Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
девиантное поведение / отклоняющееся поведение / подросток / девиантное поведение подростков / профилактика / педагогическая профилактика / система общего образования / технология / социальная среда / здоровьесберегающий подход / здоровый образ жизни / deviant behavior / deviant beha-vior / adolescent / deviant behavior of adolescents / prevention / pedagogical prevention / general edu-cation system / technology / social environment / health-saving approach / healthy lifestyle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Татьяна Юрьевна, Скрябина Дарья Владимировна

В статье освещена проблема девиантного поведения среди несовершеннолетних, раскры-ты основные причины, влияющие на распро-странение отклоняющегося поведения в под-ростковой среде. Обоснованы теоретико-ме-тодологические основы педагогической про-филактики девиантного поведения среди уча-щихся подросткового возраста в системе об-щего образования. С позиции комплексного подхода раскрыты положения для реализации профилактической работы с подростками в условиях общеобразовательной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифорова Татьяна Юрьевна, Скрябина Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical prevention of deviant behaviour among adolescents in the system of general education

The article highlights the problem of deviant behavior among minors, reveals the main reasons that influence the spread of deviant behavior among adolescents. Theoretical and methodological foun-dations of pedagogical prevention of deviant be-havior among adolescent students in the system of general education are substantiated. From the standpoint of an integrated approach, the provi-sions for the implementation of preventive work with adolescents in the context of general educa-tion are disclosed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Щф}

улшиш^ные /к(//Ки

Т. Ю. Никифорова, Д. В. Скрябина

УДК 37.013.42

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОФИЛАКТИКА

ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ

ПОДРОСТКОВ

В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

О современной жизни во всем мире и в российском обществе, в частности, сложилась достаточно неустойчивая социальная, экономическая и идеологическая обстановка, что может выступать предиктором ослабления социальных связей взрослых и подрастающего поколения, результаты чего в настоящее время проявляются в разных формах отклонений и девиаций подростков: агрессивном поведении, жестокости (буллинге), сквернословии, воровстве, алкоголизме, наркомании, бродяжничестве, проституции, вандализме и др.

Трансформация социальных условий жизни, связанная с развитием социальных сетей (цифровизацией и информатизацией) повлекла рост новых форм девиаций в подростковой среде - кибераддикцию, игровую зависимость, кибербуллинг, виртуальное мошенничество, трэш-стрим, скул-шутинг и др., что создает дополнительные риски для несовершеннолетних [20, с. 265].

Наряду с отмеченными современными формами девиаций, большую опасность для подростков представляет их приобщение к употреблению психоактивных веществ (алкоголь, наркотические, токсические вещества). Это опасное увлечение вызывает поражение нервной системы, риск заражения социально опасными заболеваниями (ВИЧ инфекцией, венерическими заболеваниями и др.), а также нравственную деградацию личности молодых людей [17]. Из числа лиц, болеющих СПИДом в

России, более 50 % людей являются потребителями наркотиков. Безусловная опасность состоит и в том, что в результате потребления наркотиков в 7-11 раз возрастает частота смертности и в десятки раз повышается риск совершения попыток суицида [18].

Как показывают исследования, употребление подростками психоактивных веществ влияет на формирование зависимого (аддик-тивного) поведения, социальной дезадаптации, безнадзорности, деморализации, риск повышения вероятности перехода подростковых девиаций в делинквентное поведение, создающее предпосылку для правонарушений [12, с. 190]. Результаты исследования С. А. Беличевой констатируют, что из 1000 совершенных правонарушений 2/3 приходится именно на подростковый возраст (от 11 до 16 лет), являющийся своеобразным пиком девиантного поведения [1, с. 30].

На это влияет тот факт, что подростки отличаются менее устойчивой психикой, чем взрослые, не имеют собственного жизненного опыта, в большей степени подвержены влиянию как со стороны отдельных людей, так и разных социальных групп, в том числе радикально-настроенных сообществ в социальных сетях [20].

В связи с этим повышается значимость проведения профилактической работы среди детей и подростков, обусловленная необходимостью предотвращения формирования деструктивных паттернов поведения, искажения социальных ценностей, наносящих серьезный урон личностному развитию и процессу социализации несовершеннолетних.

Целью статьи является теоретико-методологическое обоснование комплексного подхода к педагогической профилактике девиант-ного поведения среди подростков в системе общего образования.

Для рассмотрения причин и условий, предрасполагающих несовершеннолетних к отклонениям в поведении от социальных норм, обратимся к характеристике понятия «девиант-ное поведение». По мнению Г. И. Макартыче-вой, «девиантное поведение - это специфиче-

ский способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним» [13, с. 8].

С позиции Н. В. Виста, «определяющую роль в поведении подростка играет сложившаяся система ценностей личности, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении» [5, с. 3].

Большую роль в формировании отклоняющегося поведения играют факты нарушения собственных прав детей и подростков в семье или социальной группе (жестокое обращение, насилие и пр.). В таких ситуациях подростки будут склонны отстаивать свои личные права и интересы, например, в виде агрессии и даже правонарушений против конкретных людей или группы. Нередко отклонения в поведении происходят в тех случаях, когда основные потребности человека (биологические, социальные, идеологические и др.), необходимые для его жизнедеятельности, ущемлены [13, с. 6-7].

Первопричиной такого увеличения подростковой преступности является, прежде всего, нарушение собственных прав детей и в семье, и в социуме. Ребенок, который не получает достаточно тепла, любви и взаимопонимания, постоянно испытывает чувства беззащитности, боли, унижения. Волей-неволей он начинает отстаивать свое право на существование и нередко — незаконными способами: не имея возможности удовлетворить свои потребности законным образом, он ищет другие пути.

Согласно мнению В. Н. Жадан, «различные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами и ценностями» [9, с. 73]. При этом возможно проявление неконструктивных способов поведения: избегание, попытка уйти от различных жизненных трудностей, невзгод, асоциальные действия, употребление наркотиков, попытка суицида и др.

В последние годы большое внимание уделяется комплексной биопсихосоциальной модели девиантного поведения. В связи с этим отметим точку зрения Т. В. Ничишиной, со-

гласно которой «отклоняющееся поведение личности рассматривается как результат сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов, действие которых в свою очередь преломляется через систему отношений личности» [15, с. 12].

Наличие того или иного проявления де-виантного поведения у несовершеннолетних, по мнению В. К. Зарецкого, Н. С. Смирновой, Ю. В. Зарецкого, А. Б. Холмогоровой, Н. М. Ев-лашкиной, указывает на то, что дети находятся в трудной жизненной ситуации, а поэтому нуждаются в посторонней помощи и поддержке. Причем без помощи специалистов они не смогут самостоятельно справиться с конкретной ситуацией [10].

К числу наиболее распространенных причин, обуславливающих высокую вероятность развития отклоняющегося поведения среди детей подросткового возраста относят следующие:

- неблагоприятные условия семейного воспитания (психологические, педагогические, социальные), препятствующие гармоничному формированию личности ребенка: конфликты, гипопротекция, гиперпротекция, алкоголизм, наркомания, аморальное, криминальное поведение родителей и др.;

- личностные особенности подростков, обуславливающие неблагоприятный характер их взаимодействия с социальным окружением;

- школьная дезадаптация, связанная с ошибками педагогического характера;

- низкий уровень знаний несовершенно -летних о потенциальных рисках, связанных с проявлением того или иного вида отклоняющегося поведения;

- несформированная система социально -нормативных и ценностных ориентаций у детей и подростков, что делает их неустойчивыми к различным современным «соблазнам»;

- отсутствие надежных социальных барьеров в обществе и в системе общего образования, обусловленные недостаточной эффективностью организации учебной и внеурочной работы по проблеме предупреждения отклоняющегося поведения.

При этом следует учитывать специфические особенности данного сенситивного периода, такие как неустойчивость эмоциональной сферы, противоречивость характера, желание подростков выйти из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых, неуверенность, стремление к независимости и потребность в самоутверждении, негативизм, заниженная критическая оценка собственных действий и проступков.

Специфика отклоняющегося поведения у детей подросткового возраста, согласно мнению А. Д. Гонеева, Н. В. Ялпаевой, Н. И. Ли-финцевой, обусловлена следующими аспектами [8, с. 173]:

- характером протекания психических процессов (подвижность, устойчивость, уровень активности, импульсивность, аффективные реакции);

- качествами личности и чертами характера (лживость, грубость, упрямство, лень, невнимательность, склонность к агрессии и жестокости);

- низким уровнем общей культуры, влияющим на пренебрежение несовершеннолетними нормами морали и нравственности, а также на склонность к конфликтам и асоциальному поведению;

- наличием вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, приобщение к азартным играм).

Наряду с этим, у подростков достаточно импульсивно, причем с аффективным характером, могут проявляться реакции протеста (эмансипации), которые в дальнейшем могут перейти в агрессивную форму поведения с элементами враждебности. Зачастую именно неуверенность подростков в себе и наличие потребности в самоутверждении влияют на то, что они начинают совершать то или иное асоциальное действие и могут его оценивать даже как своеобразное проявление самостоятельности, силы и «геройства» [23].

Таким образом, распространение девиаций в подростковой среде обусловлено разными факторами: специфическими особенностями данного возрастного периода, наличием труд-

ностей психологического и социального характера, кризисом идентичности, недостатком социального опыта, несформированным мировоззрением.

С учетом вышеизложенного очевидным становится, что проблема нарушения социальных норм поведения подростками должна предусматривать предупреждающие меры. С позиции А. П. Сманцера, Е. М. Рангеловой, термин «превенция» рассматривается в значении предупреждение и ориентировано на устранение особенностей деструктивного поведении детей за счет гуманизации и гармонизации отношений педагогов и школьников, воспитания у учащихся волевых качеств. Превентивная работа позволит упреждать и снижать долю негативных поступков, нарушений в поведении в школе, дома, на улице [19].

Осуществление ранней профилактики де-виантного поведения, по мнению М. В. Шакуровой, возможно путем использования мер превенции и коррекции социальных отклонений и дезадаптации детей и подростков, связанных с влиянием неблагоприятных факторов среды, условиями воспитания, психобиологическими особенностями индивида [21, с. 96].

Наличие школьной дезадаптации у учащихся младших классов, по мнению О. О. Шемякиной, будет влиять на формирование заметных отклонений в поведении к подростковому возрасте (агрессия, жестокость, прогулы уроков, увлечение компьютерными играми, уход в виртуальный мир и др.) [23].

Т. В. Ничишина обращает внимание на необходимость создания воспитывающей среды в условиях семейного, школьного и внешкольного микросоциума. При этом она считает, что «развитие позитивных ценностных ориентаций и просоциальных установок закладывают фундамент защитных мер по отношению к отклоняющемуся поведению детей и подростков» [15, с. 43].

Таким образом, использование предупредительных мер является наиболее перспективным направлением по сравнению с работой над исправлением (коррекцией) уже сформированных отклоняющихся и дезадаптированных форм поведения в подростковой среде.

Среди различных аспектов в системе организации профилактических мероприятий (административно-правовых медико-социальных, санитарно-гигиенических, психо лого-педагогических) одним из наиболее доступных и имеющих стратегическое значение (в социально-экономическом отношении) является первичная педагогическая профилактика девиан-тного поведения в системе общеобразовательной подготовки [16, с. 60].

В настоящее время в системе педагогической профилактики девиантного поведения особое значение придается использованию различных подходов и технологий работы с учащимися.

К числу наиболее эффективных путей социально-педагогической работы с несовершеннолетними, по мнению М. А. Болдиной и Ю. С. Никонова, относится технология профилактики девиаций. Это связано с непосредственным влиянием на ведущие условия и причины, обуславливающие выбор тех или иных форм поведения человека, которые в конечном итоге могут влиять на формирование отклонений. При этом большое влияние на результативность превентивных мер, с позиции авторов, окажет выработка у подростков положительной мотивации на учебную деятельность в сочетании с поддерживающей системой взаимоотношений с взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками [3, с. 100-102].

Технология профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних, базирующаяся на средствах социокультурной деятельности, предложена, Г. Г. Чанышевой, В. Ф. Габ-дулхаковым Ф. К. Зиннуровым. Реализация данной технологии опирается на разные формы проявления социальной культуры и включает три уровня взаимодействия с подростками (вербально-семантический, когнитивный, мотивационно-прагматический) [6, с. 94].

Субъектно-ориентированный подход включает следующие направления работы с подростками: диагностику развития индивидуальных творческих способностей учащихся; использование ситуаций, изменяющих мотив поведения с субъективного на нормативный (одобряемый обществом), и выбор более оп-

тимальных путей решения проблем; обсуждение социальных и личностных проблем с применением методов анализа и синтеза; изучение творческих способностей учащихся, что поможет выбрать новую стратегию деятельности (целеполагание); проведение коррекции навыков общения подростков [6, с. 94].

Одним из путей совершенствования процесса профилактической работы, по мнению Т. В. Ничишиной, является изменение содержательно-процессуального компонента. Это связано с тем, что в учебном процессе имеет место использование однообразных форм и методов работы, формальность, отсутствует системный подход. К наиболее распространенным методическим ошибкам при работе с учащимися относятся использование директивного стиля в обучении и воспитании, элементов запугивания (негативные стимулы); постановка акцента на подробное описание форм девиаций, а не пагубное их влияние на человека и общество; использование однотипных заданий; подавление активности непослушных учащихся [15, с. 65].

В связи с этим ученым обращено внимание на необходимость применения в процессе педагогической профилактики с подростками развернутых дискуссий, посвященных вопросам морали и нравственности, анализу трудных жизненных ситуаций и выработке умений с ними справляться. Кроме этого, важным является использование социально ориентированных игр, интерактивного театра (форум-театра), практикумов, которые позволят учащимся эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, применять конструктивные формы поведения, овладеть навыкам саморегуляции [15, с. 70].

В наше время большое внимание по проблеме превенции отклоняющегося поведения уделяется здоровьесберегающему подходу как фактору формирования здоровья подрастающего поколения. По мнению А. В. Шаповалова, С. А. Хазовой, А. А. Клименко, «значительная часть средств, способов и методов здо-ровьесбережения детей и подростков относится к области образования, а именно: к здоровье-сберегающей педагогике» [22, с. 80].

К сожалению, в настоящее время в общеобразовательных школах не в полной мере реализуется концепция здоровьесберегающей направленности, которая позволила бы предупреждать развитие у учащихся подросткового возраста различных форм девиантного поведения. В связи с этим обратим внимание на особенности педагогической профилактики отклонений в поведении учащихся с позиции здо-ровьесберегающего подхода.

Методологической основой данного подхода будет являться использование педагогических подходов в учебном процессе, которые нацелены, с одной стороны, на предупреждение развития отклоняющихся форм поведения у подростков, а с другой стороны, ориентированы на формирование у учащихся установки на поддержание и укрепление собственного здоровья посредством физкультурно-оздоровительной деятельности.

Следовательно, в рамках первичной педагогической профилактики девиантного поведения важным станет выработка у учащихся установки на здоровье и здоровые формы поведения, формирование ответственности за свои поступки. Это обусловлено тем, что нерациональная организация сферы досуга и увлечений будет предрасполагать учащихся к поиску путей получения удовольствий в кругу друзей или Интернете.

Таким образом, несмотря на наличие различных подходов профилактического воздействия, в настоящее время отсутствуют единые программы профилактики девиантного поведения. Поэтому в условиях системы общего образования зачастую реализуются те или иные аспекты профилактической работы, например, по предупреждению агрессивного поведения, профилактике вредных привычек (наркомании) и другие [7].

Повышение эффективности мер по профилактике девиантного поведения в образовательном процессе, на наш взгляд, будет обусловлено использованием комплексного подхода в работе со школьниками среднего звена Его основу должно составит единство образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, которые необходимо учитывать

при разработке содержания специальных программ профилактической направленности.

В основу планирования содержания разделов программ по дисциплинам (курсам) должны быть положены образовательный (когнитивный) и практико-ориентированный компоненты подготовки учащихся, предусматривающие не только повышение грамотности подростков в вопросах превенции различных форм, но и использование здоровьесберегаю-щего аспекта.

Раскроем основные методологические положения, которые позволят реализовывать комплексный подход по профилактике девиантно-го поведения среди подростков в системе общего образования:

1. Расширение уровня знаний учащихся об условиях и факторах развития отклоняющего поведения, специфических признаках и возможных опасных последствиях личностного и социального характера.

В профилактической работе с учащимися акцент следует ставить на опережающее влияние информации на сознание подростков. Особенно важно, чтобы повышение грамотности учащихся в превентивном аспекте осуществлялось еще до первого «знакомства» с тем или иным фактором «риска», который в дальнейшем для учащегося может стать одной из форм самоутверждения или приятного времяпрепровождения.

В то же время использование методов запрета, запугивания не способствует достижению положительных результатов, а даже наоборот, повышает интерес учащихся к изучаемому явлению [23]. При этом внимание подростков следует ориентировать на ведение не только социально одобряемого поведения в обществе, но и на выработку здоровых привычек, приоритета здоровья, создающих хороший базис для сохранения психосоциального здоровья [16, с. 61].

Таким образом, повышение грамотности подростков по проблеме профилактики деви-антного поведения будет способствовать формированию у них основ социальной ответственности за свое поведение.

2. Повышение интереса подростков к сохранению собственного здоровья через использование здоровьесберегающего подхода. Формирование у учащихся ценностных ориента-ций, связанных со здоровьем и ответственным к нему отношением, будет являться хорошей альтернативой отклоняющемуся поведению. Одним из путей, позволяющих подросткам делать сознательный выбор в сторону приоритета здоровья, а следовательно, превенции нездоровых привычек и девиаций, являются различные средства и пути организации здоровой жизнедеятельности.

Особое внимание учащихся подросткового возраста должно быть обращено на развитие здоровьесберегающей мотивации, что может быть достигнуто с помощью рациональной организации сферы досуга, использования средств физической культуры и спорта [22].

3. Проведение ранней диагностики личностных и поведенческих характеристик несовершеннолетних как индикаторов проявлений девиаций в поведении (факторов риска). Обращает внимание необходимость своевременного выявления у детей и подростков различных нарушений в поведении с учетом актуальных проблем личностного и социального характера. В образовательном процессе педагогам и психологам следует выявлять различные проявления у учащихся школьной дезадаптации (трудности в обучении, пропуски занятий, конфликты), а также социальной дезадаптации (потеря интереса к учебе, приобщение к асоциальным группам, употребление алкоголя, наркотиков).

Следовательно, раннее выявление лично -стных и поведенческих отклонений у учащихся позволит осуществлять целенаправленную профилактическую работу и минимизировать влияние всех психологических факторов риска (личных, семейных, социальных).

4. Повышение личностных ресурсов несовершеннолетних. В условиях общеобразовательной подготовки у учащихся необходимо формировать такую систему ценностных ори-ентаций, в которой преобладают социально значимые позиции человека как гражданина, базирующиеся на правовых нормах и культуре конкретного общества.

Одним из важных компонентов развития личностных ресурсов подростков является выработка умений противостоять давлению сверстников и среды, что предупредит их от совершения необдуманных действий, например, в ситуациях проверки «на слабо» или в целях самоутверждения. Поэтому у учащихся необходимо формировать психологическую устойчивость к различным девиантным соблазнам, обладающим групповой притягательностью.

Результатом повышения личностных ресурсов будет являться выработка стойкого психологического иммунитета подростков к негативным социальным воздействиям, формирование позитивной «Я--концепции», а также возможность самостоятельно принимать решения в различных жизненных ситуациях.

Наряду с этим, значимым фактором защиты несовершеннолетних от склонности к девиациям может стать референтная группа сверстников просоциальной направленности (положительно ориентированная), которая становится групповым регулятором (эталоном), влияющим на выработку общих ориентиров поведения (норм и ценностей). Согласно мнению С. А. Беличевой, референтная группа выполняет роль перцептивного фильтра, влияющего на выбор социальных установок всех лиц, принадлежащих к данной группе, благодаря влиянию ряда факторов: авторитет, престиж, популярность, групповые экспектации (ролевые предписания) [2, с. 93-94].

5. Формирование культуры общения несовершеннолетних в социальной среде. Развитие навыков коммуникации будет являться основой эффективного общения со сверстниками, педагогами, родителями, а также обеспечит стремление подростков к сотрудничеству, например, в рамках какого-либо молодежного движения. При работе с подростками следует обучать их умению делать сознательный выбор конструктивных способов поведения и использовать «тактику отказа» при попытках других людей склонить их к асоциальным действиям.

Процесс организации профилактики де-виантного поведения несовершеннолетних, с

позиции Ф. К. Зиннурова, должен предусматривать использование следующих принципов: полифункциональность независимо от формы девиации; непрерывность воздействия на всех уровнях; позитивное влияние социокультурной среды; нейтрализация агрессивного поведения; субъектность; технологичность и целенаправленность; национально-культурная идентичность [11, с. 130].

В целях повышения эффективности педагогической работы по профилактике девиант-ного поведения среди учащихся подросткового возраста нами предложены следующие условия:

- предусматривать специфику развития различных форм девиантного поведения (причины и факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении от социальных норм) у несовершеннолетних как основу планирования содержания профилактических программ и мероприятий;

- учитывать возрастные особенности детей и подростков (личностное и психофизическое развитие), обуславливающие развитие тех или иных видов девиаций, что позволит осуществлять мониторинг склонности учащихся к отклонениям в личностном и поведенческом аспектах;

- применять различные технологии и методы профилактических воздействий, тренинги по выработке поведенческих умений, повышающие психологическую устойчивость подростков к влиянию среды и обеспечивающие формирование поведения, удовлетворяющего здоровые потребности личности. При этом важно использовать не только научную аргументацию, но и воздействовать на эмоциональную сферу учащихся с помощью кино- и видеофильмов, аффективного обучения, участия подростков в социально значимых видах деятельности, что позволит укрепить их личную позицию и выбирать оптимальные стратегии поведения в ситуациях, повышающих риск асоциального поведения;

- осуществлять системную и непрерывную педагогическую работу в рамках программ первичной профилактики девиантного пове-

дения с подростками, что позволит добиться устойчивых положительных результатов. Реализация таких программ в системе общего образования должна предусматривать оценку результативности превентивной работы;

- обеспечить в условиях общеобразовательной школы меры по поддержке подростков в трудных жизненных ситуациях, что необходимо для профилактики развития патологических влечений, школьной и социальной дезадаптации. Такие меры могут осуществляться путем проведения групповой и индивидуальной профилактической работы с учащимися, имеющими факторы риска девиантного поведения;

- способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни путем организации секционных занятий по разным видам спорта, проведения физкультурно-оздоровительной работы, соревнований и др.;

- использовать рациональные формы организации досуговой деятельности (средства культуры, искусства и др.) с учетом познавательных интересов учащихся как альтернативу асоциального поведения.

Отметим, что профилактические программы в общеобразовательной школе могут реа-лизовываться с разной временной периодичностью. Так, постоянно реализуемые программы превентивной направленности ориентированы на регулярное проведение занятий не только с учащимися, но и учителями, родителями (подготовка лидеров). Программы, используемые систематически, рассчитаны на определенный период времени (несколько месяцев, несколько раз в год). Программы периодической направленности предполагают эпизодическое проведение профилактической работы по наиболее актуальным проблемам (превенция буллинга, наркомании) [7, с. 89].

Для повышения эффективности реализации профилактических программ и мероприятий в условиях школы целесообразно осуществлять взаимодействие с родителями учащихся (при наличии неблагоприятных условий семейного воспитания). В этом случае классным руководителям, социальным педагогам, пси-

хологам будет необходимо оказывать социально-психологическую помощь по налаживанию микроклимата в семье, созданию комфортной среды для воспитания детей и подростков из групп социального риска, а также проводить мониторинг семейной ситуации и вносить коррективы в работу.

Таким образом, важное место в системе профилактических мер отклоняющегося поведения среди подростков занимает педагогическая профилактика в условиях общего образования. Это связано с тем, что она может оказать превентивное воздействие на формирование сознания молодых людей, имеющих неокрепшую психику, за счет повышения у них уровня грамотности, социальной ответственности за свое поведение, развития личностных ресурсов, что позволит ослабить влияние индивидуальных (биологических, психологических) и социальных факторов риска.

Выводы:

1. Подростковый возраст считается важным для использования мер своевременного превентивного воздействия на несовершеннолетних в целях предупреждения личностных и поведенческих отклонений, развития позитивных социальных потребностей, повышения уровня адаптации несовершеннолетних в социуме, умения осуществлять конструктивное социальное взаимодействие.

2. В процессе педагогической профилактики девиантного поведения подростков в системе общего образования основное значение необходимо уделять реализации программ и мероприятий превентивной направленности. Организация профилактических мер должна учитывать комплексный подход, опирающийся на единство когнитивного, воспитательного и здоровьесберегающего аспектов подготовки, а также использовать оптимальные технологии, формы, методы обучения и воспитания, повышающие эффективность профилактических мероприятий с учащимися.

3. Реализация профилактической работы с подростками в системе общеобразовательной подготовки предполагает нивелирование факторов риска, формирование у учащихся ос-

нов сознательного поведения, ответственности за свои поступки, развитие коммуникативных навыков, умений противостоять давлению сверстников, а также их приобщение к здоро-вьесберегающим формам поведения.

АННОТАЦИЯ

В статье освещена проблема девиантного поведения среди несовершеннолетних, раскрыты основные причины, влияющие на распространение отклоняющегося поведения в подростковой среде. Обоснованы теоретико-методологические основы педагогической профилактики девиантного поведения среди учащихся подросткового возраста в системе общего образования. С позиции комплексного подхода раскрыты положения для реализации профилактической работы с подростками в условиях общеобразовательной подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: девиантное поведение, отклоняющееся поведение, подросток, девиант-ное поведение подростков, профилактика, педагогическая профилактика, система общего образования, технология, социальная среда, здоровьесберегающий подход, здоровый образ жизни.

SUMMARY

The article highlights the problem of deviant behavior among minors, reveals the main reasons that influence the spread of deviant behavior among adolescents. Theoretical and methodological foundations of pedagogical prevention of deviant behavior among adolescent students in the system of general education are substantiated. From the standpoint of an integrated approach, the provisions for the implementation of preventive work with adolescents in the context of general education are disclosed.

Key words: deviant behavior, deviant behavior, adolescent, deviant behavior of adolescents, prevention, pedagogical prevention, general education system, technology, social environment, health-saving approach, healthy lifestyle.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М.: Ред.-изд. центр консорциума «Социал. здоровье России», 1994. - 224 с.

2. Беличева С. А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: учеб. пособие. -СПб.: Питер, 2012. - 336 с.

3. Болдина М. А., Никонов Ю. С. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиант-ному поведению // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2016. - Т. 15. - № 2. -С. 99-103.

4. Бутова М. В. Причины развития отклоняющегося поведения несовершеннолетних: коррекция и профилактика // Вестник Воронежского института МВД России. - 2019. -№ 2. - С. 271-274.

5. Вист Н. В. Психолого-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков [Электронный ресурс]. - URL: Action331-116493.pdf [Яндекс.Документы (yan-dex.ru)].

6. Габдулхаков В. Ф., Чанышева Г. Г., Зин-нуров Ф. К. О педагогических принципах профилактики девиантного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - № 2. - С. 93-95.

7. Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2010. - № 16 (20). -С. 84-91.

8. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И, Ялпае-ва Н. В. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 272 с.

9. Жадан В. Н. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы предупреждения и коррекции // Юридическая наука. - 2021. -№ 7. - С. 73-80.

10. Зарецкий В. К., Смирнова Н. С., За-рецкий Ю. В., Евлашкина Н. М., Холмогорова А. Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? - М.: Форум, 2011. - 208 с.

11. Зиннуров Ф. К. Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях российского общества // Вестник Ка-

занского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 1. - С. 129-133.

12. Косова Е. О., Кубарев В. С., Нелю-бин Н. И. Коррекция и профилактика девиант-ного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2022. -№ 2 (89). - С. 189-198.

13. Макартычева Г. И. Коррекция деви-антного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.

14. Нелюбин Н. И., Гапоненко В. В. Эталоны личностной идентификации современных подростков // Психолого-педагогические исследования в Сибири: сб. мат-лов. - Омск, 2018. - С. 56-59.

15. Ничишина Т. В. Профилактика де-виантного поведения несовершеннолетних в школе и семье: пособ. для педаг. учрежд. -Минск: Национальный институт образования, 2018. - 248 с.

16. Никифорова Т. Ю., Маскалянова С. А. Педагогическая профилактика наркомании в системе общего образования: здоровьесбере-гающий аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2021. - Т. 26. - № 191. - С. 58-65.

17. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании / сост. С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. - М.: Центр «Планетариум», 2006. - 96 с.

18. Рожков М. И., Ковальчук М. А. Профилактика наркомании у подростков [Электронный ресурс]. - 2018. - URL: https://kartas-lov.ru/книги/ Ковальчук_М_А_Рожков_М_И_ Профилактика_наркомании_у_подростков/2.

19. Сманцер А. П., Рангелова Е. М. Превентивная педагогика: методология, теория, методика - Минск: БГУ, 2008. - 263 с.

20. Чикаева Г. С., Власова В. Н., Ковров В. В. Девиантное поведение молодежи: социальные факторы, его детерминирующие // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2022. - № 1. - С. 263-268.

21. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. А. В. Мудрика. -М.: Академия, 2004. - 272 с.

22. Шаповалов А. В., Хазова С. А., Клименко А. А. Содержание здоровьесберегаю-щей педагогической деятельности общеобразовательной организации // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2016. - № 3 (35). - С. 75-80.

23. Шемякина О. О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиант-ного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. - 2011. - № 4. -Т. 1. - URL: https://psxjournals.ru/journals/psy-law/archive/2011 n4/49305.

К. М. Белокопытова, И. В. Федотова

УДК 376.1

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Оведение. В настоящее время переход к инклюзивному образованию является важнейшим требованием социальной политики Российской Федерации. И если инклюзивное образование в рамках основного общего и среднего образования в последнее время стало широко обсуждаемой и разработанной темой, то инклюзия в среде детского лагеря - это не только одно из приоритетных направлений развития всероссийских детских центров и детских лагерей, но и значимая педагогическая инновация при обучении детей с инвалидностью и

ограниченными возможностями здоровья. И связано это, прежде всего, с тем, что в силу психофизиологических особенностей данная категория детей зачастую оказывается в ситуации изолированности от общества нормотипичных сверстников (домашнее обучение, нахождение в специализированных школах и т. п). И даже при относительно благоприятном онтогенезе (легкая степень выраженности дефекта, относительно сохранные высшие психические функции и эмоционально-волевая регуляция) эти дети практически не имеют опыта взаимодействия с другими сверстниками и взрослыми, их круг общения и возможности для самореализации ограничены, а уровень социализиро-ванности снижен. Преодоление данной обособленности - важнейшее условие для их социализации и самореализации.

Для детей с ОВЗ и инвалидностью большое значение имеет необходимость социальной и социокультурной реабилитации. И в данном случае детский лагерь становится одним из субъектов реабилитационного процесса, обладающего уникальным потенциалом. Такие известные педагоги, как В. П. Бедерханова, А. В. Мудрик, С. И. Панченко, Л. В. Спирина и многие другие, обращали внимание на воспитательный потенциал детского лагеря, который включает в себя свободу как необходимое условие человеческого развития; проживание детей в малых группах совместно со взрослыми; набор разнообразных объединений, кружков, мастерских, организованных совместно и с учетом общей идеи или интересов (В. П. Бедер-ханова, «Летний дом для детей и взрослых»); возможность приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей при включении в различные виды деятельности и социальные взаимодействия детей и взрослых (Н. Ф. Голованова, А. В. Мудрик, И. И. Фришман). А существующая в условиях детского лагеря сфера дополнительного образования становится для особых детей проводником в «большой мир» и наиболее приспособленной для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.