Научная статья на тему 'Профилирование школьного курса литературы как условие ориентации старшеклассников на педагогическую профессию'

Профилирование школьного курса литературы как условие ориентации старшеклассников на педагогическую профессию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ КУРС ЛИТЕРАТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / УСЛОВИЯ ПРОФИЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ / A SCHOOL COURSE IN LITERATURE / PEDAGOGICAL PROFESSION / PROFILING CONDITIONS OF MODERN EDUCATION / THE INTERSCHOOL EDUCATIONAL OFFICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Светлана Григорьевна, Андреева Юлия Юрьевна

В статье рассматривается проблема ориентации школьников на педагогическую профессию в условиях профилирования современного образования. В связи с этим выявляются соответствующие возможности школьного курса литературы, который призван решать задачу подготовки учащихся к осознанному выбору профессии в гуманитарной сфере. Решение данной задачи осуществляется применительно к такой форме профилирования образования, как занятия в Межшкольном учебном комбинате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Profiling of a School Course in Literature as a Condition of Senior Pupils’ Orientation into a Pedagogical Profession

The article is devoted to the problem of the orientation of schoolchildren for a pedagogical profession in the conditions of profiling modem education. Thereupon the authors reveal the potential of the school course of Literature, which is intended to realize the goal of preparing the pupils for making a conscious choice while choosing a profession in the humanities. The achieving of this goal is being realized concerning such a form of the educational profiling as studies in the Interschool educational centre.

Текст научной работы на тему «Профилирование школьного курса литературы как условие ориентации старшеклассников на педагогическую профессию»

УДК 37.0

С. Г. Макеева, Ю. Ю. Андреева

Профилирование школьного курса литературы как условие ориентации старшеклассников на педагогическую профессию

В статье рассматривается проблема ориентации школьников на педагогическую профессию в условиях профилирования современного образования. В связи с этим выявляются соответствующие возможности школьного курса литературы, который призван решать задачу подготовки учащихся к осознанному выбору профессии в гуманитарной сфере. Решение данной задачи осуществляется применительно к такой форме профилирования образования, как занятия в Межшкольном учебном комбинате.

Ключевые слова: школьный курс литературы, педагогическая профессия, условия профилирования современного образования, Межшкольный учебный кабинет.

S. G. Makeeva, Ju. Ju. Andreeva

Profiling of a School Course in Literature as a Condition of Senior Pupils' Orientation into a Pedagogical Profession

The article is devoted to the problem of the orientation of schoolchildren for a pedagogical profession in the conditions of profiling modern education. Thereupon the authors reveal the potential of the school course of Literature, which is intended to realize the goal of preparing the pupils for making a conscious choice while choosing a profession in the humanities. The achieving of this goal is being realized concerning such a form of the educational profiling as studies in the Interschool educational centre.

Key words: a school course in Literature, pedagogical profession, profiling conditions of modern education, the Interschool educational office.

Важность этапа допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности давно доказана (О. А. Абдулина, Р. М. Асадуллин, Е. П. Белозерцев, С. Г. Вер-шловский, Ф. Н. Гоноболин, А. Е. Голомшток, К. М. Дурай-Новакова, Н. В. Кулюткин, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, М. И. Саров, В. Б. Успенский, Е. Н. Шиянов, А. И. Щербаков и др.).

Накоплен положительный опыт допрофес-сиональной педагогической подготовки, представленной различными формами: педагогическими классами, факультетами довузовской подготовки, профориентационными и психологическими службами. Немаловажным звеном ее осуществления являются и межшкольные учебные комбинаты. В типовом положении (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. № 1437) указывается, что межшкольный учебный комбинат обеспечивает адаптацию обучающейся молодежи к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессии в ходе трудовой и профессиональной подготовки, реализует общеобразовательные программы основного обще-

го, среднего (полного) общего образования в части изучения дисциплины «технология», а также дополнительных учебных курсов.

В рамках деятельности межшкольного учебного комбината (МУК) Кировского района г. Ярославля в течение пятнадцати лет на педагогическом факультете ЯГПУ им. К. Д. Ушинского ведется допрофессиональная подготовка старшеклассников. Слушателям МУК раскрываются азы педагогических технологий. Решение задачи ориентации на педагогическую профессию не ограничивается только ее практическим аспектом, но и подвергается научно-педагогическому осмыслению относительно тенденций, условий, средств осуществления.

Тенденция же последних лет такова, что количество выпускников, прошедших курс допро-фессиональной педагогической подготовки на базе МУК и обнаруживших впоследствии желание поступить в педагогический вуз, сокращается (в среднем не превышает 8 %). Основные причины понятны: падает престиж педагогической профессии, сохраняется низкая оплата педагогического труда. Не случайно, по данным социоло-

© Макеева С. Г., Андреева Ю. Ю., 2012

гических опросов, каждый пятый учитель намерен сменить профессию. Неудовлетворенность работой испытывают и начинающие учителя, и те, кто, имея достаточную теоретическую и методическую подготовку, проработал длительный период в школе.

Однако, на наш взгляд, корни проблемы «ищу учителя» (как ее обозначают в СМИ) лежат гораздо глубже, а сама проблема профессиональной ориентации не замыкается лишь на подготовке педагогов. Согласно современным исследованиям, выпускники школ вообще испытывают серьезные затруднения с профессиональным самоопределением, что обусловлено, прежде всего, конфликтом личных предпочтений с реалиями российского рынка труда. Наряду с этим в молодежной среде утрачивается ценностное отношение к профессиональному труду как возможному средству творческой самореализации, нравственного удовлетворения и общественного признания. Поэтому ведущим мотивом получения высшего образования у выпускников школ, как об этом свидетельствуют современные исследования, являются соображения сугубо прагматического порядка - получение диплома о высшем образовании, с которым можно будет «получше устроиться». Следующим по субъективной значимости побуждением для поступления в конкретный вуз являются познавательные интересы, сосредоточенные в определенной образовательной области. Стремление получить определенную профессию занимает в лучшем случае третью позицию в мотивационной иерархии.

Содержание нового образовательного стандарта [7] нацеливает на усиление профориента-ционной работы со старшеклассниками. Согласно «портрету выпускника школы», учащийся должен быть подготовлен к осознанному выбору профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможности реализации собственных жизненных планов. В положениях образовательного стандарта находят отражение идеи Концепции профильного обучения (2010 г.), предполагающей создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда» [5]. Как сказано в Концепции, переход к профильному обучению должен способствовать дифференциации содержания обучения в соответствии с

профессиональными ориентациями старшеклассников через обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Необходима гибкая комбинация учебных курсов: базовых, профильных, элективных. При этом основное отличие профильного изучения предметов от их углубленного изучения заключается в подходе к образовательному содержанию: оно носит не предметно-центрированный, а профессионально-ориентирующий характер. Внутришкольное профилирование образования не исключает кооперации школ с учреждениями дополнительного образования. Межшкольный учебный комбинат (МУК) сохраняет отведенную ему роль, но требует уточнения своего места в системе профильного обучения, а также обновления содержательно-процессуальных компонентов допрофессиональной подготовки.

Выделяются следующие образовательные профили: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный. Слушателями МУК, функционирующего на педагогическом факультете, становятся в настоящее время учащиеся 10-11 классов тех школ, образование в которых базируется на универсальном учебном плане. Особенности контингента старшеклассников этих школ заключаются в их неустойчивых профессиональных ориентациях. Проявляют ориентацию на педагогическую профессию лишь 15 % старшеклассников: они собираются стать учителями и воспитателями, мотивируя свой выбор любовью к детям, умением находить с ними общий язык. Проявляется и карьерный мотив: старшеклассники соотносят свою будущую профессию с функциями управленцев (менеджеров) образования. Остальные не собираются связывать свою судьбу с педагогикой. Выбору педагогической профессии препятствует неуверенность в своих силах, боязнь неизбежных трудностей («Я бы не смогла работать на такой работе, так как у меня большой перепад эмоций и я могу выплеснуть свой негатив на учеников»). Но главное, что останавливает современных старшеклассников, - непрестижность и непривлекательность профессии учителя по сравнению с профессиями дизайнера, массажиста, юриста, экономиста. Примечательно, что мотивация достижения не подкрепляется личностной зрелостью, адекватной самооценкой и порой выражается в таком «фантастическом Я»: «Если я стану политологом, то сначала хочу возглавить какое-либо молодежное движение, затем стать депута-

Профилирование школьного курса литературы

как условие ориентации старшеклассников на педагогическую профессию

том, а потом мэром или губернатором города Тверь или Тверской области. Впоследствии, может быть, стану первой женщиной - президентом РФ».

Проявление инфантильности в суждениях учащихся МУК дополняется в их письменных высказываниях показателями весьма невысокого общеобразовательного уровня. Оправданно связывая профессиональную успешность педагога с умением общаться, старшеклассники не осмысливают общения с позиций общей культуры, эрудиции, речевой грамотности. В частности, несформированность языковой компетенции слушателей МУК выражается в том, что в творческих работах на педагогические темы не более 30 % учащихся удается раскрывать тему сочинения, правильно выстраивать текст, структурировать его. Многочисленны грамматические ошибки на построение сложных предложений, на соблюдение их границ («Эта профессия кот. я выбрала мне очень интересна и я поставила цель что я хочу работать над ней» - с сохранением оригинала). Наблюдаются неоправданные повторы слов, нарушения лексической сочетаемости. Типично смешение стилей (официально-делового и разговорного). Особенно удручает количество орфографических и пунктуационных ошибок (до 15 в одной работе).

Низкий уровень речевой культуры является, на наш взгляд, следствием разрушения системы филологического образования старшеклассников. Школьный предмет «литература» не включен в содержание обязательного ЕГЭ. Отсутствие необходимого педагогического руководства литературным чтением учащихся привело к тому, что по данным ВЦИОМа доля систематически читающей молодежи сократилась в нашей стране с 48 % в 1991 г. до 28 % в 2005 г. [1] Российские подростки в этом отношении переместились с лидирующей позиции на 43 место в мире, пропустив вперед сверстников не только из европейских стран, но даже из стран бывших советских республик (Латвии, Азербайджана).

Проведенные нами исследования на базе МУК Кировского района г. Ярославля показали, что чтение в качестве досугового занятия предпочитает не более 20 % школьников. Количество учащихся, у которых чтение не входит в содержание досуговых занятий, год от года возрастает: если в 2010 г. среди слушателей МУК не читающих в свободное время школьников было 69 %, то в 2012 г. таких учащихся оказалось уже 92 %.

Угасание интереса к чтению совпадает с периодом обучения в школе. Это в немалой степени обусловлено утрачиванием литературной образовательной традиции. В постсоветской школе учащиеся должны приобретать, прежде всего, «навыки работы с информацией» [5, с. 19], а чтение обеспечить функциональную грамотность. Но, по результатам исследований PISA, свыше 10 % российских школьников остаются функционально неграмотными, то есть не способными использовать чтение для удовлетворения своего познавательного интереса. У значительной части молодых людей имеются затруднения при чтении текстов различного содержания и практически отсутствуют навыки работы с литературой. Как альтернативу они выбирают телевидение, видеокультуру, ресурсы Интернета. Информация, получаемая из этих источников, имеет свою специфику: сведения подаются в легко доступной, сжатой форме - что не способствует развитию у школьников текстового мышления, воображения, речи. Происходящее снижение читательской культуры напрямую сказывается на уровне речевой культуры.

Вместе с тем школьники не просто стали читать меньше - они стали читать «другое и по-другому» (Ю. А. Филонова, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского). У подростков и молодых людей изменяется характер чтения: оно становится прагматичным и более поверхностным. Преобладает деловое чтение, становятся популярными детективы, триллеры, сентиментальные любовные романы. Падением у молодежи интереса к чтению классической художественной литературы в значительной мере обусловлено размыванием в ее сознании традиционных ценностных представлений.

Условием усвоения личностью культурных ценностей является их переосмысление путем «вживания» в культурный мир. К основным из ситуаций смыслостроительства через деятельность переживания относятся художественное переживание и контакт с иным смысловым миром (так называемые «личностные вклады»). Художественное переживание в процессе чтения включает в себя разнообразный спектр проявления отношения к изображенному в произведении, к затекстовой реальности, к собственному «Я». Общение с автором произведения, мысленный спор или согласие с ним, ведут к пониманию самого себя, что и составляет «личностный вклад» автора произведения в ценностно-смысловую сферу читателя. Более того, художе-

ственная литература выводит процесс осмысления мира «своего Я» за пределы налично воспринимаемой информации в план идеаторных содержания сознания. В этом отношении художественно-ориентирующая функция литературы заключается не только в развитии ценностного отношения к окружающим, но и в перспективной смысловой регуляции поведения [6].

Возникает естественный вопрос о том, должна ли быть учтена ценностно-ориентирующая функция литературы в ориентации учащихся на педагогическую профессию.

Заметим, что в относительно недавнем прошлом, а именно в исследовании Г. Н. Семендяе-вой (1979 г.), из 3305 старшеклассников 728 (22 %) считали чтение в совокупности с другими источниками важным средством влияния на выбор профессии, а 14,5 %, указали чтение в качестве единственного фактора выбора профессии. Правда, исследователем не уточняется, какая литература имеется ввиду: художественная или информационно-справочная - что не одно и то же.

Применительно к сегодняшнему дню приходится констатировать, что роль чтения художественных произведений в ориентации учащихся на педагогическую профессию почти не просматривается. Такой литературы не упоминается среди любимых художественных произведений старшеклассников, а среди известных им произведений об учителях и педагогах называется лишь повесть В. Распутина «Учитель французского» (и то лишь 6 % учащихся).

Вряд ли стоит этому удивляться: художественная литература, посвященная учителю и педагогической профессии, не входит в содержание учебной программы по литературе для современной школы, тогда как в советской школе педагогической проблематике в литературно-художественном курсе придавалось важное значение. Отбирались произведения, героизировавшие образ учителя, представлявшие его воплощением жертвенной любви к своим ученикам и наполненные признательным отношением их авторов к людям педагогического труда. Имеются подтверждения того, что образ учителя Дюй-шена из произведения Ч. Айтматова «Первый учитель» определил профессиональный выбор многих из будущих учителей в Средней Азии, а читательские впечатления о подвиге учителя Мороза из повести В. Быкова «Обелиск» предвосхитили в сознании студентов педуниверсите-та сведения о подвиге Януша Корчака.

Задача заключается в том, чтобы вернуть в круг чтения старшеклассников - хотя бы на этапе допрофессиональной подготовки - произведения педагогической направленности. Они могут дополнить содержание литературно-художественного курса в гуманитарном или технологическом образовательном профиле. Средством педагогического профилирования образования в условиях универсального учебного плана может выступить и специально разработанный элективный курс по литературе, реализуемый не только в стенах школы, но и на базе МУК. Это создаст дополнительные возможности для ориентации старшеклассников на педагогическую профессию, расширения их читательских и речевых компетенций, развития профессионально-значимых умений.

Разработка такого литературного курса для будущих учителей начальных классов требует включения в его содержание и произведений, написанных для детей. Почему?

Учёными-методистами подчеркивается, что знание детских книг, неподдельный интерес к ним, желание читать и способность понимать их выступают показателями профессиональной пригодности педагога начальной школы. Это мнение подтверждается психологическими исследованиями, доказывающими, что предпочтения читателя определяются его духовной близостью личности автора - детского писателя [3]. Поскольку же, по словам С. Михалкова, настоящие произведения для детей всегда «возбуждают ответные чувства», через чтение детских книг старшеклассниками сохраняется, развивается их со-чувствие переживаниям более младших сверстников, без чего невозможно становление педагогической любви к детям.

С другой стороны, переживание художественных образов, «примеривание» на себя проступков героев, разрешение нравственных коллизий (как своего рода педагогических задач) не просто сокращает дистанцию старшеклассника до младшего школьника, но и благоприятствует пробуждению педагогической интуиции, наставнической ориентации. В этой связи литературный курс допрофессиональной подготовки способен в значительной мере педагогизироваться. Педагогизация литературного курса должна проявляться и в использовании таких приемов анализа и интерпретации литературных произведений, как педагогический комментарий, моделирование педагогических ситуаций по «следам»

Профилирование школьного курса литературы

как условие ориентации старшеклассников на педагогическую профессию

анализа произведения, профессиональные «пробы» в соотнесении с прочитанным.

Что же касается языка текста детской книги, то он настраивает слух читателя на «детский лад» (К. Д. Ушинский), обостряет речевое чутье. Тем самым использование детской книги в педагогически-ориентированном литературном курсе может придать ему коммуникативно-речевую значимость.

Библиографический список:

1. Белянин, С. П. Психологические аспекты художественного текста [Текст] / С. П. Белянин. - М., 1988. - 120 с.

2. Гирфанова, Р. З. Допрофессиональная подготовка как условие формирования педагогической культуры старшеклассников [Текст] : автореферат канд. пед. наук: 13.00.01: защищена

26.05.2001 / Гирфанова Рамиля Зуфаровна. - Казань, 11. - 13 с.

3. Допрофессиональная подготовка школьников -одно из условий социализации личности [Текст] : Наука и школа. - 1998. - № 7-8. - С. 28-30.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р [Текст] // Инновации в образовании. - 2002. -№ 3.

5. Леонтьев, Д. А. Психология смысла [Текст]. -М., 1999. - 483 с.

6. Начальное образование. Национальная программа поддержки и развития чтения и ее реализация в начальной школе России. - 2008. - № 1 (январь-февраль)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] : Среднее (полное) общее образование проект 15 апреля 2011г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.