Научная статья на тему 'Оказание социально реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в условиях сельской местности (из опыта работы)'

Оказание социально реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в условиях сельской местности (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1631
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ / SOCIAL IMPLE-BILITATSIYA / CHILDREN WITH DISABILITIES / HEALTH CENTER SOCIAL ASSISTANCE TO FAMILIES AND CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зак Галина Георгиевна, Григорьева Марина Алексеевна

В статье поднимаются вопросы оказания социальнореабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в условиях сельской местности. Рассматриваются основные направления деятельности «Центра социальной помощи семье и детям» по оказанию социально-реабилитационной помощи и всех видов социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Ирбитском районе Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provision of social rehabilitative care to children with abilities and their families in conditions of rural areas (from experience)

In this article, raising questions yutsya provide social rehabilitation for children with disabilities health and the their families in rural areas. We consider the main lines of action "of the Centre of social assistance to families and de tyam" to provide social and rehabilitative care, and all kinds of social services for children with disabilities and health of their families in the area Irbit Sverdlov Oblast.

Текст научной работы на тему «Оказание социально реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в условиях сельской местности (из опыта работы)»

Зак Г. Г., Григорьева М. А.

Екатеринбург, Россия

ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНО -РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ СЕМЬЯМ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) УДК 364.4 ББК С9

Аннотация: В статье поднимаются вопросы оказания социально- реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в условиях сельской местности. Рассматриваются основные направления деятельности «Центра социальной помощи семье и детям» по оказанию социально-реабилитационной помощи и всех видов социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Ирбитском районе Свердловской области.

Ключевые слова: социальная реабилитация, дети с ограниченными возможностями здоровья, Центр социальной помощи семье и детям.

Сведения об авторах: Зак Галина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики.

Григорьева Марина Алексеевна, слушатель ФПК и ППРСО.

Место работы: Уральский государственный педагогический университет.

Контактная информация: 620017, Тел.: 3361439.

С момента принятия в 1995 г. закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», одним из основных направлений социальной политики в решении проблем инвалидности является комплексная

Zack G.G Grigor'eva M.A.

Ekaterinburg, Russia

PROVISION OF SOCIAL -REHABILITATIVE CARE TO CHILDREN WITH ABILITIES AND THEIR FAMILIES IN CONDITIONS OF RURAL AREAS (FROM EXPERIENCE)

Annotation: In this article, raising questions yutsya provide social rehabilitation for children with disabilities health and the their families in rural areas. We consider the main lines of action "of the Centre of social assistance to families and de tyam" to provide social and rehabilitative care, and all kinds of social services for children with disabilities and health of their families in the area Irbit Sverdlov Oblast.

Key words: social imple-bilitatsiya, children with disabilities Health Center social assistance to families and children.

About the author: Zach Galina G., Ph.D., assistant professor of special ne-pedagogy.

Grigoryeva, Marina A., listener FPK and PPRSO.

Place of work: Ural State Pedagogical University г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26.

реабилитация, которая включает в себя медицинскую, социальную и социально-профессиональную. Особое же значение имеет социальная реабилитация (от лат. socialis - общественный и позднелат. -

rehabilitation), которая рассматривается как включение ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей [2, с. 52].

С каждым годом все большую роль в процессе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья играют реабилитационные учреждения, которые оказывают медико-социальную, пси-холого-педагогическую, социальноэкономическую и иную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям [3, с. 30].

Однако для сельских районов проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья остаются актуальными.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в сельской местности, часто лишены вышеперечисленных видов помощи, в силу отсутствия на селе специальных реабилитационных учреждений и квалифицированных специалистов. В тоже время, низкий образовательный уровень родителей, незнание специальных приёмов воспитания и перспектив развития ребёнка, а так же несвоевременность обращения в специальные учреждения для ранней диагностики и выявления особых проблем у ребёнка приводят к тому, что дети оказываются в вынужденной изоляции от общества и сверстников [1, с. 12].

Для решения этой проблемы в Ирбитском районе Свердловской об-

ласти был создан «Центр социальной помощи семье и детям» (далее по тексту- Центр), цель которого - оказание социально-реабилитационной помощи и всех видов социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям Ирбитского муниципального образования.*

*Справка: По данным социального паспорта района, Центр обслуживает 23 территориальные администрации, в состав которых входит 107 населённых пунктов (из них: 20 сел, 10 поселков и 77 деревень); численность населения в районе составляет 34 125 человек, среди которых 7 880 детей; на территории района проживает 4 700 семей, из них 527многодетных*.

При организации социальнореабилитационной помощи семье в условиях сельской местности, специалисты Центра столкнулись с рядом трудностей, такими, как:

• протяжённость района;

• ограниченность транспортного сообщения не только с городом, но и с соседними населёнными пунктами;

• отдаленность от дома специализированных детских дошкольных и школьных учреждений.

Учитывая специфику жизненного уклада сельской местности, в целях реализации принципа доступности услуг жителям сел и деревень, в Центре получила развитие такая форма обслуживания, как «Выездная служба специалистов», основными видами деятельности

которой являются:

-юридическая помощь (консультирование по юридическим проблемам, содействие в их решении, оказание помощи в оформлении документов правового характера); -психологическая помощь (индивидуальное консультирование родителей и детей);

-педагогическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, выступления на родительских собраниях);

-социальная помощь (социальный патронаж семей, работа социального пункта проката, телефона доверия, организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья, содействие в трудоустройстве молодых инвалидов); -профилактическая работа (разработка мероприятий по снижению детской инвалидности).

Деятельность выездной службы специалистов состоит из нескольких этапов:

I этап-ознакомительный. На этом этапе выясняется перечень территориальных администраций и входящих в них сел и деревень. На каждую территориальную администрацию специалистами Центра разрабатывается социальный паспорт, устанавливаются контакты с главами администраций, директорами школ, заведующими детских дошкольных учреждений, медицинскими работниками.

Вместе с тем, формируется электронная база данных семей, имеющих детей с ограниченными

возможностями здоровья, наличие которой позволяет теоретически определить потребности в тех или иных видах помощи и обеспечить своевременное начало реабилитационного процесса. Затем проводится мониторинг социального положения и опрос семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с целью выявления трудностей.

II этап-подготовительный.

На данном этапе формируется состав выездной службы специалистов, в которую входят: юрист, специалист по социальной работе, педагог-психолог, дефектолог и др.

Для осуществления деятельности «Выездной службы специалистов» составляются совместные планы работы с детскими дошкольными и образовательными учреждениями, Центральной районной больницей и другими объектами социальной сферы в которых предусмотрены консультации, лекции для родителей, патронажи.

Каждому выезду специалистов предшествует большая подготовительная работа:

- согласование графика выездов с главами территориальных администраций;

- согласование времени выезда;

- подготовка объявления с регламентом работы «Выездной службы»;

- согласование времени патронажей; -уточнение заявки на оказание социальных услуг с администрацией образовательных учреждений.

III этап - практический. С

учётом индивидуальных особенностей ребёнка составляется карта социальной реабилитации, т.е., система мероприятий, направленных на развитие потенциальных возможностей ребёнка и семьи, в которой фиксируется весь процесс оказания социально-реабилитационной по-

мощи.

В карте социальной реабилитации выделяются следующие разделы: социально-медицинской и социально-психологической реабилитации; социально-педагогической и образовательной реабилитации;

адаптационного обучения; социокультурной реабилитации; реабилитации методами физической культуры; профессиональной реабилитации.

Социально-медицинская и социально-психологическая реабилитация предполагает:

- Восстановительное лечение (массаж и лечебная физкультура).

-Диагностику и консультирование узкими специалистами (логопедом, дефектологом, педагогом-психологом).

-Психологическую диагностику, консультирование и коррекцию нарушений психического, личностного и социального развития ребенка, его поведения, экстренную психологическую помощь по телефону в рамках службы «Телефон доверия», психологическую поддержку.

Социально-педагогическая и

образовательная реабилитация включает мероприятия обучающего

и воспитательного характера, определение образовательных интересов ребенка и его адаптацию к обучению. К мероприятиям социальнопедагогической реабилитации относятся:

- коррекционные и психокоррекционные занятия, тренинги, коррекционно- развивающее обучение, предоставление информации о различных образовательных учреждениях, их возможностях, условиях приёма и обучения.

Адаптационное обучение направлено на формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков самообслуживания. Данный вид социальной реабилитации включает:

-проведение социально-средовой и социально-бытовой диагностики; -адаптационное обучение (формирование навыков самообслуживания, обучение пользованию бытовыми приборами, техническими средствами реабилитации и т.д.); -трудотерапию.

Социокультурная реабилитация направлена на максимальное предоставление ребенку социокультурных услуг и создание условий для развития его творческой деятельности через привлечение к участию в конкурсах, выставках, фестивалях творчества и соревнованиях.

Реабилитация методами физической культуры решает задачи по адаптивной физической реабилитации (адаптивная двигательная реабилитация, адаптивная двигательная рекреация, адаптивное фи-

зическое образование, адаптивный спорт).

Профессиональная реабилитация решает задачи психологической поддержки и содействия профессиональному самоопределению. Профессиональная реабилитация включает определение профессиональных интересов и склонностей инвалида, оценку возможностей его профессионального обучения и трудоустройства, предоставление сведений о различных профессиях и видах трудовой деятельности.

Бесспорно, что основным институтом социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья выступает семья, поэтому по мере реализации мероприятий, предложенных в карте социальной реабилитации, специалисты встречаются с родителями для обсуждения достигнутых результатов, а так же анализа всех позитивных и негативных моментов, имевших место на разных этапах реабилитационного процесса.

Кроме того, оказание помощи семье осуществляется через важное направление деятельности Центра -надомный патронаж.

Надомный патронаж ребёнка с ограниченными возможностями предполагает:

-заключение договора на социальное обслуживание;

-анализ имеющейся информации о семье и об уровне развития ребёнка с ограниченными возможностями, при этом акцентируется внимание на степень сохранности

эмоционально-волевой, интеллектуальной сферы ребёнка и насколько ограничения жизнедеятельности затрудняют его развитие;

-оказание помощи родителям в воспитании ребенка и преодолении педагогических ошибок, конфликтных ситуаций с детьми, межличностных и внутрисемейных конфликтов; -консультирование родителей по психолого-педагогическим вопросам.

Эффективности реализации вышеперечисленных мероприятий способствует издание и распространение Центром информационных брошюр, листовок и памяток, которые помогают родителям, другим членам семьи и окружающим людям приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для организации продуктивной жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья; рассказывают о том, как в домашних условиях родители могут осуществлять реабилитационные мероприятия с ребенком и убеждают их в правильности действий специалистов; формируют у детей уверенность в своих силах, а у окружающих-

толерантность.

С целью профилактики первичной инвалидности, в центре ведётся работа с детьми, не имеющими категорию «ребёнок-инвалид», но испытывающими трудности адаптации, обучения, воспитания и нуждающимися в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи.

Ежегодно Центр участвует в проведении социально значимых мероприятий в сфере семейной политики, проводимых под эгидой министерства социальной защиты населения Свердловской области. На базе Центра проходит первый этап Фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы всё можем». Целью проведения Фестиваля является создание условий для раскрытия творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной реабилитации средствами культуры, искусства и помогает детям проявить себя, раскрыть свои творческие возможности.

Кроме того, ежегодно Центр проводит месячник, посвященный Международному дню инвалида, в рамках которого для детей с ограниченными возможностями здоровья организуются конкурсы рисунков и поделок, спортивные мероприятия, посещения музеев, театров и выставок, проводятся благотворительные мероприятия.

Таким образом, на фоне быстро развивающихся инновационных технологий по оказанию социальнореабилитационной помощи, применяемых пока в основном в городах, очень важно не забывать и способствовать тому, чтобы все услуги, гарантированные законодательством, были доступны в равной степени, как в городе, так и в сельской местности.

Литература

1. Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями в областных государственных учреждениях социального обслуживания семей и детей Свердловской области: материалы областного семинара 3

- 5 июля 2006г. Екатеринбург: Издательство Калинина Г.П., 2006. - 44с.

2. Словарь - справочник по

специальному образованию [Текст] : / авторы-сост. О.Л.

Алексеев, В.В. Коркунов, И.А. Филатова - Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. -192 с.

3. Ткачева, В.В. К вопросу о создании системы психологопедагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева // Дефектология. - 1999. -№ 3. - С.30 - 36.

© Г. Г. Зак,

М. А, Григорьева, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.