Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка жизненному самоопределению подростков в условиях межшкольного учебного комбината'

Педагогическая поддержка жизненному самоопределению подростков в условиях межшкольного учебного комбината Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ / SELF-DETERMINATION / VITAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS / PEDAGOGICAL SUPPORT / INTERSCHOOL EDUCATIONAL COMPLEX / PEDAGOGICAL INTERACTION / SOCIAL PARTNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрющенко Светлана Ивановна

В статье раскрывается содержание деятельности по организации педагогической поддержки жизненному самоопределению старшеклассников в образовательном процессе межшкольного учебного комбината. Дано описание направлений деятельности межшкольного учебного комбината, сформулированы педагогические условия, обеспечивающие эффективность педагогической поддержки жизненному самоопределению подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрющенко Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discloses the activity content on the organization of pedagogical support to vital self-determination of senior pupils in educational process of interschool educational complex. The lines of activity of interschool educational complex are described. The pedagogical conditions providing efficiency of pedagogical support to vital self-determination of teenagers are formulated.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка жизненному самоопределению подростков в условиях межшкольного учебного комбината»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 37.047

ББК 74.202.52

А 66 С.И. Андрющенко

Аспирант кафедры педагогики Армавирской государственной педагогической академии; М.т. 8-909-458-809-96

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье раскрывается содержание деятельности по организации педагогической поддержки жизненному самоопределению старшеклассников в образовательном процессе межшкольного учебного комбината. Дано описание направлений деятельности межшкольного учебного комбината, сформулированы педагогические условия, обеспечивающие эффективность педагогической поддержки жизненному самоопределению подростков.

Ключевые слова: самоопределение, жизненное самоопределение подростков, педагогическая поддержка, межшкольный учебный комбинат, педагогическое взаимодействие, социальные партнёры.

S.I. Andryushchenko

Post-graduate student of Pedagogy Department, Armavir State Pedagogical Academy; mob. ph. 8909-458-809-96

PEDAGOGICAL SUPPORT TO VITAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF INTERSCHOOL EDUCATIONAL COMPLEX

Abstract. The paper discloses the activity content on the organization of pedagogical support to vital self-determination of senior pupils in educational process of interschool educational complex. The lines of activity of interschool educational complex are described. The pedagogical conditions providing efficiency of pedagogical support to vital self-determination of teenagers are formulated.

Keywords: self-determination, vital self-determination of teenagers, pedagogical support, interschool educational complex, pedagogical interaction, social partners.

Социально-экономический и духовный кризис в стране, приведший к изменениям привычных стереотипов жизнедеятельности и возрастанию потока агрессивно насыщенной информации, снизил резистентность личности к деструктивным влияниям, что привело к потере у подростков и молодежи ценностных ориентиров, лежащих в основе построения сценария жизненного пути, выбора стратегий личностного и профессионального самоопределения.

Идея самоопределения была впервые заявлена в 1988 году в концепции ВНИК «Школа»: «Важнейшая цель воспитания - культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопредение - более широкое понятие, чем профессиональное и гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как творца собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское и нравственное самоопределение». Эта идея послужила основанием для постановки вопроса о новом содержании педагогической деятельности и нашла отражение в материалах сборника «Базовая культура личности» (1989), в котором был раскрыт процесс

развития способности человека к самоопределению [1].

В этих концепциях самоопределение формулировалось как «генеральная способность», «предпосылка развития личности», «базовый компонент культуры личности». Понятия «базовая культура личности» и «самоопределение» вошли в проект концепции общего среднего образования.

На наш взгляд, самоопределение подростков является сложным адаптационным процессом, нарушение которого отражается на психологическом комфорте и их нервнопсихическом здоровье, на их личностном развитии и выборе профессии. В связи с этим проблема педагогической поддержки личности подростка в этих условиях является значимой и актуальной. Её востребованность образовательной практикой обусловлена самой ситуацией развития личности на современном этапе.

Анализ педагогической, психологической и социологической литературы, а также полученных в ходе собственного исследования эмпирических данных позволяет заключить, что жизненное самоопределение подростков можно определить как выбор ими своей позиции в отношении к миру, окружающим людям, самому себе, к своей будущей профессиональной деятельности, к стоящим перед ними задачам, путям и средствам их реализации. Эффективным способом оказания помощи в жизненном самоопределении подростков может стать правильно организованная педагогическая поддержка этого процесса.

Понятие педагогическая поддержка пришло в отечественную педагогику вместе с изменением парадигмы образования, пониманием того, что ученик является не объектом педагогического воздействия, а субъектом самопознания, самоопределения, саморазвития осуществляемого в процессе обучения, при котором ученик и учитель являются партнерами.

Одной из основных тенденций современной педагогики стал выход на разработку стратегии педагогической и психологической поддержки личности, содействия её развитию, становлению и самореализации (А.Г. Асмолов, В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Поляков, С.Н. Чистякова). В исследованиях последних лет проблема педагогической поддержки стала предметом научного осмысления [1, 2, 3, 4, 5]. Именно в этом направлении интенсивно идет разработка новых образовательных технологий, направленных на педагогическую поддержку личности и способствующих её развитию, повышению резистентности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам (С. Беличева, О. Власова, О. Кулягинова, Н. Загрядская, В. Зарецкий и др.).

Вместе с тем проблема педагогической поддержки старшеклассников в образовательном процессе межшкольного учебного комбината до настоящего времени не являлась предметом научного осмысления. Анализ научных исследований позволяет констатировать, что остается невыясненным вопрос о том, как реально можно поддержать подростка в переломный для него период, какие механизмы поддержки при этом могут быть использованы и каковы условия эффективности оказываемой педагогической поддержки.

Обзор исследований отечественных и зарубежных психологов, педагогов, социологов позволил заключить, что подростковый возраст выступает этапом, на котором реализуются притязания личности, строятся планы выбора жизненного и профессионального пути. Решение основных задач развития в этот период предполагает обретение чувства тождественности и целостности (идентичности), личностное и профессиональное самоопределение. Обобщение данных отечественных исследователей позволило выделить основные потребности этого возраста, с удовлетворением которых связывается успешность их социализации и развития. Это, прежде всего, потребности в безопасности, в достаточном уровне уверенности в себе и своих силах, чувстве собственного достоинства и значимости, в достижении внутренней гармонии всех сторон своей жизни.

Обозначенные подходы стали основой для осмысления проблемы педагогической поддержки жизненному самоопределению старшеклассников в образовательном процессе межшкольного учебного комбината, который предполагает содействие ему в личностном и профессиональном самоопределении, развитие самостоятельности и ответственности.

Основными направлениями деятельности межшкольных учебных комбинатов (МУК) являются:

- информирование учащихся и их родителей о возможностях развития школьниками своих способностей на занятиях в МУКе;

- предоставление учащимся возможности выявления склонностей и развития творческих способностей на занятиях в МУКе;

- создание условий для выполнения школьниками профессиональных проб в различных сферах деятельности людей: человек - человек, человек - природа, человек -знаковая система, человек - художественный образ, человек - техника;

- содействие в приобретении школьниками профессионально важных качеств и навыков;

- оказание школьникам помощи в демонстрации их достижений на смотрах, выставках

и т.д.;

- обеспечение в рамках деятельности психологической службы МУК реализации потребности учащихся и их родителей в консультативной помощи по вопросам профильного и профессионального самоопределения;

- организация рабочих мест для школьников на базе МУК или в других учреждениях.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Армавирского межшкольного

учебного комбината в 2005-2011 гг. и состояла из трех этапов. В ней участвовало 457 подростков и 29 педагогов МУК.

На первом этапе было выполнено исследование поискового характера, направленное на изучение состояния проблемы педагогической поддержки жизненному самоопределению старшеклассников и степени ее актуальности. Анализ научной литературы в комплексе с данными пилотажного исследования, проведенного в этот период, позволил установить связь проблемы самоопределения подростков с вопросами развития личности.

На втором этапе разрабатывалась инструментальная модель педагогической поддержки. Построение модели опиралось на данные констатирующего исследования, проведенного на этом этапе, целью которого стало установление социальных, педагогических и психологических факторов, влияющих на социализацию личности подростков. Сбор материала осуществлялся с помощью методов беседы, анкетирования, наблюдения, диагностического интервьюирования в стандартизированной и свободной форме.

На третьем этапе был произведен анализ и интерпретация данных экспериментального исследования.

Раскроем алгоритм и содержание конструирования инструментальной модели педагогической поддержки жизненному самоопределению подростка, которые осуществлялись в русле системного подхода. Это позволило рассматривать педагогическую поддержку в качестве одного из способов взаимодействия личности как открытой самоорганизующейся и саморазвивающейся системы и среды, включающей личность в качестве своей подсистемы. Одним из оснований построения инструментальной модели стали данные, полученные в ходе социологического исследования, направленного на изучение специфики жизненного самоопределения подростков и возможностей оказания педагогической поддержки в условиях межшкольного учебного комбината.

Нами было сформулировано определение педагогической поддержки подростка как вида педагогического взаимодействия, направленного на оказание им помощи в жизненном самоопределении, в ходе которого осуществляется личностное развитие подростков и профессиональное развитие педагогов, оказывающих эту помощь. Такое понимание этого явления легло в основу определения основных структурных элементов модели педагогической поддержки: цели, задачи, процессуальные характеристики, взаимодействие с социальными партнёрами, средства, условия реализации и способы достижения желаемого результата.

Целью педагогической поддержки жизненного самоопределения подростков является

создание образовательной среды учебного заведения, способствующей установлению педагогического взаимодействия, активизирующего самопознание учащимся окружающего мира, смысла жизни и нахождению своего места в нем.

Задачами педагогической поддержки являются развитие у подростка готовности к жизненному и профессиональному самоопределению; обретение чувства тождественности и целостности (идентичности). Решение этих задач, в свою очередь, предполагает достаточно высокий уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Процессуальные характеристики модели педагогической поддержки. Готовность старшеклассников к жизненному и профессиональному самоопределению формируется постепенно, поэтому педагогическая поддержка является непрерывным, поэтапным процессом, основа которого закладывается еще на пропедевтическом этапе в начальной школе, находит своё продолжение в неполной средней школе и окончательно формируется в 9-11 классах.

Взаимодействие с социальными партнёрами. Процесс реализации педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников имеет комплексный характер, включающий взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения с социальными партнерами: управлениями образования и молодежной политики; учреждениями дополнительного образования; учебными заведениями профессионального образования; управлениями и учреждениями социальной защиты; управлениями и учреждениями культуры и спорта, общественными объединениями; территориальными отделами и службами занятости; городскими и районными военкоматами, ГУВД, ОВД; центрами профориентации; средствами массовой информации.

Для согласованной работы всех субъектов данного процесса в межшкольном учебном комбинате была создана специальная структура - совет педагогической поддержки самоопределению школьников, координацию деятельности которого осуществляет заместитель директора МУК по учебно-воспитательной работе.

Содержание педагогической поддержки реализовывалось посредством программы курса «Педагогическая поддержка жизненному самоопределению подростков», состоящей из введения и трех частей. Курс направлен на развитие субъектности личности подростка и был ориентирован, прежде всего, на актуализацию смысложизненных ценностей, помощи в выборе жизненного пути и профессии, повышение их социокультурной компетентности.

Средствами решения поставленных задач выступают педагогические технологии, реализующие содержание курсов «Построение жизненного пути», «Профессиональная карьера» и «Технология профессионального успеха», направленные на развитие субъектности личности, жизненного самоопределения, выбора профессии.

Педагогическими условиями внедрения идей педагогической поддержки в образовательную практику выступают заинтересованность лиц, оказывающих поддержку (преподаватели, мастера производственного обучения, практические психологи, сами подростки); системность знаний о педагогической поддержке, ее формах и методах; изменение традиционных стратегий и тактик межличностного взаимодействия. Реализация данных условий требует проявления у участников педагогического взаимодействия компетентности в общении, установления доверительных отношений, понимания, принятия личности другого, эмпатии, создание ситуаций авансирования успеха.

Проведенное на начальном этапе эксперимента исследование отношения подростков к педагогической поддержке и интерпретация полученных данных позволили констатировать, что в целом подростки получают педагогическую поддержку от друзей и близких, однако, примерно в половине случаев уровень ее недостаточен.

В результате проведённой экспериментальной работы по реализации педагогической поддержки у старшеклассников произошли значительные изменения в личностных характеристиках - стала более адекватная самооценка уровня развития (склонностей, способностей, наличия жизненно- и профессионально важных качеств и др.), более

осознанной стала экономическая целесообразность выбора профессии (востребованность профессии на рынке труда в настоящее время и в перспективе, уровень заработной платы, возможность трудоустройства и т.д.). Более явно стали выражены умения формулировать жизненные и профессионально обусловленные цели, умения разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую достижению поставленных целей и задач. Эти показатели свидетельствуют о целесообразности использования авторского подхода к организации педагогической поддержки жизненному самоопределению подростков.

Примечания:

1. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании: учеб. пособие / Н.Н. Михайлова [и др.] М.: Академия, 2006. 288 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 367 с.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д, 1999. 560 с.

4. Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. С. 82.

5. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов н/Д, 1972. 206 с.

6. Зарецкая И.Н., Чернер C.JI. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьников // Лучшие страницы педагогической прессы. 2001. № 1. С. 72-77.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. 510 с.

8. Концепция профессионального самоопределения молодежи / В.А. Поляков [и др.] // Педагогика. 1993. № 5. С. 33-37.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.

256 с.

10. Шарудилова А.С. Содержание модели социализации подростков в личностно ориентированной системе образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. Вып. 5. С. 104-107.

References:

1. Pedagogical support of the child in education: manual / N.N. Mikhajlova and ets. / - М: "Academia ", 2006. 288 pp.

2. Asmolov A.G. Personality psychology. М., 1990. 367 pp.

3. Bondarevskaya E.V., Kulnevich S.V. Pedagogics: personality in humanistic theories and educational systems. Rostov-on-Don, 1999. 560 pp.

4. Gazman O. S. Self-determination // New values of education: the thesaurus for teachers and school psychologists. М., 1995. P. 82.

5. Zhuravlyov V. I. Questions of life self-determination of high school leavers. Rostov-on-Don, 1972. 206 pp.

6. Zaretskaya I.N., Cherner S.L. Pedagogical support of life and professional self-determination of schoolchildren // The best pages of pedagogical press. 2001. №1. P. 72-77.

7. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. - Rostov-on-Don, 1996. 510 pp.

8. Polyakov VA., Chistyakova S.N., etc. The concept of professional self-determination of youth // Pedagogics. 1993. №5. P. 33-37.

9. Pryazhnikov N.S. Professional and personal self-determination. Moscow - Voronezh, 1996. 256

pp.

10. Sharudilova A.S. The content of socialization model of teenagers in person-oriented educational system / The Bulletin of the Adyghe State University. Maikop: Publishing House ASU, 2008. P. 104-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.