9. Специальная семейная педагогика / под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М.: ВЛАДОС, 2009.
10. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
11. Декларация прав ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.
12. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.
13. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г.
14. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
15. Письмо Минобразования РФ № 48 от 4.09.1997 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов» с изм. от 26.12.2000 г.
16. Письмо Минобрнауки РФ № 06-1254 от 30.09.2009 г.
17. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии № 95 от 24.03.2009 г.
18. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
19. Саламанкская Декларации ЮНЕСКО 1994 г.
20. Типовое Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. № 288 от 12.03. 1997 г.
21. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
22. Федеральный закон № 3266-1-ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 г.
23. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124 -ФЗ от 24.07.1998 г.
24. Федеральный закон № 3266-1-ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 г.
25. Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11. 1995 г.
26. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г.
27. Федеральный закон «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ (ред. от 01.12.2007).
28. http://www.ikprao.ru
29. http://school.msk.ort.ru
Е.А. Кинаш
кандидат педагогических наук, доцент, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования
Особенности организации и педагогического сопровождения учащихся с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения
Модернизация образования ориентирует общеобразовательные школы на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и учащихся с нарушением интеллекта. В связи с особенностями познавательного развития детей с нарушением интеллекта обучение их совместно с нормально развивающимися сверстниками требует определенной организации учебной деятельности и специфического педагогического сопровождения.
Для эффективной организации учебного процесса учащихся с разным уровнем умственного развития необходимо создать специальные педагогические условия:
• подготовить педагогические кадры для осуществления интегрированного обучения: учителей начальных классов (должны владеть осно-
142
вами коррекционно-развивающих технологий), учителей-дефектологов, логопеды, психологов, социальных педагогов, специалистов ЛФК;
• сформировать интегрированные классы, где будут обучаться школьники с нарушением интеллекта совместно с нормально развивающимися учащимися;
• организовать индивидуальное сопровождение тьютором каждого школьника с нарушением интеллекта в течение всего времени пребывания его в школе;
• разработать специальные учебные планы для детей с нарушением интеллекта, базирующиеся на учебных планах образовательной специальной (коррекционной) школы VIII вида;
• систематизировать учебный материал для обучения детей с нарушением интеллекта, составить расписания учебных и коррекционных занятий, отражающих все стороны учебно-воспитательного процесса (с учетом пребывания детей как на уроках интегрированных классов с учениками своего возраста, так и очередности посещения разных специалистов в течение учебного дня);
• спланировать деятельность педагогического внутришкольного консилиума (в его составе: завуч начальной школы, учителя начальных классов, дефектологи, психологи, логопеды, учителя ЛФК, родители), который будет консультативным, диагностическим и образовательным органом школы;
• создать предметно-развивающую среду и материальнотехнические условия для обучения и воспитания (игровые комнаты, трудовые мастерские, спортивный зал; учебный и дидактический материалы, индивидуальные тетради и др.);
• разработать расписание занятий по дополнительному образованию (включить фольклор, танцы, ритмику, театрализованную и изобразительную деятельность, уроки декоративно-прикладного творчества, трудового обучения и др.);
• разработать план работы педагогов с родителями (индивидуальное консультирование ребенка и его родителей, семинары для родителей и т. п.), который будет основан на взаимодействии всех взрослых, участвующих в коррекционном сопровождении детей (учителей, психологов, логопедов, учителей-дефектологов, инструкторов ЛФК, учителей музыки и медицинского персонала).
Особенности педагогического сопровождения учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что на каждого учащегося разрабатывается индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения. Отправной точкой начального обучения является проведение учителем-дефектологом педагогического обследования каждого ребенка, которое направлено на выявление уровня сформированности основных линий его развития (социальной, физической, познавательной) и готовности к обучению в школе (интереса к принятию познавательных и учебных заданий, умения выбрать способы их решения, а также темпа усвоения учебного программного материала в процессе обследования).
143
Наряду с этим в процессе педагогического обследования учитель-дефектолог выявляет у учащихся индивидуальные личностные особенности развития: уровень сформированности самостоятельности, работоспособности, средства коммуникации с взрослыми. Результаты педагогического обследования каждого учащегося служат основой для разработки содержания индивидуальных программ коррекционноразвивающего обучения и воспитания, а также для составления расписания уроков: обучение вместе со всеми учащимися класса и обучение на индивидуальных уроках специалистов (учителя-дефектолога, логопеда, психолога).
При реализации индивидуального подхода к обучению учащихся с нарушением интеллекта учитель-дефектолог разрабатывает тематический план, базирующийся на учебных планах общеобразовательной специальной (коррекционной) школы VIII вида и программах массовой школы.
Учитель-дефектолог проводит с учащимися с нарушением интеллекта индивидуальные уроки по следующим предметным областям: обучение грамоте, русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. Кроме того, в соответствии с индивидуальным расписанием эти учащиеся со всеми детьми интегрированного класса посещают уроки по этим предметам, выполняя индивидуальные задания, составленные учителем-дефектологом в соответствии с уровнем знаний и умений каждого учащегося. Итоговые и контрольные работы и диктанты являются едиными для учеников интегрированного класса.
В интегрированном обучении учащихся с нарушением интеллекта особую роль играет тьютор, который сопровождает ученика на протяжении всего дня. В процессе уроков помогает ученику понять и принять условия заданий, предлагаемых учителем класса, найти способы выполнения, оказывает ему помощь в исполнительских действиях. При затруднениях ученика в выполнении упражнений тьютор использует совместные действия или действия по показу. Такая помощь позволяет учащимся с нарушением интеллекта быть успешным, преодолевать трудности, связанные с выполнением определенных учебных заданий с нормально развивающимися сверстниками в интегрированном классе.
Наряду с этим учащиеся с нарушением интеллекта посещают вместе со всеми учащимися уроки физического воспитания, изобразительной деятельности, музыки. На этих уроках учителя формируют у нормально развивающихся учащихся положительное отношение к детям с нарушением интеллекта, выделяя их индивидуальные достижения в конкретном упражнении.
Весь педагогический коллектив стремится воспитать у учащихся чувства поддержки и отзывчивости к детям с нарушением интеллекта, умения совместного сотрудничества в процессе учебной и внеурочной деятельности.
144
Подчеркиваем, что согласованность в совместной деятельности учителя интегрированного класса и специалистов (учителя-дефектолога, логопеда, психолога) в учебном процессе позволяет организовать целена-целенаправленное обучение и воспитание умственно отсталых учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Изучение состояния методического обеспечения в современных интегрированных классах показывает необходимость разработки дополнительных учебников, методических пособий и рабочих тетрадей для обучения учащихся с нарушением интеллекта в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях.
В итоге отмечаем, что интегрированный подход к обучению детей с нарушением интеллекта - необходимый и важный этап в системе как общего так и специального образования. Особенно этот подход важен для жителей малых городов и жителей сельской местности. Это обусловлено тем, что, во-первых, у родителей нет выбора школы для своего ребенка (как правило, в сельской местности одна школа), а во-вторых, родители не хотят отдавать своего ребенка в специализированную школу-интернат, которая находится далеко территориально от семьи, в-третьих, сельские школы - немногочисленные, и у педагога есть возможность реализовать индивидуальный подход к обучению ребенка с нарушением интеллекта. В этих случаях, безусловно, важно, чтобы учителя сельских общеобразовательных школ повышали профессиональный уровень подготовки в области коррекционной педагогики.
Таким образом, при организации совместного обучения учащихся с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы важно создать специальные педагогические условия для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся указанной категории.
Список литературы
1. Кинаш Е.А., Волкова Е.В. Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях начальной общеобразовательной школы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 1.
2. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: моногр. - Мн.: НИО, 2003.
3. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения. - М.: Права человека, 2001.
4. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. - 2008. - № 2.
5. Резникова Е.В. Технология интегрированного обучения детей с особенностями развития в условиях общеобразовательного класса при внутренней дифференциации // Организация интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях челябинской области: сб. науч.-метод. материалов / под ред. Т.В. Абрамовой; сост. Н.И. Бурмистрова. - Челябинск: Образование, 2003.
145