Научная статья на тему 'Ориентация старшеклассников на выбор рабочих профессий в учебно-воспитательном процессе межшкольного учебного комбината'

Ориентация старшеклассников на выбор рабочих профессий в учебно-воспитательном процессе межшкольного учебного комбината Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
978
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧИЕ / ИНЖЕНЕРНЫЕ ПРОФЕССИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕЖШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ КОМБИНАТЫ / WORKING AND ENGINEERING PROFESSIONS / CAREER-GUIDANCE / LABOR EDUCATION / INTERSCHOOL EDUCATIONAL INDUSTRIAL COMPLEXES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашапова Нелли Владимировна

В общественном сознании, в том числе и у учащихся, бытует миф о востребованности профессий экономиста, менеджера, юриста, при этом непопулярны рабочие и инженерные профессии, наиболее востребованные сегодня на рынке труда. Чтобы поднять славу человека рабочей профессии, необходимо и возможно совершенствовать деятельность межшкольных учебных комбинатов по ориентации школьников на выбор рабочих профессий с учетом потребностей региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашапова Нелли Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orientation of senior schoolchildren to the choice of working professions in the teaching and educational process of interschool educational industrial complex

There is a myth about the demand for the professions of an economist, a manager, a lawyer in public consciousness including schoolchildren, while working and engineering professions, which are the most demanded on labor market, are unpopular today. It is necessary and possible to improve the activity of interschool educational industrial complexes on the orientation of schoolchildren to the choice of working professions taking into account the requirements of a region to increase the glory of a person of a working profession.

Текст научной работы на тему «Ориентация старшеклассников на выбор рабочих профессий в учебно-воспитательном процессе межшкольного учебного комбината»

ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ВЫБОР РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА

Рабочие, инженерные профессии, профориентация, трудовое воспитание, меж-

школъные учебные комбинаты.

В настоящее время на развитие системы ориентации старшеклассников на выбор рабочих профессий влияют введение в системе общего образования профильной школы, модернизация экономики, потребности в качественно новых трудовых ресурсах. Говоря об основных направлениях развития страны на период до 2020 года, В.В. Путин отметил крайнюю неэффективность сегодняшней российской экономики, недопустимо низкую производительность труда. И это опасно в условиях глобальной конкуренции и увеличивающихся затрат на квалифицированный труд. Повышение производительности труда требует повышения качества профессиональной подготовки и профессиональной ориентации молодежи.

Основными направлениями развития российской экономики и экономики Красноярского края на ближайшее время определены:

— формирование национальной инновационной системы, которая строится на всей совокупности государственных и частных институтов;

— развитие основных для региона направлений экономики, включая полную переработку природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России.

Сегодня Красноярский край — динамично развивающийся регион страны. Богатые природные ресурсы, мощная промышленность, крупные научные достижения, талант и усердие жителей, стабильная экономика края превратили его в регион-локомотив. В крае реализуется большое количество новых инвестиционных проектов, в том числе освоение Ванкорского нефтяного месторождения, территории Нижнего Приангарья и другие. Это требует большого количества высококвалифицированных кадров по профессиям «мастер общестроительных работ», «монтажник санитарно-технических систем», «водитель», «сварщик», «машинист дорожных и строительных машин», «машинист подъемно-транспортных машин», «монтажник трубопроводов», по профессиям, связанным с переработкой нефти и нефтепродуктов. Параллельно идут освоение и ввод в эксплуатацию нефтегазовых месторождений в Эвенкии, строительство каскада Нижнеангарских ГЭС и крупнейшей в России Туруханской ГЭС, создание автомагистралей, строительство аэропорта и многие другие проекты. Вместе с тем отмечается, что работодатели, реализующие данные инвестиционные проекты на территории края, привлекают кадры из числа не жителей края, а мигрантов - жителей иных регионов Российской Федерации, которые согласны на более низкую оплату труда. Таким образом, для многих слоев населения Красноярского края, особенно молодежи, создается риск остаться невовлеченными в процесс реализации

инвестиционных проектов. При этом на рынке труда в Красноярском крае особо востребованы такие технические профессии, как токари, слесари, сантехники, электрики, фрезеровщики, программисты. Существует дефицит высококвалифицированных кадров в энергетике, горнодобывающей и машиностроительной отраслях. В связи с этим система профессионального образования Красноярского края должна стать связующим элементом между населением края и предприятиями, что позволит сформировать востребованный ресурс рабочих кадров, повысить их квалификацию, тем самым увеличить инвестиционную привлекательность края по сравнению с другими регионами Федерации.

Выбор профессии подростками во многом определяет дальнейший жизненный путь молодежи, поэтому подготовка учащихся к выбору профессии приобретает особую актуальность. И хотя теория и практика профессиональной ориентации имеют давнюю историю (почти столетие), накоплен определенный значительный опыт, они требуют совершенствования в связи с особенностями социально-экономического развития в настоящее время страны и региона, в частности нашего края. При этом необходимо сконцентрировать внимание педагогической теории и практики на решении таких проблем, как:

— формирование мотивации школьников к инновационному поведению;

— осознание важности и необходимости труда, формирование отношения к труду как личностной ценности;

— содействие личностному и профессиональному самоопределению, самоорганизации.

Главная цель системы профессиональной ориентации школьников — постепенно формировать у них внутреннюю готовность осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) с учетом своих возможностей и общественных потребностей. При этом в проведении профориентационной работы неприемлемо однозначное определение будущего рода занятий (профессии), предполагаемое самоопределение, активность и ответственность личности за свой выбор. Таким образом, профессиональное самоопределение невозможно рассматривать в отрыве от личностного. Последнее не сводится только к профессиональному выбору, но во многом детерминируется им.

В психологии близким к понятию личностного самоопределения выступает понятие личностной идентичности. Формирование личностной идентичности происходит в юношеском возрасте. Согласно теории Эриксона, если юноше не удается разрешить кризис идентичности, то у него формируется неадекватная идентичность.

Выделяют четыре этапа развития идентичности:

— «неопределенная идентичность», когда индивид еще не выработал четких убеждений, не выбрал профессию;

— «досрочная идентичность», когда индивид сделал выбор не самостоятельно, а на основе чужих мнений;

— этап «моратория», характеризуется тем, что индивид находится в процессе выбора из многочисленных вариантов развития того единственного, который может считать своим;

— этап зрелой идентичности, завершает кризис, означает, что индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.

Только на последних двух этапах можно говорить о профессиональном самоопределении личности.

Процесс выбора профессии всегда осуществляется в условиях конкретной социальной среды. Совокупность этих условий, обозначается понятием «ситуация выбора профессии», под которой понимается совокупность всех компонентов, факторов и особенностей объективного и субъективного плана. Под объективной стороной системы выбора профессии понимается независимая от личности совокупность социальных условий, в которых реализуется выбор; под субъективной ситуацией выбора — формирование модели, адекватно отражающей объективные особенности ситуации выбора профессии.

В профессиональном образовании и профессиональной ориентации актуальны проблемы профессиональной мотивации, позитивное или негативное отношение к избранной профессии. Мотивы человеческой деятельности определяются осознанием потребностей, интересов, которые становятся целью действия. Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями [Мороз, 2005, с. 2].

Основной целью трудового обучения являются создание условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределение в будущей профессиональной карьере. В результате трудового и профессионального обучения у выпускников школы должна быть сформирована целостная система общетрудовых, общепроизводственных умений и навыков, необходимых для труда по конкретной профессии.

Профориентация - длительный и сложный процесс, проходящий поэтапно. В научной литературе представлены этапы: «эмоционально-образный», наблюдается у детей дошкольного возраста, когда формируется положительное отношение к определенным профессиям; «пропедевтический», когда у младших школьников развивается интерес к профессиональной деятельности родителей и другим распространенным профессиям, проходит включение их в общественно полезный труд; «поисково-зондирующий», на этом этапе у подростков формируется социальная направленность, чему способствует деятельность, согласованная с профилем продолжения образования; профориентация, этап развития профессионального самосознания, осознание общественной и личностной значимости выбранного направления образования и своих реальных возможностей; период уточнения социального профессионального статуса, осуществления профориентационной деятельности на основе изучения учебных предметов, к которым проявляется устойчивый интерес и способности, формирование качеств в избранном виде труда; дальнейшее развитие профориентационной работы. Вышеназванные этапы раскрывают основное содержание и результат деятельности общеобразовательной школы по профориентации [Воспитание..., 2009, с. 128].

Одна из основных задач профориентации заключается в том, чтобы разработать эффективные средства, позволяющие направлять выбор в соответствии с общественными потребностями, развитием экономики, особенностями и возможностями самого человека, выбирающего профессию.

При этом сложились противоречия между социальными стандартами жизни и требованиями рынка труда; между потребностями выпускников школ в профес-

сиональном самоопределении и отсутствием системы подготовки к выбору профессии в условиях общеобразовательной школы; между интересами старшеклассников и отсутствием в общеобразовательной школе условий для приобретения опыта профессиональной подготовки. В данной статье сделана попытка научнометодически обосновать и раскрыть организацию процесса подготовки старшеклассников к выбору рабочих профессий в условиях межшкольного учебного комбината (МУК).

В соответствии с современными научными представлениями мы рассматриваем выбор профессии как «системный процесс, который детерминирован комплексом факторов внешних (требований общества, влияния родителей, семьи, особых обстоятельств, информированности о профессии) и внутренних (психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, направленность личности, образ профессии) [Пряжников, 1996].

Основные идеи совершенствования профориентационной работы раскрыты в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [2002]. Проблема усложняется тем, что в общественном сознании продолжает бытовать миф о востребованности профессий экономиста, менеджера, юриста, при этом непопулярны рабочие и инженерные профессии, наиболее востребованные сегодня на рынке труда. Многие учащиеся хотят видеть себя среди «чистых» профессий, не осознавая того, что люди имеют разные способности и разные профессии требуют разного уровня умственных и физических затрат, поэтому необходимо соизмерять свои данные с предложенными требованиями профессии и рынка труда, т. е. быть готовыми к осознанному выбору профессии.

Чтобы поднять славу человека рабочей профессии, необходимо и возможно совершенствовать деятельность межшкольных учебных комбинатов (МУК) по ориентации школьников на выбор рабочих профессий с учетом потребностей региона. Деятельность МУК требует научно-методической проработки и апробации. На разрешение этой проблемы направлено развитие системы образования в крае: создан Сибирский федеральный университет, реорганизована система начального и среднего профессионального образования, усилена система профориентационной работы в образовательных учреждениях и в системе службы занятости. В данной статье эта проблема рассматривается на уровне общеобразовательных школ Советского района г. Красноярска, в контексте их взаимодействия с МУК № 4 и социумом.

С позиций компетентностного подхода результатом образовательной деятельности межшкольного учебного комбината становится формирование ключевых компетентностей как способностей действовать в ситуациях неопределенности. С этой точки зрения цели образования в МУК № 4 состоят в том, чтобы:

— научить учиться;

— научить объяснять явления действительности;

— научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, т. е. решать проблемы:

• получения теоретических знаний;

• ориентирования в мире духовных ценностей;

• связанные с реализацией определенных социальных ролей;

• общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;

• профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

Среди основных задач опытно-экспериментальной работы: выяснение осведомленности учащихся о различных профессиях, востребованность профессий на рынке труда, мотивация на выбор рабочих профессий. С этой целью старшеклассникам было предложено ответить на следующие вопросы.

1. Насколько они осведомлены о различных профессиях?

2. Какие профессии на современном этапе, по их мнению, более значимы в нашем регионе?

3. По каким профессиям они хотели бы получить образование?

4. Каковы мотивы выбора профессии?

Среди профессий, о которых знают все дети, были названы: актер, врач, повар, официант, швея, учитель, юрист, сварщик, автослесарь, сантехник, водитель. Менее знакомые профессии: экономист, бухгалтер, кинолог, менеджер, переводчик, программист, каменщик, дизайнер, модельер, вязальщица. Малознакомые профессии: кладовщик, станочник, ветеринар, инкассатор, инструментальщик, фармацевт, фрезеровщик, риэлтор, РК-специалист.

По желанию обучаться, а следовательно, в дальнейшем работать по данным профессиям, отмечается следующая тенденция: наиболее востребованными у учащихся оказались профессии юриста, экономиста, программиста, официанта, дизайнера, менеджера, переводчика, повара, ветеринара, модельера; менее востребованы бухгалтер, РК-специалист, учитель, врач, автослесарь, швея, риэлтор, фармацевт, кинолог, сварщик; невостребованные - инкассатор, актер, проектировщик, водитель, фрезеровщик, вязальщица, каменщик, инструментальщик, станочник, сантехник, кладовщик. Старшеклассники понимают необходимость и важность рабочих профессий, однако не проявляют желания выбирать их для себя.

В целях расширения и углубления знакомства учащихся с профессиями в МУК организованы профориентационные мероприятия: экскурсии на заводы «Красмаш», «СИАЛ» конкурсы профессионального мастерства по профессиям «Повар», «Портной», «Токарь», «Слесарь-инструментальщик»; Интернет-форум по теме «Правильное профессиональное самоопределение сегодня — успешное будущее завтра» с участием представителей родительских комитетов, управляющих советов школ, дни открытых дверей, презентации учебных заведений города, встречи с представителями ссузов, вузов, мастер-классы.

После знакомства с разными профессиями и их представителями учащиеся среди наиболее значимых стали называть такие, как врач, швея, повар, учитель, программист, экономист, дизайнер, юрист, переводчик, водитель. Менее значимыми оказались официант, менеджер, фармацевт, сварщик, актер, РК-специ-алист, автослесарь, бухгалтер, модельер. Малозначимыми дети определили профессии проектировщика, каменщика, сантехника, ветеринара, станочника, кинолога, риэлтора, вязальщицы, инкассатора, фрезеровщика, кладовщика, инструментальщика. При этом учащиеся стали определять практически равнозначный процент значимости «рабочих» профессий по сравнению с остальными профессиями и специальностями. Однако обучатся большинство все же желают по «нерабочим» профессиям (табл.).

Изучение мотивов выбора профессии показало, что наиболее устойчивыми являются мотивы материального благополучия и престижности профессии. Из общего числа опрошенных (161 чел.) в качестве мотива назвали «материальное благополучие» 37 %, «престижность профессии» — 33 %, «развитие деловых качеств» — 21 %, к сожалению, мотив «творческая реализация в труде» указали всего 9 %.

Таблица

Данные анализа значимости «рабочих» и «нерабочих» профессий

и намерений обучатся по ним

Профессии Средний процент значимости Средний процент желания обучаться

«Рабочие» профессии 38,55 21

«Нерабочие» профессии 34,6 39,37

На основе анализа результатов первого этапа опытно-экспериментальной работы были внесены коррективы в ее содержание. Для поднятия престижности «рабочих» профессий в МУК были организованы встречи с представителями предприятий, передовиками, ветеранами труда, в том числе с теми, которые прошли трудовой путь «от станка» до руководителя. На этом этапе использовалась «Схема анализа профессий Е.А. Климова и Н.С. Пряжникова».

Школьникам было предложено заполнить таблицу, в которой раскрываются основные параметры различных профессий: «I. Предмет труда», «II. Цель труда», «III. Средства деятельности», «IV. Условия труда», «V. Место работы», «VI. Общение в труде», «VII. Желание проявить те или иные качества», «VIH. Место учебы», «IX. Образование», «X. Ответственность в труде», «XI. Другие особенности, способные повлиять на выбор профессии». Затем ребятам был представлен ряд рабочих профессий, параметры которых соответствовали сделанному ими выбору. В результате проведенного анализа школьники выяснили, что «рабочими» профессиями представлен практически весь спектр параметров, характеризующих профессии. В итоге данного сравнения у большинства школьников появляется осознанная ориентация на выбор «рабочей» профессий. Однако для сохранения и развития данной ориентации необходимо обеспечить соответствующее содержание и организацию образовательного процесса.

Большой вклад в организацию учебного процесса на достойном уровне внесли предприятия города. По инициативе Героя Социалистического Труда, в прошлом директора КраМЗа А.Н. Кузнецова ООО «СИАЛХОЛДИНГ» произвел ремонт здания и станков. Строительная компания «СибЛидер» осуществила строительство автомастерской с двумя классами и лабораториями для ведения обучения по направлению «Автодело». Это позволило усовершенствовать материально-техническую базу для получения теоретических и практических знаний. Педагогический коллектив МУК № 4 организовал трудоустройство учащейся молодежи в свободное от учебы время. На протяжении учебного года на базе комбината работают отряды главы города по трем направлениям: роспись по ткани - студия «Батик», швейное дело, издательское дело. Трудовая деятельность воспитывает ответственность у ребят. В летний период учащиеся проходят производственную практику на предприятиях и учреждениях города: обучающиеся по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей» — в сервисных центрах ООО «СИАЛ», «Шкода-центр»; по направлению «Педагогика» - на базе детских садов. На базе видеостудии «Владлена» прошли практику «звукооператоры», в школьных столовых — «повара». Такая деятельность позволяет решать проблему, связанную с реализацией определённых социальных ролей у подростков.

С целью организации дополнительных рабочих мест для молодежи, функционирует некоммерческое партнерство «Красноярская региональная молодежная

общественная организация профессиональной подготовки молодежи», деятельность которой направлена на организацию взаимосвязей с предприятиями города по вопросам трудовой занятости подростков, что позволило включить в проблему ориентации подростков на выбор «рабочих» профессий общественность и предприятия города.

В рамках организационно-кадрового обеспечения профориентационной работы в школах района были проведены: семинары для заместителей директоров по воспитательной работе «Организация работы по трудовому обучению и воспитанию учащихся школ», «Активные формы профориентационной работы в школе», «Рынок труда г. Красноярска», «Презентация вузов, ссузов», «Анализ и планирование профориентационной работы»; педагогические мастерские: «Методики профессионального и личностного самоопределения», «Психологический инструментарий в работе профориентатора». Результатом взаимодействия МУК № 4 и школ Советского района явилось сотрудничество в основных вопросах ориентации детей на выбор «рабочих» профессий. В комбинате работает школа во-лонтеров-профориентаторов. Программа школы направлена на профессиональное самоопределение участников школы и овладение ими доступными формами проведения профориентационной работы со своими сверстниками и младшими школьниками. Регулярно проводятся встречи для учащихся и родителей: беседы с психологом, консультации по вопросам поступления в высшие и средние учебные заведения города, профдиагностика и профконсультации. Традиционно проводятся конкурсы, направленные на содействие профессиональному самоопределению. Они позволяют учесть индивидуальные интересы, способности, предоставляют возможность проявить себя учащимся, педагогам и родителям. Такие мероприятия, направленные на поднятие престижа «рабочих» профессий, демонстрируют значимость последних в глазах подростков и решают общие проблемы для разных видов профессиональной и иной деятельности.

Для информирования о деятельности межшкольного учебного комбината № 4 педагогами разработан и регулярно пополняется сайт профориентационной направленности «Карьера» http://proffession.krsnet.ru., цель которого - содействие профессиональному самоопределению учащихся средствами Интернета. Сайт имеет большое информационно-методическое обеспечение профориентационного характера, которое позволяет организовать данную работу в школах. Для учащихся и родителей имеется информационно-диагностический блок, направленный на повышение готовности обучающихся к осознанному социально-культурному и профессиональному самоопределению. Силами педагогического коллектива МУК № 4 разработаны: учебный курс «Познай себя», методические пособия для учащихся и родителей «Ваша карьера в ваших руках», «Кто Я?», «Оцени свои способности», «Формула выбора» и др. Что позволило ввести семью в процесс профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях профессионального образования.

Таким образом, теоретический анализ и опыт работы, представленный в данной статье, являются научно-методическим обоснованием для решения задач ориентации старшеклассников на выбор «рабочих» профессий в учебно-воспита-тельном процессе межшкольного учебного комбината № 4 г. Красноярска.

Библиографический список

1. Воспитание в социокультурном пространстве: коллективная монография / под. ред. О.В. Суходольской-Кулешовой; Учреждение РАО «Институт семьи и воспитания». М., 2009.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Приложение к Приказу Минобразования РФ от 18.07.2002. № 278. М., 2002.

3. Мороз Е.А. Предпрофильная подготовка и профессиональное самоопределение старших подростков в системе «школа — вуз» // Школа и производство. 2005. № 5. С. 2.

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределения. М.: Изд-во. Ин-тапракт. психол; Воронеж: НПО «МОДЭК». М. 1996. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.