Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия обеспечения вариативности технологического образования школьников межшкольного учебного комбината'

Организационно-педагогические условия обеспечения вариативности технологического образования школьников межшкольного учебного комбината Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО ОБУСЛОВЛЕННАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ / CONDITIONS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ORGANIZATIONAL-AND-PEDAGOGICAL CONDITIONS / STRUCTURAL MODEL / SOCIO-PERSONAL VARIATION / PERSONALLY DETERMINED VARIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашкина Е. Г., Рассказов Ф. Д.

В статье раскрываются организационно-педагогические условия обеспечения вариативности технологического образования школьников межшкольного учебного комбината. На основе анализа научно-педагогических источников, изучения образовательной практики и собственного педагогического опыта, в данной статье выделятся необходимые и достаточные организационно-педагогические условия обеспечения вариативности технологического образования обучаемых, содействующей их индивидуально-личностному развитию, которые включают: структурную модель социально-личностно обусловленного вариативного технологического образования школьников; принципы организации социально-личностно обусловленного вариативного технологического образования; культурологическую направленность технологического обеспечения образовательного процесса, обусловливающую выбор форм и методов обучения, направленных на формирование деятельностных, творческих, рефлексивных способностей школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондрашкина Е. Г., Рассказов Ф. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-and-Pedagogical Conditions of Schoolchildren’s Technological Education Variation Providing at Interschool Educational Complex

The article reveals organizational-and-pedagogical conditions of schoolchildren’s technological education variation providing at interschool educational complex. On the basis of the scientific sources, educational experience and practical training the article presents necessary and sufficient organizational-and-pedagogical conditions of schoolchildren’s technological education variation providing which maintain personal development. They include: the structural model of socio-personal variation of the students’ technological education; principles of socio-personal variation of technological education organizing; culture-centered determination of technological maintenance of educational process which provides forms and methods directed to development of creative, reflexive and pragmatic skills in students.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия обеспечения вариативности технологического образования школьников межшкольного учебного комбината»

УДК 371. 03 ББК 4.268.532

Кондрашкина Елена Г еоргиевна

аспирант

кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет г. Сургут Рассказоф Филипп Дементьевич доктор педагогических наук, профессор

кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет г. Сургут Kondrashkina Elena Grigorievna Post-graduate

Chair of Theory and Methodology of Professional Education Surgut State University Surgut

Rasskazov Philipp Dementievich

Doctor of Pedagogics,

Professor

Chair of Theory and Methodology of Professional Education Surgut State University Surgut

Организационно-педагогические условия обеспечения вариативности технологического образования школьников

межшкольного учебного комбината Organizational-and-Pedagogical Conditions of Schoolchildren’s Technological Education Variation Providing at Interschool Educational Complex В статье раскрываются организационно-педагогические условия обеспечения вариативности технологического образования школьников межшкольного учебного комбината. На основе анализа научно-педагогических источников, изучения образовательной практики и собственного педагогического опыта, в данной статье выделятся необходимые и достаточные организационно -педагогические условия обеспечения вариативности технологического образования обучаемых, содействующей их индивидуально-личностному развитию, которые включают: структурную модель социально-личностно обусловленного вариативного технологического образования школьников; принципы организации социально-личностно обусловленного вариативного технологического образования; культурологическую направленность технологического обеспечения образовательного процесса, обусловливающую выбор форм и методов обучения, направленных на формирование деятельностных, творческих, рефлексивных способностей школьников.

The article reveals organizational-and-pedagogical conditions of schoolchildren’s technological education variation providing at interschool educational complex.

On the basis of the scientific sources, educational experience and practical training the article presents necessary and sufficient organizational-and-pedagogical conditions of schoolchildren’s technological education variation providing which maintain personal development. They include: the structural model of socio-personal variation of the students’ technological education; principles of socio-personal variation of technological education organizing; culture-centered determination of technological maintenance of educational process which provides forms and methods directed to development of creative, reflexive and pragmatic skills in students.

Ключевые слова: условия, педагогические условия, организационно-педагогические условия, структурная модель, социально обусловленная вариативность, личностно обусловленная вариативность.

Key words: conditions, pedagogical conditions, organizational-and-

pedagogical conditions, structural model, socio-personal variation, personally determined variation.

Понятие «организационно-педагогические условия» имеет различные интерпретации применительно к педагогической деятельности, анализ которых показывает, что большинство ученых [Коджаспирова, 2003; Новиков, 2002; Педагогика, 2002; Пидкасистый, 1996 и др.] трактует организационнопедагогические условия как совокупность мер, направленных на совершенствование тех или иных аспектов образовательного процесса, т.е., по сути, как синоним понятия «педагогические условия».

Научно обоснованные условия, определяющие принципиальное решение проблемы качества образования, рассматривали (применительно к профессиональному образованию) Ф.Н. Клюев и А.Я. Найн [1998]. К первой группе условий ученые относят концепцию планируемого результата образования (целевая направленность образования, отражающая единые ценностные ориентации общества и учащихся, требования к выпускнику и педагогам по ее реализации). Во вторую группу условий входят структура и содержание образования (объем, этапы и диагностика образовательного процесса). Третья группа условий - технология процесса обучения (обеспечение действия механизмов функционирования процесса обучения и достижение планируемого результата в соответствии с новой концепцией).

С позиций нашего исследования термин «условия» может быть использован в двух взаимосвязанных значениях: во-первых, как среда, обстановка, в которой обеспечивается эффективная организация технологического образования школьников; во-вторых, как обязательное выполнение (осуществление) определенных педагогических мер для создания необходимой среды, в которой возможна организация соответствующих видов деятельности. При этом мы согласны с Н.М. Яковлевой [1991], по мнению которой случайные, разрозненные условия не могут решать эту задачу эффективно, успешно функционировать объект может только при определенном комплексе условий, под которым понимается совокупность мер и объектов, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга.

Иными словами, эффективным может быть только динамично развивающийся комплекс необходимых и достаточных условий, обеспечивающий достижение конкретных образовательных целей.

С учетом этого, в нашем понимании, организационно-педагогические условия - это взаимодействующий комплекс необходимых и достаточных мер, наличие которых позволяет успешно реализовать цель индивидуально -личностного развития школьников, обеспечивающего их жизненное самоопределение, средствами вариативного технологического образования.

Так, А.А. Каракотова, исследуя проблему организации вариативного технологического образования в профильной школе, в качестве психологопедагогических условий, обеспечивающих интеллектуальное и технологическое развитие личности ученика, выделяет: конкурсный отбор, развивающую образовательную среду, личностно-ориентированный подход, метод проектов, современные передовые педагогические технологии, сочетание коллективной и индивидуальной познавательной деятельности учащихся [2004:7].

Признавая правомерность такого подхода, мы, выделяем следующие необходимые и достаточные организационно-педагогические условия обеспечения вариативности технологического образования обучаемых, содействующей их индивидуально-личностному развитию:

- структурная модель вариативного технологического образования школьников, отражающая структуру современной технологической среды (социальная обусловленность) и обеспечивающая обучающимся реальную возможность выбора индивидуальной образовательной траектории в соответствии с личностными запросами (личностная обусловленность);

- принципы организации социально-личностно обусловленного вариативного технологического образования;

- культурологическая направленность технологического обеспечения образовательного процесса, обусловливающая выбор форм и методов обучения, направленных на формирование деятельностных, творческих, рефлексивных способностей школьников.

Необходимость и достаточность выделенных условий определяется тем, что они охватывают основные аспекты образовательного процесса: структурносодержательный; функциональный; технологический.

Данные условия рассматриваются применительно к межшкольному учебному комбинату, однако концептуально они реализуемы и в условиях общеобразовательной школы при наличии соответствующей ресурсной базы.

При разработке структурной модели вариативного технологического образования школьников мы исходили из того, что его главной целью является их индивидуально-личностное развитие, направленное на жизненное самоопределение.

Социально обусловленная вариативность технологического образования обеспечивается реализацией открытой образовательной программы по сферам технологической деятельности, основу которой составляют основные и дополнительные образовательные программы.

Технологическая структура образовательной программы межшкольного учебного комбината, в отличие от ориентированной на отраслевую структуру социально-профессиональной сферы, включает содержательно специфические технологии деятельности, такие как: бизнес-технологии, инженерные технологии, креатехнологии, социотехнологии.

Блоки технологической структуры открытой образовательной программы межшкольного учебного комбината могут дополняться, изменяться в соответствии с изменениями социальных потребностей и развитием технологической сферы общества, а также в соответствии с личностными запросами обучающихся.

Личностно обусловленная вариативность технологического образования в межшкольном учебном комбинате реализуется через индивидуальные образовательные программы, выбранные обучающимися для удовлетворения собственных образовательных запросов. Она обеспечивается:

- возможностью выбора образовательных областей, соответствующих ключевым сферам технологической деятельности современного человека,

- системой внеучебной деятельности (образовательные услуги),

- системой тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (менеджмент образовательных программ).

Схематично структурная модель вариативного технологического образования представлена на рис. 1.

Каждое из выделенных организационно-педагогических условий обеспечения вариативности технологического образования школьников, содействующей их индивидуально-личностному развитию, может быть конкретизировано и в свою очередь представлено как комплекс условий, отвечающих частным целям модернизации технологического образования, обусловленным общей целью.

Цель технологического образования -

индивидуально-личностное развитие школьников

Социальные

потребности

Модель выпускника

Личностные

потребности

¥

Вариативное технологическое образование

Допрофильная Предпрофильная Профильная

подготовка подготовка подготовка

цель - формирование —► цель - формирование —► цель - формирование

общей культуры труда и общей готовности к ценностно -творческого

готовности к трудовой самоопределению и выбору отношения к жизненному

деятельности индивидуального выбору

образовательного маршрута

1 г 1 ’

Открытая образовательная программа

а

р

г

о

р

п

х

ы

н

ь

л

е

т

а

еа

о

з

а

р

б

о

т

н

е

д

е

н

е

Бизнес-тех нологии

Инженерные технологии

Креатотехнологии

С оциотехнологии

Индивидуальная о бразовательная траектория

► о п о л н и т е л ь н ы е

о б

р

63 з о в а т е л ь н ы е

у с

л у

^ г

и

Результат технологического образования -

готовность выпускника школы к жизненному самоопределению

Рис. 1. Структурная модель вариативного технологического образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Каракотова, А.А. Технологическое образование в условиях реализации концепции профильного обучения: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.А. Каракотова. - Карачаевск, 2004. - 236 c.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Образ.-издат. центр «Академия», 2000. - 179 с.

3. Найн А.Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект [Текст] / А.Я. Найн, Ф.Н. Клюев.-Челябинск, 1998.-264 с.

4. Новиков, А.М. Методология образования [Текст] / А.М. Новиков. - М. : Эгвес, 2002. - 320 с.

5. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] : учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М. : МПУ, 1996. - 272 с.

6. Попов, А.А. Педагогика самоопределения: контуры системной организации теории [Текст] / А.А. Попов, И.Д. Проскуровская // Открытое образование и региональное развитие : образование как сфера интересов инновационных сообществ. - Томск, 2002. - С. 51-74.

7. Эльконин, Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения [Текст] / Б.Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. - Красноярск, 2002. - С. 21-24.

8. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1995. - № 2.

- С. 31-38.

Bibliography

1. Elkonin, B.D. The Concept of Competence from the Standpoint of Developing Training [Text] / B.D. Elkonin // Current Approaches to Competence-Oriented Education. - Krasnoyarsk, 2002. - P. 21-24.

2. Karakotova, A.A. Technological Education in the Implementation of School

Education Concept: Dis. ... Candidate of Ped. [Text] / A.A. Karakotova. -Karachaevsk, 2004. - 236 p.

3. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogical Dictionary [Text] / G.M. Kodzhaspirova, A. Yu. Kodzhaspirov. - Moscow: Educational Publishing Centre "Academy", 2000.

- 179 p.

4. Nain, A.Ya. Problems of Professional Education Development: Regional Dimension [Text] / A.Ya. Nain, F.N. Klyuyev. - Chelyabinsk, 1998. - 264 p.

5. Novikov, A.M. Methodology of Education [Text ] / A.M. Novikov. - Moscow: Egves, 2002. - 320 p.

6. Pidkasisty, P.I. Game Technology in Learning and Development [Text]: Study

Guide / P.I. Pidkasisty, Zh.S. Khaydarov. - Moscow: LPA, 1996. - 272 p.

7. Popov, A.A. Self-Determination Pedagogy: Contours of System Organization Theory [Text] / A.A. Popov, I. Proskurovskaya // Open Education and Regional Development: Education As a Field of Interest of the Innovation Community. -Tomsk, 2002. - P.51-74.

8. Yakimanskaya, I.S. Development of Technology for Student-Centered Learning [Text] / I.S. Yakimanskaya // Questions of Psychology. - 1995. - № 2. - P. 31-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.