Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ МОДЕЛИ К ПРАКТИКЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ МОДЕЛИ К ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Людмила Николаевна, Гавришова Елена Владимирована, Панова Татьяна Викторовна

Определена актуальность развития инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности. Дано научное обоснование структурно-функциональной модели педагогической поддержки развития инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности, доказана результативность её реализации в стимулировании активности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волошина Людмила Николаевна, Гавришова Елена Владимирована, Панова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF INITIATIVE AND INDEPENDENCE OF PRESCHOOL CHILDREN IN MOTOR ACTIVITY: FROM MODEL TO PRACTICE

The authors consider necessary to foster preschool children’s leadership and independence in their motion activity. They give scientific substantiation to the structural-functional model of pedagogical support for the development of initiative and independence of preschool children in motion activity. The effectiveness of its implementation in stimulating children’s activity is proved. Relevance. Children’s physical capabilities are limited not only by age, but also by individual differences. This requires teachers to be able to maintain diversе and off-standard manifestations in motion activity, to provide variable forms of initiative and independence support.Problem: determination of the content and implementation algorithm of pedagogical support for children’s initiative and independence in motion activity. Purpose: to develop and substantiate scientifically the model of pedagogical support for initiative and independence of preschool children in motion activity.Tasks: to reveal the level of children’s readiness for initiative and independent participation in motion activity. Research Materials and Methods. The study involved 106 children aged 5-7 years. The methods of analysis, research results summary, modeling, observation, step quantity monitoring, Student’s T-distribution were used.Results and Discussion. Pedagogical support of children’s initiative in motion activity was built on the basis of a functional-structural model developed as a result of the analysis of modern research and innovative experience. The given model included such clusters as conceptual-target, content, activity and criterion-evaluative.Summary and Conclusion. The implementation of the pedagogical support model has provided a significant increase in the indicators of preschool children’s initiative and independence in motion activity. The optimization of boys’ and girls’ daily motion activity has been achieved.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ МОДЕЛИ К ПРАКТИКЕ»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ

СПОРТА, ТУРИЗМА

THEORY AND HISTORY OF PHYSICAL CULTURE, SPORT, TOURISM

УДК 373.24 ББК 74.1

DOI 10.47475/2500-0365-2021-16203

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ МОДЕЛИ К ПРАКТИКЕ

Л. Н. Волошина1, Е. В. Гавришова2, Т. В. Панова3

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

2 Белгородский институт развития образования, Белгород, Россия

3 Детский сад «Центр развития ребёнка» № 57, Белгород, Россия

Определена актуальность развития инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности. Дано научное обоснование структурно-функциональной модели педагогической поддержки развития инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности, доказана результативность её реализации в стимулировании активности детей.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, старшие дошкольники, двигательная деятельность, самостоятельность, инициативность, активность.

Актуальность. Потребность в двигательной активности ребёнок ощущает с самого рождения и постепенно осваивает разные виды двигательной деятельности. М. М. Безруких отмечает, что процесс этот непрерывный и нелинейный, функциональное и морфологическое созревание тканей, органов и систем идет в сложном взаимодействии врождённых способностей и приобретённого опыта [1, с. 4]. Значит, взрослые должны «прислушиваться» к ребёнку, его пожеланиям, инициативам, стремлению действовать самостоятельно, чтобы обеспечить развитие тех качеств, которые заложены в нём, которые получены им генетически, чтобы помочь дошкольнику в максимальном развитии собственных потенциалов. Самостоятельность и инициативность, которую дошкольник проявляет в любой деятельности, в том числе и двигательной, важнейшие из личностных качеств, обеспечивающих развитие ребёнка.

Следует заметить, что самостоятельность и инициативность в онтогенезе проявляется в первую очередь в двигательной деятельности, что обеспечивает в перспективе ребёнку автономию. Двигательная деятельность развивает такие качества как целеустремлённость, решительность, настойчивость, инициативность, которые являются основой самостоятельности [5].

Проблемы развития инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности раскрываются в ряде исследований отечественных и зарубежных учёных: Н. М. Де-дулевич,

В. А. Шишкина, И. М. Воротилкина, Л. Н. Волошина, В. Н. Шебеко. Инициативность в двигательной деятельности они толкуют как личностное качество, способность ребёнка проявлять почин, готовность к созданию вариантов новых движений, подвижных игр, проявление творческой активности и желания взять на себя ведущую

роль в этой практике. В работе по формированию инициативности в двигательной деятельности И. М. Воротилкина выделяет четыре компонента: мотивационно-эмоциональный, когнитивный, личностно-деятельностный и оценочно-рефлексивный. На эти компоненты мы будем ориентироваться при проектировании модели педагогической поддержки.

Ряд авторов отмечают, что физические возможности детей ограничены не только возрастом, но и индивидуальными отличиями. ФГОС ДО требует от педагогов умения поддерживать разнообразие и «нестандартность» самого детства и ребёнка, обеспечивать вариативность развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности [6; 7; 9]. Это обусловливает актуальность нашего исследования на социально-педагогическом уровне и нацеливает на поиск новых подходов к решению важной профессиональной задачи дошкольного образования.

Идея педагогической поддержки ребёнка имеет глубокие исторические корни и широко применяется в современной образовательной практике. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) педагогическая поддержка рассматривается как один из принципов и как задача дошкольного образования [9].

Главная идея педагогической поддержки, сформулирована О. С. Газманом в восьмидесятые годы прошлого века и заключается в том, что взрослый обеспечивает ребёнку условия безопасности при освоении им опыта самостоятельных действий, помогает ему справиться с эмоциональными переживаниями проблемы, способствует переводу проблемы в деятельность по её разрешению [4, с. 3]. Особенно педагогическая поддержка нужна дошкольнику в освоении двигательной деятельности, от которой зависит его рост, развитие и здоровье. Воспитатель, инструктор по физической культуре в процессе освоения ребенком двигательного опыта, формирует способность находить опору в самом себе и в то же время всегда готов «подставить плечо», дать почувствовать воспитаннику, что он понимает его проблему и небезразличен к ней.

Цель и задачи исследования: разработка и научное обоснование модели педагогической поддержки инициативности и самостоятельности старших дошкольников в двигательной деятельности. Цель конкретизировалась в задачах предполагающих создание условий для:

• становления у детей готовности к инициативному и самостоятельному участию в двигательной деятельности;

• развития творческого воображения, мышления, креативности, позволяющих проявлять инициативу в двигательной деятельности;

• формирования ценностного отношения к физической культуре и двигательной деятельности как главной её составляющей.

Материалы и методы исследования. Экспериментальной базой стало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Центр развития ребёнка» № 57 г. Белгорода. Исследование проводилось в двух старших и двух подготовительных группах. В нём приняли участие 106 детей 5—7 лет. Основной метод исследования — моделирование процесса педагогической поддержки детской инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности. Он основывался на результатах анализа, обобщения результатов теоретических и эмпирических исследований по проблеме. Использовались модифицированные карты А. М. Щетининой «Карта проявления самостоятельности в двигательной деятельности» и «Карта проявления инициативности в двигательной деятельности». Для определения уровня двигательной активности детей использовался метод шагометрии. Достоверность результатов определялась по ^критерию Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение.

Педагогическая поддержка детской инициативы в двигательной деятельности, выстраивалось на основе функционально-структурной модели, разработанной в результате анализа современных исследований и инновационного опыта (рис 1.). В. В. Сериков характеризует метод моделирования как целенаправленное выделение и отображение с помощью научных понятий или предметно-имитирующих конструкций определённых свойств изучаемого объекта [8].

В структуре модели педагогической поддержки детской инициативности и самостоятельности было выделено четыре блока: концептуально-целевой, содержательный, деятельностный, критериально-оценочный (рис. 1). Модель ориентирована на современные концептуальные подходы в образовании, а именно: системно-деятельностный и личностно-ориентированный. Целью первого является воспитание ребёнка как субъекта жизнедеятельности. Учитывая ведущие идеи отечественных психологов о том, что ребёнок развивается только в том случае, если он

Концептуально-целевой блок

Содержательный блок

Деятелыюстный блок

Оценочно

ре гул ьтати в н ы и блок

ii.ni

Цель:

Инициирование процессов самостоятельного и инициативного освоения двигательной деятельности старшими дошкольниками Подходы:

• системно-деятельностный;

• личностно-орнентированный. Принципы:

• возрастного соответствия в двигательной деятельности детей;

• и позитивной социализации;

• индивидуализация в реализации задач двигательного развития воспитанников;

• взаимодействие с семьями воспитанников.

• Мотнвационно-эмоциональный компонент:

• когнитивный компонент;

• личностно-деятельностный компонент:

• оценочно-рефлексивный компонент.

Педагогическая поддержка осуществляется с использованием:

• тактики зашиты;

• тактики помощи;

• тактики содействия;

• тактики взаимодействия.

Критерии:

• эмоционально-ценностное отношение детей к двигательной деятельности;

• уровень сформированное™ представлений о пользе, технике и правилах двигательной деятельности;

• степень освоения двигательного опыта:

• способность к самооценке. Диагностические методики:

• карта проявления самостоятельности в двигательной деятельности (модифицированная карта А.Щетининой);

• карта проявления инициативности в двигательной деятельности (модифицированная карта А.Щетнниной);

• шагометрия.

Результат:

положительная динамика процессов самостоятельного и инициативного освоения детьми двигательной деятельности.

Рис. 1. Модель педагогической поддержки развития Петской инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности старших дошкольников

включён в специфически детские виды деятельности (А. Н. Леонтьеч, П. Я. Гакьпертн, А. В. капси рожец). Процесс двигательной деятельности дошкольников следует выстраивать как самоценный. Он приносит эмоциональное удовлетворение, если двигательная деятельность осуществляется как субъект-субъектная и обеспечивает возможность каждому проявить инициативу, пробовать, ошибаъпся, ноебхсщить решъеие.

Личностно ориентированный подход на-прямуюссъзао с юопцегщоей А Е.Вераебыо пространстве детской реализации (ПДР), обе-спечевающем поыдержку юенвивишнъюоности,

уникальности, неповторимости, свободу спосо-Пов самореализиции и ьпмосиьятельного творческого поиска. Автор концепции фокусирует наше внимание на следующем: «Пространство детской реализации не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется ре-зюльъбтизнвстбюдебской зктионостб, сенианной с созданием нового продукта, автором которого выев-паебреЫёно оси [1, с. 14]. В ъбласеи . изи-ческого развития таким новым продуктом может быть еарзене завесбной поъбижннб игры, придуманный ребёнком; новое правило; новые ре-чевви,гфбговабиваеыые в хеса егры; натраяици-

онное применение имеющегося физкультурного оборудования, инвентаря.

В рамках концепции о ПДР, Н. Е. Веракса по-другому видит смысл педагогической деятельности: «Роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребёнка», сколько обеспечить процесс реализации ребёнком собственных идей, замыслов, переживаний. Дело не в том, что голос должен быть услышан, а в том, чтобы он был трансформирован в детскую идею, направлен на её реализацию и получил оформление в продукте» [6, с. 14]. Эти позиции Н. Е. Вераксы близки идеям О. С. Газмана о педагогической поддержке ребёнка.

Ядром для содержательного блока модели стала основная образовательная программа дошкольного учреждения (ООП ДО), разработанная на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Ве-раксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой [4] и парциальной программы «Играйте на здоровье» Л. Н. Волошиной [2]. Базовыми для обеих программ являются «золотые принципы дошкольной педагогики», представленные в концептуальном блоке модели.

На основании ООП ДО создавалось пространство детской реализации, определялись целевые ориентиры проявления инициативы в двигательной деятельности, осуществлялось информирование детей о пользе двигательной деятельности и творческого отношения к ней.

При этом мы учитывали, что воспитание и обучение ребёнка должно строиться на основе духовно-нравственных ценностей своего народа, региональных традиций, интересов и запросов семьи. Двигательная деятельность дошкольников больше чем на половину состоит из подвижных игр, главным образом русских народных. Игры дают простор для развития важных личностных качеств ребёнка, в том числе инициативности и самостоятельности, поэтому в части ООП ДО, проектируемой по инициативе участников образовательного процесса, были использованы игровые программы и технологии физического воспитания дошкольников: «Играйте на здоровье», «Выходи играть во двор» Л. Н. Волошиной [2].

Педагогическая поддержка проявления инициативы и самостоятельности в двигательной деятельности осуществляется по технологии О. С. Газмана в форме четырёх тактик: защиты, помощи и содействия [4]. Тактика защиты применяется тогда, когда у ребёнка не удовлетворяется потребность в безопасности (он чего-то или

кого-то боится, он обижен, унижен, устал). В этом случае поддержка состоит в том, чтобы нивелировать внешние обстоятельства, которые привели к этому, чтобы ребёнок почувствовал себя свободным, понимал, что его никто не осудит, если он не сумеет забросить мяч в кольцо, не засмеёт, если не получиться скакать через скакалку особым способом, не накажет, если подвижная игра оказалась очень шумной, не заставит прекратить её. Достигается это в условиях личностно-ори-ентированного взаимодействия педагога и детей.

Тактика помощи нужна детям, привыкшим ориентироваться на авторитет, потерявшим веру в себя и самоуважение. Она используется, если ребёнок проявляет инициативу в двигательной деятельности, но недостаточно активен в достижении своих же целей, боится неудачи. Нужно помочь ему, выразить уверенность в его силах и возможностях, постараться разблокировать его собственную активность. Это будет возможно, если с ребёнком установлены доверительные отношения, если педагог для воспитанника является референтным человеком.

Тактика содействия рассчитана на детей, обладающих достаточным двигательным опытом. Воспитатель взаимодействует с ним как со своим партнёром, который может помочь педагогу в организации двигательной деятельности на прогулке или в спортивном зале, могут провести утреннюю разминку или организовать самостоятельную двигательную деятельность со спортивным инвентарём.

Тактика взаимодействия предполагает обмен двигательным опытом в условиях разновозрастных взаимодействий. В орбиту взаимодействия включаются родители, старшие дети (школьники), младшие дети, которым надо помочь освоить двигательный опыт. Технология разновозрастного взаимодействия в наших учебно-методических пособиях.

Каждая из четырёх тактик предполагает, что всякая положительная инициатива воспитателем замечается и он ненавязчиво помогает ребёнку в её реализации, т. к. результат не всегда зависит только от инициатора, но и от ответных действий сверстников, которые могут не поддержать предложенный вариант игры.

Оценочно-результативный блок модели предполагает изучение личности ребёнка, без которого невозможно осуществить продуктивную психолого-педагогическую поддержку любой деятельности, в том числе и развитие детской инициативы в двигательной деятельности. Это возможно только

в системе личностно ориентированного подхода и при соблюдении двух основных условий:

• создание образовательной среды, позволяющей изучать каждого ребёнка с учётом его индивидуальных спо собностей, потребностей, интересов;

• формирование новой профессиональной позиции педагога, не только обучающего, но и изучающего ребёнка и использующего полу-чтнные дбнные для развитиявоспитанника . В нашем случае это развитие способности ьявявбять инициатнву я изисатчтьной деятельности.

На этом ьсапч опиедедяится сбответзтвтепо-лученных результатов ожиданиям, даются объяснения пи.мченныиданныо с; точкизренинкон-цепций, выделенных в модели, сопоставляются резулзттты девтеьпносчн и

детей проявлять такую инициативу на вводном и итогов м этапах.

Критериями оценки результативности модели педагогической поддержки служат:

• эмоциинальчо-цеинсстеоз отнпюиние оитиЯ к двигательной деятельности, как источнику ризлииия;

• уровень сформированности представлений, знатой я им^ь тешшки выпотизши движи-ний, о способах взаимодействия, правилах псвединия в дазиавильной иктивности;

• степень освоения двигательного опыта и умений применить его н птвых нитяоим-й;

• способность к самооценке и оценке резуль-

ТЗТОЛ И ООВМеВТНОЙ двпгаз

тельной деятельности.

Перенесение информации, заложенной в модели, в реаиеную ирякraяyияиxэиoгo-иснэroби-ческой поддержки детской инициативы в двигательной деятелзнотяи яотгвзчо язлесообрг^ноять такого построения процесса физического воспитания детей.

В группах, на прогулочных площадках по-новоии оряинизует-яинзямятно-р сзнивающая

пространственная среда, насыщенная пособиями, обеспечивающими двигательную активность детей и возможность найти себе занятие по интересам в этой области, т. е. у ребёнка всегда есть возможюсть выбора. Педагогистали так выстраивать режим дня, что дошкольники могут активно использовать все имеющиеся площади: музыкальный и физкультурный залы, стадион в детском саду, оборудованную «тропу движений». У детей появвкосьбольше ввгмено двт свободных ар и самостоятельных занятий, связанных с физической кулоррой, в который онымогит пвсявить инициативу, за счёт уменьшения регламентиро-ввнияю фоом ваСотвиовганиывемых азрослым. В структуре физкультурных занятий было вы-делеио воемя ва вамостойтельикю ывсиаиелвную деятельность (от 3 д 5 минут в зависимости от воарасоии занич занятия).

Уровень самостоятельности и инициативности детей в двигательной деятельности заметно вы-роз (ряг. до^Е! прмроса совтааил 15 % по

уровню проявления самостоятельности, и 21 % — км утФвню ираявтвния хницоафивносто. Касчёт по формуле прироста в Excel свидетельствует об эфИетяивввваинкдатотснсской покде)жки (Р% = (А2 - А1) / А1 х 100 %, где Р% — прирост пс^ои^^с^.^^^, Жу— ночалвкве внаыввиеов кзотеля, А2 — итоговое значение показателя, .

Детис высисим уровнем самостоятельности (38 %) и инициативности (42 %) могут сами найти стбе ^нитие, сиязвоное с двигавейьной деятельностью; имеют свою точку зрения по повод. кальыы физыческих уп.ажиенив теноыки их выполнения в рамках возрастных представлений дошкольника. Они проявляют интерес к новой подвсытов ивре , иотам фвекуйа^yрным созоби-ям, необычным правилам; любят быть ведущими в игрв, вывкупают интцыятойами поиен:жюй или спортивной игры, могут перехватить инициативу и а^^ы^стйою^Б^, наеваивают на с^с^ом, ом нравится быть в центре внимания, всегда стремятся псТеждать. Это c^t^r^f^ccсивные, положительно

60 40 20 0

Самостоят.вводн.

Самостоят.итогов. Инициативн.вводн. низкий средний ^высокий

Ж

Инициативн.итогов.

Рис 2. Динамика уровня самостоятельности и инициативности детей в двигательной деятельности на итоговом этапе исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эмоционально настроены на двигательную деятельность дети, они интересны сверстникам, у них всегда есть несколько друзей, которые будут вместе играть.

Половина детей оказались в подгруппе со средним уровнем развития самостоятельности (50 %) и инициативности (49 %). Им интересны подвижные игры, они с удовольствием включаются во все дела, связанные с двигательной деятельностью, могут самостоятельно выбрать физкультурный инвентарь для игры, умеют вступать во взаимодействие со сверстниками в спортивной или подвижной игре, но сами редко проявляют инициативу в её организации, в случае затруднений или конфликтных ситуаций обращаются за помощью к воспитателю.

Число детей с низким уровнем развития самостоятельности сократилось на 10 %, инициативности — 17 %. Оставшиеся дети из этой подгруппы включаются в двигательную деятельность по предложению воспитателя и радуются этому, но самостоятельно организовать подвижную игру не могут, и даже стесняются попросить сверстников, чтобы их приняли в коллективную подвижную игру; им не удаётся справиться со сложными упражнениями без помощи взрослого. Дети дан-

ной подгруппы любят спокойно играть с куклами, кубиками и др., двигательная активность у них недостаточная, в подвижных и спортивных играх они участвуют только по предложению воспитателя, но могут проявить упрямство и отказаться от участия, особенно, если им давно не удавалось выигрывать.

Нам удалось повысить инициативности и самостоятельность, изжить «сидячий режим» в детском саду за счёт введения новых игровых образовательных технологий: пространство детской реализации, физкультурное событие, утренний и вечерний круг, развивающий равноправный диалог во взаимодействии взрослых и детей, основанный на умении «слышать голос ребёнка», разновозрастное взаимодействие взрослых и детей, направленное на использовании двигательного опыта в новые условия.

Педагогическая поддержка инициативности и самостоятельности детей способствовала оптимизации двигательного режима старших дошкольников. Достоверно увеличилась и достигли возрастных норм среднесуточные показатели объёма двигательной активности как мальчиков (прирост 36 %), так и девочек (прирост 38 %). Результаты представлены в таблице.

Динамика объёма двигательной деятельности детей

Двигательная активность Девочки (n 55) Мальчики (n 51)

Срезы

Входной Итоговый Р Входной Итоговый Р

Шагометрия 9932± 354 13752 ±338 +* 10865 ± 481 14678±289 +*

* + — уровень достоверности по ^критерию Стьюдента, Р > 0,05.

Родители стали равноправными партнёрами воспитателей в физическом воспитании детей.

Выводы. Моделирование педагогической поддержки инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности помогает установить связь теоретических исследований и практики. Выделенные в модели сущностные характеристики педагогической поддержки помогают воспитателям-практикам при конструировании профессиональной деятельности увидеть и реализовать последовательность операций, приводящих к реализации цели.

Расширение форм сотрудничества и взаимодействия детей и взрослых в процессе реализации модели, внедрение методов, стимулирующих инициативность, самостоятельность и активность детей, творческое освоение ими двигательной

деятельности, положительно отразилось на формировании позиции ребёнка, как субъекта двигательной деятельности. Как результат повысился уровень инициативности на 21 %, самостоятельности на 15 %, расширились возможности детей в применении двигательного опыта в новых условиях. Достигнута оптимизация показателей суточного объёма двигательной активности детей в соответствии с возрастными нормами.

Список литературы

1. Безруких, М. М. Ступеньки к школе. Образовательная программа дошкольного образования / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. — М. : Дрофа, 2018. — 100 с.

2. Волошина, Л. Н. Проблемы формирования самостоятельности и активности старших

дошкольников в двигательной деятельности / Л. Н. Волошина, О. Г. Галимская, О. В. Никулина // Научный результат. Педагогика и психология образования. — 2020. — Т. 6. — № 4. — С. 16—27.

3. Воротилкина, И. М. Развитие самостоятельности в онтогенезе / И. М. Воротилкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2015. — № 4. — С. 18.

4. Газман, О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы/ О. С. Газман. — М. : Мирос, 2002. — 296 с.

5. Некрасова, О. А. Анализ готовности педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / О. А. Некрасова, И. В. Чуйкова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. — 2020. — Т. 1, № 1. — С. 15—21.

6. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы и др. — М. : Мозаика-Синтез, 2019. — 336 с.

7. Панкратова, Т. В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самопрезентации в условиях дошкольной образовательной организации / Т. В. Панкратова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. — 2020. — Т. 1, № 2. — С.11—15.

8. Сериков, В. В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии : монография / В. В. Сериков. — М. : Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2018. — 291 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 2. — С. 4—18.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ №19-013-00173

Поступила в редакцию 18 марта 2021 г.

Для цитирования: Волошина, Л. Н. Педагогическая поддержка инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности: от модели к практике / Л. Н. Волошина, Е. В. Гавришова, Т. В. Панова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 2. — С. 22—29.

Сведения об авторах

Волошина Людмила Николаевна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры начального, дошкольного и специального (дефектологического) образования, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия. ORCID ID: 0000-0003-4373-1762 Elibrary Author ID: 290580 E-mail: voloshina_l@bsu.edu.ru

Гавришова Елена Владимирована — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дополнительного образования и воспитательных технологий, Белгородский институт развития образования, Белгород, Россия. ORCID ID: 0000-0002-6846-3023 Elibrary Author ID: 697633 E-mail: gavrishova.alena@gmail.com

Панова Татьяна Викторовна — заведующий детского сада «Центр развития ребёнка» № 57 г. Белгорода, Белгород, Россия. ORCID ID: 0000-0001-7800-1546 Elibrary Author ID: 1105002 E-mail: mdou57@beluo31.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2021, vol. 6, no. 2, pp. 22—29.

Pedagogical support of initiative and independence of preschool children in motor activity: from model to practice

Voloshina L.N.1, Gavrishova Е.V.2, Panova T.V.3

1 Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation. voloshina_l@bsu.edu.ru

2 Belgorod Institute of education development, Belgorod, Russian Federation. gavrishova.alena@gmail.com

3 Kindergarten "Child Development Center" no. 57, Belgorod, Russian Federation, mdou57@beluo31.ru

Abstract. The authors consider necessary to foster preschool children's leadership and independence in their motion activity. They give scientific substantiation to the structural-functional model of pedagogical support for the development of initiative and independence of preschool children in motion activity. The effectiveness of its implementation in stimulating children's activity is proved.

Relevance. Children's physical capabilities are limited not only by age, but also by individual differences. This requires teachers to be able to maintain diverse and off-standard manifestations in motion activity, to provide variable forms of initiative and independence support.

Problem: determination of the content and implementation algorithm of pedagogical support for children's initiative and independence in motion activity. Purpose: to develop and substantiate scientifically the model of pedagogical support for initiative and independence of preschool children in motion activity.

Tasks: to reveal the level of children's readiness for initiative and independent participation in motion activity.

Research Materials and Methods. The study involved 106 children aged 5-7 years. The methods of analysis, research

results summary, modeling, observation, step quantity monitoring, Student's T-distribution were used.

Results and Discussion. Pedagogical support of children's initiative in motion activity was built on the basis of a

functional-structural model developed as a result of the analysis of modern research and innovative experience. The

given model included such clusters as conceptual-target, content, activity and criterion-evaluative.

Summary and Conclusion. The implementation of the pedagogical support model has provided a significant increase

in the indicators of preschool children's initiative and independence in motion activity. The optimization of boys' and

girls' daily motion activity has been achieved.

Keywords: pedagogical support, senior preschool children, motor activity, independence, initiative, activity.

References

1. Bezrukih M.M., Filippova T.A. Stupenki k shkole. Obrazovatelnaya programma doshkolnogo obrazovaniya [Steps to school. Educational program of preschool education]. Moscow, 2018. 100 p. (In Russ.).

2. Voloshina L.N., Galimskaya O.G., Nikulina O.V. Problemy formirovaniya samostoyatelnosti I aktivnosti starshih doshkolnikov v dvigatelnoj dey-atelnosti [Problems of formation of independence and activity of senior preschool children in motor activity]. Nauchnyj rezultatpedagogika Ipsihologi-ya obrazovaniya [Scientific result. Pedagogy and psychology of education], 2020, vol. 6, no. 4, pp. 16—27. (In Russ.).

3. Vorotilkina, I.M. Razvitie samostoyatelnosti v ontogeneze [Development of independence in ontogenesis] Fizicheskaya kultura vospitanie obrazo-vanie trenirovka [Physical culture: education, education, training], 2015, no. 4, pp. 18. (In Russ.).

4. Gazman O.S. Neklassicheskoe vospitanie ot av-toritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody [Non-classical education: from authoritarian pedagogy to the pedagogy of freedom]. Moscow, 2002. 296 p. (In Russ.).

5. Nekrasova O.A., Chuykova I.V. Analiz go-tovnosti pedagogov dopolnitelnogo obrazovaniya k rabote s detmi s ogranichennyimi vozmozhnosty-

ami zdorovya [Analysis of the readiness of teachers of additional education to work with children with disabilities]. Aktualnyie problemyi pedagogiki i psihologii [Actual problems of pedagogy and psychology], 2020, vol. 1, no. 1, pp. 15—21. (In Russ.).

6. Veraxa N.E., Komarova T.S., Dorofeeva E.M. Ot rozhdeniya do shkoly. Innovacionnaya programma doshkolnogo obrazovaniya [From birth to school. Innovative program of preschool education]. Moscow, 2019. 336 p. (In Russ.).

7. Pankratova T.V. Formirovanie u detey starshego doshkolnogo vozrasta umeniya samoprezentatsii v us-loviyah doshkolnoy obrazovatelnoy organizatsii [Formation of self-presentation skills in children of senior preschool age in the conditions of a preschool educational organization]. Aktualnyie problemyi pedagogiki i psihologii [Actual problems of pedagogy and psychology], 2020, vol. 1, no. 2, pp. 11—15. (In Russ.).

8. Serikov V.V. Pedagogicheskaya realnost i peda-gogicheskoe znanie. Opyt metodologicheskoj reflek-sii [Pedagogical reality and pedagogical knowledge. Experience of methodological reflection]. Moscow, 2018. 291 p. (In Russ.).

9. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart doshkolnogo obrazovaniya [Federal State Educational Standard for Preschool Education]. Doshkolnoe vospitanieya [Preschool education], 2014, no. 2, pp. 4—18. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.