Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями как средство социальной адаптации в условиях общеобразовательной школы'

Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями как средство социальной адаптации в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1178
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Наталья Анатольевна

Статья посвящена рассмотрению проблемы педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями как средства их социальной адаптации. На широком теоретическом материале автор определяет современные подходы к ее пониманию, а также предлагает опыт решения данной проблемы в условиях общеобразовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями как средство социальной адаптации в условиях общеобразовательной школы»

Симонова Н.А. «Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями...»

[

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Н.А. Симонова

PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH LIMITED CAPACITIES AS THE WAY OF SOCIAL ADAPTATION IN CONDITIONS OF GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL

Simonova M.A.

The article considers the problems of pedagogical support of children with limited capacities as the way of their social adaptation. With the help of numerous theoretical material the author determines contemporary approaches to its understanding, also he proposes the experience of solution of this problem in conditions of general educational institution.

Статья посвящена рассмотрению проблемы педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями как средства их социальной адаптации. На широком теоретическом материале автор определяет современные подходы к ее пониманию, а также предлагает опыт решения данной проблемы в условиях общеобразовательного учреждения.

УДК 376.1

В современных условиях экономических и социокультурных трансформаций, противоречивости социальной действительности одним из наиболее важных вопросов, требующих решения не только на государственном уровне, но и в образовательных системах, является поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение равных с другими возможностей и условий получения качественного образования, социализации и интеграции в детский коллектив.

Вопросы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в последнее десятилетие являются предметом пристального внимания со стороны психологопедагогической науки. При этом наиболее сложно решаемая проблема таких детей, с точки зрения многих исследователей, связана с обеспечением условий их социальной адаптации. Это связано с ежегодным увеличением количества детей, имеющих инвалидность, а также их положением, когда «нормой» для таких детей является изоляция от сверстников, ограничение в общении и других видах деятельности и, как следствие, неуверенность в себе, страх перед жизнедеятельностью в обществе здоровых детей и взрослых.

Многие современные зарубежные психологи, работающие в области реабилитации детей с ДЦП и другими серьезными ограничениями здоровья (Н. Ботта, П. Ботта,

Э. Мазанек, А. Пето, М. Прокус, И. Филипяк и др.), предложили эффективные методики

психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационных учреждений. Основным принципом методик является выравнивание психомоторного развития детей с ограниченными возможностями путем воздействия на основные области развития: моторную, сенсомоторную, интеллектуальную, эмоции и речь.

Психолого-педагогическое сопровождение и реабилитация таких детей совместно с медико-социальной реабилитацией способствует оздоровлению, предупреждению тяжелой инвалидности и адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе.

Вместе с тем, как показывает, прежде всего, зарубежный опыт, дети с ограниченными возможностями, не имеющие глубокой патологии, при условии оказания им адекватной и своевременной социальнопедагогической помощи могут успешно обучаться и развиваться в условиях массовой общеобразовательной школы.

Комплексный анализ теории и практики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями позволяет сегодня говорить о том, что одним из наиболее важных и эффективных средств социальной адаптации указанной категории детей в школе должна стать система педагогической поддержки.

Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом. Он рассматривал ее с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития ребенка, а предметом педагогической поддержки считал процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий или проблем обучения, самовоспитания, общения, образа жизни (1).

Сегодня феномен педагогической поддержки активно разрабытавается в отечественной педагогике. Различные аспекты педагогической поддержки рассматриваются в работах Л.И. Аксеновой, М.В. Алешиной, Т.В. Анохиной, В.П. Бедерхановой, С.В. Бойковой, Т.В. Егоровой, М.В. Жигоревой, Ю.В. Замятиной, Е.Н. Кононовой, И.А. Ма-

лашихиной, Е.М. Мастюковой, С.М. Нечаевой, С.И. Поповой, Т.А. Ревягиной, Г.И. Ро-галевой, Г.Ю. Ульяновой, Н.В. Шеламовой, И.Ю. Шустовой, С.М. Юсфина и др.

Современное определение педагогической поддержки предполагает, по мнению С.И. Поповой (2005), «воздействие, направленное на сохранение и укрепление физических и духовных сил ребенка в жизненно важных ситуациях его развития. Это действия педагога в системе отношений, направленные на оказание помощи в ситуации «здесь и сейчас» во имя личностного развития» (2).

В значительной степени педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями и есть та помощь, обеспечиваемая совместными педагогическими усилиями с привлечением широкого круга специалистов (врачей, психологов, социальных педагогов, дефектологов, логопедов и других), которая оказывается ребенку в образовательном пространстве школы. Ее характеризуют, прежде всего, целенаправленность, организованность, многоаспектность, мобильность, профессиональность (компетентность).

Педагогическая помощь исходит из насущных проблем ребенка, имеющего проблемы здоровья, и реализуется в значительной степени с позиций социальнопедагогической деятельности, которая определяется Л.И. Аксеновой (2001) как «непрерывный педагогически целесообразный организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи» (3).

Сущность педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи детям разного уровня здоровья и возраста средствами образовательновоспитательной системы школы, включая ее социум, обеспечении взаимодействия здоровых и больных детей в рамках функциони-

Симонова Н.А. «Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями...»

рования специально созданной системы образовательных, реабилитационных, оздоровительных, профилактических, рекреационных и иных мероприятий.

Исходя из предложенного А.В. Муд-риком понимания социальной адаптации как исторически обусловленного, носящего активно преобразующий характер процесса приспособления личности к изменяющимся условиям социальной среды и под влиянием данной среды, а также результата данного процесса (4), следует отметить, что на всех этапах адаптации ребенка с ограниченными возможностями педагогическое присутствие в форме поддержки, помощи значительно повышает ее эффект, обеспечивает успешность.

По нашему мнению, система педагогической поддержки в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями должна базироваться на следующих принципах:

• принцип компетентности;

• принцип взаимосвязи в работе специалистов;

• принцип взаимодействия с родителями;

• принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы;

• принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий;

• принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции;

• принцип сочетания работы по развитию нарушенных функций и формирования приемов их компенсации.

Отработка конкретной модели, включающей систему педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями в условиях школы, на протяжении ряда лет осуществлялась нами на базе МОУ лицея № 35 г. Ставрополя в режиме экспериментальной педагогической площадки по теме «Влияние создаваемой воспитывающей среды городской школы на социальную адапта-

цию детей с ограниченными возможностями» (научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В.Н. Гуров).

Лицей № 35 - одно из немногих государственных общеобразовательных учреждений г. Ставрополя, которое осуществляет инклюзию детей с ограниченными возможностями (процесс включения детей в соци-ально-одобряемую деятельность, проявляя социальную активность).

На сегодняшний день в лицее обучаются 36 детей с ограниченными возможностями, в том числе 21 ребенок-инвалид. Только 7 детей-инвалидов по состоянию здоровья могут получать образование в детском коллективе на общих основаниях.

Ключевым для понимания комплексного сопровождения детей-инвалидов в условиях лицея являются понятия «интеграция» и « социальная адаптация», которые осуществляются на разных уровнях и являются основным принципом, необходимым для решения различного типа задач:

• составление учебных программ;

• формирование классов;

• формирование сообществ (классные руководители, учителя, ученики, родители);

• медико-психолого-социальная поддержка;

• организация досуговой деятельности учащихся.

Вся работа направляется на:

- создание новой обучающей среды;

- организацию мероприятий по доступности образовательного учреждения детям с ограниченными возможностями;

- сближение лицейской и внелицей-ской, домашней жизни;

- гуманизацию учебно-воспитательного процесса.

С этой целью в рамках комплексного сопровождения лицей активно участвует в социальных проектах, в том числе и международном Российско-канадском проекте по интеграции детей с ограниченными возможностями; привлекает к участию в работе общественные организации «Вольница»,

«Мать и Дитя»; использует в образовательном процессе информационно-коммуни-

кационные технологии; опирается на результаты диагностики.

В лицее активно используется опыт работы Канадского центра по интеграции детей ограниченных возможностей в социум (г. Виннипег). Прежде всего, это идеи так называемого «сетевого» взаимодействия учебных заведений и других организаций, преемственности между образованием и сферой занятости, оптимизации взаимодействия образования и помогающих специалистов психосоциальной службы (социальных работников, психологов, логопедов), участия учебного заведения в организации социально одобряемого досуга.

В классах проходит совместное обучение детей здоровых и детей с разными проблемами - слуха, зрения, ДЦП и другими, поэтому учителям, работающим в этих классах, приходится изучать вопросы узкоспециальные. Проблемой становится включение в эту работу медицинских работников, т.к. необходим реабилитационный центр в лицее со специалистами: физиотерапевт, процедурная сестра и др.

Исходя из этого, большое внимание в ходе комплексного сопровождения уделяется специальной подготовке и повышению квалификации педагогических кадров, в том числе в ходе деятельности информационнометодического центра лицея, проведения семинаров, курсов, работы творческих лабораторий.

Все комплексное сопровождение осуществляется на основе разработанной программы педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями. В рамках этой программы была осуществлена перестройка воспитательного процесса, который был направлен на гуманизм и толерантность. Лицей активно содействует развитию творчества детей-инвалидов: организуются выставки художественного творчества, смотры художественной самодеятельности, интеллектуальные турниры.

Одной из задач является создание интегрированных специальных курсов для детей с ограниченными возможностями для дальнейшей профессиональной ориентации

и интеграции в общество. В плане предпро-фессиональной подготовки предлагаются следующие специальности: оператор ЭВМ, повар, модельер по коже, парикмахер, делопроизводство. Также большое внимание уделяется здоровьесбережению детей-

инвалидов посредством реализации оздоровительных программ, также оказываются услуги: УВЧ, стоматолог, массаж, кислородный коктейль, йодсодержащая вода, вакцинация и пр. К работе также активно привлекаются родители обучающихся детей с ограниченными возможностями.

Организующим центром в данной работе выступает медико-психолого-педа-гогическая служба сопровождения детей с ограниченными возможностями.

Общая идея, которой подчинена система педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями как средства эффективной социальной адаптации, - использование в работе потенциалов всех социумов: общественных организаций, государственных служб, учреждений образования, культуры, спорта, медицинских учреждений, семьи, детского коллектива и социума в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Газман О.С. Теория: что такое педагогическая поддержка // Классный руководитель. -2000. - № 3.

2. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. -М.: Центр »Педагогический поиск», 2005. -С. 8.

3. Аксенова Л.И. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2001. - С. 196.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2000.

Об авторе

Симонова Наталья Анатольевна, директор МОУ лицея № 35 г. Ставрополя, почетный работник общего образования РФ, соискатель кафедры теории и практики управления образованием СГУ. Автор 5 научных статей по проблемам совершенствования управления современной школой, профилизации школы, создания условий социальной адаптации и качественного образования детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.