УДК 796.038/37.061 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-165-170
Педагогическая поддержка родителей как условие развития настойчивости у юных спортсменов, участвующих в образовательном
проекте «Спортивный класс»
Ерина О.И.1, Ким Т.К.2*, Кузьменко ГА.1
'Московский педагогический государственный университет г. Москва, Россия ORCID 0000-0002-6773-7870, [email protected] ORCID 0000-0002-6308-5211, [email protected] 2Российский университет спорта, ГЦОЛИФК г. Москва, Россия ORCID 0000-0003-2398-958Х, [email protected]*
Аннотация: Воспитание гармонично развитой личности является важнейшей задачей любого цивилизованного общества, в реализации которой незаурядная роль принадлежит семье как естественной и безопасной среде, в которой растет и развивается ребенок. Эта задача тесно сопряжена с целевыми ориентирами, обозначенными в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» и иных регламентирующих документах, определяющих в качестве приоритетных направлений государственной политики приобщение подрастающих контингентов к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, реализацию и самореализацию детей и молодежи в избранных видах спорта, профессиональное самоопределение обучающихся. Гармоничное развитие физических и личностно-психических качеств детей и подростков зависит не только от воспитательного потенциала семьи, но и от организации учебных занятий и внеурочной деятельности с учетом перспективных направлений спортивной деятельности и реализуемых в их русле современных организационных форм, в перечне которых образовательные проекты «Спортивный класс» и «Спортивная вертикаль». В этой связи особую актуальность приобретают вопросы разработки условий развития личностных качеств юных спортсменов, участвующих в образовательных проектах, и влияния родительского отношения на формирование настойчивости у обучающихся. Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости обеспечения социального взаимодействия между педагогом, ребенком и родителем как условия формирования адекватной родительской позиции и развития личностно-психических качеств обучающихся. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе учителей физической культуры, тренеров по видам спорта и иных специалистов, разрабатывающих проблему совершенствования физкультурно-спортивной деятельности на основе оптимизации форм интеграции семьи, общего и дополнительного образования в единое образовательно-воспитательное пространство. Методы исследования: анкетирование и интервьюирование 28 спортсменов, методы описательной статистики, корреляционный анализ. Результаты. Анкетирование и беседы с юными спортсменами продемонстрировали, что проявление настойчивости в спортивной деятельности связано с ценностным отношением к личности спортсмена самых главных людей - их родителей, а также с педагогическим мастерством учителя и тренера, выступающим залогом преемственного и последовательного развития важных личностных качеств в спортивном коллективе сверстников. Заключение. Участие в образовательном проекте «Спортивный класс» способствует созданию необходимых предпосылок для физического развития юных спортсменов, мотивации к освоению профессий в области физической культуры и спорта, актуализации конкурентных личностных качеств, формированию прикладных умений и навыков, предпрофессиональному самоопределению юных спортсменов, их спортивному совершенствованию. Одним из условий формирования личностного качества «настойчивость» у юных спортсменов,
участвующих в образовательном проекте «Спортивный класс», выступает адекватная родительская позиция и их отношение к личностному самоопределению ребенка, что, в свою очередь, требует дальнейшей разработки эффективных форм взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: спортивный класс, настойчивость, юные спортсмены, родители, организации общего и дополнительного образования.
Для цитирования: Ерина О.И., Ким Т.К.*, Кузьменко Г.А. Педагогическая поддержка родителей как условие развития настойчивости у юных спортсменов, участвующих в образовательном проекте «Спортивный класс». Педагогико-психологические и мдико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(1): 165-170. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-165-170.
Pedagogical support of parents as a condition for perseverance development among young athletes, who participate in "Sports class" educational project
Оlga I. Erina', Тatyana К. Kim2*, Galina А. Kuzmenko
'Moscow Pedagogical State University Moscow, Russia ORCID 0000-0002-6773-7870, erina.'[email protected] ORCID 0000-0002-6308-52'', [email protected] 2Russian University of Sport SCOLIPE Moscow, Russia, ORCID 0000-0003-2398-958Х, [email protected]*
Abstract: The upbringing of harmoniously developed personality is the most important aim of any civilized society. In the realization of it an outstanding role belongs to the family, as a natural and safe environment in which a child grows and develops. This aim is closely connected with the targets set out in the "Strategy of Physical Culture and Sports Development in the Russian Federation for the period up to 2030" and other regulating documents that define as priority areas of state policy - the involvement of younger contingents into systematic physical exercise and sports, the realization and self-realization of children and youth in selected sports, professional self-determination of students. The harmonious development of physical and personal-mental qualities of children and teen-agers depends not only on the educational potential of a family, but also on educational classes organization and extracurricular activities, considering promising areas of sports activity and realized in terms of them modern organizational forms, including "Sports Class" and "Sports Vertical" projects. In this connection, the following questions become urgent: the identification of the conditions for the personal qualities development among young athletes and the influence of parental attitude on the formation of perseverance among students. The scientific novelty lies in the substantiation of the need for social interaction provision between a teacher, a child, and a parent as a condition for an adequate parental position formation and students' personal-mental qualities development. Practical significance. The results of the research can be used in the work of physical education teachers, sports coaches and other specialists. They study the problem of physical culture and sports activities improvement on the basis of optimizing the forms of family, general and additional education integration into the integrated educational and upbringing sphere. Research methods. Questionnaire and interviewing among 28 athletes, methods of descriptive statistics, correlation analysis. Results. Questionnaire and conversations with young athletes demonstrated that perseverance demonstration in sports activity is connected with the attitude of the most important for an athlete people (parents) to the personality of an athlete, with pedagogical mastery of a teacher and a coach. They provide continuity and consistent development of important personal qualities in the sports collective of peers. Conclusion. The participation in "Sports Class" educational project provides necessary preconditions for physical development formation among young athletes, forms motivation to master professions in the field of physical culture and sports, actualizes competitive personal qualities, forms the applied skills and abilities, provides pre-professional self-determination of young athletes, their sports improvement. One of the conditions for "perseverance" personal quality formation among young athletes, who participate in "Sports Class" educational project, is an adequate parental position and their attitude to the personal self-determination of the child. This, in turn, requires further development of effective forms of interaction between all subjects
of educational-upbringing process.
Keywords: sports class, perseverance, young athletes, parents, organizations of general and further education.
For citation: Olga I. Erina, Tayana K. Kim*, Galina A. Kuzmenko. Pedagogical support of parents as a condition for perseverance development among young athletes, who participate in "Sports class" educational project. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 165-170. DOI: 10.14526/2070-47982023-18-1-165-170.
Введение
Становление значимых качеств личности юного спортсмена происходит не только в спортивной деятельности, оно обусловлено также взаимоотношениями в семье, в ближайшим окружении, референтной группе. Актуализация настойчивости юного спортсмена связана с предоставлением или непредоставлением возможности свободы творчества, самостоятельности мышления и деятельности, ценностного отношения к ней.
Вопросы развития личностных качеств рассматриваются рядом исследователей. В качестве значимого фактора спортивного совершенствования занимающихся избранным видом спорта С.Д. Неверкович определяет личность и авторитет тренера [1, с. 98]. А.А. Гераськин с соавторами раскрывают теоретические и прикладные аспекты развития способностей к деятельности в спортивных играх [2, с. 44], Н.Э. Ленюшкин, Н.А. Фомина, Я.Ю. Безрядин обосновывают особенности направленного развития настойчивости спортсменов-единоборцев [3, с. 51]. Вместе с тем на практике не в полной мере используется воспитательный потенциал образовательных проектов в системе общего и дополнительного образования детей и молодежи, аккумулирующий значительный опыт, накопленный специалистами и научными деятелями сферы физической культуры и спорта. В этой связи представляется актуальным разработка современных методик, технологий, организационных форм, позволяющих раскрыть интеллектуальные и двигательные способности обучающихся школьного возраста, сформировать интерес к здоровому, физически активному образу жизни, самоопределиться с будущей профессиональной деятельностью и, самое главное, использовать при работе с подрастающим контингентом.
Цель исследования: выявить условия развития личностно-психического качества «настойчивость» у юных спортсменов, участвующих в образовательном проекте «Спортивный класс».
Материалы и методы
Анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, методы описательной статистики, корреляционный анализ. Выявление особенностей проявления настойчивости у юных спортсменов осуществлялось с использо-
ванием разработанной Г.А. Кузьменко анкеты «Уровень развития настойчивости» [4]. Контингент испытуемых - юные спортсмены, обучающиеся в 9-10-х классах общеобразовательных школ г. Москвы, участвующие в проекте «Спортивный класс» (28 человек).
Результаты и обсуждение
Педагогический анализ результатов анкетирования 28 обучающихся позволил выявить проблемные зоны развития настойчивости. Ниже представлены суждения юных спортсменов об особенностях проявления настойчивости в достиженческой активности. По первым 13 вопросам и, соответственно, личностным суждениям спортсменов (отмеченным пунктами (п) в скобках) построена корреляционная матрица зависимостей, отражающая взаимосвязанность тех или иных проявлений личности в деятельности.
Уважение родителями интересов юноши, девушки: «да» - 9; «иногда» - 3; «нет» - 2 (п 1), совпадает со степенью доверия к нему(ней) со стороны родителей: «да» - 8; «иногда» - 4; «нет» - 2 (п 2), что является причиной некоторого ограничения свободы и ответственности молодого человека.
Самооценка опыта реализации настойчивости отражается в ответе на вопрос о количестве важных достижений в личной жизни: «2 и более» - 9; «одно» - 1; «еще не сделал ничего»
- 3 (п 3). И именно эти три человека относятся к числу «непринятых» родителями в контексте уважения их выбора. Отрицательная оценка и недоверие родителей формируют низкую самооценку молодого человека относительно самостроительства и самосозидания важных в жизни событий.
Потребность в достижении намеченных результатов и целей отмечена у большего количества старшеклассников: «да» - 12; «иногда»
- 2 (п 4). Примечательно, что именно эти двое из группы низкого доверия и низкого одобрения родителями их успешности. Ценностное отношение «быть первым, вторым» выразили 12 респондентов; «первым, вторым, третьим, средним» - без особых претензий к результату (п 5)
- именно эти 2 респондента, что препятствует реализации лидерства как модели поведения личности.
Интерес личности к позиции «без остатка посвящать себя какому-либо избранному делу» из положительно оцененных родителями - только 3 человека (п 6), что говорит о потребности всех юношей и девушек в некоторой защите их личности, широте интересов, потребности проявляться в разных сферах социальной активности как атрибуте психологической устойчивости, спектре положительных внутренних подкреплений и стабильности социальной позиции. Наличие субъектно важных дел в жизнедеятельности юных спортсменов представлено в 60% случаев, что говорит о предпрофессиональном поиске.
В спорте привлекают «сами занятия и запланированный результат», что говорит о двух-векторной направленности - и на процесс, и на результат, что чрезвычайно важно для развития личности в спорте. Интерес к самим занятиям как атрибут процессуальной ориентации без ее подкрепления достижениями демонстрируют 2 респондента (п 7), доверия родителей к которым не наблюдается; «любой результат» как характеристика развития внутриличностного конфликта при неопределенности целей - 1 респондент. Поддержка родителей и неопровержимая вера в успешность личности выступают основанием к проявлению конкурентных качеств.
На вопрос «Ослабляют ли трудности стремление выполнить намеченное дело?» были получены следующие ответы: объективную потерю уверенности ощущают 13 респондентов, и лишь один занимающийся спортом отметил, что трудности только усиливают желание и стремление достигать результата, что говорит о высокой помехоустойчивости, о способности личности абстрагироваться от текущей отрицательной информации, и что данная информация отражает предмет дальнейшего совершенствования (п 8).
Способность личности работать (тренироваться) на пределе возможностей оценили позицией «нет» 3 респондента именно из числа тех, кому родители не доверяют (п 9). Данный факт объясним с точки зрения известного педагога-просветителя С.Л. Соловейчика, считающего, что родители либо могут приумножить волю ребенка, либо уничтожить ее. При этом чувства сопоставимы с силой желания, а воля с его напряжением. Желание растет с уверенностью человека в себе и своем представлении о мире посредством умственного постижения своей личности и мира, накопленных знаний и приобретенного опыта. Интересен ответ на вопрос «В практике своей жизни ты чаще используешь стратегию: а) наступаю; б) стою на месте; в) отступаю?». Получены ответы, требующие психолого-педагогической зрелости родителей: 4 респондента избрали ответ «стою на месте» -28,6%, это существенно. Юноша, применяющий
стратегию «отступаю» не оценен родителями положительно - 7,2%, это большие педагогические потери в становлении личности (п 10).
Готовность личности к восприятию любого результата соревновательной деятельности недостаточна для развития спортивной карьеры. После поражения на соревнованиях «расстраиваются и опускают руки» 28,6% респондентов; анализируют причины поражения, но потом все равно расстраиваются - 35,7%, анализируют произошедшее, строят новые планы, намечают достижения - только 35,7% (п 11). Перспектива оказания родителями психолого-педагогической поддержки зависит от их зрелости.
Ответ на вопрос «Стремишься ли ты взять реванш над соперником?»: «иногда» - 21,4% (п 12), и это те спортсмены, в кого не верят и кому не доверяют родители.
Поведение «злюсь, расстраиваюсь, ухожу в себя, замыкаюсь, не хочу общаться, когда тренер указывает на ошибки» демонстрируют 28,6% занимающихся, все они из числа тех, в кого не верят родители, у данной группы спортсменов не развита способность «анализировать сказанное и подмечать важное». Среди данной группы 50% не отстаивают свою точку зрения (п 13), если она справедлива, и характеризуются конформностью поведения.
Позиция личности в вопросе «Делаешь ли ты каждый день шаг для приближения к своей цели? В 50% случаев: «сомневаюсь» и «нет», и данная точка зрения на 100% затрагивает группу юных спортсменов, которым не доверяют родители. Ответ на вопрос: «Опускаются ли у тебя руки (перестаешь ли ты бороться), когда ты видишь или предполагаешь, что игра (ситуация) будет проиграна?»: в 50% - «иногда» и «всегда», и в этой группе по-прежнему те же спортсмены. Ответ на вопрос «Ты будешь участвовать в соревнованиях, если тренер скажет, что данное соревнование для тебя не обязательно?»: «подумаю» и «откажусь от участия» - 100% выборки, кому не доверяют (рисунок).
II14
Рис. Корреляционная матрица зависимостей проявлений личности юного спортсмена (тонкий формат линий - коэффициент корреляции г= 0,56-0,69; полужирный формат линий - г=0,71-0,75)
Работают на тренировках в полную силу, когда тренер не видит данного спортсмена, 57,1%; «в зависимости от степени усталости» и «нет» -42,9%, и это 100% из выборки, требующей педагогического внимания родителей. Часто проявляют лень к исполнению заданий - 42,9%, и в их числе по-прежнему 100% данной группы юных спортсменов.
Констатация видов деятельности, которые не любят выполнять спортсмены с низкой педагогической поддержкой родителей: «долго разогреваться, разминаться», «слушать тренера», «начинать первым», «интенсивные и новые упражнения». В данных ответах наблюдается ответная социальная реакция 42,9% юных спортсменов на отсутствие ценностного восприятия его личности.
Таблица
Сравнительный анализ суждений спортсменов с высокой и низкой педагогической поддержкой
родителей
Сравнительный анализ ценностного отношения к спортивным соревнованиям представлен в таблице.
Относительно приоритетности учебной и (или) спортивной деятельности 71,4% ответили, что «эти два занятия одинаково важны и нужны».
Ответ на вопрос: «Умеешь ли ты преодолевать свои слабости, нежелание что-либо делать, заставлять себя?»: «да» - 28,6%; «иногда» -71,4% - говорит о незадействованном потенциале личности и необходимости направленного развития регулятивной и волевой сфер личности спортсмена.
Поищни .и:1!: ||-Лг1
Лнл.ш шр^вш и:м:
[к люа.м спр^вш и:н:
(Лткласия сиортсмсиов вдоакои гк.иг |МИ'1':':К'.||: ¡ндэсразсом _НОЧИ _
1а: то. что л+пс;, посмотреть рлулызт друг«.»: "ж/х и.
мпшкшкп самаа1ы.иг1а из аававс тбпиде мня: здреиллии. вшндопЕмамня. врсыж. |цшас;11лпкч: с прутьями. (туг: новин спит, ¿юстонлих ьоисрилсо! тынелои итмажипсть 1:ргсг.лям. характере.
11Е1ТСрМ|1 И ВИПШ1Ъ 1фОВСрНТЬ сван |Л1ЛЫ
'1а: стресс: понижение самоацслсл: та. га апшчаст »тою времени: иоражсЕии: аьтиюс ширяжеЕшс
Стсд^ешп ысаргсченнв с ¡смеси летало!тчссган гмм.криком радетелем
1а: атмосферу. настрой:
сарспмоватсльЕнх: из^ттшсилс: то. что часе при трале:": втмажииеть: моэешкочнтьсп с 1101.1.1»! м -кьтьчи: встрсппъся 1соаым.|[ .нишш (¡им. с упоиа^ол: вшетуттъ и покапывать рсъулнаг посмотреть результата 1:1 лашшш момент: нюниль лакаить сван уыевми !■ шеароть свои страх
Та: то. что мои,' псдвссти к он а иду: оыьлос в аш 1С ни с. которое не I шва .ист мокаигь свой ретультах: то. что ямою лвдем: Е^п^равелчивостъ суде ¡¡ства: мапряхемне: тыкмцнатльыш: :ирш нерс^ стартам: сузслстшэ л чрмк/зем. коктые ос илекшо I: гкреж ив^иня. щ.и.и
Самооценка юными спортсменами настойчивости: реализация на «5 баллов» - 14,3%; на: «4» - 35,7%; «3» - 21,4; «2» - 14,3%; «1» - 14,3% - отражает существенные ресурсы развития данного качества.
Заключение
Исследование проблематики развития личностного качества «настойчивость» позволяет констатировать педагогически значимый вывод, что проявление настойчивости у юного спортсмена в спортивной деятельности связано с ценностным отношением к личности спортсмена самых главных людей - их родителей. Вместе с тем педагогическое мастерство тренера является залогом преемственного и последовательного развития важных личностных качеств в спортивном коллективе сверстников [5, 6]. Открытость и конструктивность общения спортивных педагогов, квалифицированных спортсменов с юными спортсменами - представителями образовательных организаций, участвующих в проекте «Спортивный класс» и «Спортивная вертикаль» на этапе предпрофессионального выбора и спортивного совершенствования, обусловливают актуализацию конкурентных личностных качеств, формируют мировоззрение деятеля, созидающего собственный потенциал и осваивающего пути его полноценной реализации в спорте и повседневной жизни.
Список литературы
1. Неверкович С.Д. Личность и авторитет тренера. В сборнике «Материалы ГУ-го круглого
стола научного совета по физической культуре и спорту отделения образования и культуры РАО». Материалы международной научно-практической конференции. Москва. 2021: 98-106.
2. Гераськин А.А., Андрущишин И.Ф., Денисенко Ю.П., Родионов А.В., Черний Е.А., Полян-чиков Д.В. Проблема развития способностей к деятельности в спортивных играх. В сборнике: «Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодёжи. Материалы 6-й Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне». Омск. 2020: 44-48.
3. Ленюшкин Н.Э. Настойчивость спортсменов-единоборцев. Психолого-педагогический поиск. 2020; 1(53): 51-60.
4. Кузьменко Г.А. Соподчиненность проявления интеллектуальных, регулятивных способностей и волевых качеств в спортивной деятельности подростка. Культура физическая и здоровье. 2015; 1(52): 37-44
5. Кузьменко Г.А., Ким Т.К. Актуализация когнитивных стилей деятельности юных спортсменов в ситуационных видах спорта как условие повышения их конкурентоспособности. Живая психология. 2020; 7-2 (26): 9-19.
6. Ким Т.К., Ким Р.К. Влияние личностных качеств родителей и детско-родительских отношений на индивидуально-личностные особенности подростков, занимающихся дзюдо. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017; 7(149): 228-232.
Статья поступила в редакцию: 20.02.2023
Ерина Ольга Игоревна - аспирант, Московский педагогический государственный университет,
''957', Россия, г. Москва, пр. Вернадского, дом 88, e-mail: erina.'[email protected]
Ким Татьяна Константиновна - доктор педагогических наук, доцент, Российский
университет спорта «ГЦОЛИФК», '05'22, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail:
Кузьменко Галина Анатольевна - доктор педагогических наук, доцент, профессор, Московский педагогический государственный университет, ''957', Россия, г. Москва, пр. Вернадского, дом 88, e-mail: kuzmenkoga20'[email protected]