психология СПОРТА
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЮНОГО СПОРТСМЕНА
УДК/UDC 796.08
Поступила в редакцию 17.11.2020 г.
Соискатель А.В. Кондратьев1
Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
1 Московский педагогический государственный университет, Москва
13-14 YEAR-OLDS' EMOTIONALiTY-RELATED SPORTS TRAiNiNG PROGRESS CHALLENGES AND EMOTIONAL CONTROL BUILDING SERVICE
Applicant A.V. Kondratyev1
Dr. Hab., Associate Professor G.A. Kuzmenko1
1 Moscow State Pedagogical University, Moscow
Информация для связи с автором: [email protected]
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
о
(U .с Н
Аннотация
Цель исследования - охарактеризовать содержание ключевых трудностей реализации задач спортивной подготовки с учетом эмоциональной сферы юного спортсмена.
Методика и организация исследования. Исследование опиралось на ряд методов: анализ научно-методической литературы, интервьюирование, сравнительно-сопоставительный, корреляционный, кластерный, факторный анализ. Контингент вовлеченных - 40 юных спортсменов г. Москвы (хоккей с шайбой).
Результаты исследования и выводы. Корреляционные плеяды вариации достоверных связей между проявлениями социального, эмоционального интеллекта, социальной креативности личности, эмоционального компонента отношений в диаде «тренер-спортсмен» позволили рассмотреть среду спортивной подготовки как социально и эмоционально активную и формирующую адаптивные способности. Содержательная характеристика перспективных линий развития арсенала эмоционально компетентного поведения обусловила актуализацию развития умений преодолевать проблемные зоны спортивной подготовки, отраженные в ведущих факторах - в спектре наибольших трудностей: непосредственной адаптации к требованиям спортивной деятельности (где большим факторным весом обладают актуальные эмоциональные трудности: «необходимости сохранять и наращивать физические и психические усилия на фоне нервно-психического утомления» и «реализации исполнительской культуры, мобилизации усилий при соорганизации требований деятельности»); опосредованной адаптации к требованиям деятельности через призму проявлений эмоциональной сферы тренера, регулятивного контроля его профессионального поведения (адаптации к «разрыву конструктивного общения, отсутствию эмоциональной поддержки тренера»; «эмоциональной усталости тренера, эмоциональной изоляции при неясности причин смены отношения»); собственной эмоциональной реакции при восприятии ситуаций, тормозящих реализацию задач спортивной подготовки («освоению корректного анализа неуспешного события при его проработке и необходимости «забывать» неэффективные результаты»).
Ключевые слова: спортивная подготовка; юный хоккеист; трудности реализации задач, эмоциональная сфера, перспективы развития.
Annotation
Objective of the study was to rate and analayze the key emotionality-related sports training progress challenges on a sample of the 13-14 year-old ice hockey players.
Methods and structure of the study. We used the following study methods: analyses of the relevant theoretical and practical literature, interviews, comparative analysis, correlation analysis, cluster analysis and factorial analysis (FactorLoadings (Unrouted; Varimaxraw) (Markedloadingsare>, 7000). We sampled for the study the 13-14 year old ice hockey players (n=40) in Moscow. Results and conclusion. Correlation constellations of significant correlations of the individual social, emotional intelligence and social creativity rating factors plus the trainer-trainee emotionality domain analysis made it possible to consider the sports training system as the socially and emotionally active environment with its adaptability facilitation effects. The substantive characteristics of the most promising lines in the emotional controls building arsenal made it possible to offer the emotionality-related problems coping models in the context of the following key factors: high-difficulty spectrum that requires direct adaptation to the sport-specific requirements. The actual emotional difficulties having the higher factorial weight may be listed as follows: need for mental and physical progress despite the mental and nervous fatigue; need for the high execution standards, with the resource mobilizing for success; indirect adaptation to the sports training system requirements in the context of the trainer's emotionality and professional service controls (adaptation to the "failures in constructive communication, shortage of emotional support from the trainer"; "trainer's emotional fatigue and/or emotional isolation for unclear reasons"); trainee's own emotional control failures in coping with the sports training challenges ("need for a good analysis of failures to effectively 'forget' them").
Keywords: sports training, junior ice hockey player, training goals, emotionality, progress challenges.
Введение. Ключевые положения управления спортивной подготовкой раскрыты в трудах ведущих отечественных ученых (Л.П. Матвеев, М.Я. Набатникова, В.Н. Платонов, В.П. Филин). «Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки» [5], выделенный Л.П. Матвеевым в качестве соорганизующего, создает возможность определе-
ния модельных характеристик подготовки спортсмена и целевой ориентации на их достижение. Очевидно, что интегра-тивность содержания спортивной подготовки предполагает учет психологических факторов взаимодействия в системе «тренер-спортсмен», выступающих одной из предпосылок успешности рассматриваемого процесса. В.Э. Занковец
психология СПОРТА
раскрывает особенности спортивной подготовки через специфику субъект-субьектного взаимодействия, где «подготовка спортсмена представляет собой управляемый процесс... по трёхуровнему принципу: прямая связь от управляющей системы (тренер) к управляемой (спортсмен); обратная связь (от состояния подопечного и его систем к тренеру); коррекция прямой связи по результатам обратной связи» [1, с. 44]. В ряду общих проблем управления спортивной подготовкой П.В. Квашук, Н.П. Грачев, И.Н. Маслова выявляют «наличие объективной разнонаправленности интересов и задач в системе подготовки спортивного резерва» [2, с. 111]. «Одной из центральных фигур в спортивной деятельности, по мнению Н.В. Мезенцевой, является тренер, от личности которого, его жизненных и спортивных принципов и философии, профессионального педагогического мастерства. во многом зависит успешное решение как общих задач гуманистической педагогики -«обучение - воспитание - развитие», так и достижение высоких спортивных результатов» [6, с. 1277]. Г.А. Кузьменко выделяет ряд проблем приспособления юных спортсменов к стрессовым ситуациям [3, с. 64], актуализируя значимость развития эмоционального интеллекта, выступающего ресурсом адаптации к особым условиям взаимодействия и деятельности в спорте, который на современном этапе развития характеризует, по Л.И. Лубышевой, «новый вектор спортизации населения страны» [4, с. 99] и обладает высокой социальной ценностью.
Цель исследования - охарактеризовать содержание ключевых факторов при анализе трудностей реализации задач спортивной подготовки с учетом эмоциональной сферы юного спортсмена.
Методика и организация исследования. В ходе исследования проведен анализ научно-методической литературы, интервьюирование, сравнительно-сопоставительный, корреляционный, кластерный, факторный анализ (FactorLoad-ings (Unrouted; Varimaxraw) (Markedloadingsare>,7000). В исследовании участвовали 40 хоккеистов 13-14 лет г Москвы.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе корреляционного анализа результатов классических тестов по оценке социального, эмоционального интеллекта, эмоционального компонента отношений в системе «тренер-спортсмен», социальной креативности личности юных хоккеистов были определены достоверные взаимосвязи данных показателей (рис. 1). Важность их направленного развития у юного субъекта взаимодействия связывается с более полной реализацией ценностного потенциала эмоциональной сферы личности в социальной сфере спорта, что усиливает значимость встречной эмоционально интеллектуальной работы юного спортсмена и тренера по разрешению спектра эмоциональных трудностей на основе обогащения арсенала индивидуальных способностей к спортивному совершенствованию.
В ходе исследования трудностей реализации задач спортивной подготовки юными хоккеистами при взаимодействии в диаде «тренер-спортсмен», требующих корректного рефлексивного анализа эмоциональных препятствий, мы выявили три базовые группы (см. таблицу).
Рис. 1. Корреляционная матрица (Correlations (Spreadsheet14) Marked correlations are significant at p < ,05000 N=24 (Casewise deletion of missing data)
Эмоциональные трудности адаптации юных спортсменов к объективным и субъективно окрашенным требованиям личности и деятельности
Спектр проблемных зон Актуальные эмоциональные трудности адаптации к: Факторы
Unrou-ted Varimax raw
Непосредственной адаптации к требованиям спортивной деятельности Процессу обучения и совершенствования, успешной реализации техники двигательных действий, к сложнокоординационной нагрузке, требующей качества деятельности (Д) (порядковый № 1) -0,743
Деятельности в условиях вероятностного прогнозирования и плотного противоборства с соперником (2) -0,786
Необходимости сохранять и наращивать физические и психические усилия на фоне нервно-психического утомления (3) -0,822
Реализации исполнительской культуры, мобилизации усилий при соорганизации требований Д (4) -0,913
Реализации процесса самовоспитания физических и личностных качеств (5) -0,773
Опосредованной адаптации к требованиям деятельности при регуляции тренером эмоциональной сферы Смене настроения тренера и необоснованному (на взгляд спортсмена) осуждению его личности и Д (6) 0,755
Нервозности и «срывам» тренера в процессе взаимодействия, оценки индивидуальных трудностей спортсмена(7) -0,721
Разрыву конструктивного общения, отсутствию эмоциональной поддержки тренера (8) -0,786
Большей поглощенности тренера работой с другими спортсменами (9) -0,731
Эмоциональной усталости тренера, эмоциональной изоляции при неясности причин смены отношения;(10) -0,737
Собственной эмоциональной реакции при восприятии ситуаций, тормозящих реализацию задач спортивной подготовки Освоению корректного анализа неуспешного события при его проработке, необходимости «забывать» неэффективные результаты (11) 0,814
Рассмотрению деловых отношений как условия спортивной подготовки, а не угрозы эмоциональному контакту (12) -0,723
Пониманию спортсменом сферы влияния собственного «Я» на взаимодействие с тренером, на его профессиональные и личностные суждениям (13) -0,668
Ровному восприятию успешной тренировочной, соревновательной деятельности партнеров и соперников на фоне низкой личной результативности и ориентации на сравнение своих результатов «вчера» и «сегодня» (14). 0,726
№3 • 2021 Март | March
http://www.teoriya.ru
49
пСихология СпортА
□ u
ü г. CL
ч—
о
0J и
CL
' "О С га
Ii
О (U .с Н
Представленные возрастающие кластеры характеризуют эффективное (последовательное и преемственное) сочетание средств развития эмоциональной сферы юного спортсмена по согласованному разрешению трудностей, содержательно раскрытых в таблице
12
10
13
11
14
Tree Diagram for 14 Variable Single Linkage Euclidean distances
Var1 NewVar2 Var2 Var1 0 Var5 Var3 Var7 NewVar3 Var4 Var9 Var6 Var8 NewVar1 NewVar4
2,5 3,0 3,5
Linkage Distance
Рис. 2. Характер направленного развития способностей к последовательному и преемственному разрешению спортсменами эмоциональных трудностей
Важно учитывать, что приспособление юных хоккеистов к когнитивным стилям деятельности и поведения тренера, к эмоциональным особенностям его коммуникации в целом осуществилось на этапе начальной подготовки.
На тренировочном этапе возник спектр иных эмоциональных проблем, связанных с деструктивной оценкой тренером актуальных и перспективных возможностей юного спортсмена, создающих «угрозу» его долгосрочным планам и целям. Разрешение выделенных трудностей требует от юного хоккеиста перманентного эмоционального взросления его личности, педагогически целесообразного воспитательного влияния тренера, наличия в референтной группе подростка эмоционально компетентных субъектов психолого-педагогической поддержки. Проведенный кластерный анализ позволил определить в качестве исходных, базовых (выделено в таблице цветом) неоспоримую сопряженность объективных и субъективных факторов в разрешении проблем 1-й и 2-й группы - «деятельности в условиях вероятностного прогнозирования и плотного противоборства с соперником» и «эмоциональной усталости тренера, эмоциональной изоляции при неясности причин смены отношения»; 1-й и 3-й группы -адаптации к «процессу обучения и совершенствования, успешной реализации техники двигательных действий, к сложнокоординационной нагрузке, требующей качества деятельности», и «рассмотрению деловых отношений как условия спортивной подготовки, а не угрозы эмоциональному контакту» (рис. 2).
Вывод. Выявленный спектр трудностей: непосредственной адаптации к требованиям спортивной деятельности; опосредованной адаптации к требованиям деятельности при регуляции тренером эмоциональной сферы; собственной эмоциональной реакции при восприятии ситуаций, тормозящих реализацию задач спортивной подготовки - инициирует направленное развитие эмоциональной сферы юного хоккеиста, тренера, иного субъекта, оказывающего поддержку в эмоциональном взрослении спортсмена, вносящих кумуля-
тивный вклад в созидательное поведение личности на тренировочном этапе спортивного совершенствования.
Литература
1. Занковец В.Э. Периодизация комплексного контроля физической подготовленности в профессиональном хоккее / В.Э. Занковец // Наука и современность. - 2015.- № 39. - С. 44-46.
2. Квашук П.В. К проблеме управления системой подготовки спортивного резерва / П.В. Квашук, Н.П. Грачев, И.Н. Маслова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011.- № 2 (72). - С. 109-112.
3. Кузьменко Г.А. Особенности адаптации юных спортсменов к стрессовым ситуациям / Г.А. Кузьменко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. № 4. С. 62-67.
4. Лубышева Л.И. Массовая спортивная подготовка - новый вектор спортизации населения страны / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 3. - С. 99.
5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. - СПб.: «Лань», 2005. - 384 с: ил.
6. Мезенцева Н.В. Психолого-педагогические аспекты управления / Н.В. Мезенцева, В.И. Стручков, А.А. Авдеев и др. // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - Т. 4. - № 9. - С. 1277-1287.
References
1. Zankovets V.E. Periodizatsiya kompleksnogo kontrolya fizicheskoy podgotovlennosti v professionalnom khokkee [Periodization of complex control of physical fitness in professional hockey]. Nauka i sovremennost publ.. 2015, no. 39. pp. 44-46.
2. Kvashuk P.V., Grachev N.P., Maslova I.N. K probleme upravleniya sistemoy podgotovki sportivnogo rezerva [Problem of sports reserve training system management]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2011. No. 2 (72). pp. 109-112.
3. Kuzmenko G.A. Osobennosti adaptatsii yunykh sportsmenov k stressovyim situatsiyam [Features of adaptation of junior athletes to stressful situations]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2007. No. 4. pp. 62-67.
4. Lubysheva L.I., Khubbiev Sh.Z., Selyukin D.B. Massovaya sportivnaya podgotovka - novy vektor sportizatsii naseleniya strany [Sportization as factor of involvement of population in mass sports]. Teoriya i praktika fiz. Kultury. 2020. No. 3. p. 99.
5. Matveev L.P. Obshchaya teoriya sporta i ee prikladnye aspekty [General theory of sport and its applications] 4th ed.. St. Petersburg: Lan publ., 2005. 384 p: il.
6. Mezentseva N.V., Struchkov V.I., Avdeev A.A. et al. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty upravleniya [Psychological and pedagogical aspects of management]. Zhurnal Sibirskogo federalnogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2011. V. 4. No. 9. pp. 1277-1287.
2
5
3
7
4
9
6
8
,5
2,0
4,0
4,5