УДК 37.026.7
ТЕХНОЛОГИЯ «РАБОТА С НЕОФОРМЛЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
COMMON ITEMS
AS MEANS OF CHILDREN'S CREATIVITY AND INDEPENDENCE DEVELOPMENT
IN MOTOR ACTIVITY
© 2020
О.М. Гордеева, Т.Ю. Кумилина O.M. Gordeeva, T.Yu. Kumilina
В статье представлен опыт применения нетрадиционного оборудования для развития инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности дошкольников. В ней разъясняется значимость формирования самостоятельности и инициативности в дошкольном детстве и вскрываются обычно не используемые в этих целях ресурсы. Описывается конкретная технология работы, показавшая свою эффективность на практике. Даются практические рекомендации воспитателям общеразвивающих и коррекционных групп, инструкторам по физической культуре по организации работы по формированию самостоятельности и инициативности дошкольников в двигательной деятельности.
Ключевые слова: физическое развитие детей; развитие инициативы и самостоятельности в двигательной деятельности; нестандартное оборудование; бросовый материал.
The article dwells upon using everyday objects for the sake of preschool children's creativity and independence development in their motor activity. It explains the importance of these two features at preschool age and reveals the non-trivial resources for that. It describes the technology that proved to be efficient in practice. The authors share some tips that will help educators of both general education groups and remedial groups and PE coaches as well to arrange work on creativity and independence development in motor activity.
Keywords: physical development of children; creativity and independence development in motor activity; non-traditional equipment; waste material.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предлагает нам по-иному взглянуть на процесс развития ребенка в дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Признавая ценность детства как такового, он ориентирует педагогов, прежде всего, на создание условий для того, чтобы ребенок совместно с компетентным и заинтересованным взрослым самостоятельно, проявляя инициативу осваивал окружающий социальный, культурный мир. Стандарт в качестве целевых ориентиров развития, значимых характеристик личности многократно называет самостоятельность и инициативность, постулирует необходимость создать «условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств
и мыслей; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.» [1, с. 34].
Физическое развитие детей - одно из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы любого дошкольного образовательного учреждения. Анализ методических материалов и публикаций показывает, что методики работы, современные технологии физического развития дошкольников активно применяются в ежедневной практике ДОУ, дают ожидаемые результаты физической подготовленности детей [2, с. 29]. Однако существующие богатые методические материалы не предоставляют воспитателю, инструктору по физической культуре достаточного основания и инструментария для развития инициативности детей в двигательной сфере.
Кажется, дети достаточно подвижны, активно перемещаются в пространстве
и сложнее удержать их на одном месте. Однако зачастую мы видим не полноценное и физиологически верное движение, а баловство, бессмысленное перемещение. Создается проблема: дети получили необходимый двигательный опыт на занятиях по физической культуре, в группах (в спортивных уголках) достаточно материала, дающего возможность организовать свою двигательную активность, а инициативного использования игр, творчески обработанных общеразвивающих упражнений - достаточно мало [3, с. 5].
Наш детский сад целенаправленно работал над проблемой поддержки и развития детской инициативности и самостоятельности в двигательной сфере. Отобранные и разработанные нами технологии апробированы в нашей практике. Они действительно позволяют педагогу создавать условия для формирования и проявления детской самостоятельности и инициативности, способствуют формированию этих ценных качеств личности дошкольника и создают основу для самоорганизации деятельности ребенка вне контроля взрослого.
Разработанную нами форму работы мы осмелились назвать технологией. Это сделано не случайно: наша практика показала, что сущность и этапы работы легко «отрываются» от физкультурно-оздоровительного содержания, эффективно переносятся на иные виды детской деятельности. Причем дети оказались способны совершить такой перенос самостоятельно, придумав подобную игру в художественной деятельности [4, с. 21]. Реализация разработанной нами технологии с детьми разных возрастов, в различных детских коллективах и различными педагогами показала, что планируемый результат достигается и является устойчивым.
Характеристика технологии.
Как игрушка порождает игру, так и спортивное оборудование и предметы во многом вызывают двигательную активность, побуждают ребенка начать деятельность, т.е. инициируют физическую активность [5, с. 13]. Сюрпризное предъявление
оборудование дает эмоциональную основу для начала движения и его исполнения.
Обычно в разных видах двигательной активности для развития движений, совершенствования двигательных навыков и физических качеств детям предлагается стандартное (традиционное) спортивное оборудование: обручи, мячи и проч. Это же оборудование хранится в спортивном уголке группы. По нашему опыту, для поддержания интереса к деятельности спортивный инвентарь не должен быть постоянным, завершенным, застывшим, его следует периодически обновлять, преобразовывать, обогащая творческий потенциал детей, развивая у них воображение, стремление к активности, самостоятельности.
Неоформленный материал (от слова «форма») - это неспецифический, не предназначенный для выполнения специальных действий по развитию физических качеств, основных движений материал, чаще бытовые предметы или даже бросовый материал.
Ребенок дошкольного возраста -неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего мира: он смотрит на происходящее с восторгом и удивлением, и открывает для себя чудесный мир, где много интересных вещей и предметов. Если предложить детям использовать обычные вещи, неоформленный материал для организации собственной физической активности, если ориентировать их на максимальное творчество, раскрепощенность в движениях и вариативность применения материалов, да еще и создать при этом приятную психологическую атмосферу, то мы создадим условия для проявления в двигательной активности творческой инициативности детей [6, с. 10]. Дошкольники тотчас начнут фантазировать, придумывать интересные, захватывающие упражнения, получая несказанное удовольствие и восторг от игры. Они самостоятельно изобретут движения с предметами и будут их с удовольствием выполнять. Творчески обрабатывая свой богатый двигательный опыт, знания о свойствах разных предметов
Технология «Работа с неоформленным материалом» как способ формирования детской инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности
и пособий (их форме, цвете, весе, качестве материала), они перенесут их с обычного спортивного оборудования на простые, неоформленные материалы. Сливаясь в едином порыве творческих сил, дети творят чудеса в парах, в группах и придумывают многообразные действия с неоформленным материалом.
Основные рекомендации.
1. Соберите «Короб находок». Мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам, многообразен и непредсказуем. Не одно подрастающее поколение использовало для реализации своих фантазий катушки, пробки, спичечные коробки и пр. Вместо подобных исчезающих бытовым предметов мы выбрали современные, которые привлекли нас необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов и крышечки от них, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча, одноразовые скатерти, тарелки, стаканчики и т.д.
Поместите эти бесполезные на первый взгляд предметы в «Короб находок». Внесение этого короба в группу будет являться знаком, стартом инициативного действия.
2. Во время свободной деятельности, вне физкультурного занятия проведите для дошкольников мастер-класс по использованию неоформленного материала. Детям показывается «Короб находок». Педагог объясняет форму работы; воспитанники объединяются в группы, педагог предъявляет им по одному нестандартному предмету, дети совещаются и выполняют движения с ним, рассказывают о качестве и вариантах их выполнения. Дошкольники обмениваются неоформленным материалом, изобретают спортивные действия с ним, соревнуются в качественном выполнении движений.
3. Создайте в группе детского сада условия для возникновения игры подобного типа. «Короб находок» должен храниться рядом со спортивным уголком группы. Он
выносится на улицу на прогулку, может использоваться на физкультурное занятие, предлагаться во второй половине дня. Воспитатель поощряет интерес детей, помогает им выбрать время и предметы для инициативной игры. Для поддержания интереса к данной форме работы он иногда сам организует игру с неоформленным материалом.
Шаги в реализации технологии.
Технология реализуется в свободной деятельности детей, вне физкультурного занятия.
1 этап - подготовительный. Педагог готовит инструментарий (заполняет «Короб находок»), дает детям мастер-класс по использованию предметов из него.
2 этап - тренировочный. Руководителем игры выступает педагог, у него есть помощник - тот, кто в дальнейшем будет первым вести игру. Воспитатель показывает два варианта организации игры: соревнование между двумя командами (объединениями детей) и общую игру, когда каждый ребенок-участник материал берет по очереди, а качество работы оценивает весь игровой коллектив.
3 этап - собственно игровой. На этом этапе воспитатель только курирует игру: чтобы дети не забывалась, не конфликтовали по ходу игры, чтобы движения, которые они изобретают с неоформленным материалом, были целесообразными.
Какие неоформленные предметы мы используем.
1. Одноразовая скатерть. В руках ребят она вдруг приобрела новую жизнь и стала «волной», под которой дети пробегали на скорость. Скатерть превратилась в ручей, через который воспитанники перепрыгивали, перешагивали, развивая ловкость и прыгучесть, укрепляя мышцы ног. Для развития мелкой моторики пальцев рук придумали игру «Мотальщики» (кто быстрей скрутит скатерть). Сделав дырки на полотне, превратили скатерть в мишень, непроходимое болото, препятствие для под-лезания.
2. Катушки от туалетной бумаги превратились в кегли, ориентиры, город-
ки, строительный материал для сооружения башни (на скорость), в шайбу для ведения при помощи клюшки.
повышаем интерес детей к различным видам двигательной активности, увеличиваем объем двигательной деятельности, поднимаем их эмоциональный настрой. Наша практика показала, что дошкольники с удовольствием используют предложенные взрослым формы и подходы. Они принимают данную модель организации собственной активности, воспроизводят предложенную «игру» дома и во взаимодействии с другими детьми.
3. Одноразовая тарелка с изображением из мультфильма стала у ребят приятным атрибутом для игр на прогулке. Дети легко запускают тарелку на расстояние несколько метров и наслаждаются ее плавным полетом; используют ее для упражнения на равновесие (на голове, вытянутой руке), как лыжи для катания по линолеуму и т.д. [7, с. 12].
В заключении хочется сказать, что самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей, дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.
Таким образом, применяя неоформленный материал на физкультурных занятиях, в играх и игровых упражнениях, эстафетах, во время занятий на свежем воздухе, мы
* * *
1. Бадалян Л., Миронов А. Воспитание двигательных способностей // Дошкольное воспитание. 2017. № 10. С. 34-37.
2. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей // Дошкольное воспитание. 2014. № 1. С. 28-32.
3. Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности в детском саду. СПб. : Детство-Пресс, 2010. 176 с.
4. Карташова Л. О самоорганизации детей в подвижных играх // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 20-25.
5. Токаева. Т.Э. Педагогические условия воспитания самостоятельности V детей 4-5 лет (на материале физических упражнений) : автореф. ... дис. канд. пед. наук. СПб., 1994. 21 с.
6. Каракулина Л. Развитие движений на занятиях по физической культуре: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 2015. № 11. С. 10-12.
7. Зеленин В. Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования // Дошкольное воспитание. 1987. № 7. С. 12-16.