ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОМ НАГРУЗКИ ТРЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ
УДК/UDC 796.01:159.9
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 08.06.2015 г.
Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев1
Кандидат психологических наук, доцент Л.А. Коваленко1
Аспирант А.И. Коваленко1
Аспирант Н.Р. Усаева1
1 Лаборатория спортивной психологии Сургутского государственного университета ХМАО-Югры, Сургут
EMOTIONAL MECHANISMS OF MENTAL LOAD OF TRAINER-INSTRUCTORS OF CHILDREN'S SPORTS SCHOOL
Dr.Sc.Psych., Professor B.P. Yakovlev1 Ph.D., Associate Professor L.A. Kovalenko1 Postgraduate student A.I. Kovalenko1 Postgraduate student N.R. Usaeva1
Laboratory of sports psychology, Surgut State University of KhMAR-Yugra, Surgut
Аннотация
Современная подготовка юных спортсменов требует от тренера-педагога неординарных способностей. Кроме опыта он должен владеть арсеналом современных знаний, умений, навыков, учитывать психологические, социальные, материально-технические и все другие аспекты подготовки юного спортсмена. Тренер - это прежде всего педагог, и к нему предъявляются все те же требования, что и к любому лидеру-воспитателю. Поэтому к личностным особенностям тренера-педагога, в соответствии с профессиограммой по основным характеристикам профессиональной деятельности, требуется устойчивость к психическим нагрузкам, эмоциональному напряжению, мотивационная компетентность. В нашем исследовании доказательством дезорганизующего влияния на психическую деятельность и поведение тренеров-педагогов выступают тесные корреляционные взаимосвязи между показателями ситуативной тревожности (СТ), личностной тревожности (ЛТ) и показателями нервно-психической устойчивости (НПУ). Таким образом, сопоставление и анализ частоты переживания учителями состояния тревоги с уровнем выраженности среди них ситуативной и личностной тревожности позволяет сделать вывод о том, что часто переживаемое эмоциональное состояние тревоги приводит к возникновению и закреплению соответствующего устойчивого индивидуального свойства педагогов - тревожности.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, тренер-педагог, личностная и ситуативная тревожность, нервно-психическая устойчивость, психическая нагрузка.
Annotation
The modern educational system within the transition to new standards imposes new requirements on the content of educational activity, and these are qualitative requirements, rather than quantitative ones.
Currently trainer-instructors need to have extraordinary abilities to train junior athletes. Besides the experience, he must possess a wide range of current knowledge, abilities and skills, take into account psychological, social, material and technical and all other aspects of training of junior athletes. Trainer is a teacher first of all, and all the same requirements are applicable to him like to any leader-educator. Therefore, in accordance with the professiogram on the main characteristics of professional activity, the personal characteristics of the trainer-instructor required are resistance to mental stress, emotional stress and motivational competency. In our study, close correlations between indicators of situational anxiety (SA), trait anxiety (TA) and indicators of nervous and mental stability (NMS) indicate the disruptive effect on mental activity and actions of trainer-instructors.
Thus, as seen from the comparison and analysis of the frequency of anxiety experiences among teachers with the level of severity of situational and trait anxiety among them, the emotional state of uneasiness they frequently experience leads to the emergence and consolidation of the respective sustainable individual property of teachers, which is anxiety.
Keywords: teaching activities, trainer-instructor, personal and situational anxiety, nervous and mental stability, mental load.
□
и
га у
г.
ч—
. О OJ
■ -О
с
га
^
О (U ■С
Н
Введение. Современная система образования в условиях перехода на новые стандарты предъявляет новые требования к содержанию учебной деятельности, и это требования не количественного, а качественного характера. Введение новых представлений о содержании образования требует изменения организации образования и изменения характера взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса, представляющего собой сложную и многогранную систему.
Качественными особенностями профессиональной деятельности тренера-педагога являются высокий уровень компетентности, безопасность воспитанников, высокая степень социальной ответственности, креативность, моральный долг, педагогический такт, оптимальный уровень эмоционального выгорания. Профессиональная деятельность тренеров-педагогов в системе современных требований к развитию физической культуры и спорта подрастающего поколения связана с повышенными как физическими, так
и психическими нагрузками. Функциональными категориями содержания образования становятся «профессиональная компетентность, готовность, учебный план, новые стандарты, интерактивные формы взаимодействия, виды нагрузки и другое».
Проблема психической нагрузки в учебной деятельности педагогов в современных специфических условиях образования актуальна и недостаточно исследована [6].
В ходе анализа компонентов и механизмов психической нагрузки в образовательном процессе мы исследовали личностную составляющую психической нагрузки тренеров -педагогов детской спортивной школы.
Личностная составляющая в основном определяется внутренними условиями и механизмами регуляции, через которые преломляются все внешние воздействия [8]. Эффективность оказания психологической поддержки в педагогической деятельности во многом зависит от того, умеет ли педагог рассматривать свою профессиональную деятельность через призму субъект-субъектных отношений, на основе которых происходит развитие личностной готовности к качественной и эффективной образовательной деятельности [6, 8].
Формирование личностной готовности предполагает, что при организации профессиональной, педагогической деятельности максимально должны учитываться индивидуально-типологические и индивидуально-психологические особенности развития педагогов [7].
Таким образом, указывая на индивидуально-типологические и индивидуально-психологические особенности, детерминирующие величину психической нагрузки, воздействующей на регулятивные и функциональные аспекты педагогической деятельности, можно сказать, что чем больше отрицательных факторов личностного компонента психической нагрузки, тем больше величина воздействия психической нагрузки на нервно-психическое состояние педагогов и эффективность профессиональной деятельности [5].
Одной из специфической особенностей тренерской деятельности является ее стрессогенностъ - тренер постоянно испытывает очень высокий уровень операциональной и эмоциональной напряженности [8, 9]. Часто на соревнованиях тренер не имеет возможности корректировать деятельность спортсмена и должен накапливать все переживания в себе. Это усиливает его психическую напряженность.
Цель исследования - провести анализ эмоциональных механизмов психической нагрузки тренеров-педагогов.
Методика и организация исследования. В ходе анализа личностного компонента психической нагрузки в образовательном процессе на базе ДЮСШ г. Сургута проведена исследовательская работа по изучению эмоциональных механизмов психической нагрузки, которая проводилась. В исследовании приняли участие 50 тренеров-педагогов.
С целью выявления индивидуальных особенностей эмоциональной сферы личности и эмоциональной регуляции деятельности педагогов мы использовали следующие мето-
дики: шкалу реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Спилбергера-Ханина; методику «Определение нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе» (анкета «Прогноз») [2].
Результаты исследования и их обсуждение. Данные исследования индивидуальных особенностей, таких как ситуативная (СТ) и личностная (ЛТ) тревожность, представлены в табл. 1.
В ходе анализа выявлено, что у 75,3 % респондентов высокий уровень ЛТ, которая определяет соответственно высокую чувствительность к стрессу. Низким уровнем ЛТ обладают менее 1 % опрошенных учителей. Высокий уровень СТ имеют 10 % респондентов и обладают умеренным уровнем СТ 38 %%.
Как индивидуальная черта, тревожность характеризуется относительно устойчивой склонностью воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие, реагировать на них состоянием тревоги, озабоченности, нервозности и беспокойства. Личности, характеризующиеся высоким уровнем тревожности, склонны видеть угрозу своей самооценке, самоуважению и жизнедеятельности, особенно когда они касаются оценки их компетентности и престижа. Повышенная эмоциональная напряженность, сопровождающаяся страхом, опасениями, препятствует нормальной деятельности и общению. Возникающее сильное беспокойство нарушает познавательную деятельность, вызывает множество не имеющих отношения к делу аффективно окрашенных мыслей, которые мешают сосредоточить внимание и блокируют извлечение нужной информации из долговременной памяти.
В насыщенной эмоциогенными ситуациями педагогической деятельности, высокие показатели ЛТ могут явиться причиной возникновения чрезмерного возбуждения, растерянности, неуверенности, беспокойства, ощущения некомпетентности, которые препятствуют успешной деятельности. Эта черта индивидуальности особенно негативно проявляется в педагогической деятельности, так как учитель не только обучает учащихся, но и воздействует на них всей своей личностью, вовлекает их в собственные опасения и тревоги.
С тревожностью связывают: быстроту смены эмоционального напряжения (степень мобилизации функций организма для успешного выполнения деятельности с учетом волевого акта), эмоциональную напряженность (появление отрицательных изменений в двигательных и психических функциях). Согласно закону Йеркса-Додсона излишняя эмоциональная напряженность отрицательно сказывается на результатах деятельности [1].
Таким образом, тревожность может в одних случаях повышать активность и работоспособность, в других - дезорганизовывать психическую деятельность человека в эмоциоген-ных условиях деятельности.
В нашем исследовании доказательством дезорганизующего влияния на психическую деятельность и поведение тренеров - педагогов выступают тесные корреляционные взаимосвязи между показателями СТ, ЛТ и показателями нервно-психической устойчивости (НПУ).
Таблица 1. Распределение учителей по уровням выраженности ситуативной и личностной тревожности, п = 50
Шкала самооценки ситуативной тревожности, % Уровни тревожности Шкала самооценки личностной тревожности, %
52 Низкий 0,6
38 Умеренный 24,1
10 Высокий 75,3
№ 9 • 2015 Сентябрь | Бер1етЬег http://www.teoriya.ru 87
Таблица 2. Распределение испытуемых по группам НПУ, n = 50
Группа НПУ Количество учителей,% Прогноз
Высокая 2 Благоприятный
Хорошая 8 Благоприятный
Удовлетворительная 64 Благоприятный
Неудовлетворительная 26 Неблагоприятный
□
и
га у
г.
ч—
. О 0J
■ -О
с га
О (U ■С
I—
Они имеют высокий уровень значимости, равный: СТ и НПУ -г = 0,53 (р<0,01); ЛТ и НПУ - г = 0,73 (р<0,01).
В ходе исследования нервно-психической устойчивости тренеров - педагогов детской спортивной школы была использована методика «Определение нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе» (анкета «Прогноз»). Распределение частных значений изучаемого признака является симметричным и приближается к нормальному. Результаты анализа представлены в табл. 2.
Анализ данных показал, что нервно-психические срывы маловероятны лишь у 10 % испытуемых. Для 64 % опрошенных тренеров-педагогов нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных, напряженных ситуациях. У 26 % учителей, по нашим данным, высокая вероятность нервно-психических срывов.
Психическая устойчивость профессиональной деятельности - одна из ее важнейших характеристик наряду с эффективностью. В педагогической деятельности очень важно обладать психической устойчивостью, т. е. сохранять продуктивное функционирование психики в кратковременной или длительной напряженной ситуации. Она является предпосылкой преодоления трудностей, активного и безошибочного выполнения задач в сложной школьной обстановке. Таким образом, психическая устойчивость определяет успешность деятельности учителя, вызывает чувство уверенности в своих силах [4].
Итак, сопоставление и анализ частоты переживания учителями состояния тревоги с уровнем выраженности среди них ситуативной и личностной тревожности позволяет сделать вывод о том, что часто переживаемое эмоциональное состояние тревоги приводит к возникновению и закреплению соответствующего устойчивого индивидуального свойства педагогов - тревожности [3].
Тревожность и нервно-психическая неустойчивость, тесно связанные между собой, коррелируют с целым комплексом свойств - невротичностью, депрессивностью, застенчивостью, эмоциональной лабильностью, раздражительностью. В то же время малообщительные и интровертированные педагоги имеют высокую тревожность и нервно-психическую неустойчивость.
Педагогическая деятельность представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебную, воспитательную деятельность, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности, сопряженный с различными видами психической нагрузки и эмоциональным напряжением субъектов образовательной деятельности [7].
Вывод. Данные научных исследований в системе образования акцентируют внимание педагогов, специалистов, ученых на таком актуальном и важном феномене, как эмоциональные механизмы психической нагрузки и их влияние на личностный рост и профессионализм тренеров-педагогов. Профессионализм - это высокий уровень подготовленности к выполнению задач специфической деятельности, дающий возможность эффектив-
но достигать качественных результатов при физических и психических нагрузках. Одними из важных факторов профессиональной подготовки тренера-педагога являются личностные состояния, в том числе эмоциональная устойчивость или неустойчивость. Литература
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. - 261 с.
2. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний / Под общ. ред. А.Я. Чебыкина: В 2 ч. - М., 1990. - Ч. 1. - 214 с.
3. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении / А.О. Прохоров // Психол. журн. - 1991. - Т. 12. - № 1. - С. 47-54.
4. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе / А.О. Прохоров. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. -167 с.
5. Яковлев Б.П. Технология формирования профессиональной компетентности студентов. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) / Б.П. Яковлев, Л.А. Коваленко. - 2013. - № 1 (21). - С. 8-12.
6. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в системе высшего профессионального образования / Б.П. Яковлев, Л.А. Коваленко, С.В. Вязовкин // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-4.
- С. 896-898.
7. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка как фактор личностной готовности учащихся к интенсификации обучения в современной школе. Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013.
- № 2 (18). - С. 165-167.
8. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений: монография / Б.П. Яковлев. - Сургут: РИО СурГПУ, 2007. - 201 с.
9. Яковлев Б.П. Основы спортивной психологии / Б.П. Яковлев. - М.: Советский спорт, 2010. - 208 с.
References
1. Abolin, L.M. Psikhologicheskie mekhanizmy emotsional'noy ustoychivosti cheloveka (Psychological mechanisms of emotional stability in man) / L.M. Abolin. - Kazan': Pub. h-se of Kazan un-ty, 1987. - 261 P.
2. Diagnostika i regulyatsiya emocional'nykh sostoyaniy (Diagnostics and regulation of emotional states) / Ed. by A.Ya. Chebykin: In 2 Parts.
- Moscow, 1990. - Ch. 1. - 214 P.
3. Prokhorov, A.O. Osobennosti psikhicheskikh sostoyaniy lichnosti v obuchenii (Features of personal mental states during training) / A.O. Prokhorov // Psikhol. zhurn. - 1991. - P. 12. - № 1. - P. 47-54.
4. Prokhorov, A.O. Psikhicheskie sostoyaniya i ikh proyavleniya v uchebnom protsesse (Mental states and their display in learning process) / A.O. Prokhorov. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 1991. - 167 P.
5. Yakovlev, B.P. Tekhnologiya formirovaniya professional'noy kompetentnosti studentov. (Technology of formation of professional competency in students) Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronny nauchny zhurnal) electronic scientific journal / B.P. Yakovlev, L.A. Kovalenko. - 2013. - № 1 (21). - P. 8-12.
6. Yakovlev, B.P. Psikhicheskaya nagruzka v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya (Mental load in higher education) / B.P. Yakovlev, L.A. Kovalenko, S.V. Vyazovkin // Fundamental'nye issledovanija. - 2013. - № 10-4. - P. 896-898.
7. Yakovlev, B.P. Psikhicheskaya nagruzka kak faktor lichnostnoy gotovnosti uchashchikhsya k intensifikatsii obucheniya v sovremennoy shkole. (Mental load as a factor of personal readiness of pupils for intensified training in contemporary school) Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2013. -№ 2 (18). - P. 165-167.
8. Yakovlev, B.P. Psikhicheskaya nagruzka v sporte vysshikh dostizheniy: monografiya (Mental load in elite sport: monograph) / B.P.Yakovlev. -Surgut: RIO SurGPU, 2007. - 201 P.
9. Yakovlev, B.P. Osnovy sportivnoy psikhologii (Fundamentals of Sports Psychology) / B.P. Yakovlev. - Moscow: Sovetskiy sport, 2010. - 208 P.