Научная статья на тему 'Рекомендации к работе с семьей, воспитывающей детей с отклонениями в развитии'

Рекомендации к работе с семьей, воспитывающей детей с отклонениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2859
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / ПОМОЩЬ / СЕМЬЯ / ОБУЧЕНИЕ / FAMILY EDUCATION / DEVELOPMENT / SUPPORT / CHILDREN WITH DEVIATIONS IN DEVELOPMENT / FAMILY / EDUCATION / AID

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочеткова Татьяна Валерьевна

эта проблема очень актуальна, т.к. в последнее время наблюдается рост числа новорожденных и детей раннего возраста, которые попадают в группу риска, и часть из них впоследствии станет инвалидами. По мере роста и развития ребенка с патологией, в семье возникают все новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители не подготовлены. Вследствие этого помощь является необходимой таким семьям на всех этапах жизни ребенка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации к работе с семьей, воспитывающей детей с отклонениями в развитии»

Рекомендации к работе с семьей, воспитывающей детей с отклонениями в развитии Кочеткова Т.В.

Кочеткова Татьяна Валерьевна / Kochetkova Tat'jana Valer'evna - учитель, отделение психолого-педагогической реабилитации, Государственное казенное учреждение Детский дом-интернат №15 ЗАО, г. Москва

Аннотация: эта проблема очень актуальна, т.к. в последнее время наблюдается рост числа новорожденных и детей раннего возраста, которые попадают в группу риска, и часть из них впоследствии станет инвалидами. По мере роста и развития ребенка с патологией, в семье возникают все новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители не подготовлены. Вследствие этого помощь является необходимой таким семьям на всех этапах жизни ребенка.

Abstract: this issue is very relevant, because in recent times, an increasing number of newborns and infants who are at risk, and some of them will eventually become disabled. As growth and development of children with pathology in the family there are more stressful situations, new problems, the solution that parents are not prepared. Consequently, care is needed in such families at all stages of a child's life.

Ключевые слова: семейное воспитание, развитие, сопровождение, дети с отклонениями в развитии, помощь, семья, обучение.

Keywords: family education, development, support, children with deviations in development, aid, family, education.

Создание единой системы раннего выявления и коррекции отклонений развития детей предусматривает проведение целенаправленной государственной политики в этой области и разработку законодательных актов в целях преодоления межведомственных и междисциплинарных барьеров.

Задача системы - разработка и апробация различных моделей скринингового и углубленного дифференцированного обследования всех детей первого года жизни для выявления детей с подозрением на отклонения в развитии и оказания разнообразных форм психолого-педагогической и социальной помощи им и их семьям.

Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии должна включать в себя четыре основных блока [20, с.17].

Первый блок - скрининговое обследование детей первого года жизни. Оно предполагает, прежде всего, разработку карт факторов риска в развитии ребенка. Карта должна заполняться в роддоме с отметкой о наличии фактора риска в выписке, затем передаваться в поликлинику по месту жительства до проведения систематических наблюдений за развитием ребенка, его обследования. При первом же подозрении на отклонение или замедленный темп в развитии, ребенок должен направляться на комплексное медико-психолого-педагогическое обследование.

Основная задача блока - выявление детей с подозрением на то или иное отклонение в развитии. Для ее успешного решения необходимо совместно с Министерством здравоохранения разработать и апробировать:

- карты факторов риска в развитии ребенка;

- скрининговые методики обследования нервно-психического развития ребенка первого года жизни;

- процедуру обследования детей и наблюдения за их развитием;

- эффективные и недорогие технические средства скрининг - диагностики.

Второй блок - дифференциальная диагностика, которая осуществляется в детских поликлиниках, специализированных центрах, больницах. Ее задача - выявление отклонения в развитии, уточнение структуры дефекта, определение возможностей медицинского воздействия и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка.

Дифференциальная диагностика нуждается в дальнейшем совершенствовании методик и приобретении новейшего оборудования, однако даже те методы и оснащение, которые уже есть, позволяют решать задачи блока достаточно успешно.

Третий блок - медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии. Необходимо разработать и апробировать разнообразные организационные формы коррекционного воздействия. Так, для детей с нарушениями ЦНС, интеллектуальными и речевыми проблемами, коррекционное обучение целесообразно организовывать именно в детских поликлиниках по месту жительства, дополнив их штаты учителями - дефектологами, работающими с детьми раннего возраста. Дети же с сенсорными нарушениями, проблемами в эмоциональном развитии, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта и др. столь специфичны, что с раннего детства требуют специализированной помощи. Необходимо создать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную в профильных медицинских и медико-психолого-педагогических (реабилитационных) центрах. Последние могли бы курировать оказание помощи ребенку по месту жительства, в частности занятия с учителем-дефектологом поликлиники.

Целесообразно также расширять такие новые формы коррекционного воздействия, как группы надомного обучения и кратковременного пребывания при специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях. Необходимо предусмотреть в этом блоке и такое важное звено, как ежегодное углубленное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка (на первом году жизни, желательно не реже 2 раз в год) с целью уточнения структуры нарушения, определения эффективности реабилитационных мероприятий и направлений дальнейшего коррекционного медико-психолого-педагогического воздействия.

Создание системы раннего выявления, коррекция отклонений в развитии и ее функционирование требует особого внимания к подготовке кадров.

Четвертый блок - создание обоснованной, скоординированной государственной программы подготовки и переподготовки специалистов для системы раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.

Необходимо, в частности, организовать целенаправленную подготовку учителей-дефектологов (на дефектологических факультетах педагогических университетов и институтов, через курсы повышения квалификации и т.п.) к работе с детьми раннего возраста, к оказанию коррекционной помощи в разных формах.

В настоящее время от любых инноваций ждут экономического эффекта. К сожалению, данная программа, как и все, что связано с интересами ребенка с проблемами, не отвечает этому требованию. В ходе ее проведения количество детей с отклонениями в развитии будет увеличиваться за счет «невыявленного резерва». Сама реализация системы раннего выявления и коррекции нарушений в развитии в полном объеме будет достаточно дорогостоящей (включая современные технические средства диагностики и коррекции). Вместе с тем у части детей будут преодолены те или иные отклонения, часть детей будет подготовлена к воспитанию и обучению в массовых общеобразовательных учреждениях. Но и в этом случае дети с достаточно выраженными отклонениями в развитии (например, со средними и тяжелыми нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) будут нуждаться в постоянном психолого-педагогическом сопровождении и систематической коррекционной помощи.

Раннее медико-психолого-педагогическое вмешательство позволит ослабить, а в отдельных случаях и предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии, поможет вырастить человека, способного активно участвовать в жизни общества. Главный экономический эффект - не в уменьшении количества различных специальных учреждений, а в снижении последствий увеличения численности инвалидов.

Раннее вмешательство строится на замечательных научных открытиях о формировании мозга и психики. Оказалось, что уже у новорожденного действуют сложные программы наблюдения и исследования среды. С помощью этих программ ребенок получает и организует информацию. У него формируются понятия и правила, касающиеся как внешнего мира, так и собственного поведения. Создается и начинает использоваться язык.

Обнаружено также, что связи между нейронами высших отделов мозга, реализующих обработку информации, генетически заданы. Они создаются в период бурного роста мозга, который начинается у ребенка примерно в двухмесячном возрасте. Но для сохранения и укрепления этих связей необходимо поступление соответствующей информации. Иначе эти связи быстро разрушаются. Таким образом, и структура, и объем мозга, и интеллект ребенка критически зависят от жизненного опыта, получаемого им в период первых трех лет жизни.

Понятно, что для общения необходим партнер. Таким партнером и является обычно мать ребенка. Она же определяет характер и разнообразие среды, в которой живет ребенок. Получается, что материнское поведение имеет решающее значение для раннего психического (интеллектуального, речевого, социального) развития ребенка. А само материнское поведение зависит от взглядов и знаний матери, от ее чувств к ребенку, от условий существования семьи и т.д. В.В. Юртайкиным, П.Л. Жияновой, А.М. Казьминым и А.Л. Рева была организована экспериментальная служба, направленная на поддержку ранней реабилитации детей в условиях семьи с целью их дальнейшей подготовки к интеграции в общественные образовательные учреждения.

Попытаемся кратко описать основные цели и задачи такой службы, содержание ее работы, возможную структуру и формы ее организации.

При организации службы преследовали следующие цели:

- максимально приблизиться к нуждам семьи, в которой появился ребенок с ограниченными возможностями;

- стимулировать, насколько это возможно, ответственность родителей за уход и воспитание собственного ребенка;

- акцентировать в сознании членов семьи и общества в целом достоинства психолого-педагогических средств решения возникшей проблемы, не упуская из вида и ее медицинские аспекты;

- осуществить на практике мультидисциплинарный подход к оказанию реабилитационной помощи ребенку.

Исходя из этих целей, служба решала следующие задачи:

1. Занималась разработкой и апробацией различных методов раннего выявления диагностирования психомоторных нарушений и оценки уровня развития ребенка.

2. Осуществляла конкретную психолого-педагогическую помощь детям с проблемами развития и одновременно создавала методики организации занятий с ребенком в условиях семьи и обучения родителей и других членов семьи навыкам взаимодействия с ребенком и методам коррекционной работы.

3. Отрабатывала способы организации работы адаптационной группы, где ребенок после 2,5-3-х летнего и преимущественного пребывания дома начинает делать первые шаги в направлении социальной адаптации и интеграции в условиях общественного дошкольного учреждения.

4. Организовала библиотеку учебных пособий и игрушек, используемых для коррекционных воздействий во время работы с детьми в семье и на занятиях в адаптационной группе.

5. Создавала условия для вхождения родителей в работу службы, включая организацию семинаров и дискуссионных групп, занятия в которых проводятся не только специалистами, но и родителями, имеющими опыт воспитания детей с особенностями развития.

6. Создавала комплект научно-методической литературы и видеоматериалов, предназначенных для ознакомления родителей и специалистов с различными аспектами реабилитационной работы и процесса развития ребенка в условиях семьи и общественного дошкольного учреждения.

Основными методами, позволяющими решать поставленные перед службой задачи и одновременно подчеркивающими ее отличительные особенности, являлись:

1. Согласованная и координированная работа группы специалистов различного профиля - психолога, педагогов-дефектологов, имеющих опыт работы с детьми с различными типами нарушений хода психического развития, специалистов по кинезитерапии (развитию движений), социального работника, детского педиатра, невропатолога и др.

2. Активное вовлечение родителей в работу с детьми. Педагог, посещающий семью, является домашним учителем всей семьи, обучающим всех ее членов способам общения и стимуляции развития ребенка.

3. Коррекционное взаимодействие с ребенком осуществлялось не в виде специально организованных занятий, а выстраивалось на основе создаваемой в семье или адаптационной группе коммуникативно-предметной развивающей среды и организации условий, способствующих коррекции отклонений в развитии и предупреждающих вторичные нарушения психической деятельности.

4. Вся работа с ребенком и родителями строилась исходя из возможностей последующей интеграции ребенка, то есть в координации с другими учреждениями и службами.

5. В группу детей, с которыми имеет дело служба, как правило, входили дети с множественными нарушениями центральной нервной системы, то есть дети, которым не находилось места в специализированных дошкольных или медицинских учреждениях.

Функционирование службы ранней коррекционной помощи детям в условиях семьи позволило добиться следующих результатов:

1.Без больших затрат (что оказывается возможным благодаря тому, что работа службы в основном проводится в семьях) решить проблему своевременного оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с отклонениями в развитии.

2.Подготовить ребенка к последующей интеграции.

3.Помочь родителям научиться навыкам правильного взаимодействия с ребенком и приемам и способам коррекционно-педагогического воздействия на него с целью достижения большей самостоятельности и независимости как ребенком, так и семьей в целом.

4.Отработать модель организации подобной службы на территории муниципального округа.

Работа службы строилась по четырем основным направлениям, каждое из которых требовало участия вполне определенного состава специалистов.

Первое направление работы представляло собой надомную форму работы с ребенком, нуждающимся в оказании специализированной психолого-педагогической помощи (домашнее визитирование).

Специалист (это может быть психолог, педагог-дефектолог, социальный педагог, невропатолог) приходит в семью с различной частотой, зависящей от возраста ребенка и его реабилитационных потребностей. Содержание его работы включает в себя различные формы стимуляции психомоторного развития детей и обучения родителей способам ухода и активной поддержки развития ребенка в домашних условиях, оказания семье социально-психологической помощи, предоставления семье различного рода консультативных услуг.

Занятия с ребенком проводятся совместно с родителями, причем контакт с ребенком должен быть естественным, игровым. Родителям рассказывается, что они должны делать в период между посещениями. Желательно, чтобы каждый раз возникал диалог между специалистами и родителями, поддерживалась атмосфера равноправного взаимодействия и партнерства. При первых контактах родителей знакомят с принципами и задачами работы службы; составляется контракт между родителями и службой ранней помощи; записываются данные о семье. В дальнейшем специалист составляет рапорты и отчеты о посещении семьи, ведет записи, составляет лист развития ребенка. Эти записи используются затем в контактах с врачом, который лечит ребенка, и помогают корректировать педагогический процесс.

Позднее, после достижения ребенком определенного уровня развития и возраста, становится возможным включение его в адаптационную группу, которая составляет другое направление работы отдела.

Второе направление работы, без которого невозможен переход от домашних, по преимуществу, форм работы с детьми к их последующему воспитанию и обучению в условиях общественных дошкольных учреждений, заключается в создании специальной, адаптационной группы, основная функция которой как раз

заключается в создании компенсирующих, щадящих условий для детей с тяжелыми формами нарушений психической деятельности, с которыми осуществлялась коррекционная работа на этапе их раннего развития, с целью последующей интеграции этих детей в обычные группы и классы.

Адаптация детей с тяжелыми формами психомоторного недоразвития различного генеза должна осуществляться поэтапно с постепенным увеличением как состава группы, так и времени пребывания детей в помещении общественного дошкольного учреждения общего типа. Однако при всех обстоятельствах это время не должно выходить за рамки первой половины дня. Вторым важным условием адаптации является присутствие и, по возможности, участие родителей в занятиях с детьми с постепенным сокращением этого времени и использования оставшейся части для повышения уровня их педагогической грамотности. С этой целью для родителей организуется постоянный семинар с обсуждением насущных проблем организации жизни в семьях, где воспитываются данные дети. Для родителей организуется также специальный тренинг по обучению основным принципам, формам и содержанию стимуляции развития детей с особыми проблемами.

Состав этой группы не должен превышать 6 человек в возрасте от 3 до 5 лет. Непосредственную коррекционно-педагогическую работу с детьми этой группы как дома, так и на территории учреждения осуществляют 2 педагога-дефектолога.

Третье направление работы представляет собой создание и организацию постоянно действующей медико-психилого-педагогической консультационной службы для детей дошкольного возраста, живущих на территории муниципального округа.

Последнее, четвертое направление работы состоит в обеспечении психолого-педагогической коррекционной работы, включая работу родителей, соответствующими учебно-методическими пособиями и игровым материалом. Практически это выражается в создании так называемой библиотеки игрушек. Для организации этой работы нужен педагог-дефектолог, знающий специфику реабилитационной деятельности с различными группами детей с особенностями развития.

Желательно, чтобы служба ранней помощи была неправительственной организацией при условии юридической и финансовой поддержки ее со стороны официальных органов, так как в этом случае она может функционировать значительно более гибко, мгновенно откликаясь на потребности семьи. Вторая значительная проблема, которую будет необходимо решать в случае распространения такого рода служб - это подготовка соответствующих кадров. Но данная проблема может быть решена без особых затрат, если опять-таки служба, будучи легализованной, останется неправительственной организацией, что позволит привлечь к работе в ней заинтересованных специалистов, переквалификация которых тем самым осуществляется естественным образом внутри самой службы, где, как отмечалось, эта задача выступает в качестве одной из основных.

Как указывает В.В. Ткачева, раннее педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, ставит своей целью переструктурирование иерархии жизненных ценностей матери путем приобщения ее к работе с ребенком через возможность личного участия в его развитии. Мать больного ребенка обучается с помощью специалиста определенному набору специальных методических приемов, используемых в практике коррекционной педагогики. Достижение психотерапевтического эффекта осуществляется вследствие личного участия матери больного ребенка в его образовательно-воспитательном процессе, т.е. психологическое воздействие осуществляется средствами педагогики. Этот процесс проводится под руководством психолога с помощью педагогических и психологических средств. Реализация этой задачи предполагает проведение психологом индивидуальных занятий с ребенком, в которых участвует и его мать. [21, с. 38]

В процессе ведения занятий с больным ребенком и его матерью психолог ставит перед собой следующие цели:

1) обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

2) обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности аномального ребенка;

3) коррекция внутреннего психологического состояния матери;

4) коррекция взаимоотношений между матерью и ее ребенком.

Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:

- коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких, как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой, и формирование продуктивных форм взаимоотношений в социуме;

- формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем («Он у меня такой же, как и все»), и позиции противопоставление себя социуму и переходу в позицию взаимодействия («А как его научить? Я не умею?»);

- постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка («Нет, из него никогда ничего не получится»);

- постепенное исключение ожидания чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым, переориентировка матери с позиции бездействия и ожидания чуда на позицию деятельности с ребенком;

- коррекция взаимоотношений с ребенком (из взаимоотношений, характеризуемых как гиперопека или гипоопека, к оптимальным взаимоотношениям);

- коррекция внутреннего психологического состояния матери: состояние переживания неуспеха, связанное с психофизической недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его «маленьких» успехов;

- переконструирование иерархии жизненных ценностей матери больного ребенка (ценно только то, что он есть, а не то, каков он; ценно также то, что он любит мать, а мать любит его);

- осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания ею с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за его недуг в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;

- повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка;

- трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.

Форма работы.

1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

2.Конспектирование матерью уроков, проводимых психологом.

3.Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

4.Чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.

5.Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

Этапы психолого-педагогической работы.

В работе психолога с матерями можно выделить три этапа.

Первый этап направлен на привлечение матери к учебно-образовательному процессу ребенка. Психолог должен убедить мать больного ребенка в том, что именно в ней очень нуждается ее малыш, что, кроме нее, этим процессом заняться некому.

Второй этап. Формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Психолог показывает матери возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает психолог.

Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.

Первой ласточкой в решении проблемы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии явилась программа «Маленькие ступеньки», изданная в 2001 году (в центре внимания этой программы - дети с синдромом Дауна). Программа «Маленькие ступеньки» - очень объемная, т.к. в ней содержатся все знания, необходимые для построения и проведения занятий с ребенком от рождения до пяти лет, изложены основы современного педагогического подхода к детям с отклонениями в развитии. Интересно отметить некоторые принципиальные положения, которые легли в основу этой программы:

Учиться могут все дети. Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии учится медленнее, однако он (или она) может учиться.

Детям с отклонениями в развитии необходимо овладеть всеми навыками, которые смогут помочь им в играх, в общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости, и, наконец, стать частью общества.

Родители, как педагоги, играют самую важную роль.

Эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребенка. Занятия нужно начинать прямо с момента установления диагноза или обнаружения трудностей в развитии. Отсюда термин - «ранняя педагогическая помощь».

Эффективность обучения обеспечивается хорошо продуманной системой оценок и методик.

Все дети разные, и все семьи разные. Эффективная программа должна удовлетворять как потребностям ребенка, так и потребностям семьи.

Решению очень многих вопросов в проблеме раннего медико-психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, способствовало бы создание территориальных центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Во-первых, создание территориальных центров максимально приблизит необходимых специалистов к нуждающимся в их помощи детям (особенно это касается детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) и, соответственно, исчезнет наболевшая проблема с транспортировкой таких детей, т.к. в центр можно будет добраться на инвалидной коляске. Во-вторых, в центре должна будет собираться вся информация о том, где можно получить консультацию по любому инвалидизирующему диагнозу (в том числе и о новых методах лечения). Следовательно, родителям новорожденных детей с тяжелыми диагнозами будет куда обратиться со своими вопросами и не терять драгоценное время. В-третьих, в центре должны работать те специалисты, в которых дети раннего возраста действительно нуждаются и помощь которых они практически не получают: дефектологи, логопеды, психологи, массажисты, специалисты ЛФК. Периодически в центре должны проводиться консультации врачей-специалистов, которые будут давать дальнейшие

рекомендации по лечению и обучению детей. В-четвертых, в центре необходимо организовать группу присмотра, где под наблюдением воспитателя можно оставить ребенка на несколько часов в день. Это поможет разгрузить матерей детей-инвалидов (особенно актуально это для матерей-одиночек), позволит им сходить в магазин, выписать лекарства, оформить документы, да и, возможно, посетить выставку, сходить в кино. В-пятых, территориальные центры помогут создать рабочие места для матерей детей-инвалидов (воспитатель, массажист, уборщица и т.д.). В-шестых, общение с другими родителями детей-инвалидов и с психологом поможет снять стресс, даст возможность матери больного ребенка почувствовать, что она не одинока. В-седьмых, занятия с детьми-инвалидами в таких центрах помогут решить вопрос о дальнейшем устройстве детей в соответствующие дошкольные и школьные учреждения. Все перечисленные плюсы таких центров просто лежат на поверхности. Если они будут созданы и начнут действовать, то, я думаю, появятся дополнительные положительные моменты. Необходимо отметить, что в некоторых районах уже фактически существуют такие центры при Управах округа, но работа в них не ведется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо срочно заняться решением вопроса создания территориальных реабилитационных центров, а в уже существующие - вдохнуть жизнь!

Литература

1. АзаровЮ.П. Семейная педагогика. Серия «Мастера психологии». СПб.: Издательство «Питер», 2011, 400 с.

2. Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Дис. канд. пед. наук. Москва, 1999, 189 с.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999, 208 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999 , 375 с.

5. Антонов В.В. О роли контакта с матерью в психическом развитии ребенка // Невропатология и психиатрия. 1975. № 10./Аркин А. А. Родителям о воспитании. М., 1957.

6. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: Научная библиотека диссертаций и авторефератов. Красноярск, 2000.

7. Венгер А.Л. Родители просят совета. Серия: Народный университет. Педагогический факультет. М.: Издательство «Знание», 1981, 96 с.

8. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980, 136 с.

9. Курганская JI.O. Влияние семьи на взаимодействие дошкольника со сверстниками. Киев, 1989, 151 с.

10. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991, 176 с.

11. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни: проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978, 184 с.

12. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Магомедова А.Н. Роль семьи в социализации личности детей с ограниченными возможностями развития. М.: СМУР «Academa», 2008, 180 с.

13. МамайчукИ.И., Киреева JI.A. Психолого-педагогическая помощь семье. М.: Просвещение, 1986, 57 с.

14. Маркова Т.А. Влияние семьи и семейного воспитания на формирование личности ребенка-дошкольника//Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца и Т.А.Марковой. М., 1980, 279 с.

15. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2003, 408 с.

16. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990, 160 с.

17. Раку А.И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся/Под ред. Х.С. Замского. Кишинев: Штиница, 1982, 143 с.

18. Семаго М.М. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития. М.: Просвещение, 1992, 154 с.

19. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологии консультирования/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989, 180 с.

20. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. М.: Парадигма, 2010, 72 с.

21. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: Научная библиотека диссертаций и авторефератов. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.