летию проф. Н. Н. Трауготт / Отв. ред. М. Г. Храковская. - СПб.: Изд-во «Акционер и К°», 2004. - 356 с. - С. 247-259.
3. Разумовская, О. Л. Диагностика интеллекта младших школьников средствами рисуночного метода [Текст]: дис. .. .канд. психол. наук / О. Л. Разумовская. -2001. - 189 с.
4. Савельева, Л. В. Проблема реализации познавательного потенциала младших школьников в начальном языковом образовании (на примере обучения орфографии) [Текст]: монография / Л. В. Савельева. - СПб.: Наука, САГА, 2006. -176 с.
5. Юрьева, Н. Т. Типообразующие отношения креативности и стратегического мышления (Психофизиологические предикаторы) [Текст]: дис. .канд. психол. наук / Н. Т. Юрьева. - Уфа, 2004. - 161 с.
6. Чекрякова, С. В. Взаимосвязь самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему [Текст] / С. В. Чекрякова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 401-409.
УДК 374:37.013.8
Т. П. Аргунова, T. P. Argunova.
Руководитель Центра психолого-педагогической, медико-социальной помощи (сопровождение) Мегино-Кангаласского района, аспирант заочного отделения Якутского государственного университета республики Саха (Якутия), [email protected], Якутия
Is the leader of psycological-pedagogical, medical-social accompaniment center of megino-Kangalassky region, the candidate of absential department at Yakut State University of Sakha Republic [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Анализ философских трудов об условиях и факторах развития человека показал, что в философской мысли ХХ в. получило распространение новое понимание человека, суть которого заключается в его «ускоренности в бытии» и «межчело-веческих связях».
Мысль об «укорененности в бытии» в известной степени уточняет положение о том, что человек - социальное существо. Образ жизни, традиции быта, хозяйствования обуславливают целостное, личностное формирование человека, его мировосприятие. По мнению В. А. Лекторского, как социальное существо человек свою индивидуальность формирует и свободно самореализует только через отношения с другими в социуме. Другими словами, родная стихия, формируя личность, делает качества и свойства человека адекватными ее условиям.
В данном контексте М. М. Бахтин считает, что человек существует не потому, что мыслит, сознает, а потому, что отвечает на обращенный призыв другого человека.. Так он отмечает, что «диалог - это не внешняя сеть, в которую попадает индивид, а единственная возможность самого существования индивидуальности, то есть то, что затрагивает его внутреннюю сущность» [2]. Этой же точки зрения
придерживается и В. А. Лекторский: «Межчеловеческая коммуникация, диалог являются не чем-то внешним для индивида, а относятся к глубинной структуре его индивидуальности, его сознания и его «Я» [1]. Таким образом, общение, контакты людей друг с другом, как справедливо подчеркивают философы, являются одним из существенных факторов их личностного становления. Все это определяет одно из философских обоснований формирования и развития личности.
В целом, личностные качества развиваются под влиянием социальных факторов, т. е. развитие личности зависит от среды, которую представляют социум, его обитатели, организации и учреждения, и целенаправленное воспитание, осуществляемое системой образования. Школа - социально-педагогическая система, призванная выполнять социально задаваемые функции и цели, хотя не является единственным фактором воспитания молодого поколения. Как открытая система она функционирует, совершенствует свою деятельность под влиянием природных, социальных, экономических и других факторов.
Организация педагогического процесса в школе определяется на основе таких положений, как «личность формируется в контексте общечеловеческой культуры», «человек - представитель конкретного этноса, являющегося частицей одного организма человеческого», «формирование его психологических свойств, личностных качеств происходит в заданных жизненных ситуациях в соответствии с установившимися общественными и межчеловеческими связями». Обеспечение открытости системы образования при сохранении ее внутренней целостности возможно при социальном партнерстве с общественными и государственными структурами.
На всех этапах своего развития человеческое общество не было безразличным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств личности. Ретроспективный взгляд на отношение государства и общества к человеку с дефектом развития обнаруживает, в частности, в древней Греции и Риме, дискриминационное отношение к человеку с отклонениями, распространенность мнения о «ненужности» ущербных людей и бессмысленности их существования. Впоследствии в эпоху Возрождения возникают и развиваются гуманистические тенденции, и постепенно дети с нарушениями в развитии стали находиться в сфере внимания общества, получая определенную поддержку Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют от общества особого внимания. Активизация общественной помощи к данной категории детей рассматривается не только как проявление гуманности, но и как социальная необходимость.
Формирование личности ребенка, имеющего отклонения в развитии, по Л. С. Выготскому, «.должно быть подчинено социальному, должно быть увязано с ним и даже больше - органически слиться с ним, войти в него как составная часть. Надо воспитывать не дефективного, но ребенка, прежде всего.
Социальное воспитание победит дефективность» [3]. Социальное воспитание, социальная реабилитация неотделимы от процесса преодоления или ослабления недостатков, лежащих в основе своеобразия личности. Процесс формирования, становления ребенка как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс влияние посредством разных социальных факторов. В содержании социальной адаптации детей с нарушениями в развитии на передний план выдвигается создание необходимых условий для интеллектуального, морального, культурного, физического развития ребенка. Речь идет о социальной реабилитации данной категории детей.
При этом эффективность социальной реабилитации данной категории детей определяется отношением к ним не как объектам обременительной благотворительности, не как к объектам жалости, а как к лицам, которые способны и имеют возможность к развитию, обладают всеми человеческими правами. На основе данных установок осуществляется социальное воспитание в аспекте партнерства семьи, образовательных, производственных, общественных учреждений и организаций. Такое партнерство обеспечивает социальную реабилитацию детей с отклонениями в развитии, на которое возлагается задача восстановить их социальный статус и включить в систему общественных отношений. Опытная работа проводилась нами в системе управления образованием Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия), что схематически представлено в виде схемы (рисунок).
В республике в целом интеграция детей-инвалидов при социально-педагогическом сопровождении остается проблемной. Для ее решения в Мегино-Канга-ласском районе по программе опытной работы организован Центр психологопедагогической, медико-социальной помощи, который занимается интеграцией детей-инвалидов в социум. Концептуальной идеей проводимой работы является объединение усилий семьи, общественных, государственных структур в решении проблем детей-инвалидов на основе социального партнерства:
- с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, с отделом семьи и детства с Комитетом семьи и детства Республики Саха (Якутия);
- с дошкольными образовательными учреждениями, со школами, с Управлением образования, с Министерством образования республики;
- с детской поликлиникой, с кабинетом планирования семьи, Управлением здравоохранения, Министерством здравоохранения республики;
- с обществом инвалидов, с Управлением труда и социальной защиты, с Министерством социального развития и труда;
- с муниципальными администрациями Мегино-Кангаласского района.
- с высшими учебными заведениями, с Институтом национальных школ, с Институтом повышения квалификации работников образования, Национальным центром медицины и с другими учреждениями республики.
Вся деятельность Центра проводится на основе определенных принципов:
- государственная гарантия социальной поддержки и реабилитационной помощи детям-инвалидам;
- гуманизация и демократизация образования - предоставление равных прав и возможностей образования, развития детям-инвалидам;
- комплексный подход к интеграции в общество детей- инвалидов, обеспечение эффективных условий социальной реабилитации;
- открытость и доступность информации о ходе и результатах социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрим содержание проводимой Центром соответствующей работы.
Совместная работа с семьей: Из 175 семей, имеющих детей-инвалидов, охваченных обследованием в районе, полных - 109 полных, без матери - 5, без отца -59 и 2 семьи - опекуны. Выявлен низкий уровень материального положения семей, основной доход от подсобного хозяйства, 35% отцов не имеют постоянной работы, 50% матерей ухаживают за своими детьми, не выходя из дома.
Организация социального партнерства
Появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе, многими расценивается как катастрофа, но в районе не наблюдается отказ родителей от детей. Обследование отношения родителей к своим детям показало:
1. Родители проявляют заботу и стараются помочь своему ребенку, входя в контакт со специалистами Центра и медицинскими работниками. В основном это - родители с высшим и со средним специальным образованием. Если в начале
деятельности Центра таких родителей было мало (около 30%), то сегодня почти все родители стараются пройти своевременное диагностирование и получить коррекционную помощь в реабилитационных центрах республики и за ее пределами.
2. Родители (около 10%) отрицают, что ребенок страдает дефектом. К сожалению, они не занимаются воспитанием своих детей, ведут аморальный образ жизни.
3. Родители (около 30%) чрезмерно опекают, охраняют ребенка, стараются за него все сделать, в результате ребенок долго находится на инфантильном уровне.
4. Родители (около 30%) дефект ребенка считают позором, проявляя отрицательное и безразличное отношение к нему.
Опытная работа проводилась, исходя из того, что первые уроки взаимодействия с людьми ребенок получает в семье, и роль семьи в развитии ребенка является основополагающим. Эффективной формой повышения педагогических знаний родителей и овладения ими оптимальными технологиями воспитания ребенка-инвалида в процессе опытной работы стала « Школа для родителей». Она проводит занятия на дому и в Центре, с привлечением специалистов здравоохранения, социальной защиты, образования, отдела занятости и др. Обмен опытом, контакт с людьми, имеющими аналогичные проблемы, и взаимоподдержка позволяют родителям избавиться от чувства незащищенности, осознавать, что все люди имеют право на существование, на любовь, независимо от природных данных.
Приспособление ребенка с ограниченными возможностями к социальной среде
- процесс сложный, требующий совместных усилий семьи и социума. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в учебную и трудовую деятельность и многое другое.
Работа с дошкольными учреждениями. Программа опытной работы предусматривает создание в Центре дошкольной группы для детей- инвалидов, которая работает на основе договора о совместной деятельности с дошкольными учреждениями. Содержание деятельности в этом направлении разноплановое:
- осуществление ранней социальной и образовательной адаптации и интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей;
- организация социально- педагогического, медико-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями;
- оказание необходимой коррекционно-развивающей поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы;
- обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической, моральной поддержки.
Как показала опытная работа, совместное пребывание детей-инвалидов со сверстниками способствует социальной адаптации и интеграции в общеобразовательную среду.
Работа с общеобразовательными школами. Дети-инвалиды начальных классов (домашнего обучения) учатся в Центре, где они получают комплексное сопровождение: устанавливается связь ребенка с классом школы, он посещает мероприятия, организуемые в классе, участвует на концертах, выставках и т. д. Так подготавливается возможность принятия ребенка-инвалида учащимися, и дети-инвалиды,
общаясь с другими детьми, легко проходят процесс адаптации и интеграции в детский коллектив.
С целью наиболее полного обеспечения условий для обучения и воспитания детей-инвалидов Центр составляет договора со школами. На основе договора проводится разнообразная работа, в частности, психолого- педагогические консилиумы, в целом, совместная работа со школами проводится по таким направлениям, как:
- создание соответствующих условий для обучения, профилактики, коррекции и оздоровления детей-инвалидов в школе и в Центре: комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями; лечебно- оздоровительные занятия лечебная гимнастика, физкультурные занятия, массаж и др.) в тренажерном зале Центра;
- профориентационная работа с детьми-инвалидами; на основе изучения их способностей, обеспечение психологической готовности к трудовой деятельности;
- работа с семьями (совместная работа с социальными педагогами, классными руководителями; конференции, беседы, консультации материальная и моральная помощь, пропаганда здорового образа жизни и т. д.);
- проведение совместных культурно-массовых мероприятий: выставок, конкурсов, соревнований, благотворительных акций;
- методическая работа: совместные семинары-практикумы, конференции, обмен специальной литературой, методическими пособиями и разработками.
Опытная работа, проведенная со школами показывает:
- эффективность совместного обучения детей-инвалидов со здоровыми детьми при хорошо налаженной деятельности службы сопровождения в школе;
- интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями формирует у здоровых сверстников положительное отношение к ним, адекватное социальное поведение, для более полной реализации потенциала развития и обучения.
Таким образом, совместная деятельность Центра с учреждениями образования дает возможность обеспечению социальных функций образования в дошкольных учреждениях и школах внедрению в их деятельность коррекционно-педагогических технологий, обуславливающие социально-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями.
Взаимодействие с учреждениями здравоохранения. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами. Составлен договор с муниципальным управлением здравоохранения, детской поликлиникой района, с кабинетом планирования семьи, поскольку дети-инвалиды и их семьи нуждаются в медицинской и социально-педагогической помощи. Решение их проблем возможно только на межведомственном уровне, при совместной работе медицинских, образовательных, социальных учреждений.
Основное содержание работы: медико-социальная экспертиза; раннее выявление детей с отклонениями в развитии и комплексное сопровождение; предупреждение детской инвалидности; профилактическая работа с женщинами до и после родов. Совместная работа с работниками здравоохранения направлена на проведение профилактических мероприятий по предупреждению инвалидности, диспансеризацию детей, отслеживание рождения детей с отклонениями в развитии, организацию коррекционно-реабилитационной работы с ними.
Совместная деятельность с Управлением социальной защиты и обществом инвалидов. Задачами совместной работы являются:
- внедрение в жизнь основных направлений республиканских, федеральных законодательных актов относящихся к детям-инвалидам;
- моральная и материальная поддержка детей- инвалидов и их семей;
- организация досуга, отдыха и лечения детей-инвалидов;
- устройство в образовательные, профессиональные учреждения.
Изучив состояние работы с детьми-инвалидами в районе. Определены различные направления:
1. Упорядочение информационно-статистических данных в районе по вопросам инвалидности. В районе не было статистических данных о детях- инвалидах. И проведенная многогранная совместная работа социальных педагогов Центра с управлениями здравоохранения, социальной защиты, пенсионным отделом способствовала уточнению статистических данных, что обеспечило включение всех детей-инвалидов района в социально- педагогический процесс.
2. Обеспечение социальной защиты, прав детей-инвалидов. Центр, как связующее звено между семьей ребенка и социальными учреждениями, ведет совместную работу по оказанию детям и их семьям юридической, медицинской, психо-лого-педагогической, материальной помощи: знакомит с основными льготами, которыми пользуется ребенок-инвалид; представляет в органах власти их интерес по улучшению материальных условий; организует помощь при выезде на санаторно-курортное лечение, при поступлении в среднее и высшее профессиональное учебное заведение.
3. Создание условий для социально-педагогической реабилитации детей- инвалидов и их семей. Для решения всех проблем, связанных с развитием детей с ограниченными возможностями, Центр проводит разноплановую работу по привлечению к этой деятельности общественные организации, производственные учреждения. В результате социального партнерства достигнута координация работы с детьми-инвалидами по району.
Как показывает проведенная опытная работа, дети-инвалиды, как наиболее незащищенная категория населения, нуждаются в государственной поддержке, но не патерналистского характера, а реабилитационного. Такая поддержка достигается при социальном партнерстве, которое обеспечивает гуманизацию социального окружения, меняющей его отношение к ребенку-инвалиду как полноправной личности, предоставляя ему равные возможности для развития, образования и социальной реабилитации.
Библиографический список
1. Лекторский, В. А. Гуманизация, гуманитаризация и культорологичес-кий подход к образованию. [Текст] / В. А. Лекторский // Вопросы философии. -1997. - № 2. - С. 3-5.
2. Бахтин, М. М. Работы 20-х годов. [Текст] / М. М. Бахтин. - Киев: Next, 1994.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. [Текст] / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 533 с.
4. Кон, И. С. Ребенок и общество [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений. / И. С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 336 с.
5. Степихова, В. Социальное партнерство в решении актуальных проблем воспитания [Текст] / В. Степихова // Социальная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 31.
6. Формирование системы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов в рамках социальных реформ в Республике Саха (Якутия): Опыт, Перспективы [Текст] // Материалы республиканской научно-практической конференции. - Якутск, 2007. - 141 с.
7. Кожевникова, О. А. Рефлексия и идентичность как психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме [Текст] / О. А. Кожевникова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 1. - С. 184-191.
8. Чекрякова, С. В. Взаимосвязь самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему [Текст] / С. В. Чекрякова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 401-409.
9. Нефедкина, И. А. Теоретические основы педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников [Текст] / И. А. Нефедкина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 356-365.
10. Евсикова, Е. И. Социально-педагогические механизмы реализации и защиты прав ребенка в системе образования [Текст] / Е. И. Евсикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 315-322.
11. Беловолов, В. А. Понимание права как социально-педагогический феномен [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 265-274.
12. Беловолов, В. А. Защита прав личности как социально-педагогическая проблема [Текст] / В. А. Беловолов, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 88-99.
13. Макарова, Т. А. Гуманизация образования в сельском дошкольном учреждении [Текст] / Т. А. Макарова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 231-236.