Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4. С. 142-147. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 4. P. 142-147.
Научная статья УДК 796.08
https://doi.org/10.24158/spp.2022.4.22
Характерные показатели управления юными хоккеистами 12-14 лет содержанием спортивной тренировки на основе эмоционально-конструктивного поведения
Андрей Владимирович Кондратьев1, Галина Анатольевна Кузьменко2
■^Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8982-4393 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6308-5211
Аннотация. Цель работы - определить характерные атрибуты управления юными хоккеистами 1214 лет содержанием спортивной тренировки на основе эмоционально-конструктивного поведения и деятельности на тренировочном этапе спортивного совершенствования. Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, факторный анализ, интерпретация полученных результатов. В исследовании приняли участие 25 хоккеистов, проходящих дополнительную спортивную подготовку в Национальном хоккейном центре Москвы, и 25 тренеров ДЮСШ по хоккею с шайбой и НХЦ Москвы. Обозначены контексты индикаторов эмоционально-конструктивного поведения и деятельности хоккеистов при управлении содержанием спортивной тренировки, имеющие значимый факторный вес, даны их численные параметры. Среди факторов представлены следующие способности: выделять рациональные смыслы эмоций тренера, конструктивно принимая содержащуюся в основном тексте информацию о видах и особенностях спортивной тренировки хоккеиста; самому создавать группу поддержки, отбирать сверстников, интеллектуально и эмоционально позитивно воспринимающих отрезки и события спортивного совершенствования; эмоционально конструктивно воспринимать важность освоения знаний о спортивной тренировке, формирования компонентов готовности к соревновательной деятельности и ряд других актуальных проявлений, обеспечивающих управление содержанием тренировки и спортивное совершенствование подростков в сопряжении с их эмоциональным развитием.
Ключевые слова: юные хоккеисты, спортивная тренировка, управление содержанием деятельности, актуальные проявления эмоционального интеллекта, поведенческие характеристики
Для цитирования: Кондратьев А.В., Кузьменко Г.А. Характерные показатели управления юными хоккеистами 12-14 лет содержанием спортивной тренировки на основе эмоционально-конструктивного поведения // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4. С. 142-147. https://doi.org/10.24158/spp.2022.4.22.
Original article
Characteristic indicators of the sports training content management by young hockey players aged 12-14 based on emotional-constructive behavior
Andrey V. Kondratiev1, Galina A. Kuzmenko2
12Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8982-4393 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6308-5211
Abstract. The purpose of the study is to determine characteristics of how young hockey players aged 12-14 manage the sports training content on the basis of emotional-constructive behavior and activities at the training stage of sports improvement. Research methods and organization of the study re analysis of scientific and methodological literature, pedagogical observation, interviewing, questioning, factor analysis, interpretation of the results. The study involved 25 young hockey players aged 12-14 undergoing additional sports training at the National Hockey Center in Moscow and 25 coaches of the Children's and Youth Sports School in ice hockey and NHC of Moscow. The indicator contexts of emotionally constructive behavior and activity of young hockey players in the sports training content management with significant factor weights are defined, their numerical characteristics are given. Among the factors such young hockey players abilities are presented as the ability to identify the rational meanings of coach's emotions, constructively accepting the information contained in them about the types and features of the hockey player's sports training; to create a support group personally, select peers intellectually and emotionally positive perceiving segments and events of sports improvement; emotionally constructively taking the importance of mastering knowledge about sports training, forming readiness components for competitive activities and a number of other relevant manifestations that ensure the sports training content management and sports improvement of adolescents in conjunction with their emotional development.
© Кондратьев А.В., Кузьменко Г.А., 2022
Keywords: young hockey players, sports training, content management, relevant manifestations of emotional intelligence, behavioral characteristics
For citation: Kondratiev, A.V. & Kuzmenko, G.A. (2022) Characteristic indicators of the sports training content management by young hockey players aged 12-14 on based on emotional-constructive behavior. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (4), 142-147. Available from: doi:10.24158/spp.2022.4.22 (In Russian).
Введение. В структуре раздела «Общая теория спортивной тренировки» паспорта специальности 13.00.04 представлена содержательная единица «управление процессом спортивной тренировки», сущность которой обусловлена качеством участия юного спортсмена в процессе соуправления совместно с тренером спортивной тренировкой и выражается прежде всего в осмысленном, высокоорганизованном отношении к тренировочному процессу на каждом временном отрезке и более эффективном выполнении учебно-тренировочных заданий различной степени сложности и интегрированности. При этом категория «управление содержанием» не рассматривается нами как элемент «самоуправства» подростка-спортсмена, характеризующий псевдопротиводействие педагогическим взглядам и позициям тренера, а видится как полноценное субъект-субъектное взаимодействие с признанием тренером права юного спортсмена на дискурсивный и аналитичный способы осмысления и освоения требований спортивной деятельности, на личный анализ особенностей содержания тренировочной деятельности с учетом сформированное™ эмоционального интеллекта (ЭИ) как самого спортсмена, так и тренера, а в рамках индивидуальных возможностей - эффективного, педагогически целесообразного и ответственного поведения юного атлета при реализации содержания тренировки на тренировочном этапе спортивного совершенствования.
Обоснование значимости управления хоккеистами 12-14 лет содержанием спортивной тренировки на основе эмоционально-конструктивного поведения и деятельности заложено в трудах Л.П. Матвеева, который раскрывает подготовку спортсмена как процесс «системно упорядоченный, где происходит систематическая передача наставником и усвоение спортсменом необходимых в спорте знаний, формирование требующихся в сфере спорта умений и навыков наряду с воспитанием физических, волевых, нравственных и других качеств индивида, необходимых для прогрессирования в спорте»1, где «слагаемые подготовленности спортсмена - его физическая, психическая, техническая, тактическая подготовка»2, где актуализировано значение эмоционального интеллекта тренера и спортсмена при решении соответствующих задач. Учет эмоционального контекста интерпретации хоккеистом вопросов управления содержанием спортивной тренировки неоспоримо важен.
По мнению В.Н. Платонова, «управление в системе подготовки спортсменов» осуществляется через структурные компоненты: «Цель управления - оптимизация поведения спортсмена, целесообразное развитие тренированности и подготовленности, обеспечивающее достижение наивысших результатов»3. Кроме того, оно характеризуется проявлениями личностной вовлеченности спортсмена в процесс спортивного совершенствования; «объект управления (в педагогической науке) - поведение спортсмена и его состояние»4, что повышает значимость эмоционально конструктивной окраски поведения юного хоккеиста на тренировочных занятиях. Также В.Н. Платонов подчеркивает весомость продуманного и эмоционально позитивного «принятия и реализации решений путем разработки и внедрения целей и задач, планов и программ, средств и методов, обеспечивающих достижение заданного эффекта»5. Поэтому конструктивная интерпретация юным хоккеистом информации, поступающей от тренера, чрезвычайно важна, когда, по М.А. Годику, В.А. Запорожанову, совершенствование реализации содержания спортивной тренировки связано с получением и анализом «сведений, идущих от спортсмена к тренеру (самочувствие, отношение к работе, настроение); сведений о поведении спортсмена (объем тренировочной работы, ее выполнение, замеченные ошибки); данных о срочном, отставленном и кумулятивном тренировочном эффекте» (1995), которые являются основанием полноценной реализации задач в процессе спортивной тренировки.
Серия предварительных исследований позволяет утверждать следующее. Ведущим субъектом управления спортивной деятельностью является не тренер, а именно юный спортсмен.
1 Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учеб. для завершающего уровня высш. физкультур. образования : 4-е изд., испр. и доп. СПб., 2005. С. 201-202.
2 Там же. С. 202.
3 Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте : учеб. для студентов вузов физ. воспитания и спорта. Киев, 1997. С. 421.
4 Там же.
5 Там же.
Применяемая тренерами стратегия эмоционального «обособления» от юных хоккеистов не позволяет им научиться выполнять тренировочные задания на оптимуме усилий и достигать запланированного тренировочного эффекта. Взаимосвязь результативности тренировочной деятельности хоккеистов 12-14 лет с эмоциональным и социальным интеллектом неоспорима. Способности к контролю и оценке параметров тренировочной деятельности, организационные умения, показатели делового статуса личности как соревновательной результативности спортсмена коррелируют с эмоциональным интеллектом, волевыми способностями, мотивацией достижения (Кондратьев, Кузьменко, 2001). Все это в соответствии с разворачивающейся педагогической ситуацией либо ограничивает ресурсы вхождения подростка в процесс самоуправления спортивной тренировкой, либо задействует и развивает их.
Эффективность управления в спорте С. Вульф связывает со сплоченностью коллектива, когда «более высокая важность соревнований влечет за собой повышенную эмоциональную напряженность, отрицательно влияющую на выполнение тренировочных задач»1, что актуализирует значимость педагогических задач воспитания качеств личности, позволяющих продуктивно решать поставленные тренером частные и этапные задачи спортивного совершенствования. Кроме того, общий педагогический эффект тренировки обусловлен настроем спортсмена, тем «климатом», в котором существен вес положительных эмоций, позволяющих накапливать ресурсы, с учетом связей между комплексной подготовленностью (физической, психоэмоциональной) и достижениями в хоккее (Werkhausen, Chevalier, 2019). С. Валцель выделяет значимость факта социального педагогического воздействия на эффективность спортивной тренировки юных хоккеистов в совместных спортивных мероприятиях (Walzel, 2018), направленных на освоение содержания предстоящей соревновательной деятельности с соперником в рамках эмоционально-этических норм спортивного поведения.
Вместе с тем наш научно-поисковый интерес связан с определением содержания значимых проявлений спортсмена-хоккеиста на тренировке при наработке опыта конструктивного реагирования на трудные ситуации спортивного совершенствования. В связи с этим цель исследования: установить характерные проявления (весомые факторы) управления юными хоккеистами 12-14 лет содержанием спортивной тренировки на основе эмоционально-конструктивного поведения и деятельности на тренировочном этапе спортивного совершенствования.
Методика исследования. Применялись анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, факторный анализ (факторные нагрузки = Factor Loadings (Varimax raw) (Spreadsheet68) Extraction: Principal components (отмеченные нагрузки = Marked loadings >,700 000)), интерпретация полученных результатов. Исследование проводилось в Москве на базе Национального хоккейного центра Москвы и ДЮСШ по хоккею с шайбой.
Результаты исследования. Педагогическое наблюдение за учебно-тренировочным процессом при последующем интервьюировании тренеров и спортсменов позволяет констатировать наличие проблемы: методические рекомендации, сформулированные и определенным образом изложенные тренером, предполагающие реализацию запланированного содержания двигательных действий и двигательной деятельности, исполняются далеко не на 100 %. Педагогическая эффективность коммуникации в системе «тренер - спортсмен», ориентированная на совершенствование компонентов интегральной подготовленности к соревновательной деятельности, снижена влияющими факторами, тезисно представленными в таблице 1.
Таблица 1 - Выборочные положительные и отрицательные результаты педагогического общения тренера, препятствующие
или способствующие полноценной реализации содержания спортивной тренировки
Тренер Спортсмен
1 2
Педагогическая ситуация 1: стремлюсь в объяснении «эмоционально зарядить» спортсмена, но он все равно не концентрирует внимание, качество исполнения упражнения не повышается «-» Слушая тренера, обращаю внимание не на то, что он говорит, а на то, как он говорит: строго, резко, интересно, ярко Повышенная эмоциональная интерпретация фактов, переключение с сути упражнения на «эмоциональный портрет» тренера при отсутствии детализированного анализа информации по тренировочному заданию
В описании подростка нет характеристик «понятно», «информативно», «доступно», «точно» и др.
1 Wolf S. One for all and all for one - relating team cohesion to the precompetitive emotional response : dissertation. Köln, 2014. 103 p.
Продолжение таблицы 1
1 2
Педагогическая ситуация 2: объясняя, понимаю, что любое эмоциональное описание ориентировано на концентрацию внимания именно на задачах двигательных операций и уточнении параметров исполнения действия «+» Яркий рассказ, сравнение упражнения с интересным явлением, позволяет понять, что именно хочет от меня тренер Настроенность на качественную работу на фоне знания того, «что совершенствовать», «зрю в корень», понимания, что шутки или строгость тренера направлены на мобилизацию моих усилий, всех моих способностей в «точку» совершенствования
В описании подростка присутствуют характеристики «в точку», «понятно», «ясно», «представляю, как делать» и др.
Также проведены анкетирование и интервьюирование юных хоккеистов (п = 25) по 22 вопросам и тренеров (п = 25) по 10 вопросам, отражающим проявления эмоционального интеллекта при эмоционально конструктивной реализации задач спортивной тренировки в хоккее с шайбой. Среди 32 содержательных конструктов о проявлениях ЭИ спортсмена в ходе самоуправления содержанием спортивной тренировки значимым весом обладают 10 индикаторов (таблица 2).
Таблица 2 - Характерные проявления управления хоккеистами 12-14 лет содержанием спортивной тренировки
на основе эмоционально-конструктивного поведения и деятельности
Актуальные индикаторы управления содержанием тренировки с учетом ЭИ Факторные нагрузки (Varimax raw) (отмеченные нагрузки >,700 000)
1 1 2 | 3 | 4
Самооценки юных хоккеистов проявлений ЭИ на тренировке
Способность обрабатывать информацию, отражающуюся в эмоциях тренера и спортсменов, критически оценивающих деятельность, осмысливать рациональную информацию о методах повышения спортивного мастерства на эмоционально негативном фоне. Понимание, что любое настроение тренера или атлета дает важную в спорте информацию по физической подготовке и подготовленности, технике, тактике 0,194 -0,134 0,791 0,004
Способность выделять рациональные смыслы эмоций тренера, конструктивно принимая содержащуюся в их основном тексте информацию о видах и особенностях спортивной тренировки хоккеиста 0,936 0,021 -0,016 0,042
Способность самому создавать группу поддержки, отбирать сверстников, интеллектуально и эмоционально позитивно воспринимающих отрезки и события спортивного совершенствования 0,936 0,021 -0,016 0,042
Умение выполнять трудную для себя работу по освоению общеразвивающих и специально развивающих упражнений в приближенных к соревнованиям деятельности вне зависимости от эмоциональной интерпретации сложности заданий и острого переживания их невыполнимости; навык мобилизации требуемых способностей к моменту начала выполнения двигательного задания 0,307 0,726 -0,309 0,204
Способность понимать значимость новых, еще неосвоенных рекомендаций, умение в общении эмоционально конструктивно осваивать сложный материал спортивной тренировки 0,095 0,859 -0,087 0,137
Способность эмоционально грамотно формулировать обращение к тренеру о видении содержания тренировочных занятий при уважительном отношении к своим способностям и перспективам 0,886 0,009 0,150 0,080
Способность эмоционально конструктивно воспринимать важность освоения знаний о спортивной тренировке, формирования компонентов готовности к соревновательной деятельности -0,211 0,765 0,067 -0,323
Проявления ЭИ на тренировке - данные педагогической оценки тренеров
Принятие юным хоккеистом к сведению эмоционально высказанных тренером рекомендаций, его направленность на повышение качества спортивной тренировки 0,814 0,141 0,230 0,274
Направленность юного хоккеиста на эффективную самоорганизацию тренировки с учетом собственных возможностей, сосредоточенность на качестве выполнения тренировочного задания 0,335 -0,056 0,807 -0,013
Способность хоккеиста к мобилизации усилий и эффективной самоорганизации тренировочной деятельности с учетом индивидуальных возможностей 0,160 0,106 -0,043 0,799
Таким образом, определенный нами факторный вес ключевых индикаторов, отражающих характерные проявления управления хоккеистами 12-14 лет содержанием спортивной трени-
ровки на основе эмоционально-конструктивного поведения и деятельности, позволяет рекомендовать профессиональному сообществу тренеров следующее. Необходимо учитывать способности подростка-спортсмена эмоционально конструктивно воспринимать материал и направленно формировать данные атрибутивные характеристики в тренировочной деятельности при конструктивной коммуникации в системе «тренер - спортсмен», поскольку активность подростка выступает базовым условием раскрытия творческого потенциала и ориентирует его на полноценную реализацию задач конкретных упражнений и целостного содержания тренировки.
Выводы. Управление содержанием спортивной тренировки юными хоккеистами обусловлено их умениями эффективно осмысливать содержание упражнений, их комплексов в целостной тренировочной деятельности, не отвлекаясь от ключевых смыслов на эмоциональный фон коммуникации, принимая особенности личности и поведения тренера, проводя критический и конструктивный анализ, проявляя эмоционально позитивное отношение к образованию, воспитанию, развитию актуальных качеств в системе спортивной тренировки на каждом ее временном отрезке при индивидуально-оптимальном выполнении учебно-тренировочных заданий различной степени комплексности и сложности. Обозначенный спектр актуальных индикаторов в проявлении эмоционального интеллекта юного хоккеиста в процессе спортивной тренировки позволяет выделить в качестве значимых не только ожидаемые результаты деятельности - непосредственные итоги его соревновательной успешности, но и качественные характеристики спортивного поведения в рамках тренировочной деятельности: эмоциональный фон, отражающий восприятие тренировочных заданий различной степени сложности; эмоционально конструктивное поведение, сопровождающееся демонстрацией организационной культуры, полноценной реализацией интеллектуальных, волевых способностей, мотивации на тренировочный процесс и достижение результата в соуправлении содержанием тренировки с учетом способностей подростка. При этом наибольшая ответственность лежит на тренере, призванном быть созидателем развивающейся в рамках тренировочной деятельности личности подростка-спортсмена.
Список источников:
Годик М.А., Запорожанов В.А. Основы управления в спортивной тренировке: современная система спортивной подготовки // Современная система спортивной подготовки : сб. науч. тр. / под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. М., 1995. С. 213-225.
Кондратьев А.В., Кузьменко Г.А. Совершенствование управления спортивной подготовкой юных хоккеистов 13-14 лет на основе эмоционального и социального интеллекта // Вестник спортивной науки. 2021. № 1. С. 28-33.
Walzel S. Measuring social impacts of co-hosted sport events // 24th Annual SMAANZ conference : book of abstracts. Adelaide, 2018.
Werkhausen K., Chevalier A. What good are positive emotions (PE) for athletes? Mental resources mediating the link between PE and thriving in ice hockey // 15th European Congress of Sport & Exercise Psychology : book of abstracts / ed. by B. Strauss, B. Halberschmidt, T. Utesch et al. Muenster, 2019.
References:
Godik, M.A. & Zaporozhanov, V.A. (1995) Fundamentals of management in sports training: Modern system of sports training. In: Suslov, F.P., Sych, V.L. & Shustin, B.N. (eds.) Modern system of sports training. Moscow, SAAM, 213-225. (In Russian)
Kondratyev, A.V. & Kuzmenko, G.A. (2021) Sports training management improvement of young hockey players aged 13-14 years on the basis of emotional and social intelligence. Sports Science Bulletin. (1), 28-33. (In Russian)
Walzel, S. (2018) Measuring social impacts of co-hosted sport events. In: 24th Annual SMAANZ conference: Book of abstracts. Adelaide, University of South Australia.
Werkhausen, K. & Chevalier, A. (2019). What good are positive emotions (PE) for athletes? Mental resources mediating the link between PE and thriving in ice hockey. In: Strauss, B., Halberschmidt, B., Utesch, T., Dreiskämper, D., Brückner, S., Tietjens, M., Storm, V., Schücker, L., Rosenfeld, F., Raue, C., Mentzel, S., Kolb, M., Henning, L. & Busch, L. (eds.). 15th European Congress of Sport & Exercise Psychology: Book of abstracts. Muenster, Department of Sport and Exercise Psychology, University of Muenster.
Информация об авторах А.В. Кондратьев - соискатель кафедры теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия.
Г.А. Кузьменко - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=359400.
Information about the authors A.V. Kondratyev - External PhD student, Department of Theoretical Basis of Physical Culture and Sports, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia.
G.A. Kuzmenko - D.Phil. in Education Science, Associate Professor, Department of Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=359400.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.03.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.04.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 26.04.2022.