным условиям среды, уметь справляться с физическими нагрузками, восстанавливать силы, сохранять оптимистическое мировоззрение, владеть здо-ровьесберегающими технологиями в педагогической работе, требует не иметь вредных привычек. Здоровый образ жизни будущего учителя в окружающем пространстве формируется через: образовательную среду — воспитательную среду — оздоровительную среду (в здоровом теле — здоровый дух) — гуманистическую среду — предметно-пространственную среду (спортсоору-жения).

Прагматический подход как философское педагогическое направление, выступающее через сближение воспитания с жизнью в окружающем пространстве, служит цели воспитания в гуманистической среде. Прагматический подход через истину, сформулированную закономерностью устойчивого мира: факты — явления — закономерность — норма жизни, рассматривается как философское учение, трактующее философию прагматизма в качестве общего метода решения проблем, которые встают перед людьми в различных ситуациях. Объекты педагогического познания не существуют независимо от сознания, а формируются познавательными усилиями в развитии духовных ценностей личности. Мышление, опыт — всего лишь инструменты, орудия в практике для получения истины.

Если в каждой ситуации при теоретическом доказывании истины приходится обращаться к спору, то в процессе практических работ не требуется этих доказательств, так как результат работы (обсуждаемого вопроса) доказывает саму

истину в получении профессионально-педагогического опыта, в приобретении ценностных ориентаций.

По определению ценностных ориен-таций интересно высказывание Г. Б. Кор-нетова о том, что это — интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство, готовность личности «сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся си-туации»5.

Технолого-педагогическая деятельность и разновидность сред в образовательном пространстве указывают на то, что постоянное сущностное развитие личности происходит за счет развития рациональности и прагматичности в педагогической деятельности.

Технология воспитательной среды требует от учителя умений и навыков интеграционной деятельности образовательной среды с воспитательной средой, семейной средой, социальной средой, школьной средой, психолого-педагогической средой, с общественностью, с административной средой учебного заведения. Учитель практически владеет основами возрастной психологии (детской, школьной, подростковой, юношеской, взрослой, геронтологии) в пространстве образовательной среды.

В своей деятельности учитель опирается на педагогическую теорию, практику, физический труд.

Каждый человек, в том числе и учитель, имеет свое понятие, свою философию о жизни, о воспитании, поведении, культуре, образе жизни, но этнос, в котором он находится, имеет философию, законы развития, формы существования, свои духовные ценности, которые долж-

ны соблюдаться всеми членами этого этноса. Поэтому задача перед учителем состоит не только в совершенствовании своей личности, но и в умении правильно трактовать гуманизацию (этноса) в воспитании молодого поколения, что способствует развитию духовных и культурных ценностей.

Практика современной школы показывает, что исследования психологии личности и ее развития начинают играть все большую роль, поскольку они дают объяснение познавательных процессов в педагогических технологиях, а также позволяют на практике связать принципы субъективности, целостности, ценностной ориентации.

В связи с реформированием системы высшего образования в единое образовательное пространство появляются единые требования Европейского образовательного пространства к пространству образовательной среды российских вузов, к их преемственности, многоуровневости в подготовке будущих специалистов.

В концепции становления учителя должны учитываться рекомендации Совета Европы из пяти основных групп6: Социальная — политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность в принятии решений (социальная активность);

Поликультурная — компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (толерантность); Языковая — владение несколькими языками, грамотной речью, взаимопонимание, коммуникативность; Информационная — владение информационными технологиями, критическая оценка информации СМИ; Сопутствующая — способность и желание учиться всю жизнь (непрерывное совершенствование профессионального и личностного становления).

Однако новые требования отражаются не только в содержании, но и в культурных ценностях социальной среды каждого этноса, что часто приводит к затруднениям. Следовательно, личностно-профессиональное становление будущего учителя в образовательном пространстве вуза — направление в философии ценностей, исходящее из того, что интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе, и их проявление связано, прежде всего, с индивидуальным опытом личности. Из этого следует:

основа личности, ее личностно-смысловое содержание относительно устойчиво и реально определяют ее сознание и поведение, принятие духовных, культурных ценностей; гуманистический канал воздействия на это содержание, то есть собственно воспитание, — это практи-ческое участие личности в совместной деятельности с группой как более эффективный метод в процессиональной деятельности;

развитая личность четко понимает свое личностно-смысловое назначение своего собственного «Я»;

формирование будущего учителя происходит в соответствии с теоретико-методологическими основами профессионального становления личности, целями, функциями, наличием качественных характеристик личности, личностной деятельностью, компонентами.

Опираясь на данные исследований, можно отметить, что происходят изменения в философии образования: появляется новый подход к формированию профессионально-педагогических знаний, умений и навыков в пространстве образовательной среды, так как развиваются общество, системы образования, научно-технический прогресс.

Общие и специальные цели личност-но-профессионального становления учителя сформированы из шести профессиональных основных позиций:

1. От социально-экономической стабильности в социальной среде зависит дальнейшая педагогическая деятельность учителя. Он или работает в учебном заведении, или сразу меняет сферу деятельности, что влечет за собой невыгодные государственные затраты, кадровую нестабильность, личную неудовлетворенность.

2. Развитие педагогических, методических знаний, умений, навыков является основой профессиональной компетентности будущего учителя. Необходимо не только получение знаний, но и умение применять полученные знания. Учителю образовательной области технологии необходимы профессионально-технологические знания и умения педагогически грамотно работать с новым контингентом молодежи, владеть специальными профильными технологиями, методами и методиками обучения и воспитания. Это очень важные аспекты в педагогической деятельности: так, например, дисциплина «Технология» содержит многопрофильные технологии по содержанию, структуре (модульной), интеграции сред, которыми учитель должен владеть в совершенстве.

3. Удовлетворение потребности в психолого-педагогической деятельности отражается в предоставлении всего необходимого для осуществления техно-лого-педагогической деятельности, в удовлетворении специальных педагогических знаний.

4. Формирование профессионально важных качеств личности осуществляется в необходимых условиях приобретения профессиональных ценностей будущим учителем технологии.

5. Профессиональная значимость является одним из основных показателей в развитии личности. Она связана с профессиональной зрелостью технолого-педагогической деятельности учителя.

Профессионально-педагогическая деятельность учителя основана на личностных, психолого-педагогических значимых качествах учителя: доминантные качества, периферийные, негативные, профессионально-недопустимые качества . Рассмотрим принадлежность их к системе становления будущего учителя технологии. К доминантным качествам относятся:

социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогиче-ской деятельности;

целеустремленность как умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач; уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях; желание работать со школьниками — получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса; способность не теряться в экстремальных ситуациях — умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними.

Периферийные качества не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствуют ее успешности:

обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса;

честность — искренность в общении, добросовестность в деятельности;

справедливость — способность действовать беспристрастно; современность — осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов); гуманность — стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии;

эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания; педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей; толерантность как терпеливость в работе с детьми;

педагогический оптимизм — вера в ученика и его способности; доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.

Наличие негативных качеств влечет за собой снижение эффективности педагогического труда, воспитательного процесса, а профессионально недопустимые качества ведут к профессиональной непригодности учителя. К ним относятся:

пристрастность — выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам; неуравновешенность — неумение контролировать свои временные психические состояния, настроения; мстительность — свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником;

высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником; рассеянность — забывчивость, несобранность.

Профессиональные противопоказания — наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.); нравственная нечистоплотность, рукоприкладство, грубость, беспринципность, некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания, безответственность.

Помимо вышерассмотренных качеств, учитель должен обладать специфическими профессиональными техно-лого-педагогическими значимыми качествами, к которым относятся: умение использовать знания возрастной психологии в педагогической деятельности;

способность применять научную организацию труда (НОТ); умение использовать педагогику сотрудничества;

предприимчивость в технологическом процессе;

способность к воспитанию производственной нравственности у учащихся; производственная требовательность; умение применять производственный дизайн;

обладание профессиональным мышлением;

рациональный подход в учебно-производственном процессе; терпеливость в производственной деятельности;

технолого-педагогический профессионализм;

соблюдение трудовой дисциплиной; умение уважать деятельность других; владение грамотной профессиональной речью;

наличие творческого потенциала.

6. Организационно-управленческие цели являются как общими, так и специальными.

Личностно-профессиональное становление учителя формирует профессионально-педагогическую готовность будущего учителя через интеграцию сред в образовательном пространстве. Профессиональная подготовка проходит в про-фессиологической среде, и деятельность будущего учителя зависит не только от общих требований, но и от специфических профессиональных технолого-педагогических качеств самой личности. Существуют требования к пространству образовательной среды. Рассмотрим их.

Для развития личности в окружающей среде необходимы определенные условия, благодаря которым происходит развитие и самой профессионально-педагогической деятельности, то есть происходит взаимосвязь деятельности с образовательной средой; профессиологи-ческой средой; предметно-пространственной средой; научно-исследовательской средой; психолого-педагогической средой; информационной средой (рис. 3).

Рис. 3. Взаимосвязь средовых элементов Абитуриент, переходя из пространства образовательной среды школы в про-

странство образовательной среды вуза, входит в новые условия, где происходит «вторичная социализация» личности, то есть корректировка личности в новой образовательной среде.

Для организационно-дидактических условий в реализации профессионального развития будущего учителя чрезвычайно важно практическое проведение дифференциации и интеграции содержания, процесса обучения, организации специальных кабинетов и аудиторий.

Специально созданные условия в предметно-пространственной среде дают возможность будущему учителю научиться выполнять свои будущие квалификационные функции. Можно отметить, что развитие деятельности учителя в образовательной среде вуза зависит от дифференциации и интеграции: философии образования, образовательной среды, научно-исследовательской среды, информационной среды, окружающей среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность будущего учителя тесно связана с принятием правильного решения, что часто зависит от ситуации (от ситуационной среды). Принятие решений происходит через интеграцию ситуационной среды, мыслительной деятельности, рациональности в выборе решения, научно-исследовательской среды, психолого-педагогической среды, воспитательной среды, прагматизма.

Средовое пространство рассматривается как один из внешних факторов (социальная среда, ситуационная среда, философская, информационная) и внутренних (гуманистическая среда, научно-исследовательская, воспитательная, образовательная, культурологическая, оздоровительная, профессиологическая среда, психолого-педагогическая, предметно-пространственная). Многосредовое пространство многообразно, среды дифференцируются и интегрируются между

собой, оказывая взаимовлияние. Каждая среда индивидуальна, но их интеграция в целостной структуре системы генерирует ее строение, цели, задачи.

Например, внешняя ситуативная среда и внутренняя воспитательная среда сами по себе являются самостоятельными, но в возникшей ситуации проблема воспитания решается с привлечением: личного опыта, прагматизма (интеграция действий за сближение воспитания с жизнью), определения истины (дифференциация посылок), рационализма (умение самостоятельно принять правильное решение) в профессиональной ситуации.

Каждый этап в решении воспитательной проблемы дифференцируется или интегрируется с конкретной средой: с педагогической средой, с психологической средой, с гуманистической средой, с культурологической средой, с профессиональной средой. Каждая среда имеет свои элементы, функции, задачи, которые вступают во взаимодействие в зависимости от сложности возникшей ситуации (см. рис. 3). Это подтверждают и другие наблюдения: возникающее одиночество, наблюдаемое в каждом возрастном периоде развития общества, психологическое отторжение друг друга, боязнь открытости в ожидании получения отрицательных эмоций приводит к отдалению людей друг от друга. Молодые люди из-за неумения проводить самооценку не могут самореализоваться, интегрироваться в социальную среду, гуманно войти в контакт с ровесниками в окружающей среде. У них отсутствуют духовные ценности и наблюдается низкий уровень семейного воспитания. Это приводит к большой проблеме в общении среди подростков и молодежи.

На основании полученных результатов педагогического исследования вы-

делены следующие важнейшие направления: обоснование и поиск эффективных условий для развития и становления личности будущего учителя; актуализация внутренних сил, профессионально-педагогического самоопределения и становления личности в деятельности; координация педагогических, психологических и профессиональных видов деятельности и корректирование процесса воспитания и обучения; активизация духовной, воспитательной, гуманистической среды в социальную среду, в семейную среду, в «собственную» личность; активизация психологических процессов развития личности — восприятие, мышление, речь, язык.

Для ликвидации выявленных проблем необходимо остановиться на прагматизме, то есть сближать воспитание с жизнью. Каждому преподавателю вуза следует активизировать воспитательную среду через практические занятия по психологии и педагогике.

Социальная среда имеет составляющую в образовательном процессе и способствует готовности выпускника вуза к педагогической деятельности. Составляющая обеспечивает тесную взаимосвязь со всеми средами в пространстве вуза (см. рис. 2) и находится в контексте (в сцеплении, сплетении) с деятельностью (познания, учения, исследования и др.), рациональностью (отбора, выбора) в процессе развития и становления личности.

II. Профессиональное становление будущего учителя содержит компоненты, предполагающие взаимосвязь всех составляющих, которые строятся на основе содержания и реализации в профессиональном образовании, а именно: мотивационный, целевой, профессиоло-гический, содержательный, процессуально-прагматический, компьютерный, личностно-деятельностный, акмеологи-

ческий, психологический, результативно-оценочный, корректирующий.

Профессиональное становление будущего учителя в профессиологической среде осуществляется в интеграции с другими средами, с их целями, задачами, компонентами. Рассмотрим эти компоненты более подробно.

Целевой компонент — основывается на овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками, нормами ценностей в профессии учителя технологии, на желании учиться самому и обучать других. Осуществляется процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества происходит формирование личности. Осуществляется педагогическое обоснование непрерывной и последовательной смены актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. Реализация компонента происходит в образовательной среде через дифференциацию и интеграцию содержания воспитательного и образовательного компонентов на основании прогностической модели профессии — например, будущего учителя технологии.

Мотивационный компонент — предполагает положительные мотивы учения, выработки интереса к профессиональной деятельности, желание работать в педагогической сфере. Реализация компонента основывается в учебном процессе на личностном интересе.

Профессиологический компонент — основывается на многоуровневом, дисциплинарном, профессиональном, специализированном, воспитательном содержании, на информационной дифференциации и интеграции, на преемственности и непрерывности, на взаимосвязи необходимых сред в рамках соци-

альной среды для деятельности в пространстве образовательной среды вуза.

Содержательный компонент — один из главных корректируемых, дифференцируемых и интегрируемых компонентов. В учебно-воспитательном процессе формируются знания, навыки и умения, нормы и ценности развития по общенаучной и профессиональной подготовке будущего учителя. Специализация нацелена на теоретические учебные познания, использование рациональности в отборе содержания образования. Однако наблюдается недостаток в практической деятельности в образовательной среде вуза, что приводит будущего учителя к затруднению в овладении рациональностью в получении знаний, профессиональным поведением, прагматичностью в его жизненной и профессиональной деятельности. Реализация компонента происходит через учебно-программное содержание, процесс, документацию и компьютерные технологии обучения.

Процессуально-прагматический компонент — включает в себя научное обоснование содержания, управление учебным процессом, применение прагматического метода в образовательном процессе, индивидуальные формы воспитания и обучения, контроль и самоконтроль знаний и умений. Реализация компонента проходит через философию образования, рекомендации, относящиеся к теоретическому и практическому обучению, прагматический метод воспитания.

Личностно-деятельностный компонент — основывается на формировании качественных характеристик деятельности личности, педагогической деятельности, на желании постоянно учиться, иметь психологическую готовность к педагогической деятельности. Реализуется через личностную деятельность,

профессиональную компетентность, психологическую готовность к педагогической деятельности.

Средовый компонент — базируется на научных подходах к исследованию средового пространства, образовательной и воспитательной среды, на их активизации, дифференциации и интеграции в окружающем пространстве и в пространстве образовательной среды вуза. Осуществляется через цели, задачи всех сред личностно-профессионального формирования будущего учителя, через принятие и реализацию решений, личную ответственность преподавателя вуза.

Компонент психологической готовности — должен включать в себя необходимый объем психолого-педагогической подготовки будущего учителя с помощью психологических практикумов, тестов, анкет, способствующих психологическому формированию мышления в профессии учителя. Реализуется компонент через практическую психологическую ориентацию с использованием тестирования, анкетирования.

Компьютерный компонент — осуществляет формирование компьютерной грамотности, работу с компьютерными средствами, оргтехникой и компьютерными технологиями. Реализация происходит с помощью компьютерных технологий, программ, тестов. Освещаются основы автоматизации процессов управления; основные принципы проектирования и внедрения автоматизированных, информационных технологий существующих типовых проектных решений и пакетов прикладных программ для реализации аналитических задач. Осуществляется через компьютерные технологии и программы.

Результативно-оценочный компонент — основан на оценке результатов обучения и воспитания в педагогической

деятельности. Базируется на математических расчетах. Поскольку чрезвычайно важно, что рациональный отбор содержания учебного материала осуществлен в модуле, определяются требования к содержанию, процесс оценки отбора делится на этапы в соответствии с критериями отбора содержания. Реализуется компонент через компьютерные тестовые программы.

Критерии и показатели готовности педагога к педагогической деятельности определяют сформированность лично-стно значимых и профессионально важных качеств учителя, умение пользоваться научно-экспериментальными работами, психологическая готовность к педагогической деятельности, профессиональная зрелость и способность управлять учебным процессом, умение разрешать проблемы и оказывать педагогическую поддержку в обучении, воспитании и развитии других, умение использовать гуманистический стиль управления учебным процессом и способствовать развитию творческого коллектива.

Корректирующий компонент. Корректировка содержания образования и воспитания будущих учителей осуществляется на основании сопоставления полученных данных с имеющимися.

Рассмотренные компоненты, функции, критерии средового пространства взаимосвязаны в системе образовательного процесса вуза, указывают на необходимость усилить воспитательную среду за счет развития профессиональных и личностных качеств. В такой взаимосвязи всех сред в социальной среде в рамках целостной дидактической системы должно происходить профессионально-педагогическое становление будущего учителя в образовательной среде вуза.

ПРИМЕЧАНИЯ

Словарь справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков / Под общ. ред. П. И. Пид-касистого. М., 2004. С. 79.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1997.

Словарь справочник по педагогике. Указ. изд. С. 79.

Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., 2002. С. 78. Корнетов Г. Б. Историко-педагогическое познание на пороге ХХ1 века: перспективы антропологического подхода. Владимир, 1998. С. 33.

Профессиональное становление специалиста в вузе: Материалы межвузовской конференции / Под общ. ред. В. А. Ситарова, Т. В. Лодкиной. М.; Вологда, 2004.

Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2004. С. 182.

L. Vedmitch

THE PEDAGOGICAL RATIONALES IN ENVIRONMENTAL INTEGRATION OF THE EDUCATIONAL SPACE OF A UNIVERSITY

The educational space of a pedagogical university, educational environment and methodological approaches connected with personal professional development of a future teacher are considered. Modern tendencies of higher education develop new ideas about the pedagogical environment which is considered to be an educational space of a university, the new environment interacting and integrating with the existing one in the context of rationalism and pragmatism. General and individual methodological approaches to personal and professional development of a future teacher in the educational space of a university should be directed for the search of the most adequate cognition, rationalism, pragmatism, correlation of environment and control in factor vagueness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.