Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы реализации права на образование лицами с ОВЗ'

Нормативно-правовые основы реализации права на образование лицами с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3271
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.В. Калинина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы реализации права на образование лицами с ОВЗ»

• применение навыков делового письма в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни после окончания школы;

• использование процесса обучения русскому языку для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся, с различной степенью умственной отсталости.

Как учитель с опытом работы с детьми с особыми образовательными потребностями, я уверена, что решение данных задач и специальный отбор и использование учебного материала повышает адаптивные возможности выпускников, и помогает им более успешно интегрироваться в современном обществе.

А.В. Калинина

логопед, методист, Семейный центр психологической поддержки «Гармония»

Нормативно-правовые основы реализации права на образование лицами с ОВЗ

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Успешная социализация для полноценного участия в жизни общества, реализации в профессиональной деятельности и принятия социальных ролей невозможна без получения такими детьми качественного общего и профессионального образования.

Н.Н. Малофеев отмечает, что в СССР реализовала конституционное право на образование лишь треть детей с нарушениями развития. В современной России охват образованием детей с ОВЗ достиг 58 %, что превышает показатели советского периода, но не гарантирует реализацию права на образование каждому ребенку. Проект специального федерального государственного стандарта образования детей с ОВЗ направлен на преодоление существующей социальной несправедливости [6].

Ратификация Россией международных Конвенций о правах ребенка, правах ребенка-инвалида, правах умственно отсталых детей свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ОВЗ. Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, что влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы страны [5].

Необходимо, чтобы у всех детей данной категории появилась возможность получения образования. Учет психофизических особенностей детей с ОВЗ является одним из основных условий достижения поставленных целей.

135

Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адап-адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон присутствует в каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ [5].

Необходимость организации помощи детям с нарушениями в развитии на максимально раннем этапе подтверждена отечественным и зарубежным опытом. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Л.М. Кобрина и О.А. Денисова отмечают, что существующий на современном этапе порядок помощи детям, имеющим проблемы развития в раннем возрасте, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, так как сосредоточивает внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста [3].

Отечественная система специального образования требует реконструкции и создания нового структурного элемента - службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии. Служба ранней помощи должна предусматривать оказание помощи всей семье, воспитывающей проблемного ребенка [6].

Л.М. Кобрина отмечает, что функционирование службы ранней помощи в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней, медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни. Раннее вмешательство позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество [4].

В рамках данного направления необходимо обеспечить развитие дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по ранней диагностике и коррекции нарушений развития у детей, оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства, а также информирование населения об этих учреждениях и оказываемых ими услугах (Письмо Минобрнауки РФ № АФ 150/06) [16].

Имеющийся успешный отечественный и зарубежный опыт ранней помощи доказывает, что грамотно организованная ранняя реабилитация для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более

136

раннем этапе возрастного развития, что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального образования.

Важным условием обеспечения помощи детям с особыми потребностями и их семьям явилась ратификация Российской Федерацией ряда законодательных актов, создание нормативно-правовой базы.

Законодательными основами обучения и воспитания детей с ОВЗ являются следующие правовые акты международного и российского законодательства:

1. Всеобщая декларация прав человека (1948) «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» (ст. 1) [10].

2. В Декларации прав ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года отмечается:

«Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию, и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества» [11].

3. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, принятая 14 декабря 1960 г.

«В настоящей Конвенции выражение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования, и в частности: а) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; b) ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования» (ст. 1) [12].

4. Конвенция ООН о правах ребенка (1989) «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь» (п. 1 ст. 23). «Цель помощи, представляемой неполноценному ребенку - обеспечение эффективного доступа к услугам в области образования, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка» (п. 3. ст. 23) [13].

5. Российская Федерация присоединилась к важным международным документам - Саламанкской Декларации ЮНЕСКО 1994 г. «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» и Дакарской Декларации 2000 г., которые провозглашают необходимость развития инклюзивного (интегрированного) образования. Саламанская декларация о принципах и политике образо-

137

вания лиц с особыми потребностями провозгласила, что «... необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы лица, имеющие особые потребности в области образования, имели доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей; обычные школы с такой инклюзивной обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования» [19].

6. Федеральный закон № 3266-1-ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 г. регулирует общие вопросы образования, в том числе детей с ОВЗ.

«Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: ... Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников» (ст. 2).

В статьях 5, 16, 29, 31 данного закона закреплены специальные условия, подходы, необходимые для реализации права на образование детей с ОВЗ. «Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание, и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.» (ст. 50) [24].

После внесения дополнений в ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ, появился п. 6.2, который гласит, что «к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи» [27].

7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24.07.1998) «1. Государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по: гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию ... и воспитанию в образовательных учреждениях., а также меры по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. 8) [23].

138

8. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регламентирует государственные гарантии реализации права на образование детьми-инвалидами. «Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» (ст. 18) [25].

«Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки... Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» (ст. 19).

9. Закон РФ «Об образовании» № 12-фЗ от 13.01.96 с изменениями от 27.12.2000 г. отражает правила приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

«Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях» (ст.16).

«Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (ст. 20) [27].

10. Письмо Минобразования РФ № 48 от 4.09.1997 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов» с изменениями от 26.12.2000 г. содержит методические разъяснения специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровней реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения.

11. Приказом Минобрнауки РФ от 24 марта 2009 г. утверждено «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» № 95. Положение регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии. Комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

139

12. Приказ Минобранауки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». «Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому в субъекте РФ» (Письмо Минобрнауки № 06-1254 от 30.09.2009 г.).

Данными нормативными документами регламентируется дистанционное образование детей с ОВЗ. Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

В образовании детей с ограниченными возможностями здоровья идет активный поиск путей и средств реализации права на образование, в частности, средствами инклюзивного образования. Инклюзивное образование рассматривается как средство включения данных субъектов сферы образования в условия традиционной организации образовательного процесса вместе и наряду с другими учащимися; продукт совершенствования образования детей с ограниченными возможностями здоровья на основе конституционных принципов демократии и функционирования гражданского общества, соответствия развития образования ценностям социальной справедливости.

Е.Л. Гончарова, Л.М. Кобрина, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, О.А. Денисова, Е.Е. Дмитриева, М.В. Жигорева отмечают, что введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными [2; 4; 5].

13. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

«Разработана Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Она определяет основные направления и задачи госполитики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации. Нацстратегию планируется реализовывать по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность несовершеннолетних; здравоохранение и правосудие, дружественные к ребенку; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства, и пр.».

В феврале 2010 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», цель которой модернизация и развитие системы общего образования страны. Национальная образовательная инициатива предусматривает и модернизацию образования детей с ОВЗ.

Поставленная задача не может быть решена вне нормативноправового поля. Обязанности и права участников образовательного про-

140

цесса - педагога, ученика с ОВЗ и его родителей должны быть законодательно закреплены. В противном случае мы столкнемся как с административным и учительским волюнтаризмом, так и с безосновательными амбициозными претензиями родителей. В обоих случаях страдающей стороной окажется ребенок с ОВЗ [6].

Кроме федеральных законов существует ряд региональных Положений, на которых базируются концепции работы с детьми с ОВЗ в отдельных областях и городах. В Письме Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 отмечается, что во многих субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Ленинградская, Самарская, Ярославская области, г. Москва и др.) разработаны документы концептуального характера, посвященные вопросам развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми этой категории, реализуются в рамках региональных целевых программ развития образования или специально принятых для решения данных вопросов самостоятельных целевых программ.

Стратегические задачи сферы образования - обеспечение условий реализации права на образование личностью, в том числе обеспечение условий реализации данного права детям с ограниченными возможностями здоровья. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России в настоящее время опирается на многоуровневую нормативно-правовую базу, которая нуждается в комплексной актуализации и совершенствовании. В этом случае дети с особыми образовательными потребностями гарантированно смогут реализовать свое право на обучение в специальных или обычных образовательных учреждениях.

Список литературы

1. Денисова О.А., Кобрина Л.М., Тюлю З.А. и др. Профилактика аномалий развития в пренатальном, натальном и постнатальном периодах: учеб.-метод. пособие // Методические рекомендации к спецкурсу для студентов дефектологического факультета: ч. 1-2. - Череповец: ЧГПИ им. А.В. Луначарского, 1996.

2. Институт коррекционной педагогики РАО. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е.А. Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Экзамен, 2004.

3. Кобрина Л.М. Принципы и направления абилитационной работы с детьми раннего возраста с нарушениями слуха // Актуальные проблемы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: материалы междунар. науч.-практ. конф. 22-24 апреля 2009 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009.

4. Кобрина Л.М., Денисова О.А. Абилитационная работа с глухими детьми раннего возраста: учеб. 2-е изд. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010.

5. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. - 2010. - №1.

6. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дифференциация уровней и вариантов // Альманах ИКГ РАО - 2010. - № 14.

7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2003.

8. Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: материалы конф. Москва, 18-19 февр. 2003 г. / сост. Ю.А. Разенко-ва, Е.Б. Айвызян. - М.: Полиграф-сервис, 2003.

141

9. Специальная семейная педагогика / под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М.: ВЛАДОС, 2009.

10. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.

11. Декларация прав ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.

12. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.

13. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г.

14. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.

15. Письмо Минобразования РФ № 48 от 4.09.1997 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов» с изм. от 26.12.2000 г.

16. Письмо Минобрнауки РФ № 06-1254 от 30.09.2009 г.

17. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии № 95 от 24.03.2009 г.

18. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

19. Саламанкская Декларации ЮНЕСКО 1994 г.

20. Типовое Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. № 288 от 12.03. 1997 г.

21. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

22. Федеральный закон № 3266-1-ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 г.

23. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124 -ФЗ от 24.07.1998 г.

24. Федеральный закон № 3266-1-ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 г.

25. Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11. 1995 г.

26. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г.

27. Федеральный закон «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ (ред. от 01.12.2007).

28. http://www.ikprao.ru

29. http://school.msk.ort.ru

Е.А. Кинаш

кандидат педагогических наук, доцент, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

Особенности организации и педагогического сопровождения учащихся с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения

Модернизация образования ориентирует общеобразовательные школы на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и учащихся с нарушением интеллекта. В связи с особенностями познавательного развития детей с нарушением интеллекта обучение их совместно с нормально развивающимися сверстниками требует определенной организации учебной деятельности и специфического педагогического сопровождения.

Для эффективной организации учебного процесса учащихся с разным уровнем умственного развития необходимо создать специальные педагогические условия:

• подготовить педагогические кадры для осуществления интегрированного обучения: учителей начальных классов (должны владеть осно-

142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.