Научная статья на тему 'Педагогическая модель управления формированием уклада школы в информационно-коммуникационных средах'

Педагогическая модель управления формированием уклада школы в информационно-коммуникационных средах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УКЛАД ШКОЛЫ / УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ УКЛАДА ШКОЛЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель управления формированием уклада школы в информационно-коммуникационных средах»

Библиографический список

1. Вачков И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения / И.В. Вач-ков. - М., 2010.

2. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - М., 1982.

3. Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - С. 17-30.

С.Н. Вачкова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ УКЛАДА ШКОЛЫ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДАХ

Ключевые слова: уклад школы, управление формированием уклада школы, информационно-коммуникационные среды, педагогическая модель, принципы управления.

В настоящее время продолжается информатизация образовательных учреждений. В современных условиях коммуникации между учащимися и их сверстниками, учащимися и учителями и учителей друг с другом все в большей степени опосредуются разнообразными информационными технологиями. Информационно-коммуникационная среда превращается в существенный фактор, влияющий не только на появление и развитие новых способов взаимодействия субъектов образовательного процесса, но и в целом на весь уклад школьной жизни. В 2010 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Информационное общество (2011-2020 гг.)» [5]. Реализация программы предполагает получение положительных эффектов в разных областях, в том числе в сфере культуры, образования и профессиональной подготовки, а также в системе управленческой деятельности.

В литературе сформулированы ряд общих положений о компьютеризации управления. Принципы и характеристики управления в данной сфере не расходятся с принципами и характеристиками, сформулированными для управленческой деятельности вообще. В частности, в докторском исследовании В.Е. Лепского [4] выделяются следующие положения развития компьютеризации управления:

- преодоление доминанты нормативного над субъективным;

- смена ориентации с выбора решений на решение проблем;

- преодоление доминанты анализа по отношению к синтезу решений;

- преодоление доминанты субъект-объектной ориентации в компьютеризации управленческой деятельности;

- организация непрерывного развития управленческой деятельности и ее субъектов;

- обеспечение психологической безопасности управленческой деятельности и ее субъектов.

В исследовании доказывается, что когда субъект управления осуществляет свою деятельность в виртуальном мире, то это способствует его переходу от формализованно-

© Вачкова С.Н., 2013

го, нормированного (термин В.Е. Лепского) управления, в котором доминирует необходимость его адаптации, к «сетевой системе субъектных миров, определяющей виртуальную реальность мира» [4], которая основана на поддержке всех форм его активности. Основой, которая обеспечивает связь между мирами, выступает именно компьютеризация.

Специфика предмета нашего исследования требует иной логики построения модели управления формирования уклада школы в информационно-коммуникационных средах. Эта модель не противоречит основным формам и способам управления формированием уклада школы в физической реальности, но учитывает специфические, качественные изменения самого уклада школы в информационных средах и те возможности, которые предоставляют сами эти технологии. В частности, она исходит из факта изменения характера укладов школ в современном образовании. В настоящее время подавляющая часть школ в современном обществе имеют разной толщины пласт уклада, погруженного в информационную среду. Развитие школы в информационной среде постепенно из специфической характеристики превращается в норму. Несмотря на глобальность этих изменений они часто не рефлексируются педагогами.

На основании наших представлений о сущности уклада школы, его взаимосвязи с информационно-коммуникационными средами мы сформулировали основные принципы управления формированием уклада школы. Учитывая характеристику управления как процесса во многом основанного на выборе между различными вариантами развития управляемого объекта, при котором нельзя полностью игнорировать ни один принцип управления, а сами принципы часто ориентируют на противоположные решения, мы предлагаем описание принципов связанных альтернатив.

1. Соблюдение баланса гуманизации/культуросообразности (соблюдение интересов развития личности ребенка/соответствие конкретной социально-культурной нише образовательного учреждения: от общекультурных особенностей исторического периода до особенностей школьной культуры).

И принцип гуманизации и принцип культуросообразности традиционно и достаточно давно вошли в педагогику. Их содержание и интерпретация практически не различается у разных авторов. При этом подразумевается, что в практике воспитания и образования абсолютизация какого-то одного принципа приводит к крайне негативным последствиям. Существующие культурно-исторические условия могут накладывать существенные ограничения на реализацию данного принципа, но из этого не следует, что их можно игнорировать.

2. Соблюдение баланса уникальности/типичности (данная качественная определенность и своеобразие уклада могут быть воспроизведены только на одной школе / формирование и развитие уклада школы опирается на определенные механизмы).

Уклад относится к уникальным явлениям, т.е. невозможно создать клон с какого-нибудь определенного уклада школы. Индивидуальные, уникальные характеристики окажутся утраченными. В то же время развитие уклада подчиняется определенным закономерностям, на формирование уклада влияют однотипная организационная структура, сходная структура деловых отношений и пр. Учет этих факторов и предполагает принцип типичности.

3. Соблюдение баланса фрагментарности/гомогенизации уклада.

Уклад как некое целое неизбежно должен быть однороден и в ценностном, и в организационно-формальном отношениях. Иначе он распадется на индивидуальные уклады, в которых живут не связанные друг с другом субъекты. В то же время абсолютная однородность уклада вряд ли является благом. Только тоталитарные сообщества при-

ближаются к такой однородности. Значимость зон неупорядоченности была показана в теории воспитательных систем. Кроме того, необходимость разнообразия хорошо сочетается с практикой управления образовательными учреждениями.

4. Соблюдение баланса устойчивости/изменчивости уклада школы.

По своим сущностным характеристикам уклад воплощает в себе наиболее устойчивые элементы школьной жизни. В то же время он выступает в нашем исследовании предметом направленного управленческого воздействия, целью которого вляется именно изменение. Важность соблюдения названных принципов несомненна: если преувеличить фактор изменчивости, то уклад может быть вообще разрушен, если преувеличить роль устойчивости, то изменения вообще могут не произойти.

5. Соблюдение баланса обособленности/открытости уклада школы.

Уклад, как и другие общесистемные феномены школы, можно характеризовать с точки зрения открытости по отношению к окружающей среде. В целом ряде педагогических направлений и научных школ доказано, что школа как образовательная организация обязательно должна быть открыта и взаимосвязана с окружающей социальной, культурной, экономической средой. В то же время уклад в силу своей специфики обязательно предполагает определенную степень закрытости. Именно некоторая степень закрытости уклада обеспечивает возможность формирования воспитательной системы школы.

Формирование уклада подчиняется определенным закономерным характеристикам.

1. Уклад по своей сути является неявным объектом управления. Значительная часть его элементов относится к обыденному, повседневному слою жизнедеятельности и для их выделения в предмет управления требуется специальная рефлексия.

2. Уклад, будучи измененным в результате формирования определенных черт, должен опять уходить из рефлексивного поля, иначе он потеряет свою сущностную характеристику как устоявшаяся форма жизнедеятельности школы.

3. Большая часть управленческих воздействий на уклад, в силу общесистемной природы последнего, должна носить опосредованный характер.

4. Изменение одного из элементов уклада приводит к изменению остальных. Уклад, существуя одновременно как феномен информационной среды и базовой, физической реальности, обладает выраженными системными характеристиками и в силу этого выраженной взаимосвязью всех элементов, его образующих.

Успешное управление формированием уклада в информационно-коммуникационной среде предполагает наличие ряда организационно-педагогических условий:

1. Развитие специальных компетенций у педагогов.

Это условие предполагает формирование специальных информационных компетенций у педагогов, позволяющих реализовывать специфические функции управления. Был разработан специальный курс, который проводился с учителями.

2. Специальная рефлексивная деятельность по выявлению и уточнению предмета управления.

Уклад, прежде чем выступить предметом управления, сначала должен быть выделен, очерчен для субъекта управления. Возможно это сделать, только используя рефлексию. Рефлексия является достаточно изученным в педагогике и психологии феноменом [3; 6-9].

В анализе рефлексивных технологий психологи выделяют в первую очередь этап определения своей позиции и анализ собственных мотивов, целей. То же самое происходит с коллективными субъектами при формулировке миссии организации. В предмет рефлексии попадает и собственная деятельность. Рефлексивный анализ уклада основан

на совместном анализе двух аспектов: практической деятельности, явлений, характеризующих школьную культуру и пр., и в то же время анализ восприятия этих феноменов в сообществе педагогов и учащихся.

3. Консолидирование, структурирование и расширение субъекта управления.

Широта и масштабность изменений уклада школы предполагает существенное

изменение (расширение) субъекта управления. Упрощение коммуникации в информационной среде позволяет упростить и ускорить процесс формирования коллективного субъекта управления. Организация различных сред общения (чатов и пр.), обсуждение проектов, создание специализированных баз данных существенно упрощает формирование сообщества педагогов и учащихся, которое потенциально заинтересовано в изменении уклада школы. Как правило, целесообразно создание специального совещательного органа при директоре школы, обладающего консультативными функциями. Хотя возможно и делегирование ему ряда властных полномочий.

В социологии киберпространства электронные площадки описываются как пример одной из форм виртуальных сетевых сообществ пользователей телекоммуникационных сетей. Мы согласны с С.В. Бондаренко, который определяет виртуальное сетевое сообщество следующим образом: базовая единица социальной организации пользователей телекоммуникационных сетей, имеющая стратификационную систему, устоявшиеся социальные нормы, роли и статусы участников, включающая в свой состав не менее трех акторов, разделяющих общие ценности и осуществляющих посредством использования соответствующих аппаратных и программных артефактов на регулярной основе социальные взаимодействия, а также имеющих доступ к контенту и иным общим ресурсам [1, с. 68-69].

Речь идет о создании электронных советов управления школой, под которыми понимается формирование управляющих и информационных структур в коммуникативной среде виртуального и гибридного пространств. Такого рода формы - это пример использования социально-политических технологий краудсорсинга. По базовым характеристикам публичные площадки электронной демократии можно отнести к числу открытых (особенно в терминах степени эффектов и последствий действий) и многофакторных (в терминах социального разнообразия) субъектов социального действия.

Вырожденной (или наоборот, несформированной формой) электронных площадок в настоящее время являются форумы при сайтах общественных организаций, действующих при образовательных учреждениях. Несложное с технической стороны решение позволяет использовать формы прямой демократии при принятии весьма большого круга управленческих решений директора школы.

4. Определенный уровень погруженности уклада образовательного учреждения в информационную среду, в том числе наличие виртуальной проекции уклада школы.

Данное условие очевидно, так как без него невозможно воспользоваться технологиями управления, предлагаемыми информационно-коммуникационными средами. Часто для постановки задач управлением формирования уклада школы необходимо интенсифицировать процессы информатизация образования в школе. Для некоторых моделей уклада необходимо обеспечивать возможности для нового характера учебной деятельности учеников, опирающегося на реализацию индивидуальных образовательных траекторий.

Модель управления формированием уклада предполагает реализацию субъектом управления определенных функций.

1. Целеполагание.

Выдвижение цели и постановка задач тесно связана с функциями анализа и принятия решений, которые описаны ниже. Мы, тем не менее, выделили функцию в качестве самостоятельной, так как такой феномен как уклад становится предметом управленческого воздействия после специальной рефлексивной деятельности. Он неочевиден и требует для постановки цели глубокого и достаточно сложного анализа.

2. Анализ.

Неявный характер основных феноменов уклада предъявляет особые требования к этому этапу в виде необходимости проведения специально организованной рефлексии. В том случае, если в школе действует развернутая система мониторинга, основанная на ИКТ, то многие параметры, подлежащие анализу, оказываются доступны и, что очень важно, позволяют визуализировать очень сложные количественные феномены в доступной зрительной форме. Анализ согласно нашим представлениям должен основываться на получении информации о состоянии основных параметров уклада школы, выделенных нами. К анализу могут привлекаться не только специалисты-управленцы или педагоги, но и учащиеся.

Анализ предполагает точное (по возможности) определение того состояния и качества, в котором находится уклад школы в момент анализа, его оценки с точки зрения соответствия миссии школы, основных направлений воспитательной деятельности, интересов и потребностей. Фактически в реализации данной функции используем специфические элементы информационно-коммуникационных технологий для информационной обеспеченности процедур анализа и принятия решений. ИКТ дают возможности создания системы мониторинга процессов обучения и особенно воспитания в режиме реального времени, до сих пор не реализованные в полной мере разработчиками программного обеспечения.

3. Принятие решений - важнейшая функция и одновременно основной этап управленческой деятельности. Организационные формы принятия решений, в том числе схемы делегирования прав и ответственности при принятии решений могут существенно отличаться, но при этом не могут быть основаны на индивидуальных решениях директора школы.

Информационные среды позволяют реализовывать самые разные схемы принятия решений: от форм прямой демократии до жесткого иерархического администрирования. Позитивные с точки зрения воспитательных задач стратегии принятия решений должны предусматривать по возможности широкое обсуждение в школьном сообществе модельных разработок и программы формирования уклада школы. Информационные среды упрощают проведение научно-методической и управленческой экспертизы программы формирования уклада школы - за счет возможности открытого обсуждения в профессиональных сетевых сообществах. После принятия решения и оптимизации управленческой структуры (например: создание творческих групп, постановка задач их деятельности) конструируется уточненная модель уклада школы и конкретизируется программа ее построения.

4. Организация управленческой деятельности по реализации принятых решений.

Логика организации (исполнения принятых решений) предусматривает воздействие на основные компоненты уклада школы: ценностный, субъектно-средовой, структурно-процессуальный, а так же управление качественно новым образованием - виртуальной проекцией школы.

Преобразование этих феноменов приводит к постепенному формированию устойчивых ценностных и нормативных структур, которые и составляют основу уклада школы.

Организационная функция должна опираться на заранее созданную управленческую инфраструктуру.

В нашей модели самостоятельным центром выступает консультативная группа, назначение которой в основном в анализе и в подготовке приятия решений, в том числе в анализе успешности управленческих действий и решений.

5. Организация контроля - важнейшая функция, которая в условиях информатизации качественно изменяется. Информационные среды позволяют использовать самые разные варианты контроля. Автоматизированные информационные системы в образовании позволяют при известной доработке реализовывать тотальный контроль за повседневной деятельностью. Сюда, например, относятся электронные системы, обеспечивающие пропускной режим в школу с фиксацией входа-выхода педагога и учащегося, электронные дневники, системы видеофиксации в классных комнатах и пр. В руках авторитарного директора система электронного документооборота станет сильным инструментом жесткой централизации. В предлагаемой нами модели устанавливается некая граница по интенсивности и по массированности контроля, с выделением некоторых областей, которые не контролируется вообще (это то, что связано с личным общением).

6. Регулирование и корригирование - функция управления, реализующая механизмы обратной связи. Для правильной организации обратной связи в управлении укладом школы необходимо еще на этапе анализа четко сформулировать индикаторы, по которым будет оцениваться достижение тех или иных задач. Эта функция тесно переплетается со всеми рассмотренными выше: здесь необходимы и анализ, и принятие решений и организация исполнения.

Основные формы и методы воздействия на формирование уклада школы в информационно-коммуникационных средах были во многом рассмотрены при описании функций управления. По нашему мнению, они делятся на две группы.

1. Методы и формы, непосредственно воздействующие на коммуникационные структуры уклада школы, погруженные в информационно-коммуникационные среды.

Среди таковых можно выделить:

а) управление (модерирование), организация форм информационно-коммуникационной составляющей педагогического общения учителей, учащихся и родителей;

б) информатизация управленческих коммуникаций.

2. Методы и формы, опосредованно воздействующие на весь уклад школы посредством изменения элементов, относящихся к информационно-коммуникационным средам.

Управление виртуальной проекцией школы - это качественно новая форма управления, доступная в информационных средах. Виртуальная проекция школы выступает как объект и как инструмент управления. Информационные среды позволяют каждой школе визуализировать некий единый образ школы, художественно-эстетический образ учреждения.

Таким образом, в условиях информатизации образования необходима специальная работа по управлению формирования укладом школы в информационно-коммуникационных средах, чему может способствовать разработанная педагогическая модель этого процесса.

Библиографический список

1. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ / С.В. Бондаренко. - Ростов-н/Д., 2004.

2. Воропаев М.В. Социально-феноменологические механизмы функционирования рефлексии в массовом педагогическом сознании // Вестник Костромского государственного университета им. Н А. Некрасова. - 2012. - Т. 18. - № 1. - С. 240-242.

3. Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Самоукина Н.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 14-21.

4. Лепский В.Е. Субъектно-ориентированная концепция компьютеризации управленческой деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М., 2000.

5. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.): Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р (ред. от 15.08.2012).

6. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. - 1990.- № 2. - С. 77-81.

7. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов. - Запорожье, 1992.

8. Стеценко И.А. Педагогическая рефлексия (теория и технология развития): дис. ... д-ра пед. наук. - Таганрог, 2006.

9. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии, 1994. - № 3-4. -С. 4-21.

С.Н. Долгов

ОРГКОМИТЕТ «ОЛИМПИАДА-80»: СЕКРЕТЫ И УРОКИ УСПЕХА

Ключевые слова: 0лимпиада-80, Оргкомитет «0лимпиада-80», Спартакиада народов СССР, официальное приглашение играм XXII Олимпиады 1980 г., олимпийские спортивные сооружения, основные направления деятельности Оргкомитета.

Одна из наиболее ярких страниц в истории отечественного спорта - двадцать вторая московская Олимпиада 1980 г. Вся страна шесть лет готовилась к грандиозному спортивному празднеству. И даже несмотря на бойкот, объявленный США и рядом других государств, Игры XXII Олимпиады стали заметной вехой в развитии международного олимпийского движения. Участники Олимпиады-80 до сих пор вспоминают четкую организацию соревнований и безграничное радушие москвичей.

Опыт предыдущих Игр показал, что их успех во многом зависел от того, насколько совершенна была система руководства, планирования и контроля за деятельностью многочисленных организаций, предприятий, фирм и отдельных лиц, которые участвовали в подготовке и проведении Игр, а также от действенности координации их усилий со стороны организационных комитетов. Принимая на себя почетную обязанность организаторов Игр XXII Олимпиады, советские люди полностью сознавали всю сложность предстоящих задач. Их уверенность в успехе Олимпийских игр, впервые проводимых в социалистическом государстве, была основана на уверенности в преимуществах социалистической плановой системы народного хозяйства СССР.

© Долгов С.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.