Научная статья на тему 'Формирование допрофессиональной литературной компетенции старшеклассников в классах гуманитарного профиля'

Формирование допрофессиональной литературной компетенции старшеклассников в классах гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФАХТ (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА) / PABL (PHILOLOGICAL ANALYSIS OF BELLES-LETTRES) / HUMANITARIZATION OF EDUCATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Ж. С.

Статья посвящена проблемам преподавания литературы в условиях профилизации образования в классах гуманитарного профиля. Статья содержит в себе теоретические положения, касающиеся формирования допрофессиональной литературной компетенции у учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля, технологию реализации метода комплексного филологического анализа художественного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pre-professional literary competence formation on the stage of the pre-high-education literary education for grade students of humanities-biased classes

The article deals with the literature teaching problems that go together with future profession-oriented education in humanities-biased classes. The article comprises theoretical theses related to the pre-high-education literary competence formation by 10-11 grade students of humanities-biased classes and the realization method technology of complex philological analysis of a literary text.

Текст научной работы на тему «Формирование допрофессиональной литературной компетенции старшеклассников в классах гуманитарного профиля»

ФОРМИРОВАНИЕ ДОИРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Ж.С. Мальцева

Статья посвящена проблемам преподавания литературы в условиях профилизации образования в классах гуманитарного профиля. Статья содержит в себе теоретические положения, касающиеся формирования допрофессиональной литературной компетенции у учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля, технологию реализации метода комплексного филологического анализа художественного текста.

Ключевые слова: гуманитаризация образования, компетентность, ФАХТ (филологический анализ художественного текста).

XXI в. - это век принципиально новых организаций общества, новых экономических реалий, а своеобразие эпохи, как известно, диктует новые цели и обновление содержания образования, которое сегодня ориентировано на человека, на развитие его нравственных и духовных качеств, т. е. поворачивается к гуманизации, к осознанию первостепенной важности гуманитарного знания, гуманитарного сознания и, соответственно, гуманитарного мышления [1].

Как справедливо отмечает профессор Л.И. Петриева, изучение современного опыта гуманизации в системе образования, анализ имеющихся исследований позволили сформулировать определение понятия «гуманизация педагогического образования», которое трактуется как целенаправленный процесс развития личности, включающий систему социально-педагогических мер: гармоничное развитие профессиональных и нравственных качеств личности; формирование гуманитарного сознания на основе гуманистического мышления; целенаправленное воспитание общественно ценных мотиваций; развитие самостоятельности мышления; стремления к самосовершенствованию; инициирование самостоятельности и активности в гуманитарной деятельности [2].

Сопоставив разные позиции исследователей по вопросу гуманитаризации образования, мы пришли к выводу о том, что гуманитаризация - одно из средств гуманизации, сложный процесс, предполагающий не только изменения органического характера, но и корректировки цели, а также содержательных, методико-технологических компонентов, необходимых для перехода нашего общества в новое гуманитарное измерение. Жизнь все настойчивее требует улавливать

новые тенденции, принципы, закономерности в образовании, а они, в свою очередь, свидетельствуют о том, что мир идет к гуманитаризации образования и что гуманитарная составляющая будет только нарастать.

Гуманитаризация предусматривает создание условий для формирования всесторонне развитой личности и развития ее нравственности. В старших классах школы к таким условиям относятся: актуализация современного знания в гуманитарных дисциплинах, совершенствование содержания гуманитарных предметов; единство профильной и культурной подготовки; развитие культуры мышления и способности к творчеству; эмоциональное воспитание [2].

Тенденции гуманизации и гуманитаризации активизировали процесс интеграции, составной частью которого стала профилизация обучения. Заметим, что под «профилем обучения» мы подразумеваем сложившийся тип подготовки учащихся по определенному направлению и другим дисциплинам с учетом их будущей профессии [3]. Профильное обучение ориентировано на индивидуализацию обучения и на социализацию обучающихся.

Проблема профильного обучения широко исследуется в современной педагогической науке (А.А. Асмолов, О.Г. Максимова, И.В. Бестужев-Лада и др.), что связано с потребностью времени (инновации в организации самого процесса образования: создание профильных центров, школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий и др.) не только заложить еще в средней школе основы общеобразовательной, общекультурной, общетрудовой подготовки учащихся с учетом склонностей и потребностей, но и к осознанному выбору профессии и быстрой адаптации выпускников

школы. Происходящие перемены сделали востребованным профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах средней школы, что сказалось и на гуманитарной подготовке, в т. ч. учащихся, углубленно изучающих русский язык и литературу.

В отечественной культуре литература занимает особое место в жизни народа и отдельного человека, отсюда литература - это один из ведущих предметов в общей системе интеллектуального и нравственного формирования школьников, пробуждающий и развивающий сознание старшеклассников, а также формирующий в сознании школьников не мозаичную и хаотичную, а единую, целостную картину мира. Литература несет существенный объем знаний по истории, этнографии, философии, психологии, литературному русскому языку, что дополняет аргументацию к необходимости преподавания литературы на основе взаимосвязи с другими предметами гуманитарного цикла. Литература, в таком случае, объединяя учебные предметы других образовательных областей, становится ядром филологического образования в школе, особенно в классах гуманитарного профиля.

Эта высокая роль литературы отмечалась методической наукой, начиная с XIX в. В работах В.Я. Стоюнина, Ф.И. Буслаева, В.В. Голубкова, М.А. Рыбниковой, Г.А. Гуковского, Н И. Кудряшева, Г.И. Беленького, О.Ю. Богдановой, И.С. Збарского, З.С. Смелковой, Г.И. Ионина и других освещаются определенные аспекты проблемы углубленного изучения литературы, накоплен теоретический и практический материал, разработаны программы и учебные пособия, направленные на повышение качества овладения материалом, обеспечение достаточно высокого уровня интеллектуальной нагрузки, создание возможности удовлетворения и развития интересов учащихся. Однако в методике осталась вне рассмотрения специфика изучения художественной литературы в классах гуманитарного профиля с учетом будущей профессии и в условиях перехода на компетент-ностный подход в образовании учащихся.

Таким образом, изучение и выявление специфики изучения литературы в старших классах гуманитарного профиля, в частности формирования у старшеклассников допро-фессиональной литературной компетенции,

становится актуальнейшей проблемой методики обучения литературе. Целью работы, исследующей заявленное направление, является повышение качества довузовского литературного образования посредством гуманизации знания через формирование допрофес-сиональной литературной компетенции у учащихся, повышения уровня литературной образованности, основанной на прочных базовых знаниях литературы, развитых умениях и опыте самостоятельного комплексного филологического анализа художественных произведений и их творческой интерпретации, продвинутого речевого развития с учетом будущей профессии, как и с учетом пси-холого-педагогических особенностей контингента гуманитарных классов.

Предметом изучения филолога, как известно, является текст, в т. ч. художественный, который «мыслится как ограниченное, замкнутое в себе конечное образование. Одним из основных его признаков является наличие специфической имманентной структуры, то есть текст имеет «начало» и «конец», также главное его свойство - целостность» [4].

Художественный текст предстает также «...как информативное и образное целое, доставляющее эстетическое удовольствие, воспитывающее чувства и развивающее мышление (в том числе гуманитарное), трогающее ум и сердце» [5].

Углубленное изучение и внимательное прочтение художественного текста - одна из главнейших задач уроков литературы.

Допрофессиональная литературная компетенция рассматривается в предложенном контексте как системное образование, состоящее из нескольких компонентов: 1) тео-ретико-литературная компетенция (знания по литературоведению, сформированные на их основе умения самостоятельного анализа художественного произведения); 2) историко-литературная компетенция (знания, касающиеся творческой истории создания произведений, социально-исторического фона, непрерывность исторического развития литературы, сформированные на их основе умения давать различного рода комментарии к произведениям, умение видеть художественнотворческую эволюцию авторов); 3) художественно-эстетическая компетенция (понимание учащимися специфики литературы как вида искусства, умение творчески интерпретиро-

вать художественное произведение); 4) коммуникативно-речевая компетенция (осуществление речевой деятельности в коммуникативных целях и целях, связанных с профессиональной направленностью учеников).

Из всего вышесказанного вытекает логический вопрос: «Каким образом можно

сформировать у учащихся гуманитарных классов допрофессиональную филологическую компетенцию, как научить осмысленно анализировать произведения и, в свою очередь, самим порождать тексты?»

Как известно, существуют различные подходы к интерпретации художественных произведений (биографический, проблемнотематический, социологический, пообраз-ный, лингвистический, стилистический, литературоведческий и др.).

Наиболее результативным в условиях практики школьного обучения является комплексное филологическое комментирование художественного текста, приобретающее в классах углубленного изучения литературы характер учебно-исследовательского [6], а привлечение данных из других гуманитарных наук (истории, философии, психологии ит. д.) характеризует процесс преподавания как диалогичный, интегрированный.

Важным компонентом учебного процесса в описываемых условиях становятся элективные курсы по литературе.

В соответствии с развиваемой нами концепцией важное место в технологии изучения художественных текстов и в элективном курсе занял самостоятельный анализ художественных произведений русской классической литературы с попутным развитием коммуникативно-речевых навыков учащихся.

Авторский элективный курс получил название «Слово - образ - смысл», предназначен для учащихся гуманитарных классов, а также классов с углубленным изучением филологических дисциплин.

Курс ориентирован на формирование допрофессиональной литературной компетенции, суть которой заключается в том, что главная задача учителя литературы - научить школьников самостоятельно комментировать художественные произведения, постигая бездонность классики, показать пути освоения авторских смыслов через слово и систему художественных средств; совершенствовать умения анализа литературного произве-

дения как художественного целого, развивать навыки устной и письменной речи, вдумчивого чтения. Более того, такой курс позволяет более эффективно формировать навыки самостоятельного креативного анализа, творчески подходить к написанию сочинений, а также формировать ценностные, духовно-нравственные ориентации школьников в процессе художественного общения, способствующие адекватной адаптации, самореализации и более четкому и обдуманному профессиональному самоопределению, воспитанию духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире; формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Виды деятельности учащихся адекватны целям и задачам курса, сопровождающим комментирование художественных текстов в ходе элективного курса: аналитическая беседа, работа над проблемными вопросами, составление таблиц по пройденному материалу, использование различных видов пересказов (подробный, сжатый, выборочный, «художественное рассказывание»), выявление особенностей сатиры автора, анализ понятия «гротеск», работа над выпиской из предварительно прочитанного текста и создание устных и письменных речевых высказываний различных жанров (очерк, эссе, рецензия, аннотация, сочинение на свободную тему), работа над критическими статьями, выполнение заданий по карточкам, составление докладов на заданную тему и т. д.

Предложенный учебный курс имеет, прежде всего, практическую направленность, т. е. не столько формирует круг знаний учащихся, сколько развивает умения и навыки школьников, их абстрактное, теоретическое и образно-художественное мышление. Выполнение заданий творческого характера в индивидуальной, групповой и фронтальной форме способствует успешной подготовке к итоговой аттестации по литературе.

Особое место в системе работы по литературе отведено изучению литературно-критического материала. Критические статьи -это самостоятельные произведения, эстетически значимые, олицетворяющие образцы интерпретации художественных текстов.

Неотъемлемой частью литературного образования является теоретико-литературная грамотность. Данный курс направлен на овладение литературоведческой терминологией и на применение ее на практике.

Программа курса рассчитана на 34 часа. В планировании элективного курса изучаемый материал выходит за рамки содержания стандарта по литературе, что соответствует требованиям к программам элективных курсов.

Контрольные замеры показали, что включение модели формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений и их творческой адекватной автору интерпретации на основе усвоения теоретико-литературных знаний и критериев художественности ведет к формированию допрофессиональной литературной компетенции.

Результаты опытно-экспериментальной работы, основанной на освоении учащимися теоретико-литературных понятий, литературоведческого и литературно-критического материала, системе самостоятельных работ по изучению художественных текстов, подтверждают то, что ученики на начальном этапе слабо владели навыками самостоятельного анализа произведений, что соответствовало среднему уровню. И лишь незначительное количество учеников владело на достаточном уровне жанрами речевых высказываний, лишь четвертая часть занималась творческой деятельностью, то на завершающей стадии опытно-экспериментальной работы значительно повысился уровень литературного развития учеников экспериментального класса (по сравнению с контрольным классом и с начальным уровнем).

Таким образом, формирование допрофессиональной литературной компетенции достигнет качественного результата, если:

1) будет актуализирована гуманитаризация образования, понимаемая как формирование посредством образования нового способа мышления, нового гуманитарного сознания, а также понимаемая как целенаправленный процесс развития личности;

2) ввести метод комплексного филологического анализа художественного текста, реализуемого в старших классах гуманитарного профиля, способствующего развитию самостоятельного и креативного анализа художественных произведений с попутным со-

вершенствованием коммуникативно -речевых навыков;

3) использовать систему самостоятельных работ, являющуюся важнейшим условием развития креативной самостоятельности учащихся;

4) использовать особую систему работы с литературоведческим и литературнокритическим материалом, основанную на их самостоятельном постижении и использовании в творческих работах, в начальных профессиональных устных и письменных высказываниях, в процессе урочной, внеклассной и самостоятельной деятельности старшеклассников;

5) ввести элективные курсы, имеющие непосредственный выход на профессиональные интересы учащихся.

1. Тараносова Г.Н. Анализ художественного текста в системе формирования профессиональной компетентности филолога-русиста // Теория и методика в контексте вузовского образования: сб. науч. тр. / отв. ред. М.А. Венгра-нович. Тольятти, 2006. С. 115-120.

2. Петриева Л.И. Обучение литературе в условиях профильного образования: вопросы теории и практики преподавания литературы. Ульяновск, 2007.

3. Балыхина Т.Ф. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку. М., 2000.

4. Лотман Ю.М. Труды по знаковым системам. Тарту, 1981. Т. XIV. Вып. 567. С. 4-7.

5. Шанский НМ. Лингвистический анализ художественного текста. Л., 1990.

6. Тараносова Г.Н. Анализ художественного текста в профессиональной подготовке филолога / под ред. Н.М. Шанского. Тольятти, 2004.

Поступила в редакцию 29.02.2008 г.

Maltseva Zh.S. Pre-professional literary competence formation on the stage of the pre-high-education literary education for grade students of humanities-biased classes. The article deals with the literature teaching problems that go together with future profession-oriented education in humanities-biased classes. The article comprises theoretical theses related to the pre-high-education literary competence formation by 10-11 grade students of humanities-biased classes and the realization method technology of complex philological analysis of a literary text.

Key words: humanitarization of education, competence, PABL (philological analysis of belles-lettres).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.