Болотин Александр Эдуардович
доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Дзюба Александр Святославович
кандидат педагогических наук, доцент,
Краснодарский университет МВД России
Грачев Кирилл Андреевич
Военный институт физической культуры
(e-mail: [email protected])
Педагогическая модель обучения прикладному плаванию курсантов образовательных организаций силовых структур с использованием методики замещения
гидрогенных локомоций
В статье обосновывается педагогическая модель обучения прикладному плаванию курсантов образовательных организаций силовых структур с использованием методики замещения гидрогенных локомоций. Рассматриваются составляющие данной модели, факторы и педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения, методические аспекты обучения прикладному плаванию курсантов образовательных организаций силовых структур.
Ключевые слова: курсант, гидрогенные локомоции, прикладное плавание, модель обучения, формирование навыков.
A.E. Bolotin, Doctor of Pedagogics, Professor, St. Petersburg Polytechnical University of Peter the Great; e-mail: [email protected];
A.S. Dzyuba, Candidate of Pedagogics, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;
K.A. Grachev, Military Institute of Physical Culture.
Pedagogical model of training to applied swimming of cadets of educational establishments of power structures with the use of replacement hydrogenic locomotion techniques
The article presents the rationale for the pedagogical model of training to applied swimming of cadets of educational establishments of power structures with the use of replacement hydrogenic locomotion methods. Discusses components of the model, the factors and the pedagogical conditions necessary for improving the effectiveness of training, methodical aspects of training to applied swimming of cadets of educational institutions of power structures.
Key words: cadet, hydrogenous locomotion, applied swimming, training model, skills formation.
Реформа высшего образования на современном этапе осуществляется в соответствии с принятой Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» и Программой совершенствования системы образования в рамках Стратегии развития вузов силовых структур Российской Федерации на период до 2020 года.
Нормативная база, регламентирующая деятельность вузов силовых структур, приводится в соответствие необходимым требованиям и приказам. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования государство выступает одновременно и в роли заказчика, и в роли организатора, и в роли гаранта выполнения кадрового заказа. В связи с этим органы
227
управления системой подготовки офицерских кадров должны четко определить, сколько, по каким специальностям и с каким уровнем образования необходимо готовить офицеров. Анализ международной обстановки в современном мире свидетельствует о том, что в настоящее время обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, в то время как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса [1].
В условиях ослабления деятельности целого ряда международных институтов в сфере безопасности только укрепление потенциала вооруженных сил и других силовых структур может явиться фактором, предотвращающим окончательный распад системы международных отношений, учитывающих принципы международного права. Именно силовые структуры могут обеспечить глобальную стабильность в широком смысле.
Необходимо отметить, что современная боевая практика силовых структур требует от выпускников вузов высокого профессионального мастерства, широкой эрудиции, способности к принятию грамотных решений в условиях дефицита времени, а также высокого уровня их физической подготовленности. Без хорошо подготовленных офицеров невозможно существование боеспособных силовых структур. Поэтому приоритетным направлением является их профессиональная подготовка, включающая психологическую и физическую готовность к решению задач по защите населения и территорий от любой агрессии.
В настоящее время в вузах силовых структур проблеме обучения прикладному плаванию курсантов уделяется значительное внимание . Навыки и умения плавания нужны в повседневной деятельности курсантов, а также при совершении военных и других профессиональных действий [2-4].
Для успешной реализации задач, обусловленных требованиями к профессиональной деятельности курсантов вузов силовых структур, актуальным на социально-педагогическом уровне становится создание системы их профессионального обучения на основе формирования навыков прикладного плавания. Эти навыки необходимы для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, охраны (сопровождения) важных (разрядных)
грузов, а также находящихся в территориальных водах иностранных государств (иностранных портах) кораблей (судов), освобождения физических лиц и объектов, удерживаемых террористами, а также для выполнения других специальных задач.
Различные аспекты обучения прикладному плаванию военнослужащих раскрыты в работах отечественных педагогов [5]. Все эти работы способствовали накоплению и систематизации знаний по исследуемой проблеме. Между тем работ, посвященных анализу проблемы формирования навыков прикладного плавания у курсантов вузов силовых структур с использованием методики замещения гидрогенных локомоций, нам обнаружить не удалось. В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием педагогической модели обучения прикладному плаванию курсантов военно-учебных заведений, в основу которой положено использование их предшествующего двигательного опыта. До сих пор не выявлены организационно-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения курсантов вузов силовых структур прикладному плаванию.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости поиска наиболее эффективных средств и методов обучения прикладному плаванию. Существующие методики подготовки по прикладному плаванию не имеют значимых отличий от обучения спортивному плаванию и рассчитаны в основном на умеющих плавать.
Прикладное плавание как раздел физической подготовки курсантов вузов силовых структур направлен на решение задач прикладного характера, и поэтому здесь приобретает значение сохранение боеспособности в условиях водной среды, что должно отражаться и на технике прикладного плавания, и на методике обучения [2-4].
Специфичность таких компетенций заключается не столько в умении плавать, используя технику спортивных способов плавания, сколько в способности технически рационально осуществлять свои действия, базируясь на индивидуально сформированных навыках передвижения в воде. Вместе с тем, существующая в настоящее время методика овладения прикладным плаванием строится на основе принятого в спортивной тренировке целостно-раздельного метода обучения способам «кроль на груди» и «брасс». Несмотря на то, что именно эти способы плавания в прикладном отно-
228
шении являются наиболее ценными, жесткая алгоритмизация их освоения не позволяет учитывать индивидуальный двигательный опыт курсантов, что создает дополнительные трудности в обучении [2-4].
Элиминировать существующее ограничение, свойственное методике начального обучения прикладному плаванию при использовании ее в практике обучения курсантов, возможно при условии совершенствования плавательных навыков на основе ранее сформировавшихся движений, которые должны не только рассматриваться в качестве исходного уровня индивидуальных двигательных возможностей обучаемых, но и использоваться в учебном процессе. Такой подход отражает релевантность методики замещения отдельных гидрогенных локомоций при освоении курсантами навыков прикладного плавания в условиях дефицита времени, отводимого на обучение.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием противоречий:
между высокой потребностью государства в хорошо подготовленных специалистах силовых структур и отсутствием современных методов обучения прикладному плаванию как основе их эффективных практических действий в водной среде;
между практической необходимостью учета индивидуального двигательного опыта курсантов и степенью его использования при обучении прикладному плаванию;
между необходимостью рационального совершенствования индивидуальной техники плавания посредством избирательного замещения отдельных локомоций и стандартно-регламентирующим характером существующей методики обучения.
Для преодоления указанных противоречий была разработана педагогическая модель обучения прикладному плаванию курсантов вузов силовых структур с использованием методики замещения гидрогенных локомоций.
Анализ литературы показал, что в современных условиях возможности подразделений силовых структур как у нас в стране, так и за рубежом значительно возросли [6]. Это связано, прежде всего, с техническим перевооружением и совершенствованием их учебно-материальной базы. Глубина и ответственность выполняемых задач подразделений силовых структур увеличилась, подразделениям придется значительно чаще привлекаться к проведению специальных задач, входить в состав
специально подготовленных подразделений и преодолевать водные преграды [6]. Потому для успешного выполнения поставленных боевых задач от каждого специалиста силовых структур потребуются навыки основных элементов прикладного плавания, а также умение использовать различные подручные средства при форсировании водных преград в условиях различных температурных режимов водной среды.
Установлено, что под прикладным плаванием понимается преодоление специалистами силовых структур водной преграды в обмундировании, снаряжении и с оружием. Оно подразделяется на плавание с помощью поддерживающих средств и без них. Поддерживающие средства значительно облегчают плавание в выкладке и делают его надежным, более экономичным и безопасным [7, с. 58]. Наиболее распространенными средствами являются индивидуальные спасательные средства, поплавки, сооружаемые из предметов выкладки, и подручные средства.
К индивидуальным спасательным средствам относятся спасательные жилеты, спасательные нагрудники, куртки (бушлаты), пояса, круги, буйки и т.д. В случае их отсутствия поддерживающие средства применяются в виде поплавков, изготавливаемых из вещевого мешка, плащ-палатки (накидки), защитных чулок, куртки или брюк и т.д.
К подручным средствам относятся бревна, доски, хворост, автомобильные камеры, жерди, поленья и другой подручный материал, обладающий высокой плавучестью.
Прикладное плавание предъявляет высокие требования к организму специалистов силовых структур. При плавании в обмундировании организм испытывает комплексное воздействие сил тяжести тела и предметов выкладки, отличающихся друг от друга размером, весом, объемом, плавучестью. Например, основную тяжесть выкладки автоматчика составляют предметы вооружения, которые изготовлены из металла и имеют отрицательную плавучесть. Предметы снаряжения имеют положительную плавучесть, равную 9,7 кгс, которая создается за счет вещевого мешка с личными вещами, противогаза с сумкой, чехла с химическим имуществом и пустой фляги. Эти предметы имеют сравнительно небольшой вес и значительный объем. Поэтому в воде они обладают внушительной грузоподъемностью, равной 11,5 кгс. Таким образом, вес предметов полной выклад-
229
ки обладает положительной плавучестью, равной 2,9 кгс, и при правильной подгонке будет служить хорошим поддерживающим средством при форсировании водной преграды. Поэтому при обучении военнослужащих технике прикладного плавания следует учитывать данные факторы.
Особая специфичность прикладного плавания заключается в огромном гидродинамическом сопротивлении в сочетании с воздействием на пловца силы тяжести предметов обмундирования и оружия, направленной вертикально вниз и противодействующей выталкивающей силе. Если учесть, что большинство специалистов силовых структур не имеют спортивных навыков плавательной подготовки, то становится очевидным, что в условиях водной среды большую часть усилий они затрачивают не на продвижение вперед, а на удержание тела у поверхности воды. В этой ситуации снижение веса перемещаемого груза и общего сопротивления - чрезвычайно актуальная задача.
Анализ литературы показал, что в настоящее время накоплен достаточно большой теоретический и экспериментальный материал по методике обучения прикладному плаванию занимающихся различных возрастов, профессий и пола, рациональное использование которого способствует решению проблемы ускоренного и надежного формирования навыков плавания. Объективные закономерности профессиональной подготовки требуют применения адекватных методик, позволяющих эффективно обучать прикладным профессиональным действиям, связанным с перемещением в водном пространстве.
Проведенный теоретический анализ современных методик обучения плаванию показал, что большинство работ, выполненных в этом направлении, в качестве объекта исследования определяют процесс физического воспитания детей и подростков. Намного меньше исследований, связанных с вопросами обучения плаванию взрослых. Во всех предлагаемых ме-
тодиках обучения исходный уровень владения навыками плавания занимающимися условно принимается за «нулевой», т.е. считается, что они не умеют плавать.
В основе разработанных в настоящее время методик лежат различные подходы к механизму формирования навыков: перенос тренированности, прикладная и профессиональная направленность, этапность обучения, промежуточное освоение облегченных способов плавания, использование тренажеров и технических средств обучения, комплексный метод (одновременного обучения спортивным способам плавания), использование алгоритмизированных программ, психорегуляция двигательной деятельности, учет морфофункци-ональных и гидродинамических показателей обучаемых, игровые ситуации.
Индивидуализация в применяемых методиках обучения понимается как учет индивидуальных особенностей техники плавания, устранение индивидуальных критических отклонений (частных ошибок) от эталонных технических показателей, использование индивидуальных морфофункциональных и психофизиологических показателей обучаемых. В рамках прикладного обучения в первую очередь изучаются техники брасса и кроля на груди, которые считаются наиболее прикладными способами плавания, затем на их основе строятся все дальнейшие действия, связанные с профессионально-прикладными аспектами.
Таким образом, прикладное плавание является одним из эффективных средств физической подготовки курсантов силовых структур, позволяющих решать прикладные, образовательные и воспитательные задачи. Однако удельный вес времени, выделяемого на плановые занятия по плаванию, позволяет в основном сформировать простейшие навыки передвижения в воде в спортивной форме. При формировании навыков прикладного плавания у курсантов силовых структур слабо учитывается их предшествующий двигательный опыт.
230
1. Болотин А.Э., Фернандеш Ж.-А. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 10(80). С. 185-187.
2. Болотин А.Э., Яковлев Ю.В. Факторы, определяющие включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спор-тивную деятельность // Теория и практика физической культуры. 2014. № 6.
3. Болотин А.Э., Зюкин А.В., Петренко А.В. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России // Научное мнение. 2015. № 4-2. С. 102-108.
4. Болотин А.Э., Новосельцев О. В. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 12(106). С. 112-115.
5. Грачев К.А., Понимасов О.Е. Проектирование одновременно-симметричного идеального комбинационного типа техники прикладного плавания // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 1(119). С. 139-142.
6. Грачев К.А., Понимасов О.Е. Спецификация попеременно-симметричной идеально-типической комбинации техники прикладного плавания // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3(121). С. 106-110.
7. Грачев К.А., Штамбург И.Н., Понима-сов О.Е. Формирование навыков прикладного плавания на основе индивидуального двигательного опыта обучаемых // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2013. № 3(21). С. 112-114.
1. Bolotin A.E., Fernandesh G.-A. Pedagogical conditions necessary for improving the quality of physical training process with the Angolan military// Sci. notes of University named after P.F. Lesgaft. 2011. № 10(80). P. 185-187.
2. Bolotin A.E., Yakovlev Yu.V. Factors determining the inclusion of students of mining specialties in sports activity // Theory and practice of physical culture. 2014. № 6.
3. Bolotin A.E., Zyukin A.V., Petrenko A.V. Assessment of the significance of the military and applied skills for combat missions personnel of Special Forces, Interior Troops of Russia // Sci. opinion. 2015. № 4-2. P. 102-108.
4. Bolotin A.E., Novoseltsev O.V. Factors determining the high efficiency of training students swim breaststroke // Sci. notes of University named after P.F. Lesgaft. 2013. № 12(106). P. 112-115.
5. Grachev K.A., Ponimasov O.E. Designing both symmetric perfect combination type technique applied navigation // Sci. notes of University named after P.F. Lesgaft. 2015. № 1(119). P. 139-142.
6. Grachev K.A., Ponimasov O.E. Specification alternately symmetric ideal-typical combination of applied swimming technique // Sci. notes of University named after P.F. Lesgaft. 2015. № 3(121). P. 106-110.
7. Grachev K.A., Shtamburg I.N., Ponimasov O.E. The formation of applied swimming skills based on individual motor experience of students // Actual problems of physical and special training of security forces. 2013. № 3(21). P. 112-114.
231