Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка как средство формирования позиции социальной успешности курсантов военного вуза'

Педагогическая поддержка как средство формирования позиции социальной успешности курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрусевич А. А., Сатов М. К.

В статье представлено современное понимание особенностей формирования позиции социальной успешности курсантов военного вуза Министерства внутренних дел. Цель статьи связана с раскрытием содержания деятельности военных преподавателей и военных командиров по формированию позиции социальной успешности будущих офицеров на разных этапах военного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT AS A MEANS OF THE FORMATION OF SOCIAL SUCCESS POSITION OF THE COURSANTS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article presents a modern understanding of the formation of the position of social success of students of the military Institute of the Ministry of Internal Affairs (MIA). The main purpose of the article is related to the disclosure of the content of the activities of military teachers and military commanders in the formation of the position of social success of future MIA officers at different stages of military education.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка как средство формирования позиции социальной успешности курсантов военного вуза»

Приведем несколько общих впечатлений студентов о применении театральных постановок в обучении иност-раннму языку. Так, для Елены С. «это был потрясающий опыт. Мне понравились выступления всех групп. Актерская игра была на высоте, прекрасный юмор! Видно, что подошли с энтузиазмом к подготовке. На самом деле, все очень волновались, у нас было не так много времени для подготовки. Кроме того, не стоит забывать, что за всем этим стоит огромная работа».

Елизавета Ц. выразила свое отношение: «Я получила массу удовольствия не только во время выступления, но и в процессе подготовки. Репетиции - самое волшебное время, когда все начинают работать в коллективе, делать одно дело. Это отличная возможность узнать друг друга немного лучше».

Дарья Г. отмечает театральные постановки как «шанс проявить себя», ведь именно «в процессе подготовки происходит сплоченность коллектива» и каждый участник «раскрывает свой талант: он потрясающий актер, сценарист или декоратор».

Таким образом, анализ теоретического материала и отзывов студентов позволяют считать, что применение арт-технологий, в частности театральных постановок, в обучении иностранному языку способствует коммуникативной направленности в учебном общении, укреплению мотивации и развитию творческой самостоятельности.

УДК 371.134 Науч. спец.: 13.00.08

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК

СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье представлено современное понимание особенностей формирования позиции социальной успешности курсантов военного вуза Министерства внутренних дел. Цель статьи связана с раскрытием содержания деятельности военных преподавателей и военных командиров по формированию позиции социальной успешности будущих офицеров на разных этапах военного образования.

Ключевые слова: курсанты военного вуза, военное образование, педагогическая поддержка, социальная успешность, содержательно-технологический план.

1. Кунгурова И. М. Арт-технологии в преподавании дисциплины «Технологии и методики обучения иностранным языкам» в вузе // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2013. № 5(11). С. 46-51.

2. Абрамян В. Ц. Театральна педагопка: навч. поЫб. КиТв : Лiбра, 1996. 224 с.

3. Davies P. The use of drama in English language teaching. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ420165.pdf (дата обращения: 12.02.2019).

4. Nilsson M. Drama y teatro como métodos en la enseñanza del españolen un instituto sueco. Un experiment. URL: https://lup.lub.lu.se/luur/download?func=downloadFile&recordO Id=1580549&file0Id=1580555 (дата обращения: 12.02.2019).

5. Alvardo J.S. TheUse of Theater and Drama Techniques to Foster Speaking Skills in the English Class. URL: https://revistas. ucr.ac.cr/ index.php/rlm/article/view/29975 (дата обращения: 12.02.2019).

6. Тесевич О. Б. Использование приема драматизации во внеаудиторной работе по иностранному языку // Преподавание иностранных языков в вузах нефилологического профиля:материалы конференции. Минск : Издат. центр БГУ, 2009. С. 206-208.

© Пантыкина Н. И., 2019

A. A. nempyceBUH, M. K. CamoB A. A. Petrusevich, M. K. Satov

PEDAGOGICAL SUPPORT AS A MEANS

OF THE FORMATION OF SOCIAL SUCCESS POSITION OF THE COURSANTS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article presents a modern understanding of the formation of the position of social success of students of the military Institute of the Ministry of Internal Affairs (MIA). The main purpose of the article is related to the disclosure of the content of the activities of military teachers and military commanders in the formation of the position of social success of future MIA officers at different stages of military education.

Keywords: the students of the military institute, military education, pedagogical support, social success, the content-technological plan.

В педагогической теории и практике вопросам педагогической поддержки курсантов военного вуза уделяется достаточно внимания. Однако проблемы формирования позиции социальной успешности курсантов как будущих офицеров, владеющих компетенциями построения эффективных отношений в воинских коллективах и умением приобретать такую позицию, а также использовать ее для реше-

ния различных задач в профессиональной деятельности представлены недостаточно. Целью данной статьи является освещение вопросов деятельности педагогов военных вузов, командиров воинских подразделений военного вуза по педагогической поддержке формирования позиции социальной успешности курсантов как будущих офицеров Министерства внутренних дел (МВД) России.

В современной педагогической науке и практике решение проблемы формирования позиции социальной успешности курсантов в образовательном процессе военного вуза является одним из важнейших направлений деятельности субъектов организации образовательного процесса. Педагогическая помощь и поддержка курсантов в этом процессе являются характеристиками, отражающими современный уровень построения образовательного процесса в военном вузе [1; 2; 3; 4].

Понятие «педагогическая поддержка» детально проанализировано в работах многих авторов, и хотя в их работах мы отмечали некоторые различия в трактовках, тем не менее большинство согласны с тем, что это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь и поддержку обучающимся в формировании и развитии социально значимых качеств личности, а также в преодолении различных проблем и затруднений, с которыми встречается личность.

В педагогической литературе, посвященной вопросам организации педагогической поддержки обучаемым, показано, что это один из важнейших компонентов профессиональной педагогической деятельности, который в педагогической практике обеспечивает создание условий для формирования позиции социальной успешности воспитуе-мых [4]. В содержании такой поддержки некоторые исследователи видят необходимость повышения роли воздействия положительных факторов в воспитании и обучении воспитанников и нейтрализации тех, кто препятствует осуществлении задач воспитательной работы. Вместе с тем в ряде исследований рассматриваются некоторые особенности содержания и технологии педагогической поддержки в формировании стремления обучающихся достичь образовательного, социального, личностного успеха, а также занять позицию социальной успешности во взаимодействии с различными социальными субъектами [2, с. 47-48].

Раскрывая особенности позиции социальной успешности курсантов военного вуза, мы считаем, что это личностное новообразование, полученное в результате приобретения опыта решения задач военно-профессионального образования, включающее: знания социальных норм военного сообщества и способов достижения социальной успешности в нем; адекватную оценку своих возможностей в достижении социальной успешности; наличие смысложизненных ориентаций и деятельности по их реализации; сформиро-ванность умений в преодолении социальных барьеров при достижении социальной успешности; признание успешности личности будущего офицера в военно-профессиональной среде [5, с. 62].

Такая позиция курсанта, признаваемая в военно-профессиональной среде, выступает основой его дальнейшего самосовершенствования и включает внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя - раскрывается в приобретенных социальных знаниях и умениях их реализации в социуме (когнитивный компонент); в адекватной самооценке своих возможностей в достижении социальной успешности (компонент самопознания). Внешняя - в активности в приобретения высокого социального статуса, в преодолении барьеров при достижении социальной успешности (деятельностный компонент); в наличии смысложизнен-

ных ориентаций и их реализации в приобретении успешного социального опыта в военно-профессиональной среде (смысловой компонент) [4, с. 22-24].

Анализ проблем, связанных с формированием позиции социальной успешности свидетельствует, что педагогическая поддержка позволяет интегрировано решать целый ряд проблем, которые отражают внутренние и внешние составляющие содержания рассматриваемой позиции. В частности, это вопросы преодоления затруднений курсантов, с которыми они встречаются как в образовательном процессе военного вуза, так и в повседневной жизнедеятельности. К ним можно отнести такие, как:

- отсутствие достаточного социального опыта в организации продуктивного взаимодействия в военно-профессиональной среде;

- наличие противоречий между требованиями социальной среды военного вуза и социальными потребностями курсантов;

- слабая трансформация военно-профессиональной мечты в конкретную цель овладения военной профессией;

- недостаточный уровень социальной адаптации к нормам и правилам образовательной среды военного вуза [5, с. 13-14].

Анализируя особенности содержания педагогической поддержки формирования позиции социальной успешности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза, мы отмечали, что ее содержание в значительной степени отличается от такого же явления в гражданских вузах, и тем более в школе. Это связано с условиями, в которых осуществляется образование, с возрастными особенностями обучающихся, с социальным опытом студентов, школьников, курсантов, с особенностями ценностных ориентаций обучающихся. Учитывая наличие имеющихся различий, мы отмечали, что разработка содержания педагогической поддержки формирования позиции социальной успешности курсантов военного вуза определяется целым рядом особенностей, характерных для военных вузов. К ним мы отнесли те, которые отражают внешнюю сторону деятельности курсантов. Это армейский уклад жизни курсантов как военнослужащих, который раскрывается в таких формах жизнедеятельности как казарменное положение, уставная дисциплина, воинская атрибутика, наличие жесткого контроля деятельности со стороны командования, достаточно высокая психологическая напряженность и др. Отсюда сами условия разработки и реализации содержания педагогической поддержки формирования позиции социальной успешности требуют:

- разработки содержания педагогической поддержки на основе особенностей личностных ресурсов каждого курсанта;

- построения педагогической поддержки с учетом учебного и социального опыта курсантов;

- определения содержания педагогической поддержки с учетом социального статуса курсанта в военно-профессиональной среде;

- организации педагогических действий в рамках поддержки с учетом стремления самого курсанта к социальному успеху;

- развития эмоционального отношения к построению социальных контактов;

- создания условий эффективной педагогической поддержки в сотрудничестве и взаимной помощи с другими участниками профессионального образования в военном вузе [1, с. 15].

Исходя из представленных условий формирования позиции социальной успешности курсантов военного вуза, можно сделать вывод, согласно которому педагогическая поддержка - это особая технология военного образования, отличающаяся тем, что она строится на основе индивидуализации подхода к каждому курсанту, поиска средств эффективного взаимодействия поддерживающего и поддерживаемого в формировании соответствующей позиции. Ее содержание предполагает развитие эмоциональной сферы для построения курсантом благоприятных эмоциональных контактов с окружающими.

Особенностями построения такой технологии в образовательном процессе военного вуза можно считать разнообразие подходов к разработке содержания педагогической поддержки формирования позиции социальной успешности на разных этапах военно-профессионального образования. Так, например, на младших курсах педагогическая поддержка строится с учетом имеющихся проблем адаптации курсантов к новым условиям образовательной деятельности военного вуза, новым требованиям, сочетающим в себе военное образование и несение службы, требованиям к соблюдению уставов и других положений, регулирующих весь комплекс социальных отношений курсантов. На старших курсах педагогическая поддержка формирования позиции социальной успешности чаще связана с помощью курсанту в преодолении сложностей содержания военной подготовки, помощи и поддержке вхождения в военно-профессиональную среду, приобретения социальных умений офицера в воспитательной работе с личным составом воинского подразделения на учебно-производственных практиках.

Теория и практика педагогической деятельности в формировании позиции социальной успешности курсантов военного вуза дает основание утверждать, что эффективность процесса педагогической поддержки во многом зависит от педагогического опыта субъектов воспитательной работы с курсантами: военных педагогов и военных командиров курсантских подразделений, к содержанию которого мы отнесли:

- владение военными педагогами и командирами умением объективно оценивать личностный потенциал каждого курсанта, его способность добиваться уважения к себе со стороны окружающих;

- умение создавать благоприятный социально-психологический климат в курсантских подразделениях в общении с военными педагогами и командирами;

- построение индивидуального подхода на основе учета субъективного опыта каждого курсанта в построении социальных контактов с окружающими;

- создание условий сотрудничества в решении различных задач совместной деятельности.

Отмечая ведущую роль субъектов педагогической поддержки в формировании позиции социальной успешности, мы исследовали ее функционал в процессе воспитательной работы с курсантами. В результате было выявлено, что

в разработке практических действий субъектов педагогической поддержки выделяются две группы таких функций: целевые и инструментальные. Целевые функции связаны с реализацией задач педагогической поддержки формирования позиции социальной успешности, а инструментальные отражают технологический компонент педагогической поддержки курсантов. Конкретизируя содержание таких функций, мы отмечали, что в практике педагогической деятельности целевые функции представлены как:

- развитие, обеспеченное созданием субъектом педагогической поддержки педагогических ситуаций, способствующих развитию социальных качеств курсантов;

- формирование умений курсантов определять и формулировать социальную проблему и осуществлять поиск средств ее решения;

- осуществление реальной помощи курсанту в решении возникающих проблем и трудностей;

- помощь и поддержка адаптации курсанта к условиям военно-профессиональной среды;

- формирование социальных и профессиональных ценностей курсанта, способствующих формированию позиции социальной успешности.

Инструментальные функции в педагогической поддержке раскрываются в таких действиях, как:

- диагностика, раскрывающая причины возникающих социальных и других проблем курсантов;

- консультирование, выступающее как средство помощи в решении проблем;

- профилактика от непродуманных решений и неправильных выборов в сложных социальных ситуациях;

- организаторская функция, назначение которой состоит в осуществлении конкретных действий курсантом при решении социальных и жизненных проблем и трудностей.

Актуализация целевых и инструментальных функций позволила разработать и осуществить эксперимент, в котором действие этих функций было направлено на педагогическую поддержку формирования позиции социальной успешности курсантов военного вуза МВД. Эксперимент состоял из ряда этапов. На первом этапе он был связан с насыщением образовательного процесса военного вуза содержанием, в котором одной из определяющих задач являлась задача развития мотивации к позиции социальной успешности в процессе овладения основами военной науки. На втором этапе процесс формирования позиции социальной успешности строился с учетом разработанной программы, в которой участие курсантов обеспечивало приобретение социальных умений сотрудничества и взаимодействия при обсуждении сложных вопросов, требующих социального взаимодействия. На третьем этапе решались задачи приобретения умений и навыков социального взаимодействия в условиях моделирования ситуаций, позволяющих реально представлять социальную позицию в профессиональной работе офицера МВД с различными группами населения. На четвертом этапе задача формирования позиции социальной успешности решалась в условиях публичного представления научно-методических наработок курсантов, результатов исследования сложных вопросов социального взаимодействия в военно-профессиональном сообществе (обобщение см. в табл.).

Таблица

изменения позиции социальной успешности в процессе опытно-экспериментальной работы, %

Распределение по курсам обучения Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

I курс 16,2 51,4 32,4

II курс 32,6 53,2 14,2

III курс 38,8 52,4 8,8

IV курс 48,6 44,6 6,8

Анализ проведенного педагогического исследования показал, что в практике образовательного процесса различные факторы действуют в комплексе. По своей сути педагогическая поддержка относится к так называемой «понимающей» педагогике, которая, в отличие от часто используемой в военном образовании «педагогики воздействия», направлена на решение задач не только помощи и поддержке курсанта, но и внесение позитивных изменений в его личностные качества, в его умение добиваться образовательных, социальных и личностных целей. Это педагогическая технология, способная обогатить поведение и социальный опыт курсанта.

УДК 37.01

Науч. спец.: 13.00.01

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается методологический аспект организации психолого-педагогического сопровождения. Выделены и проанализированы системный, рефлексивный и нарративный подходы применительно к образовательному процессу. Выявлена необходимость построения психолого-педагогического сопровождения на основе системного, рефлексивного и нарративного подходов. Выделены основные аспекты содержания психолого-педагогического сопровождения, отражающие специфику каждого из указанных подходов.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, системный подход, рефлексивный подход, нарративный подход.

1. Александрова Е. А. Педагогическая поддержка как деятельность // Педагогическая поддержка детей в образовании : учеб. пособие / под ред. Н. Б. Крыловой. М. : Академия, 2006. 340 с.

2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. 294 с.

3. Копытов Л. А. Педагогические условия становления системы самовоспитания учащихся образовательных учреждений МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2002. 19 с.

4. Строкова Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. 2002. № 4. С. 20-27.

5. Слесаренко Н. В. Активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института : дис. ... кан. пед. наук. Благовещенск, 2004. 235 с.

© Петрусевич А. А., Сатов М. К., 2019

B. H. PacKanuHoc V. N. Raskalinos

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT: METHODOLOGICAL ASPECT

The article deals with the methodological aspect of the organization of psychological-pedagogical support. Based on the theoretical analysis of the concept under study the article identifies and analyzes systematic, reflexive and narrative approaches. It necessitates the design of psychological-pedagogical support on the basis of systematic, reflective and narrative approaches. The major aspects of the content of psychological-pedagogical support reflecting specificity of the approaches were mentioned.

Keywords: psychological-pedagogical support of the educational process, systematic approach, reflexive approach, narrative approach.

Неотъемлемым элементом современного образовательного процесса является реализация психолого-педагогического сопровождения. Практика осуществления которого, а также разработка и смысловое наполнение, не всегда эффективно проявляются в образовательной организации, что во многом объясняется недостаточностью в определении алгоритмов действий, их методологическом обосновании. Выбор того или иного подхода, определяющего содержание психолого-педагогического сопровождения, не только регламентирует действия его участников, но и обеспечивает успешность его реализации либо выступает непреодолимым препятствием. Очевидно, что существует потребность

в получении методологической поддержки при осуществлении психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательной организации. Выбор методологии позволит определить логику организации процесса, подобрать адекватные целям формы и способы реализации, четко обосновать приемы и действия, обеспечивающие результативность взаимодействия его субъектов.

Проблема психолого-педагогического сопровождения является достаточно актуальной для современной теории и практики образования и привлекает значительное внимание современных исследователей (М. Р. Битянова [1], Г. А. Нагорная [2], Л. Г. Субботина [3], В. Л. Холод, А. В. Холод [4]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.