REFERENCES
1. Artamonov, S.V., Nikitushkin, V.G. and Germanov, G.N. (2012), "Theoretical-methodical bases of the organization of training and competitive loadings in micro, meso- and macrocycles of training of young judoists", Kultura fizicheskaja i zdorove, No. 2 (38), pp. 49-52.
2. Belykh-Silayev, D.V., Ivankov Ch.T. and Mironov, G. V. (2013), "Multimedia of technology in education", Newsletter of UMO VVUZOV by training in the field of military management of Russian Armed Forces on humanitarian and social specialties, No. 7, pp. 28-33.
3. Belykh-Silayev, D.V. and Ivankov, Ch.T. (2014), "Modern application of multimedia means in training in technical and tactical actions of wrestlers of free and Greek-Roman styles", Innovative technologies in sport and physical training of younger generation, materials of the 4th scientific and practical conference with the international participation PIFKIS MGPU, on May 15-16, 2014, publishing house "MSPU" Moscow, pp. 70-73.
4. Gadanov, A.Sh. (2012), Professional and personal development of athlete's martial artists with application of interactive methods of pedagogical influence: on the example of judo, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
5. Germanov, G.N. (2011), Methodology of designing of impellent tasks in sports-pedagogical process, dissertation, Volgograd, Russian Federation.
6. Germanov, G.N. (2011), "Training (motive) task - structurally functional unit of sports and pedagogical process : psycho-pedagogical aspect of the problem", Teorija i praktika fizicheskoj kultury, No. 6, pp. 94-99.
7. Ivankov Ch.T., Zenchenko I.S. and Kostin G.D. [etc.] (2014), "Modeling of dynamic competitive situations on classes in single combats of c use of training devices", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (112), pp. 79-82.
8. Solovyov, A.B. (2010). Pedagogical conditions of use of means of multimedia in improvement of educational process on discipline "Gymnastics" in higher education institution, dissertation, Tambov, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.10.2014.
УДК 799.322
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ ИЗ ЛУКА К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор,
Владислав Владимирович Бакаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели подготовки стрелков из лука к соревновательной деятельности. Данная модель включает целевые установки, содержание деятельности тренерского состава по подготовке стрелков из лука к соревновательной деятельности. Кроме того, она включает методическую систему подготовки; средства, формы, методы тренировки, а также формируемые качества, необходимые стрелкам из лука для эффективной соревновательной деятельности. В процессе педагогического эксперимента доказана высокая эффективность разработанной педагогической модели подготовки стрелков из лука к эффективной соревновательной деятельности.
Ключевые слова: педагогическая модель; стрелки из лука; соревновательная деятельность; средства технической, тактической, морально-психологической и физической подготовки; эффективность стрельбы из лука.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p39-42
PEDAGOGICAL MODEL FOR THE ARCHERS TRAINING TO THE COMPETITIVE
ACTIVITY
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladislav Vladimirovich Bakayev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Polytechnical University
Annotation
The article presents the results of the author's researches on justification of the pedagogical model for the archers training to the competitive activity. This model includes the purposes, the content of the coaches' activities for the archers training to the competitive activity. Besides, it includes the methodical system of preparation; means, forms, training methods, and also the formed qualities necessary for the archers' effective competitive activity. In the course of the pedagogical experiment the high efficiency of the developed pedagogical model of the archers training to the effective competitive activity has been proved.
Keywords: pedagogical model, archers, competitive activity, means of technical, tactical, moral and psychological and physical training, efficiency of archery.
В настоящее время стрельба из лука является олимпийским видом спорта. Высокий уровень мастерства стрелков из лука характеризуется хорошим морально-психологическим состоянием, отличными техническими навыками стрельбы из лука, а также готовностью к соревновательной деятельности [1].
В современных условиях значительно возросли требования к уровню готовности стрелков из лука к эффективной соревновательной деятельности. Специфика соревновательной деятельности стрелков из лука заключается в проявлении спортивного мастерства на самом высоком уровне [1]. Это требует готовности стрелков из лука к эффективной соревновательной деятельности. Имеющиеся научные данные свидетельствует, что при формировании готовности стрелков из лука к эффективной соревновательной деятельности большое внимание должно уделяться комплексному применению технической, тактической, морально-психологической и физической подготовки [1].
Вместе с тем, практика показывает, что не все стрелки из лука обладают высокой степенью готовности к эффективной соревновательной деятельности. [1]. Многие стрелки из лука испытывают большие трудности при перенесении морально-психологических и физических нагрузок во время соревновательной деятельности. Это негативно сказывается на меткости стрельбы из лука [1]. Недостаточный уровень морально-психологической и физической подготовленности стрелков из лука, а также готовности к эффективной соревновательной деятельности в целом требуют новых подходов к организации учебно-тренировочной работы с ними. Данная проблема не нашла серьезного научного обоснования в методической литературе. До настоящего времени не разработана педагогическая модель подготовки стрелков из лука к соревновательной деятельности. Не раскрыт механизм комплексного использования дидактических средств, форм и методов технической, тактической, морально-психологической и физической подготовки стрелков из лука к эффективной соревновательной деятельности. Не исследованы и не определены показатели, а также критерии, по которым можно определить степень готовности стрелков из лука к эффективной соревновательной деятельности.
Таким образом, проведенный анализ проблемы позволил выделить следующие противоречия:
- между высокими требованиями, предъявляемыми к стрелкам из лука и недостаточным научным обоснованием комплексного использования средств технической, тактической, морально-психологической и физической подготовки к соревновательной деятельности;
- между необходимостью повышения готовности стрелков из лука к эффективной соревновательной деятельности и недостаточным теоретическим обоснованием комплекса педагогических мероприятий, стимулирующих эту готовность;
- между большими возможностями комплексного использования средств технической, тактической, морально-психологической и физической подготовки для формирования готовности у стрелков из лука к эффективной соревновательной деятельности и недостаточным эффектом их использования непосредственно в учебно-тренировочной работе.
Для разрешения вышеуказанных противоречий нами была разработана педагогическая модель подготовки стрелков из лука к соревновательной деятельности (рисунок).
Рис. Педагогическая модель подготовки стрелков из лука к соревновательной
деятельности
Данная модель включает целевые установки, содержание деятельности тренерского состава по подготовке стрелков из лука к соревновательной деятельности. Кроме того, она включает методическую систему подготовки; средства, формы, методы тренировки, а также формируемые качества, необходимые стрелкам из лука для эффективной соревновательной деятельности. [1]. Моделирование как педагогический метод исследования обладает целым рядом преимуществ, поскольку отражает целостную картину педагогического явления. [2-4].
Разработанная педагогическая модель прошла апробацию в ходе педагогического эксперимента. Объективным показателем высокой эффективности разработанной педагогической модели подготовки стрелков из лука к соревновательной деятельности явились положительные сдвиги в оценке уровня успешности овладения испытуемыми навыками соревновательной деятельности. Количество испытуемых с «высоким» уровнем развития навыков соревновательной деятельности в экспериментальной группе было достоверно больше на 18,5% по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели подготовки стрелков из лука к соревновательной деятельности.
ВЫВОД: Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости внедрения в практику тренировки стрелков из лука, разработанной педагогической модели их подготовки к соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность стрельбы из лука / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 33-35.
2. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
3. Болотин, А.Э. Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 36-39.
4. Болотин, А.Э. Педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 1 (107). - С. 24-28.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2014), "The factors defining high efficiency of archery", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No. 3, pp. 33-35.
2. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
3. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2013), "Indicators of readiness of students to health-saving behavior", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 36-39.
4. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2014), "Pedagogical technology of management of a healthy lifestyle of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 2428.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2014.