ющего мира с этической точки зрения. Развитие этого качества решает одновременно задачу формирования ценностного отношения к ответственности.
Проблемно-смысловая педагогическая ситуация, таким образом, создается в результате применения системы проблемных задач ценностно-смыслового характера, отобранных и построенных на основе ценностного содержания гуманитарных дисциплин, направленных на освоение старшеклассником личностного смысла социально значимой ценности «ответственность». Такая ситуация предполагает взаимодействие субъектов учебного процесса на социокультурном, межличностном и внутриличностном уровнях.
Таким образом, в модель процесса формирования у старшеклассников отношения к ответственности как социально значимой ценности в результате нашего исследования включены, в соответствии с идеями целостного педагогического процесса, все его системообразующие элементы: цели (достижение определенного уровня сформированности ценностного отношения к ответственности), средства (разноуровневые проблемно-смысловые педагогические ситуации), прогнозируемые результаты (компоненты).
Литература
1. Ильин, B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / B.C. Ильин. М.: Педагогика, 1984.
2. Как живет средний класс в России// Комс. правда. 2007. № 19. C. 6 — 7.
3. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. гос. унта, 1972.
4. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.
5. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2001.
6. Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования / Л.П. Разбегаева. Волгоград: Перемена, 2001.
7. Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности / Л.И. Рувинский. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982.
8. Сущностные характеристики отношения к ответственности как социально значимой ценности // Становление личности в пространстве гуманитарного образования: теоретический аспект:
монография / Л.П. Разбегаева, Д.В. Кириллов, И.В. Крутова [и др.]. М.: АПКиППРО, 2008. С. 77 - 85.
The model of the process of forming the attitude to the responsibility as a social value in the high school students
The theoretical aspects of the construction of the model of the process of forming the attitude to the responsibility as a social value in the high school students are given in the context of holistic and axiological approaches. The psychological basis of the modeling of this process, the means of forming the personal education are proven.
Key words: responsibility, social value, sense-forming, sense-consciousness, sense-building.
М.С. БЕЙТУГАНОВА (Волжский)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Рассматривается ситуация нравственного выбора как внутренний механизм становления нравственной позиции старшеклассника.
Описаны этапы педагогической поддержки старшеклассников в ситуации нравственного выбора. Представлен пример ее реализации на уроках литературы в 11-м классе.
Ключевые слова: ситуация нравственного выбора, готовность к нравственному выбору, педагогическая поддержка.
В последние годы состояние российского общества характеризуется сложностью, противоречивостью: с одной стороны, наметилась явная тенденция к социально-экономической и политической стабилизации, с другой - продолжает нарастать отчуждение от традиционных ценностей отечественной культуры, сохраняется угроза формирования аксиологического вакуума. Сегодня человек встал перед проблемой дезориентации в сфере общечеловеческих ценностей, нравственных норм поведения и идеалов. Эта проблема приоб-
© Бейтуганова М.С., 2009
ретает особую актуальность в контексте воспитания подрастающего поколения. «В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения» [1: 123].
Проблема формирования устойчивой нравственной позиции человека всегда была и остается в центре внимания психологов, педагогов и философов (Я.А. Ко-менский, И.Г. Песталоцци; Н.А. Бердяев,
B.И. Водовозов, Н.Г. Дебольский, В.С. Зень-ковский, И.А. Ильин, Н.И. Ильминский, Л.П. Карсавин, П.Ф. Каптерев, И.В. Киреевский, Н.О. Лосский, Н.И. Пирогов,
C.А. Рачинский, М.М. Рубинштейн, Д.Д. Семенов, И.А. Сикорский, В.С. Соловьев, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, А.С. Хомяков; А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ский; М.Н. Аплетаев, Е.В. Бондаревская, В.В. Зайцев, В.В. Сериков и др.). Их анализ позволяет сформулировать следующие положения:
• нравственную позицию человека характеризуют знание и принятие нравственных ценностей, сознательное и эмоциональное отношение к ним, способность к совершению нравственных поступков, наличие устойчивых нравственных привычек;
• ситуации нравственного выбора являются закономерным этапом развития нравственных качеств личности;
• в процессе становления нравственной позиции растущему человеку необходима поддержка, помощь взрослого;
• формирование нравственного опыта происходит через создание ситуаций са-мопреодоления, волевого усилия и напряжения, ориентированных на личностное развитие воспитанника, предоставляющих ему возможность функционирования (реализации себя) как личности.
В настоящий момент в науке накоплен опыт исследования поведения человека в ситуации нравственного выбора (В.И. Бак-штановский, Н.М. Борытко, В.Е. Василюк, И.И. Дереча, В.В. Зайцев, Е.Р. Ка-литеевская, Е.А. Кострюкова, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Н.Ф. Наумова,
Н.В. Пилипко, В.В. Сериков, В.И. Сло-бодчиков, А.И. Титаренко и др.). В то же время не разработаны представления о сущности, противоречиях и способах поведения старшеклассников в ситуации
нравственного выбора, вследствие чего остаются неясными средства и условия деятельности педагога по их поддержке.
Исследование показывает, что выбор -это внутренний латентный механизм нравственного взросления человека. Источником возникновения ситуаций выбора является некая проблема, противоречие, имеющее личностную значимость. Результатом принятия ответственных решений в ситуациях нравственного выбора является выработка системы смыслов, определяющей приоритеты человека в поведении, в отношении к окружающей действительности, конкретным людям и самому себе.
В ситуации нравственного выбора актуализируется фундаментальное личностное свойство - избирательность, которая представляет собой «потребность и способность делать выбор ценностей, поступков, решений, адекватно реагировать на события, информацию, действия окружающих, внешние требования. <...> она выступает своего рода механизмом нравственного действия (поступка), всегда предполагающего выбор или хотя бы виртуальную возможность его» [2: 6].
Деятельность человека в ситуации нравственного выбора может быть представлена последовательностью следующих тесно взаимосвязанных и преимущественно когнитивно-эмоциональных процедур: определение потенциальных вариантов выбора; соотнесение их с собственными нравственными представлениями; прогнозирование последствий каждого из потенциальных вариантов выбора; определение предпочтительного варианта выбора; принятие ответственности за предстоящий выбор; принятие решения; реализация принятого решения в конкретном поступке; рефлексия по поводу принятого решения.
Необходимо отметить, что когда речь идет о нравственном выборе, его варианты существуют как характеристика объективной ситуации. «Когда нравственно воспитанный человек оказывается в ситуации выбора поступка, то ему, собственно, и нечего выбирать: он просто по-другому не может» [3: 128]. В данном случае выбор предстает не как выбор между различными вариантами, а скорее как нравственное тестирование себя на готовность к определенной линии поведения, жизненной программе.
Ситуации нравственного выбора способствуют раскрытию внутренних возможностей воспитанника. Задача педагога - опре-
делить тот момент, когда старшеклассник колеблется и затрудняется в совершении выбора, и оказать ему поддержку в выявлении собственных возможностей, которые позволят принять решение. Разработка гибкой системы педагогической поддержки позволит точечно и своевременно влиять на становление его нравственной позиции. При этом поддержка не означает прямой подсказки или назидательного наставления о том, как следует поступать. Роль педагога заключается в том, чтобы подвести воспитанника к необходимым нравственным выводам, создать ситуацию переживания, чтобы он самостоятельно и ответственно выработал собственную жизненную норму.
Педагогическая поддержка старшеклассника в ситуации выбора - это стимулирование воспитанника к выявлению и реализации своих внутренних сил в процессе принятия ответственного решения. Цель педагогической поддержки заключается в создании условий для формирования нравственных убеждений старшеклассников, основанных на осознанном отношении к нравственным нормам, стремлении к совершению нравственных поступков, выработке устойчивых нравственных привычек.
Система педагогической поддержки старшеклассника в ситуации выбора выстраивается в соответствии с последовательностью ее этапов: диагностического, формирующего и рефлексивного.
Диагностический этап педагогической поддержки предполагает выявление уровня сформированности у старшеклассников готовности к нравственному выбору. Готовность к нравственному выбору - это качество личности, которое выражается в способности к принятию ответственного решения в ситуации выбора и в своей структуре представляет взаимосвязь ценностно-мотивационного, когнитивного и операционально-рефлексивного компонентов. Готовность к выбору играет важную роль в становлении личности, главная его функция - обеспечение устойчивого нравственного развития, предполагающего становление целостной системы ценностных ориентаций, нравственных убеждений и нравственной позиции личности.
Можно выделить следующие показатели сформированности структурных компонентов готовности старшеклассников к нравственному выбору:
• ценностно-мотивационный компонент - эмоциональный отклик на проти-
воречие, лежащее в основе ситуации выбора, как проявление потребности в самоутверждении; полнота системы представлений о нравственных, морально-этических ценностях; стремление в своем выборе руководствоваться интересами других; четкость осознания мотивов выбора;
• когнитивный компонент - полнота системы знаний о потенциальных вариантах выбора; умение получать и систематизировать информацию, необходимую для конструирования недостающих вариантов выбора; умение соотнесения потенциальных вариантов выбора с собственными нравственными представлениями; умение прогнозировать последствия выбора как для себя, так и для окружающих; полнота системы представлений о способах совершения выбора; умение принять ответственное решение;
• операционально-рефлексивный компонент - умение воплощать принятое решение в поступке; умение рефлексировать по поводу принятого решения.
Определение уровней сформированности готовности старшеклассников к совершению нравственного выбора позволяет перейти к формирующему этапу педагогической поддержки. Деятельность педагога на этом этапе представляет реализацию на уроках русского языка и литературы в 10 -11-х классах средней школы системы лич-ностно ориентированных ситуаций, направленных на формирование готовности старшеклассников к совершению нравственного выбора. Эта система представляет определенную последовательность ситуаций различных видов, отражающих предполагаемые «приращения» в нравственном опыте воспитанников. Они основаны на показателях сформированности каждого структурно-функционального компонента готовности к нравственному выбору.
Первый вид ситуаций - ситуация-включение. Цель реализации таких ситуаций -введение старшеклассника в проблему, являющуюся основой конкретной ситуации нравственного выбора, выявление круга нравственных, морально-этических категорий, которые в ней затрагиваются. В процессе развития ситуации-включения у старшеклассников возникает эмоциональный отклик на нравственную сущность противоречия. Педагог оказывает им поддержку в четком осознании мотивов выбора, в стремлении руководствоваться интересами других. Второй вид ситуаций - ситуация-
анализ. Они реализуются с целью оказания поддержки в формировании у старшеклассников умения принятия ответственного решения. Педагогическая поддержка направлена на определение потенциальных вариантов выбора, способы получения и систематизации необходимой информации. Этот вид ситуаций предполагает развитие у старшеклассников умения соотносить варианты выбора с собственными нравственными представлениями, прогнозировать последствия выбора как для себя, так и для окружающих. Третий вид ситуаций - ситуация-действие. Данный вид ситуаций представляет собой оказание поддержки в воплощении принятого решения в конкретном поступке, а также осмысление последствий совершенного поступка.
На рефлексивном этапе педагогической поддержки проводится анализ эффективности методов и приемов, использованных в ходе реализации системы личност-но ориентированных ситуаций, направленных на формирование готовности старшеклассников к нравственному выбору.
Рассмотрим пример реализации системы личностно ориентированных ситуаций в ходе изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Многолетний опыт преподавания литературы в старших классах показывает, что этот роман по-особому интересен и привлекателен для старшеклассников прежде всего своей необычной композицией и острыми сюжетными коллизиями. С первых страниц М.А. Булгаков погружает читателей в совершенно особый мир, в котором тесно переплетаются реальное и фантастическое, комическое и трагическое, мир древнего Ершалаима и мир Москвы 20 - 30-х годов прошлого века. Яркие краски, необычные герои, фантастические повороты событий вызывают у ребят живой отклик и искренние переживания. Не представляет особого труда «на волне первого впечатления» увлечь старшеклассников сложным разговором о жизни и смерти, добре и зле, мужестве и трусости, человеке и его совести, нравственных ценностях, без которых существование человека становится бессмысленным. Размышляя над вечными вопросами, составляющими нравственно-философскую проблематику романа, старшеклассники невольно «примеряют на себя» поступки и размышления героев, соотнося их со своими представлениями о себе и о мире.
Перед проблемой нравственного выбора стоят герои булгаковского романа - Пон-тий Пилат, Мастер, Маргарита и др. Анализ поступков этих героев педагог проводит через реализацию различных видов ситуаций (включение, анализ, действие), тем самым получая возможность оказания поддержки старшеклассникам в формировании их готовности к нравственному выбору. Способ реализации ситуаций - диалог, который строится на основе последовательных опорных вопросов, раскрывающих специфику конкретной ситуации выбора. Этот диалог может развиваться как в устной форме (например, в беседе или в устных высказываниях в ходе семинаров), так и в письменной (например, в сочинениях разных жанров). Предлагаем ряд вопросов, на основе которых совместно со старшеклассниками можно проанализировать ситуацию нравственного выбора, в которой оказался Понтий Пилат.
1. Ситуация-включение. С каким противоречием столкнулся Понтий Пилат? Какие человеческие ценности затрагиваются в данной ситуации? Какие нравственные ценности олицетворяет собой бродячий философ Иешуа Га-Ноцри? Что олицетворяет собой Понтий Пилат? Что заставляет его совершать выбор? Должен ли был Пилат думать о том, как отразится его выбор на других людях?
2. Ситуация-анализ. Какие варианты выбора были у Понтия Пилата в данной ситуации? Как вам кажется, какой из этих вариантов соответствует общечеловеческим ценностям, является подлинно нравственным? Понимал ли Понтий Пилат, как его выбор отразится на его собственной жизни и какое воздействие окажет на жизнь окружающих его людей? Каким способом совершил Понтий Пилат свой выбор? Совершил ли Понтий Пилат ответственный поступок, отправив на казнь Иешуа Га-Ноц-ри? Готов ли был Понтий Пилат принять на себя ответственность за свой поступок?
3. Ситуация-действие. Можно ли назвать поступок Понтия Пилата нравственным? Как должен был поступить Пилат, чтобы остаться нравственно чистым в памяти потомков? Понял ли Понтий Пилат, что совершил безнравственный поступок, согласившись на сделку с собственной совестью? Какие действия предпринял Пилат, чтобы загладить свою вину? Какое наказание получил Понтий Пилат за свой поступок?
Опыт реализации данных видов ситуаций в процессе анализа нравственного выбора литературных героев различных художественных произведений позволил предположить, что возможно создание обобщенной, базовой серии опорных вопросов для построения диалога со старшеклассниками, раскрывающего сущность ситуаций нравственного выбора, с которыми они сталкиваются в реальной жизни:
Ситуация-включение. Какое противоречие лежит в основе данного выбора? Сталкивался ли ты с таким противоречием ранее? Какие нравственные, морально-этические ценности затрагиваются в данной ситуации? Зачем ты совершаешь этот выбор? Как последствия данной ситуации могут отразиться на других людях?
Ситуация-анализ. Какие варианты выбора возможны в данной ситуации? Каковы возможные последствия каждого из этих вариантов? Какой из вариантов ты считаешь нравственным? К какому решению ты склоняешься? Считаешь ли ты это решение взвешенным и ответственным? Каким способом ты реализуешь свое решение? Как последствия твоего выбора скажутся на твоем будущем и на окружающих?
Ситуация-действие. Можешь ли ты назвать свой поступок нравственным? Как твой поступок повлиял на твою жизнь и жизнь окружающих? Можешь ли ты сказать, что с честью справился с ситуацией? Какой опыт ты извлек из этой ситуации? Если такая ситуация возникнет снова, примешь ли ты такое же решение? Почему?
Реализация на уроках русского языка и литературы различных видов личностно ориентированных ситуаций (включения, анализа, действия) дает педагогу возможность оказывать поддержку старшеклассникам в формировании готовности к совершению нравственного выбора, точечно и своевременно влиять на становление их нравственной позиции.
Литература
1. Михайлова, Н.Н. Понимать детство / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин // Нар. образование. 1998. № 4. С.122 - 127.
2. Сериков, В.В. Личностно-развивающее образование: мифы и реальность / В.В. Сериков // Педагогика. 2007. № 10. С. 3 - 12.
3. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образователь-
ных систем: учеб. пособие / В.В. Сериков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. 272 с.
Pedagogical support of moral choice done by senior high school students
The issue of moral choice as an inner mechanism of moral attitude of senior high students is discussed. The stages ofpedagogical support for senior high students in the situation of moral choice are described. There is presented the experience example done at the Literature classes at the 11th grade.
Key words: situation of moral choice, readiness for moral choice, pedagogical support.
Л.А. ЦЫБИНА (Волгоград)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОФИЛАКТИКА
ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Уточняются сущность понятия «противоправное поведение несовершеннолетних» и специфика подростковой противоправности. Проводится анализ социально-педагогических подходов, используемых в превенции противоправного поведения, который позволяет сделать выводы о том, что одним из подходов в профилактике противоправного поведения подростков является формирование лидерских качеств. Представлены разработанные и апробированные основные этапы формирования лидерских качеств как средства социальнопедагогической профилактики противоправного поведения подростков.
Ключевые слова: противоправное поведение, противоправное поведение несовершеннолетних, профилактика, социально-педагогическая профилактика, подросток, лидерство, лидер.
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только
© Цыбина Л.А., 2009