Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты отечественной образовательной политики инвалидов в современных условиях'

Стратегические приоритеты отечественной образовательной политики инвалидов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНВАЛИДЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамов В. Д.

В статье рассматриваются актуальные вопросы по формированию политики Рос-сийского государства в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здо-ровья. Автор отмечает, что расширение доступности общего и профессионального об-разования инвалидов предполагает проведение комплекса первоочередных мер. Ак-центирована необходимость создания в обычном образовательном учреждении уни-версальной безбарьерной среды, включая учебно-методическую и материально-тех-ническую базу, кадровое обеспечение, а также систему психолого-медико-педагоги-ческого сопровождения обучающихся с нарушениями развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрамов В. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты отечественной образовательной политики инвалидов в современных условиях»

УДК [316.334.3:37.014]-056.24

БАЙРАМОВ В.Д. Стратегические приоритеты

отечественной образовательной политики инвалидов в современных условиях

В статье рассматриваются актуальные вопросы по формированию политики Российского государства в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Автор отмечает, что расширение доступности общего и профессионального образования инвалидов предполагает проведение комплекса первоочередных мер. Акцентирована необходимость создания в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, включая учебно-методическую и материально-техническую базу, кадровое обеспечение, а также систему психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями развития.

Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, государственная социальная политика, специальное образование.

Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся в современной России, актуализируют качественную трансформацию существующей государственной социальной политики в области образования, ее ориентацию на смягчение практик неравенства, повышениедо-ступности форм и видов образования для представителей различных групп общества. Создание оптимальных условий для успешного социального развития, социальной адаптации ребенка, независимо от уровня его психофизического развития, выступает сегодня одной из приоритетных социальных задач во всех развитых странах.

В России в настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом вполне типичную для трансформационных периодов ситуацию, которая характеризуется возникновением пробела между законами, декларирующими права ребенка с отклонениями в здоровье на развитие, образование, социальную интеграцию, и фактическим отсутствием механизмов его реализации. Имеют место явные и латентные нарушения конституционных прав детей с ограниченными возможностями на то, чтобы жить и воспитываться в семье, на получение полного среднего образования, на доступ к информаци-

онным, рекреационным и в целом жизненным ресурсам. Острота проблемы определяется устойчивым увеличением числа детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью. При этом около 80 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение и доступ к социально-образовательным ресурсам. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями.

Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать совершенствование нормативно-правового обеспечения общего и профессионального образования инвалидов. Необходимо закрепить в законодательстве вариативные условия для реализации права на образование всех категорий инвалидов с учетом особенностей их развития, включая организацию интегрированного образования. Это касается требований к созданию универсальной безбарьерной среды обучения инвалидов.

Соответствующие нормы необходимо включить в типовые положения об образовательных учреждениях профессио-

нального образования, а также, безусловно, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Нуждается в совершенствовании законодательство в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в части создания условий, обеспечивающих получение инвалидами реабилитационных услуг, в том числе услуг в сфере общего и профессионального образования.

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, коррекцию недостатков и реабилитацию подробно регламентирована в типовых положениях: о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666); об образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФот 19.03.2001 №196); о специальном (коррекционном) образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288).

Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Именно при совместном обучении детей-инвалидов и ребят без инвалидности формируется здоровое отношения к проблемам инвалидности с самого раннего возраста, и это двунаправленный процесс. Инвалидам, получившим образование в обычном образовательном учреждении, гораздо проще адаптироваться к взрослой жизни.

Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, включая, в частности, учебно-методическую и материально-техничес-

кую базу, кадровое обеспечение, а также систему психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями развития. Поданным, представленным субъектами Российской Федерации, на начало 2009/10 учебного года необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» созданы в 3892 региональных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе в 1226 обычных образовательных учреждениях, что составляет 2,5% общего количества региональных и муниципальных обычных образовательных учреждений.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175, планирует к 2016 г. увеличить количество региональных и муниципальных образовательных учреждений, отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, до 10 тыс. единиц (20% прогнозируемого общего количества региональных и муниципальных образовательных учреждений).

Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях (ОУ), общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других ОУ, не являющихся коррекционными. Об этом свидетельствуют Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и рекомендации по отбору детей в такие классы (утв. приказом Минобразования России от 08.09.1992 № 333), атакже письмо Мин-проса РСФСР от 03.06.1988 № 10-136-6 «О специальных классах выравнивания для дете й с заде ржко й п с ихи ч ее ко го раз вития».

Достаточно показательна в этом отношении новая редакция Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666. Этим документом установлено, что группы в дошкольном учреждении могут

иметь различную направленность: обще-развивающую, компенсирующую (для детей с ограниченными возможностями здоровья), оздоровительную (для детей с различными заболеваниями, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий). При этом предусмотрена организация групп комбинированной направленности, в которых получают дошкольное образование дети с нарушениями развития и дети, не имеющие таких нарушений. Определены различные варианты наполняемости комбинированных групп в зависимости от возрастных и психофизических особенностей воспитанников. Тем самым конкретизированы и нормативно закреплены вариативные условия для реализации прав на дошкольное образование детей всех категорий с учетом состояния здоровья, уровня и особенностей их развития. Аналогичный подход используется и в новой редакции Типового положения об общеобразовательном учреждении (в ред. от 10.03.2009).

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе учебы. В ОУ общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения ОУ и их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.). Создание подобных условий, предусмотренных ст. ^Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», необходимо обеспечивать в обязательном порядке как при строительстве новых ОУ общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих ОУ.

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. обучающихся в обычном классе ОУ

общего типа, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. При организации получения образования детьми этой категории целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану, гарантированные ст. 50 Закона РФ «Об образовании».

Вместе с тем интегрированное образование не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер - интеграция ради интеграции. Развитие интегрированных форм обучения инвалидов должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями). Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную интеграцию инвалидов, но и негативно скажется на качестве работы образовательного учреждения сдругими обучающимися.

Крометого, приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специального образования. Мы считаем необходимым обеспечить сохранение и совершенствование существующей сети коррекционныхучреждений. Помимо того, что для части детей более целесообразным является обучение именно в коррек-ционном учреждении, такие учреждения на современном этапе могут выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться исходя прежде всего из потребностей, особенностей развития

и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей.

Поэтому в качестве приоритетного направления мы рассматриваем создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи вдошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Ведущую роль в решении вопросов, касающихся своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания, играют психолого-медико-педагогические комиссии. Законодательную основу их деятельности составляют ст. 50 Закона РФ «Об образовании», ст. 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Положение о психолого-медико-педагогической комиссии,утвержденное приказом Минобразования России от 24.03.2009 № 95. Деятельность специализированных образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого-медико-педагогических комиссий, будет сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в обычных образовательных учреждениях.

Специальное образование как классическая форма обучения, сформированная

в нашей стране многолетней практикой, предполагает: особые условия для учащихся с различными ограничениями жизнедеятельности, индивидуальные обучающие методики и методы преподавания, щадящие режимы допустимой нагрузки, сопровождение образовательного процесса медицинской, социальной и психологической помощью. По-прежнему успешный опыт и основной кадровый потенциал дефектологов-практиков сосредоточен именно в специальных учебных заведениях, где для разных категорий детей с отклонениями в развитии применяются специальные педагогические технологии.

До сих пор используется восемь видов специальных школ: для обучения неслыша-щих детей, для слабослышащих и поздно-оглохших, для незрячих, для слабовидящих, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, а также 15 типов специального обучения1. Цели обучения различаются в зависимости от типа и от специализации учреждений: образование, формирование у воспитанников элементарных навыков самообслуживания, развитие речевых функций, обучение профессиональным навыкам, профориентация и т.д. Главное достоинство заключается в том, что большинство учащихся получают образование в соответствие с единым государственным стандартом за счет использования особых методов и более продолжительных сроков. Достижение единого уровня образования позволяет трудоустроиться на общих основаниях или продолжить образование более высокого уровня в массовых учебных заведениях страны. Специальные учебные заведения предоставляют возможность получения начального и среднего общего образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования.

С другой стороны, политика сегрегации, проявляющаяся через изоляцию, замыкание в рамках опыта «себе подобных» противоречиттребованиям демократического общества к развитию личности, темпам изменяющейся жизни, препятствует возможности формирования конкурентоспособных качеств, необходимых в же-

стких условиях российской действительности. Процесс воспитания концентрируется не на содержании образования, а на контроле над функциональным развитием в узких рамках взаимоотношений врача и пациента. «Врачи в этой системе выступают главными экспертами не только в лечении, но и в обучении и воспитании, потому что их заключения идиагнозы имеют большую силу, чем мнения и пожелания детей, родителей и педагогов. Такой подход ведет к«медикализации» системы специального образования, когда медицинские модели диагностики и лечения, а также взаимоотношения между врачом и пациентом включаются в учебные практики и ложатся в основу идеологии организации образования»2. В результате снижается качество образования, особенно если у учащихся существенно ограничивается связь с внешним миром. Кроме того, изоляция детей в интернатах является сдерживающим фактором для нравственного воспитания общества, развития принципов толерантности, взаимного сотрудничества с согражданами независимо от наличия умственных или физических различий. Помощь людям с особыми потребностями была бы более востребованной, если бы поддержка не ограничивалась созданием специальных условий, а способствовала налаживанию общественного взаимодействия и социальной активности для того, чтобы каждый человек мог реализовать себя как личность.

Следующее приоритетное направление связано с совершенствованием существующих моделей организации образовательного процесса для инвалидов, обеспечивающих получение качественного образования всеми лицами этой категории. И в этом отношении большие надежды специалисты возлагают на создание системы федеральных инновационных площадок в области профессионального образования инвалидов в рамках реализации мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры в сфере образования. Такие инновационные площадки смогут фактически выполнять функции ресурсных центров, осуществляющих координацию и организационно-методическое обеспечение развития инновационной деятельности образовательных учреждений, реа-

лизующих программы профессионального образования инвалидов. При этом такие федеральные площадки целесообразно создавать по различным направлениям, в том числе по разным уровням профессионального образования, типам образовательных учреждений; по разным категориям нарушений развития и заболеваний обучающихся, а также с учетом территориального принципа, имея в виду охват всех федеральных округов.

В 2004 г. на основании конкурсного отбора была сформирована сеть базовых центров профессионального образования инвалидов, включающая в себя 5 головныхучеб-но-методических центров и 51 окружной учебно-методический центр (в том числе 7 центров по высшему профессиональному образованию, 19 - по среднему профессиональному образованию и 25 - по начальному профессиональному образованию). В настоящее время назрела необходимость обновления этой сети с учетом реального содержания деятельности базовых центров.

Еще одно важное направление деятельности связано с совершенствованием системы требований к содержанию образования детей с ограниченными возможностями. В настоящее время по заказу Минобрнауки России в рамках Федеральной целевой программы развития образования осуществляется разработка специального образовательного стандарта, образовательных программ и учебных планов для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Во многих субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Ленинградская, Самарская, Ярославская области, Москва и др.) разработаны документы концептуального характера, посвященные вопросам развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми этой категории, реализуются в рамках региональных целевых программ развития образования или специально принятых для решения данных вопросов самостоятельных целевых программ.

Важным стратегическим приоритетом образовательной политики государства является модернизация образователь-

ной информационной среды для получения профессионального образования инвалидами. Под этим мы подразумеваем развитие информационных, в том числе дистанционных, образовательных технологий в сфере профессионального образования инвалидов. Для инвалидов, желающих получить профессиональное образование, вопрос о возможности обучения в дистанционной форме является не менее, если не более актуальным, чем для детей, получающих общее образование на дому. В связи с этим необходимо урегулировать в законодательстве особенности получения инвалидами профессионального образования в дистанционной форме. А также реализовать ряд организационных мероприятий в этом направлении на уровне субъектов Российской Федерации и федеральных образовательных учреждений, с использованием имеющегося опыта работы ряда учреждений профессионального образования и ресурсов создаваемой в рамках нацпроекта «Образование» системы дистанционного образования детей-инвалидов.

Следующее приоритетное направление - это совершенствование кадрового обеспечения образовательных учреждений, реализующих программы общего и профессионального образования инвалидов.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива ОУ общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники ОУ должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

В 2009-2010 годах эта задача решалась в рамках реализации двухлетнего проекта ФЦПРО «Совершенствование подготовки управленческих кадров, специалистов системы образования в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов». Соответству-

ющие мероприятия предполагается предусмотреть в ФЦПРО на 2011-2015 годы.

Кроме того, в настоящее время в соответствии с решением коллегии Министерства по вопросам развития образования инвалидов, состоявшейся 9 декабря 2009 г, осуществляется подготовка предложений по введению обязательных разделов по этой проблематике в программы повышения квалификации работников обычных образовательных учреждений, в том числе учреждений профессионального образования.

В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития целесообразно вводить в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефекто-логи, учителя-логопеды, логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели) и медицинских работников.

Одним из основных условий социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости, что обусловливает необходимость получения ими конкурентоспособных профессий. Отсюда еще одно направление - разработка современных моделей профессиональной реабилитации выпускников образовательных учреждений профессионального образования из числа инвалидов. Известно, что даже получение качественного профессионального образования не является гарантией последующего трудоустройства инвалида. Необходимо обеспечить создание эффективной системы трудоустройства инвалидов, получивших профессиональное образование, координацию деятельности в этом направлении органов и учреждений образования, службы занятости, службы медико-социальной экспертизы, объединений работодателей и других заинтересованных структур.

Примеры эффективного решения этой проблемы имеются. Например, в Челябинском государственном университете за период с 1998 года выпущено более 200 студентов-инвалидов, из них трудоустроено более 80%. Красноярский государственный торгово-экономический инсти-

тут с 2002 г. окончили около 100 студентов-инвалидов, более 90% из них трудоустроены (в среднем в России трудоустраивается около 20% инвалидов).

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одной из форм гарантий трудовой занятости инвалидов, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, является резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов. В связи с этим актуальным представляется определение примерного перечня наиболее востребованных на современном рынке труда профессий, рекомендуемых для обучения инвалидов с учетом специфики нарушений их развития (в том числе профессий, получение которых возможно в дистанционной форме).

Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, был утвержден Минтрудом России в 1993 г. и требует обновления сучетом изменившихся социально-экономических условий.

Для эффективного планирования мероприятий, направленных на обеспечение эффективной реабилитации инвалидов, целесообразно введение в рамках государственной статистической отчетности единой межведомственной системы взаимосвязанных показателей, характеризующих численность инвалидов, получающих общее и профессиональное образование, потребности в созда-нииусловий для получения ими образования, наличие этих условий. Назрела необходимость уточнения санитарно-эпидемиологических требований к организации деятельности образовательных учреждений, в том числе учреждений профессионального образования, в части создания условий для получения образования инвалидами.

В решении вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно важно организовать взаимодействие органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медико-социальной экспертизы.

Безусловно, нельзя игнорировать роль, которую сегодня играют в этой деятельности неправительственные, в т.ч. общественные, организации, организации родителей детей-инвалидов. Многие из них готовы и могут оказать реальную помощь в разработке моделей работы по обучению, воспитанию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, реализации мероприятий, направленных на социализацию воспитанников коррек-ционныхучреждений. Важной задачей остается организация конструктивного сотрудничества в решении этих проблем.

Сегодня по ряду причин вопросы образования лиц с ОВЗ не находят должного понимания на общегосударственном уровне. Несмотря на то, что в этой сфере и наблюдаются позитивные изменения, основная работа по обеспечению доступности и качества образования лиц с ОВЗ еще впереди. Расширение доступности общего и профессионального образования инвалидов предполагает проведение комплекса первоочередных мер.

Особая роль в предстоящей модернизации образования принадлежит работе по комплексной систематизации задач профессиональной реабилитации инвалидов. Нужна дальнейшая работа по развитию Концепции профессионального образования с целью налаживания взаимодействия между ведомствами, а также между федеральным и региональным уровнями с целью поддержки занятости молодых инвалидов. Помимо доступности профессионального образования еще большую важность имеет его ориентация на потребности современного рынка труда, поэтому целью образовательной политики является раскрытие возможностей инвалидов, их профессиональная адаптация и рациональное трудоустройство.

1 Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 111.

2 Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярс-кой-Смирновой и П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002. С. 393.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.