Научная статья на тему 'Особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской общеобразовательной школы'

Особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3780
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / DIFFERENTIATED CORRECTIONAL AND DEVELOPING WORK / VILLAGE SCHOOL / PRIMARY SCHOOL / INTEGRATED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белогрудова Татьяна Владиславовна, Матвеева Марина Владимировна

В статье освещаются вопросы методологии организации и реализации системы дифференцированной коррекционно-развивающей работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской общеобразовательной школы (на примере начальных классов). Подробно раскрываются основные направления обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белогрудова Татьяна Владиславовна, Матвеева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of education of pupils with limited health opportunities in the village comprehensive school

In the article the problems of methodology of organization and realization of the differentiated correctional and developing system of the work with pupils with limited health opportunities in the village comprehensive school (primary school as an example) are considered. The main trends of education of the children with limited health opportunities and the normally developing children of the same age are revealed in details.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской общеобразовательной школы»

УДК 376-056.2

Т. В. Белогрудова, М. В. Матвеева

Особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской общеобразовательной школы

В статье освещаются вопросы методологии организации и реализации системы дифференцированной коррекционно-развивающей работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской общеобразовательной школы (на примере начальных классов). Подробно раскрываются основные направления обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников.

In the article the problems of methodology of organization and realization of the differentiated correctional and developing system of the work with pupils with limited health opportunities in the village comprehensive school (primary school as an example) are considered. The main trends of education of the children with limited health opportunities and the normally developing children of the same age are revealed in details.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дифференцированная коррекционно-развивающая работа, сельская школа, начальная школа, интегрированное обучение.

Key words: children with limited health opportunities, differentiated correctional and developing work, village school, primary school, integrated education.

За период существования человеческой цивилизации отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья кардинально менялось: от полного равнодушия, боязни, ненависти, игнорирование проблем их обучения и воспитания до заботы о них, терпения. И сложившиеся в настоящий момент социальные отношения далеки от гармонических. Это проявляется, прежде всего, в делении детей на «нормальное большинство» и «отсталое меньшинство», изоляции их друг от друга и лишении возможности полноценного обучения, воспитания и общения [9, с. 5].

Совершенствование системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» предусматривает внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение

22

каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования [1, с. 7]. В сфере образования эти задачи реализуются, но посредством отдаления друг от друга массовой и специальной системы образования, что особенно явно прослеживается в сельской общеобразовательной школе.

Сельская школа - это школа чаще всего малочисленная, в которой обучаются все дети данного района, независимо от их физических и психических возможностей. Ввиду этого и усвоение современных программ обучения, их содержания, темп обучения, традиционные приемы и методы не соответствуют заявленному контингенту обучающихся, что значительно снижает у них уровень

V V п

социальной и психической адаптации. В связи с этим возникает необходимость в организации дифференцированной коррекционноразвивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [5, с. 5].

В ситуации увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости их обучения в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками в сельской общеобразовательной школе возникает потребность в создании системы дифференцированной коррекционно-развивающей работы, включающей:

• введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;

• использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, т. е. создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

• коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития [2, с. 8-26].

Среди задач коррекционно-развивающего учебно-

воспитательного направления особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:

• развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

• развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

• нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

• развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

• логопедическая коррекция нарушений речи;

• психокоррекция поведения ребенка;

• социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Особое внимание следует уделить организации системы дифференцированного коррекционно-развивающего обучения в сельской общеобразовательной школе (на примере начальных классов).

Начальная школа - это оптимальный по времени отрезок школьного пути ребенка, когда интенсивно формируются общие способности к учению, восполняются недостатки дошкольного развития ребенка, корректируются негативные тенденции в его развитии, сохраняется возможность повысить успешность обучения [2, с. 58]. Именно в этот период обучение детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться по принципу построения коррекционно-развивающего обучения. В процессе обучения происходит развитие у учащихся «интересов», формирование навыков, умений, способностей к всевозможным областям знаний и видам деятельности. Уже в первых-четвертых классах возможен выбор нескольких видов занятий для интегрированного обучения детей (по рекомендации учителя, психолога, родителей), поэтому именно здесь можно выбрать для детей с проблемами в развитии форму интеграции, а также посещение совместных с нормально развивающимися сверстниками занятий по различным предметам, например, изобразительному искусству, музыке, физической культуре, трудовому обучению и т. д. [5, с. 123].

Коррекционную же направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана. К их числу, кроме математики и русского языка, относятся такие предметы, как ознакомление с окружающим ми-

ром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение, изобразительное искусство.

Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, корригировать его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Система дифференцированной коррекционно-развивающей работы, осуществляемая учителем на всех уроках на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта начальной школы, позволяет обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с методическими принципами, направленными на обеспечение системного усвоения знаний учащихся, которые включают:

• усиление практической направленности изучаемого материала;

• выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

• опору на жизненный опыт ребенка;

• опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

• соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности [8, с. 249-252].

• введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.

Существенной чертой системы дифференцированной коррекционно-развивающей работы является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, к примеру, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительномоторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, но могут быть и предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробе-

лов предшествующего обучения и т. д. Значительное место занимают также логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения [4, с. 110-112].

Осуществление системы дифференцированного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной сельской школе происходит через:

• дифференцирование общеобразовательных программ и специальных (коррекционных) образовательных программ школ I-IV вида;

• составление индивидуальных учебно-коррекционных маршрутов и программ для комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

• систему «гибких» классов (коррекционно-педагогической поддержки);

• воздействие в системе коррекционных кабинетов на основе составленных комплексных учебно-коррекционных маршрутов и программ;

• воздействие в условиях системы дополнительного образования (музыкальная, хоровая, танцевальная, фольклорная студии, спортивные секции, кружки прикладного творчества).

Для реализации вышеперечисленных требований необходимо создание ряда условий для работы специалистов в сельской школе:

• рабочих кабинетов, рассчитанных на 5-10 человек;

• специального оборудования рабочих кабинетов;

• учебно-дидактического и методического обеспечения коррекционных кабинетов.

В основе обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья лежат типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений (1-4 кл.), для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-IV вида. Наряду с данными программами обучения в школе используются авторские программы: Занкова Л. В., Истоминой В. В. и других. На основе используемых программ подбираются учебные материалы для обеспечения учебного процесса, т. е. учебники и учебные пособия для детей с ограниченными возможностями здоровья подбираются с учетом требований традиционной программы обучения учащихся начальных классов [9, с. 3].

На основе обозначенных программ, учебников и учебных пособий составляется дифференцированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам. В составлении календарно-тематического планирования принимают участие учителя начальных классов, учителя-дефектологи с целью грамотного распределения количества часов по учебным дисциплинам, содержания тем образовательной программы для изучения как в общеобразовательном классе, так и в «гибких». Программы образовательных учреждений изучаются учителями совместно со специалистами внутришкольного консилиума и комбинируются таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали один и тот же материал, но информация, получаемая обучающимся по теме, была бы адекватна его образовательному маршруту. Контрольные и творческие работы разрабатываются в соответствии с уровнем развития учащихся и оцениваются согласно требованиям учебной программы.

Сложные и трудные для усвоения темы обучающимся с ограниченными возможностями здоровья рекомендуют изучать с дефектологом в условиях «гибких» классов: для учеников с нарушениями речи, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Дефектолог на одном уроке из нескольких параллелей классов объединяет в группу учащихся, нуждающихся в специальной педагогической помощи. Например, в 1 классе первым уроком по расписанию стоит «Обучение грамоте». Из всех классов первой параллели обучающиеся по программе для специальной (коррекционной) школы V вида (для детей с нарушениями речи) объединяются в так называемый «гибкий» класс, с которым работает учитель-логопед, используя специальные приемы и методы обучения и воспитания. По такому принципу организуется работа учите-лей-дефектологов со школьниками с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. В это время с остальными учащимися занимается учитель образовательного класса.

В конце каждого урока учащиеся получают домашнее задание. Если ребенок обучался в «гибком» классе, то задание задает учитель-дефектолог, если в общеобразовательном - учитель класса.

В зависимости от сложности изучаемой темы объяснение домашнего задания носит индивидуальный или фронтальный характер. Для общего задания в общеобразовательном классе дается

единый инструктаж. Форма проверки домашней работы зависит от степени сложности отобранных заданий.

Контрольные работы по русскому языку, математике, а также различные творческие работы (сочинения, изложения) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выносятся на уроки в «гибкие» классы или на индивидуальные коррекционные часы учителя общеобразовательного класса. Ученики с нарушениями речи в условиях «гибкого» класса изучают следующие учебные дисциплины: математика, русский язык, чтение, ознакомление с окружающим миром; учащиеся с нарушениями слуха - русский язык, чтение, ознакомление с окружающим миром; с нарушениями зрения

- русский язык, чтение, ознакомление с окружающим миром; с нарушениями опорно-двигательного аппарата - ритмика. Количество часов по учебным дисциплинам, изучаемым в этих классах, может уменьшаться с каждым годом обучения (в зависимости от степени эффективности учебного процесса).

Учебные занятия в общеобразовательном, в «гибком» классе и индивидуальные коррекционные занятия отражаются в общешкольном расписании, в личных коррекционно-образовательных режимах обучающихся, составленных специалистами консилиума с учетом всех особенностей детей. Организация деятельности «гибких» классов определена Положением об их деятельности.

Дефектолог и психолог работают в тесном контакте как с педагогами школы, так и с родителями обучающихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность обучения. Роль специалистов в осуществлении комплексного диагностикоконсультативного и учебно-коррекционного сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья через систему коррекционных кабинетов в условиях общеобразовательной сельской школы велика [8, с. 123]. Практика убеждает, что только при правильном и своевременном выявлении нарушений развития учащихся, а также при индивидуально-дифференцированном подходе к ним в процессе обучения в общеобразовательном классе возможно успешное овладение учебной программой, адаптация в социуме. Каждый специалист, осуществляющий коррекционно-

педагогическую деятельность, проводит диагностические и коррекционные мероприятия с учениками, родителями, просвещает и кон-

сультирует учителей и родителей по существу возникшей проблемы в обучении ребенка [5, с. 113].

Организация учебно-воспитательного процесса по технологии интегрированного обучения требует системной работы с кадрами. Для учителя очень важно знать, «чему учить» и «как учить результативно» [8, с. 113]. В противном случае недостижение поставленной цели будет самым негативным фактором в педагогической деятельности учителя.

Создание ситуации успеха для саморазвития каждого учащегося зависит от желания и умения учителей и специалистов коррекционного образования проектировать развитие и обучение ребенка.

Вместе со специалистами образовательного учреждения кор-рекционо-развивающую работу следует проводить и семье, в которой ребенок воспитывается, подвергается влиянию. В отношениях «ребенок - семья» весома роль педагога, который формирует социальные отношения и совместно с родителями оказывает помощь ребенку в его обучении, следит за тем, чтобы не произошло отчуждения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья от школы, учителей, направляет все свои усилия на укрепление связи с семьей. Успех ребенка в учении, пусть даже самый незначительный - это шанс и возможность получить похвалу родителей и удовлетворить собственные потребности в признании личностных качеств, в возможности самореализоваться.

В коррекционной работе на первый план выдвигается коррекция социального опыта и межличностных отношений в классе. Совместное обучение в полной мере не решает всех вопросов взаимодействия обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. У каждого ребенка с особенностями в развитии должен накапливаться свой собственный опыт социальных отношений. Важно воспитать в нем человека, умеющего быть и оставаться индивидуальным, чувствовать личную ответственность за свою деятельность, поведение, иметь собственную точку зрения. Подготовка к независимому, самостоятельному образу жизни возможна в общеобразовательном сельском учреждении за счет привлечения учащихся с ограниченными возможностями здоровья к совместной внеклассной, внеурочной деятельности с обычными детьми, в которой они могли бы проявить свои личностные качества, творческие способности, не относящиеся к образовательному процессу и не

связанные с интеллектуальной деятельностью. Для решения этих вопросов в школе должна быть создана система дополнительного образования: музыкальная студия, в рамках которой для детей с особенностями в развитии организуются занятия хором, фольклором, народными и бальными танцами; спортивные секции (баскетбол, волейбол, спортивная борьба, легкая атлетика,

художественная гимнастика, футбол, хоккей); кружки по интересам (театральный, декоративно-прикладного творчества). Привлечение детей к занятиям в музыкальной студии, спортивных секциях и кружках способствует развитию и формированию коммуникативных навыков, влияет на формирование мотивации развивающейся личности к познанию и творчеству, на приобретение социального опыта и оказывает психолого-педагогическую помощь и поддержку в индивидуальном развитии школьников с ограниченными возможностями здоровья, помогает преподавателям объединений дополнительного образования создавать и развивать пространство детского благополучия [4, с. 49].

Для успешного протекания процессов адаптации и социализации выбор направления дополнительного образования осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ученика, с учетом пожеланий ребенка и его родителей. Учащиеся добровольно могут выбрать кружок или секцию, которые наиболее полно будут отвечать их интересам, внутренним потребностям, но при выборе направления дополнительного образования учитываются рекомендации врача-психиатра и врача-педиатра. Деятельность системы дополнительного образования в школе отражена в «Положении о системе дополнительного образования» [3, с. 162].

О востребованности внедрения такой системы дифференцированной коррекционно-развивающей работы детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельского общеобразовательного учреждения говорит желание многих родителей определить своих детей в школу по месту жительства, где они будут обучаться в специально созданных «гибких» классах, не выделяясь в отдельные специальные классы. Таким образом, общеобразовательная школа сможет реализовать социальный заказ общества на осуществление совместного обучения всех детей.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Оме-га-Л, 2008.

2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001.

3. Интеграция общего и дополнительного образования: практическое пособие / под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. - М.: АРКТИ, 2006.

4. Кобрина Л.М., Никитина М.И. Интеграция в специальном и общем образовании как условие развития региональной социальнопедагогической системы // Изв. Южного федерального ун-та. - 2009.

- № 8. - С. 222-233.

5. Кобрина Л.М., Медведева И.М. Интегрированное обучение в общеобразовательной школе: моногр. - СПб.: Наука-Питер, 2007.

6. Малофеев Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей // Материалы междунар. семинара «Интегрированное обучение: проблемы и перспективы». - СПб.: Образование, 1996.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. - 2-е изд., испр.и доп. - М.: Академия, 1999.

8. Программно-методические материалы. Коррекционноразвивающее обучение. Начальная школа: Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение / сост. С. Г. Шевченко. - 3-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2001.

9. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе здоровых детей. - М.: ВЛАДОС, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.