Научная статья на тему 'Воспитание нравственности в современной школе (на материале творчества Д. Н. Кугультинова)'

Воспитание нравственности в современной школе (на материале творчества Д. Н. Кугультинова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ / КУГУЛЬТИНОВ / MORAL EDUCATION / MORAL CONCEPT / MORAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL SITUATION / KUGULTINOV

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулевская Татьяна Викторовна

Статья посвящена проблеме воспитания нравственности старшеклассников в современной школе. На материале поэтического творчества Д.Н.Кугультинова разработано несколько групп нравственных представлений, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие личности. Эффективность формирования нравственных представлений старшеклассников зависит от создания педагогических личностно-развивающих ситуаций в процессе воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral education in modern school (based on the D.N. Kugultinov's works)

The article discusses the problem of cultivation of moral values in modern high school. The author distinguishes several groups of moral concepts found in D.N. Kugultinov's poetry. These concepts provide for balanced all-round personal development. The effectiveness of moral concepts' formation depends on the pedagogical situations provoked by the teacher in the process of education.

Текст научной работы на тему «Воспитание нравственности в современной школе (на материале творчества Д. Н. Кугультинова)»

Т .В. Гулевская

(п. Овата, Респ. Калмыкия)

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (на материале творчества Д. Н. Кугультинова)

Статья посвящена проблеме воспитания нравственности старшеклассников в современной школе. На материале поэтического творчества Д. Н. Кугультинова разработано несколько групп нравственных представлений, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие личности. Эффективность формирования нравственных представлений старшеклассников зависит от создания и применения педагогических личностно развивающих ситуаций в процессе воспитания

Поворот современного общества к гуманистическим ценностям определяет стратегическую цель образования: воспитание человека культуры, свободной, творческой, гуманной личности, социально защищенной и адаптированной к современной социокультурной ситуации, способной к жизнетворчеству.

За последнее время появилось большое количество различных концепций воспитания, в которых процессы воспитания и обучения взаимосвязаны и при этом особое внимание уделяется воспитанию нравственности подрастающего поколения.

Нравственное воспитание - это наиболее важный аспект становления личности в социуме, в результате которого происходит личностное структурирование нравственных ценностей, реализуется способность ориентироваться на идеи, осуществляется жизнедеятельность по принципам, нормам и правилам морали. Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения.

Поскольку нравственное воспитание личности школьника предполагает развитие его внутреннего собственного мира, то решающую роль в этом процессе играют педагогические факторы, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Исследователи М. В. Кларин и В. В. Сериков выделяют «личностный опыт», понимая под этим особую собственную жизнь личности, ее деятельность по самоорганизации, ее самостоятельные выводы и поис-

ки собственных смыслов жизни. По мнению

В. В. Серикова, этот опыт всегда существует неотрывно от самой личности как опыт выполнения собственно личностных действий - выбора, самооценки, самостоятельного решения, актуализации или подавления каких-либо устремлений и т.п. [7].

В. В. Сериков вводит такое понятие, как «воспитательная ситуация», которое объясняется им как событие, порождающее рефлексию, новый личностно-нравственный опыт [6]. Педагог вводит ученика в ситуацию переживания, подводит его к адекватным нравственным выводам.

Для самих обучающихся эти ситуации характеризуются целостным восприятием учебных предметов, нацеленностью на поиск смыслов в любом учебном материале.

По нашему мнению, результатом нравственного развития личности школьника является ее нравственная компетентность, формирование которой есть одна из основных целей современной школы.

Формирование нравственной компетентности личности предполагает прежде всего развитие нравственного мышления, т.е. умения выделять и оценивать систему нравственных представлений, ценностных ориентаций во всех сферах жизнедеятельности. Процесс формирования нравственной компетентности личности включает два основных направления: практическую деятельность человека, ориентированную на сохранение, восстановление и совершенствование нравственных основ жизни (нравственное просвещение, обучение, вос-

питание); внутреннюю деятельность, так называемую метадеятельность, направленную на саморазвитие человека, его нравственное самообразование и самовоспитание.

Нравственные представления в единстве - гуманности; патриотизма и культуры межнациональных отношений; правды, милосердия, совести, любви, дружбы, доброты; нравственных потребностей; нравственных поступков - составляют основу в формировании нравственной компетентности.

Формирование нравственных представлений особенно важно в подростковом и юношеском возрасте, когда происходит существенная перестройка в развитии самосознания. В отличие от младших школьников подростки уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. У них развивается абстрактное мышление, логическая память.

Период ранней юности, совпадающий со старшим школьным возрастом, - это период значительных интеллектуальных, морально-нравственных и волевых изменений, обусловленных проявлением множества важных новообразований в сфере индивидуального сознания личности.

Внутренняя эмоциональная жизнь старшего школьника очень насыщенна. Интерес к собственной личности, попытки разобраться в её особенностях, достоинствах и недостатках обусловливают стремление к моральным знаниям и самовоспитанию. Вместе с этим старшекласснику свойственна характерная для подростка переоценка ценностей, поскольку его моральные взгляды и нравственные представления только складываются. В анализе сложных явлений окружающей действительности ему часто недостает жизненного опыта старших поколений.

Так, например, современная отечественная литература имеет богатые нравственные образцы и примеры, которые позволяют старшеклассникам формировать собственные ценностные ориентиры. Одним из таких примеров является поэтиче-

ское творчество Д. Н. Кугультинова - народного поэта Калмыкии.

Анализ опыта работы учителей сельских школ Республики Калмыкия показал, что изучение творчества Д. Н. Кугультинова в содержании гуманитарного школьного образования позволяет выявить сущность понятия «нравственное представление» и определить его место в структуре личности. Отмечено, что эффективность формирования нравственных представлений зависит от умело создаваемых учителем педагогических личностно-развивающих ситуаций (рефлексии; самооценки; креативности; ответственного решения; свободы и автономности; избирательности; поиска смысла; волевого усилия при постановке и достижении целей). Так, разработаны уроки, внеклассные мероприятия, классные часы по творчеству Д. Н. Кугультинова, позволяющие старшеклассникам реально прочувствовать, ощутить те переживания, которые передает поэт, тем самым глубже осмыслить педагогику его поэзии и сформировать свои нравственные представления. В разработку уроков, внеклассных мероприятий, классных часов включены биографический материал и воспоминания из жизни поэта как необходимые нравственные примеры; анализ произведений и оригинальные задания к ним; большое количество различных практических занятий.

В творчестве Д. Н. Кугультинова концептуальный подход является условием выбора наиболее значимых нравственных понятий.

Проблема нравственного воспитания в поэзии Д. Н. Кугультинова рассматривается в единстве с теорией личности. Процесс формирования нравственных представлений можно определить как результат процесса воспитания личности в творчестве Д. Н. Кугультинова.

Рассмотрим, как связаны между собой уроки нравственности, разработанные на материале поэтического творчества Д. Н. Кугультинова, и какую роль они играют в процессе становления личности.

Поскольку у старшеклассника существует обостренная потребность в самовыражении и жизненном самоопределении, то

занятия по литературе, как виду искусства, крайне необходимы. Именно художественное творчество способствует формированию эстетической культуры старшеклассника, что предполагает умение воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности.

Педагогическое творчество Д. Н. Ку-гультинова помогает выработать систему представлений о совершенстве и красоте взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Вместе с этим у старшеклассника воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, утверждать красоту всюду, где он проводит время. Представления о совершенстве и красоте способствуют развитию человеческих чувств, духовному росту личности, регулируют и корректируют поведение.

Существование представлений об идеальных взаимоотношениях людей позволяет юношам и девушкам строить и оценивать свои реальные отношения с окружающими, способствует налаживанию хорошего взаимопонимания и эффективного взаимодействия в совместной с ними деятельности и, в свою очередь, ведет к формированию представлений о гуманности.

Анализируя представления о гуманности, разработанные на материале поэтического творчества Д. Н. Кугультинова, стоит обратиться к определению В. А. Сластени-на, который понимает гуманность как «совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности» [8].

Представления о гуманности способствуют проявлению доброжелательности и дружелюбия, внимания к другому человеку, готовности прийти на помощь, развитию эмфатической способности к сочувствию, сопереживанию, толерантности: «Все, что печально на земном просторе, // Чтоб в сердце у себя вместить я мог... // Я б горе вместе с сердцем сжег дотла.».

Важной особенностью стихов Д. Н. Кугультинова для воспитания подрастающего поколения является прямое обращение ав-

тора к юному читателю, вступающему на путь самостоятельных действий и поступков: «Мой юный друг, ценя героя», «Не верь, что взгляды и черты», «Молодые, берегитесь зависти», «Верь опыту жизни, друг...», «Кипучий мир тебя зовет», «Когда творить добро желаешь ты» и т.д. Поэт убеждает, что человек по своей натуре художник. Он должен стремиться вносить в свою жизнь красоту.

Одной из самых волнующих педагогических проблем в настоящее время является воспитание любви к природе, к миру, формирование экологической культуры. Анализ образов природы в лирике Д. Н. Ку-гультинова служит формированию гуманизма, пониманию прекрасного и, соответственно, ведет к нравственному поведению старшеклассника.

Поэтическое творчество Д. Н. Кугульти-нова как раз и будет плодотворным средством, способствующим формированию представлений о совершенстве и красоте, гуманности, которые, в свою очередь, оказывают влияние на поведение старшеклассника и находят свое выражение в многообразных отношениях к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, вызывают стремление и умение строить жизнь по законам красоты, становиться эстетически воспитанными, высоконравственными людьми.

Одной из педагогически важных проблем в поэзии Д. Н. Кугультинова является воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Нравственные представления о патриотизме и культуре межнациональных отношений, разработанные на материале поэтического творчества Д. Н. Кугультинова, включают в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; уважение к людям различных национальностей; любовь к родному языку; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов и др.: «О, друга добрая рука!.. // Здесь убеждать не нужно, // Как неизменна и крепка // Народов наших дружба!»

С помощью поэзии Д. Н. Кугультинова представления о патриотизме и культуре межнациональных отношений расширяются и углубляются школьниками в процессе познания природы родного края, его красоты и неповторимости, в познании исторического материала о героическом прошлом народов. Чем богаче и ярче эти представления и понятия, тем успешнее вырабатываются у школьников оценочные мнения и суждения, развивается их патриотическое сознание, появляется желание совершать благородные поступки.

Педагогическая поэзия Д. Н. Кугульти-нова дает старшекласснику представление о нравственных поступках, побуждает к ним.

Поступок, поведение, по мнению С Л. Рубинштейна, - это диалектическое единство внешнего и внутреннего, включающее в себя работу сознания. И чтобы включить человека в выполнение необходимых поведенческих задач, надо, во-первых, опираться на ту мотивацию, которая способна побудить личность к соответствующим поступкам; во-вторых, поднимать на более высокий уровень социально значимые мотивы поведения [5].

Как утверждает В. В. Сериков, совершить нравственный поступок - значит что-либо отнять у себя: время, силы, средства -и сознательно, усилием воли передать, посвятить другому. Но если воспитаннику неприятно быть добрым или отрывать что-либо от себя для другого, то какие бы внешние благородные поступки он ни совершал, он уже никогда не будет благородным: «Лишь то Добро, что делал тайно, // Умножить может твой почет».

Также необходимо самостоятельно принимать решения о выборе поступка, поскольку нравственная суть поступка исчезнет, если кто-то это решит за человека [6].

Подросток своими потребностями, главной потребностью - жить - ставит перед людьми, его окружающими, в самой острой форме проблему отношения к жизни, к себе как к живому человеку, к нему -подростку, а значит, к нему как к другому

человеку. Его проблемы - это тот «огонь», который обращен к «веществу» отношений с другими людьми - к тем нормам и правилам построения и осуществления проявлений жизни, с которыми он уже успел встретиться в своем детстве [1].

А. А. Крылов отмечает: «Личность как социальный феномен является продуктом исторического развития общества, носителем социальных свойств человека. Структурными единицами личности, позволяющими прослеживать, анализировать все виды деятельности человека, объяснять смену его внутренних психологических пробуждений являются ценности, установки, нормы» [3].

С точки зрения М. В. Богуславского [2], формирование потребностей происходит под воздействием сложившихся в обществе духовных ценностей. Их следует формировать через интерес старшеклассника к различным видам деятельности. В школе ведущим видом деятельности является учение, значит, познавательная потребность выступает как важнейшая духовная потребность - «голубое царство познавания - лучшее из наших царств земных» [4].

Взаимосвязь групп нравственных представлений старшеклассника, разработанных на материале поэтического творчества Д. Н. Кугультинова, а также личностно развивающие ситуации, способствующие их формированию, обеспечивают всестороннее и гармоничное развитие личности старшеклассника современной школы.

Педагогическая поэзия Д. Н. Кугультинова помогает старшекласснику найти необходимые ответы на волнующие его вопросы, так как именно в ней поднимаются такие моральные проблемы, как проблемы жизни и смерти, войны и мира, красоты и уродства, правды и лжи. Следовательно, творчество Д. Н. Кугультинова помогает старшекласснику сформировать представления о таких ценностях, как милосердие, правда, совесть, любовь, дружба, добро, а также необходимые ему нравственные потребности.

Литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 2000. - С.479.

2. Богуславский М. В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики // Педагогика - 1998. - №7. - С.82-84.

3. Крылов А. А. Психология - М., 1993. - С.196.

4. Кугультинов Д. Н. Собрание сочинений. В 3-х томах. - М., 1988.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - М., 1946. -

С.47.

6. Сериков В. В. Общая педагогика. Избранные лекции. - Волгоград: Перемена, 2004. - С. 131-133.

7. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. - Волгоград: «Перемена», 2000. - С.93-94.

8. Сластенин В. А. Общая педагогика. В 2-х ч. Ч.2. - М.,2002. -

С.54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.