DOI: 10.18522/2070-1403-2020-80-3-232-240
ПЕДАГОГИКА
(специальность: 13.00.08)
УДК 37
В.Н. Гончаров, А.А. Волков, Е.Ю. Литвинова
Северо-Кавказский федеральный университет
г. Ставрополь, Россия
vgn1968@rambler.ru
volkoffss@yandex.ru
ketrin_22.12@mail .ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
[Goncharov V.N., Volkov A.A., Litvinova E.Y.
Pedagogical morality as a basis for the formation of the moral personality]
In modern society, the importance of pedagogical morality as a regulating and shaping mechanism is constantly increasing. It is an effective factor for the optimal realization of the social role of the teacher to stimulate and motivate creativity in the pedagogical process. In addition to the role-playing function, pedagogical morality also performs a professional-protective function related to specific professional interests, rights, traditions. Pedagogical morality (like any professional morality) regulates and forms the moral attitude towards pedagogical activity and moral relations in the pedagogical process, regulates and forms the moral behavior of the teacher.
Key words: education, learning, world view, knowledge, cognition, value orientation, culture, society.
Педагогическая мораль функционирует и развивается как целостная и единая система, в которой можно обосновать три основных, относительно самостоятельных, звена: нормативно-оценочное (целевое, предписывающее), содержащее внешние по отношению к преподавателю модифицированные и специфические нравственные требования общества; личностное, эталонно-побудительное, имеющее внутренний, сознательно-психический характер, это превращенные в эталоны и мотивы преподавателя нравственные требования, знания и убеждения; поведенческое, образующееся при синтезе внешних и внутренних (личностных) моральных факторов, осуществляющее выс-
шую саморегуляцию человеческой личности. Поведенческое звено морали педагога охватывает экстериоризацию личностных эталонов и мотивов, должного и оценочного отношения в педагогической деятельности.
Педагогическая мораль не может успешно выполнять свои регулятивные функции, если она не оказывает на преподавателя соответствующее формирующее воздействие. Регулятивное и формирующее воздействие являются двумя сторонами функционирования педагогической морали в обществе. Это означает, что профессиональное нравственное воспитание и самовоспитание есть иманентная потребность нормального функционирования педагогической морали. Оно является организованным и целенаправленным воздействием на личность преподавателя, осуществляемое главным образом в процессе педагогической деятельности. Целью каждого профессионального воспитания является утверждение в людях нравственных качеств, которые необходимо для плодотворной профессиональной деятельности.
Чем определяется исключительное значение нравственного воспитания и самовоспитания преподавателя?
Во-первых, спецификой педагогической деятельности. Объектом этой деятельности здесь является личность и коллектив обучающегося, а предметом - их свойства и качества, по отношению к которым личность и коллектив выполняют роль субъекта воспитательного воздействия. Воздействуя на обучающегося, преподаватель должен стимулировать, направлять и организовать его личностные факторы так, чтобы он превратился бы в активный субъект воспитания. Кроме субъекта воспитания, необходим объект воспитательного воздействия (личность и коллектив), а также предмет воспитательного воздействия - это свойства и качества личности и коллектива, по отношению к которым они исполняют роль субъекта воздействия. Субъекта воспитания получает информацию о результатах воспитательных воздействий. Эта обратная информация и обратное воздействие являются важным фактором воспитания и самовоспитания самого преподавателя и педагогического коллектива.
Вместе с этим, исполнитель и инструмент педагогической деятельности сливаются воедино, и это порождает особую форму заботы преподавателя об уровне своего собственного нравственного развития. Эффективность трудовой деятельности зависит не только от квалификации и практических уме-
ний, но и от ее орудий труда. В арсенал орудий труда преподавателя включаются его знания и умения, методы и приемы, технические средства обучения, включается и его личный пример. Когда в процессе воспитательной деятельности преподаватель создает идеальную модель личности, представления от которой переносятся и на личность самого воспитателя, и когда он своим поведением нарушает нравственные принципы, тогда подрывается воспитательное воздействие педагогической деятельности.
Поэтому педагогическая деятельность очень сложное и тонкое дело, требующее творческого отношения, риска и ответственности, вот почему она исполнена богатым нравственным содержанием.
Во-вторых, требованиями научно-технической революции. Революционные изменения в производственном процессе и в других сферах общества, колоссальное увеличение объема информации и возрастания роли средств массовой коммуникации, непрерывное обогащение, интеллектуальное воздействие семьи на подрастающее поколение требуют, чтобы общеобразовательное учреждение формировало не только знания и практические умения, а прежде всего глубокие убеждения и ясную идейную позицию, четкие критерии избирательного отношения и нравственную устойчивость по отношению к негативным влияниям. Это выдвигает качественно новые критерии в области профессионального воспитания и самовоспитания преподавателя.
Характерным признаком любой целенаправленной и сознательной деятельности человека является ее осуществление согласно определенной программе, служащей своеобразной моделью будущего. Программирование воспитательной деятельности как и формирования личности педагога может быть построено на объективных научных критериях лишь при условии, что ему предшествует серьезная диагностика и прогностика, способствующие раскрытию динамики потребностей, факторов и объектов воспитательного воздействия.
Как прогноз, так и программа связана с будущими процессами. Прогнозы имеют исключительно большое значение для создания реальных, научно-обоснованных норм и программ деятельности и поведения. План тоже имеет перспективный характер. Но в отличие от него программа воспитания и самовоспитания является более сложной процедурой. Она включает в себя не только цель, но и пути и средства достижения желаемого результата в
данной конкретной ситуации. План фиксирует то, что нужно сделать, программа включает в себя и способ достижения этого будущего состояния, то есть соотношения между целью и средствами (формами, методами) воспитания, она имеет в виду влияние разных вероятностных факторов и механизмов воспитательного процесса.
Цель воспитания, как подчеркивал А.С. Макаренко, выводится не из биологии, не из психологии человека, а из потребности общественной практики. Под целью воспитания А.С. Макаренко понимал программу человеческой личности, человеческого характера, причем в понятие характер он вкладывал все содержание личности, то есть ее внешние проявления, внутренние убеждения и политическую воспитанность, и знания - решительно всю картину человеческой личности. Вообще цель является центральным звеном любого перспективного акта - нормы, плана, программы, решения. На основе реальных тенденций развития общества и объективных потребностей она определяет направленность воспитательного процесса. Это постоянная величина, согласно которой настраивается система воспитания.
Как идеальный, предварительно планируемый результат цель воспитания включает в себя прежде всего формирование, изменение и усовершенствование качеств личности или отношений в коллективе, являющихся предметом воздействия. Основной целью воспитания является подготовка человека к выполнению роли активного участника общественного развития. Цели нравственного воспитания определяются идеалами, принципами и нормами морали. Особенно большое значение имеет определенный идеал, который выражает прогрессивные тенденции в развитии личности, ее будущее, в силу чего он выступает в качестве высшего образца, к которо -му люди сознательно стремятся. Один из основных идеалов -преобразование общественных отношений, определяющее поведения личности в современном социуме [1, с. 94-98], основания современных концепций общественного развития [2, с. 152-154], при котором возможно всестороннее развитие человеческой личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Речь идет не просто о развитии всех сторон человека, а о формировании гармонически развитой, целостной личности.
Программная цель воспитания и самовоспитания учителя - это формирование его целостной личности. Преподаватель всем своим поведением, во всех своих поступках и действиях должен служить примером для обучающихся, быть образцом нравственности, идейной убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции. Целостно сформированная личность преподавателя в обществе характеризуется единством мировоззрения и способа поведения, единством нравственных мотивов и социальной активности, единством идейной направленности, профессиональной подготовки и творческой устремленности. В области нравственности целью воспитательных воздействий является формирование устойчивой линии поведения, мотивированной личными убеждениями, оценочными критериями и должным отношением.
В модели целостной личности преподавателя возможно обособить три основных интегративных комплекса: ценностно-мировоззренческий, профессионально-творческий и поведенческо-волевой. Эти комплексы функционируют во взаимодействии. Существенное их формирование осуществляется в единстве с их функционированием. А это имеет принципиальное значение с двух сторон: они работают оптимально, если закрепляются и развиваются как личностные феномены; они формируются глубоко в личности, когда хорошо исполняют свои служебные функции.
Ценностно-мировоззренческий комплекс охватывает всю совокупность потребностей и интересов, взглядов и убеждений, ценностных ориентаций и стремлений преподавателя. Центральное значение имеют личностные убеждения, они - идейное ядро мировоззрения. Мировоззрение является тем фактором, который создает идейную устойчивость характера и воли человека, идейную сплоченность отдельных сфер личности. Как обобщенная система представлений о мире, как совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, эстетических убеждений мировоззрение определяет направленность сознания и поведения человека, педагога в частности. В нем синтезируются как познание мира и оценка общественных явлений, так и практический социальный (особенно политический и нравственный) опыт личности. Поэтому мировоззрение (особенно преподавателя) нужно рассматривать не только с его интеллектуально-познавательной стороны, но и с более широких позиций. Оно своеобразным способом синтезирует в себе комплекс рациональных, эмоциональных и волевых свойств, созна-
тельных и поведенческих отношений. Характерной чертой мировоззрения является единство способа мышления и способа жизни и поведения человека, направленные на реализацию формирования идеала.
Это общая основа, на которой формируется внутренняя убежденность, моральные качества, общественное поведение. Вопросы морали всегда тесно связаны с вопросами мировоззрения. Следовательно, без научного мировоззрения нет и быть не может целостной личности преподавателя в современном общества. Эта задача решается посредством обучения, образования и воспитания [9, с. 110-114], приобретающего специфическое содержание, формы и методы в процессе развития общества, связанного с областью философского знания, имеющего своим предметом образование [10, с. 165-172].
Знания, взгляды и убеждения - это три степени усвоения информации, посредством которых она становится личностным достоянием преподавателя. Если личностные знания являются не воспринимаемой информацией (не всегда внутренне воспринята индивидом), личностные взгляды - это такие знания, которые включились в активное взаимодействие с собственным опытом человека. Это активный процесс, при котором «сливаются продукты чужого опыта с показаниями собственного» [11, с. 365]. Личностные убеждения являются не только интериоризированной и слитой с собственным опытом информацией, они содержат в себе еще и потребности, готовность и способность действовать и поступать в соответствии с их логикой. «Путем убеждения можно достигнуть перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание, изменить образ жизни» [6, с. 298].
Самая специфическая функция личностных убеждений - это их поведен-ческо-мотивационное значение. Знания и взгляды личности не перестают быть таковыми и тогда, когда они не мотивируют ее деятельность и поведение. Но убеждение, если оно не выступает как мотив отношения и поведения, перестает быть убеждением конкретной личности. Каждое убеждение есть знание и взгляд, но не каждое знание и не каждый взгляд - убеждение. Превращение учения в убеждение, в главный мотив поведения - основная цель формирования целостной личности в обществе, определяющая социальную реальность [8, с. 270-273].
Однако убеждение работает во внутреннем мире личности учителя и как эвристический подход (как способность открывать новое в науке и в педаго-
гической практике), а также и как эталонный механизм, с помощью которого выбираются, измеряются и оцениваются отношения, действия и поступки -своих и других. В принципе мировоззренческие убеждения каждого специалиста имеют эвристическое и модельное значение, но в педагогической области мировоззренческие убеждения, профессиональные взгляды и гуманное отношение по существу совпадают в творчестве преподавателя.
Анализ функционирования убеждений преподавателя позволяет утверждать, что они выступают как эвристический принцип, ценностный эталон и нравственный мотив. При этом выявляется их соприкосновение с профессионально-творческим и поведенческо-волевым комплексами личности. Эти убеждения отличаются как самый интегральный компонент личности педагога, фокус, в котором находят самое синтезированное выражение его субъективная жизнь - интересы, знания, позиции, стремления. Поэтому этот феномен непосредственно связан с внутренними механизмами саморегуляции поведения и творческой деятельности личности, он лежит и в основе ее ценностной ориентации.
Ценностная ориентация - это персонифицированное отношение человека к объективной системе социальных ценностей - материальных и духовных, наличных и возможных, желаемых и должных. Она формируется под влиянием социальной среды и организованного и целенаправленного воспитания, определяющего цели - политические, экономические, культурные. На современном этапе общественного развития приоритетной является экономическая сфера [7, с. 67-71]. Специфической особенностью ценностной ориентации педагога, безусловно, становится гуманное содержание и направленность. Объект и предмет оценочного отношения в педагогической области - это, прежде всего, человек, его знания и культура, его качества и поведение. Степень выполнения человеком своей роли во многом зависит от его мировоззренческой, идейной подготовки, его интуитивного познания [5, с. 68-71], полученного профессионального образования [3, с. 30-37]. Действия субъекта направленны на удовлетворение материальных и культурных потребностей людей [4, с. 167-176]. Адресат и цель должного отношения - это потребности формирования и развития личности человека. А как раз оценочное и должное отношение образуют двуединое содержание каждой ценностной ориентации.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Бакланов И.С., Зырянов И.Е. Социально-философский аспект проблем модернизации российского социума // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2012. № 1(30). С. 94-98.
2. Бакланова О.А., Душина Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2011. № 2. С. 152-154.
3. Говердовская Е.В. Состояние, проблемы и перспективы эволюции высшего профессионального образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 11. С. 30-37.
4. Ерохин А.М., Ерохин Д.А. Проблема «профессиональная культура ученого» в контексте социологического знания // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 5-1. С. 167-176.
5. Камалова О.Н. Проблема интуитивного познания в иррациональной философии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4. С. 68-71.
6. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. 391 с.
7. Колосова О.Ю. Философские и методологические аспекты экономики // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1. С. 67-71.
8. Колосова О.Ю. Жизненный мир личности и социальная реальность // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 2. С. 270-273.
9. Лобейко Ю., Зарубина Н. Интеграция образования, науки и производства // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 110-114.
10.Несмеянов Е.Е. К проблеме предмета философии образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 5. С. 165-172.
11.Сеченов И.М. Избранные произведения. Том 1. Физиология и психология. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1952. 774 с.
R E F E R E N C E S
1. Baklanov I.S., Zyryanov I.E. Socio-philosophical aspect of the problems of modernization of Russian society // Bulletin of the North Caucasus State Technical University. 2012. No. 1 (30).
2. Baklanova O.A., Dushina T.V. Methodological foundations of modern concepts of social development // Bulletin of the North Caucasus State Technical University. 2011. No. 2.
3. Goverdovskaya E.V. State, problems and prospects of evolution of higher professional education // Bulletin of the Southern Federal University. Pedagogical sciences. 2008. No. 11.
4. Erokhin A.M., Erokhin D.A. The problem of "professional culture of a scientist" in the context of sociological knowledge // Bulletin of Stavropol State University. 2011. No. 5-1.
5. Kamalova O.N. The problem of intuitive knowledge in irrational philosophy // Humanitarian and socio-economic sciences. 2010. No. 4.
6. Kovalev A.G. Psychology of Personality. M.: Education, 1970.
7. Kolosova O.Yu. Philosophical and methodological aspects of the economy // Bulletin of the North-Caucasian Humanitarian Institute. 2013. No. 1.
8. Kolosova O.Yu. The life world of an individual and social reality // Bulletin of the North Caucasus Humanitarian Institute. 2013. No. 2.
9. Lobeiko Yu., Zarubina N. Integration of education, science and production // Higher education in Russia. 2006. No. 2.
10.Nesmeyanov E.E. To the problem of the subject of education philosophy // Humanitarian and socio-economic sciences. 2008. No. 5.
11.Sechenov I.M. Selected works. Volume 1. Physiology and Psychology. M .: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1952.
16 мая 2020 г.