Научная статья на тему 'Организация социально-педагогической помощи детям-инвалидам и их семье'

Организация социально-педагогической помощи детям-инвалидам и их семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1270
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кобышева Лариса Илларионовна

Основными социальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный работник. В статье рассматривается организация социально-педагогической помощи детям-инвалидам и их семьям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация социально-педагогической помощи детям-инвалидам и их семье»

10. Селектор С. Совместные исследования познавательных способностей // Директор школы. 1998. № 4. С. 11-19.

11. Нове поколшня навчальних плашв в умовах входження Украши до Болонського процесу: науково-методичш матер1али / Л.Л. Товажнянський, G.I. Сокол, Б.В. Клименко, В.Я. Борттков. Харкв: НТУ «ХПГ», 2006. 64 с.

Л.И. Кобышева

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ИХ СЕМЬЕ

Необходимо понимать, что вся жизнь ребенка-инвалида протекает в условиях депривации (ограничения). Социальная депривация усугубляется за счет длительного пребывания больного ребенка в специальных стационарах, санаториях, интернатных учреждениях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. В подобной обстановке у детей-инвалидов задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире [2].

На первый взгляд, ребенок-инвалид должен быть центром внимания всей семьи. В действительности же этого может не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и определенных факторов: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты и др. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами. При этом важно помнить, что большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребенка [7].

Немало вопросов возникает у родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с учетом дефекта. Большинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются и психологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать ребенка с физическими или с психическими ограничениями. Пройдет время, они отойдут от первоначального шока и начнут осваивать науку воспитания такого ребенка, перенимать опыт других семей, накапливать свой опыт, причем, в большей степени на основе проб и ошибок.

Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед малышом, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такая активность полезна в двух отношениях. Во-первых, она позволит родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития, во-вторых, разумная активность может дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития [6].

Прежде всего, родителям следует побеспокоиться о проведении своевременной диагностики состояния здоровья и развития ребенка. Те дети, у которых дефект развития очевиден и не вызывает сомнения, попадают в поле зрения специалистов сразу после их рождения. Однако нарушения в развитии ребенка могут быть многоплановыми и затрагивать различные сферы жизнедеятельности: умственную, двигательную, сенсорную, речевую или же несколько сфер одновременно. Причем они могут иметь разные формы и разную степень выраженности, появляться и после рождения, что предполагает необходимость их углубленного обследования. Поэтому диагностика отклонений в развитии ребенка должна всегда носить комплексный характер. Структура дефекта может быть правильно определена только при участии в обследовании ребенка врача, социального педагога, психолога, коррекционного педагога, а при необходимости и других специалистов.

Не меньшее значение имеет помощь специалистов в организации ухода за ребенком, в его лечении и воспитании. Круг этих специалистов, в зависимости от структуры дефекта, может быть достаточно широк. К ним относятся специалисты узкого профиля из соответствующих центров и лечебных учреждений, в которых дети состоят на диспансерном учете, а также детский врач, психолог, специалист по социальной реабилитации, логопед, коррекционный педагог, которые являются главными консультантами по многим вопросам, связанным с течением заболевания и развитием ребенка. В случае необходимости родители могут обратиться за помощью в психолого-медико-педагогическую консультацию, где работают специалисты разных профилей [5].

У родителей больного ребенка нередко возникает необходимость в помощи социального работника, чтобы получить информацию о нужных для его лечения и реабилитации специалистах, подобрать информацию о возможных пособиях, льготах, дотациях, выбрать соответствующее образовательное учреждение для ребенка. Он также может представлять интересы семьи в различных государственных и общественных фондах, учреждениях, организациях, подыскать няню или учителя для ребенка, познакомить с семьями, которые успешно решают те же задачи, собрать документы для решения вопросов, актуальных для семьи и ребенка, делать необходимые закупки продуктов и лекарств и др. [7].

Кроме названных учреждений и лиц, к которым при необходимости можно обратиться, нужно иметь информацию и о тех организациях, где родители также могли бы получить требуемую помощь. К ним можно отнести:

- территориальные или районные центры социального обслуживания или социальной защиты на-

селения. В названном центре можно зарегистрировать семью и ребенка, стать постоянным его клиентом и пользоваться услугами, перечень которых достаточно широк;

- реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в

задачу которых входит оказание медицинской, социальной и психо лого-педагогической помощи детям;

- городские или районные комитеты по защите материнства и детства. В них можно получить консультацию о льготах, фондах помощи и другим вопросам;

- специальные образовательные учреждения - детские сады, школы, интернаты;

- ассоциации и другие объединения родителей, имеющих, детей с ограниченными возможностями, которые предназначены для оказания семьям необходимой эмоциональной поддержки, передачи опыта воспитания детей, защиты прав семей и др. [4].

Значительные трудности могут возникнуть у родителей при устройстве ребенка на обучение в школу. В законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что «право граждан на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации». В нем есть статьи, в которых особо отмечены законодательные положения в отношении детей с отклонениями в развитии, предусматривающие создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, организации специальных образовательных учреждений, обеспечивающих лечение, содержание, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Родители часто стоят перед выбором, куда направить ребенка на обучение - в обычную общеобразовательную школу или же в специальное учреждение. Их волнения не напрасны. Дело в том, что в деятельности многих специальных образовательных учреждений роль родителей в восстановлении жизненного потенциала ребенка, к сожалению, во внимание практически не принимается. Вызвано это тем, что специальные учреждения часто территориально отдалены от семьи. Нередко, из-за незнания или отсутствия реальной возможности выбора типа и вида образовательного учреждения родители вынуждены использовать единственный путь - сдавать ребенка в государственные специализированные учреждения.

Вместе с тем, даже в этих случаях, родители должны позаботиться о том, чтобы ребенка подготовить к школе. Подготовка к обучению в школе практически начинается с самого его рождения. Если у родителей возникают сомнения в том, на чем делать акцент - на лечении ребенка или на его образовании, то надо иметь в виду, что дети, которые испытывали дефицит в воспита-

нии и образовании, бывают менее приспособленными к жизни, беспомощными даже в обычных жизненных ситуациях. Поэтому, какими бы тяжелыми ни были нарушения в развитии ребенка, надо решать вопрос в пользу образования, не исключая, безусловно, и лечения.

Если же ребенок, имеющий дефект в развитии, определяется в общеобразовательную школу, родителям следует наладить самый тесный контакт с учителями и классным руководителем. Важно рассказать им об индивидуальных особенностях своего ребенка, вырабатывать с ними индивидуальную программу развития с учетом специфики дефекта, регулярно отслеживать изменения в психике и личности, происходящие под воздействием обучения и воспитания, посещать классные родительские собрания.

Полезным является также участие родителей в различных внешкольных объединениях, оказывающих влияние на образовательный процесс, таких, как родительский комитет, совет отцов и другие. Участие в них дает родителям возможность ставить и решать вопросы, не только относящиеся к общешкольным проблемам, но и концентрировать внимание на оказании помощи и создании условий для обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности, которые требуют к себе повышенного внимания и специфического индивидуального подхода.

Характер общения родителей во многом определяется их индивидуальными особенностями. Члены гармоничных семей, в большинстве своем, не замыкаются рамками отношений только между собой, а имеют друзей, у них есть свои интересы, любимые занятия. Эти связи с внешним миром являются устойчивым источником психологической поддержки при возникновении тех или иных семейных проблем. Родители всегда могут поделиться с друзьями по поводу тревожных переживаний и трудностей, возникших в семье, особенно если они уже сталкивались с аналогичными ситуациями. У детей, как и у взрослых, также появляются друзья вне семьи. В таких семьях дети с ранних лет приобщаются к любимым занятиям, растут уверенными в себя, у них более рельефно проявляется чувство собственного достоинства, возникает более широкий и устойчивый диапазон интересов [1].

К сожалению, у многих родителей, отягощенных теми или иными проблемами, существует тенденция сужения круга знакомств. Они часто замыкаются в себе, не хотят встречаться со своими приятелями, у них может возникнуть подозрительность, недоверие к другим людям. По этой причине они затрудняются «уйти» от своих проблем, постоянно испытывают внутреннее психическое напряжение, проявляющееся нередко -в возникновении чувства безысходности. Поэтому родителям, которых часто преследуют такие состояния, необходима своеобразная «психологическая разрядка».

Развитие аномального ребенка ставит перед родителями все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться. Одной из таких наиболее сложных проблем является реализация потребности ребенка в общении со сверстниками. Родители не должны допускать, чтобы эти отношения складывались стихийно, и окружающие сверстники смеялись над его психическими и физическими недостатками. Однако рано или поздно ребенку придется общаться с окружающим миром, и. если у него не будут выработаны необходимые навыки взаимодействия с другими людьми, для него обособленность от сверстников может обернуться еще большей трагедией [3].

Более эффективно контакты с другими детьми налаживаются в раннем возрасте. Ребенок, находясь среди детей, может ощущать, что он не такой как другие, но его переживания в связи с возрастными особенностями еще недостаточно глубокие, адаптация происходит менее болезненно и быстрее. Однако ему надо помочь установить контакт с теми детьми, в компании которых он стал бы своим человеком. Наиболее приемлемой для решения этой задачи является игровая деятельность. Используя этот прием, родитель может организовать такие игры, в которых ребенок не будет чувствовать себя беспомощным. Участие в таких играх вместе со здоровыми сверстниками поможет больному ребенку обрести уверенность в себе и завоевать определенный авторитет в детском сообществе.

Лучше всего, если подключить к участию в игровой деятельности ребенка его братьев и сестер, чтобы они стали соучастниками его вхождения в социальный мир. Если же возникает конфликтная ситуация и дети не принимают ребенка с дефектом в свое сообщество, то «навязывать»

его им не рекомендуется. Данная среда пока не созрела для того, чтобы его принять, поэтому надо искать другие варианты и подходы организации общения ребенка со сверстниками.

Жизнь преподносит немало примеров, когда люди, благодаря упорному труду и несгибаемой воле, частично или полностью побеждали свои недуги, изначально считавшиеся безнадежными. Обреченные, казалось бы, на жалкое существование, они делали свою жизнь полной и счастливой.

Итак, социальная проблема - это социальное противоречие, осознаваемое субъектом деятельности (т.е. индивидом или социальной группой) как значимой для него несоответствие между целью деятельности и ее результатом; - это несоответствие, возникающее из-за отсутствия или недостатка средств для достижения цели, приводит к неудовлетворению социальных потребностей субъекта деятельности.

Таким образом, основными социальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный работник.

Рассмотрим особенности социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов на примере г. Таганрога.

В Таганроге создана и в целом успешно функционирует система социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Свою работу органы социальной защиты населения строят в соответствии с ежегодно утверждаемой правительством Москвы «Программой социальной защиты граждан», которая включает в себя единые подходы к выявлению различных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, формы и виды социальной помощи с учетом реальных возможностей города.

Источниками финансирования социальных программ являются средства местного бюджета, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Таганрогу, городского фонда социальной поддержки населения, благотворительных организаций и др.

Организационная структура социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, включает в себя:

1. Управление социальной защиты населения (отдел по защите материнства и детства);

2. ГУ Ростовского регионального отделения фонда социального страхования РФ филиала № 19;

3. ГУ Центра занятости населения г. Таганрога;

4. Управление образования.

Управление социальной защиты населения (отдел по защите материнства и детства):

- составляет, оказывает содействие в реализации ИПР;

- предоставляет 50% скидку на ЖКУ семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

- ежегодно в канун Дня инвалида, согласно Постановлению Мэра г. Таганрога Н.Д. Федянина семьям детей-инвалидов предоставляется единовременная денежная выплата;

- проводит благотворительные акции при участии коммерческих структур города и депутатов городской Думы, такие как:

1. Новогодние и рождественские праздники;

2. Дни открытых дверей в музеях города: 15 мая - Международный День семьи;

3. Благотворительные спектакли драматического театра им. А.П. Чехова для детей-инвалидов и их родителей; молодежного театра Н. Малыгиной;

4. Бесплатное катание на аттракционах в парке культуры и отдыха им. Горького 1 июня - День защиты детей.

Ростовского регионального отделения фонда социального страхования РФ филиала № 19:

- обеспечение техническими средствами реабилитации;

- обеспечение санитарно-курортного лечения.

ГУ Центра занятости населения г. Таганрога:

- обеспечивает обучение детей-инвалидов в возрасте от 14 до 18 лет;

- обеспечивает временное трудоустройство в летний период и каникулярное время.

Управление образования:

- обеспечивает обучение в общеобразовательных школах;

- обеспечивает обучение в специализированных школах;

- обеспечивает надомное обучение;

- обеспечивает социальную поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов (бесплатное питание, проезд и др.).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991.

2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Владос, 2004.

3. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. № 1. С. 3-10.

4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1996.

5. Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго-Надежда» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. № 2. С. 43-50.

6. Боброва Л.П. Положение детей в РФ // Защити меня. 2003. № 2. С. 3.

7. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

Н.А. Кот

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Перестройка и обновление высшего образования в Украине принципиально изменяет систему профессиональной педагогической подготовки специалистов. Чтобы отвечать требованиям времени, современный педагог высшей квалификации для системы дошкольного образования должен иметь не только базовые знания, умения и навыки, но и владеть инновационными технологиями, в первую очередь, в области физического воспитания дошкольников. Это обусловлено тем, что работа дошкольного образовательного учреждения должна быть направлена на укрепление психофизического здоровья ребенка, что невозможно без проведения инновационной деятельности. Поэтому выпускник специальности «Дошкольное воспитание» должен понимать приоритетность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, пытаться постоянно решать проблемы сохранения здоровья детей, улучшения уровня их физического развития и физической подготовленности путем внедрения в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Особую актуальность проблема подготовки будущего специалиста дошкольного образования к внедрению в практику ДОУ здоровьесберегающих технологий приобретает в связи с характерными для физического развития подрастающего поколения Украины тенденциями. Это

- морфо-психологические изменения процессов развития человека как биологической единицы, которые особенно остро обозначились на грани ХХ - ХХ1: ретардация, то есть завершение акселерации роста и развития; астенизация - увеличение количества лиц астенического телосложения; грацилизация - уменьшение широтных и охватных размеров тела, общей массы скелетной мускулатуры; андрогиния - стирание половых отличий; ювенилизация - увеличение количества людей с высоким уровнем интеллекта, слабой нервной системой и склонностью к интроверсии (В. Доскин, В. Зайцева, Х. Келлер, Н. Мураенко, Р. Тонкова-Ямпольская и др.);

- негативное влияние экологических (загрязнение воздуха, воды, повышения радиоактивного фона и т.д.), экономических (уменьшение количества дошкольных учреждений, ухудшения материального благосостояния семей и т.д.) и социальных (негативное воспитательное влияние семьи и микросоциальной среды, психическая депривация и т.д.) условий жизни современного ребенка;

- увеличение количества ослабленных, детей с низким ростом и дефицитом массы тела, отстава-

нием в биологическом развитии. Так, по данным Министерства здравоохранения Украины, около 80% новорожденных находятся в маргинальном состоянии между здоровьем и болезнью. Исследователи подчеркивают, что для ослабленного ребенка характерно снижение еже-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.