УДК 371. 03
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВАРИАТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА
Кондрашкина Е.Г., Косенок С.М.
В статье раскрывается педагогическая характеристика процесса обеспечения вариативности технологического образования школьников в условиях межшкольного учебного комбината. Современное общество, которое все более становится “технологическим” в широком смысле, а технологии стремительно развиваются, предъявляет новые требования к технологическому образованию школьников. Эффективное и оптимальное использование ресурсных возможностей межшкольного учебного комбината позволяет создать на его базе единую систему вариативной технологической подготовки школьников по различным сферам профессиональной деятельности. С этой точки зрения в данной статье рассматривается проблема выбора оснований вариативности технологического образования, которая, в соответствии с современными требованиями должна обеспечивать условия для индивидуально-личностного развития учащегося.
Ключевые слова: технологическое образование, технологическая подготовка, вариативный интегрированный подход, модель сетевой организации обучения, межшкольный учебный комбинат.
PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PROCESS IN PROVIDING THE VARIATION OF TECHNOLOGICAL EDUCATION IN INTERACADEMIC SCHOOL
Kondrashkina E.G., Kosenok S.M.
Article reveals pedagogical characteristics of the process in providing the variation of technological education in interacademic school. Contemporary society is becoming more “technological” in the world of rapidly developing technologies, producing new demands to school education. Effective and definite usage of recourse opportunities of interacademic school provide the initiation of the integrated system of the diverse technological preparation of school students in different spheres of professional activities. The article touches upon the problem of choice the reasons of variation of technological education which, according to contemporary demands, should provide the conditions for personal oriented development of students.
Keywords: technological education, technological preparation, integrated system, model of net-organized education, interacademic school.
Важной составляющей современного общего образования, непосредственно ориентированной на подготовку к активной преобразовательной деятельности и позволяющей подростку успешно адаптироваться в современной жизни, обобщающей и придающей практическую направленность школьному обучению, является технологическое образование.
Понятия «технологическое образование» и «технологическая подготовка» появились в системе общего образования в связи с выделением в его содержании образовательной области «Технология».
Однако чаще всего под технологическим образованием понимается именно составляющая общего образования, содержательно представленная в учебном стандарте образовательной областью «Технология». Подрастающему поколению, действительно, необходимо овладеть практическими знаниями и умениями, важными с точки зрения их подготовки к трудовой деятельности после окончания обучения. Именно этот учебный предмет, при соответствующей организации, обеспечивает практическое усвоение технологических закономерностей созидательной деятельности и овладение методами, средствами и культурой труда. Кроме того, в процессе занятий по технологии школьники могут
практически познакомиться с миром профессий, выбрать сферу труда или конкретную специальность, обоснованно построить жизненные и профессиональные планы.
Стратегически важным фактором, повлиявшим на развитие представлений о сущности и целях технологического образования школьников, является введение профильного обучения как «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
По мнению ряда исследователей, например, А.А. Каракотовой [2004], технологическая подготовка школьников в условиях профильного обучения должна носить характер «профильного технологического образования». При этом подчеркивается, что успешность технологической подготовки школьников будет обеспечиваться, если парадигма образовательного процесса профильных общеобразовательных учреждений будет характеризоваться вариативностью, интерактивностью и альтернативностью.
Мы согласны с теми исследователями, которые считают, что такой подход имеет существенные преимущества.
Во-первых, он позволяет обеспечить реальную вариативность технологического образования школьников как представленность в его содержании всех основных направлений практической деятельности, с которыми они должны познакомиться, чтобы иметь возможность более правильно определиться в своих интересах и жизненном выборе, независимо от того, какие профили реализуются в образовательном учреждении.
Во-вторых, тем самым во многом снимается проблема ограниченности профильного обучения, в определенном смысле сужающего возможности выпускника школы в выборе направления дальнейшего образования и сферы про-
фессиональной деятельности. Имея практическое представление о разных профессиях и видах труда, выпускник становится более мобильным, подготовленным к различным трудовым и профессиональным «ролям», к смене при необходимости профиля деятельности на любом этапе жизни. А это качество сегодня признается одним из важнейших для современного человека, обеспечивающим ему социальную и профессиональную успешность.
Таким образом, специфика современного этапа в развитии технологического образования состоит в том, что, с одной стороны, признается его высокая социальная значимость, осознается огромный педагогический потенциал, способный обеспечить реальную подготовку школьников к выбору жизненного пути, культуросообразное формирование их личности, развитие у них социально необходимых качеств и способностей с учетом индивидуальных потребностей и интересов.
Как известно, в основе построения структуры содержания образовательной области «Технология» лежит блочно-модульный принцип. Все содержание составляется из логически законченных элементов - блоков, соответствующих возрастным особенностям развития школьников: первый блок охватывает период младшего школьного возраста (1-4-й классы), второй - период подросткового возраста (5-9-й классы), третий - период ранней юности (10-11-й классы). Каждый блок, в свою очередь, скомпонован из модулей, которые представляют те или иные технологии. Их совокупность за весь период обучения в школе позволяет познакомить учащегося со всеми основными сферами деятельности (человек - природа - техника - знаковая система - художественный образ - человек), с ведущими технологиями по основным направлениям производства, сервиса и домашнего быта и углубленно освоить одну из них.
Такое построение содержания позволяет реализовать вариативный интегрированный подход, обеспечивающий, с одной стороны, максимальную представленность в нем технологического многообразия современного общества, а с
другой - тесную смысловую взаимосвязь и преемственность содержания всех этапов технологической подготовки учащихся.
Однако практическая реализация содержания образовательной области «Технология» в полном объеме требует значительных ресурсов. В образовательном учреждении для этого должны быть оборудованные всем необходимым мастерские, лаборатории и кабинеты для обучения технологиям обработки конструкционных материалов, текстильных материалов и пищевых продуктов, кабинеты и участки для занятий электротехникой и электроникой, для выполнения строительно-отделочных и санитарно-технических работ; условия, отвечающие требованиям безопасности труда, школьной санитарии и гигиены, экологическим требованиям и т.д. Причем технологические процессы должны обеспечиваться материально-техническими средствами при их непрерывном дополнении и обновлении в соответствии с научно-техническим уровнем общественной практики.
Как подчеркивает Л.Н. Серебренников, ограниченные возможности механизации и материально-технического обеспечения учебно-производственных процессов приводят к изменению направленности трудовой подготовки учащихся на базе школы. Именно по этой причине обучение в школьных мастерских в большинстве своем ориентировано на сферу ремесленного, часто ручного труда, что и приводит к стагнации, а подчас и деградации целей и задач технологического обучения.
Кроме того, важным фактором обеспечения полноценного технологического образования является наличие необходимых кадровых ресурсов. В таком случае преподавание общей совокупности отобранных для обучения технологий должно обеспечиваться образовательными возможностями имеющихся педагогов при соответствующей их базовой подготовке в системе высшего образования и периодическом повышении квалификации, что также трудно достижимо.
В этих условиях в системе общего образования все большее распространение получает модель сетевой организации профильного обучения и технологического образования, предполагающая объединение нескольких образовательных учреждений вокруг учреждения с достаточным материальнотехническим, методическим и кадровым потенциалом, выполняющего роль «ресурсного центра», а также их интеграции с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального образования, что способствует обеспечению содержательной и организационной преемственности технологической и профильной подготовки и профессионального образования. При наличии возможностей также может быть использована учебная база центров службы занятости, производственных предприятий, сервисных организаций и др.
В роли «ресурсного центра» может выступать межшкольный учебный комбинат. В соответствии с Типовым положением (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. № 1437 межшкольный учебный комбинат (МУК) реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования в части изучения дисциплины «Технология», а также дополнительные образовательные программы, имеющие целью трудовое воспитание, профессиональную ориентацию и подготовку обучающихся.
Эффективное и оптимальное использование ресурсных возможностей МУК позволяет создать на его базе единую систему вариативной общетрудовой, технологической, профильной и начальной профессиональной подготовки школьников по различным сферам профессиональной деятельности.
С этой точки зрения концептуально важной становится проблема выбора оснований вариативности технологического образования.
Таким образом, в соответствии с современными требованиями вариативность технологического образования должна, с одной стороны, отражать структуру современной технологической среды, основные технологические сферы,
определяющие развитие общества (социальная обусловленность), а с другой -обеспечивать условия для индивидуально-личностного развития учащегося (личностная обусловленность).
Межшкольный учебный комбинат, обладающий необходимой ресурсной базой для обеспечения социально и личностно обусловленной вариативности технологического образования, внедряющий инновационные образовательные технологии, обеспечивающий формирование базовых компетентностей школьников с учетом их личностных интересов и потребностей, может и должен стать центром индивидуально-личностного развития обучающихся, их жизненного и профессионального самоопределения.
Список литературы
1. Актуальные задачи современной модели образования до 2020 г. : методические рекомендации по проведению августовских пед. совещаний работников образования : Приложение к письму от 8 мая 2008 г. № 03-946. http://mon.gov.ru/files/materials/4674/avgust08.doc
2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. 216 с.
3. Каракотова А.А. Технологическое образование в условиях реализации концепции профильного обучения : дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2004. 236 c.
4. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 6. С. 11-42.
5. Серебренников Л.Н. Технологическое образование школьников в свете современных задач. http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue_praktikam/15_4/
References
1. Aktual'nye zadachi sovremennoy modeli obrazovaniya do 2020 g. : meto-dicheskie rekomendatsii po provedeniyu avgustovskikh ped. soveshchaniy rabotnikov
obrazovaniya : Prilozhenie kpis'mu ot 8 maya 2008 g. № 03-946 [Actual objectives of contemporary educational model till 2020.: methodological recommendations on carrying August teacher’s meetings of educators. : Appendix to the letter on 8, May 2008 # 03-946]. http://mon.gov.ru/files/materials/4674/avgust08.doc
2. Alekseev N.A. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie: voprosy teorii i praktiki [Individual oriented teaching: theory and practice]. Tyumen, 1997. 216p.
3. Karakotova A.A. Tekhnologicheskoe obrazovanie v usloviyakh realizatsii kontseptsii profil'nogo obucheniya [Technological education in conditions of realizations the concept of profile teaching] : dissertation on candidate of pedagogy. Karatchayevsk, 2004. 236p.
4. Kontseptsiya modernizatsii Rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda [Concept of modernization of Russian education till 2010]. Vestnik Obrazovania, no. 6 (2002). 11-42.
5. Serebrennikov L.N. Tekhnologicheskoe obrazovanie shkol'nikov v svete sovremennykh zadach [Technological education of students in modern conditions]. http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue_praktikam/15_4/
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Кондрашкина Елена Г еоргиевна, директор
МБОУ МУК «Центр индивидуального развития» ул. Рабочая, 43, г. Сургут Тюменской обл., Россия e-mail: kondrashkina_eg@mail. ru
Косенок Сергей Михайлович, ректор, доктор педагогических наук, профессор.
Сургутский государственный университет
ул. Ленина, д.1, г. Сургут, Тюменская область, 628400, Россия
e-mail: lesi_rasskazov@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Kondrashkina Elena Georgievna, chief
MBEE MUK “Center of individual development”
43, Rabochaya str., Surgut, Tumenskaya oblast, Russia e-mail: kondrashkina_eg@mail. ru
Kosenok Sergey Mikhailovatch, Ph.D. Professor, Rector of Surgut State University
Surgut State University
1, Lenina St., Surgut, Tumenskaya oblast, Russia e-mail: lesi_rasskazov@mail. ru
Рецензент:
Рассказов Ф.Д., декан факультета педагогического образования Сургутского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор