культуры своего ученика. Видеоинформационное обеспечение учебного процесса является при этом одним из ведущих факторов формирования меди-акомпетентности педагога и медиакультуры его ученика. Только в процессе «делания», анализа и применения видео формируются необходимые качества медиакультурной личности.
Образовательные, культурно-образовательные, творческие мероприятия способствуют обучению и сплочению представителей общего и дополнительного образования, культуры, кинематографии, средств массовых коммуникаций вокруг одной общей цели - формирования медиакультурного уровня подростков средствами экранных искусств. Телеканалы «Культура», «Бибигон» и другие теле- и радиоканалы, интернет-ресурсы ведут активную работу по созданию необходимого для формирования медиакультуры подростков позитивного ме-диаконтента. Эпоха глобализации позволяет размещать необходимый образовательный видеоконтент в интернете педагогам и самим учащимся. Это создает дополнительный видеоинформационный ресурс для образовательных учреждений и учащихся, который при ответственном отношении к наполнению и применению может оказывать существенную помощь в организации учебного процесса и совершенствовании медиакультурного уровня учащихся.
Примечания
1. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
2. Бондаренко Е. А. Формирование медиакультуры подростков // Федерация Интернет-образования.
2005.
3. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-е изд. М.: Академический Проект,
2006.
4. Лихачев Д. С. Раздумья о России. СПб., 2001.
5. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. М., 1996. 183 с.
6. Мурюкина Е. В. Формирование медиакультуры старшеклассников (на материале кинопрессы): монография. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 200 с.
7. Федоров А. В. Проблемы аудиовизуального восприятия // Искусство и образование. 2001. № 2. С. 57-64.
8. Федоров А. В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2. С. 33-38.
9. Федоров А. В., Новикова А. А. Медиа и медиа-образование // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2001. № 11. С. 15-23.
10. Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза: монография. М., 2007.
УДК 37.034
Е. Л. Никитина
НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА К ИНСТИТУТУ СЕМЬИ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
В статье анализируются понятия «позиция» и «нравственность», раскрываются сущность и назначение нравственной позиции личности. Дается определение понятия «нравственная позиция старшеклассника к институту семьи», описываются ее структура и содержание.
In the article the terms "position" and "morality" are analyzed. The essence and function of person's moral position are revealed. The definition of the term "moral position of a senior pupil to the family institution" is given, its structure and content are described.
Ключевые слова: нравственная позиция, старшеклассники, нравственность, личность, институт семьи.
Keywords: moral position, senior pupils, morality, person, family institution.
Институт семьи относится к разряду тех социальных явлений, значение которых уникально как для отдельного человека, так и для всего общества в целом. Это и понятно, поскольку все люди так или иначе связаны с семьей, она естественная часть их жизни. Однако в последнее время все заметнее стали наблюдаться кризисные явления, связанные с институтом семьи, о чем свидетельствует целый ряд тенденций: снижение престижа семьи, увеличение числа разводов, падение рождаемости и потребности иметь детей, увеличение числа внебрачных рождений и т. д. В связи с этим резко возрастает актуальность проблем, связанных с укреплением семьи, так как только стабильность семьи как исходного социального института определяет стабильность общества и его прогресса.
Одним из механизмов укрепления семьи может стать формирование нравственной позиции старшеклассника к институту семьи. Решение задачи исследования данного процесса предполагает всесторонний анализ проблемы, и прежде всего анализ сущности и содержания понятия «нравственная позиция».
Понимая сущность как «внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многосторонних и противоречивых форм его бытия» [1], необходимо рассмотреть категории, составляющие понятие нравственной позиции, - «нравственность» и «позиция».
Обратимся к анализу понятия «позиция» как ключевому в данной категории.
НИКИТИНА Екатерина Леонидовна - аспирант кафедры педагогики Вятского социально-экономического института © Никитина Е. Л., 2009
Слово «позиция» латинского происхождения. В словаре иностранных слов дается несколько его толкований. В контексте нашего исследования приемлемо следующее: «Позиция (лат. роБШо) - положение, расположение; точка зрения, отношение к чему-либо; действия, поведение, обусловленные этим отношением» [2].
Достаточно полное и, на наш взгляд, всеобъемлющее определение позиции дает Б. Г. Ананьев: «Позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразных социальных деятель-ностей представляет сложную систему отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. Вся эта сложная система субъективных свойств реализуется в определенном комплексе общественных функций - ролей, выполняемых человеком в данных социальных ситуациях развития» [3].
А. Н. Леонтьев рассматривает позицию как процесс самостоятельной деятельности личности, суть которой проявляется в моральном выборе. Позиция - это предпосылка и условие развития личности. Осознав свою позицию, личность поднимается на новый уровень своего развития. С помощью понятия позиции А. Н. Леонтьев объясняет механизм формирования личности как субъекта общественных отношений (деятельность - позиция -сознание - личность) [4].
С точки зрения В. А. Шустера, позиция личности - «устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Позиция - развивающееся образование. Зрелость позиции характеризуется непротиворечивостью, то есть относительной стабильностью» [5].
Следует заметить, что практически все исследователи, давая свое определение понятию «позиция», увязывают его с двумя основными понятиями: «отношение» и «деятельность». Так, согласно Н. Е. Щурковой, три существенных признака исчерпывают понятие «позиция». Во-первых, это положение, расположение человека в некотором «пространстве» по отношению к какому-либо объекту. Во-вторых, таким «пространством» является пространство отношений, которые образуют определенную систему. В-третьих, позиция является исходным моментом, основанием, детерминантом для плодотворных действий [6].
Позиция возникает как предпосылка деятельности, обнаруживается, реализуется только через деятельность, актуализируется в ней. Всякая деятельность начинается с того, что субъект занимает некоторую исходную позицию по отношению к объекту деятельности. В такой интерпретации позиция выступает как характеристика личности, ко-
торая вырастает из накопленных личностью отношений к определенному объекту воздействия для того, чтобы выразить, реализовать эти отношения в деятельности. Пространство отношений выступает как область определения (пространство выбора) позиции, а пространство взаимодействия -как область актуализации отношений, составляющих позицию. Мотивы поведения человека в ситуации выбора, когда он отстаивает или изменяет свою позицию, определяются характером отношений, составляющих позицию. В каждом случае вступает в действие принцип избирательности, то есть в каждой конкретной жизненной ситуации востребованным становится адекватный ситуации «набор» отношений, среди которых выделяются «доминирующие» (В. Н. Мясищев).
Большинство исследователей выделяют в позиции два аспекта: внешний (поведенческий) и внутренний (морально-мировоззренческий). Внешний аспект позиции - это совокупность деятельностей и способов поведения, в которых личность реализует свою активность, проявляет свое отношение к объектам деятельности. Внутренний аспект позиции - это совокупность морально-мировоззренческих идей, принятых личностью, ставших ее убеждениями, оценочными критериями, регуляторами отношений, поведения. Следовательно, позиция как система отношений характеризует человека многоаспектно в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего.
Следуя логике исследования, проанализируем следующее понятие - «нравственность».
Несмотря на широкое употребление, понятие нравственности достаточно сложно, и на уровне мнений ученых, богословов, философов по ряду причин трактуется неоднозначно. Существует две точки зрения на определение данного понятия. В первом случае наблюдается синонимичность понятия «нравственность» и понятия «мораль». «Нравственный - противоположный плотскому; душевный, духовный; относящийся к одной половине духовного быта; противоположный умственному, но составляющий с ним общее духовное начало... добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды и достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина» [7]. «Мораль - нравоучение, нравственное учение; правило для воли, совести человека» [8].
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова представлено следующее определение понятия нравственности: «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами»; «Мораль - нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность» [9].
Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова также отождествляет нравственность с мора-
лью, опираясь на лингвистическую этимологию последнего: мораль (лат. moralitas от moralis - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores - нравы, обычаи, мода, поведение). В самой словарной статье дается характеристика морального как «формы общественного сознания и вида общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности» [10].
С точки зрения О. Г. Дробницкого, «мораль, нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действия человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений» [11]. Нравственность представляет собой «одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, воззрения на человека, общество и историю» [12].
Согласно другой точке зрения, нравственность определяется как внутренняя духовная характеристика личности, а мораль - как внешние правила для нравственного поведения, то есть нравственность рассматривается как «отношение человека к миру, адекватное моральным нормам и культурным ценностям» [13]. Мы придерживаемся данной точки зрения. Дело в том, что моральное чувство носит более объективный, общекультурный, общесоциальный характер, нежели чувство нравственное. Нравственность существует «для себя», для саморазвития человека, мораль же прежде всего «для других». Мораль функционирует в механизмах общественного мнения, в то время как нравственность человека возникает через индивидуальный выбор целей и ценностей. Как пишет И. Б. Мардов, «моральное чувство доступно испытать всякому, нравственное же чувство либо рождается, либо не рождается в душе... Мораль властно трубит в уши, нравственность же тихо советует. Звук от нее надо услышать и по душевной потребности искренности усилить его» [14]. «Нравственность, - указывает И. И. Дереча, - всегда формируется личностью, составляет принцип ее бытия и неотделима от содержания "Я". Если мораль связана с внешней целесообразностью, то нравственность - со свободным целеполаганием и самоопределением человека» [15]. Другими словами, нравственное чувство всегда субъектно и не может быть сформировано вне содержания личности.
Таким образом, проведенный анализ понятий «нравственность» и «позиция» позволяет сделать вывод о том, что в определении содержания нравственной позиции необходимо учитывать следующие принципиальные положения:
1) нравственная позиция личности - это результат интериоризации индивидом социально-моральных ценностей в процессе его отношений с социальной средой;
2) нравственная позиция имеет ценностно-нормативный характер и определяет в самых главных чертах жизненный путь человека;
3) регулируя поведение человека, именно нравственная позиция служит наиболее весомым критерием нравственной воспитанности личности, ценности ее отдельных поступков.
Выделенные характеристики являются ключевыми, но важно отметить и назначение нравственной позиции. Согласно М. В. Бондаренко, оно состоит в том, что она оказывается способной:
- гармонизировать нравственные качества, чувства и поведение,
- регулировать поступки и чувства,
- влиять на принятие решений и выбор в случае сомнений,
- быть незримым критерием истины, выступать критерием самооценки и оценки поведения других людей [16].
Однако нравственная позиция - это не всякое отношение и не всякий взгляд на любые вещи или явления, а только связанные с самим человеком и его местом в мире, а не только в социуме. Нравственная позиция - это не все усвоенные или выработанные взгляды на человека, а лишь те, которые регулируют поведение, определяют его, то есть взгляды активные, действенные, способные быть мотивами поведения.
Обобщая сказанное выше, мы приходим к выводу о том, что нравственная позиция старшеклассника к институту семьи - устойчивое осознанное эмоционально-ценностное отношение к семье, определяющее его нравственный выбор в системе семейных отношений на основе общепринятых и интериоризованных им моральных норм.
Все вышесказанное о сущности нравственной позиции позволяет перейти к рассмотрению научных подходов к ее структурированию и выработке собственного варианта структуры нравственной позиции к институту семьи.
В. А. Арамивичюте, показав, что «главная задача школы - повернуться лицом к человеку как абсолютной ценности, создав условия для раскрытия его индивидуальности, становления личности и заложении в ней прочных основ нравственности» [17], делает широкий обзор категорий, соотносимых с понятием нравственной позиции личности. В работе В. А. Арамивичюте нам важна раскрытая ею взаимосвязь трех компонентов позиции: когнитивного; оценочно-эмоционального; дея-тельностно-поведенческого. Когнитивный компонент позиции, включающий в себя нравственные знания, выступает в качестве предпосылки ориентации человека в нравственных ценностях. Как исходный компонент, он также составляет основу для более сложных нравственных образований. Оценочно-эмоциональный компонент опосредует свои функции через эмоционально-ценностное отношение. Отражая соотношение эмоционального и рационального, он активизирует нравственное самоопределение личности. Действенно-поведенчес-
кий компонент означает способность индивида к нравственным действиям и непосредственное их осуществление. «Процессуальное единство всех компонентов, - заключает В. А. Арамивичюте, - строится на мотивах и нравственно-волевых устремлениях индивида» [18].
В более структурированном виде сходные идеи предлагает В. Н. Ступина, которая выделяет совокупность трех компонентов: личностно-целевого (ценности, эмоции, воля); информационно-гностического (усвоение нравственных аспектов семейных отношений); рефлексивно-оценочного (способность к самооценке и самоанализу в указанной сфере) [19]. Подход В. Н. Ступиной импонирует нам тем, что связывает в единое нравственное образование знания, мотивы и рефлексивный потенциал личности старших школьников. Нельзя, однако, не отметить невнимание автора к деятельно-стным аспектам отношения старшеклассников к семье.
Учет деятельностных составляющих нравственной позиции содержится в работе Н. М. Романен-ко, посвященной воспитанию духовной культуры старшеклассников. Он выделяет когнитивный, рефлексивно-оценочный, мотивационный и действенно-практический компоненты нравственной позиции [20].
Анализ подходов к структурированию нравственной позиции позволяет сделать вывод о том, среди ученых нет единого мнения по данному вопросу, однако практически все исследователи выделяют такие сущностно значимые компоненты нравственной позиции, как компонент знания, компонент рефлексии, эмоционально-ценностный компонент и компонент действия. Интерпретируя их в логике нашего исследования, мы выделяем следующие компоненты нравственной позиции старшеклассника к институту семьи: когнитивно-рефлексивный, эмоционально-ценностный и мотивацион-но-деятельностный.
Когнитивно-рефлексивный компонент выступает в качестве предпосылки ориентации человека в нравственных ценностях. Как исходный компонент, он составляет основу для более сложных нравственных образований и предполагает: освоение основных научных понятий (фамилистика, любовь, брак, семья, функции семьи, культура семейных отношений и др.); оценочные знания (роль, ценность и место семьи в жизни человека и общества; система ценностей в вопросах брачно-семейных отношений и т. д.); владение информацией о фактах и закономерностях состояния и развития семьи с привлечением данных статистики; стремление к самообразованию и самовоспитанию, то есть в самосовершенствовании себя как семьянина.
Эмоционально-ценностный компонент является системообразующим в нравственной позиции старшеклассников к институту семьи, так как цен-
ности выступают неким общим, объединяющим все компоненты воедино, интегрирующим компонентом, поскольку посредством их выражается общая оценочная направленность нравственной позиции человека на достижение тех или иных целей. Именно ценности представляют собой систему личностно значимых смыслов отражаемого субъектом мира, являясь связующим звеном нравственного сознания и поведения человека. Инте-риоризация семейных ценностей создает фундамент его общей культуры, базовыми составляющими которой выступают семейные ценности как регуляторы сознания, поведения и деятельности. Эмоционально-ценностный компонент нравственной позиции старшеклассника к институту семьи характеризуется осознанием семьи как ценностного социального института; осмыслением значимости семейных ценностей; позитивным психологическим настроем и установкой на создание и укрепление семьи.
Компонентом, замыкающим структуру нравственной позиции старшеклассника к институту семьи, является мотивационно-деятельностный компонент, включающий в себя: нравственно-этические нормы поведения; осознание необходимости самовоспитания для создания благополучной семьи; наличие сформированного идеала будущего избранника; усвоение семейных ролей (супружеских и родительских).
Таким образом, выделенная сущность и структура нравственной позиции старшеклассника к институту семьи позволяют осуществлять педагогическую деятельность, направленную на укрепление семейных отношений. Выявленные в исследовании компоненты нравственной позиции и их показатели обеспечивают педагогически целесообразное формирование нравственной позиции старшеклассника к институту семьи, позволяют разработать оценочные процедуры и диагностические материалы для определения уровня сформированно-сти нравственной позиции старшеклассников к институту семьи.
Примечания
1. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 444
2. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: Современный литератор, 2005. С. 639.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: ПИТЕР, 2001. С. 211.
4. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: учеб. пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1986. С. 40.
5. Общая психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕРСЭ, 2005. С. 168
6. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005. С. 46.
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 2: И-О. 5-е изд., стереотип. М.: Рус. яз. Медиа; Дрофа, 2008. С. 558.
Ширяева Н. С. Этнокультурная модель как средство формирования.
8. Там же.
9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.:Азбуковник, 1999. С. 423.
10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 270.
11. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. С. 11-17.
12. Там же.
13. Яновская М. Г. Эмоциональный фактор в процессе формирования интеллигентности будущего специалиста. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. С. 29.
14. Мардов И. Б. Этапы личной духовной жизни. М.: Радикс, 1994. С. 91.
15. Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. С. 47.
16. Бондаренко М. В. Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности: дис. . канд. пед. наук. СПб., 2006. С. 46.
17. Арамивичюте В. А. Нравственная позиция учащихся средних учебных заведений и пути ее формирования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Вильнюс, 1990. С. 24.
18. Там же.
19. Ступина В. Н. Формирование нравственно-психологической готовности старшеклассников к семейной жизни в процессе изучения художественной литературы. Челябинск: Южно-Уральский науч.-обр. центр РАО, 2003. С. 17.
20. Романенко Н. М. Воспитание духовной культуры старших школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003.
УДК 371:39
Н. С. Ширяева
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
Последние десятилетия научные школы обоснованно решают задачи этнокультурного образования. Таким примером являются научные школы под руководством академика РАО, профессора, доктора педагогических наук Т. Я. Шпикаловой и академика, профессора, доктора педагогических наук Т. И. Баклановой.
В настоящее время в школах разных регионов России апробируется этнокультурная образовательная модель. В основе ее функционирования процесс обучения и воспитания, комплексно связанный с природой, бытом, трудом, историей и художественными традициями этноса. Смыслообразующей эт-нопедагогической идеей является получение учащимися целостного этнокультурного знания на основе системного и личностно-ориентированного подходов.
ШИРЯЕВА Наталья Станиславовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии Пермского государственного института искусства и культуры © Ширяева Н. С., 2009
The scientific schools solve problems of ethnocultural education. For exemple there are scientific schools under direction of the academician of the Russian Open Society the professor, the doctor of pedagogical sciences T. Y. Shpi-kalova and the academician, the professor, the doctor of pedagogical sciences T. I. Baklanova
Ethnocultural educational model is approved at schools of different regions of Russia.
The basis of its functioning process of training and the education is related the nature, life, work, history and art traditions of ethnos. Ethnopedagogical idea is reception by pupils of complete ethnocultural knowledge on the basis of the system and personality-focused approaches.
Ключевые слова: этнокультурная модель, этнокультурное пространство, этнокультурное образование.
Keywords: ethnocultural model, ethnoeducation space, ethnocultural education.
Современный этап развития российского общества, связанный, в частности, с переосмыслением многих основополагающих в прошлом принципов и идеологических установок, требует и серьезной перестройки всей системы отечественного образования. В связи с этим сегодня возникает необходимость принципиального изменения подходов в гуманитарном образовании.
Под образованием в «Законе об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Со сменой принципов государственной политики в области образования (гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности) российская школа вступила в новый этап развития.
Реализация стратегических задач работает на осуществление главной цели системы образования, которая функционирует как целенаправленная сознательная подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни.
Принципы гуманистической педагогики законодательно закреплены государством: объективно комфорт ребенка в школе задан его ролью «учащегося», выполняющего строго определенные требования (значительная часть этих требований связана с освоением стандарта школьного образования, который определяется государством), с одной стороны, и свободным развитием личности ребенка - с другой.
Гуманистическая педагогика - это педагогика, которая базируется на выявлении, поддержке и развитии индивидуальных интересов и склонностей ребенка через включение его в целесообразные виды деятельности. Целесообразность деятельности определяется созданием условий для развития и саморазвития личности. Гуманистическая пе-