Научная статья на тему 'ЗАПРОС ЮНОГО ХОККЕИСТА КАК ОСНОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ПРОЦЕССУ СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ЗАПРОС ЮНОГО ХОККЕИСТА КАК ОСНОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ПРОЦЕССУ СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЙ СПОРТСМЕН / РОДИТЕЛЬ / КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СОПРОВОЖДЕНИЮ / ЗАПРОС ЮНОГО ХОККЕИСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ташкинов Константин Сергеевич, Кузьменко Галина Анатольевна, Иванков Чингиз Тагирович

Проявления психолого-педагогической компетентности поведения и деятельности родителей детей-хоккеистов обусловлены успешностью взаимодействия тренера и родителя юного спортсмена, которые позиционируют собственную роль как ведущую и определяющую в построении спортивного поведения юного спортсмена. При этом не всегда учитываются запросы юных спортсменов. Материал. Выявление поведенческих характеристик психолого-педагогической компетентности родителей к сопровождению процесса спортивного совершенствования юных хоккеистов и обоснование значимости их направленного развития и деятельностного проявления. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, интервьюирование, семантический анализ высказываний, классификация, методы описательной статистики, корреляционный анализ. Результат. В исследовании выявлены поведенческие характеристики психолого-педагогической компетентности родителей к сопровождению процесса спортивного совершенствования юных хоккеистов и обоснована значимость их направленного развития и деятельностного проявления. Выделены смысловые конструкты запросов юных хоккеистов, характеризующие: психолого-педагогические особенности поведения грамотного родителя; педагогические ошибки родителя в процессе восприятия им успешных и неуспешных процессуально-результативных характеристик тренировочной и соревновательной деятельности ребенка-хоккеиста; спектр психолого-педагогических способностей, необходимых родителю. Представленные смысловые блоки суждений обладают высокой корреляционной зависимостью востребованных юными хоккеистами показателей психолого-педагогической компетентности родителя, что повышает значимость совершенствования родителем регулятивных, интеллектуальных, волевых, коммуникативных способностей, самовоспитания гуманных качеств, основ культуры сотрудничества. Определен спектр ключевых профессионально значимых способностей тренера по хоккею, среди которых: «терпеливость», «интеллект», «сила духа», «опыт конструктивного взаимодействия в процессе достижения побед». Заключение. Выделенные юными спортсменами поведенческие характеристики психолого-педагогической компетентности родителей в процессе сопровождения спортивного совершенствования определили высокую степень заинтересованности детей в конструктивном поведении родителей, что позволяет констатировать существенную степень зрелости личности юных спортсменов в самоопределении ресурсных стратегий поведения родителя, способствующих личностному и спортивному совершенствованию ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ташкинов Константин Сергеевич, Кузьменко Галина Анатольевна, Иванков Чингиз Тагирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REQUEST OF A YOUNG HOCKEY PLAYER AS THE BASIS FOR DETERMINING THE CRITERIA OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL READINESS OF PARENTS TO THE PROCESS OF SUPPORTING SPORTS IMPROVEMENT

The demonstration of psychological and pedagogical competence of the behavior and activities of hockey players’ parents are due to the successful interaction of the coach and the parent of the young athlete, position of their own role as the leading and determining one in building the sports behavior of a young athlete. At the same time, the judgments, wishes and requests of young athletes are not fully considered. Materials. To identify behavioral characteristics of psychological and pedagogical competence of parents to accompany the process of sports improvement of young hockey players and to confirm the significance of their directed development and activity demonstration. Research methods: Analysis and summarizing scientific literature, questionnaires, interviewing, semantic analysis of statements, classification, methods of descriptive statistics, correlation analysis. Results. The study concentrates on behavioral characteristics of psychological and pedagogical competence of parents in supporting the process of sports improvement of young hockey players and confirms the importance of their directed development and activity manifestation. Semantic constructs of young hockey players' requests are highlighted, characterizing psychological and pedagogical features of the behavior of a competent parent; pedagogical mistakes of a parent in the process of perceiving successful and unsuccessful procedural and productive characteristics of the training and competitive activities of a hockey player child; the range of psychological and pedagogical abilities necessary for a parent. The presented semantic blocks of evaluations have a high correlation dependence of the psychological and pedagogical competence indicators of a parent demanded by young hockey players. This increases the importance of the parent's improvement of regulatory, intellectual, willful, communicative abilities, self-education of humane qualities, the foundations of a culture of cooperation. The range of key professionally significant abilities of a hockey coach is defined, including: "patience", "intelligence", "fortitude", "experience of constructive interaction in the process of achieving victories". Conclusion. This allows us to state a significant degree of maturity of the young athletes’ personality in the self-determination of the resource strategies of the parent's behavior that contribute to the personal and athletic improvement of the child.

Текст научной работы на тему «ЗАПРОС ЮНОГО ХОККЕИСТА КАК ОСНОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ПРОЦЕССУ СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК 796.01:159.9 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-155-159

Запрос юного хоккеиста как основание определения критериев психолого-педагогической готовности родителей к процессу сопровождения спортивного совершенствования

Ташкинов К.С.*, Кузьменко ГА., Иванков Ч.Т.

Московский педагогический государственный университет г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-2258-4049, [email protected]* [email protected] [email protected]

Аннотация: Проявления психолого-педагогической компетентности поведения и деятельности родителей детей-хоккеистов обусловлены успешностью взаимодействия тренера и родителя юного спортсмена, которые позиционируют собственную роль как ведущую и определяющую в построении спортивного поведения юного спортсмена. При этом не всегда учитываются запросы юных спортсменов. Материал. Выявление поведенческих характеристик психолого-педагогической компетентности родителей к сопровождению процесса спортивного совершенствования юных хоккеистов и обоснование значимости их направленного развития и деятельностного проявления. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, интервьюирование, семантический анализ высказываний, классификация, методы описательной статистики, корреляционный анализ. Результат. В исследовании выявлены поведенческие характеристики психолого-педагогической компетентности родителей к сопровождению процесса спортивного совершенствования юных хоккеистов и обоснована значимость их направленного развития и деятельностного проявления. Выделены смысловые конструкты запросов юных хоккеистов, характеризующие: психолого-педагогические особенности поведения грамотного родителя; педагогические ошибки родителя в процессе восприятия им успешных и неуспешных процессуально-результативных характеристик тренировочной и соревновательной деятельности ребенка-хоккеиста; спектр психолого-педагогических способностей, необходимых родителю. Представленные смысловые блоки суждений обладают высокой корреляционной зависимостью востребованных юными хоккеистами показателей психолого-педагогической компетентности родителя, что повышает значимость совершенствования родителем регулятивных, интеллектуальных, волевых, коммуникативных способностей, самовоспитания гуманных качеств, основ культуры сотрудничества. Определен спектр ключевых профессионально значимых способностей тренера по хоккею, среди которых: «терпеливость», «интеллект», «сила духа», «опыт конструктивного взаимодействия в процессе достижения побед». Заключение. Выделенные юными спортсменами поведенческие характеристики психолого-педагогической компетентности родителей в процессе сопровождения спортивного совершенствования определили высокую степень заинтересованности детей в конструктивном поведении родителей, что позволяет констатировать существенную степень зрелости личности юных спортсменов в самоопределении ресурсных стратегий поведения родителя, способствующих личностному и спортивному совершенствованию ребенка.

Ключевые слова: хоккей с шайбой; спортивная подготовка; юный спортсмен; родитель; критерии психолого-педагогической готовности к сопровождению; запрос юного хоккеиста.

Для цитирования: Ташкинов К.С.*, Кузьменко Г.А., Иванков Ч.Т. Запрос юного хоккеиста как основание определения критериев психолого-педагогической готовности родителей к процессу сопровождения спортивного совершенствования. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 155-159. DOI: 10.14526/20704798-2022-17-4-155-159.

The request of a young hockey player as the basis for determining the criteria of psychological and pedagogical readiness of parents to the process of

supporting sports improvement

Konstantin S. Tashkinov*, Galina A. Kuzmenko, Chingis T. Ivankov

Moscow Pedagogical State University Moscow, Russian Federation ORCID: 0000-0002-2258-4049, [email protected]* [email protected]

Abstract: The demonstration of psychological and pedagogical competence of the behavior and activities of hockey players' parents are due to the successful interaction of the coach and the parent of the young athlete, position of their own role as the leading and determining one in building the sports behavior of a young athlete. At the same time, the judgments, wishes and requests of young athletes are not fully considered. Materials. To identify behavioral characteristics of psychological and pedagogical competence of parents to accompany the process of sports improvement of young hockey players and to confirm the significance of their directed development and activity demonstration. Research methods: Analysis and summarizing scientific literature, questionnaires, interviewing, semantic analysis of statements, classification, methods of descriptive statistics, correlation analysis. Results. The study concentrates on behavioral characteristics of psychological and pedagogical competence of parents in supporting the process of sports improvement of young hockey players and confirms the importance of their directed development and activity manifestation. Semantic constructs of young hockey players' requests are highlighted, characterizing psychological and pedagogical features of the behavior of a competent parent; pedagogical mistakes of a parent in the process of perceiving successful and unsuccessful procedural and productive characteristics of the training and competitive activities of a hockey player child; the range of psychological and pedagogical abilities necessary for a parent. The presented semantic blocks of evaluations have a high correlation dependence of the psychological and pedagogical competence indicators of a parent demanded by young hockey players. This increases the importance of the parent's improvement of regulatory, intellectual, willful, communicative abilities, self-education of humane qualities, the foundations of a culture of cooperation. The range of key professionally significant abilities of a hockey coach is defined, including: "patience", "intelligence", "fortitude", "experience of constructive interaction in the process of achieving victories". Conclusion. This allows us to state a significant degree of maturity of the young athletes' personality in the self-determination of the resource strategies of the parent's behavior that contribute to the personal and athletic improvement of the child. Keywords: ice hockey; sports training; young athlete; parent; criteria of psychological and pedagogical readiness for support; request of a young hockey player.

For citation: Konstantin S. Tashkinov*, Galina A. Kuzmenko, Chingis T. Ivankov. The request of a young hockey player as the basis for determining the criteria of psychological and pedagogical readiness of parents to the process of supporting sports improvement. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(4): 155-159. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-155-159.

Введение вивающие и формирующие», «настраиваю-

Проявления психолого-педагогической ком- щие», «мобилизующие», «создающие основа-

петентности поведения и деятельности роди- ния к формированию критической самооценки

телей детей-хоккеистов обусловлены успешно- и оперативной перестройке качественно-коли-

стью взаимодействия организующих данный чественных параметров тренировочной и сорев-

процесс субъектов - тренера и родителя юного новательной деятельности» и многие другие. спортсмена. На правах «старших», «профессио- При этом не в полной мере учитываются су-

налов», «более грамотных» педагогов и родите- ждения, пожелания и запросы юных спортсме-

лей юных хоккеистов именно ими определяют- нов. Тренер и родители позиционируют соб-

ся, на их взгляд, педагогически целесообразные ственную роль как ведущую и определяющую

модели, тактики и стратегии поведения, такие в построении спортивного поведения юного

как «оберегающие», «поддерживающие», «раз- спортсмена, тогда как ведущий субъект процес-

са спортивного совершенствования - это именно юный хоккеист: только его мотивационный, интеллектуальный, волевой, операциональ-но-деятельностный, регулятивный потенциал может быть реализован или не реализован при определенных обстоятельствах социально-де-ятельностной среды и специфики социального взаимо- и противодействия. Интерпретация родителем суждений тренера о юном хоккеисте не всегда объективизирована, собственное представление о темпах спортивного совершенствования часто искажается стремлением к сравнению с сильнейшими на данный отрезок времени спортсменами, что заставляет родителя интенсифицировать процесс спортивной подготовки.

Опираясь на работы, раскрывающие данную проблематику, можно выделить ряд интересных позиций. Е.Е. Хвацкая и Н.Е. Латышева в качестве ключевого «вектора психологического сопровождения спортивного резерва» выделяют «фактор взаимодействия с родителями юных спортсменов» [1, с. 249-251]. З.Т. Усманова как наиболее острую «проблему в психологическом сопровождении спортивного резерва» определяет «компетентность тренеров и родителей юных хоккеистов», которая, по сути, должна быть ориентирована на совершенствование взаимодействия «в системе отношений «тренер - спортивный психолог - спортсмен - родители спортсмена», создание условий для становления и развития личности юных спортсменов и оказание психологической поддержки для успешной самореализации личности в спорте» [2, с. 391-396], актуализируя при этом вопросы «психологического сопровождения юных хоккеистов на начальном этапе спортивной карьеры», где должна происходить адаптация к системе требований на фоне гетерохронного развития соревновательно значимых способностей у разных спортсменов [3, с. 57-59]. Однако в практике подготовки юных спортсменов картина далека от идеального представления о содержании и результатах взаимодействия названных субъектов. Е.Е. Хвацкой обоснованы ключевые «принципы и базовые факторы психологического сопровождения спортивного резерва», которые актуализируют «отношение к спортсмену как к субъекту собственного развития»; «успешный» спортсмен - спортсмен с установкой «на задачу»; непрерывность; взаимодействие в треугольнике «тренер-спортсмен-родители спортсмена»; «сочетание фронтального, дифференцированного и индивидуального подхода в психологической подготовке» [4, с. 290-304]. Е.А. Ястребовой, А.А. Кузьменко с соавторами охарактеризованы «ресурсы развития индивидуального игрового потенциала у юных хоккеистов на основе преемственного усложнения технических действий и

условий их реализации» [5, с. 541-547], где восприятие родителями уровневых характеристик результативности исполнения элементов техники обусловлено состоянием их психолого-педагогической компетентности.

Педагогические наблюдения за поведением и деятельностью родителей на тренировках позволяют констатировать искажение векторов педагогического сопровождения собственного ребенка-хоккеиста на этапах его спортивного совершенствования на сопровождение родителем «своих переживаний» и сопровождение родителем «процесса трудной коммуникации и последующей рефлексии взаимодействия с тренером». Защитная реакция родителя не позволяет ему в полной мере реализовать педагогический потенциал во взаимодействии с ребенком-спортсменом, и это обусловлено в ряду факторов незнанием его запросов.

Таким образом, в научных изысканиях в полной мере не выделено содержание запросов юных спортсменов на психолого-педагогические характеристики поведения и деятельности родителей, что определяет проблематику исследования и позволяет конкретизировать его цель: выявить поведенческие характеристики психолого-педагогической компетентности родителей к сопровождению процесса спортивного совершенствования юных хоккеистов и обосновать значимость их направленного развития и деятельностного проявления.

Материалы и методы

В исследовании, которое проводилось на базе тренировочного центра в г. Москва, принимали участие 35 хоккеистов 7-10 лет. Методы исследования: анкетирование, интервьюирование, семантический анализ высказываний, классификация, методы описательной статистики, корреляционный анализ.

Результаты и обсуждение

Ключевой вопрос, заданный юным хоккеистам: «Каково содержание поведения и деятельности родителя, сопровождающего процесс Вашего спортивного совершенствования?». Получен спектр интересных ответов, создающих представление родителя о потребностях ребенка-спортсмена, выступающих предпосылкой к педагогически грамотному и психологически зрелому поведению в процессе развития растущей личности в спортивной деятельности.

Таблица 1

Смысловые конструкты запросов юных хоккеистов на особые поведенческие проявления родителя при сопровождении процесса спортивного совершенствования

] [рОНВЛСЛ ЛЯ IDCII4D.4DI Ü 1КДД1 L4 LriO.~U.lLI ЮИИРГПГ1IILKTII рсдсггеля CyaÇjeElMH MIIUI KOKKeHLTOB

Т ри чм г nuil ]hj jji с и.]ь n i»:

С к ржШпиин iilmkclioj íi-I IL.IJLI'.'I ii'jLL kL'ii лс^ержкн 1] iiul.tc перажеши tiL ргуЕает prôeEiKa. a иодлсржншет. ;иет оИЦ i j.i.j.i':p:+:: iiij'.-| peiZtEitiii в Еляедак. h u Еяе^ажемняя. еоълавия pcLypt: для его riiii'i i ни 1.1 :ü. i— n7f 1:

С еиалаЕяенраваЕши DHW^MIIr lipOULieEIHe ULUIBtlüLTIl Г 2] ne .vuiiT iu ребенка м не деминегрпруе : ленричаит нкттъ {2:5. г- -.72 |с (2:7, t-.,701; (2:IIÎL г- ^ЧК

С прилнмат!. bi¿¿iugi P Л1 .алабряет выбарребелка: во bleu ueei :ia pu™: -абшаетел e ребенком и нерипекпнвах ■■будущего. ■ 1-3:4, t— -.71 К;

С i jp' i'.'iLii iiLr-.'ii;i i l вен- -■jeÜCZS-ИчГ lliipy ЧОК lia IIOIKHKy El ope amiriM Г 4] етрсыитсл Ktja.iuiev iiuipviok к EipaueuLa ulltiihuuini: nu отнимает лететво y рскиы (4-Л, г-

llc.iaiui ici l'l'ibii l1 ■ < 11111 m ь: ] i |hi (вгел9. Fo ni i

ЛрШШНраВЛЕШе EipilOpBfTCTOB радЛШ S] lili 1 JiJ 1 iJM ЯВИ pñüEIKa peajIIMOBXTL LflOM MCTTU & шюртс. UÜUULU '.1 сплнх PÜ.jeíic ILCKHK oô« и: IILL-Л я к (2:5. с- '.721:

ÜÜOlXlCUeElUC ji'.viliil.is от «ÜICVLIDELliJiai'Lm pCTeilKD б] in.iliji:il критикует рсйслка: когда tid tíi у ребенка не Eiujiy 'iüli lu. yeynü.чяе1 елтуаци н> гшфи: -Tu lunera не ^nuuiui. tij ,ïy;nui:i: epe.iii кес, мне не нуга1л 11kl4i ргбеЕЛУКи: IlOI.Illjei ОфиМНуЮ ОТВСГеТВСНМОеЧЬ lu Н:±Ю| ij LIKiprrilLEia. 'Л(1 приводит enipcuiLpiioïiy umli|ню: py1uu1 m.iii dh.7 шипишь лороспслне: при nil\ Eiupnuaei. ivki'fnvih': i eiiouio рсвенка нрошрал nue сирспмопшып: лсяцана laBiJuiaer npcüujeiiu п ltавсп bejlokkíí Liipcc. ттнп ШдШп ие.тва.и^тви л пj'h.i'i:ip<.-ii:ii м>. iipli цнвш 11 ь. г— --tbj;

ДршшаЕпа m:L-pi:;Liiíioio : ii^iiuf-: ими [ipaticLLa таетнжеЕшя рехультвтпв 7] йалусч pcÜEicjc ШПНЦН mí победу в LopLaiiüBaiiiin na.vqiKEi 42:7. г— -.7ÏJK;

JÍOMMII. PlVIIMiMS }4IVeTHTL воъыожнаепи слоргнвысто LÜBCpUieElL'l BOIiailIU il дтиршта на трешцювку репгми с. Simlujlcí теммерагу piiii. t.ji .ш mi 04úEit n. iLïkD 1л€я 'lyjiLTByiîT |4:К.т- -,731

Дочичамы cuopi ивыето LOBCpUILElLTBOIiaiIlU В VlliepÔ : зрисилишп ршшин) •ПШШЬЛИ 9] 'iprjMcptiü [лайочт leilpthbiiu« жкшии pcüieiu н не парирует друЕнс yrEiexji

] [í'ciiüll'í iil4m p-.-'.l ii 1'j.l£ ■ ■ :pJ 1 Ll 1 L LHJIEJ» IIJ евйеТВСЛНИТО pAita 11!'i paHEio. jviiicii t ciiopmBMEJM u:-m:i47,i ребенка, что ne.ier к iicnimpiBihUhi (2:]tl.

Какие сшксГнмп и аесЛ тел nui |и? j na e-ihi'.'

С otw'utl ребенка ЕСЛИГГруКТИВЕЮ 1УГН1>TJrTlLя к Еюражемнпы. ■ iqiEuiL ht i:i:\ mlill-.ipmjlimi'.' .^14 ci'.'lv.j il) пиошрять i:l/'L.iií. EipoLHUTpiit»il мэтмвшиюшше флльшл. ваоиражаиъ евде VlI:-. iiiii'.'L ызиртнвше будущее, к Еаторону ениртешгл етрсьслтея : ma:iint даже :;i »Lu.ieMi.u_MO iiuôl.iv. а не iubi^ihtl: -Я af:ia.i fjfVÉfn, «mnnui, еогдд ' il'ïi и мот: [У'еемк выиЕраеЕльоо: не иесль ¡минусы а иороаосм мяя. ребенка, лдлрютш жкать плюсы: Eie дешсем уанвать- u pñesiKe xujaiLic ranimai ыя чтим нм:юм eEiopia. Eie оицрачлохп^сл ет lliiu ni-чи iioptuEciicici. не терять в лего nepv {1:11. г-.TÛ1:

с ШЦН1 уелаинн ЯП lil.k: I'.yij: анлл h LIL.I'J.ji:-.-|li:+,VblllH EipUUCLLa El рпуЛЬТаТОВ LEIL^mUIILC О L'jOlJrtJlLllL 1 hoiiuiiiu 12) pi i: (Хмрмми i L L pcôeiiKoii о era iip нор слетах: шоухдать p^jeiLKü. чтиби caí еам eraaiLi Leú-." ценн. трьЧЗуеттн пнхтвслмос ЕюмнмАлме itu4ir.h--::-i ие.тсдестнхсмня: мравн:1ыю мотмвмровхть peûeEit^i на л>.-тнжеЕ111с ие.тн; м^учшь pcôcjiu етавнп t це:1н. поддфюЛЛЬр^яШмЬ лу п: двШИ к Lie.iM но вп?ы (3:12. E-.72IC

С ne форсировать проп.еее рЛЛШПНП JIU'IEIlXTMEJX El епортнпнил качал s ] > j Liia4LLiï ребенок lum ¿jœlccji 6l£tl jotobuii t ич^лвеешии ызцртмвшн лептслui0lin ■l;i.u '■le.'KiBCKa Hyiuia время): BoeiiirTEJUit .ixeitiuLiiiHy иаве.теши; Еюнлмать. 'по üLoniaEiue jieüEonwiMOL'i п iiaiipanjiLiniu о сааюсавершемствлвлЕшя :ipi:\o;iEii e H0ipiL"0M.. н pcôeiiûK етАловнтел би.тес : piMoniiLÜ. чем роли i e.ib t-,7 УК

С верить аратвнтие ребенка 14) верить в ребенка л л--уете.иом^. 'iTaôuGEi мери.: в ех£я: in^iepittuuiL. лаже еелн что-то не шлуистп f2:H. г- ,73);

С nUÉd к глуйакому анолпту imiiiui IMŒVpc« развития 13) подвести репейка к неоохадмиестн oô.iy ыииешя. :ирпишла! ей i yin mû: Mieeihie.ilin hüfe лараэоемня коррестировать npix pim^iy оолмыа í 1 :L5, i- ,73fc Й Ji t- ,7ÛV

Юные спортсмены выделили спектр ключевых профессионально значимых способностей тренера по хоккею: «терпеливость» (100% выборов), «интеллект» (100%), «сила духа» (100%), «опыт конструктивного взаимодействия в процессе достижения побед» (100%).

Заключение

Исследование смысловых конструктов запросов юных хоккеистов на особые поведенческие проявления родителя в процессе сопровождения спортивного совершенствования позволил выделить: характерные психолого-педагогические особенности поведения грамотного родителя; педагогические ошибки родителя в процессе восприятия им успешных и неуспешных процессуально-результативных характеристик тренировочной и соревновательной деятельности; спектр способностей, необходимых родителю. Высокая корреляционная зависимость между востребованными поведенческими характеристиками и показателями психолого-педагогической компетентности родителя актуализирует вопросы совершенствования регулятивных, интеллектуальных, волевых, коммуникативных способностей родителя, самовоспитания гуманных качеств и основ культуры сотрудничества. Запросы юных хоккеистов должны выступать основанием к определению критериев психолого-педагогической готовности родителей эффективно сопровождать процесс спортивного совершенствования детей-спортсменов. Выделенные юными спортсменами поведенческие характеристики психолого-педагогической компетентности родителей в процессе сопровождения спортивного совершенствования определили высокую степень заинтересованности детей в конструктивном поведении родителей, что

позволяет констатировать существенную степень зрелости личности юных спортсменов в самоопределении ресурсных стратегий поведения родителя, способствующих личностному и спортивному совершенствованию ребенка.

Список литературы

1. Хвацкая Е.Е., Латышева Н.Е. Взаимодействие с родителями юных спортсменов как вектор психологического сопровождения спортивного резерва. Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2018; 1: 249-251.

2. Усманова З.Т. Проблемы психологического сопровождения в детско-юношеском спорте: компетентность тренеров и родителей юных спортсменов. Russian Journal of Education and Psychology. 2021; 12(4-2): 391-396.

3. Усманова З.Т. Психологическое сопровождение юных хоккеистов на начальном этапе спортивной карьеры. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020; 1: 57-59.

4. Хвацкая Е.Е. Принципы и базовые факторы психологического сопровождения спортивного резерва. В сборнике: Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Сер. "Труды Института психологии РАН". Москва. 2020: 290-304.

5. Ястребова Е.А., Кузьменко А.А., Ким Т.К., Кузьменко Г.А. Ресурсы развития индивидуального игрового потенциала у юных хоккеистов на основе преемственного усложнения технических действий и условий их реализации. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022;

4(206): 541-547.

Статья поступила в редакцию: 20.11.2022

Ташкинов Константин Сергеевич - аспирант, Московский педагогический государственный университет, 143080, Россия, Московская область, Одинцовский район, п. Лесной городок, ул. Фасадная, дом 14, кв.121, e-mail: [email protected]

Кузьменко Галина Анатольевна - доктор педагогических наук, профессор Московский педагогический государственный университет, 125475, Россия, г. Москва, ул. Зеленоградская, дом 19 корпус 1, кв. 110, e-mail: [email protected]

Иванков Чингиз Тагирович - доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, 121471, Россия, г. Москва, ул. Можайское шоссе, дом 29, кв. 195, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.