Научная статья на тему 'Социальное партнерство в решении проблем детей с ограниченными возможностями здоровья'

Социальное партнерство в решении проблем детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2302
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ В СОЦИУМ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIAL ADAPTATION / INTEGRATION IN SOCIETY / SOCIAL-PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аргунова Тамара Прокопьевна

В статье раскрывается педагогическое обеспечение социального партнерства семьи, образовательных учреждений, межведомственных структур по интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в сельский социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social partnership at the desision of disabled children

There is pedagogical equipment of social partnership, educational establishments, interdepartmental structures of childrens' integration with disabled children at rural partnership.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в решении проблем детей с ограниченными возможностями здоровья»

летию проф. Н. Н. Трауготт / Отв. ред. М. Г. Храковская. - СПб.: Изд-во «Акционер и К°», 2004. - 356 с. - С. 247-259.

3. Разумовская, О. Л. Диагностика интеллекта младших школьников средствами рисуночного метода [Текст]: дис. .. .канд. психол. наук / О. Л. Разумовская. -2001. - 189 с.

4. Савельева, Л. В. Проблема реализации познавательного потенциала младших школьников в начальном языковом образовании (на примере обучения орфографии) [Текст]: монография / Л. В. Савельева. - СПб.: Наука, САГА, 2006. -176 с.

5. Юрьева, Н. Т. Типообразующие отношения креативности и стратегического мышления (Психофизиологические предикаторы) [Текст]: дис. .канд. психол. наук / Н. Т. Юрьева. - Уфа, 2004. - 161 с.

6. Чекрякова, С. В. Взаимосвязь самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему [Текст] / С. В. Чекрякова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 401-409.

УДК 374:37.013.8

Т. П. Аргунова, T. P. Argunova.

Руководитель Центра психолого-педагогической, медико-социальной помощи (сопровождение) Мегино-Кангаласского района, аспирант заочного отделения Якутского государственного университета республики Саха (Якутия), [email protected], Якутия

Is the leader of psycological-pedagogical, medical-social accompaniment center of megino-Kangalassky region, the candidate of absential department at Yakut State University of Sakha Republic [email protected]

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Анализ философских трудов об условиях и факторах развития человека показал, что в философской мысли ХХ в. получило распространение новое понимание человека, суть которого заключается в его «ускоренности в бытии» и «межчело-веческих связях».

Мысль об «укорененности в бытии» в известной степени уточняет положение о том, что человек - социальное существо. Образ жизни, традиции быта, хозяйствования обуславливают целостное, личностное формирование человека, его мировосприятие. По мнению В. А. Лекторского, как социальное существо человек свою индивидуальность формирует и свободно самореализует только через отношения с другими в социуме. Другими словами, родная стихия, формируя личность, делает качества и свойства человека адекватными ее условиям.

В данном контексте М. М. Бахтин считает, что человек существует не потому, что мыслит, сознает, а потому, что отвечает на обращенный призыв другого человека.. Так он отмечает, что «диалог - это не внешняя сеть, в которую попадает индивид, а единственная возможность самого существования индивидуальности, то есть то, что затрагивает его внутреннюю сущность» [2]. Этой же точки зрения

придерживается и В. А. Лекторский: «Межчеловеческая коммуникация, диалог являются не чем-то внешним для индивида, а относятся к глубинной структуре его индивидуальности, его сознания и его «Я» [1]. Таким образом, общение, контакты людей друг с другом, как справедливо подчеркивают философы, являются одним из существенных факторов их личностного становления. Все это определяет одно из философских обоснований формирования и развития личности.

В целом, личностные качества развиваются под влиянием социальных факторов, т. е. развитие личности зависит от среды, которую представляют социум, его обитатели, организации и учреждения, и целенаправленное воспитание, осуществляемое системой образования. Школа - социально-педагогическая система, призванная выполнять социально задаваемые функции и цели, хотя не является единственным фактором воспитания молодого поколения. Как открытая система она функционирует, совершенствует свою деятельность под влиянием природных, социальных, экономических и других факторов.

Организация педагогического процесса в школе определяется на основе таких положений, как «личность формируется в контексте общечеловеческой культуры», «человек - представитель конкретного этноса, являющегося частицей одного организма человеческого», «формирование его психологических свойств, личностных качеств происходит в заданных жизненных ситуациях в соответствии с установившимися общественными и межчеловеческими связями». Обеспечение открытости системы образования при сохранении ее внутренней целостности возможно при социальном партнерстве с общественными и государственными структурами.

На всех этапах своего развития человеческое общество не было безразличным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств личности. Ретроспективный взгляд на отношение государства и общества к человеку с дефектом развития обнаруживает, в частности, в древней Греции и Риме, дискриминационное отношение к человеку с отклонениями, распространенность мнения о «ненужности» ущербных людей и бессмысленности их существования. Впоследствии в эпоху Возрождения возникают и развиваются гуманистические тенденции, и постепенно дети с нарушениями в развитии стали находиться в сфере внимания общества, получая определенную поддержку Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют от общества особого внимания. Активизация общественной помощи к данной категории детей рассматривается не только как проявление гуманности, но и как социальная необходимость.

Формирование личности ребенка, имеющего отклонения в развитии, по Л. С. Выготскому, «.должно быть подчинено социальному, должно быть увязано с ним и даже больше - органически слиться с ним, войти в него как составная часть. Надо воспитывать не дефективного, но ребенка, прежде всего.

Социальное воспитание победит дефективность» [3]. Социальное воспитание, социальная реабилитация неотделимы от процесса преодоления или ослабления недостатков, лежащих в основе своеобразия личности. Процесс формирования, становления ребенка как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс влияние посредством разных социальных факторов. В содержании социальной адаптации детей с нарушениями в развитии на передний план выдвигается создание необходимых условий для интеллектуального, морального, культурного, физического развития ребенка. Речь идет о социальной реабилитации данной категории детей.

При этом эффективность социальной реабилитации данной категории детей определяется отношением к ним не как объектам обременительной благотворительности, не как к объектам жалости, а как к лицам, которые способны и имеют возможность к развитию, обладают всеми человеческими правами. На основе данных установок осуществляется социальное воспитание в аспекте партнерства семьи, образовательных, производственных, общественных учреждений и организаций. Такое партнерство обеспечивает социальную реабилитацию детей с отклонениями в развитии, на которое возлагается задача восстановить их социальный статус и включить в систему общественных отношений. Опытная работа проводилась нами в системе управления образованием Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия), что схематически представлено в виде схемы (рисунок).

В республике в целом интеграция детей-инвалидов при социально-педагогическом сопровождении остается проблемной. Для ее решения в Мегино-Канга-ласском районе по программе опытной работы организован Центр психологопедагогической, медико-социальной помощи, который занимается интеграцией детей-инвалидов в социум. Концептуальной идеей проводимой работы является объединение усилий семьи, общественных, государственных структур в решении проблем детей-инвалидов на основе социального партнерства:

- с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, с отделом семьи и детства с Комитетом семьи и детства Республики Саха (Якутия);

- с дошкольными образовательными учреждениями, со школами, с Управлением образования, с Министерством образования республики;

- с детской поликлиникой, с кабинетом планирования семьи, Управлением здравоохранения, Министерством здравоохранения республики;

- с обществом инвалидов, с Управлением труда и социальной защиты, с Министерством социального развития и труда;

- с муниципальными администрациями Мегино-Кангаласского района.

- с высшими учебными заведениями, с Институтом национальных школ, с Институтом повышения квалификации работников образования, Национальным центром медицины и с другими учреждениями республики.

Вся деятельность Центра проводится на основе определенных принципов:

- государственная гарантия социальной поддержки и реабилитационной помощи детям-инвалидам;

- гуманизация и демократизация образования - предоставление равных прав и возможностей образования, развития детям-инвалидам;

- комплексный подход к интеграции в общество детей- инвалидов, обеспечение эффективных условий социальной реабилитации;

- открытость и доступность информации о ходе и результатах социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрим содержание проводимой Центром соответствующей работы.

Совместная работа с семьей: Из 175 семей, имеющих детей-инвалидов, охваченных обследованием в районе, полных - 109 полных, без матери - 5, без отца -59 и 2 семьи - опекуны. Выявлен низкий уровень материального положения семей, основной доход от подсобного хозяйства, 35% отцов не имеют постоянной работы, 50% матерей ухаживают за своими детьми, не выходя из дома.

Организация социального партнерства

Появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе, многими расценивается как катастрофа, но в районе не наблюдается отказ родителей от детей. Обследование отношения родителей к своим детям показало:

1. Родители проявляют заботу и стараются помочь своему ребенку, входя в контакт со специалистами Центра и медицинскими работниками. В основном это - родители с высшим и со средним специальным образованием. Если в начале

деятельности Центра таких родителей было мало (около 30%), то сегодня почти все родители стараются пройти своевременное диагностирование и получить коррекционную помощь в реабилитационных центрах республики и за ее пределами.

2. Родители (около 10%) отрицают, что ребенок страдает дефектом. К сожалению, они не занимаются воспитанием своих детей, ведут аморальный образ жизни.

3. Родители (около 30%) чрезмерно опекают, охраняют ребенка, стараются за него все сделать, в результате ребенок долго находится на инфантильном уровне.

4. Родители (около 30%) дефект ребенка считают позором, проявляя отрицательное и безразличное отношение к нему.

Опытная работа проводилась, исходя из того, что первые уроки взаимодействия с людьми ребенок получает в семье, и роль семьи в развитии ребенка является основополагающим. Эффективной формой повышения педагогических знаний родителей и овладения ими оптимальными технологиями воспитания ребенка-инвалида в процессе опытной работы стала « Школа для родителей». Она проводит занятия на дому и в Центре, с привлечением специалистов здравоохранения, социальной защиты, образования, отдела занятости и др. Обмен опытом, контакт с людьми, имеющими аналогичные проблемы, и взаимоподдержка позволяют родителям избавиться от чувства незащищенности, осознавать, что все люди имеют право на существование, на любовь, независимо от природных данных.

Приспособление ребенка с ограниченными возможностями к социальной среде

- процесс сложный, требующий совместных усилий семьи и социума. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в учебную и трудовую деятельность и многое другое.

Работа с дошкольными учреждениями. Программа опытной работы предусматривает создание в Центре дошкольной группы для детей- инвалидов, которая работает на основе договора о совместной деятельности с дошкольными учреждениями. Содержание деятельности в этом направлении разноплановое:

- осуществление ранней социальной и образовательной адаптации и интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей;

- организация социально- педагогического, медико-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями;

- оказание необходимой коррекционно-развивающей поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы;

- обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической, моральной поддержки.

Как показала опытная работа, совместное пребывание детей-инвалидов со сверстниками способствует социальной адаптации и интеграции в общеобразовательную среду.

Работа с общеобразовательными школами. Дети-инвалиды начальных классов (домашнего обучения) учатся в Центре, где они получают комплексное сопровождение: устанавливается связь ребенка с классом школы, он посещает мероприятия, организуемые в классе, участвует на концертах, выставках и т. д. Так подготавливается возможность принятия ребенка-инвалида учащимися, и дети-инвалиды,

общаясь с другими детьми, легко проходят процесс адаптации и интеграции в детский коллектив.

С целью наиболее полного обеспечения условий для обучения и воспитания детей-инвалидов Центр составляет договора со школами. На основе договора проводится разнообразная работа, в частности, психолого- педагогические консилиумы, в целом, совместная работа со школами проводится по таким направлениям, как:

- создание соответствующих условий для обучения, профилактики, коррекции и оздоровления детей-инвалидов в школе и в Центре: комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями; лечебно- оздоровительные занятия лечебная гимнастика, физкультурные занятия, массаж и др.) в тренажерном зале Центра;

- профориентационная работа с детьми-инвалидами; на основе изучения их способностей, обеспечение психологической готовности к трудовой деятельности;

- работа с семьями (совместная работа с социальными педагогами, классными руководителями; конференции, беседы, консультации материальная и моральная помощь, пропаганда здорового образа жизни и т. д.);

- проведение совместных культурно-массовых мероприятий: выставок, конкурсов, соревнований, благотворительных акций;

- методическая работа: совместные семинары-практикумы, конференции, обмен специальной литературой, методическими пособиями и разработками.

Опытная работа, проведенная со школами показывает:

- эффективность совместного обучения детей-инвалидов со здоровыми детьми при хорошо налаженной деятельности службы сопровождения в школе;

- интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями формирует у здоровых сверстников положительное отношение к ним, адекватное социальное поведение, для более полной реализации потенциала развития и обучения.

Таким образом, совместная деятельность Центра с учреждениями образования дает возможность обеспечению социальных функций образования в дошкольных учреждениях и школах внедрению в их деятельность коррекционно-педагогических технологий, обуславливающие социально-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами. Составлен договор с муниципальным управлением здравоохранения, детской поликлиникой района, с кабинетом планирования семьи, поскольку дети-инвалиды и их семьи нуждаются в медицинской и социально-педагогической помощи. Решение их проблем возможно только на межведомственном уровне, при совместной работе медицинских, образовательных, социальных учреждений.

Основное содержание работы: медико-социальная экспертиза; раннее выявление детей с отклонениями в развитии и комплексное сопровождение; предупреждение детской инвалидности; профилактическая работа с женщинами до и после родов. Совместная работа с работниками здравоохранения направлена на проведение профилактических мероприятий по предупреждению инвалидности, диспансеризацию детей, отслеживание рождения детей с отклонениями в развитии, организацию коррекционно-реабилитационной работы с ними.

Совместная деятельность с Управлением социальной защиты и обществом инвалидов. Задачами совместной работы являются:

- внедрение в жизнь основных направлений республиканских, федеральных законодательных актов относящихся к детям-инвалидам;

- моральная и материальная поддержка детей- инвалидов и их семей;

- организация досуга, отдыха и лечения детей-инвалидов;

- устройство в образовательные, профессиональные учреждения.

Изучив состояние работы с детьми-инвалидами в районе. Определены различные направления:

1. Упорядочение информационно-статистических данных в районе по вопросам инвалидности. В районе не было статистических данных о детях- инвалидах. И проведенная многогранная совместная работа социальных педагогов Центра с управлениями здравоохранения, социальной защиты, пенсионным отделом способствовала уточнению статистических данных, что обеспечило включение всех детей-инвалидов района в социально- педагогический процесс.

2. Обеспечение социальной защиты, прав детей-инвалидов. Центр, как связующее звено между семьей ребенка и социальными учреждениями, ведет совместную работу по оказанию детям и их семьям юридической, медицинской, психо-лого-педагогической, материальной помощи: знакомит с основными льготами, которыми пользуется ребенок-инвалид; представляет в органах власти их интерес по улучшению материальных условий; организует помощь при выезде на санаторно-курортное лечение, при поступлении в среднее и высшее профессиональное учебное заведение.

3. Создание условий для социально-педагогической реабилитации детей- инвалидов и их семей. Для решения всех проблем, связанных с развитием детей с ограниченными возможностями, Центр проводит разноплановую работу по привлечению к этой деятельности общественные организации, производственные учреждения. В результате социального партнерства достигнута координация работы с детьми-инвалидами по району.

Как показывает проведенная опытная работа, дети-инвалиды, как наиболее незащищенная категория населения, нуждаются в государственной поддержке, но не патерналистского характера, а реабилитационного. Такая поддержка достигается при социальном партнерстве, которое обеспечивает гуманизацию социального окружения, меняющей его отношение к ребенку-инвалиду как полноправной личности, предоставляя ему равные возможности для развития, образования и социальной реабилитации.

Библиографический список

1. Лекторский, В. А. Гуманизация, гуманитаризация и культорологичес-кий подход к образованию. [Текст] / В. А. Лекторский // Вопросы философии. -1997. - № 2. - С. 3-5.

2. Бахтин, М. М. Работы 20-х годов. [Текст] / М. М. Бахтин. - Киев: Next, 1994.

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. [Текст] / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 533 с.

4. Кон, И. С. Ребенок и общество [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений. / И. С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 336 с.

5. Степихова, В. Социальное партнерство в решении актуальных проблем воспитания [Текст] / В. Степихова // Социальная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 31.

6. Формирование системы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов в рамках социальных реформ в Республике Саха (Якутия): Опыт, Перспективы [Текст] // Материалы республиканской научно-практической конференции. - Якутск, 2007. - 141 с.

7. Кожевникова, О. А. Рефлексия и идентичность как психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме [Текст] / О. А. Кожевникова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 1. - С. 184-191.

8. Чекрякова, С. В. Взаимосвязь самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему [Текст] / С. В. Чекрякова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 401-409.

9. Нефедкина, И. А. Теоретические основы педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников [Текст] / И. А. Нефедкина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 356-365.

10. Евсикова, Е. И. Социально-педагогические механизмы реализации и защиты прав ребенка в системе образования [Текст] / Е. И. Евсикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 315-322.

11. Беловолов, В. А. Понимание права как социально-педагогический феномен [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 265-274.

12. Беловолов, В. А. Защита прав личности как социально-педагогическая проблема [Текст] / В. А. Беловолов, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 88-99.

13. Макарова, Т. А. Гуманизация образования в сельском дошкольном учреждении [Текст] / Т. А. Макарова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 231-236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.