Научная статья на тему 'Педагогическая профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений'

Педагогическая профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / НАРУШЕНИЕ УСТАВНЫХ ПРАВИЛ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варнаков Р.В.

В статье рассматриваются педагогические пути профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений в воинском коллективе после того как он уже сформирован и прошел период общевойсковой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений»

представляют собой единый процесс овладения лексикой русского языка ка иностранного.

Обобщая вышеизложенное, мы пришли к заключению, что лексическая игра как деятельность в условиях различных ситуаций, направленных на усвоение языкового материала обеспечивает возможность многократного повторения новых лексических единиц, тренирует студентов в использовании речевого образца в конкретной ситуации, что в целом будет способствовать развитию лексического навыка.

Список литературы:

1. Лебединский С.И., Гербик Л.Ф. Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие / С.И. Лебединский, Л.Ф. Гербик - Мн., 2011. - 309 с. 17.

2. Кудрявцева Б.Л., Бубенова Л.Б., Тимофеева А.А., Буланов С.В. Современные игровые технологии в изучении и освоении языков

// Русский язык за рубежом. М., 2015. - № 3.- С. 4357.

3. Матохина А.В., Харламова Н.В., Шабалина О.А., Куликов Е.А. Использование игровых образовательных технологий в системе обучения русского как иностранного языка в современном вузе // Открытое образование. Т. 21. № 3. 2017.- с. 39-47.

4. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / под ред. А. Н. Щукина. - М.: Рус. Язык, 2003. - 304 с.

5. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. — М.: Русский язык. Курсы, 2010.

6. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин - М.: Просвещение, 1984.- 370 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ УСТАВНЫХ ПРАВИЛ

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Варнаков Р.В.

Заместитель начальника факультета Военного университета Министерства обороны соискатель ученной степени кандидата педагогических наук

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются педагогические пути профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений в воинском коллективе после того как он уже сформирован и прошел период общевойсковой подготовки.

Ключевые слова: профилактика, нарушение уставных правил взаимоотношения, воинский коллектив, молодежные субкультуры.

Военачальнику мы в особенности удивляемся тогда, когда даже в его отсутствие войско

соблюдает порядок.

Иоанн Златоуст

Актуальность проблемы, связанная с нарушением уставных правил взаимоотношений в воинской среде обусловлена тем, что на сегодняшний день практически каждый второй военнослужащий в армии — это военнослужащий по контракту. У которого определен график служебного времени и за забором его ждет семья. К большому сожалению не все командиры до конца осознают это и обращаются с военнослужащим проходящим военную службу по контракту как с военнослужащим по призыву, который круглосуточно находиться в казарме и выход за забор у него только по увольнительной записке в соответствии с требованиями общевоинского устава.

Постоянное нарушение регламента служебного времени ущемляет права военнослужащих проходящих военную службу по контракту из-за чего у них возникают конфликты, в семье, а неразрешенный семейный конфликт находит свое отражение на службе в виде нарушений уставных правил взаимоотношения в воинской среде.

Четкого определения нарушений уставных правил взаимоотношений в литературных источниках нет поэтому принято считать, что те взаимоотношения, которые выходят за рамки правил, установленных законом, воинским уставом, и приказами командира ведущие к нарушению воинской дисциплины считаются нарушением уставных правил. Однако в уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена целая статья предусматривающая наказание за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Привлечь к этой статье могут военнослужащих, нарушивших устав при этом унизив честь и достоинство военнослужащего или гражданского персонала, а также совершившие насильственные действия с целью издевательства в отношении к пострадавшим[1].

Большого секрета нет в том, что в воинском коллективе, как и в гражданском существуют негласные традиции и правила, не нашедшие своего отражения в законодательных актах. Часто наряду с наставничеством существует негласная традиция подчинения молодых солдат

старослужащим. Почти всегда есть те, на кого возложена роль непосредственного исполнителя по поддержанию негативных традиций, и проводники идеи безропотного повиновения негласным законам. Они дают советы, как поступать в различных ситуациях, жестоко наказывают за непослушание. Качество исполнения этих ролей солдатами постоянно оценивается лидером неформальной микрогруппы. На основе этих оценочных мнений складывается внутригрупповой механизм функционирования неуставных взаимоотношений, а факты нарушений скрываются от офицеров.

Такой же механизм взаимоотношения можно увидеть при рассмотрении неформальных молодежных групп и объединений, проходящих путь от неформалов к молодежным субкультурам как конструктивной, так и деструктивной направленности[2].

Педагогическая профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений включает в себя в первую очередь диагностику фактов нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, а уж затем проведение организационно-воспитательных, психолого-педагогических, социально-бытовых и

медицинских мероприятий, создающих условия для налаживания уставной организации учебно -воспитательного процесса и быта в подразделениях.

В интересах диагностики поведения применяются следующие методы: наблюдение, анализ документов, опрос и др. [3]

В ходе наблюдения фиксируются особенности поведения военнослужащего в различных ситуациях. Наблюдение должно быть систематическим и целенаправленным. Оно позволяет увидеть и зафиксировать изменения, динамику развития поведенческих характеристик, помогает изучить скрытые процессы во время прямых контактов с военнослужащими.

Анализ документов в совокупности с наблюдением и другими методами выявляет предрасположенность к неуставным действиям. К документам, содержащим наиболее полную информацию, относятся автобиографии, характеристики на призывников, заключения медицинских учреждений, психолого-

педагогические дневники (если они ведутся в подразделении) и др.

Опрос военнослужащих - один из важнейших методов диагностики их поведения. Для того чтобы выявить лиц, склонных к нарушениям уставных правил взаимоотношений, необходимо опрашивать все категории военнослужащих подразделения. Получить новую информацию и подтверждение предположениям помогают индивидуальные беседы и анонимные опросы.

Следует регулярно проводить социально-психологическое обследование воинских коллективов в целях выявления неформальных групп, военнослужащих, оказавшихся в изоляции.

На основе информации, полученной в результате опроса, и с помощью других методов диагностики определяются меры по предотвращению нарушений уставных правил взаимоотношений.

Основные элементы работы по профилактике таких нарушений включают в себя:

• наведение и поддержание уставного порядка и организация службы в подразделении;

• последовательная и систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимодействие между военнослужащими различных периодов службы, знание реального положения дел в воинском коллективе;

• повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности.

Условия, при которых можно решить проблему нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими включают в себя:

• всесторонний учет специфики решаемых подразделением задач;

• правильное, равномерное распределение молодых воинов по подразделениям;

• знание офицерами, прапорщиками своих функциональных обязанностей и должностных обязанностей своих подчиненных;

• тщательная подготовка воспитательных мероприятий и обеспечение максимального участия в них личного состава;

• повседневная целенаправленная воспитательная работа с каждым военнослужащим[4].

Предупреждение нарушений уставных правил взаимоотношений возможно при образовании уклада воинской жизнедеятельности, таким образом, чтобы можно было исключить их проявления.

Таким образом, педагогическая профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений носит сознательный характер по поддержанию воинской дисциплины, а регламентация всей армейской жизни уставами и приказами не означает, что командир освобождается от творческого подхода в руководстве своим коллективом продолжая совершенствовать формы и методы своей работы.

Уровень дисциплинированности воинов и состояние дисциплины вообще в огромной степени зависят как от командиров-единоначальников, так и от наличия в войсках хорошо организованной, слаженной и четко действующей системы воспитания, практического опыта и грамотности офицеров.

Командир подразделения, осуществляя мероприятия по исключению из жизни воинских коллективов фактов глумлений и издевательств военнослужащих должен помнить, что для эффективной профилактики неуставных взаимоотношений необходимо знать формы их проявления в конкретном подразделении, наличие негативных традиций, уметь оказывать влияние на

микрогруппы, находить формы и способы противодействия этим негативным явлениям.

Список литературы

[1] "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от

27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с

08.01.2019)

[2] Савченко В.М. От неформальных молодежных групп и объединений до молодежной субкультуры «Вестник университета

(Государственный университета управления), № 6(44), 2008, С. 107 - 113

[3] Диагностика и профилактика неуставных взаимоотношений между военнослужащими URL: http://armyrus.ru/index.php?option=com_content&tas k=view&id=167

[4] Воспитание воинской дисциплины, предупреждение правонарушений и поддержание правопорядка в воинских подразделениях URL:http://www.indbooks.in/mirror1.ru/?p=714885 (дата обращения:02.04.2019)

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

ТЕХНОЛОГИИ

Джафарова Оксана Сергеевна

канд.пед. наук, ГБОУВОРК

«Крымский инженерно-педагогический университет»

г. Симферополь DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.1.64.218

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты основные пути развития культуры труда младших школьников на разных этапах уроков технологии. На основе анализа литературы и практического опыта обозначена необходимость формирования культуры труда как преобразовательной деятельности человека, позволяющей ему участвовать в современных трудовых процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

ABSTRACT

The article describes the main ways of developing the labor culture of children of primary school at different stages of technology lessons. Based on the analysis of literature and practical experience, the need to form a labor culture as a transformative activity of a person, allowing him to participate in modern labor processes on the basis of harmonious interaction with nature, society and the technological environment, is indicated.

Ключевые слова: культура труда, трудовое обучение младших школьников, уроки технологии.

Keywords: labor culture, labor training for children of primary school, technology lessons

В современном мире отмечается тенденция снижения общей культуры подрастающего поколения в целом, поэтому появляется особая необходимость в воспитании культуры труда младших школьников как одного из факторов формирования всесторонне развитой личности, способной к организации и выполнению будущей профессиональной деятельности. Одной из основных задач школы является формирование интереса и любви к трудовой деятельность, ведь учеба для младших школьников выступает ведущим видом деятельности, в которых содержатся истоки раннего выявления способностей, направленности личности, правильного выбора будущей профессии.

Проблема воспитания культуры труда на этапе начального обучения на основе развития интереса к трудовой деятельности (В. Бахир, Н. Бондарева, Т. Коменских и др.), рационализацией учебного труда младших школьников (В. Иванова, П. Мазур и др.). Такие учёные, как П. Атутов, О. Кожина, В. Овечкин, В. Симоненко, Ю. Хотунцев раскрыли сущность и содержание данного понятия, указали проблемы, формы и методы формирования составляющих культуры труда.

В связи с актуальностью данной проблемы целью статьи является раскрыть основные пути

формирования культуры труда младших школьников на уроках технологии.

В наше время, явление культуры включает в себя все виды деятельности человека. Под культурой труда, Н. Ф. Бабина понимает уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных трудовых процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой [1]. Таким образом, суть данного понятия предполагает новый взгляд на окружающую действительность, который выражается в преобразовании и совершенствовании мира, в котором живут люди.

Фундаментальной составляющей культуры труда является преобразовательная деятельность людей, через которую проявляются их творческий потенциал, знания и навыки. Преобразовательная деятельность присутствует во всех сферах жизни людей, а также во всех сферах их трудовой деятельности [2].

Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для воспитания культуры труда, так как именно в данном возрасте существует потребность в осознании самого себя,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.