Научная статья на тему 'Педагогическая практика: организация и содержание (из опыта работы кафедры педагогики ПГСГА)'

Педагогическая практика: организация и содержание (из опыта работы кафедры педагогики ПГСГА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
948
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ФУНКЦИИ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / TEACHING PRACTICE / FUNCTIONS / GOALS AND OBJECTIVES OF TEACHING PRACTICE / ARRANGEMENT OF COOPERATION WITH MEMBERS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акмаева Елена Анатольевна

Статья посвящена вопросам организации и осуществления педагогической практики кафедрой педагогики ПГСГА. В статье раскрывается значение педагогической практики в системе профессиональной подготовки будущих учителей, рассматривается проблема организации взаимодействия студента-будущего учителя с субъектами образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акмаева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PRACTICE: COOPERATION ARRANGEMENT AND SUBJECT MATTER (from Experience of Department of Pedagogics, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities)

The paper reveals the way teaching practice is carried out by Department of Pedagogics (Samara State Academy of Social Sciences and Humanities). It focuses on the importance of teaching practice for student teachers’ professional training, on the interaction of future teachers and other members of the educational process.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика: организация и содержание (из опыта работы кафедры педагогики ПГСГА)»

Подготовка бакалавров и магистров образования в ПГСГА: организация и методическое обеспечение учебного процесса

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ (из опыта работы кафедры педагогики ПГСГА)

TEACHING PRACTICE: COOPERATION ARRANGEMENT AND SUBJECT MATTER

(from Experience of Department of Pedagogics, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities)

© Е.А. Акмаева

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© Ye. A. Akmayeva Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

Статья посвящена вопросам организации и осуществления педагогической практики кафедрой педагогики ПГСГА. В статье раскрывается значение педагогической практики в системе профессиональной подготовки будущих учителей, рассматривается проблема организации взаимодействия студента-будущего учителя с субъектами образовательного процесса.

The paper reveals the way teaching practice is carried out by Department of Pedagogics (Samara State Academy of Social Sciences and Humanities). It focuses on the importance of teaching practice for student teachers' professional training, on the interaction of future teachers and other members of the educational process.

Ключевые слова: педагогическая практика; функции, цели и задачи педагогической практики; организация взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Keywords: teaching practice; functions, goals and objectives of teaching practice; arrangement of cooperation with members of the educational process.

Профессиональное становление студентов - будущих учителей предполагает реализацию освоенного ими теоретического знания в практической деятельности. Организация практики взаимодействия как одной из составляющих процесса формирования готовности будущих учителей к педагогическому взаимодействию с субъектами образовательного процесса осуществляется двумя путями. Первый путь - это реализация освоенного знания в «снятом виде» в моделируемых ситуациях взаимодействия на семинарских, лабораторно-практических занятиях. Второй путь - это реализация освоенного знания непосредственно в практической деятельности. Организации такой деятельности студентов способствует система практик. В системе подготовки будущих учителей педагогическая практика является одной из основных форм их профес-

сионального становления. Овладение педагогической деятельностью и формирование готовности к ней возможны только при взаимопроникновении и взаимообусловленности теоретической и практической подготовки будущего педагога.

При составлении программ и организации педагогической практики мы опираемся на основные документы, регламентирующие проведение практик студентов и учитываем характеристику профессиональной деятельности бакалавров и специалистов.

Выделяют следующие функции педагогической практики:

о Образовательная: в ходе практики будущие учителя используют усвоенную в процессе обучения в вузе систему профессионально-педагогических знаний и сформированных умений и навыков, которые

вначале применяются по образцу, а затем -в новой ситуации и на уровне творческой деятельности. На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на фоне живых впечатлений и наблюдений.

о Воспитательная: на практике происходит осознание студентами собственных профессионально значимых и личностных качеств, потребности в педагогической деятельности и готовности ответственно ее исполнять.

о Развивающая: в период прохождения практики студенты приобретают новые знания и первоначальный педагогический опыт, благодаря которому формируют профессионально значимые качества личности. Именно в процессе деятельной и долговременной практики выявляются противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что выступает побуждающим фактором непрерывного образования.

о Диагностическая: у практикантов формируются умения оценивать результаты своей деятельности и деятельности школьника, выявлять причины отклонения от запланированного результата с целью корректирования учебно-воспитательного процесса. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

о Социальная: происходит адаптация будущих учителей к профессиональной деятельности, осознание социальной значимости личности учителя. Студенты знакомятся с различными типами образовательных учреждений и организацией работы в них, адаптируются к ритму педагогического процесса и детям, начинают ориентироваться в системе внутришкольных отношений и связей, вступают в контакты с детьми и их родителями, с коллегами и администрацией.

Кафедра педагогики осуществляет руководство следующими видами педагогической практики: учебная (ознакомительная) практика (1 и 2 курс) в школе, летняя педагогическая практика в детских оздоровительных учреждениях (3 курс), педагогическая практика в образовательных организациях (4 и 5 курсы).

Учебная практика предусматривает постепенное овладение бакалаврами умениями и навыками основных функциональных направлений педагогической деятельности, начиная с тех, которые не требуют фундаментальной подготовки по предмету преподавания и могут быть реализованы на младших курсах: организаторские, коммуникативные, дидактические, диагностические и другие умения и навыки, реализующиеся в ходе внеурочной деятельности в школе. После чего на основе закрепленных умений и навыков развивается комплекс умений, необходимых для реализации функции учителя предметника.

Летняя педагогическая практика занимает особое место, так как именно в процессе данной практики происходит «первое» реальное педагогическое взаимодействие студентов с детьми и их родителями, коллегами, администрацией. Так, в содержание деятельности третьекурсников входит: а) знакомство с условиями работы, традициями лагеря, с коллегами, детьми и их родителями; б) определение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей детей, условий жизни и воспитания; в) описание и анализ педагогических ситуаций; г) реализация системы методик по выявлению индивидуальных особенностей ребенка, межличностных отношений в коллективе, изучению внутрисемейных отношений, определению стиля семейного воспитания. Включение последнего задания в содержание деятельности студентов обусловлено задачами формирования гностических, мобилизационных умений студентов, формирования эмпатии. Практиканты с большим интересом изучают внутрисемейные отношения, выявляют стили семейного воспитания, используя при этом методику Р. Жиля, проективные методики (« исунок семьи», «Два домика» и др.).

Отметим, что необходимым моментом профессиональной подготовки является решение педагогических задач. Исследования Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской, .В. Кузьминой, В.А. Сластенина экспериментально доказывают, что решение студентами педагогических задач в процессе обучения оказывает влияние на их профессионально-педагогическую подготовку. В основу обучения студентов решению педагогических задач положена концепция решения задач Ю. . Кулютки-

Педагогическая практика: организация и содержание.

на [1]. Ю.Н. Кулюткин выделяет следующие этапы решения педагогической задачи: 1) проектирование предметного содержания и форм деятельности субъектов образовательного процесса, которые, по мнению учителя, могли бы привести к решению поставленной задачи; 2) реализация намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с субъектами образовательного процесса; 3) итоговая оценка достигнутых результатов [2, с. 12-13].

Каждый из названных этапов включает в себя как аналитические, так и конструктивные процессы. Проектирование деятельности педагога предполагает, с одной стороны, анализ его готовности к данной деятельности, а с другой - конструктивную разработку способов решения поставленной задачи. Реализация намеченного проекта требует как конструктивного взаимодействия с детьми, так и пооперационного анализа и контроля производимых детьми действий. Итоговая оценка есть не только критический анализ результатов, но и конструктивная основа для определения направлений дальнейшей работы [1, с. 14].

Педагогические ситуации, с которыми столкнулись студенты во время прохождения летней практики, были проанализированы и систематизированы. а основе такой работы было созданы методические рекомендации для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, «Педагогические ситуации в детском оздоровительном лагере».

Трудности, с которыми столкнулись студенты во время прохождения летней практики, учитывались в дальнейшем при построении учебной программы курса по выбору «Организация воспитательной работы в условиях ДОЛ», использовались в качестве предмета специального анализа в процессе прохождения производственной (педагогической) практики [3].

Производственная (педагогическая) практика проводится на предвыпускных и выпускных курсах и является этапом непосредственной подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности. Она включает разнообразные виды учебно-воспитательной работы, осуществляемые студентами в школе под руководством учителей и руководителей практики. Продолжительность и сроки проведения практики определяются учеб-

ными планами и графиками прохождения практик на факультетах. Виды и содержание работ на педагогической практике разнообразно и представлено в программах практик.

Основными задачами педагогической практики являются:

- установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами при изучении базовых дисциплин на практике;

- приобщение студентов к непосредственной практической педагогической деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы;

- приобретение навыков анализа результатов своего труда;

- формирование потребности в самосовершенствовании, в самообразовании;

- развитие ценностного отношения к профессии педагога, ответственности за результаты педагогического труда.

Особое внимание в ходе проведения практики на выпускном курсе уделяется формированию у студентов умения взаимодействия с родителями старшеклассников.

а установочной конференции внимание студентов обращается на то, что процессы, происходящие в современном обществе, гуманизация образования изменяют взгляд на характер и суть педагогического процесса, в котором педагоги, дети и их родители выступают как субъекты развития своей творческой индивидуальности. В соответствии с этим студентам рекомендуется проанализировать цели, содержание и технологию педагогической деятельности с точки зрения организации взаимодействия с родителями. Требованием к формированию цели, которая должна быть конкретной и диагностируемой, является учет особенностей учебно-воспитательного процесса в школе, типов семейных отношений и др.

В ходе практики особое внимание уделяется целеполагающей составляющей деятельности студентов, так как способность к формированию «образа» взаимодействия характеризует будущего учителя как субъекта деятельности (реализация студентами субъектного подхода).

Задания выполняются как группой студентов, работающей в одном классе, так и индивидуально. После завершения педа-

гогической практики на 5-м курсе проводится круглый стол «Проблемы взаимодействия педагога с родителями учащихся».

а обсуждение выносятся ситуации-затруднения, с которыми столкнулись студенты в период практики, анализируются результаты исследования организации процесса взаимодействия учителя с родителями в той или иной школе, оцениваются составленные планы работы с родителями. В процессе совместных размышлений пятикурсники приходят к выводу, что в большинстве школ продуктивность взаимодействия педагогов с родителями невысока, взаимодействие носит формальный характер: большинство родителей встречается с учителями лишь по вызову; родители обращаются к педагогам за помощью и советами по поводу экстраординарных событий (плохое поведение школьника на уроках и дома, прогулы, опоздания, невыполнение домашних заданий, слабая успеваемость и т.д.). В качестве возможных причин низкой продуктивности взаимодействия школы и семьи студенты выделяют, во-первых, плохое знание семьи и семейных отношений, ценностей семьи. Об этом свидетельствует высказывание Екатерины С.: «Ознакомление с практикой работы школы показывает, что изучение семьи ограничивается сбором анкетных данных при первичной записи в школу в несколько большем объеме, чем это требуется для оформления личного дела учащегося и классного журнала. Впоследствии эти данные никак не анализируются, а лишь используются в той их части, которая отражает возможности родителей оказывать помощь школе».

Вторая причина, обозначенная студентами, заключается в том, что многие педагоги подходят к вопросам планирования своей работы формально, не привлекают родителей к планированию. « оди-телям свойственно поддерживать любые изменения, если они принимали участие в их подготовке. Все мы готовы следовать собственным рекомендациям», - считает Юлия .

В-третьих, одной из причин недостаточно продуктивного взаимодействия учителя и родителей является непонимание (или недопонимание) педагогом и родителями целей взаимодействия, непринятие ценностей друг друга.

В результате размышлений, анализа опыта взаимодействия студенты приходят к заключению, что в идеале цели взаимодействия учителя и родителей должны вырастать из совместного обсуждения проблем и потребностей ребенка, а затем уже педагогов и родителей с учетом ценностей семьи. Взаимодействие должно организовываться, исходя из целей, которые сознательно приняты всеми участниками данного процесса, и завершаться тогда, когда эти цели достигнуты.

Таким образом, проблема организации педагогической практики является одной из важнейших в системе подготовки будущих учителей, так как практическая деятельность способствует развитию познавательной активности студента и создает условия для самореализации, самовыражения и самоопределения личности студента как субъекта профессиональной деятельности.

Литература

1. Кулюткин Ю.Н. От идеи к решению // Мышление учителя. М. : Педагогика, 1990. С. 40-54.

2. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М. : Педагогика, 1981.

3. Педагогические ситуации в детском оздоровительном лагере : метод. рекомендации для студ., обучающихся по пед. специальностям / сост. Е.В. Кулешова. Самара : ПГСГА, 2011.

Сведения об авторе

Елена Анатольевна Акмаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: filolog_f@pgsga.ru.

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63. Телефон: (846) 333-27-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.