ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ВЫБОР РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА
Рабочие, инженерные профессии, профориентация, трудовое воспитание, меж-
школъные учебные комбинаты.
В настоящее время на развитие системы ориентации старшеклассников на выбор рабочих профессий влияют введение в системе общего образования профильной школы, модернизация экономики, потребности в качественно новых трудовых ресурсах. Говоря об основных направлениях развития страны на период до 2020 года, В.В. Путин отметил крайнюю неэффективность сегодняшней российской экономики, недопустимо низкую производительность труда. И это опасно в условиях глобальной конкуренции и увеличивающихся затрат на квалифицированный труд. Повышение производительности труда требует повышения качества профессиональной подготовки и профессиональной ориентации молодежи.
Основными направлениями развития российской экономики и экономики Красноярского края на ближайшее время определены:
— формирование национальной инновационной системы, которая строится на всей совокупности государственных и частных институтов;
— развитие основных для региона направлений экономики, включая полную переработку природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России.
Сегодня Красноярский край — динамично развивающийся регион страны. Богатые природные ресурсы, мощная промышленность, крупные научные достижения, талант и усердие жителей, стабильная экономика края превратили его в регион-локомотив. В крае реализуется большое количество новых инвестиционных проектов, в том числе освоение Ванкорского нефтяного месторождения, территории Нижнего Приангарья и другие. Это требует большого количества высококвалифицированных кадров по профессиям «мастер общестроительных работ», «монтажник санитарно-технических систем», «водитель», «сварщик», «машинист дорожных и строительных машин», «машинист подъемно-транспортных машин», «монтажник трубопроводов», по профессиям, связанным с переработкой нефти и нефтепродуктов. Параллельно идут освоение и ввод в эксплуатацию нефтегазовых месторождений в Эвенкии, строительство каскада Нижнеангарских ГЭС и крупнейшей в России Туруханской ГЭС, создание автомагистралей, строительство аэропорта и многие другие проекты. Вместе с тем отмечается, что работодатели, реализующие данные инвестиционные проекты на территории края, привлекают кадры из числа не жителей края, а мигрантов - жителей иных регионов Российской Федерации, которые согласны на более низкую оплату труда. Таким образом, для многих слоев населения Красноярского края, особенно молодежи, создается риск остаться невовлеченными в процесс реализации
инвестиционных проектов. При этом на рынке труда в Красноярском крае особо востребованы такие технические профессии, как токари, слесари, сантехники, электрики, фрезеровщики, программисты. Существует дефицит высококвалифицированных кадров в энергетике, горнодобывающей и машиностроительной отраслях. В связи с этим система профессионального образования Красноярского края должна стать связующим элементом между населением края и предприятиями, что позволит сформировать востребованный ресурс рабочих кадров, повысить их квалификацию, тем самым увеличить инвестиционную привлекательность края по сравнению с другими регионами Федерации.
Выбор профессии подростками во многом определяет дальнейший жизненный путь молодежи, поэтому подготовка учащихся к выбору профессии приобретает особую актуальность. И хотя теория и практика профессиональной ориентации имеют давнюю историю (почти столетие), накоплен определенный значительный опыт, они требуют совершенствования в связи с особенностями социально-экономического развития в настоящее время страны и региона, в частности нашего края. При этом необходимо сконцентрировать внимание педагогической теории и практики на решении таких проблем, как:
— формирование мотивации школьников к инновационному поведению;
— осознание важности и необходимости труда, формирование отношения к труду как личностной ценности;
— содействие личностному и профессиональному самоопределению, самоорганизации.
Главная цель системы профессиональной ориентации школьников — постепенно формировать у них внутреннюю готовность осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) с учетом своих возможностей и общественных потребностей. При этом в проведении профориентационной работы неприемлемо однозначное определение будущего рода занятий (профессии), предполагаемое самоопределение, активность и ответственность личности за свой выбор. Таким образом, профессиональное самоопределение невозможно рассматривать в отрыве от личностного. Последнее не сводится только к профессиональному выбору, но во многом детерминируется им.
В психологии близким к понятию личностного самоопределения выступает понятие личностной идентичности. Формирование личностной идентичности происходит в юношеском возрасте. Согласно теории Эриксона, если юноше не удается разрешить кризис идентичности, то у него формируется неадекватная идентичность.
Выделяют четыре этапа развития идентичности:
— «неопределенная идентичность», когда индивид еще не выработал четких убеждений, не выбрал профессию;
— «досрочная идентичность», когда индивид сделал выбор не самостоятельно, а на основе чужих мнений;
— этап «моратория», характеризуется тем, что индивид находится в процессе выбора из многочисленных вариантов развития того единственного, который может считать своим;
— этап зрелой идентичности, завершает кризис, означает, что индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
Только на последних двух этапах можно говорить о профессиональном самоопределении личности.
Процесс выбора профессии всегда осуществляется в условиях конкретной социальной среды. Совокупность этих условий, обозначается понятием «ситуация выбора профессии», под которой понимается совокупность всех компонентов, факторов и особенностей объективного и субъективного плана. Под объективной стороной системы выбора профессии понимается независимая от личности совокупность социальных условий, в которых реализуется выбор; под субъективной ситуацией выбора — формирование модели, адекватно отражающей объективные особенности ситуации выбора профессии.
В профессиональном образовании и профессиональной ориентации актуальны проблемы профессиональной мотивации, позитивное или негативное отношение к избранной профессии. Мотивы человеческой деятельности определяются осознанием потребностей, интересов, которые становятся целью действия. Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями [Мороз, 2005, с. 2].
Основной целью трудового обучения являются создание условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределение в будущей профессиональной карьере. В результате трудового и профессионального обучения у выпускников школы должна быть сформирована целостная система общетрудовых, общепроизводственных умений и навыков, необходимых для труда по конкретной профессии.
Профориентация - длительный и сложный процесс, проходящий поэтапно. В научной литературе представлены этапы: «эмоционально-образный», наблюдается у детей дошкольного возраста, когда формируется положительное отношение к определенным профессиям; «пропедевтический», когда у младших школьников развивается интерес к профессиональной деятельности родителей и другим распространенным профессиям, проходит включение их в общественно полезный труд; «поисково-зондирующий», на этом этапе у подростков формируется социальная направленность, чему способствует деятельность, согласованная с профилем продолжения образования; профориентация, этап развития профессионального самосознания, осознание общественной и личностной значимости выбранного направления образования и своих реальных возможностей; период уточнения социального профессионального статуса, осуществления профориентационной деятельности на основе изучения учебных предметов, к которым проявляется устойчивый интерес и способности, формирование качеств в избранном виде труда; дальнейшее развитие профориентационной работы. Вышеназванные этапы раскрывают основное содержание и результат деятельности общеобразовательной школы по профориентации [Воспитание..., 2009, с. 128].
Одна из основных задач профориентации заключается в том, чтобы разработать эффективные средства, позволяющие направлять выбор в соответствии с общественными потребностями, развитием экономики, особенностями и возможностями самого человека, выбирающего профессию.
При этом сложились противоречия между социальными стандартами жизни и требованиями рынка труда; между потребностями выпускников школ в профес-
сиональном самоопределении и отсутствием системы подготовки к выбору профессии в условиях общеобразовательной школы; между интересами старшеклассников и отсутствием в общеобразовательной школе условий для приобретения опыта профессиональной подготовки. В данной статье сделана попытка научнометодически обосновать и раскрыть организацию процесса подготовки старшеклассников к выбору рабочих профессий в условиях межшкольного учебного комбината (МУК).
В соответствии с современными научными представлениями мы рассматриваем выбор профессии как «системный процесс, который детерминирован комплексом факторов внешних (требований общества, влияния родителей, семьи, особых обстоятельств, информированности о профессии) и внутренних (психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, направленность личности, образ профессии) [Пряжников, 1996].
Основные идеи совершенствования профориентационной работы раскрыты в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [2002]. Проблема усложняется тем, что в общественном сознании продолжает бытовать миф о востребованности профессий экономиста, менеджера, юриста, при этом непопулярны рабочие и инженерные профессии, наиболее востребованные сегодня на рынке труда. Многие учащиеся хотят видеть себя среди «чистых» профессий, не осознавая того, что люди имеют разные способности и разные профессии требуют разного уровня умственных и физических затрат, поэтому необходимо соизмерять свои данные с предложенными требованиями профессии и рынка труда, т. е. быть готовыми к осознанному выбору профессии.
Чтобы поднять славу человека рабочей профессии, необходимо и возможно совершенствовать деятельность межшкольных учебных комбинатов (МУК) по ориентации школьников на выбор рабочих профессий с учетом потребностей региона. Деятельность МУК требует научно-методической проработки и апробации. На разрешение этой проблемы направлено развитие системы образования в крае: создан Сибирский федеральный университет, реорганизована система начального и среднего профессионального образования, усилена система профориентационной работы в образовательных учреждениях и в системе службы занятости. В данной статье эта проблема рассматривается на уровне общеобразовательных школ Советского района г. Красноярска, в контексте их взаимодействия с МУК № 4 и социумом.
С позиций компетентностного подхода результатом образовательной деятельности межшкольного учебного комбината становится формирование ключевых компетентностей как способностей действовать в ситуациях неопределенности. С этой точки зрения цели образования в МУК № 4 состоят в том, чтобы:
— научить учиться;
— научить объяснять явления действительности;
— научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, т. е. решать проблемы:
• получения теоретических знаний;
• ориентирования в мире духовных ценностей;
• связанные с реализацией определенных социальных ролей;
• общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
• профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Среди основных задач опытно-экспериментальной работы: выяснение осведомленности учащихся о различных профессиях, востребованность профессий на рынке труда, мотивация на выбор рабочих профессий. С этой целью старшеклассникам было предложено ответить на следующие вопросы.
1. Насколько они осведомлены о различных профессиях?
2. Какие профессии на современном этапе, по их мнению, более значимы в нашем регионе?
3. По каким профессиям они хотели бы получить образование?
4. Каковы мотивы выбора профессии?
Среди профессий, о которых знают все дети, были названы: актер, врач, повар, официант, швея, учитель, юрист, сварщик, автослесарь, сантехник, водитель. Менее знакомые профессии: экономист, бухгалтер, кинолог, менеджер, переводчик, программист, каменщик, дизайнер, модельер, вязальщица. Малознакомые профессии: кладовщик, станочник, ветеринар, инкассатор, инструментальщик, фармацевт, фрезеровщик, риэлтор, РК-специалист.
По желанию обучаться, а следовательно, в дальнейшем работать по данным профессиям, отмечается следующая тенденция: наиболее востребованными у учащихся оказались профессии юриста, экономиста, программиста, официанта, дизайнера, менеджера, переводчика, повара, ветеринара, модельера; менее востребованы бухгалтер, РК-специалист, учитель, врач, автослесарь, швея, риэлтор, фармацевт, кинолог, сварщик; невостребованные - инкассатор, актер, проектировщик, водитель, фрезеровщик, вязальщица, каменщик, инструментальщик, станочник, сантехник, кладовщик. Старшеклассники понимают необходимость и важность рабочих профессий, однако не проявляют желания выбирать их для себя.
В целях расширения и углубления знакомства учащихся с профессиями в МУК организованы профориентационные мероприятия: экскурсии на заводы «Красмаш», «СИАЛ» конкурсы профессионального мастерства по профессиям «Повар», «Портной», «Токарь», «Слесарь-инструментальщик»; Интернет-форум по теме «Правильное профессиональное самоопределение сегодня — успешное будущее завтра» с участием представителей родительских комитетов, управляющих советов школ, дни открытых дверей, презентации учебных заведений города, встречи с представителями ссузов, вузов, мастер-классы.
После знакомства с разными профессиями и их представителями учащиеся среди наиболее значимых стали называть такие, как врач, швея, повар, учитель, программист, экономист, дизайнер, юрист, переводчик, водитель. Менее значимыми оказались официант, менеджер, фармацевт, сварщик, актер, РК-специ-алист, автослесарь, бухгалтер, модельер. Малозначимыми дети определили профессии проектировщика, каменщика, сантехника, ветеринара, станочника, кинолога, риэлтора, вязальщицы, инкассатора, фрезеровщика, кладовщика, инструментальщика. При этом учащиеся стали определять практически равнозначный процент значимости «рабочих» профессий по сравнению с остальными профессиями и специальностями. Однако обучатся большинство все же желают по «нерабочим» профессиям (табл.).
Изучение мотивов выбора профессии показало, что наиболее устойчивыми являются мотивы материального благополучия и престижности профессии. Из общего числа опрошенных (161 чел.) в качестве мотива назвали «материальное благополучие» 37 %, «престижность профессии» — 33 %, «развитие деловых качеств» — 21 %, к сожалению, мотив «творческая реализация в труде» указали всего 9 %.
Таблица
Данные анализа значимости «рабочих» и «нерабочих» профессий
и намерений обучатся по ним
Профессии Средний процент значимости Средний процент желания обучаться
«Рабочие» профессии 38,55 21
«Нерабочие» профессии 34,6 39,37
На основе анализа результатов первого этапа опытно-экспериментальной работы были внесены коррективы в ее содержание. Для поднятия престижности «рабочих» профессий в МУК были организованы встречи с представителями предприятий, передовиками, ветеранами труда, в том числе с теми, которые прошли трудовой путь «от станка» до руководителя. На этом этапе использовалась «Схема анализа профессий Е.А. Климова и Н.С. Пряжникова».
Школьникам было предложено заполнить таблицу, в которой раскрываются основные параметры различных профессий: «I. Предмет труда», «II. Цель труда», «III. Средства деятельности», «IV. Условия труда», «V. Место работы», «VI. Общение в труде», «VII. Желание проявить те или иные качества», «VIH. Место учебы», «IX. Образование», «X. Ответственность в труде», «XI. Другие особенности, способные повлиять на выбор профессии». Затем ребятам был представлен ряд рабочих профессий, параметры которых соответствовали сделанному ими выбору. В результате проведенного анализа школьники выяснили, что «рабочими» профессиями представлен практически весь спектр параметров, характеризующих профессии. В итоге данного сравнения у большинства школьников появляется осознанная ориентация на выбор «рабочей» профессий. Однако для сохранения и развития данной ориентации необходимо обеспечить соответствующее содержание и организацию образовательного процесса.
Большой вклад в организацию учебного процесса на достойном уровне внесли предприятия города. По инициативе Героя Социалистического Труда, в прошлом директора КраМЗа А.Н. Кузнецова ООО «СИАЛХОЛДИНГ» произвел ремонт здания и станков. Строительная компания «СибЛидер» осуществила строительство автомастерской с двумя классами и лабораториями для ведения обучения по направлению «Автодело». Это позволило усовершенствовать материально-техническую базу для получения теоретических и практических знаний. Педагогический коллектив МУК № 4 организовал трудоустройство учащейся молодежи в свободное от учебы время. На протяжении учебного года на базе комбината работают отряды главы города по трем направлениям: роспись по ткани - студия «Батик», швейное дело, издательское дело. Трудовая деятельность воспитывает ответственность у ребят. В летний период учащиеся проходят производственную практику на предприятиях и учреждениях города: обучающиеся по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей» — в сервисных центрах ООО «СИАЛ», «Шкода-центр»; по направлению «Педагогика» - на базе детских садов. На базе видеостудии «Владлена» прошли практику «звукооператоры», в школьных столовых — «повара». Такая деятельность позволяет решать проблему, связанную с реализацией определённых социальных ролей у подростков.
С целью организации дополнительных рабочих мест для молодежи, функционирует некоммерческое партнерство «Красноярская региональная молодежная
общественная организация профессиональной подготовки молодежи», деятельность которой направлена на организацию взаимосвязей с предприятиями города по вопросам трудовой занятости подростков, что позволило включить в проблему ориентации подростков на выбор «рабочих» профессий общественность и предприятия города.
В рамках организационно-кадрового обеспечения профориентационной работы в школах района были проведены: семинары для заместителей директоров по воспитательной работе «Организация работы по трудовому обучению и воспитанию учащихся школ», «Активные формы профориентационной работы в школе», «Рынок труда г. Красноярска», «Презентация вузов, ссузов», «Анализ и планирование профориентационной работы»; педагогические мастерские: «Методики профессионального и личностного самоопределения», «Психологический инструментарий в работе профориентатора». Результатом взаимодействия МУК № 4 и школ Советского района явилось сотрудничество в основных вопросах ориентации детей на выбор «рабочих» профессий. В комбинате работает школа во-лонтеров-профориентаторов. Программа школы направлена на профессиональное самоопределение участников школы и овладение ими доступными формами проведения профориентационной работы со своими сверстниками и младшими школьниками. Регулярно проводятся встречи для учащихся и родителей: беседы с психологом, консультации по вопросам поступления в высшие и средние учебные заведения города, профдиагностика и профконсультации. Традиционно проводятся конкурсы, направленные на содействие профессиональному самоопределению. Они позволяют учесть индивидуальные интересы, способности, предоставляют возможность проявить себя учащимся, педагогам и родителям. Такие мероприятия, направленные на поднятие престижа «рабочих» профессий, демонстрируют значимость последних в глазах подростков и решают общие проблемы для разных видов профессиональной и иной деятельности.
Для информирования о деятельности межшкольного учебного комбината № 4 педагогами разработан и регулярно пополняется сайт профориентационной направленности «Карьера» http://proffession.krsnet.ru., цель которого - содействие профессиональному самоопределению учащихся средствами Интернета. Сайт имеет большое информационно-методическое обеспечение профориентационного характера, которое позволяет организовать данную работу в школах. Для учащихся и родителей имеется информационно-диагностический блок, направленный на повышение готовности обучающихся к осознанному социально-культурному и профессиональному самоопределению. Силами педагогического коллектива МУК № 4 разработаны: учебный курс «Познай себя», методические пособия для учащихся и родителей «Ваша карьера в ваших руках», «Кто Я?», «Оцени свои способности», «Формула выбора» и др. Что позволило ввести семью в процесс профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях профессионального образования.
Таким образом, теоретический анализ и опыт работы, представленный в данной статье, являются научно-методическим обоснованием для решения задач ориентации старшеклассников на выбор «рабочих» профессий в учебно-воспита-тельном процессе межшкольного учебного комбината № 4 г. Красноярска.
Библиографический список
1. Воспитание в социокультурном пространстве: коллективная монография / под. ред. О.В. Суходольской-Кулешовой; Учреждение РАО «Институт семьи и воспитания». М., 2009.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Приложение к Приказу Минобразования РФ от 18.07.2002. № 278. М., 2002.
3. Мороз Е.А. Предпрофильная подготовка и профессиональное самоопределение старших подростков в системе «школа — вуз» // Школа и производство. 2005. № 5. С. 2.
4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределения. М.: Изд-во. Ин-тапракт. психол; Воронеж: НПО «МОДЭК». М. 1996. 256 с.